Как поехать автостопом в первый раз

Обновлено: 18.09.2024

Историческая справка

Автостоп зародился в США, а затем распространился и по Европе. Однако сегодня на своей родине он уже не пользуется такой популярностью. Во-первых, общественный менталитет изменился: голосовать на дороге для многих оказывается вне зоны комфорта. Во-вторых, дорожные условия не располагают к таким поездкам: платные трассы, штрафы и пр.

В Европе, несмотря на свои нюансы, таких проблем нет, поэтому автостопом все еще путешествуют. Правда, современная геополитическая ситуация в мире, сопровождающая терактами и большим потоком беженцев, заставляет европейцев проявлять большую настороженность по отношению к незнакомым людям.

Вопреки бытующему мнению, передвижение на попутках получил распространение не только в Европе и США, но и в СССР. У нас туристы, путешествующие таким образом, пользовались уважением, так же, как и водители, их подвозившие. Исключение составляют 90-е годы — в то время путешествовать таким образом было просто опасно. Сегодня этот вид туризма набирает популярность и прежде всего благодаря дальнобойщикам — именно они чаще всего подбирают путешественников, чтобы развлечься разговором.

Автостоп и его особенности

Несмотря на увлекательность и, что немаловажно, возможность сэкономить на поездке, такое путешествие подойдет не каждому.

Для того, чтобы понять, стоит ли отправляться в путешествие автостопом, следует познакомиться с особенностями передвижения на попутках:

Как подготовиться к поездке?

Автостоп и его особенности

Если с учетом всего вышесказанного желание проехаться автостопом не пропало, следует задуматься о подготовке к этому мероприятию. Прежде всего, необходимо правильно подобрать одежду и снаряжение.

Экипировка должна быть теплой, непромокаемой и непродуваемой ветром. Кроме того, не стоит брать с собой здоровенный чемодан: пара футболок на смену, нижнее белье, запасной свитер — и хватит. Куртку лучше взять спортивную — она непродуваемая и хорошо сохраняет тепло. Это важно, поскольку на трассе всегда ветрено и можно замерзнуть даже летом, особенно в ночное время. Следует прихватить также головной убор — пригодится. А вот зонт совершенно ни к чему — лучше уж дождевик.

Снаряжение туриста-автостопщика можно условно разделить на 4 группы:

  1. Ночлег.
  2. Прием пищи.
  3. Голосования.
  4. Досуг.

Если предполагается ночевка на природе, то для этого понадобится небольшая палатка из непромокаемого материала, которая помещается в рюкзаке, быстро разворачивается и сворачивается. Также необходим спальный мешок и коврик, который под него подкладывают. Если подобный ночлег выходит из зоны комфорта, можно расположиться в отеле или гостевом доме.

Для приема пищи понадобятся тарелка, нож, вилка и стакан лучше всего из пластмассы. Тем, кто собирается готовить себе пищу на костре, необходимо взять зажигалку или спички, а еще лучше — газовую горелку.

Для голосования нужны налобный фонарь и катафот то у вас должен быть минимальный набор: налобный фонарь (желательно с функцией мигания), катафот (светоотражающий). Во время отдыха подойдет любимая настольная игра, например, шашки или шахматы. Некоторым хватает и цифровых гаджетов — главное, чтобы было где их зарядить.

Рюкзак туриста должен быть вместительным и легким. Палатка и коврик крепятся обычно сверху рюкзака.

Желательно также иметь с собой определенную денежную сумму, хотя бы в размере стоимости билета на поезд/самолет из конечной точки маршрута. Как говорится, на всякий случай.

Преимущества и недостатки автостопа

Преимущества и недостатки автостопа

Если спросить нескольких любителей путешествовать на попутках, чем их привлекает автостоп, вполне вероятно, каждый назовет что-то свое.

Среди основных достоинств этого вида туризма можно выделить:

  • Наслаждение дорогой. Ехать на автомобиле не то же самое, что на поезде или автобусе. Здесь помимо незнакомых вокзалов и станций можно увидеть и даже посетить некоторые населенные пункты, зайти в кафе или магазин, посмотреть, как живут люди.
  • Общение. Ни один путеводитель не расскажет о том городе или местности, по которой пролегает путь, лучше, чем местный шофер. Это не только интересно, но и полезно: прибывая в пункт назначения неплохо уже иметь о нем хоть какие-то первоначальные сведения.
  • Экономия. Для одних этот фактор выступает ключевым в путешествии, для других — нет, но то, что он весьма существенен, спорить не приходится.
  • Свобода передвижения. Автостоп освобождает туристов от необходимости брать билеты и подстраиваться под расписание поездов/автобусов/самолетов.
  • Непредсказуемость. Автостопщик никогда не может точно ответить на вопрос, где он будет завтра или куда довезет его очередной водитель. А кроме того, знакомство с шофером порой перерастает в крепкую дружбу.
  • Поддержание хорошей физической формы. Это неудивительно, ведь туристы много ходят пешком с рюкзаком на спине.

Недостатки автостопа:

  • Потерянное время. Иногда в ожидании автомобиля приходится простоять на трассе не менее 40 мин. А ведь это время можно было бы провести с намного большей пользой — гулять, читать и т.п.
  • Непредсказуемость. Не только плюс, но и минус. Автостоп не подойдет для того случая, когда нужно куда-то попасть в оговоренное время. Нельзя гарантировать, что все сложится так, как надо, а результатом станут лишь потрепанные нервы.
  • Усталость. Больше не физическая, а психологическая. Со временем начинает надоедать отвечать на одни и те же вопросы, рассказывать одно и то же, объяснять, почему ты предпочитаешь путешествовать так, а не иначе и т.п. Автостопщики зачастую привлекают к себе всеобщее внимание и вызывают удивление. К концу поездки это начинает раздражать.
  • Языковой барьер. Это касается путешествий за рубежом. Если у туриста и шофера не получается понять друг друга, ни о каком общении речи уже не идет. А потому и ничего интересного о том месте, куда ты попал, узнать не получится. Такая поездка вряд ли принесет много удовольствия.
  • Зависимость от погоды. Любые изменения погоды не в лучшую сторону снижают удовлетворенность путешествием. Стоять под холодным дождем на трассе, особенно если долго не получается поймать машину, никак не прибавляет настроения и оптимизма.

Для кого-то автостоп — один из способов перемещения, для кого-то — образ жизни. В любом случае он окажется особенно полезен тем, кто забыл о великой силе человеческого общения и о бескорыстной помощи.

Меня зовут Любовь, мне 21 год, я студент факультета рекламы. Как и все, я люблю путешествовать, но делаю это не совсем обычным способом, а конкретно — автостопом. Мне нравится преодолевать себя и видеть места, где я бываю, с позиции людей, которые там живут. Это не совсем легкий способ путешествовать, полный подводных камней и опасностей. Так почему я выбрала именно его?

Черногория — маленькая страна, которую можно объехать за 7–8 часов. Природа Черногории напоминает Исландию: здесь есть и горы, и море. Лучше всего объезжать ее на машине, чтобы в полной мере насладиться ее красотой, или автостопом — как и сделала я. Кроме того, туда не нужна виза.

Почему автостоп?

Выбрала я именно такой способ путешествовать неслучайно: хотелось бросить себе вызов, дать волю фантазии и испытать что-то новенькое. Это хороший способ узнать страну изнутри: познакомиться с местными жителями и услышать истории, которые они рассказывают. Кроме того, мне никогда не нравилось изучать страну экскурсионными турами.

Это я. Ловлю машину возле города. Меня переполняет чувство свободы, а вокруг пейзажи — как в сказке.

Что нужно для автостопа? В первую очередь это желание, которое позволит противостоять трудностям и справляться с ними. Также это стойкость и некоторый фатализм — умение принимать течение событий таким, какое оно есть, и получать от этого удовольствие.

Из материальных вещей понадобится следующее:

  • палатка, коврик, спальник;
  • удобная обувь;
  • теплая и легкая одежда;
  • походный рюкзак, куда все вышеперечисленное поместится.

Наш первый день в Тивате. Смотрим на потрясающий закат.

Сначала я продумала примерный план посещения городов и мест по порядку, составила карту передвижения, отметив нужные населенные пункты. Для того чтобы разработать маршрут, я изучала в Google достопримечательности и читала блоги людей, которые уже ездили по Черногории.

Мы добрались из России до Тивата на самолете и затем отправились по основным городам маршрута. Я поехала со своим молодым человеком: парой путешествовать очень удобно. Это более безопасно, нежели одной, и вызывает доверие у водителей.

Схема передвижения. Выехав из Тивата, мы побывали в таких городах, как Котор, Пераст, Будва, Цетине и Подгорица​​, Колашин, Мойковац, Жабляк (по порядку).

Начать было очень просто — мы вышли из аэропорта, подняли палец вверх и ждали. И так делали на протяжении всей поездки. Иногда приходилось ждать машину около 30 минут, но, как правило, нас брали в течение 15 минут.

На юге мы жили в палатке в кемпингах, где были места, чтобы помыться, постирать вещи, приготовить еду, набраться сил и двинуться дальше, — это очень удобно. Стоили они, как правило, 2–3 евро за ночь.

В день мы не тратили больше 10–15 евро. Этого хватало на то, чтобы купить свежих фруктов, знаменитого черногорского хлеба и поужинать в кафе (8–10 евро). Честно говоря, я давно не ела таких вкусных продуктов, как в Черногории. А главное, все было по максимально доступным ценам.


Меня зовут Александра, мне 32. А это моя история про то, как я автостопом проехала по России из Барнаула во Владивосток. 5900 км туда и столько же обратно, 42 машины, 28 дней в пути. Это зарисовка о большой решимости, минимальном комфорте, улыбках удачи, великодушии людей и суровой красоте российских морей.

Еще со школы я мечтала покататься по России на попутках автостопом. В 2017 году я встретила человека, с которым мы начали делать мелкие вылазки, выросшие в амбициозные планы.

Покой не по карману. Планирование

Виды по дороге

Виды по дороге / фото автора

В 2018 году по ТВ много рассказывали про отдых на Черном море.

Ночевали в палатке либо в спальнике водительской кабины, если ехали в ночь. Исключение: Байкальск, Владивосток и Находка — там останавливались на несколько дней.

Выехали 16 августа с расчетом вернуться ровно через месяц. Под это согласовали отпуска.

Из вещей взяли минимум: палатка, котелок, спальники, коврики, фонарь, аптечка, походный рюкзак.

Бюджет — 30 000 руб на человека. На проезд между городами — 0 руб. Главные расходы — обеды в придорожных кафе, хостелы, развлечения и сувениры.

Долгая дорога: и цель, и средство

Путешествие автостопом — один из доступных способов посмотреть мир и понять, чего ты стоишь, и в России это тоже работает.

Все держится на доброй воле: водителю нужна компания, чтобы не скучать, автостопщикам — добраться до места без затрат.

Разговоры — шанс почерпнуть информацию о местах, которые проезжаешь, о жизни людей. Это всегда разговор об острых проблемах в стране живым, русским языком.

Главные герои

Наш любимый водитель на фуре Scania провез нас 3886 км от Канска (с Канского фестиваля, как мы шутили) до Хабаровска.

Он прошел службу в горячих точках, любитель крепкого слова и напитков, вспыльчивый до драк, оказался широкой души человеком. Ехали долго сквозь пустошь без городов, дорогой сломались, но добрались. Оставила ему на память свой варган. Он его детям хотел показать.

Был попутчик, забравший нас из-под дождя под Биробиджаном, после чего я простыла. Пришлось идти и в больницу в Чите. Рассказывал, что евангельская вера подняла его со дна жизни.

Молчаливый рокер, гнавший ночью под Motorhead.

Дальнобойщик, работавший на себя, рыжий, как викинг, писавший на досуге картины и методом добродушного насилия угощавший нас всю дорогу в кафе.

Одна девушка привезла нас к источнику Нарзана. Нарзан богат железом: через 2 часа на дне бутылки ржавый осадок, но все сплошная польза.

В дороге ты учишься узнавать людей и принимать их такими, какие они есть.

Дорожные тяготы — это долгое сидение на месте, желание принять душ и посетить туалет.

Обед в придорожном кафе

Обед в придорожном кафе / фото автора

Цены на эти радости в гостиницах и кафе:

  • 100-200 руб за душ 30 мин, 20-50 руб — туалет.
  • Средний чек за обед — 150-300 руб.

На еде хотели экономить, но времени на походную кухню с костром не хватало.

О Байкале

Байкал — озеро с душой океана

Байкал — озеро с душой океана / фото автора

Водители тревожились о судьбе озера из-за строительства завода по розливу воды, замечая, что озеро и питающие его 300 с лишним рек и ручьев и без того обмелели.

В Байкальск мы попали в сезон дождей и туманов. За аренду квартиры заплатили 2000 руб/сутки.

За 2 дня успели посетить подъемник на горе Соболиной, местном горнолыжном курорте. Побыли у берега Байкала, удивились постоянному грохоту поездов недалеко от воды. Гуляя в лесу, потеряли кошелек с частью денег. Будем считать это приметой на возвращение.

Находка. Не знаешь, где найдешь, где потеряешь

Байкал и сопки

Байкал и сопки / фото автора

Добравшись до Владивостока, поняли, что в Находку придется ехать автобусом: на город надвигался тайфун Соулик.

Для местных тайфун означает паводки, тревожное ожидание тех, кто в море и мидий, выброшенных на берег, которых можно собирать на продажу.

В Находке нас ждал тропический ливень и наш невозмутимый друг.

Дары и превратности погоды

Муссонный климат Находки — это оставить одежду просыхать на сушилке и через 4 дня найти ее мокрой. Это буйная растительность. Мощные дубы, орешники, виноград, лианы, обвивающие стволы, обилие грибов.

Грибы — это промысел у местных: 300 — 400 руб за трехлитровое ведро белых. Еще муссонный климат — это трехдневные дожди, но при этом теплое лето и мягкие, почти бесснежные зимы.

Японское море

Японское море / фото автора

Японское море в Находке не назовешь ласковым, скорее терпким.

Купаться в нем можно. Оптимальное время — июль-август, когда температура воды держится в диапазоне 16-24°С.

Популярное место отдыха — Золотари. Это песчаный пляж, рядом с которым 4 озера — бывшие карьеры для золотодобычи. Тут есть кафе, магазины и базы отдыха. Пляж не благоустроен, но хорош близостью к городу, сюда ходит автобус.

Кстати вот тут вы найдете список из 25 лучших российских пляжей. Почти все отмечены голубым флагом.

Океан

Бескрайний океан / фото автора

Наш друг поделился любимыми местами. Мы поднимались в гору по кружащим голову тропам с видом на океан, порой шли по ручьям. С высоты посмотрели на сопки Брат, Сестра и Племянник.

Окутаны они самыми разными легендами: от сокровищ в недрах Брата и желаний, которые нужно загадывать у его подножья, до вмешательства инопланетян. Но одно остается фактом: вид океана до горизонта с высоты сопки вы не забудете никогда.

Долгожданный Владивосток

Вид на Владивосток с высоты

Вид на Владивосток с высоты / фото автора

Из Находки двинулись в обратный путь, остановившись во Владивостоке.

Владивосток — город эклектики, смешения стилей, с интенсивным потоком туристов и приезжих.

Автомобильный маршрут на выходные из Москвы: Коломна, Рязань, Тула

Маленькие улочки с укромными дворами, бутики и кафе, наперебой пестрящие европейскими мотивами: французские платья, английские десерты и немецкая техника. И, вместе с тем, ярко звучащая в ансамбле города азиатская нота: в архитектуре, в присутствии бизнеса, в лицах туристов на улицах.

Владивосток — город-порт, окруженный морем. Оно веет соленым ветром, манит поглядеть на суда, дотронуться до воды.

За 3 дня не охватить и десятой части этого мегаполиса. Ниже расскажу, что успели повидать мы.

Музей В.К. Арсеньева

Мы тоже путешественники, хотя беспечные и не столь одаренные, ощутили свою сопричастность, и из всех музеев выбрали этот.

В музее собрана коллекция азиатского и русского оружия, образцы минералов, растений, водной фауны. Одна из экспозиций посвящена удэгейской культуре и быту. Есть витрина с обрядовыми куклами, в которые шаманы прятали болезни, изгоняя их из человека. Внутри музея можно найти элементы резьбы с деревянных домов старого города, изъятые с улиц на сохранение.

Токаревская кошка

Маяк Эгершельд

Маяк Эгершельд / фото автора

Она же — маяк Эгершельд с песчаной косой. К нему ведет одноименная улица.

Из-за близости к городу и загрязнения люди здесь не купаются, а только загорают, занимаются виндсерфингом или катаются на sup-борде (надувной доске с веслом).

К маяку можно пройти только по косе.

Знакомство с фуникулером

Внутри фуникулера

Внутри фуникулера / фото автора

Ребенок бы назвал это трамваем по диагонали.

В России такие есть только в Сочи и во Владивостоке. Они служит для вертикального перемещения между уровнями города. За 20 руб и аттракцион, и транспорт в другой район.

Гастрономические вопросы

Два неочевидных момента о еде.

  1. В Приморье морепродукты не дешевле, чем в Сибири. Красная икра на рынке — 3500 руб за кг. Трепанги, гребешки, мидии — это колоритно, но везти домой смысла нет.
  2. На востоке страны нет условий для молочного скотоводства. Как следствие, нет качественных молочных продуктов, только из других регионов втридорога. 82 руб за литр молока — норма.

Рестораны азиатской кухни во Владивостоке — дорогое удовольствие, в среднем, 400-600 руб за одну позицию. Вариант совсем не бюджетный.

Сувениры с Дальнего Востока

На владивостокском Арбате, где, кстати, можно вволю послушать уличных музыкантов и плеск фонтанов, есть антикварная лавка.

Но лучше ограничиться значками советских времен от 100 руб, магнитами и открытками. Сувениры — это чтобы не забыть. Но нам это теперь не грозит. Дальний Восток прочно вшит в самое сердце навсегда.

Если вы тоже путешествовали автостопом, не важно по России или другой стране, обязательно напишите в комментариях несколько слов о вашей поездке.

Путешествие автостопом — целая культура, это не просто возможность добраться к пункту назначения с минимальными финансовыми затратами. Это шанс испытать себя, взглянуть на мир по-новому, ощутить всю полноту жизни и познакомиться с новыми интересными людьми. Если вы устали от ежедневной рутины и мечтаете прокатиться автостопом, пусть даже до соседнего города, немедленно собирайте рюкзак и вперед, к приключениям. Но прежде всего изучите некоторые правила, которые обязательно пригодятся в дороге.

Содержание

Правила автостопа

Первым автостопщиком в России в шутку называют Михаила Ломоносова. У будущего поэта была настолько велика жажда знаний, что он в одиночку преодолел расстояние в 1000 км, чтобы добраться их Архангельской области в Москву.

703090

И в наше время автостоп считается развлечением молодежным, студенческим. Разумеется финансовый вопрос в этом деле значит очень много, и почему бы не совместить приятное с выгодным — удовлетворить неумную жажду приключений почти бесплатно. Так приятно ощутить, что ты не зависишь от времени, расстояния и расписания транспорта. Можно позволить себе выйти в ближайшем населенном пункте, погостить там денек-другой, а уже потом двигаться дальше.

Но, как и в любом деле, не стоит полагаться только собственный энтузиазм. Чтобы избежать форс-мажоров посоветуйтесь с опытными туристами и изучите правила автостопа.

Пошаговая организация путешествия автостопом:

Безопасность в путешествии

Но все же основным правилом является доверие, ведь водитель рискует также, как и вы, разрешая сесть в машину незнакомцу. Доверяйте своей интуиции, даже если сильно устали, не соглашайтесь ехать с человеком, который вам не понравился.

Другие нюансы, касающиеся безопасности:


  • Не садитесь в автомобиль к подвыпившему водителю, он не сможет грамотно оценивать ситуацию на дороге. Конечно, пьяного человека не всегда можно распознать в первые минуты знакомства, опирайтесь на свою наблюдательность и интуицию.
  • Самый оптимальное количество человек для путешествия автостопом — не более двух. Если вы будете один, то шансы нарваться на неприятности резко увеличиваются. В то же время водители не жалуют компании из 3-4 человек, так как и сами боятся нападений.
  • Чаще всего туристы путешествуют на грузовиках. Водители частных авто беспокоятся за сохранность автомобиля и редко соглашаются подвозить незнакомцев, а дальнобойщики в этом плане менее щепетильны. Если все же вам предложили ехать на легковой машине, обратите внимание на марки среднего ценового сегмента.
  • Никогда не забывайте о различных средствах связи. Телефон или планшетный компьютер должен всегда быть заряжен, чтобы в случае чего вызвать подмогу.

Читайте также: