Как относятся к переезду жители матеры

Обновлено: 18.09.2024

  • Дарья – самая древняя жительница острова.
  • Настасья – в числе первых перебралась вместе с мужем в поселок. После его смерти вернулась на остров к подругам.
  • Катерина – первая лишилась крыши над головой, благодаря сыну, спалившему родную хату.
  • Богодул – угрюмый старик, умеющий выражаться исключительно матом. Живет в бараке.
  • Сима – переехала на остров менее 10 лет назад. Воспитывает внука Кольку.

Глава 1

Жителям острова Матера, географическое положение которого Иркутская область, совсем скоро придется перебираться с насиженных мест в другой поселок. Виной всему строительство Братской гидроэлектростанции вниз по Ангаре. По прогнозам ученых плотина станет причиной затопления острова. Он просто уйдет под воду. Местные жители никак не хотели принимать тот факт, что это их последнее лето. Осенью поднимется вода и смоет их дома с лица земли.

Глава 2

Дарья была самой старой из старух. Ей уже было за восемьдесят. Частенько к ней на чаек из самовара заглядывали ее подруги, две бабки, Настасья и Сима. Любили они поболтать за чайной церемонией. Иногда к ним присоединялся старик Богодул. На этот раз он прервал их задушевные беседы плохим известием. Ворвавшись в дом, с порога заявил, что грабят кладбище. Кресты рубят, тумбочки пилят. Дарья, как самая старшая дала команду собираться. Они решили сами проверить, брешет старый или правду говорит.

Глава 3

Дед не соврал. На кладбище вовсю орудовала санитарная бригада, приглашенная санэпидстанцией. Они ужа заканчивали стаскивать все в одну кучу, чтобы потом сжечь. Вся деревня сбежалась посмотреть на это зрелище. Возмущенные жители пытались остановить этот беспредел. Рабочие пытались оправдаться, что их действия правомерны. На их стороне сам председатель Воронцов, но на разгневанную толпу их слова никакого воздействия не оказали. Материнцам удалось прогнать вандалов. До поздней ночи старухи ползали по кладбищу, втыкая кресты на место.

Глава 4

Никто в деревне не помнил, когда именно у них появился Богодул. Сначала он просто заплывал сюда на лодке, а потом так и остался. После кладбищенской истории, зашел он к Дарье на чай. Старуха посетовала, что лучше бы она не дожила до грядущих перемен. Стоило жить столько лет, чтобы под конец дней своих осознать одну простую вещь, ничего она в этой жизни не поняла.

Глава 5

Вечером Дарью навестил средний сын Павел. Старший погиб на войне, младшего смерть нашла на лесоповале. Дерево зашибло его насмерть. Павел успел уже побывать в новом поселке. По его словам он совсем не подходил для крестьянской жизни. Дарья не понимала, как она будет жить в квартире без своего огорода, хозяйства. Баня там и то одна на всех.

Глава 6

С наступлением ночи на остров выходил его Хозяин. Маленькое существо по размеру не крупнее домашней кошки. Каждый день он хозяйским глазом осматривал свои владения. Все о нем знали, но никто в глаза не видел. Зато он знал всех до одного жителей острова и был в курсе, происходящих на нем событий.

Глава 7

После троицы настала пора съезжать и Настасье. Тяжело ей давался этот переезд. Всю ночь она глаз не сомкнула. Ей никак не удавалось собрать все необходимое. То одно забывала, то другое. Некоторые вещи она намеренно не желала брать с собой, планируя вернуться сюда в сентябре копать картошку. Дед Егор, супруг ее, подозрительно смотрел на жену. Кошку решили оставить. Присматривать за животиной поручили Дарье. Передав ей ключи от дома, на моторной лодке Павла они рванули в неизвестность.

Глава 8

Петруха из корыстных побуждений с наступлением темноты поджег свой дом, желая получить за него деньги. Мать за день до пожара он попросил собрать пожитки и перебраться в дом к Дарье. Люди смотрели на огонь, завороженные жутким зрелищем. Петруха делал вид, что не имеет к пожару отношения. Хозяин смотрел и ухмылялся. Он знал, кто виновник и видел наперед, чья изба будет следующей.

Глава 9

Работа в совхозе бригадиром отнимала у Павла почти все время. Он все реже появлялся на острове. За мать он сейчас был спокоен. Катерина присмотрит за ней. Соня, жена его, была довольна переездом. Городская квартира нравилась ей куда больше. Он понимал, что мать здесь не приживется и очень боялся дня, когда придется ее вывозить с острова.

Глава 10

Катерина горевала, что у нее ничего не осталось после пожара. Даже любимого самовара. Она надеялась, что сын образумится, устроится на работу и все будет хорошо, но Петруха, после пожара, сбежал с острова, не оставив матери ни копейки. Дарья костерила Петруху на чем свет стоит. Катерина лишь виновато отводила в сторону глаза, понимая, что она права. Старухам вдвоем жилось полегче. Управившись с делами, они ложились отдохнуть, но не засыпали, а вели долгие разговоры обо всем на свете.

Глава 11

Начавшаяся пора сенокоса собрала бывших жителей Матеры вместе. Половина из них вернулась на остров. Среди них было много приезжих из других городов, дальних краев. Всех связывало одно, любовь к родному краю, где они выросли, где знали каждый клочок земли. Это был горький праздник. Все понимали, что скоро острова не будет, ни сыскать, ни увидеть его больше.

Глава 12

Дарью навестил внук Андрей, сын Павла. Парень был убежден, что настало время перемен и сидеть на одном месте неправильно. Человек должен сам распоряжаться судьбой, а не идти у нее на поводу. С завода он уволился. Неинтересно ему стало. Парень мечтал принять участие в строительстве Братской ГЭС. Ему хотелось оставить свой след в истории. Дарье его затея не понравилась. Получается, что он хочет приложить руку к затоплению Матеры. Она напомнила Павлу, что он обещал перенести могилки. Андрей удивился, услышав просьбу бабушки, всерьез они говорят или шутят.

Глава 13

Дни стояли ненастные. Дожди усиливались. Вода стояла везде. Дни для работы были негодные. Люди собирались вместе, говорили много и долго. Разговоры были тревожные. Под стать настроению. Вернувшийся в деревню Петруха зачастил к Андрею в гости. Он надумал вместе с ним поехать на стройку. Представитель из района оповестил народ, что к середине сентября Матера была полностью очищена от всего ненужного. Совхозный урожай к этому времени должен быть убран. До гибели деревни осталось полтора месяца.

Глава 14

Дарья понимала, что час расставания с Матерой все ближе. Андрей в разговоре с бабушкой не сходятся во взглядах на жизнь. Дарья считала, что слишком молодежь суетится, торопится куда-то. Так жизнь проскачут и не заметят. Неожиданно появившееся перед закатом солнце осветило все вокруг, подарив надежду, что завтра утром выйдет и примется за работу.

Глава 15

Дарья вновь напомнила сыну о могилках предков. Андрея страшили эти разговоры. Ему становилось жутко от них. Павел в очередной раз пообещал перевезти их в безопасное место, но его в срочном порядке вызвали на работу. Пришлось уехать в поселок. Андрей последовал за отцом. Дарья осталась одна. Копошилась на участке, собирая никому не нужный урожай.

Глава 16

На уборку хлеба пригнали помощников из города, человек тридцать. Все напились и начали буянить, пугая мирный народ. Жители Матеры спасали последнюю живность, вывозили остатки сена, сжигали постройки. Кто-то спалил старую мельницу. Остров покрылся гарью и дымом. Дарья с Катериной увидели на своем крыльце Симу с мальчонкой. Колька хныкал, старуха успокаивала его. Сжалившись над ними, они решили оставить их у себя. Так и стали жить вчетвером под одной крышей.

Глава 17

Петруха нашел для себя занятие по душе, поджигать чужие хаты. Люди сами просили его об этом, да и копеечку платили за поджог. Катерина ругалась на него, но в душе понимала, что Петруха уже не изменится. С тем что он спалил свою избу, она уже смирилась, а вот простить за то, что он жжет чужие, не могла.

Глава 18

Хлеб весь убрали. На уборку картофеля привезли школьников. Павел с женой и помощницей Милой тоже решили принять участие в общем деле. Собранную картошку в мешках переправляют на катере в поселок. Настасья так и не приехала. Старухи не знали, что делать с ее огородом. Он оставался последним не прибранным. Решили без хозяйки собрать урожай, не пропадать же добру. Павел на пароме увез корову Майку. Дарье тяжело было расставаться с кормилицей. Вечером пошла она на кладбище, попросить прощения у родных за то что будет похоронена не с ними. Послышавшийся голос родителей попросил ее убраться в избе, прежде чем навсегда ее покинуть.

Глава 19

Без царственной лиственницы не могли представить ни остров, ни поселок. Рабочие добрались и до деревьев. Все вокруг срубили. Лишь одно не поддалось им. Ничто не брало его. Так и решили оставить непокорное дерево в покое. Остался стоять листвень один-одинешенек, продолжая властвовать надо всем вокруг.

Глава 20

Дарья принялась за уборку избы. Мыла, скребла, белила. Поджигатели подумали, что старуха сошла с ума, но разрешили ей остаться еще на день. Всю ночь она молилась. Утром собрав похоронные пожитки, свернув их в узелок, Дарья перекрестилась и вышла из избы. Целый день она бродила по поселку, лишь бы не видеть, как будет гореть ее изба. Сколько шла, ей все время мерещился бежавший рядом маленький зверек, пытавшийся заглянуть ей в глаза. Старухи искали, кричали ее, но бесполезно. Павел нашел мать лишь под вечер. Она сидела у лиственя, уставившись в одну точку.

Глава 21

Настасья вернулась в Матеру с плохими новостями. Муж умер. Не смог прижиться на новом месте. Тоска заела его, есть перестал, болел долго. Старухи долго не могли поверить, что Егора нет. Крепкий, здоровый мужик не смог вынести душевной боли, разъедающей его изнутри.

Глава 22

Старухи оставшись без жилья, перебрались в барак. Воронцов рвал и метал, узнав об этом. Он велел Павлу в срочном порядке ехать за женщинами и забрать их оттуда. Туман сбил мужчин с пути. Богодул распахнул дверь барака. Вдали послушался тоскливый вой. Это был голос Хозяина. Сразу же после этого все стихло. Лишь сильнее засвистел ветер через который еле различимо пробивался звук мотора.

Кистка нашлась, кистки у Дарьи постоянно водились свои, из высокой и легкой белой лесной травы, резанной перед самым снегом.

Белить избу всегда считалось напраздником; белили на году по два раза – после осенней приборки перед покровом и после зимней топки на Пасху. Подготовив, подновив избу, выскоблив косарем до молочно-отстойной желтизны пол, принимались за стряпню, за варево и жарево, и крутиться возле подбеленной же печки с гладко вылизанным полом, среди чистоты и порядка, в предчувствии престольного праздника, было до того ловко и приятно, что долго-долго не сходило потом с души светлое воскресение.

Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. После кладбища, когда Дарья спрашивала над могилой отца-матери, что ей делать, и когда услышала, как почудилось ей, один ответ, ему она полностью и подчинилась. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут – так принято. А как можно отдать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье? Нет, другие как хотят, а она не без понятия. Она проводит ее как следует. Стояла, стояла, христовенькая, лет, поди, полтораста, а теперь все, теперь поедет.

А тут еще зашел один из пожогщиков и подстегнул, сказав:

– Ну что, бабки, – перед ним они были вcе вмеcте – Дарья, Катерина и Сима, – нам ждать не велено, когда вы умрете. Ехать вам надо. А нам – доканчивать свое дело. Давайте не тяните.

И Дарья заторопилась – не то, не дай бог, подожгут без спросу. Весь верхний край Матёры, кроме колчаковского барака, был уже подчищен, на нижнем оставалось шесть сгрудившихся в кучу, сцепившихся неразлучно избенок, которые лучше всего провожать с двух сторон одновременно, по отдельности не вырвать.

Увидев наведенную известку, Катерина виновато сказала:

– А я свою не прибрала.

– Ты ж не знала, как будет, – хотела успокоить ее Дарья.

– Не знала, – без облегченья повторила Катерина.

Голова, когда Дарья взбиралась на стол, кружилась, перед глазами протягивались сверкающие огнистые полосы, ноги подгибались. Боясь свалиться, Дарья торопливо присаживалась, зажимала голову руками, потом, подержав, приведя ее в порядок и равновесие, снова поднималась – сначала на четвереньки, – хорошо, стол был невысокий и нешаткий, затем на ноги. Макала кисткой в ведро с известкой и, держась одной рукой за подставленную табуретку, другой, неловко кособенясь, короткими, а надо бы вольными, размашистыми, движениями водила кисткой по потолку. Глядя, как она мучается, Сима просила:

– Дай мне. Я помоложе, у меня круженья нету.

– Сиди! – в сердцах отвечала ей Дарья, злясь на то, что видят ее немощь.

Там, на столе, с кисткой в руке, и застигнул ее другой уже пожогщик – они, видать, подрядились подгонять по очереди. От удивления он широко разинул глаза:

– Ты, бабка, в своем уме?! Жить, что ли, собралась? Мы завтра поджигать будем, а она белит. Ты что?!

– Завтри и поджигай, поджигатель, – остановила его сверху Дарья суровым судным голосом. – Но только не ране вечеру. А щас марш отсель, твоей тут власти нету. Не мешай. И завтри, слышишь, и завтри придешь поджигать – чтоб в избу не заходил. Оттуль поджигай. Избу чтоб мне не поганил. Запомнил?

– Запомнил, – кивнул обалдевший, ничего не понимающий мужик. И, поозиравшись еще, ушел.

А Дарья заторопилась, заторопилась еще пуще. Ишь, зачастили, неймется им, охолодали. Они ждать не станут, нет, надо скорей. Надо успеть. В тот же день она выбелила и стены, подмазала русскую печку, а Сима уже в сумерках помогла ей помыть крашеную заборку и подоконники. Занавески у Дарьи были выстираны раньше. Ноги совсем не ходили, руки не шевелились, в голову глухими волнами плескалась боль, но до поздней ночи Дарья не позволяла себе остановиться, зная, что остановится, присядет – и не встанет. Она двигалась и не могла надивиться себе, что двигается, не падает – нет, вышло, значит, к ее собственным слабым силенкам какое-то отдельное и особое дополнение ради этой работы. Разве смогла бы она для чего другого провернуть такую уйму дел? Нет, не смогла бы, нечего и думать.

Засыпала она под приятный, холодящий чистотой запах подсыхающей известки.

И утром чуть свет была на ногах. Протопила русскую печь и согрела воды для пола и окон. Работы оставалось вдоволь, залеживаться некогда. Подумав об окнах, Дарья вдруг спохватилась, что остались небелены ставни. Она-то считала, что с беленкой кончено, а про ставни забыла. Нет, это не дело. Хорошо, не всю вчера извела известку.

– Давай мне, – вызвалась опять Сима. И опять Дарья отказала:

– Нет, это я сама. Вам и без того таски хватит. Последний день седни.

Сима с Катериной перевозили на тележке в колчаковский барак Настасьину картошку. Им помогал Богодул. Спасали, сгребая, от сегодняшней гибели, чтобы ссыпать под завтрашнюю – так оно скорей всего и выйдет. Колчаковский барак тоже долго не выстоит. Но пока можно было спасать – спасали, иначе нельзя. Надежды на то, что Настасья приедет, не оставалось, но оставалось по-прежнему старое и святое, как к богу, отношение к хлебу и картошке.

Дарья добеливала ставни у второго уличного окна, когда услышала позади себя разговор и шаги – это пожогщики полным строем направлялись на свою работу. Возле Дарьи они приостановились.

– И правда, спятила бабка, – сказал один веселым и удивленным голосом.

Второй голос оборвал его:

– Слышь, бабка, сегодня еще ночуйте. На сегодня у нас есть чем заняться. А завтра все… переезжайте. Ты меня слышишь?

– Слышу, – не оборачиваясь, ответила Дарья.

Когда они ушли, Дарья села на завалинку и, прислонясь к избе, чувствуя спиной ее изношенное, шершавое, но теплое и живое дерево, вволю во всю свою беду и обиду заплакала – сухими, мучительными слезами: настолько горек и настолько радостен был этот последний, поданный из милости день. Вот так же, может статься, и перед ее смертью позволят: ладно, поживи еще до завтра – и что же в этот день делать, на что его потратить? Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла!

Но это были ее последние слезы. Проплакавшись, она приказала себе, чтоб последние, и пусть хоть жгут ее вместе с избой, все выдержит, не пикнет. Плакать – значит напрашиваться на жалость, а она не хотела, чтобы ее жалели, нет. Перед живыми она ни в чем не виновата – в том разве только, что зажилась. Но кому-то надобно, видать, и это, надобно, чтобы она была здесь, прибирала сейчас избу и по-свойски, по-родному проводила Матёру.

В обед собрались опять возле самовара – три старухи, парнишка и Богодул. Только они и оставались теперь в Матёре, все остальные съехали. Увезли деда Максима: на берег его вели под руки, своим ходом дед идти не мог. Приехала за Тунгуской дочь, пожилая уже, сильно схожая лицом с матерью, привезла с собой вина, и Тунгуска, выпив, долго что-то кричала с реки, с уходящего катера, на своем древнем непонятном языке. Старший Кошкин в последний наезд вынул из избы оконные рамы и сам, своей рукой поджег домину, а рамы увез в поселок. Набегал на той неделе и Воронцов, разговаривал с пожогщиками и, когда попал ему на глаза Богодул, пристал к нему, требуя, чтобы Богодул немедленно снимался с острова.

– Если бездетный, бездомный, я напишу справку об одиночестве, – разъяснял он. – Райисколком устроит. Давай-ка собирайся.

– Кур-р-рва! – много не разговаривая, ответил Богодул и повернулся тылом.

– Ты смотри… как тебя? – пригрозил, растерявшись, Воронцов. – Я могу и участкового вызвать. У меня это недолго. Я с тобой, с элементом, политику разводить не очень. Ты меня понял или не понял?

– Кур-р-рва! – Вот и разбери: понял или не понял.

Но все это уже было, прошло; последние два дня никто в Матёру больше не наведывался. И делать было нечего: все, что надо, свезли, а что не надо – то и не надо. На то она и новая жизнь, чтоб не соваться в нее со старьем.

За чаем Дарья сказала, что пожогщики отставили огонь до завтра, и попросила:

– Вы уж ночуйте там, где собирались. Я напоследок одна. Есть там где лягчи-то?

– Японский бог! – возмутился Богодул, широко разводя руки. – Нар-ры.

– А завтра и я к вам, – пообещала Дарья.

После обеда, ползая на коленках, она мыла пол и жалела, что нельзя его как следует выскоблить, снять тонкую верхнюю пленку дерева и нажити, а потом вышоркать голиком с ангарским песочком, чтобы играло солнце. Она бы как-нибудь в конечный раз справилась. Но пол был крашеный, это Соня настояла на своем, когда мытье перешло к ней, и Дарья не могла спорить. Конечно, по краске споласкивать легче, да ведь это не контора, дома и понагибаться не велика важность, этак люди скоро, чтоб не ходить в баню, выкрасят и себя.

Сколько тут хожено, сколько топтано – вон как вытоптались яминами, будто просели, половицы. Ее ноги ступают по ним последними.

Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее. Казалось, они должны были изойти враз, только того Дарье и хотелось. Хорошо бы, закончив все, прилечь под порожком и уснуть. А там будь что будет, это не ее забота. Там ее спохватятся и найдут то ли живые, то ли мертвые, и она поедет куда угодно, не откажет ни тем, ни другим.

Она пошла в телятник, раскрытый уже, брошенный, с упавшими затворами, отыскала в углу старой загородки заржавевшую, в желтых пятнах, литовку и подкосила травы. Трава была путаная, жесткая, тоже немало поржавевшая, и не ее бы стелить на обряд, но другой в эту пору не найти. Собрала ее в кошеломку, воротилась в избу и разбросала эту накось по полу; от нее пахло не столько зеленью, сколько сухостью и дымом – ну да недолго ей и лежать, недолго и пахнуть. Ничего, сойдет. Никто с нее не взыщет.

Самое трудное было исполнено, оставалась малость. Не давая себе приткнуться, Дарья повесила на окошки и предпечье занавески, освободила от всего лишнего лавки и топчан, аккуратно расставила кухонную утварь по своим местам. Но все, казалось ей, чего-то не хватает, что-то она упустила. Немудрено и упустить: как это делается, ей не довелось видывать, и едва ли кому довелось. Что нужно, чтобы проводить с почестями человека, она знает, ей был передан этот навык многими поколениями живших, тут же приходилось полагаться на какое-то смутное, неясное наперед, но все время кем-то подсказываемое чутье. Ничего, зато другим станет легче. Было бы начало, а продолжение никуда не денется, будет.

И чего не хватало еще, ей тоже сказалось. Она взглянула в передний угол, в один и другой, и догадалась, чо там должны быть ветки пихты. И над окнами тоже. Верно, как можно без пихтача? Но Дарья не знала, остался ли он где-нибудь на Матёре – все ведь изурочили, пожгли. Надо было идти и искать.

Она отыскала пихту, которая сбереглась для нее и сразу же показала себя, нарвала полную охапку и в потемках воротилась домой. И только дома заметила, что воротилась, а как шла обратно, о чем рассуждала дорогой, не помнила. Ее по-прежнему не оставляло светлое, истайна берущееся настроение, когда чудилось, что кто-то за ней постоянно следит, кто-то ею руководит. Устали не было, и теперь, под ночь, руки-ноги точно раскрылились и двигались неслышно и самостоятельно.

Жуткая и пустая тишина обуяла ее – не взлает собака, не скрипнет ни под чьей ногой камешек, не сорвется случайный голос, не шумнет в тяжелых ветках ветер. Все кругом точно вымерло. Собаки на острове оставались, три пса, брошенных хозяевами на произвол судьбы, метались по Матёре, кидаясь из стороны в сторону, но в эту ночь онемели и они. Ни звука.

Испугавшись, Дарья слезла с печки обратно и начала молитву.

И всю ночь она творила ее, виновато и смиренно прощаясь с избой, и чудилось ей, что слова ее что-то подхватывает и, повторяя, уносит вдаль.

Утром она собрала свой фанерный сундучишко, в котором хранилось ее похоронное обряженье, в последний раз перекрестила передний угол, мыкнула у порога, сдерживаясь, чтобы не упасть и не забиться на полу, и вышла, прикрыла за собой дверь. Самовар был выставлен заранее. Возле Настасьиной избы, карауля ее, стояли Сима с Катериной. Дарья сказала, чтоб они взяли самовар, и, не оборачиваясь, зашагала к колчаковскому бараку. Там она оставила свой сундучок возле первых сенцев, а сама направилась во вторые, где квартировали пожогщики.

– Все, – сказала она им. – Зажигайте. Но чтоб в избу ни ногой…

И ушла из деревни. И где она была полный день, не помнила. Помнила только, что все шла и шла, не опинаясь, откуда брались и силы, и все будто сбоку бежал какой-то маленький, не виданный раньше зверек и пытался заглянуть ей в глаза.

Старухи искали ее, кричали, но она не слышала.

Дарья Пинигина – женщина с непростой судьбой. Пережила войну, похоронила трех своих детей, потеряла мужа. Отсутствие поддержки, ласки и понимания сделало старушку бесчувственной. Ей 80 лет. Однако она продолжает вести хозяйство, ведь кроме нее о доме некому будет позаботиться.

В город переезжать не хочет. Общение с живым сыном дается Пинигиной чрезвычайно тяжело – кажется, что между ними стена либо пропасть и эти два противоположных полюса никогда не обретут консенсуса.

От остальных бабушек Дарья отличается повышенной восприимчивостью к прошлому и силой воли. Несмотря на то, что она не такой уж и экстраверт, именно в ее доме собираются на приятные чаепития все пожилые женщины округи.

Павел – сын главной героини. Работящий. Ему около 50 лет. Фаталист – впрочем, как и его жена, и дети. Мать герой не осуждает, редко спорит с ней. Однако понимание от этого не появляется. Он желает покоя и определенности – поэтому всем естеством своим делает вид, что трагедия деревни ему совершенно безразлична.

Богодул – обросший старик, в коем есть что-то звериное. Проживает в заброшенном здании. Всегда ходит босиком. Странноват. Иногда любит выругаться, как следует. Зимой пытается прижиться у кого-то из деревенских, в банях. Ходят слухи, что он скрывается, потому, что кого-то убил. Является в Матере кем-то вроде домового, ведь защищает эти земли, препятствует сносу старого кладбища

Вариант 2

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой. Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани.

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Характеристики 3

Героями данного произведения являются простые люди, которые проживают в деревне. В произведении столкнулись два мира, деревня и город. Жизнь людей, которых оторвали от корней, становится бессмысленной. Ведь люди полностью срастаются со своей землей и оторвать их невозможно друг от друга. Речь пойдет о том, как доставалось людям расставание с родной землей. Кому-то расстаться было легко, а вот кому-то немерено тяжело и болезненно. В сюжете описывается гибель деревни. Почти каждый персонаж, проживающий в деревне, имеет свою трогательную историю, которая может пронзить до глубины души.

Одной из главных героинь в произведении является строгая женщина пожилого возраста. Восьмидесятилетняя старушка, пережившая войну, схоронила своих детей, а ее супруг считается без вести пропавшим. Женщина ведет свое маленькое хозяйство. По характеру она очень сильная женщина. Другие женщины с деревни любят приходить к ней в гости, чтобы попить чай вместе. Имеет единственного сына Павла, с которым у них недопонимая. Павел.

Еще одним персонажем является пятидесятилетний сын старушки. В его жизни военные годы оставили глубокий след у него на сердце. Павел, несмотря на все недопонимая между ним и матерью, любит ее и пытается во всем помочь. Ему также, как и матери не хватает человеческих чувств. Он женат и у него есть дети.

Помимо сына у героини есть также двадцатилетний внук, которому не интересно жить в селе. Он хочет двигаться вперед, идти вместе с другой молодежью, а также завести семью. Ради этих целей он даже уволился с работы в заводе.

Еще одним весьма странным персонажем является заросший как животное, старик, проживающий в заброшенно доме. Он всегда ходит с голыми ногами и часто матерится. Тем не менее зимой, старухи дают ему ночлег в банях, они испытывают к нему жалость. Богодул является неким защитником их села, он даже смог остановить снос кладбища.

Настасья и Егор.

Являются соседями семьи, которые переехали из деревни в город. После переезда, Егор умер, а Настасья решила уехать обратно в родную деревню и жить там с остальными жительницами до конца своих дней. После того, как умерли ее дети, она начинает странно себя вести, вплоть до того, что общается с вещами дома.

Еше одна пожилая героиня, которая является подругой Дарьи. Имеет неработающего сына, который увлекается алкоголем и очень страдает от этого. Постоянно ищет в этом какие-то оправдания и надеется на лучшее, что ее сын бездарь когда-нибудь изменится.

Является сыном Катерины, а также неким посмешищем для жителей деревни, к тому же страшный врун.

В произведении упоминается также о второстепенных персонажах, таких как председатель совхоза по фамилии Воронцов, которого не уважают местные жители, для них он считается чужим. Смог прогнать людей, которые разрушали могилы на кладбище.

Также упоминается о маленьком звере, неком духе деревни. Его никто никогда не видел. Он имеет вид мелкого зверька и оберегает остров.

Другие сочинения: ← Образ И-330/ I-330↑ ДругиеОбраз Кормилицы в трагедии Ромео и Джульетта →

Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о “полной правде”, о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков — тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи. В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку “самому докапываться до истины”, жить работой совести. Сильнее всего и автора, и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей “жить не оглядываясь”, “облегченно”, нестись по течению жизни. “Пуп не надрываете, а душу потратили”, — бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, облегчающих труд людям. Ho неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит. “Человек — царь природы”, — убеждает бабушку Андрей. “Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет”, — ответствует старуха. Только в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом может смертный человек победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.

Космос, природа — полноценные действующие лица повестей В. Распутина. В “Прощании с Матерой” тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь являют собой светлую часть жизни, благодать, дают перспективу развития. Ho они же в тон мрачным мыслям стариков и старух, вызванным трагическими событиями повести, создают атмосферу тревоги, неблагополучия.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах “Прощания с Матерой”. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (читателю ясна этимология слова: мать — родина — земля), противостоят запустение, оголение, истечение (одно из любимых слов В. Распутина). Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. “Темь пала” на Матеру, утверждает писатель, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом. Именно здесь, предваряя последнюю повесть В. Распутина, появляется эпизод пожара, а перед этим событием “звезды срываются с неба”.

Носителям народных нравственных ценностей писатель противопоставляет современных “обсевков”, нарисованных в весьма жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной наделил писатель более или менее сложным характером. С одной стороны, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков (не случайно он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней перед отъездом). Его манит суета большой стройки, он до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является извечными ценностями.

И в то же время, показывает Распутин, “минутное пустое глядение на дождь”, завершивший семейную дискуссию, “сумело снова сблизить” Андрея, Павла и Дарью: не умерло еще в парне единство с природой. Объединяет их и работа на сенокосе. Андрей не поддерживает Клавку Стригунову (для писателя характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям), радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. Более того, ни в чем не соглашаясь с Дарьей, он почему-то ищет бесед с ней, “ему для чего-то нужен был ее ответ” о сущности и предназначении человека.

Другие антиподы “старинных старух” показаны в “Прощании с Матерой” совсем иронично и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов за свой принцип “лишь бы прожить сегодняшний день” лишен народным мнением своего имени — превращен в Петруху. Писатель, с одной стороны, видимо, обыгрывает здесь традиционное имя балаганного персонажа Петрушки, лишая его, правда, той положительной стороны, которая все-таки была у героя народного театра, с другой — создает неологизм “петрухать” по сходству с глаголами “громыхать”, “воздыхать”. Пределом падения Петрухи является даже не сожжение родного дома (кстати, это сделала и Клавка), а издевательство над матерью. Интересно отметить, что отвергнутый деревней и матерью Петруха стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы хоть так, злом, утвердить свое существование в мире.

Исключительно злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни “официальные лица”. Писатель снабжает их не только говорящими фамилиями, но и емкими символическими характеристиками: Воронцов — турист (беззаботно шагающий по земле), Жук — цыган (т.е. человек без родины, без корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речь Павла и Андрея — литературно правильна, но сбивчива, полна неясных для них самих штампов, то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не по-русски построенными фразами, любят императив (“Понимать будем или что будем?”; “Кто позволил?”; “И никаких”; “Вы мне опять попустительство подкинете”; “Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим”).

СИМВОЛИКА ФИНАЛА. В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане (символика этого пейзажа очевидна) Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов “затих”, “сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой”. Все, что остается им делать, — подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: “Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!” Впрочем, делает, по словам писателя, “глухо и безнадежно”. И прокричав, вновь засыпает. Уже ничто не может разбудить его (вновь символика!). “Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана”. А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого “недетское, горькое и кроткое понимание”, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о царском листвене, символе неувядаемости жизни. Пожогщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды (в 9-й и 13-й главах) скажет, что как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные “ответственные за переселение”, построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, — “жизнь… она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой”. Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом — еще одно его назначение во вселенной.


Занятие поможет довести до учащихся главную мысль повести, обратить на разнообразие проблем, которые ставит писатель.

Описание разработки

Цель урока:

довести до читателей главную мысль повести, пробудить духовную память и духовный опыт человека, обратить на разнообразие проблем, которые ставит писатель, формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство ответственности за её судьбу.

Ход урока.

Презентация. Тулубаева Зульфия.

2. Слово учителя. Атангулова Ляля Идрисовна.

Она о тех изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый и дивный край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной любовью, думающего о нем не только как о гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки.

К тому времени на Ангаре уже были построены мощные гидроэлектростанции, питающие током заводы и комбинаты-гиганты. Из Сибири везут лес, алюминий, нефть, машины. В Сибири остаются коренные сибиряки, предки которых расчищали в тайге пашни, растили хлеб, обустраивали суровый мир для достойной жизни своих семей и потомков. Остаются жить в наспех отстроенных новых домах в новых поселках, поставленных на таежных склонах над рукотворными морями.

Понимание масштабности экономических, социальных и следующих вслед за ними нравственных изменений в обществе сое­диняется в повести с глубоко личностным, сыновним отношением к происходя­щему.

Как один человек не похож на другого, несмотря на общность человеческих очертаний, так отношение одного человека к родной земле не похоже на отношение другого. Каждый обладает своей един­ственно ему предназначенной родиной, несмотря на наличие общена­родного отношения, и прощание с ней всегда личностно и индивидуально.

Урок-размышление над судьбой сибирской деревни по повести Валентина Распутина Прощание с Матерой

Писателю важно было обозначить главные проблемы, порожденные процессом переустройства жизни; выразить свое понимание того, как надо прощаться с родной землей, показать то, с чем человек вынужден прощаться.

Распутин рассказывает о людях, живущих на острове в последние месяцы перед затоплением.

Повествование осно­вано на реальных впечатлениях, вынесенных из наблюдений за про­цессом переселения из родных мест и земель, затопляемых в ре­зультате строительства Усть-Илимской ГЭС.

В то же время автор включает в повествование условные образы (Хозяин), добивается символического звучания понятий (Матера, Листвень), связанных с изображением вполне реальных острова и дерева.

Человек поставлен в обстоятельства, которые он не может преодолеть, его жизнь неподвластна его воле и желаниям. В этой ситуации персонажи повести выбирают собственные пути выхода: одни принимают изменения жизни за благо, другие мучаются непониманием происходящего, третьи считают недопустимым оставить остров.

Привязчив человек, имевший свой дом

И родину, ох как привязчив! В. Распутин

Так называют основное течение, стержень реки. Отсюда и Матера у В. Распутина, имеющая один общий корень со словами мастерство, матерость. Автор показывает, что речевое название старой деревеньки заложено умом и чувством народа.

Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбища-все это уйдет под воду навечно.

А это- смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. «Матера – это название деревни, и повесть - о тех изменениях, которые происходят в Сибири в связи со строительством ГЭС, созданием искусственных морей. Люди переезжают в поселок городского типа, жизнь их круто меняется, возникает масса проблем – и нравственных, и социальных.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации муниципального района

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Урок-размышление

Провела: Атангулова Ляля Идрисовна

в 11 классе, учитель русского языка и

литературы МОБУ «СОШ с.

Тема урока: Урок-размышление над судьбой сибирской деревни по повести

Цель урока: довести до читателей главную мысль повести, пробудить

духовную память и духовный опыт человека, обратить на

разнообразие проблем, которые ставит писатель, формировать

неравнодушное отношение к проблемам своей страны, чувство

ответственности за её судьбу.

Оборудование: Портрет писателя, компьютерные презентации, издание

произведений В. Распутина, проектор.

« Все прогрессы реакционны, если

Презентация. Тулубаева Зульфия.

2. Слово учителя. Атангулова Ляля Идрисовна.

К тому времени на Ангаре уже были построены мощные гидроэлектростанции, питающие током заводы и комбинаты-гиганты. Из Сибири везут лес, алюминий, нефть, машины. В Сибири остаются коренные сибиряки, предки которых расчищали в тайге пашни, растили хлеб, обустраивали суровый мир для достойной жизни своих семей и потомков. Остаются жить в наспех отстроенных новых домах в новых поселках, поставленных на таежных склонах над рукотворными морями.

Понимание масштабности экономических, социальных и следующих вслед за ними нравственных изменений в обществе сое­диняется в повести с глубоко личностным, сыновним отношением к происходя­щему.

Как один человек не похож на другого, несмотря на общность человеческих очертаний, так отношение одного человека к родной земле не похоже на отношение другого. Каждый обладает своей един­ственно ему предназначенной родиной, несмотря на наличие общена­родного отношения, и прощание с ней всегда личностно и индивидуально.

Распутин рассказывает о людях, живущих на острове в последние месяцы перед затоплением. Повествование осно­вано на реальных впечатлениях, вынесенных из наблюдений за про­цессом переселения из родных мест и земель, затопляемых в ре­зультате строительства Усть-Илимской ГЭС.

В то же время автор включает в повествование условные образы (Хозяин), добивается символического звучания понятий (Матера, Листвень), связанных с изображением вполне реальных острова и дерева.

Привязчив человек, имевший свой дом

И родину, ох как привязчив! В. Распутин

1 ученик. Писатель говорит о проблемах духовных, связанных с совестью, с памятью, с верой. Остро ставит проблему самого существования народа, опасности утраты его самобытности, культуры.

2 ученик. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведет ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества- сохранить жизнь на земле.

4 ученик. В повести Распутина ставятся и проблемы противоречий между городским и деревенским укладами, проблемы отношения народа и власти.

Слово учителя по ответам учащихся.

Размышляя об этом, автор показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает, о чем речь. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая. А когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

Примерные вопросы для беседы по повести.

2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.

4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это выражается?

5. Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?

6. Сформулируйте свое понимание идеи повести.

Вот и потеря Матеры, как ее видит писатель, - тоже опыт, тоже необходимое нам разумение о том, откуда мы родом, и о том, - что мы, народ, испытали, какую лепту внесли во всеобщую историю человечества, о чем человечеству можем нынче поведать. \

Новый поселок, куда должны перебраться сельчане, сработан красиво: домик к домику. Но поставлен он как- то несуразно, не по-людски. Наверное, и прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой.

Валентин Распутин о героях произведений:

- Меня всегда привлекали – об этом я уже говорил – образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. В человеке многое зависит от его отношения к окружающим. Отчуждение – самое опасное, что может проявиться в человеческом характере, попавшем в определенные условия. Как часто приходится, увы, сталкиваться с тем, что один не слышит или не желает слышать другого…

Женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде, - об этом хотелось мне писать и рассказывать.

В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки. У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт. Перед их глазами проходили посевы и жатвы, зима сменялась весной, осень роняла листву…

(Вопросы литературы, 1976, № 9)

- Для меня Сибирь – не отвлеченное понятие. Есть вопросы, которыми я занимаюсь, и, наверное, всегда буду ими увлечен.

Кор.: Нельзя ли их перечислить?

- Назову главные и основные. Прежде всего, меня, как и всех, беспокоит судьба Байкала. Уже сейчас пресная вода – величайшая ценность. Байкал – мирового масштаба вместилище пресной воды. Сберечь эту воду – наша величайшая задача. Если мы не проявим хозяйской распорядительности, потомки нам не простят.

Сибирь невозможна без величайшей Ангары, - об этой реке мы должны заботиться постоянно. Сибирский лес также нуждается в тщательной охране и уходе, - многое в этом важнейшем деле оставляет желать лучшего. Словом, все это проблемы охраны окружающей среды, вопросы всенародной и государственной важности. Писатель не может равнодушно проходить мимо того, что волнует всех. Это его гражданственный и литературный долг.

(Вопросы литературы, 1976, № 9)


-75%

Особенности жизни и творчества русского писателя Валентина Григорьевича Распутина. Время написания, история создания, художественный замысел и тема, социальные и нравственные проблемы главных героев, связь с современностью повести "Прощание с Матерой".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.10.2014
Размер файла 27,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

студент гр. АП-121

План работы

1. Биография писателя

2. Общая характеристика творчества

3. Анализ прочитанного произведения

4. Моё отношение к прочитанному произведению

Список используемой литературы

1. Биография писателя

Распутин Валентин Григорьевич

Писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР.

Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Отец - Распутин Григорий Никитич (1913-1974). Мать - Распутина Нина Ивановна (1911-1995).

В марте 1937 года в семье молодого работника райпотребсоюза из районного поселка Усть-Уда, затерявшегося на таежном берегу Ангары почти на полпути между Иркутском и Братском, появился сын Валентин, впоследствии прославивший этот чудный край на весь мир. Грамоте и счету Валентин научился с малых лет - уж очень жадно тянулся он к знаниям. Смышленый паренек читал все что ни попадалось: книги, журналы, обрывки газет. Отец, вернувшись с войны героем, заведовал почтовым отделением, мать работала в сберкассе. Беззаботное детство оборвалось разом - у отца на пароходе срезали сумку с казенными деньгами, за что он угодил на Колыму, оставив жену с тремя малолетними детьми на произвол судьбы.

В аттестате зрелости Валентина были только пятерки. Спустя пару месяцев, летом того же 1954 года, блестяще сдав вступительные экзамены, он стал студентом филологического факультета Иркутского университета, увлекался Ремарком, Хемингуэем, Прустом. О писательстве не помышлял - видно, не пришел еще срок.

Жилось нелегко. Думалось о матери и младших. Валентин чувствовал себя в ответе за них. Подрабатывая на жизнь где только возможно, он стал приносить свои статьи в редакции радио и молодежной газеты. Еще до защиты дипломной работы он был принят в штат иркутской газеты «Советская молодежь. Жанр журналистики порой не вписывался в рамки классической словесности, но позволил приобрести жизненный опыт и крепче встать на ноги. Отец после смерти Сталина был амнистирован, домой вернулся инвалидом и едва дотянул до 60 лет…

Немало наших именитых современников в литературе, кинематографе, на эстраде и в спорте родом из Сибири. Силу и свой искрометный талант впитали они из этой земли. Распутин подолгу живет в Иркутске, каждый год бывает в своей деревне, где родные люди и родные могилы. Рядом с ним родные и близкие по духу люди. Это жена - верный спутник и самый близкий друг, надежный помощник и просто любящий человек. Это дети, внучка, друзья и единодумцы.

Валентин Григорьевич - верный сын земли русской, защитник ее чести. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Вкусив книг Валентина Распутина, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его хлеб - с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Такой продукт испокон века выпекали в Сибири, и назывался он вечным хлебом. Так и произведения Валентина Распутина - незыблемые, вечные ценности. Духовный и нравственный багаж, ноша которого не только не тянет, но и придает сил.

Живя в единении с природой, писатель по-прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что ее сил хватит для духовного возрождения нации.

2. Общая характеристика творчества

Распутин относится к тем наиболее беспокойным и совестливым писателям второй половины XX века, которые в своих произведениях ставят мучительные вопросы современности и напряженно ищут на них ответы.

Таким образом образах героев Распутина выражается огромное душевное богатство русского человека -- доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство. Следуя за автором, мы погружаемся в водоворот жизненных событий его персонажей, проникаемся их мыслями, следуем логике их поступков. Мы можем спорить с ними и не соглашаться, но не в состоянии оставаться равнодушными.

распутин художественный повесть матера

3. Анализ прочитанного произведения

Время написания и история создания

Люди переезжают в поселок городского типа, жизнь их круто меняется, возникает масса проблем - и нравственных, и социальных. Для молодых такое переселение естественно, а для пожилых - зачастую ломка всей жизни.

Распутин рассказывает о людях, живущих на острове в последние месяцы перед затоплением. Повествование основано на реальных впечатлениях, вынесенных из наблюдений за процессом переселения из родных мест и земель, затопляемых в результате строительства Усть-Илимской ГЭС : проблемы, отраженные в повести, вполне реальны. Летом 1974 года В. Распутин вместе с иркутским журналистом Борисом Ротенфельдом проехал по местам, которые стали впоследствии ложем Усть-Илимского водохранилища. Об этой поездке в областной молодежной газете Б. Ротенфельд опубликовал очерк. В нем говорится об огромных государственных средствах, вложенных в расчистку затопляемых территорий, о потере плодородной Илимской пашни, просторов тайги и лугов, о переезде сибиряков в неудобные для стариков коттеджи, построенные на глинистом склоне горы. Описание процесса очистки будущего дна водохранилища и переселения людей в повести можно считать документальным.

Замысел и тема

Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести “Прощание с Матёрой” Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира “именем прогресса”. По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место -- в “перспективное” село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу “специалистами” без любви к людям, которым тут жить”. Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом -- воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит -- “как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет”. Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: “Название острова и села -- Матёра -- не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать -- Земля, мать -- Родина), материк -- земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра -- это как бы “малый материк”). Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной.

Крыша дома своего. " Наши первые детские впечатления покоятся на том, что всё, окружающее нас (наш дом, родители, близкие нам люди) существовало вечно, что иначе и быть не может. Тем более несуразным представляется исчезновение с лица Земли самого места, где ты родился и которое навсегда должно было остаться твоей Родиной. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется навечно в памяти и в сердце человека.

Но чем быстрее разбег цивилизации по нашей быстро сужающейся Вселенной, тем чаще люди попадают в подобную ситуацию.

Наука и техника, которые были возвеличены у нас на недосягаемую высоту, добрались до глухого сибирского села и требуют, чтобы оно было стерто с лица земли: так надо, и с этим ничего не поделать, распроститься с Матёрой всё равно придётся. Должно исчезнуть всё: дома, огороды, покосы, луга, деревья, кладбище - вся земля уйдет под воду навечно.

. Состоит из многих островов, приютивших людей на могучей Ангаре, островок Матёра. Жили на нем предки стариков, пахали землю, дали ей силу и плодородие. Здесь народились их дети и внуки, и жизнь то бурлила, то плавно текла. Здесь ковались характеры и испытывались судьбы. И стоять бы островной деревеньке века. Но строительство крупной ГЭС, такой нужной людям и стране, но ведущей к затоплению сотен тысяч гектаров земель, затоплению всей былой жизни вместе с пашней, полями и лугами, для молодежи это, возможно, и был счастливый выход в большую жизнь, для стариков - погибель. А по сути, - судьба страны. Эти люди не протестуют, не шумят. Они просто горюют. И сердце разрывается от этой щемящей тоски. Распутин не срывается на обличительство и критиканство, не становится трибуном и глашатаем, призывающим к бунту. Он не против прогресса, он за разумное продолжение жизни. Его дух восстает против попрания традиций, против потери памяти, против отступничества от прошлого, его уроков, его истории. Корни русского национального характера именно в преемственности. Нить поколений не может, не должна быть прервана “иванами, родства не помнящими”. Богатейшая русская культура и держится на традициях и устоях.

Простой русский дом - это та крепость, за стенами которой покоятся человеческие ценности. Их носителям не страшны дефолты и приватизация, они не подменяют совесть благополучием. Главными мерилами их поступков остаются добро, честь, совесть, справедливость. Героям Распутина нелегко вписываться в современный мир. Но они в нем не чужие. Именно такие люди определяют бытие.

Главные герои

И напротив, молодые люди в повести обрисованы в весьма жесткой манере, у них очень простые характеры, они не даются в развитии, их переживания не описываются.

А внук Дарьи , Андрей, и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроится на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще, он уверен, что память - это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей будут создавать, разрушая. А когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно. Об этом и думает Дарья. Она переживает за своего внука и жалеет его.

Другие представители молодого поколения показаны очень мало и зло. Еще хуже с совестью у таких как Петруха Сорокалетний сын Катерины издевается над матерью, которая вырастила его одна и жила, надеясь, что он образумится. Но этот герой первым спалил избу, не подумав о том, где будет жить все это время мать. Отвергнутый и деревней, и матерью, Петруха старается новым бесчинством, хулиганским поступком привлечь к себе внимание, чтобы хотя бы так утвердится в народе и в жизни.

Размышляя об этом, автор показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. Он один из тех, кто пытается докопаться до истины, задумывается о жизни. У него нет твердости, его позиция - смирение: надо - значит надо, жить везде можно.

Смысл названия

Кроме того, с этим островом связывается еще одно символическое значение. Старики прощаются с Матерой, как с живым существом. Уход ее под воду осмысляется как неразумное вмешательство человека в естественный ход вещей, в разумное устройство природы. С исчезновением Матеры разрушается и гармония человеческих отношений, так как нарушено единство человека с природой. Уход острова под воду равносилен концу света. Поэтому Матера связана еще и с апокалипсисом.

Связь с современностью

Эти проблемы и вечные, и современные. Сейчас особенно актуальны проблемы экологии. Это касается не только нашей страны. Всё человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Не приведёт ли прогресс к физической гибели планеты, к исчезновению жизни? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учеными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже всем ясно, что главная задача человечества - сохранить жизнь на земле.

Проблемы защиты природы, охраны окружающей среды неразрывно связаны с проблемами "экологии души". Важно, кем себя чувствует каждый из нас: временщиком, желающим ухватить от жизни кусок пожирнее, или человеком, осознающим себя звеном в бесконечной цепи поколений, не имеющим права порвать эту цепь, чувствующим благодарность за сделанное прошлыми поколениями и ответственность за будущее. Поэтому так важны проблемы отношения поколений, проблемы сохранения традиций, поиск смысла человеческого существования. В повести ставятся и проблемы противоречий между городом и деревней, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.

4. Моё отношение к прочитанному произведению

Прощание с Матёрой для многих её жителей было прощанием во все века накопленными духовными ценностями, да и самой жизнью. Недаром автор всех их устами персонажа называет "утопленниками", что символизирует нравственную, духовную смерть матёринцев.

Это произведение посвящено нравственным проблемам в современной деревне. Остров, имя которого срослось с землей, должен уйти под воду. А это, как ни ряди - смерть, перед лицом которой раскрывается человек, его истинная суть. Затопление деревни и связанный с этим переезд для кого-то трагедия, а для кого-то сущий пустяк.

Но Распутин рассуждает не только о человеческой бренности, но и бренности всего нас окружающего, в том числе земли, по которой мы ходим. Сегодня суетимся, строим, обустраиваем свою жизнь, рассуждаем о будущем, а завтра -- все под снос, под огонь, под затопление.

Таким образом, Распутин в своём произведении раскрывает сущность человеческой нравственности перед лицом опасности и трудности. Так же это произведение привлекательно тем, что на его проблемы невозможно найти однозначного ответа. С одной стороны в связи со строительством ГЭС будут затоплены многие заселённые территории, которые являются святыми местами для местных жителей и их предков, захороненных там же. Но с другой стороны государству необходимы новые энергетические ресурсы, которые бы позволили электроэнергию, выработанную непосредственно в данной местности, сделать более дешёвой и доступной. И с этим так же не поспоришь!

Читайте также: