Можно ли поехать в дивеево без прививки

Обновлено: 18.09.2024

". радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя". Преподобный Серафим Саровский (Прохор Мошнин) ДИВЕЕВО – ИВАНТЕЕВКА Часть I. Дивеево 1.1 .

". радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

Преподобный Серафим Саровский (Прохор Мошнин)

ДИВЕЕВО – ИВАНТЕЕВКА

Часть I. Дивеево

(Завершение цикла велопоездок; о жизни Серафима Саровского; намеченный маршрут в Дивеево)

Посетить Дивеево, где покоятся мощи святого Серафима Саровского, я наметил, решив завершить этой поездкой цикл своих дальних велосипедных походов по дорогам центральной России. Каждая из таких поездок обычно длилась одну - две недели и по протяжённости составляла несколько сотен километров. Намеченное на это лето велопутешествие по счету должно было оказаться 15-тым.

Перед путешествием я ознакомился по литературным и другим источникам с материалами о жизни Серафима Саровского, из которых узнал, что Прохор Мошнин ( в будущем Преподобный Серафим Саровский) родился в набожной купеческой семье в Курске 19 июля 1754 года. Однажды, посещая с матерью строящийся, храм Прохор упал с колокольни, но остался невредим. Он с детства любил посещать церковные службы. Во время болезни во сне мальчик увидел Божью Матерь, обещавшую исцелить его. В юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Мать благословила его на иноческий путь. Прохор с паломниками отправился пешком в Киев, откуда он проследовал в Саровскую пустынь. 20 ноября 1778 года Прохор пришел в Саров, где проходил многие послушания в монастыре. Постоянной работой он ограждал себя от скуки - этого, как позже он говорил, "опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием и терпением ".

Преподобный Серафим Саровский

Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Через год Серафим был посвящен в сан иеродьякона. Преподобному являлись видения во время церковных служб: неоднократно он видел Ангелов, а однажды увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху. После видений преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келье. В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха.

К нему всё чаще стали приходить, кроме братии, миряне - за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Преподобный преградил к себе доступ и получил знамение об одобрении его мысли о полном безмолвии. Теперь только птицы и дикие звери посещали его.

Преподобный Серафим взял на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для пребывания в непрестанной молитве. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: ". радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".

Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пýстыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и обрёл дар прозорливости и чудотворения для служения людям в самом высшем монашеском подвиге - старчестве. 25 ноября 1825 года Матерь Божья явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Преподобный открыл двери своей кельи для всех. Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни благодатным словом.

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом, детище - Дивеевской женской обители. За год и десять месяцев до своей кончины преподобному Серафиму еще раз было явление Царицы Небесной, поручившей ему Дивеевских сестер.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, - близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в церковь. Второго января келейник преподобного, отец Павел, почувствовал запах гари, исходивший из кельи преподобного. Когда двери его кельи открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный.

Вот так очень кратко можно описать представление о жизни Серафима Саровского, которое я составил после прочтения ряда материалов о нём.

Кроме того, перед путешествием мне пришлось изучить по картам маршруты в окрестностях Сарова и Дивеева. Выяснил, что святые мощи преподобного Серафима Саровскогоя были возвращены Церкви 11 января 1991 года, а 30 июля святые мощи были перенесены в Дивеевскую обитель. Основным событием в жизни Русской Православной Церкви в 2003 году явилось широко отмеченное 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых. Церковно-государственные торжества 100-летия прославления великого Старца послужили объединению добрых сил России.

В город Саров, который находится на границе Мордовии и Нижегородской области, доступ ограничен по режимным условиям находящихся там закрытых учреждений. Наиболее удобно попасть в Дивеево из Арзамаса (около 70-ти километров по автодороге). Намечаю следовать от Москвы в Арзамас поездом, отправив туда велосипед отдельно багажом, поскольку передвижных камер хранения в поездах до Арзамаса нет. После получения багажа планирую выехать из Арзамаса в Дивеево на велосипеде и далее возвращаться в Ивантеевку на нём же по дорогам Нижегородской, Владимирской и Московской областей через Ардатов, Кулебаки, Навашино, Муром, Судогду, Владимир, Ногинск, Лосино-Петровский.

Специально для путешествия приобрёл новый велосипед Стелс 310, который впоследствии в ходе поездки уважительно нарёк по имени и отчеству Стелсом Дивеевичем.

1.2 Корректировка маршрута

(В Дивеево на автобусе.)

Кафедральный собор в Арзамасе

В центре впечатляет громадный кафедральный собор Воскресения Христова, сооружённый в знак победы над Наполеоном. Неподалёку, рядом с эстакадой, по которой спускается городская магистраль к долине реки Тёши, активно идет восстановление грандиозной колокольни. Один из прохожих, обращая внимание на то, как я любуюсь восстановлением храма, произносит:

- Вот так, отец! Рушили красоту. Зачем? Наконец-то пришло время восстанавливать храмы. Слава Богу, разумное начало взяло верх!

Возвращаюсь на вокзал. С прибытием велосипеда пока неопределённость. Принимаю решение завтра первым же автобусом выехать в Дивеево. Вернувшись затем в Арзамас, можно будет из него уже следовать на велосипеде на Муром, не заезжая в Дивеево.

Автобус движется по шоссе среди полей южных районов Нижегородской области. Внимательно рассматриваю окрестности и оцениваю состояние дороги. Ведь вскоре придётся двигаться на велосипеде по дорогам Нижегородчины. К моему удовлетворению состояние покрытия шоссе хорошее. Недалеко от Дивеева (по-моему, в селе Суворово) автобус плотно заполняется пассажирами. Среди них группа юных девушек в белых платочках, видимо, едут в монастырь на послушание для исполнения каких-либо, поручаемых им работ. И вот, автобус въезжает в районный центр Дивеево, проезжает мимо величественного монастырского комплекса с сияющими под солнцем куполами и останавливается у автовокзала. Райцентр по-городскому оживлён. Замечаю, как на велосипеде мимо проезжает служитель в подряснике.

Село Дивеево возникло в 1559 году. Название получило по имени первого владельца - татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил землю с пахотными угодьями на реке Вычкинзе.

Во второй половине 18 века Дивеево представляло собой небольшое село с деревянной церковью в честь Святителя Николая Чудотворца и Архидьякона Стефана. Церковь стояла на пересечении дорог, что вели в Саров. Паломники, которые шли в Саровский монастырь, останавливались на отдых у церкви. Именно здесь решила отдохнуть основательница Серафимо-Дивеевского монастыря Агафия Семёновна Мельгунова, ставшая впоследствии монахиней Александрой.

На протяжении полутора столетий созидался Дивеевский монастырь. Начался он с каменной Казанской церкви, построенной в 1773-80 годах. По благословению преподобного Серафима к Казанскому храму были пристроены церкви Рождества Христова (1829 год) и Рождества Богородицы (1830 год). В центре обители в 1865-75 годах был возведен пятипрестольный Троицкий собор. В линию с ним на рубеже ХIХ и ХХ веков поднялась пятиярусная колокольня. В начале ХХ века за Троицким собором был воздвигнут Преображенский собор (1907-1916 годы).

Иду в монастырь. Территория его обнесена сквозной металлической оградой, сквозь которую видно великолепие храмовых строений. На территории клумбы с цветами, дорожки среди садовых деревьев. Впечатление такое, как будто попал в дворцовый ансамбль одной из пригородных Петербургских царских резиденций. Так и напрашивается ассоциация между названием Дивеево и словом диво. Воистину дивное Дивеево!

Узнаю из надписи на табличке, вмурованной в стену Троицкого собора, что на приведение монастыря в такое замечательное состояние вложены с благотворительной целью средства спонсора Олега Дерипаско. Как вижу, средства немалые, но тем более радует, что израсходованы они по-деловому и с любовью на такую красоту.

Преображенский собор в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском

Велосипеды у ограды монастыря в Дивееве

(за оградой виден Троицкий собор, в котором находится рака со святыми мощами Серафима Саровского)

Вдоль Святой канавки

История канавки связана с явлением во сне матери Александре Царицы Небесной, которая велела устроить здесь общину и обнести её канавкой и валом. Серафим Саровский основал на этом месте Мельничную девичью общину Матери Божьей, и по его наставлению вокруг была устроена канавка с валом.

Батюшка Серафим приказал вырыть Канавку, чтобы незабвенна была тропа, по которой ежедневно проходит Божья Матерь. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная своим пояском измерила; Канавка эта до Небес высока. О значении Святой Канавки Преподобный Серафим также говорил: "Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!"

Вижу, что по наружному откосу канавки уложен белый тканый материал. Спрашиваю послушницу, выполняющую работу по уходу за канавкой, для чего это? Оказывается, этот матриал предохраняет от распыления семена трав, укрепляющих откос.

На валу Святой канавки

(Видны [справа налево]: Преображенский собор с золочёнными куполами, Троицкий собор с серебристыми куполами, колокольня, трапезный храм благоверного князя Александра Невского)

Монастырь велик, и за один раз здесь во всё не проникнуть. Выхожу за ограду и иду улицами Дивеева, обходя монастырское пространство. Разыскиваю источник Преподобной Александры Дивеевской. Пью воду из источника. Рядом с бревенчатой купальней совершаю омовение больного колена, погрузив ноги в поток воды, вытекающий по лотку из купальни. Жарко. Солнце ослепительно сияет с голубого неба. Экскурсионные автобусы привозят в Дивеево всё новых туристов и паломников.

Прохожу мимо оживлённого торгового центра на автовокзал и по заранее купленным билетам на предпоследнем автобусном рейсе уезжаю в Арзамас.

У кого как, а у меня стало доброй традицией ездить с друзьями на Рождество в Дивеево.


Село с населением порядка 6,5 тыс. человек расположено в 180 км в юго-западном направлении от Нижнего Новгорода, и является одним из самых привлекательных для туристов мест в новгородской* области.


Во-первых, там красиво, а во-вторых, тамошняя рождественская иллюминация год назад произвела на меня неизгладимое впечатление.


Рассказ и фото, сделанные в январе 2019 года можно посмотреть по ссылке:
Рождество в Дивеево и вертеп с пингвинами

Время летит быстро, и на календаре 2020 год.


Аккурат накануне Рождества, с замиранием сердца мы отправляемся в путешествие на юг нижегородской области, чтобы увидеть дивную красоту на территории отдельно взятого Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.


Помимо желания побывать в этом удивительном месте, меня терзает любопытство - насколько праздничное убранство территории монастыря в 2020 году отличается от прошлогоднего?


Мои друзья пытаются охладить пыл - мол, рождественское убранство - это вам, батенька, не фестиваль Alfa Future People, на котором каждый год в чистом большекозинском поле возводится новая главная сцена. Но жажда новых впечатлений толкает в путь!


Не буду тянуть паузу, и скажу сразу - практически все ключевые инсталляции рождественского убранства монастыря сохранились в неприкосновенности, лишь некоторые из них изменили местоположение.


Но начну с новинок сезона.


Во-первых, в праздничном убранстве монастырской территории прибавилось нарядно украшенных ёлок.




Сразу два рождественских дерева, причем в разных цветовых гаммах украшают территорию в непосредственной близости от главной святыни монастыря - Троицкого собора, где хранятся мощи преподобного Серафима Саровского.




Январские дни в наших краях коротки, и чтобы успеть застать светлую часть суток в Дивеево, нам пришлось выехать из Нижнего Новгорода неприлично рано.


Несмотря на пасмурный прогноз, аккурат к моменту нашего прибытия на дивеевскую землю, выглянуло солнце, вкупе с голубым небом добавив красок монастырской панораме.


Мы входим на территорию монастыря через боковой вход, через яблоневый сад.


Он красив во все времена года, но зимой благодаря сияющим снежинкам и сосулькам, в темное время суток становится по-настоящему волшебным.


Вечернее фото будет в конце рассказа, а пока взгляд на храмы монастыря через зимние яблони.


Пройдя мимо рядов деревьев, мы оказываемся на аллее, которая выводит прямо на освещенный январским солнцем белоснежный Спасо-Преображенский собор.


На площади перед ним справа, как и в прошлом году, стоит высокая ель, украшенная в синей гамме.




Год назад она была главной рождественской доминантой инсталляции, и центром народных гуляний. Рядом с елью, как и в прошлом году карета, запряженная лошадьми.


Главной фотозоной она станет вечером, когда зажжется праздничная иллюминация.


Из принципиальных изменений по сравнению с прошлым годом: светящаяся копия Царь-Колокола перекочевала с площадки в самом низком месте монастыря, от собора Казанского на пригорок - к Спасо-Преображенскому.




Зато на площадке рядом с Казанским собором засияла праздничным убранством цвета маджента новая высокая ёлка.


И, пожалуй, главная инновация 2020 года - сияющая галерея, которая протянулась мимо сада вдоль Троицкого собора, исчезла.




Зато появилась другая, - зеленая и пушистая.




Она органично вписалась в главный проезд колокольни, кстати - самой древней постройки на территории Серафимо-Дивеевского монастыря.








Кроме этого, между колокольней и Троицким собором появилась еще одна рождественская ёлка, на сей раз с золотистыми украшениями.




Вертеп с фигурами Иисуса, Девы Марии и Иосифа остался в той же беседке, рядом с яблоневым садом.


Закат накануне Рождества был ал и красен.


С наступлением темноты территория монастыря преобразилась.


Зажглась праздничная иллюминация.








Ёлки и яблони в саду засияли разноцветными огнями.






А все от мала до велика потянулись к Троицкому храму, где шли последние приготовления к рождественской службе.


* - "новгородская область", - так, по мнению большего числа российских СМИ, должна называться нижегородская область с административном центром в г. Нижнем Новгороде

Мы продолжаем цикл статей о святой Канавке Царицы Небесной и сегодня поговорим о том, из чего, собственно, состоит это уникальное сооружение – о самой земле.

Отправляясь в Дивеево не забудьте ознакомиться с лучшими предложениями гостиниц недалеко от монастыря

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево: история возникновения

В конце 1825 года преподобный Серафим Саровский удостоился видения Пресвятой Богородицы, которая повелела создать девичью общину в Дивеево (современная Нижегородская область). Божия Матерь прошла по земле вокруг будущего места для общины. Вместе с Ней были апостолы Петр и Иоанн Богослов. В месте, где прошла Богоматерь, по благословению святого была вырыта Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево. Она представляла собой ров с насыпным валом на внутренней стороне.

В 1829 году начались работы по созданию Канавки. Первым копать ров стал преподобный Серафим. Затем за дело взялись насельницы общин. Был прокопан ров глубиной в три аршина (213 см). Для укрепления его стен монахини посадили кусты крыжовника.

Еще при строительстве Святой Канавки стала проявляться первая благодатная помощь верующим. Произошло исцеление от эпилепсии старицы Феодосии Васильевны, которую преподобный направил копать Канавку.

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево


Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево




Использование святой земли

Многие верующие стараются увезти с собой небольшое количество земли, которая считается святой и благодатной.

Конечно, земля с канавки может помогать верующим, но не следует считать эту субстанцию чем-то волшебным или магическим.

В действительности, своим составом и свойствами взятая горсть может ничем не отличаться от взятой в огороде, единственным отличием здесь является вера, с которой эта землица принимается и используется.

Обратите внимание! Крепкая вера обращает на себя внимание Господа, который своей неизмеримой милостью посылает православным благодать и всяческое утешение в любых делах.

Землю используют самыми разными способами, но наиболее распространенными являются такие:

  • смешивание со святой водой и использование для питья, конечно, в разумных гомеопатических количествах;
  • прикладывание к больным частям тела;
  • использование в доме, к примеру, некоторые укладывают возле постели, чтобы оградить себя от нападок бесовского воинства во время сна.

Могут быть и другие варианты оберегового использования: кто-то кладет немного в фундамент, другой зарывает по периметру дома, некоторые носят в кулоне как амулет.

Возрождение после советской эпохи

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево за годы Советской власти почти исчезла, была засыпана мусором.

В 1988 году началось постепенное возрождение Дивеевский обители. Восстановление Святой Канавки было завершено к 2004 году. Работы велись вручную сестрами монастыря.

В настоящее время Канавка Пресвятой Богородицы отклоняется от плана, составленного во второй половине 19 века. Однако она полностью создана по указаниям преподобного Серафима (по размерам и глубине). Ранее в силу технических причин сделать это было невозможно. Сейчас протяженность рва составляет 775 метров, а внутренняя территория имеет площадь 2.995 десятины (размеры территории Мельничной общины).

На внутреннем валу создана тропа из бетонных кирпичей. Ров огорожен металлическим забором, дно забетонировано. Для укрепления откосов рва установлены деревянные распорки.

Время строить

Чтобы узнать, где именно проходила канавка, в конце XX века пришлось проводить археологические работы. Восстановление святыни началось в августе 1997 года в строгом соответствии с указаниями, данными святому Серафиму.

Ныне канавка проходит именно там, где была построена при отце Серафиме; она имеет форму незамкнутого семиугольника – по замыслам, в промежутке между началом и концом должен был стоять храм.

Старцы сравнивают Канавку с поясом Богородицы и указывают, что лучшее время для молитвы – с трех часов ночи, когда даже можно повстречать Богородицу, обходящую обитель.

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево: современное почитание

Молитвенное правило для дивеевских сестер установил сам преподобный Серафим Саровский:

В настоящее время эта традиция возобновлена. Монахини Дивеевский обители ежедневно в 21.00 совершают обход Святой Канавки.

Святая Канавка в Дивеево притягивает к себе большое количество паломников и трудников. В праздник Успения Пресвятой Богородицы тропа на Канавке украшается ковром из скошенной травы и цветов. Многие верующие собирают эту траву, высушивают и используют как святыню (употребляют во время болезней).

Для паломников в конце Канавки установлен лоток с освященной землей, которую можно брать с собой и хранить как святыню.










Как появилась Канавка и что это такое

Считается, что Канавка – это была последняя воля Царицы Небесной. Предание гласит, что в 1823 году батюшке Серафиму было явление Богородицы. она показала ему место в Дивеево, где нужно было сделать обитель.

Где находится Канавка Богородицы? Также ею было велено обнести данную обитель канавой и валом. Так и появился монастырь. За несколько дней до смерти Серафима была построена Канавка.

Так же читайте: Молитва задержания старца Пансофия Афонского

Канавка Пресвятой Богородицы в Дивеево

После смерти отца Серафима пришли скрутные времена для обители. Стройка практически прекратилась и уход за канавкой не проводили должным образом, кроме того по ней даже начали ходить и ездить. Со временем началось возрождение обители и канавку расчистили.

Так как к данной святыне приходили множество верующих, то слава о ней распространялась далеко за пределы поселка. Цветы, трава и земля с данного монастыря считается чудодейственными и целебными.

Звонкий голос вдаль летит



Канавка Богородицы. И чистота.Почему-то не у источника, не на Канавке и не в церкви. В июле 1991 года мощи преподобного Серафима были перевезены из Москвы в Дивеево. Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться).
Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали – очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь. Дивеево – это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу. Дивеево – это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь.


Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок.

Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Канавка – очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево, которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание.


Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: «Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.

Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.

Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Издательская группа Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского женского монастыря.



Эпилог

Вот уже несколько лет Алексей не пьёт. Большую часть своей получившей совершенно иной смысл жизни, он с утра до вечера убирает территорию Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря , которой в прямом смысле этого слова способствовал второму рождению этого человека. По внешнему виду брата, который с утра до вечера метёт, а после рабочего дня собирает Крестный ход, чтобы с молитвой сходить в соседнее село и приложиться там к местным святыням, и не подумаешь, какие нелёгкие испытания выпали на его долю.

Сейчас Алексей ведёт подвижнический образ жизни. Всеми доступными ему средствами стремиться нести людям Слово Божие. Заработав немного денег, отправляется в паломнические поездки по святым местам. С собою он берёт не менее двадцати литров воды из святых дивеевских источников , масло и сухарики, освящённые в монастыре , а также сотни дисков с видеофильмами о святых местах, с записями проповедей, религиозных песнопений, фотоальбомов и т.п. Этими предметами он безвозмездно делится со всеми нуждающимися, призывая их последовать его примеру: восстать против коварного врага, обратившись за помощью ко Всемилостивому и Всемогущему

Почему православные ездят к святому старцу, жившему около двух сотен лет назад, за тысячу километров каждый год, что находят в Серафимо-Дивеевской обители, в свое время основанной преподобным? Разговор с паломниками из Чернигова.

Елена Нестеренко, руководитель группы

— Первый раз в Дивеево я поехала в 1999 г. Пока доехали, то настолько устала — в дороге условий нормальных не было, плюс ехать очень долго, что ничего особенного не почувствовала.

А потом, в 2001 г., у меня обнаружили позвоночную грыжу. В это время мне в руки попалась книга, которую купила в 1999 г. в Дивеево, начала читать — о батюшке Серафиме, о том, как люди исцелялись и приезжали благодарить. Поняла, что это не просто информация, нужно ехать. В тот год я исцелилась, практически перестала чувствовать спину, которая до этого ужасно болела. Уже в последующие годы, я ездила не ради исцелений, Дивеево было таким местом, где я ощущала пасхальную радость.


— Кроме того, что ездите сами, Вы еще возите группы. Что Вы можете сказать, как руководитель группы, об этих поездках?

— Честно говоря, хочется людям максимально доставить радость, как доставляет эту радость батюшка.

Но и к поездке важно готовиться. Готовиться, т.е., поститься, молиться, причащаться весь год.

Если не готовиться, радость все равно будет, но не та, наверное. Есть такие люди, которые поехав один раз, больше не возвращаются. Но все равно они для меня родные. Родные для меня и те, кто ездит из года в год.


— Ой, не знаю. Может, и бывают люди, которые один раз съездили и больше не хотят, просто вслух об этом не говорят.

Думаю, у каждого есть свой близкий святой. Для меня — это батюшка Серафим, а у кого-то — святитель Николай или другой святой. Я люблю батюшку Лаврентия Черниговского очень, но батюшка Серафим для меня еще ближе.


— А само Дивеево за эти годы меняется?

— Монастырь постоянно меняется в лучшую сторону - на глазах разрастается, появляются новые постройки.

— Как принимают вашу группу там?

— Очень тепло и радостно. Всегда возвращаемся с подарками.

— Почему так радушно, как думаете?

— Потому, что батюшка хочет, чтобы мы порадовались.

Вот, Валентина, у которой мы жили, работала в скиту, в котором также трудился один мужчина. На престольный праздник обнаружили, что у него нет хорошей одежды. И негде взять. И вот матушке привозят мешок с одеждой из ее родного села, открывает первый, а там одежда вся, как для него подобранная. Нашли костюм, рубашку, обувь. Валентина плакала и от того, что батюшка Серафим помог одеть человека, и что показал, как нужно любить людей.

Сергей Глинка, мастер по ремонту медицинского оборудования:

— Как-то ранней весной 2003 года мы поехали в паломническую поездку в Дивеево, и игуменья монастыря матушка Сергия, узнав, что мы из Черниговского казачества, предложила, прибыть нам на 100-ю годовщину прославления прп. Серафима Саровского. И вот, через пару месяцев, мы, около 20 человек-казаков, поехали в Дивеево.

Это как-раз был период укрепления моей веры, становления в христианстве. Мы уже около года посещали Спасо-Преображенский собор Чернигова, участвовали в богослужениях, и батюшка Андрей, настоятель собора, видя наше усердие, решил организовать казачество. Так верующие ребята, прихожане Спасо-Преображенского собора, надели форму. У каждого из нас за плечами были не один десяток лет, проведенных в церкви, многие еще с мамой, бабушкой ходили в храм.


— А что для Вас поездки в Дивеево?

— Это подтверждение правильности выбора веры православной, а еще того — что есть духовный мир, который мы не видим. И мы должны с уважением относиться к этому миру, например, иконы – это окно в духовный мир, или святые мощи.



Наталья, частный предприниматель:

— Каждая наша поездка чем-нибудь, да отличается. А чем мне нравятся эти поездки? Определенной неустроенностью. Дома все комфортно, там я все решаю сама, потому что нахожусь на руководящей должности. Дома все от меня зависит, а в этих поездках от меня совершенно ничего не зависит.

—Тяжело?

— Нет. Я ж знаю куда я еду. Это другая жизнь.

— Какая?

—Тут можно помолиться спокойно. Наедине с собою побыть. Исповедаться, причаститься. Конечно, я понимаю, что это и в городе можно сделать, но там суеты много. В первый раз, когда ехала, то еще и в церковь не ходила. Первый раз сестер-монахинь в Дивеево увидела, узнала, как их быт устроен, сама на послушаниях побывала. Это вообще другая жизнь, другие люди.


Это уже седьмое мое паломничество. И, признаюсь, живу от поездки к поездке. Еще не успела домой приехать, а уже вернуться хочется. В первую очередь, на послушания.

— Как-то менялась ваша жизнь после того, как произошло соприкосновение с такими людьми?

— Менялась, но не надолго. Потом снова погружаешься в реальность. Дома что? Дома — дети, семья, друзья, коллектив. А когда сюда приезжаешь, то забываешь и о налоговой, и о проплатах, обо всем.


— В повседневной жизни все не так?

— Суета. Может чудеса и есть, да кто их видит?

Здесь все по-другому. Если дома встать невозможно. То здесь встаешь ни свет, ни заря. Понимаешь, что смыл есть во всем том, что делаешь. У меня в этот раз выбор был или Турция, или сюда. Я выбрала Дивеево.

— Сожалеете о чем-то?

—Сожаление только насчет своего поведения.

— А радуетесь чему?

— Рада, что получилось взять с собою крестницу. Она за мною постоянно скучает. В этой поездке было время и пообщаться, и о Боге рассказать. У меня крестников много — 18 детишек. Трое таких, с которыми я более-менее стабильно общаюсь. А остальных мы с батюшкой крестили в тубдиспансере, я за них здесь и дома — всегда молюсь.

Тут обязательно каких-то новых людей встречаешь, и радуешься встрече. В этот раз мне очень хороший священник повстречался, у которого я исповедалась.

А еще в этой поездке особо понравились наши приключения, такие первобытные, местами, условия, комары такие злобные, ночевку в автобусе я буду с улыбкой вспоминать. Тяжеловато конечно, но ничего.

— Всем ли стоит ехать в такие поеездки?

— Это все такое личное. Вы понимаете, можно никуда не ездить и дома молиться.


Читайте также: