Как поехать в атырау

Обновлено: 15.09.2024

Атыра́у (каз. Атырау [ɑtɯ'rɑu] слушать ; до 1991 года — Гу́рьев [5] ) — город в Казахстане, административный центр Атырауской области. Расположен в западной части страны, на берегу реки Урал (при основании находился в месте впадения реки в Каспийское море, однако отдалился от него в результате падения уровня Каспия).

Содержание

История города начинается в 1640 году, когда русский купец Гурий Назарьев в устье реки Яика при впадении в Каспийское море построил деревянный острог. Дети основателя Михаил, Иван и Андрей Гурьевы первыми начали промысловую разработку рыбных богатств Яика. Позднее острог перешёл под власть Яицкого казачьего войска. В 1647—1648 годах по царскому указу был возведён каменный город, его стали именовать Нижним Яицким городком, реже Усть-Яицким городком. В XIX веке он стал именоваться Гурьевым городком, позднее просто Гурьев.

В 1667—1668 город был занят Степаном Разиным. Уже впоследствии Екатерина II, чтобы стереть из памяти народа всякие воспоминания о Пугачевском восстании, переименовала Яик в реку Урал.

В 1810—1815 годах городская крепость упразднена и срыта. С 1865 года — центр Гурьевского уезда Уральской области [6] .

Купеческие дома такие же, как астраханские. Первый этаж — каменный полуподвал, а второй — деревянный. Основная масса домов — глинобитные (саманные) мазанки. Первый мост через Урал появился перед войной. Он был понтонным, и чтобы провести вверх по реке баржи с грузом, в середине моста отводили секцию на понтонах.

В годы гражданской войны через Гурьев кораблями английских интервентов осуществлялось снабжение отдельной уральской армии [7] [8] [9] .


Со строительством железной дороги Гурьев — Астрахань был построен железнодорожный мост через Урал и новый вокзал. Эта дорога дала кратчайший выход с юга Средней Азии и с Мангышлака в европейскую часть страны. Город рос, благоустраивался. Возник новый аэропорт, принимающий современные самолеты. Сейчас это город восьми мостов: железнодорожный, шесть автомобильных, и один специально построен как пешеходный.

Гурьев был центром огромной области. На юге граница с Туркменией пролегала по заливу Кара-Богаз-Гол. На востоке Гурьевская область граничила с Узбекистаном (Каракалпакия) и Актюбинской областью, на севере — с Уральской, а на западе — с Астраханской областью. С началом освоения природных богатств Мангышлака (нефть, газ, урановая руда) и строительством города Шевченко (ныне Актау) область была разделена на Гурьевскую и Мангышлакскую.

Многие исторические вехи и события, свидетелями которых был город, запечатлены в названиях его улиц. Здесь несколько раз проходил со своими казаками Степан Разин, бывал Емельян Пугачев. Соответственно есть улицы Разина, Пугачева, проспект Абая, названный в честь известного просветителя казахского народа Абая Кунанбаева, улица Мухтара Ауэзова, написавшего книгу о нём, улица Чокана Валиханова.

4 октября 1991 года Гурьевский городской совет народных депутатов переименовал город в Атырау.

  • Мурзаев Э. М.Словарь народных географических терминов. 1984 г.

Разветвляющееся побережье большого озера или моря, на котором появились залив и острова, устья рек и мысы. Северо-восточное побережье Каспийского моря, включая его алып, местные жители до сих пор называют Атырау.

  • Экологический казахско-русский словарь. 2001 г.

Атырау — урочище, камышовая отмель в устье Урала.


В советской науке принято было проводить границу между Европой и Азией по Мугоджарам до истоков р. Эмбы, далее по ней до Каспийского моря. Ранее (до конца 1950-х годов) границу Европы в пределах Казахстана проводили по руслу р. Урал.

В апреле-мае 2010 года экспедиция Русского географического общества пришла к выводу о том, что границу Европы следовало бы проводить по Мугоджарам, по краю Прикаспийской низменности, там, где заканчивается Восточно-Европейская равнина и проходят западные уступы плато Устюрт [12] , то есть ещё южнее, чем сейчас принято считать. До настоящего времени мнение группы учёных из РГО не прошло оценки Международного географического союза. [ источник не указан 802 дня ]

Таким образом, Атырауская область Казахстана (при использовании традиционной границы разделения Азии и Европы) почти целиком находится в Европе.

На начало 2020 года, население города — 290 700 человек, в составе территории городского акимата 355 117 человек [2] .

Национальный состав (на начало 2020 года) [13] :

    — 313 534 чел. (88,29 %) — 29 466 чел. (8,30 %) — 2 987 чел. (0,84 %) — 1 934 чел. (0,54 %) — 1 320 чел. (0,37 %) — 709 чел. (0,20 %) — 700 чел. (0,20 %) — 510 чел. (0,14 %) — 406 чел. (0,11 %) — 357 чел. (0,10 %) — 229 чел. (0,06 %) — 210 чел. (0,06 %) — 197 чел. (0,06 %)
  • другие — 2 558 чел. (0,72 %)

Всего — 355 117 чел.

Численность населения [14]
1897 1959 1970 1979 1989 1991 1999 2004 2005 2006
9322 ↗ 78 143 ↗ 114 277 ↗ 130 916 ↗ 149 261 ↗ 152 500 ↘ 142 497 ↗ 145 100 ↗ 147 442 ↗ 152 294
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
↗ 155 173 ↗ 161 223 ↗ 165 387 ↗ 171 900 ↗ 176 937 ↗ 182 866 ↗ 189 211 ↗ 195 674 ↗ 217 866 ↗ 218 312
2017 [15] 2018 [16] 2019 [17] 2020 [2]
↗ 236 414 ↗ 237 285 ↗ 269 720 ↗ 290 700

    (с. Аксай, с. Акжар) (с. Алмалы, с. Береке) (с. Атырау, с. Жанаталап, с. Курмангазы) (п. Балыкши, с. Акжайык, с. Водниково, с. Кокарна, с. Курсай; упразднена в 2018 году) (с. Геолог, с. Бирлик, с. Новокирпичное, ж/д станции Тендык и Карабатан, разъезд 496; упразднен в 2019 году) (с. Дамба, с. Амангельды) (с. Еркинкала, с. Ракуша) (п. Жумыскер, с. Рембаза; упразднена в 2018 году) (с. Томарлы, с. Талкайран, с. Бесикты) (с. Таскала)

В настоящее время в Атырау развиты все виды транспорта.

До 1999 года в городе ходил троллейбус, однако 29 апреля 1999 года его движение упразднили. Планировали запустить, но это так и не было реализовано. [19]

Железнодорожный транспорт. С железнодорожного вокзала через Атырау 24 поезда по 13 маршрутам доставят пассажиров по расписанию. Железная дорога соединяет Атырау с крупными городами Казахстана, такими как Алматы, Актобе, Нур-Султан, а также с городами России (Москва, Саратов, Волгоград, Астрахань), Таджикистана (Куляб, Худжанд, Душанбе) и столицей Узбекистан - Ташкент. [20]

Воздушный транспорт. Полеты осуществляться из аэропорта Атырау по следующим направлениям:

Авиакомпания Пункты назначения
Air Astana Алматы, Нур-Султан, Актау, Амстердам, Стамбул, Франкфурт-на-Майне
FlyArystan Актау (c 15 июля 2020), [21] Актобе (c 15 июля 2020), [21] Алматы (c 15 июля 2020), [21] Караганда (c 1 августа 2020), [21] Костанай (c 15 июля 2020), [21] Кызылорда (c 15 июля 2020), [21] Нур-Султан (c 15 июля 2020), [21] Уральск (c 15 июля 2020), [21] Шымкент (c 15 июля 2020) [21]
Qazaq Air Актау, Актобе, Астрахань, Уральск
SCAT Актау
Аэрофлот Москва-Шереметьево

Позже был построен мост, соединяющий улицы Мендыкулова и Махамбета Утемисова. При его строительстве 11 сентября 2009 года обрушился пролёт, похоронив 8 человек [26] .

В северной части города в 1985 году был сдан в эксплуатацию объездной мост по проспекту Габбаса Бергалиева, ставшего транзитной магистралью через город на трассе А-27 Актобе — Астрахань.

30 ноября 2018 года открылся давно ожидаемый автомобильный мост в 60 км севернее областного центра через реку Урал, соединивший у села Махамбет две половины Атырауской области. Его протяженность — 8 километров, благодаря новейшим технологиям он может выдержать нагрузку в 180 тонн и пропускать, минуя Атырау, транзитный транспорт с автодороги Астрахань — Актобе, идущий на восточную сторону реки [28] [29] .

В Атырау расположены Атырауский областной казахский драматический театр имени Махамбета Утемисова, филармония имени Нурмухана Жантурина, Дворец культуры имени Курмангазы. Работает оркестр народных инструментов имени Дины Нурпейсовой.

Работает Атырауский областной краеведческий музей, Атырауский областной музей художественного и прикладного искусства им. Ш. Сариева, кинотеатры, парк культуры и отдыха, гостиницы и др.

Единственный в Казахстане палеонтологический музей мезозойской эпохи, расположен в городе Атырау (Жилгородок, просп. Ауэзова, 1) [30]


    . .
  • Атырауский инженерно-гуманитарный институт. [33]

Средние образовательные учреджения

В Атырау 46 детских сада (подчиняются городскому отделу образования), 61 общеобразовательная школа (в них учатся 70,4 тысяч учеников), 8 школ-интернатов, 8 школ-лицеев, 1 лицей-интернат, 9 гимназий, имеются спортивные и музыкальные школы.

Мастер спорта по академической гребле А.Круглов принял участие в Олимпийских играх в Токио из Атырау. Боксер Б.Темиров участвовал в Олимпийских играх, мировых и европейских соревнованиях, стал трехкратным чемпионом СССР. Атырауские гребцы Д.Савин, А.Сафарян, С.Сергеев - многократные чемпионы Казахстана. Арман Чильманов стал бронзовым призером Олимпийских игр 2008 года по тхэквондо в весовой категории 84 кг. Сания Махамбетова неоднократно побеждала на международных и республиканских соревнованиях по самбо и дзюдо.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 10 ноября 2021 года.



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 40а
• Туристические агентства

Туристическое агентство, ИП Grand Tour



Атырау, проспект Азаттык, 42
• Туристические агентства

Miranda-Travel, туристическое агентство



Атырау, проспект Азаттык, 42
• Туристические агентства

Планета.kz, туристическая компания



Атырау, улица Гизат Алипов, 3
• Туристические агентства • Туроператоры

ОНУР ТРЭВЕЛ, бюро путешествий



Атырау, проспект Азаттык, 46
• Туристические агентства

WEST TRAVEL, туристическое агентство



Атырау, улица Бактыгерей Кулманов, 115
• Туристические агентства

TES group, туристическое агентство



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 14
• Туристические агентства • Авиабилеты

INTERNATIONAL TRAVEL PLUS, туристическая компания



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 32
• Туристические агентства • Авиабилеты

Calista Tour, туристическое агентство



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 34
• Туристические агентства • Авиабилеты

OTRAR TRAVEL, авиатурагентство



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 32
• Туристические агентства • Авиабилеты

Silktour, туристическая компания



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 36
• Туристические агентства • Авиабилеты

DAIVA, компания по приобретению жилья



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 17Б
• Агентства недвижимости

Туристическое агентство, ИП Негрейко Тревел



Атырау, проспект Азаттык, 42
• Туристические агентства • Авиабилеты

TRAVELUX, авиатурагентство



Атырау, улица Абая, 6
• Туристические агентства • Авиабилеты

EASY TRAVEL, авиатурагентство



Атырау, проспект Азаттык, 27
• Туристические агентства • Страхование

ГАП-УРА, туристическая фирма



Атырау, улица Гурьев, 5в
• Туристические агентства • Авиабилеты

Поехали с нами, туристическое агентство



Атырау, улица Абая, 14а
• Туристические агентства

Карат tour, туристическое агентство



Атырау, проспект Азаттык, 48
• Туристические агентства

Туристическое агентство, ИП Dream Travel



Атырау, Георгий Канцев, 11
• Туристические агентства

Solomon Travel, авиатурагентство



Атырау, Курмангазы, 5
• Туристические агентства • Авиабилеты

Zere treval, туристическое агентство



Атырау, проспект Азаттык, 124а
• Туристические агентства

Golden Travel`s, туристическое агентство



Атырау, улица Рысбай Габдиев, 47а
• Туристические агентства • Авиабилеты

Globalair American Express, авиатурагентство



Атырау, Махамбет Утемисов, 134а
• Туристические агентства • Авиабилеты

Пять звезд, туристическое агентство



Атырау, улица Гурьев, 4
• Туристические агентства

LIKE TOUR ATYRAU, туристическое агентство



Атырау, проспект Азаттык, 17
• Туристические агентства • Авиабилеты

DISCOVERY, туристическое агентство



Атырау, Центральный микрорайон, 6
• Туристические агентства

APPLE TOUR, туристическое агентство



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 17
• Туристические агентства • Страхование

Eva-tour, туристическое агентство



Атырау,
• Туристические агентства

Жаппас Трэвэл, туристическое агентство



Атырау, улица Абая, 16а
• Туристические агентства

24/7, сеть турагентств



Атырау, проспект Каныш Сатпаев, 19а
• Туристические агентства • Авиабилеты


Настя Жвик работает журналисткой в Москве, а в свободное время развивает различные экоинициативы. Она уже рассказывала нам о своем путешествии по Монголии – теперь настал черед Казахстана. Публикуем готовый рецепт поездки по этой недооцененной среди туристов стране, где тебя ждет бескрайняя степь, заброшенный город Жанатас, роскошные мавзолеи Туркестана и космический Чарынский каньон.

Цены актуальны на дату публикации: € 1 = 431 тенге

Большинство русскоязычных путешественников почему-то обходят эту страну стороной, в то время как для европейских Казахстан является чуть ли не top destination. Попробую описать эту страну так, чтобы и ты обязательно добавил(-а) ее в свой вишлист.



Казахстан – это огромная страна размером с Западную Европу, поэтому для понимания, как добраться, нужно сначала определиться, в какую точку ты поедешь. В Казахстане находятся 16 международных аэропортов, самые главные из них – Нурсултан Назарбаев (TSE) и Алматы (ALA). Как добраться до них, подробно рассказано в гайдах по Нур-Султану и Алматы. Я же ехала в Казахстан автостопом из родного Севастополя.

Виза, валюта, жилье

Россиянам виза для поездок в Казахстан не нужна, если посещение не будет превышать 90 дней. Более того, въехать в страну можно по внутреннему паспорту. Также виза для посещения Казахстана не нужна беларусам и украинцам (с такими же условиями).

В качестве валюты здесь используют тенге. Купюра в 10 тысяч тенге была признана самой красивой в мире согласно рейтингу британского издания The Telegraph. Поменять деньги можно без проблем в банке или обналичить в банкомате. Также в большинстве мест есть возможность расплачиваться карточкой.

С жильем в Казахстане примерно так же, как и в большинстве провинциальных городков России: самая распространенная тема – недорогие гостиницы советского типа. При этом ситуация отличается в Алматы и Нур-Султане, где есть спрос на качественные хостелы и отели.

Каучсерфинг развит по всей стране: я могла найти хостов в любом городе и даже в маленькой деревушке.

Междугородний транспорт в виде автобусов практически отсутствует в Казахстане. Чаще всего люди передвигаются с помощью оплачиваемого автостопа. На автобусах едут, если нужно попасть из города в районный центр. Существуют и межгородские автобусы, но их немного.

Помимо этого, по стране можно передвигаться на самолете. Так, билет в одну сторону обойдется от € 20 до 65. По стране летают Air Astana и Scat Airlines.

Можно также путешествовать по Казахстану на обычных поездах или же на скоростных. При этом последние стоят в 3-4 раза дороже.

Я передвигалась автостопом, хоть все и говорили, что его в Казахстане не существует. Водители охотно останавливались на мой выставленный большой палец, просили денег, но когда я им объясняла, что я езжу автостопом, и они видели мой большой рюкзак сзади, то все равно брали меня с собой. Мои туристические атрибуты словно служили доказательством того, что я не халявщица, а исследовательница, которая приехала познавать их страну.

Мне хотелось проехать весь Казахстан с запада на север, а оттуда на юг и потом на восток. Было интересно увидеть самые известные города, при этом хотелось побывать и в таких, про которые другие говорили, что там нечего делать. В итоге мой маршрут был следующим: Атырау – Уральск – Кызылорда – Туркестан – Шымкент – Тараз – Жанатас – Алматы.

Одним из самых ярких моментов поездки было ее начало. Путь из Астрахани до Атырау был очень интересным, разница между Россией и Казахстаном была колоссальной и чувствовалась во всем. Во-первых, сама дорога была узкой и разбитой (и это дорога между двумя странами!): ехали мы со скоростью примерно 30-40 км/ч. Прямо навстречу нам на бешеной скорости мчались машины, которые лихо перестраивались в свой левый ряд буквально за несколько секунд до потенциального столкновения. По словам моих водителей, на этом участке дороги происходит множество катастроф (и это неудивительно).

Пока мы ехали, рядом с нами прямо по дороге шли верблюды, которые неохотно уступали путь. Тут и там сидели бабушки, продававшие кумыс, соленый сыр и прочие молочные продукты. Вдоль обочины на горах то и дело встречались мусульманские кладбища, а также святыни. Мои водители были православными русскими, но все равно периодически останавливались на дороге и отдавали почесть святым местам наравне с казахами.



На следующий день меня ожидал переезд в другой город – на север страны. Карта показывала, что поездка будет близкой, но я уже поняла, что навигаторы в Казахстане не работают, и тут свои расстояния. Так все и было: на дорогу у меня ушел весь день вместо пары часов.

Сам Уральск был еще больше похож на типичный российский город, чем Атырау. Позднее я узнаю, что такова участь всех казахских городов, расположенных на границе с Россией: тут схожая архитектура, а также проживает много русских. В городе не было ничего интересного, а впереди меня ждала долгая дорога на юг.




Кызылорда (1 день + дорога 3 дня)

До Кызылорды у меня случилось первое знакомство с настоящей степью. Я не знала, что дорога будет такой долгой, что вокруг не будет ничего, что мне придется провести с одним и тем же дальнобойщиком целых три дня в одной машине, что вокруг не будет ни туалетов, ни магазинов.

Но это все был нереальный опыт, о котором я с удовольствием вспоминаю и сегодня. Трехдневная дорога в степи in the middle of nowhere стала самым ярким впечатлением из этой поездки: такого со мной не случалось никогда ни до, ни после, и если бы я знала, что меня ждет в эти три дня – то никогда бы не поверила.


За эти три дня на нашем пути встретился только один город – Байконур. Это закрытый космический городок, куда не попасть без специального пропуска. Но уже позднее я узнала от своих друзей, что в одном месте есть дырка в заборе, через которую можно было пробраться внутрь. Слева по трассе стоял и космодром Байконур, откуда в 1961 году впервые в космос полетел Юрий Гагарин. Сегодня попасть внутрь можно либо нелегально, либо с туром , цена за который составляет от € 350 – с возможностью наблюдения за запуском космического корабля.

Еще один день, еще немного бескрайней степи и верблюдов за окнами – и вот я снова вернулась в цивилизацию – в город Кызылорд. Тут уже реже слышна русская речь. Именно здесь я впервые почувствовала, что вот я наконец в настоящем Казахстане. Мы с моей хосткой сходили на базар, где было впечатляющее разнообразие сортов дынь и арбузов, познакомились с продавцами и поболтали с ними о жизни.

Туркестан (1 день)

Туркестан – это первый город на моем пути, в котором действительно было интересно. Именно сюда едут все иностранцы, путешествующие по Средней Азии, и именно поэтому со мной тут впервые говорили не на казахском, не на русском, а на английском.

Известен Туркестан своими мавзолеями, которыми славятся Узбекистан и Иран, но нашлось им место и в казахской степи. Все потому, что город когда-то был одним из узлов Великого шелкового пути.

Самый знаменитый – это Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, который находится в центре города. Стройка его началась в 1385 году на могиле поэта и проповедника по велению Тамерлана. Я впервые в жизни видела настолько красивый и яркий мавзолей! Чуть позже, в Самарканде, я увидела гораздо больше подобных памятников.

Другое место, куда стоит зайти – это Мавзолей Арыстан-Баба. Доподлинно не известно, когда он был построен, но историки считают, что в XII веке – на месте могилы святого Арыстан-бабы. И еще одна святыня напоследок: Мавзолей Домалак Ана, построенный в 1456 году. Находится он за городом, недалеко от заповедника Каратау.

Если интересуешься историей Шелкового пути, то загляни в Отрарский оазис в 60 км от Туркестана. Именно тут археологи ведут раскопки одного из самых значимых городищ – Отрара.



Мне, как любительнице заброшенных зданий и городов, было довольно-таки интересно увидеть то, что осталось от когда-то развитого советского города Жанатас. Город на этом месте появился в 1969 году в связи с открытием первых заводов химической промышленности. Постепенно место развивалось, сюда начало съежаться все больше простых людей, а также специалистов со всей страны, появлялась инфраструктура. Но после развала Советского Союза промышленность пришла в упадок. Сегодня это место находится в ужасном состоянии: люди живут по соседству с заброшенными домами, внутри которых не осталось ничего, мародеры вынесли даже обои. Здесь царит бедность, о жителях забыли все и они выживают как могут. Так и живут.

Напоследок у меня оставался самый интересный и самый развитый город Казахстана – Алматы. После долгого путешествия по степям, этот город стал словно глотком цивилизации. Конечно, здесь есть что посмотреть. Я решила, что интереснее всего взглянуть на горы, поэтому выбрала три места, которые хотела посетить и в городе, и за городом.

На следующий день я отправилась в спортивный комплекс Медео (ул. Керей-Жаныбек Хандар, 465, Бостандыкский район) . Чтобы подняться вверх, пришлось преодолеть 842 ступени. Тяжело, но вид на горы сверху стоил того.

Но, конечно, все увиденное было словно тренировкой перед последним путешествием в Чарынский каньон. Это место называют казахским Гранд-Каньоном, и оно действительно впечатляющее! Поскольку туда было довольно сложно попасть автостопом, я решила поехать с туром. Нас привезли в Долину Замков, каждый камень которой напоминал собой башни и крепостные стены, а некоторые – и вовсе различных людей и животных. В конце путешествия нас ждала прохладная река Чарын, в которой было здорово искупаться после жаркой дороги.





Летом в Казахстане начинается самое пекло, а зимой – настоящие морозы. Поэтому приезжать сюда лучше всего поздней весной или ранней осенью.


Все национальные блюда в Казахстане связаны с мясом, поэтому если ты вегетарианец(-ка), имей это в виду.


Если есть желание, напросись погостить в деревне. Так у тебя будет возможность увидеть жизнь изнутри.


В степи бродят волки, поэтому в палатке там лучше не ночевать.


В Казахстане лучше всего пользоваться справочником 2Гис. Остальные карты не так точно описывают места в этой стране.


Большое путешествие по всей Средней Азии на 34travel.



Бюджет на одного на 2 недели:


Еда – € 35;


Экскурсия в каньон – € 10;


Билет Алматы – Москва – € 110;


Сувениры – € 7;


Ночлег – каучсерфинг + ночевки в фурах.

Атыра́у (каз. Атырау ; до 1991 — Гурьев) — город, областной центр Атырауской области Республики Казахстан. Расположен в европейской (западной) части Казахстана, по берегам реки Урал.

Содержание

История


На собственные деньги купцом из города Ярославля (чиновником гостиной сотни) Гурием Назаровым в устье реки Яик при впадении в Каспийское море в 1640 году был построен деревянный острог вблизи от ногайской рыбачьей стоянки, за что Гурьев уплатил дань Ногайскому ханству в городе Сарай-Джуке. Дети основателя — Михаил, Иван и Андрей Гурьевы — первыми начали промысловую разработку рыбных богатств Яика и нефтяных запасов Эмбы. Позднее острог перешёл под власть Яицкого казачьего войска. В 1647—1648 годах по царскому указу был возведён каменный город, названный Яицкий городок, а после того, как на месте современного Уральска был построен ещё один Яицкий городок, его стали именовать Нижним Яицким городком, реже — Усть-Яицким городком. В XIX веке он стал именоваться Гурьевым городком, позднее просто Гурьев.

В 1667-68 город был занят Степаном Разиным. Уже впоследствии Екатерина II, чтобы стереть из памяти народа всякие воспоминания о Пугачевском восстании, переименовала Яик в реку Урал.

В 1810-15 гг. городская крепость упразднена и срыта. С 1885 — уездный город на территории Уральского казачьего войска [3] .

Купеческие дома такие же, как астраханские. Первый этаж — каменный полуподвал, а 2-ой — деревянный. Основная масса домов это глинобитные (саманные) мазанки. Первый мост через Урал появился перед войной. Он был понтонный, и чтобы провести вверх по реке баржи с грузом в середине моста отводили секцию на понтонах.

Город стал расстраиваться в 1930-х годах со строительством рыбоконсервного комбината и его жилого массива — Балыкши. Затем эвакуация промышленных предприятий сюда во время Великой Отечественной войны и строительство нефтеперерабатывающего завода — ГНПЗ со своим жилым комплексом — Жилгородок. Все эти предприятия оседали на противоположной стороне города − Бухарской. Понтонный мост уже не справлялся с возросшей нагрузкой и в середине 1960-х годов был построен капитальный железобетонный мост на быках. На середине моста был установлен памятный знак о границе Европы с Азией. В обсуждении его проекта участвовал весь город на страницах областной газеты.

Со строительством железной дороги Гурьев-Астрахань был построен железнодорожный мост через Урал и новый вокзал. Эта дорога дала кратчайший выход с юга Средней Азии (Душанбе, Термез, Бухара, Чарджоу, Нукус, Кунград, Бейнеу) и с Мангышлака в Европейскую часть страны. Город рос, благоустраивался. Возник новый аэропорт, принимающий современные самолеты: Ту, ИЛы, АНы. Сейчас это город восьми мостов: железнодорожный, шесть автомобильных, и один специально построен как пешеходный.

Гурьев был областным центром огромной территории области. На юге граница с Туркменией по самому заливу Кара-Богаз-Гол. На востоке с Узбекистаном (Каракалпакия) и Актюбинской областью на севере с Уральской, а на западе с Астраханской областями. С освоением природных богатств Мангышлака (нефть, газ, урановая руда) и строительством Мангышлакской столицы города Шевченко (ныне Актау) область была поделена на Гурьевскую и Мангышлакскую.

В развитии этих областей и их центров Гурьева и Шевченко участвовала вся страна. Многие исторические вехи и события, свидетелями которых был Гурьев, запечатлены в названиях его улиц. Здесь несколько раз проходил со своими казаками Степан Разин, бывал Емельян Пугачев. Соответственно есть улицы Разина, Пугачева, проспект Абая, названный в честь известного просветителя казахского народа Абая Кунанбаева, улица Мухтара Ауэзова, написавшего книгу о нём, улица Чокана Валиханова.

4 октября 1991 года Гурьевский городской Совет народных депутатов переименовал город в Атырау.

Происхождение названия Атырау

География

Климат

летом в 2011 и 2010 на солнечной стороне от здания несколько раз стрелка на ртутном градуснике переваливала за 50 градусов Цельсия, на теневой около 40 градусов.

Граница между Азией и Европой

В советской науке принято было проводить границу между Европой и Азией по Мугоджарам до истоков р. Эмба, далее по Эмбе до Каспийского моря. Ранее (до конца 1950-х годов) границу Европы в пределах Казахстана проводили по руслу р. Урал.

В апреле-мае 2010 года экспедиция Русского географического общества пришла к выводу о том, что граница Европы следовало бы проводить по Мугоджарам, по краю Прикаспийской низменности, там, где заканчивается Восточно-Европейская равнина и проходят западные уступы плато Устюрт [5] , то есть ещё южнее, чем сейчас принято считать. До настоящего времени мнение группы учёных из Русского географического общества не прошло оценки такой международной организацией, как Международный географический союз.

Таким образом, Атырауская область Казахстана (при использовании традиционной границы разделения Азии и Европы) почти целиком находится в Европе.

Экономика

Транспорт

Атырау связан с Астраханью (Россия) дорогой А-340.

Атырау связан с Уральском (Казахстан) дорогой протяженностью 488 км, на реконструкцию которой в 2004-м году было выделено $118 млн.

В черте города располагается железнодорожный вокзал и рядом с ним автовокзал. Также на окраине имеется международный аэропорт Атырау.

До 1999 года в городе ходил троллейбус, однако 29 апреля его движение упразднили.

Западная и восточная стороны города связаны шестью автомобильными и одним пешеходным мостами.

Читайте также: