В каком предложении правильно расставлены запятые туристы

Обновлено: 18.09.2024

Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Проведите его синтаксический анализ, составьте схему этого предложения.

Левитан стремился писать так чтобы был ощутим воздух обнимающий своей прозрачностью каждую травинку каждый лист или стог сена.
(К. Паустовский)


Упражнение 2.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы 3-го и 4-го предложений.

1) Дар слова. Испокон веков его главное назначение в том что (бы) объединять людей. (Ю. Ороховацкий) 2) Надо верить в возможность счастья что (бы) быть счастливым. (Л. Толстой) 3) О человеке надо судить не (по) тому что он говорит а (по) тому что он делает. 4) Невежество (по) тому сильно что в нём нет сомнения, оно ничего (н..) знает но считает что знает всё. (Н. Евдокимов)

Упражнение 3.

1) Пойду искать по свету где оскорблённому есть чувству уголок. 2) Уж коли зло пресечь забрать все книги бы да сжечь. 3) Свежо предание а верится с трудом. 4) Ах! Если любит кто кого зачем ума искать и ездить так далёко. 5) Чины людьми даются а люди могут обманут(?)ся. 6) Дома новы а предрассудки стары.

Упражнение 4.

Установите, какой синтаксической модели соответствуют данные предложения. Графически изобразите эту модель. Придумайте 2—3 предложения такой же синтаксической структуры.

1) Хозяин взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не спорил. 2) Сделалась такая метель, что он ничего не видел. 3) Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым. 4) К тому же быть сочинителем казалось мне так мудрено, так недосягаемо нам, непосвящённым, что мысль взяться за перо сначала испугала меня.
(А. Пушкин)

Упражнение 5.

Прочитайте текст и озаглавьте его. Что отражает придуманное вами название: тему или основную мысль текста? Запишите текст, расставляя знаки препинания. Определите, в каких придаточных предложениях, кроме значения образа действия и степени, есть ещё значение следствия? В каких предложениях сказуемое выражено словами состояния?

Мы так увлеклись рыбалкой что не заметили дождя мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел расходился и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков которые не успев народит(?)ся лопались и расходились кружками. Дождь был так густ что ветер не мог пробрат(?)ся сквозь него и сконфуженно залёг в лесу.

Мы заторопились и поплыли к островку где был хвойный лес окружённый со всех сторон покосами.

А дождь прибавлял прыти. Огромная чёрная туча наползла на реку и в одну минуту стало темно.
(В. Астафьев)

Упражнение 6.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Упражнение 7.

Запишите слова выдающегося учёного и общественного деятеля А. Д. Сахарова, включив их в предложение с прямой речью. Объясните знаки препинания.

Научно-технический прогресс не социальный принесёт счастья, если не будет дополняться чрезвычайно глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества. Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации.

Упражнение 8.

Составьте схемы сложноподчинённых предложений, определите вид придаточного в каждом из них.Выполните синтаксический разбор первого предложения текста.

Из (огне)дыш_щего пекла летнего волжского (пол)дня идёт на нас вереница опалё(н, нн)ых зноем изм_ждё(н, нн)ых оборва(н, нн)ых лю¬дей которые тянут против течения т_жело гружё(н, нн)ую баржу по раск_лё(н, нн)ому песку. Когда промышле(н, нн)ику или купцу треб-валось переве_ти груз он часто отказвался от использования буксира а нан_мал деш_вую тягловую силу. Как только человек впр_гался в лямки и нач_нал т_нуть гружё(н, нн)ое судно он стновился бурлаком

Рабоч_м артели. Беконечно дли(н, нн)а (Волга)матушка. Беконечен и тяж_л путь этих людей которые вызывали у других смеша(н, нн)ое чу_ство жал_сти и страха.

Когда Репин бли_ко позн_комился с бурлаками они пок_за-лись ему (не)измуче(н, нн)ыми жалкими и бе(с, сс)лове(с, сс)ными а сильными смелыми и умными людьми. Художник почувствовал что (не)жалость к бурлакам толкает его н_писать картину а любовь и ув_жение к ним. Репин понял какая м_гучая внутре(н, нн)яя пока ещё (не)осозна(н, нн)ая ими сила живёт в этих людях и рвё(тся, ться) (на)ружу. Каже(тся, ться) нет такой пр_грады что могла(бы) встать на пути и сдержать её.

Упражнение 9.

Выделите главное и придаточное предложения. Обратите внимание на знаки препинания.

1) Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы (Л. Толстой). 2) Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть (Достоевский). 3) Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки (Л. Толстой). 4) Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух (Горький). 5) Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил, не надо ли послать за доктором (Чехов). 6) Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем (Горький).

Упражнение 10.

Спишите сложноподчиненные предложения, вставив необходимый по смыслу простой союз или союзное слово. Расставьте знаки препинания.

1) Известно__в первый период своего творческого пути Пушкин был любим соотечественниками. 2) В высшей степени важно__дети приучались еще с юных лет работать. 3) Чувство гуманности оскорбляется__люди не уважают в других человеческого достоинства. 4) Напрасно Афанасий Иванович шутил и хотел узнать__она так загрустила. 5) И лица их были такие измученные__эти люди несли на себе непомерную тяжесть.

Упражнение 11.

К каждому сложноподчиненному предложению добавьте еще одно придаточное предложение того же вида, присоединив его союзом и. Запишите составленные предложения и объясните в них знаки препинания.

1) Я знаю, что могу выучить правила орфографии. 2) Учитель счастлив, если его ученики делают успехи. 3) Русский язык надо изучать, чтобы читать в подлиннике русскую классическую литературу.

Упражнение 12.

Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.

1) В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абрамов). 2) Когда-то Бунин сказал мне что если бы он был очень богат то не стал бы жить на одном месте заводить хозяйство квартиру библиотеку гардероб а путешествовал бы по всему земному шару (Катаев). 3) Пока доехал домой посидел дома прошло два часа так что когда я вышел уже было светло (Л. Толстой). 4) Полная луна плыла по ясному безоблачному небу и по мере того как свет месяца становился ярче наши тени делались короче и чернее (Арсеньев). 5) Есть на нашей реке такие глубокие и укромные места что когда проберешься через спутанные лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в обособленном отгороженном от остального земного пространства мире (Солоухин).

Упражнение 13.

Спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания. Объясните постановку запятой между частями сложноподчиненного предложения.

Упражнение 14.

Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматические основы, выделите предикативные части, укажите вид придаточного. Произведите полный синтаксический анализ одного предложения (по выбору).

1) Изредка поздней осенью выдаются такие дни когда теплый туман лежит до самого вечера. 2) Каюткин говорил с Улей так бережно будто огонек держал в ладонях. 3) Как только прекращалась пурга охотники выходили в море. 4) Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора что страстно влюблена в улана была одна ее сестра. 5) Счастлив тот кому зарею теплый ветер веет. 6) Настроение у всех было грустное несмотря на то что все наперебой состязались в остроумии. 7) Было б у Емели богатство когда б на печи не лежал.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ровно в третий день после моего рождения (1) в который мне минуло десять лет (2) и в который я получил такие чудесные подарки, в семь часов утра, Карл Иванович разбудил меня (3) ударив над самой моей головой хлопушкой.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 3
4) 1, 3, 4

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.

1) 2, 4
2) 1, 2, 3, 4
3) 1, 2, 3
4) 1, 3, 4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Буду работать (1) пока у меня пальцы смогут держать перо (2) и пока не остановится сердце (3) переполненное ощущением жизни.

1) 1, 2, 3
2) 1, 2
3) 1, 3
4) 2, 3

6. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

1) В то время__как мы собирались на рыбалку, отец с матерью еще спали.
2) Капитан рассчитывал, что__если бомбы разорвутся, то они его не зацепят осколками.
3) Бедный отец насилу решился спросить у дьячка__была ли она у обедни.
4) Родник, вода__которого так пришлась мне по вкусу, был в глубине леса.

7. В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

1) Я решил, что__хотя ты и не принимал участия в разговоре, мы единомышленники.
2) По мере того__как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
3) Он решил, что__если его ждут такие мучения, то лучше умереть.
4) В лесу было тихо, несмотря на то__что солнце уже поднялось.

8. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?

1) Он проснулся первый и не сразу сообразил__где он.
2) Я понял, что__если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.
3) Не знаю__похож ли он на мать, но действительно красив.
4) Мы не знали__в какую сторону идти, и в нерешительности остановились.

9. В каком случае на месте пропуска не нужна запятая?

1) С тех пор как я расстался с деревней__это раздолье не переставало сниться мне.
2) Подъезжая к месту сражения, я понял, что__если проявить упорство, победа будет за нами.
3) Музыканты проявили огромное упорство, особенно__когда пришлось отстаивать программу концерта.
4) Через день он позвонил по телефону и спросил__получил ли я книгу.

10. В каком предложении пропущены две запятые (знаки препинания не расставлены)?

1) Неожиданно я увидел кабана так близко что пока я снимал ружье от него и след простыл.
2) Мы прекрасно понимали что если у нас было бы две жизни то их не хватило бы нам.
3) Егорушка оглядывался и не понимал откуда эта странная песня.
4) Не знаю успеем ли мы приехать на вокзал.

11. В каком предложении пропущены три запятые (знаки препинания не расставлены)?

1) Мы узнали что когда берешь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается.
2) Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.
3) Им не было никакого дела слушают ли их и смотрят ли на них люди.
4) Известно что если поэт живет в ладу со своим родным языком силы его удесятеряются.

12. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Никитин продолжал думать о том, как он вернется в Петербург, как встретит его на вокзале Манюся и, вскрикнув от радости, бросится на шею.
2) Он решил, что не оставит ее, не изменит своего решения жениться на ней, если только она сама захочет этого.
3) Волчице казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди, и где-то за лесом воет собака.
4) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
2) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
3) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
4) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

14. Укажите все цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Вечер был так хорош, (1) что чай унесли, (2) а мы остались на террасе, (3) и разговор был так занимателен для меня, (4) что я не заметила, (5) как понемногу затихли вокруг нас людские звуки. (Л. Толстой)

1) 1, 4
2) 1, 2, 4
3) 1, 4, 5
4) 3, 4, 5

15. Укажите все цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Акакия Акакиевича заставили выпить два бокала, (1) после которых он почувствовал, (2) что в комнате сделалось веселее, (3) однако ж никак не мог позабыть, (4) что уже двенадцать часов (5) и что давно пора домой. (Н.В. Гоголь)

2. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении:

Ты (1) догадался (2) мой читатель (3) с кем бился доблестный Руслан.

3. В каком предложении должна быть только одна запятая? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ты письмо моё милый не комкай.

2) Здравствуй тяжкая работа ты снова меня отвлекаешь от грустных мыслей.

3) Муза ты была мне другом!

4) Нет дорогой ты не прав!

4. В каком предложении есть вводное слово? (Знаки препинания не расставлены.)

1) На дворе не было видно ни зги.

2) Видно еще письмо не дошло по адресу.

3) Поезд мчал меня к счастью.

4) Однако вскоре недоумение наше рассеялось.

5. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Наш сосед (1) должно быть (2) уехал.

Строительство к осени (3) должно быть (4) закончено.

6. Выберите правильное утверждение.

1) Вводные конструкции не выделяются запятыми.

2) Вводные и вставные конструкции — это одно и то же.

3) Вводные конструкции могут быть только предложениями.

4) Вводные конструкции не входят в структуру предложения.

7. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

1) К удивлению мальчиков, примешивались испуг и растерянность.

2) К удивлению мальчиков, дорога оказалась не столь утомительной.

3) С одной стороны, дороги приближались наши войска.

4) С одной стороны предложение поехать в деревню выглядело заманчивым.

8. Какое предложение осложнено вставной конструкцией?

1) Большой и, должно быть, глубокий пруд блестел на солнце.

2) Земля родная, о тебе и сны, и думы наши.

3) Польза от общения с книгами в том, что они повышают грамотность, прививают вкус к хорошему слову и любовь к языку.

4) Букет сирени — его принёс мой брат — благоухал на веранде.

1. Выберите правильное утверждение.

1) Обращение входит в структуру предложения и является его членом.

2) Обращение не входит в структуру предложения и не является его членом.

3) Обращение — это слова, стоящие только во множественном числе.

4) Обращения используются только в текстах разговорного стиля.

2. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении:

Подруга дней моих суровых (1) голубка дряхлая моя (2) одна в глуши лесов сосновых давно, давно (3) ты (4) ждёшь меня.

3. В каком предложении должна быть только одна запятая? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Книги вы дарили мне самые удивительные мгновения и переживания.

2) Сколько во́рон ты прожил сколько счастья и несчастья повидал?!

3) Расскажи мне о странствиях капитан о далёких землях.

4) Вставай страна огромная вставай на смертный бой!

4. В каком предложении есть вводное слово? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Это всё очевидно.

2) Он всё сделал по вашему указанию.

3) Видимо проект не отвечает всем современным требованиям.

4) Видимо-невидимо собралось народу.

5. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Эта маленькая птичка с большой головой и большим клювом (1) казалось (2) дремала.

Сквозь тучи на небе неясно просвечивало солнце, и это (3) казалось (4) мне хорошим знаком.

6. Выберите правильное утверждение.

1) Вставные конструкции сужают информацию, которая содержится в предложении.

2) Вставные конструкции могут быть только словосочетаниями.

3) Вставные конструкции грамматически не связаны ни с одним членом предложения.

4) Вставные конструкции могут выделяться только скобками.

7. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

1) Кстати он сам, видимо не знал о случившемся.

2) Однако, пора расходиться.

3) Он, буквально, весь состоял из тонких солнечных лучей.

4) Он, к счастью, остался дома.

8. Какое предложение осложнено вставной конструкцией?

1) Обладая необыкновенной памятью, Пушкин в одиннадцать лет великолепно знал французскую литературу.

2) Теперь (это ощутил каждый из нашей группы) надо было срочно искать ночлег.

3) Друзья мои, прекрасен наш союз.

4) Он всегда старался, видимо, начать жить с восходом солнца.

"Основы грамотности" - материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

а) Мне нравилась его спокойная и ровная речь простая и ясная.

б) Солнце поднялось над горами и сгоняло ещё лежавший в тени иней.

в) Вся деревушка тихая и задумчивая имела приятный вид.

Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки

препинания не расставлены).

а) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им.

б) Литература предполагает прежде всего массового читателя.

в) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами.

3. Неверно выделено приложение.

а) Ходил Стенька Разин в Астрахань -город.

б) В народе её называют чудо -ягодой.

в) И вот сама идёт волшебница- зима .

4. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.

а) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

б) Вы как инициатор должны играть главную роль.

в) Это событие следует рассматривать как исключительный случай.

5. Найдите правильно построенное предложение.

а) Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

б) Взяв её под руку, они пошли вместе.

в) Писатель должен показывать жизнь такой, какая она есть, не

приукрашивая и не ухудшая её.

Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления

По фотографиям Лев Николаевич представлялся мне не только духовным

(1) но и физическим гигантом (2) высоким, могучим и широким в плечах.

а) 1 – ( , ) 2 – ( –) б) 1 – ( – ) 2 – (,) в) 1 – ( , ) 2 – (:)

7. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении.

Песчаная отмель далеко золотилась (1) протянувшись от тёмного

обрывистого берега (2) в дремотно светлеющую реку (3) пропадавшую за дальним лесом.

а) 1, 3 б) 2, 3 в) 1, 2, 3

8. Укажите правильный вариант расстановки запятых в предложении.

Поспешно умываясь (1) и (2) со смирением одеваясь в самое дурное своё

платье (3) и старенькую мантилью (4) содрогаясь от свежести (5) Наташа выходила на пустынные улицы (6) прозрачно освещённые утренней зарёй.

а) 1, 3, 4, 6 б) 4, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

9. В каких строках А.Блока есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не расставлены)? Укажите, верный вариант ответа.

1) Дыша духами и туманами она садится у окна.

2) Тоска дорожная железная свистела сердце разрывая …

3) И смотрю и вражду измеряю ненавидя кляня и любя . (А.Блок)

а) 1, 2 б) 1, 3 в) 2, 3

10. В каком варианте деепричастный оборот не обособляется?

а) Он работал не покладая рук . (М.Горький)

б) Чуть шумят качаясь сосны ( В.Брюсов

в) Окна разинув стоят магазины. (В.Маяковский)

11. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Откинувшись в кресле (1) он смотрел на нас (2) присмиревших ребят (3) и (4) отложив раскрытую книгу (5) казалось (6) всё ещё думал о прочитанном.

а) 1, 2, 4, 5 б) 1, 2, 3, 5, 6 в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

12. Укажите, чем осложнено предложение (знаки препинания не расставлены).

В языке, как известно, есть одинаково звучащие и пишущиеся слова с совершенно различным значением – омонимы.

а) сравнительным оборотом, обособленным приложением

б) однородными определениями и вводным сочетанием

в) вводным сочетанием, однородными определениями и обособленным приложением

13. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю

О всех кораблях ушедших в море

О всех забывших радость свою.

Обособленные члены предложения

Укажите предложение с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):

а) Иван Сергеевич был высокого роста худощавый и медлительный.

б) Бунина большинство знает как прозаика.

в) Она встретила сына с радостью неожиданной для него. (М.Горький)

2. Укажите условие, при котором определение не обособляется:

а) находится между подлежащим и сказуемым;

б) относится к личному местоимению;

в) находится перед определяемым словом.

3. Укажите предложение, в котором приложение не обособляется (знаки препинания не расставлены).

а) Ночевала тучка золотая на груди утёса великана. (М.Лермонтов)

б) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. ( А.Пушкин )

в) Вот оно объяснение. (Л.Толстой)

Найдите предложение, в котором следует поставить одну запятую.

а) Как стилист Чехов недосягаем! (М.Горький)

б) Жизнь как подстреленная птица. (Ф.Тютчев)

в) Лишь тот кто уважает других людей имеет право на уважение.

5. В каком варианте ответа указаны предложения с обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)?

1) Петергоф пригород Санкт-Петербурга славится парками и фонтанами.

3) М.И.Глинка великий русский композитор после премьеры оперы

а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1, 3

6. В каком варианте ответа верно указаны конструкции, осложняющие данное

Тут, в уютной квартире Мережковского на Литейной, сколько раз приходилось мне присутствовать при самых значительных, утончённых прениях, наложивших отпечаток на всю мою жизнь. (А.Белый)

а) уточнение, однородные члены, обособленное дополнение

б) приложение, однородные члены, обособленное обстоятельство

в) уточнение, однородные члены, обособленное определение

7. Как правильно продолжить предложение:

Глядя на эту картину…

а) возникает ощущение тревоги.

б) мы невольно грустим.

в) у многих сжимается сердце.

8. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Не имея часов, можно определить время по цветам.

б) Доехав до конечной станции, нам предстояла пересадка.

в) Наблюдая экзотическую природу, возникла теория Дарвина.

9. Укажите вариант ответа, в котором верно указаны все цифры, на месте которых в предложениии должны стоять запятые.

Музыка питается более глубокими корнями (1) и (2) опираясь на прошлое (3) она лучше видит будущее, чем мы (4) живущие в моменте и миге. (С.Городецкий)

а) 1, 2, 4 б) 2, 3 в) 1, 2, 3, 4

10. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки

препинания не расставлены).

а) Чьи-то глаза смотрели не мигая.

б) Пошумев река успокоилась.

в) Казаки разъехались не договорившись.

11. Какой вариант ответа содержит предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.

б) Опять Шопен не ищет выгод, но окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход из вероятья в правоту.

в) Гремит Шопен, из окон грянув, а снизу, под его эффект

Прямя подсвечники каштанов, на звёзды смотрит прошлый век.

12. В каком варианте ответа, указаны предложения, в которых деепричастные

обороты не обособляются?

1) Можно прожить и не хвастая умом.

2) К работе над повестью можно приступить начиная с будущей недели.

3) Понять это произведение можно, лишь учитывая условие его создания.

а) 1, 2 б) 2, 3 в) 1,3

13. Спишите текст , расставляя недостающие знаки препинания.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт сын ошибок трудных

И гений парадоксов друг

Обособленные члены предложения

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю ,

О всех кораблях , ушедших в море,

О всех , забывших радость свою.

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг…

Прямая и косвенная речь. Цитирование.

В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими чёрными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казённая почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас.

Найдите в данном отрывке из рассказа предложение с прямой печью, в котором допущена пунктуационная ошибка, запишите это предложение в исправленном виде: *

Составьте схемы следующих предложений с прямой речью:

В. «Ах, как хороша ты была! – сказал он, качая головой. – Как горяча, как

Оформите данное высказывание К.Г.Паустовского как эпиграф и как цитату, расставив необходимые знаки препинания и указав автора.

У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. К.Г.Паустовский

Список использованной литературы

Пучкова Л.И. ЕГЭ 2011. Русский яз. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2011

Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ 2010. Вступительные экзамены: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 528с

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


Разместили прошлогодние варианты с решениями экзамена 2020 года по русскому языку, немецкому языку, физике, биологии, химии и географии

04.05.2017
Открываем математику в режиме тестирования

02.05.2017
Открываем физику в режиме тестирования

29.04.2017
Открываем биологию в режиме тестирования

24.05.2017
Открываем мировую историю в режиме тестирования

19.04.2017
Открываем немецкий язык в режиме тестирования

16.04.2017
Открываем английский язык в режиме тестирования

10.04.2017
Открываем испанский язык в режиме тестирования

05.04.2017
Открываем русский язык в режиме тестирования

01.02.2017
Здесь будет город-сад!


Задание 17 № 17

Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) По вечерам в парке играл оркестр, и работали аттракционы.
2) О том, что Дельвиг должен ехать из Витебска и что путь его пройдёт по псковской земле, знали многие петербургские друзья Пушкина.
3) Было холодно и сыро и я не хотел выбираться из палатки.
4) Всё что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни.
5) Я с умилением заметил, что, пока мы вели светские беседы, малыш прилёг на диванчике и заснул в обнимку с плюшевым медведем.

Расставим знаки препинания правильно.

1) По вечерам в парке играл оркестр и работали аттракционы . — Запятая между основами не нужна, потому что есть общий второстепенный член - обстоятельство.

2) О том, (о чём?) что Дельвиг должен ехать из Витебска и (о чём?) что путь его пройдё т по псковской земле, знали многие петербургские друзья Пушкина. — Знаки препинания расставлены верно: запятая между основами, связанными союзом И, не нужна, потому что это однородное соподчинение.

3) Было холодно и сыро , и я не хотел выбираться из палатки. — Нужна запятая между основами, связанными сочинительным союзом.

4) Всё ,(что именно?) что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. — Нужна запятая между частями, связанными подчинительной связью.

5) Я с умилением заметил ,(что?) что, (когда?)пока мы вели светские беседы , малыш прилёг на диванчике и заснул в обнимку с плюшевым медведем. — Знаки расставлены верно.

Правильные ответы под номерами 2 и 5.


Задание 16 № 56

Укажите, какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания не расставлены):

1) Каждый зал этого музея посвящён какой-либо отрасли человеческих знаний и нацелен на живой диалог с посетителем.
2) Режиссёр обратился к актёрам с небольшой речью напомнив о скорой премьере и начал репетицию.
3) От свежего воздуха слегка закружилась голова и приятно застучало сердце.
4) Тополя и берёзы на околице деревни те же и тот же колодец на перекрёстке дорог.
5) Жаворонки пели над крестьянскими полями и всё дальше на север летели белые лебеди.

Расставим знаки препинания.

1) Каждый зал этого музея посвящён какой-либо отрасли человеческих знаний и нацелен на живой диалог с посетителем (запятые не ставятся между однородными сказуемыми, связанными одиночным союзом И).

2) Режиссёр обратился к актёрам с небольшой речью, напомнив о скорой премьере , и начал репетицию (запятые выделяют деепричастный оборот).

3) От свежего воздуха слегка закружилась голова и приятно застучал о сердце (запятая не ставится, потому что есть общий второстепенный член).

4) Тополя и берёзы на околице деревни те же, и тот же колодец на перекрёстке дорог (запятая между частями в сложносочинённом предложении).

5) Жаворонки пели над крестьянскими полями, и всё дальше на север летели белые лебеди (запятая между частями в сложносочинённом предложении).


Задание 17 № 57

Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) На ранней заре, когда ещё кричат петухи и по-чёрному дымятся избы, я распахиваю окно в прохладный сад и бегу умываться на пруд.
2) Он подошёл к фонарю, прочёл адрес, который был у него в бумажнике и подозвал извозчика.
3) На даче я сажаю салат и укроп с таким расчётом, чтобы как только урожай первой посадки будет съеден, поспела следующая порция зелени.
4) Когда они вышли на крыльцо, солнце спряталось за тучу и повеяло холодом.
5) Самые богатые из людей не те кто много получал, а те кто щедро раздавал сокровища души людям.

Объясним постановку знаков препинания.

1) [На ранней заре, (когда ещё кричат петухи ) и (по-чёрному дымятся избы ), я распахиваю окно в прохладный сад и бегу умываться на пруд]. — Знаки препинания расставлены верно.

2) Он подошёл к фонарю, прочёл адрес, ( который был у него в бумажнике), и подозвал извозчика. — Не хватало запятой, закрывающей придаточную часть.

3) На даче я сажаю салат и укроп с таким расчётом, чтобы, (как только урожай первой посадки будет съеден ), поспела следующая порция зелени. — Не хватало запятой, выделяющей начало придаточной части.

4) (Когда они вышли на крыльцо), [ солнце спряталось за тучу] и [ повеяло холодом]. — Знаки препинания расставлены верно.

5) [Самые богатые из людей не те, ( кто много получал ), а те], ( кто щедро раздавал сокровища души людям). — Не хватало запятых, выделяющих начало придаточных частей.

Правильные ответы указаны под номерами 14.


Задание 15 № 95

Какие предложения соответствуют приведённой ниже схеме (учтите, что знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Февраль тянулся бесконечно и в нём было ещё и двадцать девятое число.
2) По субботам нас с сестрой отпускали в кино и давали нам денег на мороженое.
3) Получилось нечто вроде маленькой повести и я когда-нибудь прочту её вам.
4) Первые лучи солнца блеснули в небе очистившемся от облаков и побежали по земле и небу.
5) У неё муж заботливый и дети воспитанные.

Приведем верное написание.

1) Феврал ь тянулся бесконечно, и в нём было ещё и двадцать девятое число (запятая между частями сложносочинённого предложения).

2) По субботам нас с сестрой отпускали в кино и давали нам денег на мороженое (запятые не нужны, одиночный союз И связывает однородные сказуемые).

3) Получилось нечто вроде маленькой повести, и я когда-нибудь прочту её вам (запятая между частями сложносочинённого предложения).

4) Первые лучи солнца блеснули в небе, очистившемся от облаков, и побежали по земле и небу (запятые выделяют причастный оборот, одиночный союз И связывает однородные сказуемые. Не путайте запятую, выделяющую причастный оборот, с запятой при однородных сказуемых - последней в предложении нет!).

5) У неё муж заботливы й и дет и воспитанны е (запятые между основами не нужны, т. к. есть общий второстепенный - дополнение)


Задание 16 № 96

Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:

1) Она словно предчувствовала, что́ должно было произойти, и со слезами на глазах долго убеждала сестру беречь меня.
2) Панкрат говорил, что, если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, не обколоть бы лёд ребятам и старикам.
3) Мне хотелось понять, почувствовать осознают ли другие, почему появился этот приказ.
4) Когда в мир возвращался свет и люди приветствовали его сияющими глазами, дом наполнялся звуками реальной работы.
5) Я спокойно пытаюсь ему объяснить, что этим прибором я занимаюсь давно и никакого отношения к случаю в море он не имеет.

Объясним постановку знаков препинания.

1) [ Она словно предчувствовала , ( что́ должно было произойти ), и со слезами на глазах долго убеждала сестру беречь меня]. - Запятые выделяют придаточное предложение, разрывающее главное - знаки расставлены верно.

2) [ Панкрат говорил ], (что (если бы не тёплый ветер ), то, пожалуй, не обколоть бы лёд ребятам и старикам). - Не нужна запятая на стыке двух подчинительных союзов.

3) [Мне хотелось понять, почувствовать ], ( осознают ли другие), (почему появился этот приказ ). - Нужно дополнить запятой между главной частью и придаточной.

4) (Когда в мир возвращался свет и ( люди приветствовали его сияющими глазами), [ дом наполнялся звуками реальной работы]. - Знаки расставлены верно: между первой и второй основами запятая не нужна, т. к. мы имеем дело с однородным подчинением.

5) [ Я спокойно пытаюсь ему объяснить ], (что этим прибором я занимаюс ь давно и (никакого отношения к случаю в море он не имеет ). - Знаки расставлены верно: между второй и третьей основами запятая не нужна, т. к. мы имеем дело с однородным подчинением.

Читайте также: