Как описывали казахстан средневековые путешественники

Обновлено: 18.09.2024

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ненарокова Мария Равильевна

Путешествия на Восток в IV XII веках для средневековых европейцев имели особое значение, поскольку в Египте, на Синае, в Малой Азии, в Палестине происходили события, описанные и в Ветхом, и в Новом завете. Итинерарии , средневековые путеводители, сохранили описания маршрутов путешествий, списки мест, которые должны были посещать паломники. В них записывались народные обычаи христианского Востока, предания и легенды, житейские наблюдения, отмечалось все редкое и необычное, привлекавшее внимание их авторов.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ненарокова Мария Равильевна

Wonders of the East: view of the medieval European travelers

In the IV XII centuries travels to the East were particularly important for the medieval Europeans because the events described in the Old Testament and the New Testament took place in Egypt, in the Sinai, in Asia Minor, in Palestine . Itineraries, the medieval travel guides, kept descriptions of travel routes, lists of places that were supposed to be attended by the pilgrims. They saved folk customs of the Christian East, its legends and everyday observations, noted all the rare and unusual that attracted the attention of their authors.

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

выходит С ЗОЮ года

ЧУДЕСА ВОСТОКА ГЛАЗАМИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Аннотация. Путешествия на Восток в IV - XII веках для средневековых европейцев имели особое значение, поскольку в Египте, на Синае, в Малой Азии, в Палестине происходили события, описанные и в Ветхом, и в Новом завете. Итинерарии, средневековые путеводители, сохранили описания маршрутов путешествий, списки мест, которые должны были посещать паломники. В них записывались народные обычаи христианского Востока, предания и легенды, житейские наблюдения, отмечалось все редкое и необычное, привлекавшее внимание их авторов.

Ключевые слова: литература путешествий, итинерарий, паломничество, Палестина, Иерусалим, Средние века.

Основным источником, рассказывающим средневековым христианам о Востоке, была Библия. В Египте, на Синае, в Палестине происходили события, описанные и в Ветхом, и в Новом Завете. В новозаветных текстах упоминается и Малая Азия. Поэтому, когда путешественники, паломники или купцы, попадали в эти места, срабатывал эффект узнавания. Так, Эгерия, оказавшись в

В текстах всех итинерариев отчетливо выражается одна мысль, одно чувство — удивление перед чудесным в преходящей человеческой жизни. Это удивление столь велико и драгоценно, что его нельзя хранить только для себя, как это сделал бы с сокровищем какой-нибудь скупец. Средневековые путешественники щедро делились в своих текстах увиденным и пережитым, поэтому и мы сейчас можем вместе с ними дивиться чудесам Востока.

[1] Corpus Christianorum Series Latina : v.125. -Turmhaut: Brepols, 1965.

[2] Migne, J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL) [CD-Rom]. — Chadwick-Healy, 1993-1995. V.15.

© Ненарокова М.Р., 2014. Статья поступила в редакцию 25 июля 2014 г.

Ненарокова Мария Равильевна,

доктор филологических наук, старший научный сотрудник,

WONDERS OF THE EAST: VIEW OF THE MEDIEVAL EUROPEAN TRAVELERS

Abstract. In the IV-XII centuries travels to the East were particularly important for the medieval Europeans because the events described in the Old Testament and the New Testament took place in Egypt, in the Sinai, in Asia Minor, in Palestine. Itineraries, the medieval travel guides, kept descriptions of travel routes, lists of places that were supposed to be attended by the pilgrims. They saved folk customs of the Christian East, its legends and everyday observations, noted all the rare and unusual that attracted the attention of their authors.

Keywords: travel literature, itinerary, pilgrimage, Palestine, Jerusalem, the Middle Ages.

Существует распространенное заблуждение, что в Средневековье люди не покидали своих деревень и понятия не имели о том, что происходит вокруг. Но это не совсем так, и сегодня мы вам об этом расскажем.

Действительно, были люди, которые за всю жизнь не выезжали дальше местного рынка, а у некоторых вообще не было возможности путешествовать. Не забываем о том, что мы говорим об историческом периоде, который традиционно принято датировать V – XV вв. В это время огромное количество людей было зависимым и привязанным к земле (считай, землевладельцу). В такой ситуации особенно не попутешествуешь. Но даже если человек был лично свободным и мог поехать, куда ему заблагорассудится, то сделать это было не всегда просто, хотя и возможно.

Куда обычно ездили в Средние века?

Как европейцы путешествовали в Средние века

Как европейцы путешествовали в Средние века

С военными дело обстояло немного иначе, так как им не приходилось выбирать место назначения. Новобранцы, например, в Англии, встречались в традиционном месте сбора, а затем, подняв знамена своих вассалов, отправлялись вместе с остальной армией на север сражаться с шотландцами или на юг, бить французов. В некоторой степени это тоже можно назвать путешествием, особенно, если учесть, что военные кампании длились годами.

Нельзя не упомянуть крестоносцев — главных средневековых странников. Правда, все их многочисленные походы оставляли за собой реки крови и разоренные города, но сами рыцари, несомненно, получали новые впечатления.

Как европейцы путешествовали в Средние века

Путешественники привозили в родные края рассказы о тех местах, где они успели побывать. Так как в те времена развлечений у населения было не много, новые истории становились настоящим событием, а сами рассказчики пользовались народной любовью и популярностью.

Кто чаще путешествовал?

Важно отметить, что путешествия были гораздо более распространены среди людей, находящихся наверху социальной лестницы. Король и его придворные почти постоянно находились в движении: они объезжали владения, собирая подати и налоги. Помимо личных коронных земель государь также мог посещать своих вельмож. Правда, такие визиты не всегда были желанными, поскольку обходились хозяину дорого, ведь приходилось на недели размещать, развлекать и кормить высокопоставленных придворных.

Как европейцы путешествовали в Средние века

На чем передвигались средневековые путешественники?

Как европейцы путешествовали в Средние века

Однако наиболее распространенным способом передвижения была верховая езда, которая была доступна не только высшим классам. Кстати, лошадей можно было взять в аренду, но в Средние века они отличались по размерам от современных – были значительно меньше.

Средневековые дороги

После падения Рима транспорт стал более примитивным. В то время как римляне демонстрировали впечатляющее мастерство в строительстве сети дорог по всей империи, в Средние века транспорт стал менее доступным. Некогда широко распространенная система взаимосвязанных дорог и мостов рухнула вместе с империей. Даже те дороги, которые остались от Рима, долгое время находились в плохом состоянии, так как за ними не следили и их не ремонтировали.

Как европейцы путешествовали в Средние века

Дороги вновь представляли собой неровные, изрытые бороздами грунтовые насыпи, которые во время дождя превращались в грязное месиво. При этом росла популярность колесных повозок, для которых были нужны ровные дороги. Кстати, католическая церковь активно агитировала население жертвовать денежки на починку дорог, называя это дело исключительно богоугодным и обещая верующим небесные блага и сокращенный срок пребывания в Чистилище.

С какой скоростью передвигались?

Так как люди небогатые путешествовали пешком даже на приличные расстояния, скорость передвижения оставляла желать лучшего. В день странник проходил пешком около 25 км, и это при хороших условиях. Если же стояла плохая погода или дороги были размытыми, то преодоление за день 12 км уже было успехом. Груженая телега за день проезжала около 20 км, а зимой и того меньше. Всадник, вынужденный все время ехать на одной лошади, мог проехать до 40 км в день. Богатые люди и придворные могли себе позволить менять лошадей, преодолевая немыслимое расстояние — 60 км в день.

Как европейцы путешествовали в Средние века

Расстояние, пройденное за день, зависело от продолжительности светового дня, времени года, погоды и того, где располагался следующий постоялый двор. Если ближайшая гостиница находилась в пяти милях, а вы могли выехать лишь в полдень, то пытаться добраться до нее было бессмысленно, так как не было шансов успеть до наступления темноты.

Иногда на дорогах попадались путевые знаки, указывающие, например, более короткий путь через лес, но проблема заключалась в том, что их можно было легко повернуть или передвинуть, направив путников в руки поджидающих разбойников.

С какими трудностями сталкивались путешественники?

Как европейцы путешествовали в Средние века

В Средние века дальние поездки были рискованным и опасным предприятием, которое требовало основательной подготовки, и, что очень важно, выбора спутников. Путешествие не было чем-то таким, к чему можно было бы относиться легкомысленно. Путешествовать в одиночку было крайне небезопасно. Дороги кишели бандитами. Часто это были солдаты, которым нечем было заняться во время затишья в сражениях.

Еще одной проблемой было отсутствие карт в современном понимании. Были сведения о маршрутах, которые содержали список мест между вашей отправной точкой и пунктом назначения. Удачливым путешественникам удавалось найти спутника, который имел преставление хотя бы о начале маршрута. В противном случае приходилось опрашивать местных жителей, как добраться до следующего пункта.

Несмотря на развитую систему паломничества и миссионерства в Европе, доминирующее положение в области путешествий и открытий эпохи Средневековья принадлежит арабским путешественникам. В VII в. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, завоевали огромную территорию. На востоке — Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии — Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе — Сирию и Палестину, на западе — всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и завоевали почти весь Пиренейский полуостров. К VIII в. арабы владели западным, восточным и южным побережьем Средиземного моря, побережьем Красного моря и Персидского залива, а также северным побережьем Аравийского моря. Они владели и важнейшими сухопутными дорогами, связывающими Европу с Азией и Китаем.

Одним из первых арабских путешественников был купец из Басры Сулейман. В 851 г. он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай. Попутно он посетил Цейлон, Суматру, Никобарские и Андаманские острова. Во время путешествия Сулейман вел записи. Впоследствии эти записи были дополнены арабским географом Лбу-Зейд-Гассаном и в таком виде сохранились до наших дней.

Самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн Батута (1304-1377). В 1325 г. он отправился из своего родного города Танжера в Александрию. Затем он поднялся вверх по Нилу до первого порога, посетил Сирию, Палестину, Западную Аравию и Ирак. Затем посетил Мекку и пошел берегом на юг Йемена, а оттуда морем до Мозамбикского пролива. На обратном пути Ибн Батута через Занзибар морем добрался до Ор- музда, побывал на Бахрейнских островах и в Южном Иране, а затем вернулся в Египет. Из Египта через Сирию и Малую Азию он прошел до города Синопа на Черном море, переплыл к южному берегу Крыма, а оттуда направился в столицу Золотой Орды Сарай-Берке, расположенную в низовьях Волги, на верхней Ахтубе. Далее путешественник пошел на север до города Болгар. Вернувшись в Сарай- Берке, Ибн-Батута сопровождал татарское посольство в Константинополь. Из Константинополя Ибн Батута через Прикаспийскую низменность и пустынное плато Устюг дошел до города Ургенч, а оттуда в Бухару. Он посетил Самарканд, затем повернул на юг, пересек Амударью, преодолел Гиндукуш и вышел в долину среднего Инда. Там он через Пенджаб дошел до Дели. Ибн Батута прожил в Индии несколько лет как чиновник делийского султана. В 1342 г. он был послан султаном в Китай, но по пути в (Южной Индии) был ограблен. Оставшись без средств к существованию, он вынужден был поступить на службу к мусульманскому правителю Мальдивских островов. Раздобыв средства, Ибн Батута прибыл на Цейлон, оттуда морским путем отправился в Китай, побывал в Пекине. Затем снова отплыл на Цейлон, оттуда через Малабар, Аравию, Сирию и Египет в 1349 г. вернулся в Танжер.

Самыми отважными мореплавателями среди европейцев в этот период были норманны. Норманнские мореплаватели были известны под различными именами: фризы, жившие на территории современных Бельгии и Голландии; кельты, англосаксы, франки, жившие на территории современных Ирландии, Англии и Франции; викинги, скандинавы, остманы, нордлейды, жившие на территории современных Финляндии, Норвегии и Швеции; даны, аксамиты, гейды, исторлинги, жившие на территории современной Дании, на севере Германии, на побережье Балтийского моря.

4,5 м. На них норманны доходили до Константинополя. Остродонные (килевые) корабли норманнов произвели настоящую революцию в кораблестроении. Впоследствии такие суда были введены на всем побережье Европы.

Но самое большое достижение норманнских мореплавателей в том, что они еще в IX в. достигали берегов Северной Америки. Навигационных приборов норманны не знали. В открытом море они ориентировались по звездам и Солнцу. Определить свое местоположение им помогала также глубина и температура воды в океане. Кроме того, они ориентировались по полету птиц. Известно также, что когда норманны плыли к Гренландии, они ориентировались в пути по движению косяков рыбы — трески и сельди.

Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы и по рекам Восточной Европы достигали Черного моря, а оттуда проникали в Византию. В северном направлении норманны огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан и колонизировали Исландию. Согласно легенде, Исландия была открыта в 860 г. норвежцем Наддодом, чей корабль сбился с курса и пристал к незнакомым берегам. Вскоре здесь появляются переселенцы из Скандинавии, которые посчитали, что климат южных районов Исландии очень схож с климатом их родины, что позволило им заниматься хорошо известными видами хозяйственной деятельности. Колонисты не теряли связи со Скандинавией и торговали также с другими народами континентальной Европы и населением Британских островов.

Шторм стал причиной открытия Гренландии (900), корабль, возглавляемый Гуннбъерном и направляющийся из Норвегии в Исландию, был отброшен к незнакомым берегам. Мореплаватель не стал исследовать неизвестный берег и возвратился в Норвегию. Позже Эрик Рыжий нашел эту страну и в течение трех лет исследовал ее побережье. Для того чтобы привлечь переселенцев, он даже назвал эти не очень приветливые земли Зеленой землей (Гренландией). В 985 г. первая партия переселенцев на 25 кораблях отправилась из Исландии на новые земли. Лишь 14 кораблей сумели добраться до Гренландии, остальные или затонули во время шторма, или повернули обратно в Исландию. Потомки викингов были вытеснены из Гренландии спустя почти 400 лет коренными жителями этого острова — эскимосами. Норманны укрепились на северных и восточных берегах Британии и на востоке Ирландии. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены. Эта территория и до сегодняшнего дня носит название Нормандия.

Норманнов привлекали богатые торговые города Европы. В то время у европейцев не было регулярных армий, поэтому они оказались практически бессильными перед опустошительными набегами викингов. Норманны совершали набеги на атлантические берега Пиренейского полуострова, проникали в Средиземное море через Гибралтарский пролив, грабили Южную Европу и доходили до Сицилии. Несмотря на грабительский характер некоторых путешествий норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле оказали положительное влияние на подготовку и проведение путешествий последующих мореплавателей. Кроме того, они сумели вывести европейскую торговлю из тупика, что было вызвано арабскими завоеваниями и захватом арабами основных межконтинентальных торговых путей.

К знаменитым западноевропейским паломникам XI в. относят Фулька Анжуйского, обвиненного в убийстве жены и в других преступлениях, который три раза посещал Святую Землю; Роберта Нормандского, отца Вильгельма Завоевателя, по велению которого был убит его брат Ричард. После поста с молитвами, одетые в саван паломники посещали церковь Гроба Господня. Этот саван сохранялся ими всю оставшуюся жизнь и, как правило, в нем их и хоронили. Многие старались посетить Вифлеем и брали оттуда с собой на родину пальмовую ветвь.

Для приема паломников и других странников устраивались гостиницы — госпитали (hospes). В XI в. особенно славился своим приемом паломников, следующих из Бургундии в Италию, монастырь на горе Ценнее. В этом же веке в Испании для паломников создаются приюты — алъбергерии и оспиталии, где можно было не только отдохнуть, но и получить медицинскую помощь и обменять деньги. Приюты на горных дорогах обязывали их смотрителей во время снегопада или тумана звонить в колокол и даже выступать в роли проводников.

Особую услугу паломникам оказывал рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоеваний принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую землю. Задачей братства была помощь паломникам и купцам, а также их защита от разбоя неверных, что вызвало боевой дух рыцарей этого ордена. Госпитальерами была создана целая сеть гостиниц по всему Ближнему Востоку. Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам оказывали лишь отдельные рыцари ордена. В 1259 г. папа римский даже специальным указом утверждает три вида членов ордена: рыцари, священники и братья-госпитальеры.

Несмотря на развитую систему приютов и гостиниц, совершать паломничество к святым местам становится все труднее. Паломники попадали в Иерусалим через Ефраимские ворота, при входе с них брали подать. Перед воротами часто скапливались многотысячные толпы странников в ожидании богатого паломника, который смог бы уплатить за них пошлину. Измученные голодом и нищетой странники вынуждены были месяцами ждать своего часа. Были случаи, когда люди умирали у ворот Иерусалима. Но даже те, кто заплатил налог, не чувствовали себя в безопасности. В городе царила атмосфера вражды и неприязни к христианам. Участились случаи нападения на паломников, идущих к святым местам.

Население Европы XII века далеко не всегда устраивала жизнь на месте. Депрессии, суета и печали часто забивали головы простых европейцев: их реальность была не очень веселой. Но находилось место и для сладких грёз, и для фантазий. В народной памяти и литературе той эпохи мы находим массу свидетельств, подтверждающих эти мечтания: далекие края, где жили сказочные звери, знаменитая страна Кокань, где можно было бездельничать и есть сколько вздумается.

Подобные мифы поддерживали и доморощенные маги, и просто шарлатаны, предлагая сомнительные реликвии и зелья, вливая в уши обществу байки о дальних странах с несчитанными богатствами.

Миграция населения

Возьмём самых могущественных и вольных персонажей средневековой истории — западноевропейских монархов и правителей. Начнём с того, что у большинства из них не было одной резиденции. Двор короля постоянно перемещался вместе с Его Величеством. Самый яркий пример — король Англии Ричард Львиное Сердце.

За почти десятилетнее правление он пробыл на Британских островах всего полгода. Всё остальное время Ричард с разной продолжительностью находился в Сицилии, на Кипре, в Святой Земле, Австрии, Германии и Франции.

Особы рангом пониже тоже не отставали от монарха: герцоги и бароны с удовольствием перемещались по своим владениям и останавливались на землях своих вассалов.

Известно одно: в Средние века не существовало границ. По крайней мере — видимых. Дороги находились в ужасном состоянии, ведь их ремонтом не занимались вообще. Маршруты становились очень сложными и запутанными из-за высоких пошлин. Чтобы пересечь мост, город или лес надо было уплатить определённую сумму владельцу.

Самым безопасным и недорогим путём для средневекового человека оставался путь по воде. Но скорость перемещения была очень низкой: обоз за день мог преодолеть от 25 до 40 км, а одинокий всадник проезжал за день 60−70 км. Чтобы попасть из Парижа в Руан, требовалось 3 дня, из Парижа в Лондон — около 10 дней, от Лондона до Рима — больше месяца.

Паломничество к святыням

Пожалуй, это самая весомая цель поездок средневековых людей. Но ни в коем случае это путешествие не было наградой. Скорее — расплатой за грехи и попыткой очистить свою душу. Чем дальше — тем лучше для духовного развития и тем больше шансов на спасение.

Не покидая Франции, знать и простолюдины могли поклониться мощам Марии Магдалины, Божьей Матери, Святого Мартина и Святого Марциала. А если удавалось попасть в Константинополь, Рим или Иерусалим, то можно было получить протекцию апостолов, первых мучеников и самого Иисуса Христа. Но подобные путешествия требовали колоссальных затрат. Не каждый мог позволить себе такой вояж.

Пилигримы отправлялись в путь небольшими группами. Их легко узнавали по характерным одеяниям и атрибутам: посох, сумка в виде мешка, перекинутого через плечо, войлочная шляпа. Перед отъездом паломники просили благословления у местного священника: освящалась вся одежда и предметы, взятые в дорогу.

Читайте также: