Как открыть партию в казахстане

Обновлено: 18.09.2024

Наиболее важную роль в современных условиях демократизации государственной жизни играют политические партии. Следует подчеркнуть, что становление правового государства немыслимо без политических партий - важнейших инструментов аккумуляции и представительства интересов различных слоев общества в государственных органах.

Тенденция повышения роли партий в политической системе в условиях политического многообразия, их открытое соперничество в борьбе за государственную власть свидетельствует об активизации политического самосознания общества. В этих условиях приобретают большую актуальность вопросы правового регулирования взаимоотношений политических партий и государственных институтов.

Одним из распространенным и общеизвестным видом общественных объединений является политическая партия.

Политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании.

Так, политические партии должны создаваться по инициативе граждан в количестве не меньше 1000 человек, которые созывают учредительный съезд политической партии и представляют две трети областей, города республиканского значения и столицы. При этом граждане должны принимать личное участие на учредительном съезде партии, участие граждан по доверенности не допускается.

Законом предусмотрены требования к членам партии, ею может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцатилетнего возраста, который имеет право на свободу выбора политической партии и может быть членом только одной политической партии.

В политических партиях не допускается членство иностранных граждан, лиц без гражданства, а также коллективное членство.

Серьезные требования предусмотрены законодательством и к количественному критерию в партии. Ее обязательным признаком является наличие не менее 50 тысяч человек, от каждого региона численность должна составлять не менее семисот членов партии. После прохождения государственной регистрации партии дается полгода для подтверждения республиканского статуса. Организационная структура политических партий строится по территориальному принципу.

Установленный количественный критерий для политических партий не является преградой для создания партий в Республике Казахстан.

Итак, политическая партия может быть создана по инициативе группы граждан Республики Казахстан численностью не менее одной тысячи человек и представляющих две трети областей, города республиканского значения и столицы.

Республиканский характер деятельности политической партии обеспечивается членством в ней не менее пятидесяти тысяч членов партий, представляющих структурные подразделения (филиалы и представительства) партии во всех областях, Алматы и Астане, численностью не менее 700 членов в каждой из них. Ранее отечественный законодатель оставлял открытым вопрос о количестве членов регистрируемой партии в каждой отдельной области, не устанавливал пропорциональность представительства всех регионов страны.

Согласно прежнего закона партия могла иметь своих членов в необходимом количестве областей, но подавляющее число своего состава сформировать в одной области. Таким образом, появлялась реальная возможность возникновения региональных партий, что, конечно, неприемлемо при унитарном устройстве нашего государства.

Количественный критерий членства в партии минимум 50000 человек направлен на ограничение возникновения множества мельчайших группировок, претендующих на статус политических партий. В мировой практике данное условие является важным для юридического признания партий. Между тем, в казахстанской науке имеется различное отношение к численному составу политических партий, поскольку ранее предыдущий закон предусматривал для их официальной легализации необходимость наличия всего лишь трех тысяч членов от не менее половины областей республики.

Актуальность проблемы заключается также в том, что особенность отечественного партийного строительства состоит в образовании некоторых из партий на корпоративной основе. Ряд партий становятся политическим крылом той или иной группы давления. Здесь можно отметить ГПК и АПК. Гражданская партия образовалась на базе предприятий алюминиевой и хромовой промышленности. АПК специализируется на защите различных группировок агрофирм [40, с.164].

Официальная регистрации политических партий дает возможность им действовать легально в соответствии с намеченными уставными целями и задачами. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, форм и методов деятельности. Законодательство о политических партиях устанавливает лишь общие начала внутренней жизни партий. Анализ содержания уставных документов позволяет судить о специфике нормативного регулирования внутренней деятельности в каждой, взятой в отдельности партии.

Важной правовой гарантией образования политической партии является то, что в случае отказа в ее государственной регистрации, со ссылкой на нарушение конкретного закона, партия имеет право обжаловать данное решение в судебном порядке. Такую возможность судебного обжалования необходимо рассматривать в качестве важной гарантии, предоставляемой законодателем, поскольку в некоторых странах решение регистрирующего органа является окончательным, не подлежащим обжалованию ни в какие инстанции.

Роль и функциональное назначение партии наиболее ярко проявляется сквозь призму конституционных правоотношений, возникающих с другими субъектами политической системы общества.

Депутаты Парламента, за исключением Председателей палат и их заместителей, членов Высшего Судебного совета и Квалификационной коллегии юстиции, вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений или в виде депутатских групп. Между тем, в настоящее время в отечественной науке актуализируется проблема организации парламентских объединений на основе иных общественных организаций [42, с.26]. В мировой практике запрет на создание на такой основе фракций аргументируется, тем, что это дает возможность лоббистской деятельности, выражению отраслевых и корпоративных интересов, а также созданию объединений, защищающих интересы территорий в унитарном государстве. На наш взгляд, было бы не справедливым ограничить общественные объединения в возможности реализации интересы определенной части общества (например, ветеранов, инвалидов, экологов), поскольку ими актуализируются социально значимые проблемы, которые требуют законодательного разрешения.

Признавая фракции важнейшим структурным элементом парламента, государство представляет им ряд льгот и привилегий, реализация которых обеспечивает их активное участие в организации и деятельности палат, формировании руководящих и рабочих органов парламента. Это закреплено и претворяется в жизнь практически во всех демократических странах. В Казахстане подробная регламентация особого правового статуса парламентских фракций содержится в разделе 7 Регламента Парламента от 20 мая 1996 г.[43]; п.156-162 Регламента Мажилиса Парламента от 8 февраля 1996 г.[44]; п.143 - 146 Регламента Сената Парламента от 8 февраля 1996 г. [45]

В частности, в соответствии с п.123 Регламента Парламента Республики Казахстан, представители объединений от имени фракций имеют право:

  • - вносить замечания и предложения по повестке дня заседания Парламента и Палат, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
  • - высказывать мнения по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Парламентом или его Палатами, либо согласие на назначение которых дается Парламентом или его Палатами;
  • - предлагать поправки к проектам законов, постановлений и других актов, принимаемых Парламентом или его Палатами;
  • - знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, принятыми решениями фракций;
  • - запрашивать материалы и документы, необходимые для деятельности депутатского объединения у государственных органов и должностных лиц;
  • - при прекращении прений настаивать на выступлении от имени депутатского объединения. В этом случае председательствующий обязан предоставить им слово.

Вышеуказанные полномочия фракции не вполне отражают специфику этого вида парламентских объединений. Не ясна их роль в законодательном органе. За рубежом фракции, как правило, обладают большим комплексом льгот и привилегий.

Учитывая процесс развития многопартийности в Казахстане, и исходя из мирового опыта, необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования парламентской деятельности политических партий, уточнение правового статуса их парламентских фракций. В частности, на наш взгляд, было бы желательным включить в регламент палаты или, возможно, в специальный закон о парламентских фракциях положения о праве их участвовать в формировании руководящих и рабочих органов палаты, о государственном финансировании фракций, о правовом статусе оппозиционных фракций и т.д.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки в правовой регламентации партийных фракций, следует констатировать заметное возрастание их роли. На сегодняшний день ими не оставляются без внимания практически все законопроектные работы. Партии становятся важной политической единицей, имеющей достаточное влияние и вкладывают значительную лепту в наблюдаемый процесс политизации высшего представительного органа власти.

Роль политических партий в демократизации политической системы наиболее отчетливо проявляется в отношении с правительством. Хотя почти все современные конституции демократических стран прямо не говорят о роли политических партий в функционировании высшей исполнительной власти. Можно констатировать тот факт, что правительства при демократическом режиме в основном формируются определенными партиями.

Зарубежная практика организации государственной власти знает два способа формирования высшей исполнительной власти: парламентский и президентский.

Парламентская республика предполагает парламентскую форму правления, то есть представительное правление, которое основано на представительстве интересов граждан и реализуется ими через механизмы законодательной власти, а не через формы непосредственной демократии. Такой механизм действует в условиях развитой многопартийности, обеспечивающей устойчивое большинство мест в парламенте одной из политических партий. В этом случае правящая партия имеет возможность сформировать ответственное (перед парламентом) правительство, премьер-министр которого, как правило, представляет интересы правящей партии, являясь ее лидером. Такое правительство формируется непосредственно премьер-министром и сохраняет свои полномочия лишь до тех пор, пока пользуется доверием парламента данного созыва.

В этом случае состав Правительства Республики Казахстан во многом может зависеть от партийной принадлежности самого главы государства, что характерно для многих стран с президентской формой правления. Хотя в США эта традиция не всегда соблюдается. Президент взвешивает множество факторов, подыскивая членов Кабинета. Он должен принять во внимание те группы и тех лиц, которые сделали существенный вклад в его избрание. Если партия серьезно расколота или имеет место национальный кризис, он может назначить одного или двух представителей оппозиционных партий [46, с.160]. Иначе говоря, и при президентской форме правления не исключена возможность назначения на ключевые посты высших органов исполнительной власти представителей других партий. Думаем, подобная практика применима и для нашей страны, поскольку это только стабилизирует политическую жизнь общества.

Исходя из изложенного выше, представляется целесообразным наделить парламентские фракции от политических партий и общественных объединений правом предлагать Президенту кандидатуры руководителей высших исполнительных органов. Это существенно повысило бы их значение, как важнейшего элемента политической системы общества. Правительство может и должно быть коалиционным, поскольку в этом практическое воплощение принципа политического плюрализма, и гарантия от узурпации власти одной партией. В то же время высший исполнительный орган не должен быть ареной для политической борьбы и идейных столкновений партий.

Деятельность политических партий подлежит приостановлению в случае:

  • -нарушения Конституции и законодательства Республики Казахстан;
  • -систематического осуществления деятельности, противоречащей уставу политической партии;
  • -публичного призыва и выступлений руководителей партии, направленных на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики и ее суверенитета, захват или удержание власти, подрыв национальной безопасности государства, создание незаконных военизированных формирований, а также разжигание социальной, национальной, религиозной, расовой, сословной и родовой розни.

Приостановление деятельности - одна из форм ответственности политических партий. Это не распространенное явление в мировой практике, однако, целесообразность его применения очевидна, поскольку нет необходимости во всех случаях правовых нарушений прибегать к ликвидации партии, когда можно дать срок на их устранение. Деятельность отечественных партий временно приостанавливается на срок от 3 до 6 месяцев по решению суда. Политическая партия может возобновить свою деятельность, если в течение установленного срока приостановления устранит выявленные нарушения. В противном случае может встать вопрос о ее роспуске (п.п.2 п.5 ст.14).

В период приостановления деятельности в отношении политической партии устанавливается ряд правовых ограничений. Так, в данный период руководителям и членам партии запрещается:

  • - выступать от ее имени в средствах массовой информации;
  • -организовывать и проводить собрании, митинги и иные публичные выступления;
  • - осуществлять расходные операции по банковским счетам.

К запрещенным действиям на срок приостановления деятельности партий не включено право политических партий выдвигать кандидатов в представительные органы государства. Вместе с тем, предвыборная агитационная компания партий и их кандидатов представляется затруднительным в силу установленных запретов. Отсюда возникает необходимость уточнения механизма приостановления деятельности партий во время проведения выборов.

Ликвидация политической партии представляет более суровый вид ответственности в отличие от приостановления. Казахстанский законодатель устанавливает три основания, существенно различающихся в зависимости от того, прекращается деятельность политических партий принудительно или же по добровольно принятому решению, то есть без вмешательства государства.

Добровольное прекращение деятельности политической партии может быть в двух случаях:

  • -по решению ее высшего органа;
  • -по предложению не менее пятидесяти одного процента ее членов, представляющих не менее половины регионов.

Вопрос о принудительной ликвидации той или иной политической партии, как правило, инициируется государством и осуществляется в судебном порядке. Прежнее партийное законодательство не указывало правовых оснований принудительной ликвидации партий, в то время как это было бы важной гарантией и исключало бы возможный произвол со стороны государственных органов и должностных лиц. Новый закон от 2002 года устраняет это пробел, довольно подробно регламентируя основания такого прекращения. Ими могут быть:

  • -невыполнение требований закона о политических партиях;
  • -неустранение в срок, установленный судом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;
  • -систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставу партии;
  • -осуществление деятельности, запрещенной законодательными актами республики, либо с неоднократным (не менее 2 раз) или грубым нарушением законодательства;
  • -признание недействительной государственной регистрации партии при установлении недостаточности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации, либо отмены государственной регистрации партии;
  • -двукратное подряд неучастие политической партии в выборах депутатов Мажилиса Парламента РК
  • -финансирование иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями;
  • -в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Диспозиция данной статьи распространяет свое действие на все виды и формы общественных объединений. Воспрепятствование может заключаться в противодействии проводимым ими различным организационным мероприятиям, игнорировании их правомерных решений, а также других действиях (бездействии), мешающих общественным организациям выполнять свои функции. Например, запрещение проводить собрания, незаконный отказ в регистрации, незаконный роспуск политической партии и т.п. Вмешательство в законную деятельность общественных объединений может выразиться в совершении разного характера действий, ограничивающих свободу их законной деятельности (навязывание кандидатуры при выборе руководящего органа, оказание давления в процессе принятия решения по различного рода вопросам как политической партией в целом, так и его отдельными органами).

Действие должностного лица квалифицируются, как преступление, если будет установлено, что воспрепятствование или вмешательство совершались в отношении законной деятельности общественных объединений (в том числе политических партий). Если указанные действия имели место в отношении незаконной деятельности общественных объединений, то в них будет отсутствовать состав рассматриваемого преступления [48, с.208].

Резюмирую изложенное, следует еще раз подчеркнуть, что эффективное функционирование политической системы немыслимо без активного участия политических партий и других видов общественных организаций в государственной и общественной жизни. Законодатель должен учитывать тенденцию повышения роли и значения негосударственных организаций в политической жизни государства, обеспечить их большими правами и свободами адекватными правам объединений развитых демократических стран. Формирование высших государственных органов должно быть в некоторой степени сориентировано на партийную систему и общественные организации.

Есть ли в Казахстане оппозиционные партии и какие из них будут наиболее активными на выборах в мажилис, прокомментировали отечественные политологи изданию Sputnik Казахстан.


В 2020 году в Казахстане на законодательном уровне закрепили понятие "парламентская оппозиция", при этом новых игроков на партийном поле пока не появилось.

На предстоящих выборах из числа депутатов парламентской оппозиции изберут одного председателя и двух секретарей постоянных комитетов мажилиса (нижняя палата).

Из них в настоящее время в парламенте Казахстана представлены три фракции политических партий: Nur Otan, "Народные Коммунисты" и "Ак жол".

Какую из партий можно причислить к оппозиционным, Sputnik Казахстан поинтересовался у отечественных политологов.

Радикальная оппозиция умерла в Казахстане – политолог Данияр Ашимбаев

С ролью системной оппозиции в Казахстане справляются партии "Ак жол" и КНПК, считает политолог Данияр Ашимбаев. Активность других политических организаций практически свелась к нулю, прокомментировал он.

"ОСДП считает себя единственной оппозицией, но данная партия практически развалилась, ее участие в нынешней кампании до сих пор остается под вопросом. На мой взгляд, с ролью оппозиции, системной, вполне справляются партии "Ак жол" и КНПК. Говорить об остальных очень сложно, поскольку о партиях "Ауыл", "Бірлік", ОСДП, а также о многочисленных партийных проектах, мягко говоря, ничего не слышно. Активность данных партий практически свелась к нулю, рассуждать всерьез о какой-то их стратегии или программе, на мой взгляд, достаточно несерьезно пока", - сказал Ашимбаев.

С точки зрения существующего партийного разреза в нижней палате парламента КНПК занимает последовательную устойчивую позицию, "Ак жол" "достаточно агрессивно, скажем так", проводит работу по защите интересов предпринимателей, продолжил он.

"Радикальная оппозиция как таковая в Казахстане, по сути, умерла. Новых проектов не было заявлено, реальных проектов, кроме каких-то саморекламных акций. Поэтому говорить о том, что будет еще новая оппозиция, на мой взгляд, представляется достаточно сложным", - отметил казахстанский политолог.

Времени для создания новых партий практически не осталось, добавил он.

"По крайней мере последние полгода все три парламентские партии, не говоря о предыдущем периоде, достаточно ведут активную работу. Я вижу постоянную, практически ежедневную деятельность и Nur Otan, и КНПК и "Ак жол". ОСДП попадается раз в месяц, может быть, в социальных сетях, партия "Ауыл" и "Бірлік" буквально недавно провели съезды – достаточно странные, скажем так. Какой-то заявки на политическую активность серьезную от них не было ни видно, ни слышно. Возможно, в начале кампании будут сделаны какие-то шаги: обновление руководящего состава партии, но на текущий момент шансы на прохождение в мажилис есть только у тех трех партий, которые в нем представлены", - высказал свое мнение Ашимбаев.

Смысла в объединении каких-то мелких политических организаций политолог не видит. Он напомнил, что ранее члены народно-демократической патриотической партии "Ауыл" отклонили предложение партии "Бiрлiк" об объединении. Создавать коалиции для участия в парламентских выборах по нынешнему законодательству нельзя, добавил он.

"Крупные и так проходят, а мелкие – хоть сливайся, хоть не сливайся – шансы на их прохождение в силу отсутствия хоть какой-либо работы за последнее время я не вижу", - заключил политолог.

Нет оппозиции, но есть оппонирование – политолог Каражанов

В Казахстане особо нет оппозиционных партий, но есть политические организации, которые пытаются оппонировать властям, высказался политолог Замир Каражанов.

"Партия "Ак жол" вполне может претендовать, ну если не на оппозиционность, то на оппонирование, наверное. Потому что в принципе заявления, которые они делают, носят уже более содержательный характер и действительно касаются сути дела. Допустим, о том, что у нас госслужба достаточно раздутая по сравнению с другими странами, о том, что нужно повышать эффективность нашей госслужбы", - ответил Каражанов.

Оппозиционность может проявляться по-разному, продолжил он. Одно дело – критиковать, другое дело – видеть проблему и пытаться привлечь к ней внимание, считает политолог.

"Партия ОСДП в последние годы стала уже менее заметная. Оттуда еще много людей поуходили, которые стояли у истоков этой партии. Сейчас в принципе она особо незаметна, не наблюдается на политическом поле, даже в информационном пространстве ее не всегда можно заметить", - добавил Каражанов.

Политолог также не видит необходимости в объединении партий.

"Отсутствие кадров, отсутствие ярких фигур просто ведет к тому, что эти партии слабые. Одна слабая партия объединится с другой слабой партией – появится слабый альянс. Такие структуры ранее долго не существовали: либо внутренний конфликт в конце концов приводил к распаду, либо просто сам по себе альянс понимал, что особой эффективности нет, терялся интерес к подобного рода партнерским отношениям", - заключил он.

Все партии, кроме правящей, оппозиционные – политолог Шибутов

Все партии, кроме правящей, являются оппозиционными, считает казахстанский политолог, член Национального совета общественного доверия при президенте Марат Шибутов.

"В любом случае цели и задачи других партий отличаются от целей и задач правящей партии. Любая поддержка других партий – это тоже поддержка оппозиционной деятельности. Вы думаете, что оппозиция – это непримиримые, чтобы свергнуть и так далее. В реальности власть, влияние, посты все равно приходится делить. В любом случае тут есть свои интересы, их надо отстаивать. Так что в принципе у нас получается пять партий оппозиционных, которые будут в любом случае рады, если, допустим, у Nur Otan будут хуже результаты", - поделился своим мнением Марат Шибутов.

Наиболее активными на предстоящих парламентских выборах, помимо Nur Otan, будут партии "Ак жол" и КНПК, считает он.

"Тут вопрос такой, что может быть протестное голосование. То есть, возможно, что люди будут голосовать за любую партию, которая не Nur Otan, или будут голосовать, допустим, за ОСДП, как наиболее не Nur Otan, понимаете. Поэтому вот такое "счастье" в виде протестных голосов может достаться любой партии на самом деле", - сказал Шибутов.

Он также полагает, что участвовать в выборах коалицией нельзя и "нет смысла".

"Если бы было 20 партий, тогда можно было бы объединяться некоторым. У нас всего шесть", - сказал политолог.

Снижение порога для создания политической партии с 40 тысяч до 20 тысяч членов партии не привело к созданию новых организаций, отметил он.

"Если бы порог снизили, как предложил я, до 500 человек, тогда многие бы воспользовались. У нас было бы 30-40 партий", - сказал Шибутов.

Выборы в мажилис парламента в 2021 году

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в среду подписал указ о назначении выборов депутатов мажилиса парламента.

Постановлением Центральной избирательной комиссии будут назначены выборы депутатов маслихатов всех уровней.

Предстоящие выборы в мажилис состоятся в конституционные сроки, 10 января 2021 года.

Избрание одного председателя и двух секретарей постоянных комитетов мажилиса будет осуществляться из числа депутатов парламентской оппозиции.

Парламентская оппозиция наделяется правом инициировать проведение парламентских слушаний не менее одного раза в течение одной сессии, а также определять повестку дня правительственного часа не менее двух раз в течение одной сессии.

Какая партия нужнее в Казахстане?!

До сих пор создание партий в Казахстане считалось бессмысленной тратой времени и средств, так как существующая политическая система в принципе не предполагала реальной конкуренции. Однако после того, как президент анонсировал повышение роли парламента, актуальным становится вопрос появления в стенах мажилиса по-настоящему сильных партий, отвечающих современным запросам общества.

Если обобщить предыдущие комментарии наших экспертов по данной теме, то ожидания от идеологической направленности новых политических сил самые разные. Одни считают необходимым создание социально-ориентированной партии, которая ставила бы своими целями уменьшение пропасти между богатыми и бедными, обеспечение населения рабочими местами, доступность образовательных и медицинских услуг и т.д.

Кто ближе к истине? На партии какого толка сейчас есть наибольший общественный запрос в Казахстане? Или же в нашей стране существует запрос только на сильных лидеров?

Расул Жумалы, политолог:

К сожалению, так сложилось, что такие классические понятия, как либерализм, демократия, патриотизм, за последние 25 лет партийной (точнее, псевдопартийной) жизни у нас несколько девальвировались и даже атрофировались. Несмотря на то, что эти базовые ценности прописаны в различных законодательных документах, в реальности они не работают, уважения к ним со стороны общества, государства и власти мы не наблюдаем. Хотя именно в них сейчас мы нуждаемся больше всего.

Желание граждан свободно жить, контролировать деятельность государственных органов, иметь возможность открыто выражать свое мнение, в том числе через такие демократические институты, как справедливые выборы, независимые СМИ, суды, – достаточно сильное. Этот запрос растет из года в год, особенно на фоне социальных и экономических кризисов, обнищания и маргинализации людей, миграции за пределы Казахстана, роста протестных настроений и т.д. И удовлетворить этот запрос, на мой взгляд, возможно через реальные либерально-демократические партии, а не те формальные, которые мы имеем сегодня.

То же самое касается партий национал-патриотического направления. Запрос в обществе на них, конечно же, есть – достаточно посмотреть на социальные сети, СМИ, где высказываются очень серьезные разочарования (особенно представителями среднего и молодого поколений) по поводу постоянно звучащих громких лозунгов, которые при этом не наполнены реальным содержанием. Дело в том, что все это время мы формально относились к таким понятиям, как идеология, национализм, патриотизм. Не было серьезных попыток осмыслить Казахстан как государство на исконно казахской земле, которое должно объединить всех наших граждан, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Ведь именно казахскость способна стать консолидирующей силой, именно под ней нужно понимать любовь к своей стране, к казахскому языку, который все еще находится в тени русского. Причем не в том смысле, что это язык казахов, а в том, что это язык государства, культурный код и символ всей страны.

Но одно дело – запросы общества на партии подобного рода, и совершенно другое – то, насколько удастся претворить их в жизнь. Мне кажется, что нынешние политические элиты в принципе не заинтересованы, не готовы к этому. Тогда как само общество давно уже созрело, соответствующие настроения буквально витают в воздухе.

Проблема в том, что власти видят во всех либерально-демократических и национал-патриотичес­ких проектах угрозу своей устойчивости. Поэтому они всячески тормозят эти процессы, ограничивают их, бюрократизируют, давая понять, что не намерены менять правила игры и создавать условия для открытой политичес­кой дискуссии. А потому появление в ближайшей перспективе реальных политических партий, отвечающих запросам общества, маловероятно.

Мадина Нургалиева, руководитель представительства КИСИ в Алматы:

Сегодня в обществе существует запрос на социальную справедливость, на равенство всех перед законом, на свободу слова и самовыражения, на сохранение традиций и т.д. Однако идеологические конструкты политичес­ких партий в Казахстане являются достаточно размытыми. Сложно даже понять, на что они делают основные акценты. Особенно это было заметно в период парламентских выборов, состоявшихся в 2016 году.

Но в целом мы пришли к следующим выводам. В программах политичес­ких партий, существующих сегодня в Казахстане, зафиксированы схожие цели, задачи и даже схемы, структура, риторика. Социальная база этих партий и декларируемые ими ценности не всегда сопряжены с их названиями. В конечном итоге это вызывает у электората затруднения при идентификации той или иной партии, ее идеологичес­кой направленности. Я останавливаюсь на этих моментах затем, чтобы показать, насколько общество дистанцировано от идеологической тематики в ее классическом понимании. Но при этом четко прослеживается рост гражданской активности и самосознания населения. Думаю, что конкретно сформулированные общественные запросы на идеологическую составляющую политических партий еще впереди.

Потребность в консервативной партии продиктована необходимостью эволюционных преобразований социума, без рывков и потрясений. Нужно понимать, что стабильность и суверенитет не достались стране просто так. В их основе лежит консервативная система ценностей. По сути, главной задачей консервативной партии должна стать защита новой казахстанской идентичности.

Новая партия должна будет объединить целевую аудиторию – поколение 35-50-летних граждан, состоявшихся в профессиональном плане, придерживающихся консервативных ценностей и взглядов. Благодаря этому она сможет выполнить задачу стабилизации общественно-политических процессов, обеспечить баланс интересов различных социальных групп. В этих условиях партия социальной справедливости будет партией большинства.

В формирующейся партийной системе не останется места коммунистической партии – в силу потери привлекательности в молодежной среде. Как показывает опыт других стран, коммунистическая идеология приносится в жертву растущим националистическим настроениям.

Партии бизнеса сольются в одну структуру. К 2020-2025 годам появится возможность их трансформации в полноценные партии национальной буржуазии.

Если говорить в целом, опора на идеологические принципы формирования новых партий приведет к общей эволюции казахстанского партийного пространства. От партий лидерского типа (где первичны фигура и харизма лидера) общество перей­дет к профессиональным партиям. Что, в свою очередь, обеспечит общее повышение стабильности политической системы, формирование устойчивых каналов легитимного выражения политических интересов, не зависящих от личностных симпатий и антипатий.


Известное выражение "Информация – это власть" приобретает в Казахстане особую актуальность и в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, и в рамках подготовки к предстоящим парламентским и местным выборам. В последнем случае безусловным преимуществом обладают партии, имеющие свои СМИ и иные информационные ресурсы.


Второе место следует отдать Коммунистической народной партии Казахстана. С 2004 года она издает на ежемесячной основе журнал "Коммунист Казахстана". Несмотря на довольно скромный тираж (11 тыс. экземпляров), с электронной версией журнала можно ознакомиться на официальном сайте КНПК. Однако, если данный журнал рассчитан преимущественно на самих партийцев и их единомышленников, то для работы с широкими слоями населения партия использует информационно-аналитический портал "Rezonans.kz". Он выгодно отличается разнообразием обсуждаемых тем и персонами привлеченных экспертов, в том числе зарубежных. Кроме того, КНПК запустила онлайн систему "E-Party.kz". Правда, отсутствие, видимо, по техническим причинам доступа к ней в настоящий момент не позволяет понять уровень значимости данного ресурса. При всем этом КНПК проигрывает из-за отсутствия в своем распоряжении масс-медиа на казахском языке.


Демократическая партия Казахстана "Ак жол" пользуется информационной поддержкой известной казахскоязычной газеты "Қазақ үні", президент которой Казыбек ИСА является одновременно заместителем председателя данной партии. Месячный тираж издания составляет 60400 экземпляров, а его онлайн версия собрала 9544 просмотра. Хотя в пик своего политического расцвета в 2004 году ДПК "Ак жол" имела в своем распоряжении республиканские газеты "Ак жол Казахстан" и "Эпоха", выходящие на казахском и русском языках тиражом 25000 и 15000 экземпляров соответственно. Но, как говорится: "Все течет, все меняется".

Общенациональная социал-демократическая партия хотя и выпускает свою газету "Социал-демократ", но с небольшим тиражом и распространением главным образом среди партийного актива. Правда, до смещения в сентябре 2019 года с должности председателя партии и исключения из ее рядов известного общественного деятеля и журналиста Ермурата БАПИ ОСДП пользовалась информационной поддержкой издаваемой им газеты "DAT - Общественная позиция".

Народно-демократическая патриотическая партия "Ауыл" и политическая партия "Бірлік" ни собственных, ни аффилированных с ними СМИ не имеют. При этом последняя из них после участия в парламентских выборах 2016 года прекратила работу своего официального сайта. Впрочем, для партии, которая фактически не ведет никакой работы в межвыборный период, это вполне естественно.

Что касается сайтов остальных партий, то только у "Nur Otan" и "Ауыл" указана статистика посещений. Правда, у второй из них соответствующая статистика не ведется ежедневно, а указана следующим образом: "Ежедневно: 115; еженедельно: 753; ежемесячно: 5982". Тогда как уровень посещения сайта партии власти в настоящий момент составляет 7621 просмотр. Отдельной большой темой является присутствие казахстанских партий в социальных сетях. Но об этом в следующий раз…

Источник: страница Андрея Чеботарёва в Facebook. Публикуется с разрешения автора.

Читайте также: