Как поехать в днепропетровск

Обновлено: 18.09.2024

Пора разбавить киевскую тематику другими городами и странами. Начну с города своего детства, в котором, как я люблю говорить, я был коренным жителем 23,5 года.
Днепропетровск никогда не считался каким-то сверхшедевром в плане архитектуры или обустройства, но, как известно, везде есть свои плюсы и минусы. Любителей искать негативные стороны и без меня найдется очень много; я же постараюсь раскрыть преимущественно положительные стороны, которые делают этот город привлекательным, уникальным и по-своему красивым.

Как-то очень систематически город я никогда не снимал, поэтому некоторых самых известных мест на фото может и не быть, а в предстоящих нескольких постах вы увидите сборную солянку фотографий с 2005 по 2009 г.
Сегодня речь пойдет про историю и объекты, расположенные вдоль главной магистрали города - проспекта Карла Маркса.

Краткая историческая справка
После ликвидации в 1775 г. Запорожской Сечи и образованием Азовской губернии, новому краю нужен был административный центр. Находящаяся тогда на престоле Российской империи Екатерина II была человеком амбициозным и новый губернский центр решила превратить в южную столицу империи. Так в 1776 г. началась история Екатеринослава. Поначалу его заложили в месте, где река Кильчень впадает в Самару (уточнение: есть р. Самара и в России, и в Украине; речь, конечно же, идет про украинскую). Через два года строительство города было практически завершено, и он начал заселяться. Однако, место для строительства было выбрано неудачно: город заливало во время половодья, летом после разлива оставались болота, из-за которых быстро распространялась малярия. К тому же, с точки зрения судоходства Самара оказалась плохим выбором. В итоге в 1784 г. Екатерина II издает указ о переносе города на правый берег Днепра поблизости старой крепости Кодак. В 1787 г. во время своего путешествия на юг России Екатерина II лично закладывает первый камень в основание будущего Преображенского собора.

Перенос города на новое место уже не первое десятилетие вызывает среди историков споры о том, какой год считать годом основания города: 1776 или 1787. Свое столетие город отмечал в 1887 г., а вот двухсотлетие уже в 1976. Сейчас принято считать датой основания города 1776 г., однако сторонники других дат (вплоть до первых поселений племен мумба-юмба на территории будущего города еще в 1-м тысячелетии) не унимаются. Мое личное мнение такое: если вы переселяетесь на другую квартиру, вы же не начинаете считать датой своего рождения дату переезда. Точно также и с городом.

Вернемся к истории раннего Екатеринослава. Амбициозным планам Екатерины II не суждено было сбыться: вскоре императрицы не стало, а ее последователи явно не разделяли стремления сделать Екатеринослав южной столицей. Город на долгие годы стал глубоким захолустьем, и окончательно умереть ему мешало только формальное звание центра губернии. К середине XIX века в городе насчитывалось всего 13 тыс. жителей, а многие улицы не имели даже названий. Ситуация резко изменилась со строительством в 80-х годах XIX века Екатерининской железной дороги, которая связала Екатеринослав с криворожской железной рудой и донецким углем. Таким образом определилась дальнейшая судьба города как крупного центра металлургической промышленности. Достаточно заметить, что всего за 15 лет после открытия железной дороги население города увеличилось с 50 до 180 тыс. (!). За строительство дороги и открытие криворожской руды нужно благодарить видного деятеля Александра Поля, который своими усилиями буквально поднял город из пепла.

Идем дальше. Как известно, там где много заводов, там и много рабочих, которые были одним из двигателей революции. Главным революционером города стал рабочий Брянского металлургического завода (ныне завод им. Петровского или "Петровка") Григорий Петровский. Этот человек пользовался доверием у рабочих всего юга России, и не мудрено, что с приходом Советской власти он стал "всеукраинским старостой". Опустим выяснение вопроса "хороший" или "плохой" Петровский по сегодняшним меркам и остановимся на том факте, что в 1926 г. город именно в его честь получает название Днепропетровск.

Кстати, о названиях. Кроме Екатеринослава, Днепропетровск носил еще два - Новороссийск (1797 – 1802) и неофициальное Сичеслав (1919). Название - еще один предмет для споров и дискуссий. Про Новороссийск и Екатеринослав сейчас никто, конечно же, не думает. Зато идея переименовать Днепропетровск в Сичеслав (причем иногда под прикрытием восстановления "истории") прочно закрепилась в некоторых горячих головах. Правда, пока эта идея далека от воплощения, т.к. нынешнее название давно прижилось, а насколько оно политкорректное - мало кого беспокоит. Мое имхо на этот счет такое: если уж и переименовывать, то единственное историческое название - Екатеринослав. Все остальные варианты имеют одинаковое право на существование.

Что у нас в историческом обзоре осталось? Во времена СССР город рос и развивался стремительными темпами и, к 1991 г. население достигло 1,2 млн человек. Появилось много заводов, в том числе и Южный машиностроительный, который известен своими космическими ракетами, город значительно застроился на левом берегу и обрел тот облик, который мы можем наблюдать сейчас. Поэтому с историей заканчиваем и переходим к современному облику.

Приезжая на поезде в Днепропетровск, вы, скорее всего, попадете на центральный вокзал. С него и начнем.
Здание ж-д вокзала было заново построено после войны по проекту Алексея Душкина с сохранением основных очертаний старого вокзала:

Алексей Душкин, кстати, тот же архитектор, который проектировал здания Сочинского и Симферопольского вокзалов и ст. метро "Маяковская", "Кропоткинская" и "Новослободская" в Москве.

3. Часы на здании каждый час проигрывают припев песни Иосифа Кобзона "Днепропетровск, мой дом родной". Если вы приедете на фирменном поезде из Киева, то эта же песня будет вас встречать и на перроне.

4. Перед вокзалом находится площадь им. Г.И. Петровского вместе с памятником ему же, установленным на 200-летие города. Своей левой рукой он указывает на просп. Карла Маркса (ранее Екатерининский проспект):

Теперь давайте сразу переместимся в другой конец просп. Карла Маркса и осмотрим город с его главного холма.

5. Зеленая крыша прямо под нами - корпуса университета, над ними можно разглядеть Преображенский собор, левее него башни на горизонте - ЖК "Башни", под горизонтом тянется Днепр, а справа над ним можно разглядеть устье Самары. По клику - 1775x850 (0,6 МБ):

6. Вид в сторону ЖК "Башни":

7. С этой же точки видно один из проектов, который не нашел понимания у многих днепропетровчан. ТЦ "Атриум" прозвали не иначе как "здание с тюремными окнами":

Раз я уже затронул тему архитектуры, то сразу скажу, что современное строительство в Днепропетровске является предметом больших разочарований. Дело даже не в качестве проектов, а скорее в том, что очень многое, что сейчас появляется в центре, во-первых, не гармонирует с окружающей застройкой, во-вторых, строится достаточно хаотично в архитектурном плане. Т.е. рядом с красивым старым домиком часто можно встретить современный стеклобетон, торчащий на десятки метров вверх, еще где-то рядом находится второй стеклобетон с архитектурой, противоречащей первому и т.д.

8. Долгострои, новострои.

9. Нагорная часть города содержит большое число военных памятников, главным среди которых является памятник Вечной Славы со смотровой площадкой в сторону Днепра и устья Самары. Здесь начинается просп. Карла Маркса:

10. Как это часто у нас принято, вечный огонь становится вечным только в День Победы :-(

Как бы это удивительно ни звучало, этот памятник создавался Южным машиностроительным заводом, основной специализацией которого почти всегда были ракеты. Макет памятника даже стоит в заводском музее.

11. Преображенский собор. Как я уже говорил, с закладки первого камня в его фундамент и началась история Екатеринослава в современном его местоположении. Собор долго оставался в стадии "нулевого цикла" и был построен только к середине XIX века. Поговаривают, что та ограда, которую вы видите на переднем плане - это старый фундамент собора, ведь как и водится в столицах - собор должен был стать самым большим в Европе:

12. Недалеко от собора находится исторический музей им. Д.И. Яворницкого с одноименным памятником. Яворницкий был самым выдающимся историком Днепропетровска:

13. Фасад главного корпуса Горного университета. Но не он главное на этом фото, а вот этот фонарь со светильниками, чем-то напоминающими свечки. Таких светильников почти не осталось в городе, в основном их заменили на банальные шары:

14. Ниже Преображенского собора находится один из двух крупнейших парков города - парк им. Т.Г. Шевченко (ранее Верхний парк и Потемкинский парк). При входе в парк в глаза сразу бросается здание летнего театра, который когда-то занял 1-е место на каком-то Всесоюзном фестивале. "Фишкой" театра является его крыша, через которую растут деревья (!):

15. Крыша заканчивается на противоположной стороне алеи:

Проектировал это здание выдающийся архитектор Днепропетровска времен застоя Павел Ниринберг. Его работы были предметом зависти по всему Союзу, т.к. ему удавалось совмещать уникальные архитектурные решения с требованиями постхрущевской эпохи к экономии на архитектурных излишествах. Многие его работы (в частности, здание цирка, горисполком) являются теперь визитными карточками города.

16. Если идти по аллее дальше, то мы попадем на смотровую площадку с видом на Днепр и набережную:

18. На соседней аллее примечателен восседающий лев:

19. Недалеко от парка находится жилой комплекс "Башни". Строительство развернулось в начале 2000-х, и после событий 11 сентября 2001 г. у многих жителей название "Башни" некоторое время ассоциировалось не иначе как с печально известным ВТЦ. "Башни", пожалуй, один из лучших современных проектов в Днепропетровске: несмотря на изначальную критику, они достаточно хорошо вписались в городской ансамбль и теперь практически являются одним из символов города:

21. Когда-то с "Башнями" я сделал фото под названием "Дорога в светлое будущее" :) Это не фотомонтаж, перед "Башнями" действительно долгое время были развалины; только сравнительно недавно это место начало застраиваться:

Теперь пойдем вдоль просп. Карла Маркса в сторону вокзала. Проспект задумывался главным стержнем города еще на заре его появления, но современные очертания в виде дороги, разделенной бульваром, начал обретать только в середине XIX века. Основная часть построек на проспекте сталинской эпохи (этому в первую очередь поспособствовала война), но встречаются и более ранние здания конца XIX - начала XX века.

22. Некоторые "излишества" сталинской архитектуры на проспекте:

24. А этот элемент, скорее всего, относится к дореволюционной застройке:

25. Еще один дореволюционный персонаж:

26. Перекресток просп. Карла Маркса и ул. Гоголя:

27. Панорама города, прилегающего к проспекту. Слева направо: здание с башенкой - ТЦ "Босфор", зеленые купола внизу - бывшее здание городской думы, полоса зеленых насаждений из правой части кадра к горизонту - просп. Карла Маркса, чуть правее центра на горизонте торчит недостроенная гостиница "Парус", в правой части кадра находятся башни "Мост-Сити центра", центральный мост и купол цирка. По клику - 1908x850 (0,8 МБ):

28. Просп. Карла Маркса. Кусок проспекта с вырезанными деревьями - это пару лет назад срезали старые акации и посадили на их месте липы. Кстати, белая акация - такой же символ Днепропетровска, как и каштан в Киеве, правда об этом знают очень немногие:

29. Круглые стекляшки - это башни "Мост-Сити центра", правее расположен центральный мост, сооружение перед мостом с крышей в виде шляпы - здание цирка, зеленое здание с ржавой крышей - умирающая швейная фабрика "Мрія", рядом с ней еще одно зеленое здание с темно-зеленой крышей - прокуратура, верхушки деревьев в нижней части панорамы - просп. Карла Маркса. По клику - 1796x850 (0,8 МБ):

30. Новострои правобережья. За ними ж-м Солнечный и Нижнеднепровский трубопрокатный завод:

31. Центральный мост и здание цирка. Как я уже писал выше, главный архитектор цирка - все тот же П. Ниринберг:

32. Вид в сторону "Мост-Сити":

33. Отражение "Мост-Сити" в "Призме":

35. Недалеко от "Мост-Сити" находятся две центральных площади города - Европейская (появилась недавно) и площадь им. Ленина. После ТЦ "Европа" на Европейской площади некоторое время на фонарях висели флаги всех европейских стран. Но теперь там, как и следовало ожидать, красуется реклама:

На заднем плане видно здание старой постройки - это пл. Ленина. Центральная площадь появилась только после войны. И, еще не родившись, умерла. Дело в том, что по изначальному замыслу главное здание площади должно было располагаться полукругом (так оно кажется более величественным), но в итоге оно было построено буквой "П" да еще и по упрощенному проекту из-за прихода хрущевской эпохи экономии. Поэтому смотреть там особо нечего, и у меня фотографий площади никогда не было.

36. Над площадью Ленина располагается Троицкий собор:

37. Гостиница "Украина" (бывший дом Хренникова). Основное направление в ее архитектуре - национальные украинские мотивы. С самого начала считалась одним из самых красивых зданий города:

38. После войны из экономических соображений гостиница потеряла свои старые купола:

39. Двигаемся дальше к вокзалу. Еще немного архитектурных деталей: муза, венчающая здание театра им. Шевченко:

40. Напротив театра на углу проспекта и нынешней ул. Ленина находится т.н. Дом губернатора:

41. Рядом с Домом Губернатора находится здание мэрии. И здесь постарался П. Ниринберг:

42. Напротив мэрии находится здание главпочтамта:

43. Чугунная ограда проспекта:

44. Просп. Карла Маркса с обновленными акациями на бульваре:

45. Мы дошли до второго центрального парка - парка им. Л. Глобы (ранее Нижний парк, Городской сад, а потом парк им. Чкалова). Кстати, Л. Глоба основал как этот парк, так и парк им. Шевченко. В парке Глобы есть озеро, на котором стоит еще одно интересное здание летнего театра:

47. Предыдущая фотография была использована администрацией парка на одном из его входов. Когда я предпоследний раз был в Днепропетровске, я наконец осуществил давнюю задумку сфотографироваться рядом с этим плакатом. Из-за ремней штатива и кофра вид у меня получился смешной :)

48. Еще одним примечательным сооружением в парке является детская железная дорога. Когда-то она имела две станции, депо и два действующих поезда; сейчас осталась одна станция и один поезд. Второй локомотив уже годами стоит без движения:

Днепр - Москва

МосТур производит ежедневные перевозки пассажиров по маршруту Днепр – Москва. Время поездки на наших автомобилях составляет около 13-14 часов. Наши автомобили имеют 8 комфортных посадочных мест для пассажиров, что позволяет нашим клиентам не чувствовать скованность на протяжении всей поездки.

Стоимость билета Днепропетровск – Москва совсем небольшая – 2100 гривен с человека. При этом наши автомобили располагают кондиционером и качественным обогревом салона, что позволяет в жаркую погоду не перегреваться, а в холода не замерзать.

Маршрутка Днепропетровск – Москва оснащена современными вспомогательными гаджетами, которые позволяют нашим пассажирам чувствовать себя максимально комфортно, и современными удобными креслами. Цена билета Днепр – Москва включает в себя бесплатный WI-FI, возможность зарядки телефона, современный телевизор с интересными фильмами и разными программами, которые не позволят скучать в дороге.

8 Посадочных мест

МосТур предлагает комфортные пассажирские перевозки Днепропетровск – Москва с быстрым прохождением таможенного контроля, без каких-либо задержек. Микроавтобус отправляется с Днепра в 12.00 каждый день. Так как наша маршрутка Днепр – Москва имеет небольшое количество мест, мы просим наших клиентов бронировать места только при полной готовности к поездке, а в случае форс-мажора не бояться оповестить диспетчера об отмене брони.

Комфортабельные седенья

Автобус Днепр – Москва проходит через такие города как: Харьков ⇒ Белгород ⇒ Орел ⇒ Курск и Тулу. Посадка пассажиров возможна по городу, этот момент оговаривается заранее с оператором МосТура во время бронирования места, а потом проговаривается еще раз в день поездки по телефону.

На автобус Москва – Днепр цена в обратную сторону из России стоит 6500 рублей. А отправка производится со станци метро "Бульвар Адмирала Ушакова" в 15.00 - 16.00. Чтобы забронировать место, нужно указать диспетчеру свой российский номер телефона, чтобы в день отправки клиента заранее оповестили куда нужно будет подойти и во сколько. Наши автомобили никогда не опаздывают, потому выезд всегда осуществляется вовремя и без задержек.

Хотите быстро и комфортно добраться до Москвы из Днепра – обращайтесь в МосТур. Диспетчер быстро зафиксирует бронь на необходимую дату или подберет другой удобный день, при отсутствии свободного места. Качество обслуживания, несомненно вас порадует, и вы больше не будете искать других перевозчиков.

Copyright © 2015 - 2021. Информационно - консультационный центр "МосТур" All Rights Reserved

В этом атласе упор сделан на маршруты движения поездов, а не именно на атлас железных дорог как таковой. Искажения ужасные, многих станций и линий нет.
Лучшие атласы по этой теме издавались в 60-е годы, там была целостная картина жд сети. При Брежневе карты стали сильно упрощать и искажать. Видимо считалось, что это секретная информация. С картами в Союзе была всеобщая беда. Миллионы людей ездили по громадной стране фактически по памяти а не по подробным бумажным картам. Топографические карты вообще были строго засекречены. Все это не помогло уберечь страну от развала в 91 году.

Тот самый Донбасский транзитный железнодорожный ход, на юг России и на Кавказ. Его построили еще при Российской империи, до появления дороги через Воронеж. Он раздваивался на две ветки, одна через Лозовую, Краматорск и Славянск, вторая через Красный Лиман и Артемовск (Бахмут). Более старой считается ветка через Краматорск.
Потом обе сходились в одну и она через Иловайск у Таганрога выходила к берегу Азовского моря, чтобы повернуть к "воротам Кавказа" - Ростову на Дону. Там до сих пор стоит весь километраж от Москвы, несмотря на то, что единой страны нет 28 лет, а с 2014 года из-за войны движение остановлено и похоже очень надолго.
При СССР две трети или даже три четверти всех пассажирских поездов из Москвы и Питера на Кавказ шли именно через Донбасс. До 2014 года значительная российского грузового транзита пропускалась через Донбасс.
Теперь у России есть только один единственный и страшно перегруженный железнодорожный путь на юг через Воронеж. Не считая того, что через Волгоград, но он удобен только для восточной части страны.
С декабря на забитый воронежский ход будут "повешены" еще и несколько крымских поездов. А короткий путь в Крым через Мелитополь и Харьков перехвачен нашими геополитическими противниками.
Да что там донбасский ход, даже к единственному воронежскому недавно пришлось пристраивать перемычку, чтобы он у Чертково Украину не цеплял.
Доотступались на Восток. Дальше некуда.
Кстати по совпадению, на одну страницу с мертвым донбасским ходом попал еще и мертвый с 1992 года черноморский ход на Грузию. Его вообще наверное никогда не восстановят.


К сожалению большинство ныне живущих, вот это все что я написал, не сильно волнует. В основном из-за плохого знания географии. Да и время такое. Все спешат потреблять, кому это все нафиг нужно..
1.


2. В детстве, в 1977 году был у бабушки в Краматорске, так помню московские и ленинградские поезда считал на станции. Сколько их было.
А Украине эта линия вообще не нужна. Она для нее транзитная. Она нужна нам - России, так же как и линия Транссиба через Петропавловск. И Украина в конкретном случае выступает как удобный инструмент англосаксов по уменьшению транспортного потенциала РФ и ухудшения её связности со своим югом.


3. 1935 год. Сортировочный парк станции Красный Лиман. Единая общесоюзная жд сеть.


4. Единая целостная карта жд сети европейской части Союза. Сейчас она очень много где разорвана.
Даже порой и не верится, что вот все это было реальностью и создавалось как единый и целостный организм.


5. Таллинский поезд, который идет через Псков. Был такой.


6. Поезд Москва - Ленинград через Сонково. Не мешало бы вернуть.


7. Ход от Торжка на юг через Вязьму - Брянск и на Харьков. Сейчас почти мертвый ход, был летом там на станции Брасово.


8. Поезд Полоцк - Ленинград через Осташков.


9. Поезд Москва - Одесса через Черкассы. Кстати это самая короткая дорога от столицы на Одессу и километраж на ней до сих пор исчисляется от Москвы.


10. А этот маршрут после долгого перерыва, скоро вновь оживет, только уже через мост.


11. Даже и не верится, что был поезд такой прямой. Сейчас и железная дорога эта давно разобрана в большинстве мест.


12. Поезд Киев - Волгоград через Донбасс. Я им ездил в детстве. После развала Союза участок Лихая - Родаково был разобран.
Помню там у Краснодона были тоннели под Донецким кряжем.


13. Тоже уже забытый и разорванный войной маршрут. От Москвы на Луганск через Валуйки.


14. Варшавский ход, на Даугавпилс, Вильнюс и Гродно.
Поезд Барановичи - Калуга по второстепенной линии через Рославль тоже выглядит весьма экзотично.


15. Разобранный ход Орша - Унеча - Ворожба. Я был на нем в Брянской области.


16. Я же сколько раз говорил, что в 60-е, первой половине 70-х был прямой поезд Киев - Владивосток. Вот вам доказательство. Его отменили где-то в году 77-м.
Станция Лиски на среднем Дону, называлась тогда Георгиу-Деж. В честь румынского коммуниста, а может заслуг румынской армии по части сдачи позиций в Донских степях. Кто его знает?

Днепропетро́вск (укр. Дніпропетро́вськ ); первоначальное название Екатеринослав (1776—1797 гг.; 1802—1926 гг.), в 1797—1802 гг. — Новороссийск; современное имя состоит из названия реки, на которой стоит город, и фамилии советского партийного и государственного деятеля.

Днепропетровск — город, областной центр Днепропетровской области Украины, центр Днепропетровской агломерации [2] . Четвёртый город по численности населения на Украине после Киева, Харькова и Одессы.

Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины [3] . Особенно развита чёрная металлургия, металлообработка, машиностроение и другие тяжёлые отрасли промышленности [4] .

Код КОАТУУ — 1210100000. Население на 1 сентября 2012 года по данным госстата составляло 995 978 человек. Является административным центром Днепропетровской области.

Содержание

История

Местность, в которой расположен современный Днепропетровск, заселялась человеком ещё с палеолитических времён. Волны завоевателей периодически опустошали её — последний раз в XIII веке во время монголо-татарского нашествия. Заново край стал заселяться после становления Запорожской Сечи в XVI веке: здесь стали возникать казацкие курени, хутора, села и городки. Самые известные на территории города и в окрестностях — Самар (Старый Самарь), известный с 1-й половины XVI века — ныне на окраине пос. Шевченко в устье Самары и Кодак (польская крепость, известная с 1635 г. и слобода при ней). Позже возник Новый Кайдак (центр Кодацкой паланки Запорожья), а на месте Самара в 1688 г. — первая на запорожских землях русская колония Новобогородицк с крепостью и экономической частью — посадом.



В 1775 году запорожское казачество было окончательно ликвидировано, а его земли были разделены между Азовской и Новороссийской губерниями. В 1776 году по указу Екатерины II был основан губернский центр Азовской губернии, получивший название Екатеринослава. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении её в Самару. Однако просуществовал здесь город недолго из-за неудачного географического расположения на болоте и частых наводнений.

Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1743 года. Уже в 1790-х годах казацкая слобода была поглощена Екатеринославом. Сейчас здесь — центр современного Днепропетровска.

Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потёмкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II, а также из-за отсутствия средств в казне, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была построена только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.

К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных домов, в том числе дворец Потёмкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек.



В 1796 году по указу нового императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название. В 1820 году в Екатеринославе непродолжительное время отбывал ссылку А.С.Пушкин — в память об этом событии екатеринославцы позже соорудили памятник поэту, находящийся сейчас на проспекте, также названном в честь Александра Сергеевича.

В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек; в 1862 году в городе было 315 каменных домов, 3060 деревянных, а кроме суконной фабрики, действовали разные заводики — чугунолитейный, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопные и кожевенные.



В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково до Нижнеднепровска была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала угольные промыслы Донбасса с железной рудой Кривбасса, что дало мощный толчок развитию губернского города и края в целом.

При активном участии французского и немецкого капитала в городе и его окрестностях появился ряд крупных металлургических заводов, которые работают и сейчас. Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Российской империи.



Население города, в основном за счёт мигрантов, резко выросло: если в 1865 году в городе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году — уже более 121 тыс. человек. Большинство составляли русские (42 %), евреи (35 %) и украинцы (16 %). Екатеринослав стал одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. В этом же году в Екатеринославе запустили электрический трамвай — третий в Российской империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.

В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось и составило 252,5 тыс. человек. В 1914 году было начато строительство второго железнодорожного моста через Днепр (окончен в 1932 г.).



В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев — в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября — власть в городе перешла к частям Белой армии Деникина. В декабре 1919 г. в Екатеринославе окончательно установилась Советская власть.

В 1926 году город был переименован и стал носить нынешнее название — Днепропетровск, в честь партийного и государственного деятеля Петровского Г. И.

В ходе первых пятилеток город возродился и получил дальнейшее развитие.

Однако 22 июня 1941 года началась война с гитлеровской Германией, и уже 25 августа 1941 года, после ожесточённой обороны, был оккупирован немецкими частями. Позже Днепропетровск стал центром одного из шести округов Рейхскомиссариата Украина.

25 октября 1943 года под натиском Красной Армии немецкие войска оставили город.

После Великой Отечественной войны Днепропетровск был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных центров СССР — теперь здесь появилось крупнейшее предприятие ракетно-космической отрасли — Южный машиностроительный завод.

Город развивался. Появлялись новые предприятия, жилые (спальные) массивы на окраинах. К концу 1970-х население Днепропетровска превысило 1 млн жителей (в том числе благодаря присоединению соседних городков Игрень и Приднепровск) и было принято решение о строительстве метрополитена.

Однако по причине кризисных явлений, проявившихся с конца 1980-х годов, развитие города затормозилось, а население стало сокращаться.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение



Днепропетровск располагается в центральной части Украины на обоих берегах среднего Днепра в степной зоне. Правобережная часть находится на отрогах Приднепровской возвышенности — в основном, на четырёх холмах, разграниченных балками (ярами) с ручьями.Рельеф возвышенного правого берега Днепра на территории г. Днепропетровска характеризуется развитие густой овражно-балочной сети, которая имеет общую протяженность более 120 км, занимает площадь около 5 тыс.га и образована 15 балками и более 40 оврагами. Левобережная часть — низменная, на западе изрезанная вытянутыми озёрами — остатками древней Протовчи. В черте города в Днепр впадают реки Орель (канал) и Самара. Географический центр Днепропетровска находится на одном из разделяющих буев.

Климат

В целом климат города умеренный, с мягкой зимой и тёплым (иногда знойным) летом.

Среднегодовая температура воздуха составляет 9,0 °C, наиболее низкая она в январе (минус 3,7 °C), наиболее высокая — в июле (22,1 °C)

Наиболее низкая среднемесячная температура воздуха в январе (минус 14,5 °C) зафиксирована в 1950 г., наиболее высокая (1,5 °C) — в 2007 г.

Наиболее низкая среднемесячная температура в июле (18,4 °C) наблюдалась в 1976 г., наиболее высокая (25,6 °C) — в 1936 г. Абсолютный минимум температуры воздуха (минус 38,2 °C) зафиксирован 11 января 1940 г., абсолютный максимум (40,1 °C) — 10 августа 1930 г.

В последние 100—120 лет температура воздуха в Днепропетровске, равно как и в целом на Земле, имеет тенденцию к повышению. На протяжении этого периода среднегодовая температура воздуха повысилась по меньшей мере на 1,0 °C. Наиболее тёплым за весь период наблюдений оказался 2007 г. Наибольшее повышение температуры произошло в первую половину года.

В среднем за год в Днепропетровске выпадает 513 мм атмосферных осадков, меньше всего их в марте и октябре, больше всего — в июне и июле.

Минимальное годовое количество осадков (273 мм) наблюдалось в 1951 г., максимальное (881 мм) — в 1960 г. Максимальное суточное количество осадков (82 мм) зафиксировано 23 августа 1960 г. В среднем за год в городе наблюдается 127 дней с осадками; меньше всего их (по 7) в августе и октябре, больше всего (16) — в декабре. Ежегодно в Днепропетровске образуется снежный покров (декабрь-февраль, иногда ноябрь-март), однако его высота незначительна; нередки оттепели.

Относительная влажность воздуха в среднем за год составляет 74 %, наименьшая она (61 %) в августе, наибольшая (89 %) — в декабре. Наименьшая облачность наблюдается в августе, наибольшая — в декабре. Наибольшую повторяемость в городе имеют ветры с севера, наименьшую — с северо-запада и юго-запада. Наибольшая скорость ветра — в январе-феврале, наименьшая — летом. В январе она в среднем составляет 5,4 м/с, в июле — 3,7 м/с.

Количество дней с грозами в среднем за год равно 22, градом — 5, снегом — 53. [5]

Административно-территориальное деление

Административные районы города

Карта деления Днепропетровска на районы



Кроме того, ещё с дореволюционных времен существует деление города на естественные части: рабочие посёлки, сёла. вошедшие со временем в состав города, жилые массивы и микрорайоны. В общей сложности таких частей несколько десятков (см. карту)

Пригороды

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

> предусматривает расширение границ за счет присоединения ряда поселков.

Население





На 1 ноября 2012 года численность населения Днепропетровска составила 1 001 096 человек [6] По данным Института демографии и социальных исследований НАН Украины фактическое население Днепропетровска более 1 150 000 чел. Средняя зарплата жителей города по данным за январь-июнь 2012 года составляла 3048 гривен [7] .

Этнический состав Днепропетровской области на 2001 год [8] : большинство населения области составляют украинцы.

Национальность Численность (чел.) Процентное соотношение
Украинцы 2825,8 тыс. 79,3 %
Русские 627,5 тыс. 17,6 %
Белорусы 29,5 тыс. 0,8 %
Евреи 13,7 тыс. 0,4 %
Армяне 10,6 тыс. 0,3 %
Азербайджанцы 5,6 тыс. 0,2 %

По данным на август 2011 г. город на 90 % русскоговорящий, однако тех, кто свободно говорит на украинском не менее 40 %, ещё 30 % — хорошо, остальные 30 % горожан крайне плохо владеют украинским. [9]

Динамика изменения численности населения города:

Год Население города, жителей
1804 6389
1825 8412
1853 13 011
1865 22 816
1887 48 100
1910 232 500
1923 159 000
1926 237 000
1939 501 000
1959 662 000
1967 816 000
1970 904 000
1976 около 1 000 000
1979 1 066 000
1989 1 179 000
1991 1 203 000
1993 1 185 000
1996 1 161 000
1998 1 137 000
2001 1 084 000
2003 1 065 000
2006 1 041 770
2007 1 032 795
2008 1 020 524
2009 1 013 892
2010 1 007 210
2011 1 001 962
2012 1001096

Руководители города [10] [11]

Экономика

Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии Украины. Особенно развита чёрная металлургия (металлургические заводы им. Петровского, им. Бабушкина, Днепропетровский трубный завод, Коминмет, Нижнеднепровский трубный завод), металлообработка и машиностроение (Днепропетровск — центр ракетостроения Украины — ПО ЮМЗ).







Электроэнергетика представлена Приднепровской тепловой электростанцией.

Крупнейшие торговые и торгово-развлекательные центры:

Кинотеатры

Гостиницы

В Днепропетровске в настоящее время действует свыше 60 гостиниц, основные из них:

В Днепропетровске располагается дирекция Приднепровской железной дороги Укрзализныци.

Также Днепропетровск неофициально является бизнес-столицей Украины. Большинство украинских миллионеров и миллиардеров живут или имеют днепропетровские корни. По данным статистики за 2011 год, каждый 1200-й днепропетровец является миллионером. Для сравнения: в Донецке каждый 1700-й, а в Киеве 3200-й.

Рынок



Читайте также: