Как поехать на филиппины

Обновлено: 18.09.2024

В начале снова прошу кое-что учесть:
- у разных людей разные потребности и требуемый уровень комфорта, степень везения и умение торговаться, без которого в Азии почти никуда, поэтому не нужно писать что-то вроде "я вот снимал дом за n песо, а вы пишете неправду";
- мы пишем не о том, сколько стоит отдыхать на Филиппинах, а о том, сколько стоит жить, поэтому стоимость сувениров, гидов, походов в ночные клубы мы не учитываем.

Цены пишем в основном в филиппинских песо, иногда в долларах, курсы вы можете посмотреть ниже, а калькулятором перевести. Не хочется приводить цены в рублях, т.к. вероятнее, что через пару месяцев скорее изменятся курсы валют, чем сами цены.

Жилье

В режиме путешествия (проживание в одном месте не дольше месяца) -
От 200 песо за койку в дормитории и от 250 за сингл (одноместную комнату, с душем или без, где как повезет), от 300 за дабл (двухместную). Но даблы за 300 мы встречали только в Банауэ и тут в Думагете, обычно самый низний ценник по более менее туристическому месту - 400-500 песо. В среднем по больнице Азии это довольно дорого. В Индии аналогичные по качеству варианты были раза в два дешевле, а то и почти в три. В Таиланде и Индонезии - в полтора раза дешевле, но чуть получше качеством. Наряду с дороговатой подневной арендой байков, траты на подневное жилье - минус для бэкпекеров в Филиппинах.

В оседлом режиме:
Лонгстеерам расстраиваться нечего, цены на долгосрочную аренду домов, квартир и комнат приблизительно такие же, как в уже упомянутых странах. С некоторыми не очень значительными нюансами. Например, много немеблированных дешевых вариантов (в обычных местах) или вариантов без кухонь (в туристических местах), надо, понятное дело, тратиться на кое-какую мебель и утварь.
Дома и квартиры разные. Многоквартирных домов почти нет (кроме больших городов типа Манилы и Себу, но в них нет никакой радости селиться, разве что вынужденно по работе). Выбор по стране - от локал-вариантов - полубамбуковых хижин, до вилл с бассейнами. Чем туристичнее место и ближе море, тем, понятно, дороже в нем бамбуковые хижины и зачастую все остальное. То есть, к примеру, в Эль Нидо хижина без кухни у моря в месяц стоит столько же, сколько двуспальный меблированный дом в Думагете (примерно 8000 песо). Хотя за такую же цену (а иногда и дешевле) можно найти на долгий срок комнаты в гестхаусах не на первой линии туристических мест. Как, например, в Алоне на Панглао, там наша знакомая Таня жила за 5000 в месяц. В общем, средние дома и квартиры на одну-две спальни - от 5000. Очень красивые с газонами, кондиционерами, новой мебелью и всей необходимой утварью от 15000. Все цены - как повезет, как сторгуетесь и смотря в какой сезон, в каком месте и на какой срок.
В цену обычно не входит плата за воду и электричество. И обычно просят депозит в размере стоимости двух месяцев, который должны вернуть в конце, но можно сторговаться и оставить депозит как за 1 месяц. Некоторые, говорят, еще просят всю оплату аренды вперед (будь то 2 месяца в ваших планах или полгода), но нам такие случаи не попадались.
Договор составлять очень желательно. Я бы сказала, необходимо.

Наш опыт:
Из нашего файла с тратами мы взяли для средних рассчетов 6 месяцев. Примерно с середины ноября 2010 по середину мая 2011. За это время мы и поездили туда сюда, и пожили в Эль Нидо, и два месяца как обосновались в Думагете. Так что, период, по-моему, очень показательный, среднее некуда.
Так вот. За эти полгода каждый из нас на жилье потратил примерно по 25000 песо, то есть около 4200 песо в месяц. Это почти по $100. Неплохо. Дом в Думагете обходится нам в $140 на двоих, так что остальное в разнице - это чуть более дорогой дом в Эль Нидо и дороговатое кратковременное жилье.

В расходах хорошо бы учесть еще стоимость продлений визы, тк в Филипинах это довольно ощутимые траты. Если вы хотите зависнуть в стране более, чем на 59 дней по туристической визе (а это можно до 2х лет безвыездно), придется еще потратить $100 на годовую идентификационную карту (совсем, к слову, не бесполезную). Что там по деньгам с визой, что за карта и как с продлениями, мы уже писали в отдельном посте. Здесь лишь вкратце напишу, что стоимость продлений в разные периоды разная, но за год иностранец тратит на продления около $600. То есть в среднем $50 в месяц. Дороговато, но это плата за простоту и легкость. Продлеваться надо раз в два месяца, это дело 15ти минут (если вы не в Маниле в большом офисе с кучей народу) и 2 года можно не чесаться о виза-ранах в другие страны. А так как из Филиппин в другие страны тащиться - это только самолетом, то нынешний визовый режим не может не радовать даже с такими ценами.
Есть еще фишка - чем дольше находишься в стране, тем в итоге дешевле обойдутся продления, тк с определенного момента (кажется с 4го продления) цена устаканивается до 2860 песо за 2 месяца. Такое ощущение, что Филиппины как-то даже поощряют лонгстееров, сидящих по туристическим визам, тогда как по сравнению с ними, Таиланд и Индонезия ставят палки в колеса )))

Наш опыт:
Судя по файлу, на продления мы тратили в среднем по 2200 в месяц на человека ($51).

Транспорт

Байки:
Скутеров в аренду мы, можно сказать, не видели, только полуавтоматы и мотоциклы. К сожалению, в этой стране на двух колесах не так уж много населения по сравнению с остальной Азией. Из-за этого цены высоковаты. Тут я горестно вздыхаю, вспоминая, как доступны и дешевы скутеры на Бали.
Стоимость краткосрочной аренды варьируется от места к месту и зависит от типа байка. Это может быть от 250 песо в день за полуавтомат в не очень туристическом месте типа Думагете и Сикихора, до 800 за мотоцикл в горах.
На долгий срок при хорошем умении торговаться можно выбить среднюю для ЮВА цену - примерно $100 в месяц, но придется попотеть и побегать. У Аджея были мысли на счет месячной аренды байка в Пуэрто Принцессе, он много контор обошел и только в одной после некороткого разговора почти снизошли до такой цены.
Бензин тоже чуть дороже - в разное время доходит до полутора баксов за литр, сейчас примерно 57 песо.
Покупка подержанного байка - дело такое, что про все и всё не рассказать. Аджей купил за 20000 мотоцикл 2007-го года, Макс - за 12000 2003-го. Оба были на ходу, но в плохом состоянии и потребовали вложений еще около 8000-10000.
Новые байки стоят от 39000.

Такси:
В больших городах (Манила, Себу) они есть, работают по счетчику. Как всегда в Азии, не нужно спрашивать цену, нужно просто садиться и называть место, куда надо ехать, и проследить, чтобы счетчик включили. Получается недорого, чай не Европа. В Филиппинах, а именно в Себу, меня порадовала система, когда в аэропорту в такси сажает секьюрити, выдавая бумажку, где есть форма и телефон для жалобы, если таксист начнет читерить. В Маниле такого не встречала, там таксисты понаглее будут, но их так много, да и автобусов с джипни полно, метро есть, так что не проблема.
Вообще, мы в такси в Филиппинах совсем мало попадали, поэтому конкретные цены привести не можем. Помним разве что то, что в Себу минут 40 ехали песо за 250. Как-то так.

Вот чего в Филиппинах много и дешево.
Железная дорога есть только на Лузоне и то пока только в виде наземных городских и пригородных электричек и одного направления куда-то в сторону Легаспи. Вообще, филиппинский транспорт мы тоже описали отдельным постом. Так что, опять вкратце - проезд внутри города или в пригороды на джипни - 7-8 песо. В соседние недалекие города - от 10 до нескольких десятков песо. Везде есть трайсиклы, по городу - 7-10 песо. Между городами в основном автобусы разных типов, тоже недорого. За 6-7 часов пути 300-350 песо.
Отдельный и очень важный в этой островной стране вид транспорта - паромы и лодки. Куча компаний, куча классов и видов, разные цены. От 200 песо за три часа пути на большом старом пароме, до 1200 и выше за пару часов в бизнес классе какой-нибудь кондиционированной быстрой boat (по-русски лодкой это обозвать почему-то язык не поворачивается).
Перелеты внутри страны дешевы, особенно в распродажи. Основной лоукостер - Cebu Pacific. Иногда можно улететь, заплатив как за автобус несколько сотен песо, а регулярные между более менее далекими городами от 1000 песо до 3000.

Наш опыт:
В среднем в месяц на двоих на транспорт уходило 4400 песо. Как-то очень немало получается. Но туда вошли и по два перелета на каждого, и аренда на месяц целой лодки, и паромы, и автобусы, и несколько арендованных байков, и бензин. В оседлом режиме я сейчас трачу где-то 300 песо в месяц на трайскилы и джипни. Аджей сильно меньше, тк он без байка почти не выбирается.

Интернет и мобильная связь

Симку купить просто, как жвачку. 40 песо и ты уже на связи. Никаких документов не нужно. Только положить еще денег на телефон, тк изначально мало что есть, а разговоры недешевы. Сколько точно, не помню. Может уйти, кажется, песо 10 в минуту. Так что я сразу испугалась и предпочитаю смситься, как и все филиппинцы. Это у них национальный вид спорта. Пишут поэмы, не глядя на клавиатуры. Тем более, что у операторов есть хорошие пакеты и бонусы в виде бесплатных смс. Особенно у Globe.
Да, основных оператора 2 - Globe и Smart. Но работают они в разных местах и ситуациях настолько по-разному, что лучше иметь 2 симки. Например, от Globe у нас в доме просто связь препаршивая, но мобильный инет по симке почему-то есть и вполне ничего. А вот Смарт ловит и болтается отлично, но инет просто никакой.
Про интернет более менее подробный пост грядет, не хотелось бы тут растекаться по древу. Пока просто поверьте, что с ним в стране все довольно неплохо. В смысле он доступен и не ужасен.

Наш опыт:
В файлике мобильная связь и интернет у нас объединены в одну категорию, так что не можем сказать сколько мы потратили в отдельности на то или другое. В среднем в месяц вышло 1500 песо на двоих ($35). Но мы телефоном совсем мало пользуемся, а в передвижном режиме частенько попадали на бесплатный вайфай. Сейчас мы крепко осели, поэтому провели выделенку от Глоба. Сначала юзали мегабит, платили около 1000 песо в месяц, теперь перешли на 3 мегабита за 2000 в месяц. Провели линию всего за 500 песо. Остальные подробности будут в посте про интернет.

На выбор есть (по возрастанию цен):

    Кариндарьи - местные лавки и кафе с готовой едой в лотках, от 25 песо за небольшую порцию рис+мясо+вода, за $1,5, получается, можно наесться основательно. Блюда на 99% невегетарианские. Но без особой азиатской специфики. Привыкать особо не придется. Разве что, на гарнир только рис, а в мясных блюдах многовато уксуса. Но есть супы и иногда лапша. По вечерам образуются передвижные лавки в местах скопления народу, там шашлычки и всякая сильно жареная хрень. Иногда вкусно, но быстро надоедает. Мне больше нравятся курочка-гриль (от 120 песо за целую), рыбка какая-нибудь простая и лечон - молочный поросенок.
    Фастфуд и международных, и филиппинских сетей. Конечно, в более менее крупных поселениях. Наесться можно песо за 100. Пиццы, правда, подороже будут. Много где работает доставка на дом.
    Ресторанчики на любой вкус. Тайские, мексиканские, немецкие, итальянские, японские. Но в более менее туристических местах. Оба тайских ресторана, где мы ели, были превосходными, правда думагетский почему-то пропал ( Пичаль. Есть и филиппинские рестораны, но толку я в них не вижу. Блюда там такие же, как в кариндарьях, разве что порции чуток побольше, но цены раза в два-три выше. Вообще, средняя цена по ресторанам за главное блюдо - 100-150 песо, ну 200 за что-то более менее особенное. Но не на Боракае или Панглао в сезон ))) Там все 300-400 может быть.
    И, конечно, самый надежный способ есть всегда вкусно, полезно и дешево - готовить дома )) На рынках полно фруктов и овощей дешевых, в супермаркетах есть почти все привычное, кроме кисломолочки. Сыры недорогие.

Наш опыт:
Мы считаем отдельно расходы на продукты (для готовки дома) и готовую еду (кариндарьи, фастфуд, рестораны, доставка на дом). В первой части этого рассчетного полугода было как-то 50 на 50 дома и в кафе/ресторанах. Сейчас в основном дома едим, но иногда заказываем домой что-нибудь готовое или выбираемся в ресторанчик. В общем, именно на продукты в среднем в месяц уходило примерно 6400 песо на двоих ($150). На готовую еду - 3200 ($74). Получилось, что на все питание мы тратили по $112 в месяц на один рот.

Пороки Алкоголь и сигареты:

Самое распространенное пиво - San Miguel Pilsen, от 25 песо за 0,33 в магазинах. Действует система возврата бутылок, тогда дешевле выходит. Нам ящик на несколько дней или "вечеринку" обходится в 480 (24 бутылочки). Но есть магазины с так называемым bodega price, где песо на 100 дешевле. Есть большие бутылки по 1 литру, от 60 песо.
В барах и ресторанчиках цены - у кого на что наглости хватит. В тех местах, что ближе местному населению, наценка может быть буквально в несколько песо, обычно 30 за 0,33 где-то и 75 за литр. А вот в туристических местах мелкая может стоить и все 80.
Остальные пивные марки - либо вариации того же Сан Мигеля (учтите, что в Сан Мигель Лайт не меньше алкоголя, а всего лишь меньше калорий))), либо жалкие подобия, либо покрепче и посивушнее (его любят местные). По нашему вкусу, приятное исключение - пиво Cerveza Negra - темное, карамельное, вкусное. Его тоже санмигелевцы делают.
Алкоголя покрепче достаточно. Мы изредка пьем ром, но в основном случайно и неохотно ) Самая распространенная марка - Тандуай, которого много сортов по разным ценам. От 40 песо за бутылочку 0,25 обычного до много много за редкие подарочные в красивых упаковках и с кучей наград. Вина есть какие-то всякие, от 200 за бутылку. Но я тот еще эстет, не разбираюсь. Скоро приедут друзья-эстеты, спрошу у них, что пить, ибо вино с сыром и оливками я люблю )
Коктейли в барах/ресторанах от 80 вроде. Не уверена, Аджей их вообще не пьет, а я западаю только в женской компании в режиме туриста, то есть редко.
Сигареты местные дешевые и неплохие, от 15 песо за нормальную пачку. Импортные от 70ти вроде.

Наш опыт:
Аджей напил пива (а в 98% случаев это оно) в два раза больше, чем я, в среднем на 3700 песо ($86) в месяц.
Накурил тоже в два раза больше. Курим мы немного, у него получилось на 5,5 баксов в месяц, у меня на 3.

Одежда

Дешево, как и везде в Азии. Только качество пониже, чем в Таиланде за те же цены. И креатив у филиппинцев как-то не прет, интересные вещи если и есть, то не в обычных магазинах (где сплошные наношорты, джинсы и футболки), а подороже в "бутиках" в торговых центрах и в туристических местах. Мы любим простое и удобное, без накруток и наворотов, но не подозрительный секонд-хэнд в пятнышках, поэтому покупаем в чем-то типа department store, как у нас тут в Ли Плазе и Робинсонс. Футболку/майку можно купить за 40-100 песо, штанцы/юбки от 200-300. А вот местные, похоже, любят затариваться на рынках и распродажах, частенько секонд-хэндом по смешнючим ценам. Причем, секонд этот по большей части с США почему-то валит, поэтому бывают вполне качественные и совсем малоношеные вещи, с каким-нибудь махоньким скрытым подвохом.
Стирка в локал-прачечных, коих полно, стоит от 20 песо за кг. Филиппинцы самые завзятые еноты-полоскуны, которых я видела в Азии, похлеще даже тайцев. Одну вещь два дня подряд не надевают даже в деревне ( в картонном доме напротив нас через день наблюдаю три веревки сушащихся футболок и маек только). В туристических местах встречали дикие цены вроде 50 песо за кг при минимальном заказе 3кг.

Наш опыт:
На одежду на нас обоих в те полгода уходило в среднем по 578 песо в месяц ($13). За последующие полгода наверняка ушло больше, тк мы подосели и можем себе позволить больше тряпок, чем может вместить рюкзак. Недавно приматривалась к офигенным суперкачественным брендовым туфлям (не на каблуках, а таким полуспортивным), но они одни стоят почти $100. Решусь на такое только перед поездкой в Россию следующим летом, только там встречают по одежке.

Другие статьи наших расходов:

    Развлечения. Это редкие туры куда-то на острова, походы в кино и что-то там еще, даже не припомню. Тут цен не описать, все очень по-разному, смотря что захочешь. У нас ушло на двоих около $100 на двоих за полгода.
    Техника. Тоже не универсально. Что-то по мелочи вроде покупали, ушло 5300 за полгода. Наверное, самое дорогое оттуда - вай-фай роутер за пару тысяч песо.
    Бытовое. Это в основном, покупка утвари в дом (предметы гигиены - мизерная часть). Приводить здесь сумму трат и средние значения на эту статью расходов бессмысленно, тк это не постоянные расходы. Плюс еще в этой статье плата за воду (примерно 140 песо в месяц) и за электричество (от 800 до 1500, как так выходит, не очень разобрались).
    Прочее. У нас в этом прочем все, что не влезло в остальное. Львиная доля - штуки для моих хобби: основы для бижутерии, бумага, краски, ручки и прочая мелочь. Плюс лечение моего абсцесса и удаление зуба. В целом 6500 за полгода с обоих.

Итого, если грубо все подсчитать по нашему файлу, получается, что в эти полгода с ноября по май Аджей тратил примерно по $479 в месяц. Я по $458. На двоих чуть-чуть больше тех же $900, что в других странах Азии. Это средние суммы. В режиме активных путешествий, возможно, выходило чуть больше, в режиме оседлой жизни - чуть меньше.
Но в эти рассчеты не вошли крупные расходы: мебель, холодильник, байк. Все это мы при выезде продадим. Мебель и холодильник отдадим в комиссионки за полцены, это не проблема здесь. А байк вернет кучу денег, тк Аджей обычно покупает подубитое и делает конфетку на продажу. Еще и вернется залог за дом. Так что плюс туда, минус сюда, в итоге это все почти к нулю сведется и будет неважным ) Я надеюсь ))

Планируя, лонгстей в Филиппинах, учтите, что только что вы прочитали примеры трат и бюджета двух всеядных непривередливых, но и не особо экономящих людей. У вас могу получиться другие итоговые суммы.

Страна Филиппины — это архипелаг в ЮВА. Крупнейшие острова страны: Лузон, Палаван, Минданао. Большая часть населения говорит на английском языке. Гос. религия — христианство, но на южных островах есть мусульмане (провинция Минданао).

Зачем ехать на Филиппины?

  • Это идеальные пляжи и морские красоты острова Палаван.
  • Это шоколадные холмы и редкие животные острова Бохол.
  • Это исторические городки и горные пейзажи острова Лузон.
  • Это ночная курортная жизнь и шелковый песок острова Боракай.
  • Это безвизовый въезд на 30 дней и возможность продлевать туристическую виза до 36 месяцев.

Когда ехать?

Страна сильно подвержена влиянию тропических циклонов. И чтобы не попасть в сезон дождей (а они в разных регионах в разные месяцы), внимательно изучите климатическую карту Филиппин.

Условно на Филиппинах можно выделить 4 климатических зоны с разными периодами осадков.

Климатические зоны Филиппины

Декабрь, январь, февраль, март — идеальные месяцы для посещения всех островов филиппинского архипелага (не так жарко и мало осадков, минимум влажности). В остальное время сезон дождей, очень жарко и влажно.

Для граждан России и Казахстана въезд безвизовый до 30 дней. Ваш паспорт должен быть действителен 6 мес. с момента въезда, у вас должен быть обратный билет (или билет в третью страну) хотя бы в электронном виде.

Для граждан Украины и Беларуси нужна виза $40 — выдается на 90 дней. генеральное консульство Филиппин находится в Санкт-Петербурге, Киеве и Москве.

Мобильная связь

В стране 2 основные сотовые компании: Globe и Smart. Особой разницы в стоимости тарифов и покрытии нет.

Мобильный интернет покупаем пакетами по 1,2,3 Гб. Безлимитного интернета нет. Покрытие 3G не везде, местами интернет тормозит, особенно на мелких островах.

Купить местную сим-карту можно прямо в аэропорту Манилы по прилету. У компании есть спец. симка для туристов с дешевым мобильным интернетом, покупается по загранпаспорту. Тариф на 7 дней с безлимитным интернетом стоит 500 песо.

Пополнять счет сим-карты можно почти в любом супермаркете, в аптеках или у посредников, которые пополняют со своего баланса, а вы им кэш.

Столица Манила

Столица Манила — это настоящие каменные джунгли. Не рекомендую надолго здесь останавливаться, т.к. постоянная духота, грязь, пробки, попрошайки. А лучше использовать как перевалочный пункт по пути на Боракай, Себу, Палаван.

Аэропорт NAIA

Международным рейсом вы прилетаете в аэропорт NAIA, состоящий из 4 терминалов. Расстояние между терминалами большое, трансфер между терминалами может занять до 20 минут. Но скоро должны достроить скоростную дорогу, и время в пути составит 3-5 минут между терминалами. Курсирует бесплатный шаттл.

Схема аэропорта Манилы

  1. Терминал №1 обслуживает международные вылеты. Сюда прилетает большая часть международных авиакомпаний, кроме филиппинских.
  2. Терминал №2 — суда прилетают все международные рейсы Philippines Airlines.
  3. Терминал №3 — а/к Cebu Pacific и местные лоукосты.
  4. Терминал №4 — внутренние перелеты по стране, а/к AirAsia.

С недавнего времени все аэропортовые сборы включены в стоимость авиабилетов. Ничего при вылете из Манилы платить не нужно.

Городской транспорт

Перемещаться по городу можно на 3 видах транспорта: такси, джипни и наземное метро.

Такси. В городе есть 3 вида такси:

  • самое дорогое белое Coupon Taxi,
  • желтые такси Yellow Taxi,
  • белые такси White Taxi — самые дешевые, обычно ими пользуются местные. Ездят по счетчику, часто с неработающим кондиционером.

Белое такси Манила

Джипни (jeepney). Основной вид общественного транспорта, очень дешевый и тесный. Цена проезда около 10 песо, деньги передаются по цепочке через всех пассажиров водителю (как в российских маршрутках).

Джипни в Маниле

Наземное метро MRT / LRT. В Маниле 3 линии метро, поезда курсируют по эстакаде, подземного метро в городе нет. В часы пик очень много народу. Чтобы просто попасть на станцию, нужно отстоять огромную очередь. На платформу запускают по несколько десятков человек.

Наземное метро в Маниле

Схема линий метро ниже на карте:

Схема метро Манилы

Город Себу

Добраться сюда можно на самолете международным авиарейсом или с пересадкой в Маниле. Из столицы по морю 1-2 раза в день ходят паромы со спальными каютами.

Аэропорт Мактан-Себу.

Итак вы прилетаете в аэропорт Mactan-Cebu. Он находится на небольшом острове Мактан, соединенным с Себу двумя мостами.

Если вы вылетаете из этого аэропорта международным рейсом, взимается Terminal fee только наличными 750 песо! На внутренних рейсах сбор включен в стоимость билета.

Трансфер в город/аэропорт.

Рекомендую воспользоваться такси. Они здесь не очень дорогие и являются единственным комфортным транспортом. Здесь также несколько видов такси: Coupon Taxi — самое дорогое с фиксированной ценой; желтое такси Airport Taxi — подешевле, по счетчику, современное авто с кондиционером. И совсем дешевое белое такси, цена 400-450 песо.

Что посмотреть в Себу?

Рекомендую посетить парк аттракционов, чтобы хапнуть адреналина Sky Experience. С высоты открываются красивые виды на город.

Sky Experience в Себу

Самый крупный по количеству магазинов торговый центр в регионе — Sm city Cebu. Магазины далеко не дешевые и рассчитаны в первую очередь а туристов.

Sm city Cebu

Местный рынок Taboan. В первую очередь, рынок знаменит своей сушеной, вяленой рыбой, которую так любят местные.

Рынок Taboan в Себу

Транспорт

Самый удобный вид транспорта на Филиппинах — самолет. Представлены следующие а/у: CebuPacific, AirAsia, PhilippineAirlines. Все полеты на территории страны облагаются терминальным сбором (Terminal fee, взимается в зоне вылета наличными в песо). Сейчас сбор по многим направлениям уже включен в стоимость билета.

Паром.

2GO Travel паром

Пассажирам доступны места нескольких классов:

Дополнительно к стоимости билета при посадке нужно заплатить портовый сбор. Могут потребовать распечатанный электронный билет, если вы купили билет онлайн.

Автобусы на Филиппинах — самый популярный вид транспорта. По стране курсирует транспорт много различных перевозчиков, в т.ч. и ночные автобусы.

Автобус в Маниле

По острову Лузон курсируют перевозчики, вот их сайты для покупки билетов:

Железная дорога.

На данный момент представлено 2 направления по острову Лузон: северное и южное (от Манилы до Каламба).

Железная дорога Филиппины

Джипни, калеса, трицикл — местные транспортные средства для филиппинцев. Каждый водитель украшает свой транспорт, как хочет. Цена проезда: от 10 песо.

Трицикл в Маниле

Туристические маршруты

Если у вас есть 5-7 дней свободного времени на Филиппинах и есть желание поближе познакомиться с красотами страны, а не лежать весь отпуск на пляже, эти туристические маршруты вам пригодятся.

Маршрут №1

Манила — Пуэрто-Принцесса — Эль Нидо — Корон.

Итак, вы прилетели в Манилу международным авиарейсом. Далее на пароме можно добраться до Пуэрто-Принцесса. Город — это отправная точка для нескольких экскурсий по о. Палаван. Например, подземная река (underground river) — самая длинная подземная река в мире. Для туризма открыта только часть реки. Находится неподалеку от города. Экскурсия начинается в городе Сабанг и занимает около 40 минут. Место очень популярное у туристов.

Подземная река Сабанг

Находясь в Пуэрто-Принцесса, вечером можно посетить Iwahig Firefly Tour — но чное шоу светлячков. В городе нанимаете мототакси до парка, цена 800 песо туда-обратно.

Iwahig Firefly Tour

Из Puerto Princesa едем на пляжи El Nido на большом комфортабельном автобусе с кондиционером и бесплатным wi-fi. Стоимость проезда 600 песо, время в пути около 6 часов. Советую отправляться утренним рейсом.

Город Эль-Нидо окружен необычайно красивыми карстовыми скалами, напоминает южный берег Крыма. Для туристов организованы морские экскурсии на близлежащие мелкие острова.

Эль Нидо

Далее на острове Корон можно взять дайвинг. За $80 можно взять тур с двумя погружениями с инструктором. Здесь находится всемирно известное место, где во время Второй мировой войны затонуло много кораблей. Сейчас эти корабли обросли кораллами, внутри плавает разнообразная морская живность.

Дайвинг на Короне

А по окончании своего маршрута из Корона можно улететь в Манилу. До аэропорта из города Корон добираться 30 минут на трайсикле.

Маршрут №2

Манила — Багио — Сагада — Виган — Лаоаг.

Этот маршрут для любителей горной природы по острову Лузон (на север от Манилы). Лучше всего перемещаться на арендованном авто. До крупных городов ведут платные хайвеи, между мелкими городками дорога пролегает по горной местности.

Либо на комфортабельных автобусах. Забронировать и купить билет через интернет можно на сайтах перевозчиков:

Baguio вид на долину

Продолжая движение на север острова Лузон, мы проезжаем мимо огромных рисовых террас Банауэ.

Рисовые террасы

  1. Eco Valley — долина эхо. Можно увидеть висячие гробы на скале. — местное кладбище.
  2. Пещеры.

Город Виган (Vigan) — находится в низине, на северной оконечности острова Лузон. Город имеет медаль ЮНЕСКО, здесь сохранился целый квартал времен испанской колонизации.

Город Виган

Vigan Heritage River Cruise

Город Лаоаг (Laoag) в 1,5 часах езды от Вигана. Город славится своими песчаными дюнами (La Paz Sand Dunes). Можно покататься на доске по песчаным холмам.

Город Лаоаг песчаные дюны

Закладывайте на маршрут 4-5 дней. По окончании своего маршрута из Лаолаг можно улететь на самолета в Манилу.

Маршрут №3

Манила — Нага — Легаспи.

Маршрут в южную часть острова Лузон, посмотреть на вулкан правильной форму в районе Легаспи.

Добраться до выбранных городов можно на автобусе (сайты перевозчика см. выше в статье), арендовать авто, воспользоваться железной дорогой.

Город Нага (Naga). Советую посетить национальный парк Исарог (Isarog National Park). Здесь есть несколько красивейших водопадов, спящий вулкан, много живности, тропическая зелень, хороший трек (пешеходный маршрут).

национальный парк Исарог

В Наге есть старинный собор времен колонизации — Basilica of the Nuestra Senora de Penafrancia.

Город Легаспи (Legazpi). Здесь можно увидеть вулкан Майон (Mayon Volcano).

вулкан Майон

В нескольких километрах от города находится парк Сагсава Руинс (Cagsawa Ruins Park). Здесь в 19 веке располагалась деревня, которую накрыло облако пепла при очередном извержении вулкана Майон. И сейчас здесь находится мемориал жертвам извержений и прекрасно сохранившиеся развалины церкви и поселка 19в.

Еще одна церковь в городе — Daraga Church.

Cagsawa Ruins Park

Такой маршрут по югу острова Лузон рассчитан на 2-3 дня.

Маршрут №4

Manila — Tagaytay — Lake Taal.

Маршрут к югу от Манилы к озеру Таал, и главный городок на пути — Тагайтай. Добраться сюда можно по платной дороге S Luzon Expy, затем свернуть в районе Calamba.

People

Это огромный комплекс со своими смотровыми площадками. Подняться сюда и спуститься можно на зип-лайн (Zipline and Cable Car).

Из центра города открывается шикарный вид на озеро Таал, далее можно спуститься по крутой дороге вниз в поселок Талисай, который находится прямо у озера. Отсюда можно взять экскурсию на центральный остров посреди озера (бывший вулкан), в центре которого затопленный вулканический кратер.

Остров озеро Таал

Маршрут рассчитан на 1-2 дня, затем по скоростному хайвею вернуться обратно в Манилу.

Маршрут №5 и №6

Короткие маршруты на о. Бохол и о. Боракай.

Остров Бохол. Добраться можно из Манилы на самолете до столицы острова — Тагбиларан. Либо из Себу на пароме по морю до г. Тюбигон или Тагбиларан (проезд 250-500 песо).

Основная достопримечательность — шоколадные холмы (Chocolate Hills), памятник ЮНЕСКО.

Шоколадные холмы на Бохоле

Круиз по местной реке Лобок (Loboc River Cruise). Цена 500 песо. Экскурсия длится 1 час, предусмотрен бесплатный обед. По пути вы останавливаетесь на пристани, где местные исполняют зажигательные филиппинские песни и танцы.

Loboc River Cruise

Остров Боракай. Самое популярное тусовочное туристическое место на Филиппинах: белые песчаные пляжи, дайвинг, снорклинг, ночные клубы и бары, кайтсерфинг и другие молодежные развлечения.

Добраться из Манилы, Себу можно на самолете до Катиклана или Калибо.

Условно остров поделен на 3 зоны — 3 станции:

  • Station 3 — простые дешевые отели, самая дешевая зона.
  • Station 2 — центральный Боракай, место сосредоточения ночной жизни, самое тусовочное и шумное место.
  • Station 1 — место потише, красивые виды на закат. Дорогие люксовые отели.

Перемещаться по острову лучше на трайсикле.

Карта Боракая

Мы рассмотрели 5 популярных маршрутов по Филиппинам. Пишите в комментариях о ваших поездках на острова.

Дайвером Николай работает уже 25 лет

Но потом в нашей стране произошли определённые экономические изменения, рынок наших услуг, как и покупательская способность, начали падать. Дайвинг как предмет не первого потребления стал не востребован. А у меня семья — жена и двое детей, их надо содержать. И я давно присматривал варианты открыть дайв-центр за границей, приценивался и изучал законы.

На Филиппинском острове дайвинг востребован

Фото: Николай Зотов

Во второй раз я привёз сюда группу дайверов, и нас встречал другой челябинец — Алексей Пермяков, который на тот момент уже два года жил на Филиппинах. Тогда у нас родилась мысль открыть на Панглао, местном курорте, дайв-центр. Я тогда вернулся в Челябинск и там пробовал составлять бизнес-планы. Алексей тут, на месте, помогал мне с поисками дайв-центра. Тот бизнес, который мы присмотрели, у нас пытались перекупить китайцы.

А китайцы — это люди, которые другим ничего на аутсорсинг (передача функций другой организации на условиях договора. — Прим. ред.) стараются не отдавать. То есть китайский турист прилетает на китайских авиалиниях отдыхать на Филиппины. Его встречает китайский автобус с китайским водителем, который везёт его в китайский отель. Его везут на экскурсии китайские гиды. Они всегда в своём бизнесе варятся и практически ничего не отдают на сторону — что не всем нравится при ведении бизнеса.

Позже мы успешно купили на Панглао дайв-центр. Сперва я на полгода прилетел сюда один, чтобы подготовить всё для работы и переезда. А потом сюда перебралась и жена с детьми. Сыну 11 лет и дочке три с половиной. Жена долгое время работала в банковской сфере. Родился первый ребёнок, потом второй — она занималась их воспитанием, а я занимался бизнесом. Семья переезд поддержала.

Вместо вида на улицу Энгельса — панорама джунглей

Сыну первый год было сложновато, всё казалось чужим здесь. Английский язык у него был на уровне пятого класса обычной челябинской школы. Первый год он учился удалённо, и это было время для акклиматизации. Во второй год он пошёл в большую международную школу здесь, на Панглао. И сейчас у него уровень английского языка уже хороший, мы даже отказались от услуг репетитора. Ну а дочка растёт в окружении моря, солнца, фруктов.

Из окна дома Зотовых сейчас вид на джунгли

Или можно выбрать Челябинск. Мы периодически сравниваем нашу жизнь сейчас с той жизнью, которая была там. Делаем это, сидя на нашей террасе (вид с неё открывается на джунгли) с бокалом вина, и сравниваем с тем, как сидели на балконе в Челябинске с видом на улицу Энгельса — у нас на неё окна выходили. Да, в жизни на Филиппинах тоже есть свои трудности, здесь нужно понимать, что мы чужие и всегда будем чужими. Во-первых, есть языковой барьер. В момент переезда мой английский был не очень, сейчас уже более-менее. Во-вторых, чужая культура — здесь всё устроено иначе, чем у нас.

Какой бы райской ни казалась жизнь на острове, иностранцы всегда чувствуют здесь себя чужими

Вопрос, который решается в Челябинске минут за 40, например, пойти и купить какую-то вещь, здесь занимает день или два. Темп жизни совсем другой — островной. Никто никуда не торопится, и это прекрасно. Первое время кажется, что как муха в сироп попал. И интернет, и скорость жизни здесь очень медленные. Это совершенно другой менталитет. Мы привыкли решать вопросы по-своему, а здесь есть свои пути решения этих задач. В конце концов, кто мы такие, чтобы это всё менять? (Смеётся.)

Филиппинцы вообще во многом однозадачные. То есть если ты местному даёшь какое-то одно дело и потом поручаешь второе, то не выполнены будут оба чаще всего. Конечно, филиппинцы все разные, но практически все они дружелюбные. В Юго-Восточной Азии они, наверное, самые дружелюбные из тех [национальностей], с кем я сталкивался.

Филиппины — это на самом деле большая страна, если посмотреть на карту. Она, конечно, не как Россия. Но это островное государство очень большое по площади. И люди, и их отношения к иностранцам разные в зависимости от острова.

Филиппинцы живут неспешно — это часть их менталитета

Здесь в плане бизнеса всё проще — это курорт, и люди приезжают сюда тратить деньги. С другой стороны, надо понимать, что это чужая страна и здесь есть свои риски. Завтра может появиться какой-нибудь новый закон в отношении иностранцев, и всё станет по-другому.

На Панглао, где мы живём, высоким сезоном считается время с ноября по май. И с июня по сентябрь — низкий. Но зависит он не от погоды, а от количества туристов. Многие иностранцы, в том числе россияне, предпочитают летом отдыхать где-то на своих курортах. На море в основном едут за теплом именно зимой. Летом здесь хорошо, почти не бывает дождей. Самые жаркие месяцы — с апреля по июнь. Хотя смотря что называть жарой. 32 градуса в тени, но для многих россиян это считается жарко.

Команда дайверов, с которыми работает Николай

Любой россиянин может въехать на Филиппины по туристической визе. Первые 30 дней по ней можно находиться в стране, затем надо оплатить визу, если ты хочешь остаться ещё на 30 дней. Ну а если ещё на больший срок нужно остаться, можно оформит ID-карту — это что-то вроде паспорта туриста с его фото. Стоит она около 170 долларов. Но так как я веду здесь бизнес, у меня рабочая трёхлетняя виза.

Отдельно расскажу о том, как я оформлял рабочую визу. Если кто-то думает, что в России большие проблемы с бюрократией, то на Филиппинах с этим делом ещё хуже. Рабочую визу я оформлял восемь месяцев, а регистрация корабля, с которого мы погружаемся, заняла год.

Офис дайв-центра, который проводит обучение туристов

— Поскольку мой уровень английского несовершенен, я занимаюсь в основном с русскими студентами — а так я называю всех своих клиентов, которых учу дайвингу. Вот сейчас у меня занимается 62-летний турист, и он тоже для меня студент. Среди моих клиентов много выходцев со всего бывшего Советского Союза, кто-то из них сейчас живёт за границей. Например, недавно к нам в дайв-центр русский врач из Гонконга приезжал, русские ребята из США и Эстонии.

В нашем центре большая команда — около 15 человек. Есть среди них англичанин — ему 76 лет, и он в отличной форме, успешно работает инструктором. Много филиппинцев у нас. В Таиланде по закону, если русскому дают работу, с ним должны работать ещё несколько тайцев. На Филиппинах таких обязательств нет, работать с местными здесь просто выгодно.

Среди сотрудников дайв-центра много филиппинцев

Представьте, человек здесь родился и вырос, он знает всю подводную географию, он тут ныряет всю свою жизнь, знает, где живут большая черепаха или рыба-крокодил. И он может всё это показать. Мне, чтобы водить экскурсию под водой на уровне филиппинцев, пришлось около года нырять и самому разбираться в местной географии. А я человек с 25-летним стажем профессионального дайвинга, это очень много.

Свою профессию Николай сравнивает с работой гида в музее

Филиппинцы — отличные профессионалы, исполнительные, и по деньгам с ними выгоднее работать. Я много стран повидал и могу точно сказать, что филиппинцы пашут, как никто другой. И это правильно, я считаю, давать рабочие места местным жителям, которые отлично работают.

Есть у нас в коллективе китаянка, которая работает именно с китайскими туристами. В России у меня был стереотип, что только русские не знают английский язык. Но оказавшись здесь, я понимаю, что многие немцы, французы, китайцы его также не знают. Если французы приходят к нам обучаться, мы нанимаем французского инструктора-фрилансера, и он с ними занимается. Но под водой я вообще говорю на всех языках мира, потому что там язык жестов. (Смеётся.)

Николай учит дайвингу и своего сына, которому сейчас 11 лет

Дайвинг — тяжёлая работа на самом деле. Когда у нас высокий сезон, мы работаем без выходных. У меня подъём в шесть утра, в семь я уже на работе, и погнали. В шесть вечера выезжаю с работы — и так каждый день. Так работает вся наша команда. Это нормально — мы зарабатываем деньги, а в низкий сезон позволяем себе расслабиться, чёрт возьми. (Смеётся.)

Когда мы жили в Челябинске, я устраивал погружения на Тургояке, иногда на Увильдах. Бизнес продал, да практически подарил человеку, который сейчас продолжает дело. Надо понимать, что в России сфера дайвинга — это бизнес одного человека. Дайв-центр — это когда есть поток туристов, большие группы.

А есть дайв-клубы, и именно такой формат работает в России. Люди туда приходят, чтобы помимо обучения подружиться, устраивают вечеринки, вместе организуют совместные поездки. И такой бизнес успешен, когда происходит общение людей. Это не только механическое обучение дайвингу, а именно организация дружеских поездок на шашлыки и так далее. Дайв-центр за границей — это поток клиентов, и у тебя нет возможности с ними как-то близко подружиться.

Занятия дайвингом за границей и в России — совершенно разные занятия

Подводный мир Филиппин

— Есть любительский, профессиональный и рекреационный дайвинг для туристов. В последнем ныряют люди, чтобы получать удовольствие, и с ними работают профессионалы. Обычный турист может за три-четыре дня пройти базовый курс. Этого вполне достаточно, чтобы потом спокойно нырять. Он получает документ о том, что до 18 метров он может погружаться. Следующая ступень — погружение до 30 метров и так далее. При этом нырять в тёплом тропическом море приятнее, думаю, чем в Тургояке.

Чем мне нравится дайвинг на Панглао… Во-первых, здесь есть вертикальные стенки (имеет в виду стенки рифов. — Прим. ред.), вдоль которых можно дрейфовать по течению. То есть дайвер дрейфует в состоянии невесомости. Вы просто парите в прозрачной воде и видите рифы, кораллы, мурен, стаи сардин и макрели. Есть место, где за одно погружение можно увидеть 30–40 больших черепах.

Каждый раз, погружаясь с группой дайверов, Николай учится чему-то новому

Там же можно увидеть jack fish — это рыба длиной с локоть. И они делают торнадо — крутятся столбом вокруг какой-то виртуальной точки. Ты можешь заплыть внутрь и висеть в стае рыб. Они такого тёмно-серебристого цвета, и как будто живая ртуть вокруг тебя вращается — это очень красиво. Тут много морских змей — это одно из ядовитейших существ на планете, но для человека она не опасна.

Рыба-лягушка встречается на Филиппинах — это рыба, которая реально выглядит как лягушка, и она ходит по дну моря. Они разных цветов — красные, чёрные, лимонные — их многие принимают за коралл, так они сливаются с флорой. Дайверы очень любят за ними наблюдать.

Наверное, я счастливый человек, потому что моя работа — это и есть моё увлечение. Это и физически, и морально сложная работа — приходится трудиться с разными людьми, к каждому нужно найти свой подход. Это работа, в которой нужно жить. Каждое погружение я учусь чему-то новому.

На Филиппинах есть местечко Ослоб, где можно поплавать с китовыми акулами. Эта рыба совершенно не опасна для человека, но она бывает внушительных размеров — до 19 метров. Конечно, на Ослоб такие не заходят, но там тоже можно встретить крупных китовых акул, учитывая ещё, что вода увеличивает предметы на 20–25 процентов. Если вы не умеете нырять с аквалангом, там можно поплавать с трубкой и тоже увидеть этих больших рыб.

Даже дайверу увидеть большую китовую акулу — это большая удача. А на Филиппинах это можно вот так запросто. Я даже некоторое разочарование испытал, увидев здесь китовую акулу, потому что раньше, чтобы её впервые увидеть, я рассчитывал фазы луны, высчитывал сезон. А здесь ты приезжаешь просто как в гастроном — вот, пожалуйста вам.

Если повезёт, дайверы на Филиппинах смогут увидеть стаю больших черепах

На филиппинском острове Сумилон можно увидеть рифовых акул — это большие и грациозные создания. За ними тоже очень круто наблюдать. На Кубе мы катались на шёлковых акулах. Это единственное место на планете, где можно это сделать и тебе в этом помогут инструкторы.

Об акулах много мифов, и они не имеют отношения к реальности. Я плавал и с тигровыми, и с белыми акулами — руки и ноги у меня на месте. Есть правила поведения с акулами, и их нужно соблюдать. Есть правила в зоопарке: не протягивать руки в клетку к тигру и не пытаться покормить с ладошки тигра, и тогда всё будет хорошо. Те же правила безопасности действуют и под водой. Да, случаются редкие нападения акул, но они спровоцированы людьми.

Страна лучезарных улыбок и невероятно красивой экзотической природы- Филиппины - государство в Юго-Восточной Азии в западной части Тихоокеанского бассейна, распластавшееся на 7100 островах. Читайте нашу статью на Тур-Календаре, где мы поясняем, почему наилучшее время для посещения этого архипелага – с декабря по май.


Филиппины могут похвастаться огромным количеством живописных дайв-сайтов, множеством благоустроенных курортов, обилием экзотики, вкусной кухней и что самое главное - великолепным климатом, позволяющим отдыхать здесь круглый год

Филиппины могут похвастаться огромным количеством живописных дайв-сайтов, множеством благоустроенных курортов, обилием экзотики, вкусной кухней и что самое главное - великолепным климатом, позволяющим отдыхать здесь круглый год

Туристический сезон на Филиппинах

Высокий сезон на Филиппинах

Низкий сезон на Филиппинах

Лучшее время для экскурсий

Зима и первые два месяца весны идеально подходят для осмотра достопримечательностей страны

Пляжный сезон на Филиппинах

Самый комфортный пляжный отдых на Филиппинах - зимний, когда дневные экстремумы становятся несколько ниже в сравнении с другими сезонами

Самый комфортный пляжный отдых на Филиппинах - зимний, когда дневные экстремумы становятся несколько ниже в сравнении с другими сезонами

Круизный сезон

Круизный сезон на Филлипинах длится 365 дней в году

Сезон дайвинга

Общий сезон для подводного плавания - с ноября по май, однако на отдельных дайв-сайтах эти сроки могут быть несколько иными

Общий сезон для подводного плавания - с ноября по май, однако на отдельных дайв-сайтах эти сроки могут быть несколько иными

Филиппины занимают высокие места в мировых рейтингах в числе самых превосходных мест на планете для занятия дайвингом. Эта страна насчитывает огромное количество дайв-сайтов, сконцентрированных главным образом в Боракае, Батангасе, Себу, Миндоро и Палаване. Подводный мир архипелага настолько ярок и зрелищен, что преподносит немало сюрпризов, и дайвинг в конечном итоге не обманывает возложенных на него надежд. Царство Нептуна пестрит разнообразием коралловых садов (в том числе и голубых), между ветками которых то и дело снуют стайки красочных тропических рыбок, велика вероятность встретиться с гигантскими морскими черепахами, барракудами, голотуриями и китовыми акулами. Лучшее время для погружений – с ноября по май, когда возможно достижение видимости под водой до 50 м. Однако следует знать о том, что на некоторых дайв-сайтах эти сроки могут немного смещаться в зависимости от погоды и географического положения. Так, на рифах Туббатаха наиболее комфортные условия для дайвинга наблюдаются в короткий промежуток между мартом и концом июня.

Сезон серфинга

Высокий сезон серфинга приходится на сентябрь-октябрь

Пора праздников и фестивалей

Праздники на Филиппинах отмечаются каждый месяц, причём в каждом городе и деревушке они могут проходить по-своему

Праздники на Филиппинах отмечаются каждый месяц, причём в каждом городе и деревушке они могут проходить по-своему

Сезон тайфунов на Филиппинах

Летом на Филиппинах возрастает риск возникновения тайфунов

Одной из главных особенностей климата Филиппин являются тайфуны, сезон которых длится с июня по октябрь. Пик приходится на летние месяцы, однако следует иметь в виду их непредсказуемый характер, из-за которого тайфуны могут обрушиваться и в другое время года, но с января по апрель их вероятность приравнивается к 0%. Так, в декабре 2011 г. жертвами природного катаклизма на острове Минданао стало 1500 человек. Наименее подвержен тайфунам курорт Минданао, где их отголоски отдаются в виде ливней, в Палаване и на Южных Висаянах их продолжительность составляет около 1-2 дней. Северные области страны, напротив, страдают в большей степени. Последствия тайфунов – самые разные: от разрушения жилищ до гибели людей. Но, к счастью, наиболее распространённые – это отмена международных и внутренних авиарейсов, поэтому возвращение домой или поездка на другой остров могут стать большой проблемой.

Климат на Филиппинах

Филиппины обладают жарким тропическим климатом муссонного типа, который сформировал на архипелаге два основных сезона: влажный – с относительными временными рамками с мая по ноябрь и сухой – с ноября по апрель. Круглый год погода характеризуется высокими температурами и большим уровнем относительной влажности воздуха, который с приходом летних месяцев достигает практически 100%.

Филиппины весной

Март и начало апреля - наиболее спокойный период весеннего сезона

Погода в мартеПогода в апрелеПогода в мае
Манила
+32
+28

+34
+29

+34
+30
Боракай
+31
+27

+32
+29

+33
+30
Себу
+31
+27

+33
+28

+33
+29
Бохоль
+31
+27

+33
+28

+33
+29

Филиппины летом

Летом на островах погода

Летом на островах погода ''рвёт и мечет'', ясные дни также бывают, но они обременены большой влажностью и высокими температурами

Погода в июнеПогода в июлеПогода в августе
Манила
+32
+30

+31
+30

+30
+29
Боракай
+32
+30

+31
+29

+31
+29
Себу
+32
+30

+32
+29

+32
+29
Бохоль
+32
+30

+32
+29

+32
+29

Филиппины осенью

Во второй половине осени погода в стране начинает стабилизироваться

Первая половина осени в климатическом плане мало чем отличается от июля и августа. Ливни идут практически каждый день, жаркая погода сохраняется. Чуть в меньшей степени подвергается осадкам северо-западная часть Минандао, восточные области островов Себу, Миндоро, Панай и Неграс. Катастрофические паводки, тайфуны (особенно на Вискайских островах и крупнейшем острове Лусон) преследуют Филиппины до конца октября. Ноябрь можно назвать переломным периодом, когда на большей части архипелага происходит существенное улучшение погодных условий, но о совсем комфортном пребывании на островах говорить ещё рано.

Погода в сентябреПогода в октябреПогода в ноябре
Манила
+31
+29

+31
+29

+31
+29
Боракай
+31
+29

+31
+29

+30
+29
Себу
+32
+29

+32
+29

+31
+29
Бохоль
+32
+29

+32
+29

+32
+29

Филиппины зимой

Зима на Филиппинах - самое прохладное и самое сухое время в году

Погода в декабреПогода в январеПогода в феврале
Манила
+30
+28

+30
+27

+31
+27
Боракай
+29
+28

+29
+27

+30
+27
Себу
+31
+28

+30
+27

+30
+27
Бохоль
+31
+28

+30
+27

+31
+27

Какие цены на отдых на Филиппинах?

Узнать актуальные цены на отдых на Филиппинах можно на ведущих сайтах по подбору выгодных туров, экскурсий и авиабилетов.

Филиппины – беспроигрышный вариант для приверженцев экзотики, этнографического туризма, изысканного пляжного отдыха, дайверов и серферов. Тур-Календарь считает, что в случае хорошей погоды успеть попробовать все прелести отпуска на Филиппинах очень даже реально, поэтому советует отправляться в поездку в период времени с декабря по апрель-май.

Читайте также: