Как поехать в хадж бесплатно

Обновлено: 18.09.2024

То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.

С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.

Обязательность хаджа

Условия, необходимые для действительности хаджа

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.

Условия, при которых

совершение хаджа становится обязательным

Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:

1. Исповедание Ислама.

2. Здравость рассудка.

4. Возможность совершения хаджа.

Возможна материальная протекция [15] одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка[16].

Хадж женщин

Относительно женщины действуют еще два условия.

Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.

Условие 2: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж[19].

Время совершения хаджа

Микат

Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило – им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются[22]. Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины[23].

В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.

Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.

Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру существует пять микатов соответственно всем ее сторонам[24]:

- микат жителей Медины – Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);

- микат жителей Сирии, Египта и Марокко – аль-Джухфа;

- микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран – Зату ‘ирк;

- микат жителей Йемена и Индии – Ялямлям;

- микат жителей Наджда и Кувейта – Карн аль-маназиль.

Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.

Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.

Основное и малое паломничества

Основное паломничество – хадж – совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.

Малое паломничество – ‘умра – может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437 (1349).

[3] Шариат – комплекс Божьих предписаний (на основе Корана и Сунны), растолкованных богословами и касающихся положений веры и норм религиозной практики.

[4] См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438 (1350).

[5] Текст относится к тем временам, когда не было иных форм передвижения. Что касается нашего времени, то искусственное отягощение себя способом передвижения не является правильным, а, наоборот, относится к порицаемым действиям, порой и к греховным. На этот счет имеется немалое количество аятов и хадисов.

Сегодня актуально и канонически верно использовать современные достижения науки и техники в облегчение передвижения и физических нагрузок и в высвобождение сил для духовного и интеллектуального настроя на столь ответственное и раз в жизни происходящее событие. Имея возможность лететь на самолете, правильным с канонической точки зрения будет именно это, а не передвижение на вьючных животных или пешим ходом.

[6] Под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама.

[7] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 210, 215

[8] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 25, хадис № 8.

[10] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада и ан-Насаи. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 297, хадис № 1777.

[11] Совершеннолетие определяется половой зрелостью.

[13] Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 332, 336.

[14] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.

[15] Протекция – покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел.

[16] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 340, 341.

[17] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 217, хадис № 1087.

[18] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339.

[20] Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 571.

[22] При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска полотняной ткани, до которой не дотрагивалась игла (т.е. она не была прошита). Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.

[23] О нормах одеяния женщины см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 322–325.

Хадж из Санкт-Петербурга. Сколько стоит и как ехать

Сегодня в татарском культурном центре “Мирас” на Лиговском проспекте дом 56, прошла пресс конференция по Хаджу. Мероприятие было организовано под эгидой ДУМ Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного региона РФ.

Собрание это было приурочено к предстоящему паломничеству мусульман на святые места в Саудовской Аравии, так же и для представления Умме нашего региона – старо-знакомого многим хаджиям и широко известного хадж-оператора “Умма тур”. Несколько лет назад, эта фирма носила другое название, а именно – “Хизмет тур”.

Мероприятие открыл муфтий СПБ, ЛО и СЗ РФ Равиль хазрат Панчеев, который кстати сам является хаджием и не по наслышке знает о Хадже и владеет арабским языком, как и еще несколькими.

Он рассказал собравшимся о Хадже и проблемах, которые иногда возникают перед хаджиями. Он отметил, что проблемы случаются у тех, которые гоняясь за дешивизной билетов, попадают в руки недобросовестных туроператоров.

Муфтий напомнил, что нужно выбирать тех поставщиков хадж-услуг, которые уже признаны миллионами мусульман нашей страны. А одним из таких на сегодняшний день как сказал муфтий, является - “Умма тур”.

Так же муфтий сообщил, что мусульмане нашего региона теперь могут воспользоваться услугами данной компании, не выезжая за пределы Санкт-Петербурга. Все дело в том, что эта компания открыла свой филиал и в нашем регионе, при содействии ДУМ СПб. Их офис находится в мечети имени Жагфар хазрата Пончаева в Приморском районе нашего города, на улице Репищева дом 1.

Отрадно сообщить, что “Умма тур” открыл свои филиалы не только в России, но и в некоторых западных странах мира. А уже в этом году, открыт еще один офис в одном из городов США.

Для будущих хаджиев, “Умма тур” предлагает очень много комфортных условий. Одной из них, это полет на самолетах турецкой авиакомпании, которая признана одной из лучщих среди западных авиакомпаний. Так же по заверению представителей туроператора, они заселяют хаджиев не в душных общежитиях как некоторые туроператоры, а в чситых и уютных современных отелях, не далеко от мечети “Аль Харам” в Мекке. Так же хаджии обеспечиваются питанием и комфортабельными автобусами и грамотно обученными и знающими местность гидами. Кстати, 13 их представителей, постоянно проживают в Мекке и владеют наисвежайщей информацией в регионе.

Кстати о путевках и условиях проживания.

Для будущих хаджиев предлагаются разные турпакеты, гостиницы и цены.

Цены по ставке ”Все включено” и “Комфорт” в 4х звездных Al Kaswah Towers hotel и Al Ansar Golden otel Tulip, стоят от 1300 долларов США. Отели в 1300 метрах от мечети Аль-Харам.

В 5-ти звездочных отелях уже от 1600 (500 метров до мечети), от 2300 в люксе на территории самой мечети и от 3 300 в делюксе тоже на территории мечети Аль-Харам.

5-ти звездочные отели носят названия Elaf Kinda Hotel, Crowne Plaza. Предоставляются 2-х и 4-х местные номера.

Цены предлагаются вполне приемлимые, а условия проживания и обслуживания паломников, организованы на самом высшем уровне.

В конце мероприятия, посетителям был продемонстрирован фильм о Хадже. Так же всем были розданы памятные календари и буклеты. Каждый участник конференции, принял угощение в виде воды Зам-Зам из Мекки.

Мы же в свою очередь, желаем процветания туркомпании и особенно филиалу в Санкт-Петербурге, который был зачат ДУМ СПБ ЛО и СЗ РФ. Амин!

Видео: Al Ansar Golden Tulip Hotel Al Madinah



Автор: Ринат Валиев

На фото: паломники "Умма тур" в Мекке. Фото взято с сайта туркомпании

Хадж: порядок исполнения

1. По дороге в Мекку: облачиться в ихрам.

2. Расположиться в гостинице в г. Мекка.

3. Посетить мечеть аль-Харам.

4. Зайти в мечеть правой ногой и прочитать дуа.

5. Обойти вокруг Каабы 7 раз, совершить молитву за макамом.

6. Пробежать 7 раз между Сафой и марвой, попить Зам-зам.

7. Зайти в салон и подстричься.

8. Прочитать вместе с джамаатом обязательные молитвы.

9. Вернуться в гостиницу, снять ихрам и переодеться.

1. После восхода солнца: ихрам, затем в долину Мина.

2. В течении дня: намазы в джамаате в Мине.

1. После утреннего намаза: к горе Арафат

2. В обед: намазы в джамаате в мечети Намира

3. Читать молитвы, зикры и испрашивать прощение.

4. После вечернего намаза: отправится в Муздалифу.

1. После утреннего намаза: направится в Мину.

2. Пойти бросить 7 камешек в джамарат аль-ъакаба.

3. Жертвоприношение (если вы не поручили это другим).

4. Подстричься, снять ихрам и переодеться в палатках

5. Поехать в аль-Харам, сделать таваф и сай

1. После обеденного намаза: посетить 3 джамарата.

2. Перед отъездом совершить таваф аль-вадаъ

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Ночевка в долине Мина.

ВТОРОЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Второй день Хаджа, называется День Арафа.

Стояние на Арафате

Паломнику желательно, по возможности, остановиться у мечети Намира перед наступлением намаза зухр, так как это является сунной. Во время намаза зухр читается один азан и два икамата (икамат произносят непосредственно перед началом каждой обязательной молитвой).

Затем имам читает хутбу (проповедь) с наставлениями для людей и совершает вместе с остальными мусульманами намаз зухр и аср, объединяя их и сокращая каждый из намазов до двух рака'атов, как это делал пророк (с.а.у.). Дополнительные намазы совершаются по желанию. Так как часть мечети находится вне границ горы Арафат, то паломнику после намаза следует удостовериться, что он действительно находится в ее пределах.

Передают, что ‘Урва ибн Мударрис, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) сказал:

Это важно знать:

1. В день Арафа паломнику необходимо находиться на территории горы Арафат до захода солнца.

2. Мечеть Намира находится на территории горы Арафат, однако часть ее, а именно восточная сторона, находится вне границ Арафата. Поэтому паломнику необходимо помнить об этом и обращать внимание на указатели внутри мечети.

Примечание: День Арафа-самый важный день Хаджа. Поэтому паломникам нужно остерегаться любых ошибок, которые могут лишить их награды и воздаяния за Хадж.

1. Не следует останавливаться за пределами Арафата, находиться там до захода солнца и отправляться к долине Муздалифа раньше времени. Кто поступил таким образом, тот не совершил хадж;

2. Нельзя покидать Арафат до захода солнца. Это запрещено, так как противоречит действиям пророка (с.а.у.);

3. Не разрешается создавать давку и толкотню с применением силы для того, чтобы взобраться на гору Арафат (джабаль ар-Рахмах) и достичь вершины, обтирать камни с целью получения благословения и совершать на вершине горы намаз.

4. Большой ошибкой является направление лица в сторону горы Арафат во время ду'а.

Прощальная проповедь пророка (с.а.у.)

Долина Муздалифа

9-го числа зуль-хиджи после захода солнца паломники направляются к долине Муздалифа (3).

По прибытии, не откладывая, совершают намазы магриб и иша, объединяя и сокращая намаз иша, с одним азаном и двумя икаматами. Паломники остаются на ночь в Муздалифе, часто произнося тальбию, поминая Аллаха, будучи благодарными Ему за оказанную милость и благодеяние в совершении обрядов хаджа.

Часто совершаемые ошибки в Муздалифе:

1. Не следует собирать камешки сразу же по прибытии в Муздалифу, до совершения намаза магриб и иша;

2. Быть убежденным, что камешки для бросания в джамарат нужно набирать исключительно в Муздалифе;

3. Мыть камешки, предназначенные для бросания в джамарат, так как нет никаких достоверных хадисов, утверждающих, что пророк (с.а.у.) совершал нечто подобное.

Правильные действия в Муздалифе

ТРЕТИЙ ДЕНЬ ХАДЖА

Затем все паломники незадолго до восхода солнца отправляются к долине Мина, где по пути собирают семь небольших камешков, размером с фалангу, чтобы бросить их в Джамарат аль-акаба (4). Остальные камешки для последующих дней собираются в Мине. Таким образом, паломник, произнося тальбию, в смирении и поминании Аллаха, держит свой путь к Мине.

"Передают, что Джабир, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха (с.а.у.) в день жертвоприношения бросал камешки до полудня, а в остальные дни - после полудня". (Муслим)

Бросание камешков

Будьте бдительны и осторожны в 1-день Джамаратов. Если Вы вместе с семьей или со слабыми людьми, то Вам следует переждать и

"Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар Лә иләһә иллаллаһу Аллаһу әкбар Аллаһу әкбар уа лилләһил хамд".

Перевод: "Аллах велик (трижды), нет божества, кроме Аллаха. Аллах велик, Аллах велик, и Ему принадлежит вся хвала".

Жертвоприношение

б) Приношение в жертву животное. Каждый, на ком возлежит обязанность совершить жертвоприношение, должен зарезать одно из трех жертвенных животных: барана, корову или верблюда. Мясо едят и раздают бедным. Сегодня обязанность резать и раздавать нуждающимся берут на себя некоторые предприятия, которые выдадут вам чек и исполнят этот обряд вместо вас.

День жертвоприношения-это первый день праздника ъид аль-Адха (Курбан айт). Все мусульмане на Земле, на востоке и западе, на севере и юге, и паломники в Мине с радостью встречают благословенный праздник жертвоприношения, закалывают жертвенное животное, приближаясь тем самым ко Всевышнему Аллаху.

Бритье или укорачивание волос

в) После того, как паломник закончит бросать камешки в джамарат аль-ъакаба на 10-й день зуль-хиджи, ему следует побрить голову или подкоротить волосы. Но сбривание предпочтительней, что же касается женщины, то она укорачивает свои волосы на длину одной фаланги. После бритья головы, мусульманин снимает с себя две белые материи, в которые был облачен, переодевается в повседневную одежду и частично выходит из состояния ихрама, после чего ему разрешаются все вещи, кроме близости с женой.

Данный порядок является предпочтительным, хотя разрешается совершать эти обряды и в другом порядке.

Часто допускаемые ошибки при бросании камешков:

1. Убежденность некоторых паломников в том, что камешки бросаются в шайтанов. Поэтому бросание сопровождается руганью и проклятиями. На самом деле это не так, в шариате обряд бросания камешков предназначен для поминания Аллаха.

2. Когда люди не смотрят на указательные знаки, идут против основного потока, пытаясь сделать все быстро. Нельзя брать с собой какую-либо поклажу, которая может рассыпаться, а другие люди споткнутся о нее. Именно эти действия очень часто приводят к давке, толкотне и смерти особенно на мосту, где расположены джамараты.

3. Когда паломники бросают в джамарат крупные камни, обувь, палки и пр., что является чрезмерностью в религии, запрещенной нашим пророком (с.а.у.). Паломнику следует проявлять мягкость, и дружелюбие к своим братьям, выбирать удобное и безопасное место для бросания. Попадание камешков в стену не обязательно, достаточно попасть в колодец.

Таваф аль-ифада (таваф хаджа)

Таваф аль-ифада является одним из столпов хаджа, без которого последний будет неполным. После бросания камней в джамарат аль-ъакаба, утром праздничного дня, паломник направляется к Мекке (5), чтобы совершить семь кругов Тавафа аль-ифада, затем семь раз са'й, в случае если он совершает Хадж таматтуъ. Или же если он совершает хадж ифрад и киран, но по прибытии в Мекку после Тавафа аль-кудум не совершил са'й для хаджа. Таваф аль-ифада можно отложить и совершить его по возвращении из Мины на 4-день Курбан айта после джамаратов.

После тавафа аль-ифада в день жертвоприношения паломнику разрешаются запрещенные во время ихрама вещи, вплоть до близости с женой.

ДНИ ТАШРИКА. 11-13 зуль-хиджа

Дни ташрика начинаются с момента вхождения ночи 11 числа зуль-хиджи и продолжаются до 13 того же месяца. Т.е. Дни ташрика-это 4,5,6-ые дни Хаджа или 2,3,4-ые дни Курбан айта.

1. После тавафа аль-ифада в День жертвоприношения паломник возвращается в Мину для ночевки там в течение трех дней ташрика.

2. Или ночует в Мине только две ночи, если он спешит.

Дни ташрика, распорядок на 3 дня:

1. Совершение утреннего намаза с джамаатом (можно в палатках, но лучше всего в мечети)

2. Частое поминание Аллаха с помощью зикров и ду'а;

3. После полудня (когда солнце минует зенит) совершение намаза зухр и бросание камешков во все три джамарата. При этом не забывая произносить слова "Аллаху акбар" с каждым броском камешка. Необходимо спокойно совершать обряды, не ругаясь, не грубя и не препираясь с другими.;

4. Если есть возможность, то желательно съездить в город и до вечера провести время в Масджид аль-Харам, совершая таваф, а также доп. и обязательные молитвы.

5. Разрешается также ночевать в Мине не 3 дня ташрика, а только 2.

"Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней ташрика). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны"(аль-Бакара, 203).

Согласно сунне паломнику после бросания камешков в джамарат ас-сугра и аль-вуста следует, обратившись лицом к кибле и подняв руки, просить Всевышнего, о чем пожелает. Что касается джамарата аль-ъакаба, то после него не останавливаются и не делают ду'а;

Тому, кто пожелает покинуть Мину раньше на один день следует 12-го зуль-хиджи после полудня бросить камешки в три джамарата. Затем покинуть Мину до захода солнца. Если же паломник не успеет уехать отсюда, то он обязан остаться на ночевку до 13-го зуль-хиджи и на следующий день бросить камешки в джамараты. А кто собирался покинуть Мину, но по независящим от него причинам (например, пробки на дорогах) не успел сделать этого до заката солнца, тот не обязан оставаться на ночевку 13-го числа зуль-хиджи.

Таваф аль-вадаъ

Покинув Мину, паломники направляются к Благословенной Мекке для того, чтобы совершить таваф округ Каабы.

Таваф аль-вадаъ (прощальный таваф) считается последним из ритуалов хаджа, который совершается после окончания всех обязательных обрядов. От тавафа аль-вадаъ освобождаются лишь женщины с месячными и послеродовыми выделениями.

Пророк (с.а.у.) сказал: "Пусть никто из вас не уезжает (из Мекки), пока не совершит последний обряд у Дома (Каабы)". (Аль-Бухари и Муслим)

Таваф аль-вадаъ является последним обязательным действием хаджа, возлагаемым на паломника непосредственно перед отправлением к себе на родину.

Советы паломнику:

1. Вы можете набрать Зам-зам в Мекке, но лучше сделать это перед самым отъездом в городе Медина, если программа вашего хаджа предполагает посещение этого священного города.

2. Не берите слишком много воды, потому что в самолете есть ограничения по грузу, перегружая воздушное судно, Вы подвергаете опасности себя и остальных людей. Поэтому рекомендуем покупать уже расфасованный подарочный вариант Зам-зама.

3. Сивак желательно покупать в герметичной упаковке, в ней он лучше сохраняет свои полезные свойства.

Внимание!

1. Женщина моложе 45 лет должна сопровождаться махрамом старше 17 лет.

2. Для неэтнических мусульман: свидетельство о принятии Ислама.

3. Супругам нужно иметь свидетельство о браке (подлинник)

4. Копия общегражданского паспорта (стр. где фото и стр. где прописка)

5. Заграничный паспорт нового образца, биометрический (срок действия не менее 6 месяцев)

6. 2 цветные фотографии 4*6 на белом фоне (женщина в платке)

7. Международное свидетельство о вакцинации против менингита и желтой лихорадки (четырехкомпонентная)


Империализм через исламские сети

В 1848 году русский подданный по имени Касым Мамад умер в Аравии во время хаджа — ежегодного мусульманского паломничества в Мекку. Мамад был уроженцем Южного Кавказа, региона, недавно покоренного Россией в войнах с Османской империей и Персией. Большинство мусульман той эпохи ездили в Мекку по суше, и подобно им Мамад проделал долгий путь с караваном — процессией людей и животных. Он избрал тот же маршрут, каким на протяжении веков ходили мусульмане с Кавказа, сунниты и шииты. Он проследовал через Восточную Анатолию и Северную Сирию в Дамаск — пункт отправления одного из огромных имперских караванов в Мекку, которые ежегодно спонсировал османский султан. Но в отличие от своих предков Мамад проезжал через османские земли не как персидский подданный, обязанный платить османские налоги и подчиняться османским законам, а как новоиспеченный русский подданный, обладающий экстерриториальными привилегиями и защитой со стороны русских дипломатов на османской территории.

После смерти Мамада его наследники на Кавказе обратились к русским чиновникам, чтобы те расследовали обстоятельства потери 300 рублей, крупной суммы, которую Мамад доверил на хранение погонщику верблюдов в Дамаске. Наследники Мамада хотели вернуть ее. В прежние времена им пришлось бы обращаться к османским судебным властям в Дамаске, которые столетиями имели полномочия продавать с аукциона имущество множества паломников, умиравших на хадже, и передавать выручку законным наследникам. Местный русский губернатор перенаправил дело генерал-губернатору в Тифлисе (Тбилиси), а тот — русскому послу в Константинополе. В течение следующих двух лет русский генеральный консул в Сирии изучал вопрос о собственности Мамада. При помощи местных османских чиновников генеральному консулу удалось найти того самого погонщика верблюдов — богатого жителя Дамаска, османского подданного по имени Хаджи аль-Эсмер — и привлечь его к местному, дамасскому исламскому суду. Здесь, под присягой перед османским судьей, аль-Эсмер подтвердил, что хранил деньги Мамада, и засвидетельствовал, что вернул их спутникам последнего — эти двое фигурировали в судебных документах как русские подданные и мусульманские армейские офицеры с Кавказа. После этого генеральный консул вернул дело в Тифлис, русскому генерал-губернатору — для дальнейшего расследования.

История Мамада и борьбы наследников за возвращение его имущества иллюстрирует гораздо более общий исторический сдвиг, имевший масштабные последствия: к середине XIX века в результате развития глобального империализма хадж все больше подпадал под европейское влияние и контроль. Это явление не имело прецедентов. Паломничество в Мекку от самых его истоков в VIII веке, с рождения ислама, совершалось под патронатом мусульманских правителей, через мусульманские страны и при поддержке мусульманских властей по дороге. Конечная цель паломников — священные города Мекка и Медина — были (и остаются) закрытыми для немусульман. Медленные перемены начались в XVI веке, когда европейцы исследовали Индийский океан и другие части Азии, завоевали некоторые мусульманские страны и приобрели влияние или прямой контроль над большими районами вдоль традиционных маршрутов хаджа. По мере роста европейских колониальных владений рос и интерес европейцев к хаджу и их влияние на него.

Россия была уникальной европейской империей в том отношении, что правила мусульманами уже с XV века, и история ее участия в хадже была одной из самых продолжительных. В XVI веке Московская Русь завоевала бывшее монгольское Астраханское ханство и укрепилась на главном караванном пути между Центральной Азией и Меккой. Дальнейшая экспансия империи на юг и восток — в Северное Причерноморье, Крым, Кавказ и Центральную Азию — добавила миллионы новых мусульманских подданных к уже и так огромному и внутренне разнородному населению и включила паутину древних караванных путей в границы России.

Мусульмане Евразии веками ездили в Мекку через эти страны, по этим маршрутам. Многие пересекали под парусами Черное море и присутствовали в Стамбуле (Константинополе) на церемонии султанской инвеституры при отправлении имперского паломнического каравана из османской столицы. Другие, и в их числе Касым Мамад, шли на юг через Кавказ и присоединялись к имперским караванам, отправлявшимся из Дамаска или Багдада. Третьи следовали караванными путями через афганские и индийские земли и садились на корабли, плывшие по Индийскому океану в Аравию. Этот поток продолжился и фактически усилился после российских завоеваний, когда в середине XIX века появились железные дороги и пароходы, превратившие Российскую империю в средоточие глобальных маршрутов и потоков паломников.

В результате имперских завоеваний Россия унаследовала традицию хаджа и должна была решить, что с ней делать. Хадж, как один из пяти столпов ислама и обязанность для мусульман, нельзя было просто запретить или приостановить. Кроме того, он предоставлял России возможности управлять мусульманами и властвовать над ними, а также осуществлять государственные и имперские программы. Чтобы подчинить хадж государственному влиянию и контролю, в XIX веке Россия начала его поддерживать. Эта поддержка вначале осуществлялась спонтанно и эпизодически, проводясь в рамках российской политики консолидации систем управления во вновь завоеванных мусульманских регионах. Но в течение XIX века хадж превратился в массовое ежегодное событие, и интерес России к нему усилился, а государственная поддержка стала систематической. Периодически цари объявляли о запрете хаджа в империи, особенно во время войн и эпидемий, и царские чиновники часто высказывали опасения по поводу политических и экономических аспектов паломничества, но в целом с середины XIX века Россия проводила политику патроната над хаджем.

Поддерживая хадж, Россия не просто старалась контролировать паломничество или регулировать проблемы, порожденные этим массовым миграционным движением. Скорее она хваталась за новые — созданные имперскими завоеваниями — возможности, чтобы подключиться к глобальной исламской сети и превратить хадж в механизм имперской интеграции и экспансии. Это делалось в рамках более общего процесса, шедшего в России с конца XVIII века и, более того, во всех европейских империях в течение XIX века, — процесса институционализации ислама и исламских практик европейскими колониальными правительствами в целях реализации имперских программ.

Несмотря на эти проблемы и сложности, в течение XIX и начала XX века Россия построила трансимперскую инфраструктуру хаджа, которая тянулась на тысячи километров и поддерживала десятки тысяч паломников, ежегодно перемещавшихся между Россией и Аравией. Многие российские мусульмане критически относились к участию царского правительства в организации хаджа, но большинство в той или иной мере опиралось на эту инфраструктуру в своем паломничестве. Она строилась на базе той расширенной сети российских консульских учреждений на османской и персидской территориях, которая явилась результатом экстерриториальных привилегий, приобретенных Россией по мирным договорам в конце XVIII века. Созданная инфраструктура свидетельствовала о радикальных изменениях в составе населения страны и в отношениях с соседними мусульманскими государствами, а также об изменившемся внешнеполитическом положении России после завоевания некоторых мусульманских стран.

Подробнее читайте:
Кейн, А. Российский хадж. Империя и паломничество в Мекку / Айлин Кейн; пер. с англ. Роберта Ибатуллина. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 296 с.: ил. (Серия Historia Rossica)

Хадж и умра. Часто задаваемые вопросы

Хадж и Умра — это паломничество в исламе. Хадж обычно называют главным или основным паломничеством, а Умру — малым. Как Хадж, так и Умра состоят из путешествия в Мекку, которое включает определенные ритуалы, такие как ихрам, обход Каабы, ходьба между холмами Сафа и Марва, бритье или стрижка волос. Это — основные ритуалы Умры в то время Хадж включает кроме этих еще и дополнительные ритуалы, в том числе проведение дня и ночи в Арафате, Мине и Муздалифе — районов, прилегающих к городу Мекки. Еще одно различие между большим и малым паломничеством является то, что для Хаджа установлено определенное время, в то время как Умра может быть выполнена в любое время года. Кроме того, Хадж и Умра отличаются в правилах согласно каждого из них, о чем будет рассказано ниже.

В чем отличия Хаджа и Умры

Хадж является одним из столпов Ислама. Аллах говорит в Коране

Абдуллах ибн Умар (да будет Аллах доволен им Аллах) передал слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

Поэтому мусульманские ученые единогласны в том, что Хадж является обязательным один раз в жизни действием для каждого, кто имеет на это право.

Что касается Умры, мусульманские ученые сходятся с тем, что это — рекомендуемая Сунна. Тем не менее, лучше выполнять ее для того, чтобы быть в безопасности. Вы можете выбрать вариант Хаджа известный как Тамату, в котором совмещаются Умра и Хадж.

Кто имеет право совершить хадж?

Хадж является обязательным для всех женщин и мужчин, которые отвечают следующим условиям:

Паломник является мусульманином/мусульманкой

Акты поклонения принимается только от мусульман. Если не-мусульмане молятся, постятся или совершают Хадж или Умру, их действия никогда не будут приняты, поскольку, отсутствует первоочередное требование — быть мусульманином.

Паломник достиг половой зрелости

Достижения возраста полового созревания является вторым условием. Мальчики и девочки не обязаны совершить Хадж или Умру. Является допустимым, позволить им участвовать со своими семьями в выполнении Хаджа и Умры, но они по-прежнему обязаны совершить Хадж и Умру снова, когда они достигнут возраста половой зрелости, которая проверяется следующими критериями:

  • Ночные поллюции
  • Эякуляции спермы
  • Достижение 15-летнего возраста
  • Рост волос на лобке
  • Менструации

Паломник является психически здоровым

От психически больных людей не требуется совершать акты поклонения, пока они не восстановят свое умственное здоровье.

Паломник имеет возможность совершить паломничество

Как видно из приведенных выше стихах, Хадж требуется только от тех, кто в состоянии сделать это. Это касается трех аспектов:

Читайте также: