Как поехать в пюхтицкий монастырь

Обновлено: 15.09.2024

– Ты, когда батюшка будет благословлять, голову не наклоняй.

– Почему? Все ведь кланяются.

– А ты не кланяйся. Не надо кланяться.

– А потому, что ты наклонилась – а благодать сверху и пролетела. Все головы наклоняют, а ты стой прямо. А когда батюшка благословит, закончит крестное знамение изображать, вот тогда и кланяйся.

– Но благодать ведь не пулеметная очередь. Попал – не попал… Как это – сверху прошла?

– А ты не умничай. Сейчас все грамотные, а простых вещей не понимают. Это бес всех подучил. Сама подумай: когда кланяешься в то время, когда священник тебя крестит, ты же крест ломаешь. Вот так. Стой прямо. И не умничай. Поумней тебя люди знают про бесовские хитрости.

За моей спиной послышалось громкое шуршание, затем глухой стук: что-то упало на пол.

Я обернулся вполоборота и увидел сначала спину в синей куртке, а затем голову в тонком голубом платочке.

– Ух, – тихо выдохнула голова и снова исчезла, нырнув вниз под мое кресло. Я опустил глаза и увидел на полу большое желтое яблоко.

– Вы не яблоко ищете?

– Яблоко, – тихо ответил робкий голосок.

Голова, ответившая мне, все еще пребывала внизу. Я наклонился и поднял яблоко. Но чтобы отдать его, пришлось встать и сделать шаг в проход. Кресла в сидячем вагоне были плотно придвинуты одно к другому, и развернуться, не вставая с места, было сложно.

Голова в косынке… скорее – головка симпатичной девушки медленно повернулась в мою сторону. На меня смущенно смотрели большие голубые глаза. Через мгновение девушка опустила их. Ресницы у нее были длинные. И пальцы, которыми она взяла яблоко, были тонкие и длинные.

– Спаси Христос, – сказала она едва слышно.

Эта редкая формула благодарения подсказала мне, с кем я имею дело.

Бабуля молчала. Барышня сидела в напряженной позе, по-прежнему не поднимая глаз. Народу в вагоне было немного, и пассажиры, сидевшие через проход от нас, явно услыхали мой вопрос и заинтересованно поглядывали в нашу сторону. Нужно было разрядить обстановку.

Я извинился за бестактность и решил пошутить:

– Один раз из-за яблока уже произошла история, которую до сих пор расхлебываем.

Я улыбнулся, но напрасно. Бабуля стала смотреть на меня с еще большим беспокойством.

– Я имею в виду историю грехопадения наших прародителей, – стал объяснять я и тут же понял, что делаю это напрасно.

Теперь бабуля смотрела на меня сурово и с неприязнью.

– Вы, наверно, живете в Латгалии или на эстонском берегу Чудского озера, – я уже не мог остановиться и продолжал, не зная, как закончить мой безответный монолог. – Я бывал в ваших краях. Вот где старообрядцы сохранили подлинную Россию. Там даже иконы продолжают писать в каноне.

– С чего вы взяли, что мы из Эстонии? Мы ленинградцы. А в Эстонию едем отдыхать. Купаться в озере… Здесь молочные продукты очень хорошие, и все здесь очень хорошо, – чересчур сладко проговорила бабуля и даже слегка кивнула в сторону соседей, говоривших друг с другом по-эстонски.

– Ишь, умник, – проворчала бабуля. – Скажи спасибо, что поблагодарила.

Она двинула соседку локтем в бок. Довольно сильно. Та даже вскрикнула. Но глаз не подняла и осталась сидеть в прежнем положении.

– Другие теперь и спасибо ни за что не скажут, – продолжала ворчать бабуля.

– Что ты пристал к людям… Сейчас наша остановка.

Я попрощался с неразговорчивыми соседками, еще раз извинился, перекинул сумку через плечо, взял на руки сына и двинулся к выходу.

– Йыхве. Пассажиры, выходим. Йыхве. Стоянка две минуты, – навстречу мне шла по проходу высокая полная проводница. Пришлось вжаться в спинку кресла. Мы с трудом разминулись.

– Йыхве, Йыхве, – громко объявляла она, продолжая следовать в конец вагона.

Йыхве. Странно звучит для русского уха это эстонское название. Но многим питерцам (бывшим ленинградцам) оно хорошо знакомо. С Балтийского вокзала на таллиннском поезде ехали до этой станции православные граждане. От Йыхве до Куремяэ на автобусе. А в Куремяэ… Это нужно было видеть. Русские люди выпрыгивали из автобуса и начинали истово креститься и кланяться на святые каменные ворота с деревянной звонницей, увенчанной крестом. А за звонницей были видны кресты пятиглавого собора, возвышавшегося над высокой каменной оградой.

Пюхтицкий монастырь не похож ни на какой другой православный монастырь. Все в нем построено в русском стиле, но с какой-то европейской прививкой. Какая-то мало объяснимая, но несомненная особенность была во всем: и в самой архитектуре, и в организации пространства, и в высоких подклетах из больших валунов, на которых стояли монастырские постройки. Даже цветочные клумбы (а они были повсюду) были необычными.

В конце семидесятых годов в коренной России было лишь два действующих монастыря: в Троице-Сергиевой лавре и в псковских Печорах. В остальных монастырях были в лучшем случае музеи, а в большинстве – тюрьмы да психиатрические лечебницы. В Эстонии Пюхтицкий монастырь сохранился чудом. В тридцатые годы его миновала участь русских монастырей, поскольку Эстония была независимым государством, и там церквей не ломали. А в хрущевские гонения на Церковь тогдашнему архиепископу Таллинскому и Эстонскому Алексию (будущему патриарху) удалось сделать немыслимое. Он оповестил мировую церковную и политическую общественность о планах коммунистов закрыть монастырь. Началась бурная протестная кампания, и Пюхтицкий монастырь отстояли.

Мы задержались на остановке. Справа возвышались двухэтажное деревянное здание и деревянная кладбищенская церковь, окруженная ухоженными могилами с одинаковыми крестами. Слева за деревьями просматривалась поляна, обрамленная темной кромкой леса. Перед нами широкая грунтовая дорога коротким извивом вбегала в раскрытые монастырские ворота. А за воротами… Это еще предстояло разглядеть, но храм и море цветов были хорошо видны.

Наши соседки по вагону ехали дальше. У них была особая цель: добраться к отцу Василию в Васк-Нарву. Прощались они с нами как с любимыми родственниками. Трудно было узнать в улыбавшейся пожилой женщине ту самую хмурую бабулю, которую я тщетно пытался разговорить в вагоне.

Она вышла с внучкой на той же станции Йыхве. Сначала они старались приотстать от нас, пока мы шли от железнодорожной станции к автобусной. Но как только бабуля разглядела нашего болящего сына, поняла, что совместное путешествие продолжится, и мгновенно переменилась.

– Так вы, наверное, к отцу Василию? – она широко улыбнулась, засвидетельствовав большую нелюбовь к стоматологическому искусству. Сверху у нее сиротливо торчали, как у зайца, два желтых зуба. Снизу зубов было поболе.

– Сначала в монастырь. В Пюхтицы. А потом – к отцу Василию, – я тоже улыбнулся.

– Вам к нему, а не в монастырь нужно, – решительно заявила она, кивнув на нашего сына. – Хотя окунуться в источнике неплохо. Окунитесь – и сразу к отцу Василию – в Васк-Нарву. Это недалеко. Полчаса езды.

Уже сидя в автобусе, она рассказала нам о чудотворце-батюшке, к которому на отчитку приезжают бесноватые со всей страны. Они с внучкой едут к нему в третий раз. Она наклонилась ко мне и заговорщицки прошептала:

– У Оленьки моей испуг.

Марфа Марковна осталась довольна моими рассуждениями. А история ее внучки Оленьки такова.

А претерпеть Оленьке пришлось немало. Сожитель ее матери стал к ней приставать. Убежала она от него среди ночи в одной рубашке по снегу. Забежала в избу к бабе Гликерии. Дай ей Бог здоровья! А того аспида так и не поймали. Исчез. А вот у Оленьки испуг начался: по ночам кричит, в обморок падает часто.

Слушая Марковну, я украдкой поглядывал на Олю. Ее время от времени передергивало – сильная судорога пробегала по телу. Она вытягивала вверх подбородок и шумно втягивала в себя воздух, словно кто-то сжимал ей челюсти.

– Вся надежда на отца Василия, – продолжала Марковна. – После его отчиток Оле лучше. На несколько месяцев. Но в городе такого нахватаешься… Батюшка говорит, что ей надо при нем жить с годик. А потом в монастырь, чтоб защита была на всю жизнь.

Так что монолог Марковны был мне в диковинку, и прослушал его я с большим интересом. Уже из отходившего автобуса Марковна крикнула, чтобы мы не задерживались в монастыре, а поскорее приезжали в Васк-Нарву к отцу Василию.

Так и получилось. Из монастыря мы уехали на пятый день. Но четыре дня, проведенные в Пюхтицах, – одно из самых ярких впечатлений моей жизни.

Распрощавшись с попутчицами, мы прошли через святые ворота и оказались, безо всякого преувеличения, в ином мире. Мире поразившей нас красоты и гармонии. Великолепный храм, море цветов, монахини в длинных, до самой земли одеяниях. Молодые монахини передвигались с какой-то легкостью, будто не касаясь земли. Они не смотрели по сторонам и не разглядывали тех, кто шел им навстречу, а приветствовали встречных низким поклоном. Так же, не поднимая головы, отвечали на приветствия.

К нам подлетела – именно подлетела – девушка в ситцевом платье в мелкий цветочек и легкой белой косынке, ласково улыбнулась и сказала, что нужно, прежде всего, благословиться у матушки Варвары . Мы последовали за ней к дому настоятельницы.

Матушка-настоятельница сидела на скамейке с монахиней в белом апостольнике. (Название это, как и многие другие термины, не имевшие хождения в советской действительности, я узнал позже.) Обе монахини были неправдоподобно белолицыми. Человек в миру либо загорит, либо ходит с лицом, на котором зримо отпечатались следы греха, заморской косметики или долгого пребывания на улицах современного города. Лица же этих женщин свидетельствовали о чистоте. У настоятельницы было доброе, очень простое лицо. Вторая же показалась мне образцом женской красоты. Они сидели словно сошедшие с полотна Нестерова посланницы Святой Руси.

Настоятельница спросила нас, откуда мы и чем занимаемся в миру, внимательно с сочувствием посмотрела на нашего сына. Потом обратилась к девушке, приведшей нас к ней:

– Танечка, отведи их на горку.

Эта Танечка сейчас мать Серафима, настоятельница Иоанновского монастыря, где покоятся мощи Иоанна Кронштадтского, а монахиня, сидевшая рядом с матушкой Варварой, матушка Георгия – настоятельница Горненского монастыря в Святой Земле .

Я до сих пор не перестаю удивляться тому, что первыми монахинями в моей жизни оказались такие замечательные подвижницы.

Танечка пообещала, что соседей у нас не будет.

Четыре дня мы прожили в этом дивном месте, посещая утром и вечером монастырские службы. Службы были долгими. Нас поразило монашеское пение. Все было так непривычно: покойно, молитвенно и радостно. В тогдашнем Питере не было ничего подобного. В церквях помимо толчеи чувствовалось сильное напряжение. Можно было столкнуться с соглядатаями. Молодых людей в храмах было немного. И все они, так или иначе, были на заметке у органов безопасности. Однажды на Пасху в Спасо-Преображенском соборе к моей жене подошел ее студент, комсомольский активист, и заявил, что если она не поставит ему на экзамене хорошую отметку, то он донесет на нее декану.

Но все же это был, хотя и очень несовершенный, опыт молитвы.

Паломников в монастыре было немного. В храме стояли в основном монахини. Несколько очень пожилых монахинь в схимнических облачениях, расшитых белыми крестами, ангельскими головками, обрамленными крыльями и трудно различимыми славянскими письменами, сидели на скамьях у западной стены. Мне так и не удалось увидеть их лиц. Они сидели с низко опущенными головами и перебирали узелки четок. Справа, у солеи, под иконой Успения Божией Матери молились разновозрастные дети.

Одна из девочек после первой же литургии подошла к нам, взяла нашего сына за руку и объявила, что проводит нас к источнику. Она рассказала, что зовут ее Аней, что мама ее иконописец и что они приехали из Москвы.

– Пойдем, Петя, – обратилась она к нашему сыну.

– Откуда ты знаешь его имя? – удивился я. Мы называли его по имени только при Танечке.

– Здесь все всё знают, – очень серьезно ответила Аня и кивком головы пригласила нас следовать за ней.

– Это она стопочку Богородицы поцеловала, – объяснила Аня.

Мы остановились возле сосны. От ее ствола во все стороны по поверхности земли разбегались толстые корни. На одном из них было утолщение, очень похожее на небольшую женскую или детскую стопу. Оно было идеальной формы, ровно очерченное каким-то изящным орнаментом в виде кружочков, оплетенных тонкой жилкой.

Аня наблюдала за нашей реакцией.

Я не знал, что ответить. На всякий случай произнес:

– Папа с мамой не верят, что это след стопы Богородицы. Скорее всего, игра природы. А вот явление чудотворной иконы здесь было на самом деле, – убежденно заключила Аня. – Но если народ верит, что это стопа Богородицы, пусть верит. Это никому не мешает. Просто народ любит поклоняться каким-то реальным вещам.

Слышать подобные суждения от десятилетней девочки было странно. Я понимал, что этот выросший в церковной семье ребенок знает много такого, о чем я и не догадывался. У нее было чему поучиться. И главное, с ней можно было говорить как с абсолютно взрослым человеком. Другое дело – было стыдно за собственное невежество и незнание того, что этой девочке ведомо с пеленок.

Мы перешли по мостику ручей. На полянке, с трех сторон окруженной деревьями, находилась небольшая часовня с Пюхтицкой иконой Божией Матери и деревянный сруб купальни. Возле него стояло несколько женщин и один старичок. Мы подошли к ним. В этот момент Петя стал вырываться и проявлять беспокойство. Нам предложили окунуться без очереди.

– Ишь как благодать чувствует, – проговорил старичок и перекрестился широким крестом.

– Ну, я побегу, – объявила Аня. – Надеюсь, дорогу найдете.

Женщина, шедшая по тропинке впереди нас, стала объяснять, как нужно окунаться в святом источнике:

– Ну не скажите, – стала перечить ему первая просветительница. – Господь-то все знает. Главное – себя грешником осознавать.

– Эт само собой. Осознавай. А к молитве ничего не добавляй. Ее так великие подвижники читали. И старцы…

Конца спора я не дослушал. Из купальни вышли четыре женщины. Я обернулся к жене:

– Полотенца-то мы не взяли…

– Какое полотенце! – сразу воскликнули несколько женщин.

– Вытираться нельзя ни в коем случае. Надевай одежду. Сразу высохнешь. Тело как в огне горит. Тут даже зимой не вытираются, – разъяснил премудрость купального делания старичок.

Вода оказалась ледяной. Первую молитву я прочитал не спеша и, прижав к себе Петю, присел, погрузившись в воду с головой. Петя громко закричал и стал вырываться.

– Исцели его, Господи! Верую, Господи. Помози моему неверию.

Я поблагодарил народ за то, что нас пустили без очереди, и повел притихшего Петю в поле. Жена взяла его за другую руку, и мы пошли, прислушиваясь к Петиному бормотанью.

– Ты что сказал? – спросил я его в сильном волнении.

Он что-то снова пробормотал.

Мне показалось, что это был осмысленный ответ, что произошло чудо и Петя получил исцеление в святом источнике. Он все понимает и скоро начнет нормально говорить.

Я сел в траву и посмотрел ему в глаза. Он не стал отводить взгляда. Это было действительно чудо. Впервые за четыре года сын смотрел осмысленно и прямо в глаза.

Приближаясь к девушкам, я невольно вспомнил эту картину. Мы услыхали пение кос. Платья из веселенького ситца какого-то старорежимного кроя ярко горели на фоне зеленого поля. На всех были белые косынки. Девушки легко в такт взмахивали косами. И хотя была пройдена добрая половина огромного поля, в их движениях не было заметно усталости. Эта неженская работа, предполагающая молодецкую удаль и силу, исполнялась с какой-то необъяснимой красотой и изяществом. Косарь не имеет женского рода. Косами всегда косили мужики. А женщины жали серпами и назывались жницами. Наши барышни-косари не были могучими бабами, в коих легко было представить сильных работниц. Напротив. Все они были худенькими, изящными. Оттого-то и была удивительной легкость, с которой они исполняли работу косарей. Эх, красота! Еще бы белую лошадь для полноты этой венециановской картины.

И только я подумал о белой лошади, как она, родимая, медленно вышла из-за кустов…

С Николаем и Покровскими мы имели возможность общаться днем и после вечерней службы. Я почерпнул много полезного из этих бесед. Они были в Пюхтицах старожилами. Ксения писала для монастыря иконы, а Николай, если мне не изменяет память, работал с какими-то документами в монастырском архиве.

В Пюхтицах останавливались на денек-другой те, кто направлялись в Васк-Нарву к отцу Василию. Мы решили покинуть гостеприимную обитель и ехать с ними. Но Танечка уговорила нас остаться: ждали Таллинского владыку Алексия. Она почему-то решила, что мне нужно непременно попасть к нему на беседу, и обещала меня представить ему. Остаться-то мы остались. И на службе архиерейской помолились, но после службы уехали на дневном автобусе в Васк-Нарву. Мне, конечно, хотелось пообщаться с владыкой. Да и архиерейский обед предполагал кое-что отличное от картошки в мундире. Но понимание своего недостоинства все же пересилило.


Трудник — это временный гость монастыря, который по собственному желанию хочет пройти испытание трудом, во имя православной веры. Трудники едут в монастыри по разным причинам. Основная — стать ближе к Господу, пройдя испытание.

Что значит трудничество

Трудник — это не сотрудник монастыря и не монах. Это особое положение верующего человека, который бескорыстно трудится во благо обители, Бога, православной веры. Трудничество многими рассматривается как проверка, перед тем, как окончательно уйти в монастырь и покинуть мирскую жизнь со всеми её благами.

Так как монашество — шаг безвозвратный, для многих людей это становится решением главного вопроса: принимать постриг или нет.

Человек, не решивший для себя этот вопрос окончательно, может побыть трудником, чтобы понять — готов ли он стать монахом. Но этой возможностью могут воспользоваться и те, кто просто хочет стать ближе к Богу: одолеть бесов, злые помыслы и негатив собственной жизни честным трудом, работой, разговорами с самим собой вдали от мирской суеты.

Трудник Валаам

В каждом монастыре есть свои определённые правила. Так в некоторых есть возрастные ограничения. К примеру, можно пройти путь трудника людям строго с 18 до 60 лет. В некоторые монастыри всё же принимают прошедших реабилитацию и вставших на путь исправления наркоманов и алкоголиков.

Стоит отметить, что в монастыре для трудников, как и для всех, кто там проживает, существуют определённые правила. Монастырь — это свои устои, традиции, которым необходимо следовать беспрекословно. Поэтому перед тем, как начать трудничество, люди проходят определенные процедуры.

Свечная мастерская Валаам

На что может рассчитывать трудник в монастыре

Кроме самого главного — близости к Богу, трудник получает в монастыре хлеб и кров. В данном случае слово трудиться имеет немного другой смысл. Для обычного человека хлеб и кров добывается трудом, для трудника, это способ поддерживать жизнь. Ведь к трудничеству он пришел не из-за пропитания, а для служения своим трудом Господу.

Основа трудничества — физический труд, как самое эффективное средство для очищения тела и разума. Поэтому в монастыре нет трудников-бухгалтеров, трудников-секретарей и так далее. Простая пища, физическая работа большую часть времени, а остальное время разговор с Господом через молитву — вот что ждёт желающих потрудиться во славу Божию.

Чаще всего за трудником не закрепляется какая-то определённая должность или обязанность. Сегодня это может быть кладка кирпича, завтра уход за садом или огородом, а через несколько дней труд на кухне или внутри самого монастыря. Всё зависит от потребностей обители. При подборе работы учитывается физическое состояние и пол человека.

Как стать трудником

Приехать просто так в понравившийся монастырь в любое время вряд ли получится. Договариваться об обете трудничества необходимо заранее, позвонив в конкретный монастырь. Сейчас у многих храмов и обителей есть страница в социальной сети или сайт, где можно уточнить информацию. К примеру, вот такую подробную инструкцию подготовили в Валаамском монастыре.

Многие монастыри также организуют специальные лагеря, во время которых осуществляется работа. Обычно это что-то масштабное: ремонт, строительство, реставрация и так далее. Формируется группа трудников для такого лагеря заранее, и чтобы туда попасть необходимо записаться загодя.

Правила монастыря

Рекомендуем по теме

Где требуются трудники

А наша редакция собрала для вас подборку контактов нескольких святых мест, где требовались трудники последнее время. Надеемся, что они будут вам полезны.

Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, С.-Петербургъ, 1890-1907.

Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе

Богородицкая гора, на вершине которой расположен Пюхтицкий Свято-Успенский монастырь, издревле носила название Куремяэ (эст. – Журавлиная гора). Еще в XII-XIII веках через эти места пролегал торговый путь, соединявший Новгородскую и Псковскую земли с древними эстонскими городами Юрьевом (Тарту) и Колыванью (Таллин). В те далекие времена возникли в этом районе первые русские поселения. С XIII века с экспансией крестоносцев началась католизация края. И все же часть населения оставалась верной православию, искала в нем поддержку. С введением в Эстляндии лютеранства (в первой половине XVI века) для иноверных наступили трудные времена. Православные храмы, часовни разрушались. Богослужение совершалось на непонятном эстам немецком языке. В ХV столетии здесь были мученики за православную веру. В древнем Юрьеве в 1472 году пресвитер Никольской церкви Исидор с 72-мя прихожанами были схвачены на реке Омовже во время крещенского водосвятия, заключены в тюрьму и через два дня брошены под лед в той самой Иордани, на которую они выходили в праздник Богоявления. И вот, в этом краю, в утешение измученному в непосильной борьбе с тевтонскими рыцарями эстонскому народу, явилась Божия Матерь.

Обретение иконы Успения Пресвятой Богородицы пастухами

По свидетельству Сыренецкой летописи XVI века более четырех веков назад в Куремяэ было знамение. Ранним летним утром пастухи увидели на горе Светозарную Деву в дивном лазурном одеянии. Они устремились на гору – видение скрылось. Когда же стали удаляться, Она вновь предстала их взорам. Вернувшись домой, пастухи рассказали об этом жителям своей деревни. На другой день на рассвете селяне отправились на гору и тоже увидели Пречистую Деву Марию, в сиянии чудного света стоящую… На третий день собрались у горы крестьяне со всех окрестных деревень. И вновь Пресвятая Дева почтила их Своим явлением. Она стояла у подножья горы, где забил источник ключевой воды. Потом Пречистая Дева стала подниматься все выше, выше и, остановившись у величавого дуба, скрылась от их взоров. На том месте, где стояла Пресвятая Дева Мария, селяне обрели в расщелине дуба икону Успения Божией Матери. Крестьяне-эстонцы, будучи лютеранами, передали икону православным, которые построили на месте явления у древнего дуба часовню в честь Успения Божией Матери и поставили там обретенный образ. С той поры Журавлиную гору стали называть Пюхтицкой, то есть Святой.

Образ Успения Пресвятой Богородицы

Сейчас икона, облаченная в серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, стоит у правого пилона центрального нефа Успенского собора. Источник, с берега которого пастух наблюдал знамение, считается святым. Он не замерзает в холодные зимы. Купания в нем помогли многим избавиться от тяжелых недугов. До сих пор сохранился и старый дуб, под которым нашли образ Успения Богоматери. Ученые полагают, что ему не менее 1000 лет. Его высота 26,5 метра, обхват ствола свыше 4 метров. Он также почитается святым, и всяк сюда приходящий пытался отщепить от него хотя бы кусочек коры. Сегодня вокруг древнего великана возведена ограда. А рядом стоит воссозданная часовенка XVI века, внутри которой находится старая часовня.

Основание Пюхтицкой обители

Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской

Елизавета Дмитриевна Шаховская

Одной из основных задач, стоявших перед отделением, было открытие школы для девочек и по возможности при ней домовой церкви. Ввиду многочисленных заявлений со стороны лиц, желавших отдать своих детей для обучения, было признано необходимым с осени 1887 года открыть школу не только для девочек, но и для мальчиков, притом без различия в вероисповедании. Император Александр III, узнав об открытии школы в Йыхви, повелел выделить 30 тыс. рублей для создания специального продовольственного фонда.

Школа размещалась в частном доме и не могла вместить всех желающих учиться, поэтому было решено построить специальное здание для обучения не менее 150 детей.

Игумения Варвара (Блохина)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В 1891 году на праздник Успения состоялось торжественное открытие общины. А в 1892 году Указом Священного Синода было определено монашескую общину переименовать в Пюхтицкий Успенский женский монастырь с возведением монахини Варвары в сан Игумении. С первых дней существования обители в Пюхтице был установлен строгий монастырский порядок, какой можно было встретить только в старинных монастырях.

Император Российский Александр III пожаловал новому монастырю богатые священнические облачения. Разными благотворителями пожертвованы церковные книги, серебряные сосуды, лампады, кадила, напрестольные кресты. В устроении обители сыграл большую роль протоиерей Иоанн Кронштадтский – проповедник и чудотворец. Он заботился о монастыре, регулярно помогал деньгами, присылал новых насельниц. Во время его приездов, особенно в торжества Успения Богородицы, в Пюхтице собиралось до десяти и более тысяч богомольцев и паломников.

Строительство монастыря

В 1892 году адъюнкт-профессор Петербургской академии художеств, академик Михаил Тимофеевич Преображенский предложил генеральный план застройки монастыря, в основу которого была положена простая и ясная идея: церковь, находящаяся в центре обители, как бы собирает вокруг себя деревянные дома с келиями и Святые ворота со звонницей. Архитектурно-строительными работами руководил уроженец Сааремаа архитектор Александр Артемьевич Полещук. В том же году возводятся первые бревенчатые домики для келий, детского приюта. Закладываются главные Святые врата из гранита и кирпича с деревянной колокольней над ними. На средства Иеввенского Отделения Православного Прибалтийского братства приобретаются первые колокола: Большой весом 2648 кг, Полиелейный – 1326,8 кг и Малый – 350 кг, отлитые военным ведомством из Усть-Двинской крепостной артиллерии специально для первого в Эстляндии монастыря.

16 августа 1892 г. Высокопреосвященный Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, освятил первый каменный соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1895 году был возведен трапезный корпус с церковью во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Число насельниц быстро росло. В обители был в полном объеме введен монастырский богослужебный круг, созданы два хора – один для пения на славянском, другой – на эстонском языке. Проповеди также читались на двух языках, что способствало популярности монастыря. Важное значение для местного населения приобрела благотворительная деятельность обители. В приюте для бедных детей воспитанницы обучались чтению, письму и другим предметам по программе церковноприходских школ, а также рукоделию, иконописному и золотошвейному мастерству. В монастырской лечебнице больные бесплатно пользовались лекарствами и медицинским обслуживанием.

Игумения Варвара заботилась об обустройстве и благолепии храма. Она сама собирала пожертвования и приобретала церковную утварь. Из Нижнего Новгорода игумения привезла старинную икону (1782 г.) на кипарисовой доске с серебряным золоченым крестом, в который вделаны 32 частицы святых мощей угодников Божиих. По ходатайству настоятельницы Варвары монастырю были пожертвованы иконы Черниговской Божией Матери и Святого великомученика, целителя Пантелеймона, писанные на Святой Горе Афон. А чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, благодаря стараниям петербургского золотых дел мастера Андреева, оделась серебряной позолоченной ризой, отделанной бриллиантами и жемчугом. В 1893 году обитель получила в дар святую плащаницу, вышитую золотом по бархату, два больших киота, богато украшенное старинное Евангелие.

В 1894 году на сорок втором году жизни скоропостижно скончался князь Сергей Владимирович Шаховской – один из покровителей и благодетелей Пюхтицкой обители. В память о нем вдова поставила на горе, рядом с княжеским домом, храм во имя Сергия Радонежского с усыпальницей князя, где спустя много лет и сама нашла последний приют.

Строительство Успенского собора
Игумения Алексия (Пляшкевич)

В 1897 году игумения Варвара Указом Святейшего Синода была переведена в Казанскую епархию, а на ее место назначена монахиня московского Страстного монастыря Алексия (Анна Михайловна Пляшкевич).

Заветным желанием игумении Алексии стало строительство большого трехпрестольного собора, который был бы украшением обители и где нашла бы достойное место икона Успения Богоматери. На это требовались огромные средства. Сестры трудились не покладая рук, развивалось золотошвейное дело. На Всероссийской выставке монастырских работ в Санкт-Петербурге в 1904 году плащаница пюхтицких мастериц, шитая серебром и золотом по бархату, была удостоена золотой медали, что, естественно, привлекло заказчиков.

Но наступили трудные времена – русско-японская война 1904-1905 годов внесла коррективы в планы монастыря. В Пюхтицкой лечебнице принимали раненых воинов, за ними усердно ухаживали монастырские сестры милосердия. Приходилось больше работать на полях, чтобы прокормить и насельниц, и обездоленных людей.

Проект пятиглавого храма, выдержанный в том стиле, в каком возводили церкви в Москве и Ярославле в XVI-XVII веках, разработал петербургский архитектор А.А. Полещук. Старый храм разобрали весной 1908 года, причем, камень, из которого он был построен, лег в основание нового, и 15 июня того же года состоялась закладка трехпрестольного собора. Минуло два года — и Успенский собор Пюхтицкой обители вознес к небесам все пять своих глав, увенчанных крестами.

Под Патриаршим омофором

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй

В июне 1990 года в статусе Пюхтицкого Успенского монастыря произошла кардинальная перемена: монастырь получил звание ставропигиального, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Второму (в миру Алексей Михайлович Ридигер).

Три десятилетия находится под его окормлением Пюхтицкая обитель. Она обязана ему самим своим существованием. В начале 60-х годов по всей стране закрывались монастыри. Пюхтицкое подворье в Таллинне было сметено с лица земли. Подлежал закрытию и монастырь на Святой горе. Патриарх Алексий Второй, тогда епископ Таллиннский и Эстонский, приложил все усилия, чтобы подобный план не был претворен в жизнь. С его стороны это был настоящий подвиг, и монахини безмерно ему благодарны за его подвижническое деяние.

Неразрывными узами связаны судьбы Патриарха и скромной обители. Сестры старшего поколения помнят его еще отроком, приезжавшим сюда с отцом – священником приходской церкви в Таллинне. В шесть лет будущий Патриарх, одетый в стихарь, прислуживал за богослужением в алтаре Пюхтицкого Успенского собора. В 21 год, после окончания Ленинградской духовной семинарии, он стал настоятелем Богоявленской церкви в соседнем с Пюхтицей городе Йыхви и часто служил в монастырском храме. Особенно памятен и радостен для насельниц обители 1961 год. 3 марта в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры протоиерей Алексий был пострижен в монашество, а 3 сентября 1961 года архиепископ Никодим (Ротов) возглавил свою первую архиерейскую хиротонию, посвятив архимандрита Алексия в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина во епископа Таллиннского и Эстонского. С этого момента и до последнего дня жизни Святейшего Патриарха Пюхтицкий Успенский женский монастырь находился под его непосредственным руководством и управлением. Поистине возрождение, укрепление и украшение монастыря свершилось благодаря постоянному отеческому попечению, вниманию, любви архипастыря.

3 января 1968 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) монахиня Варвара (Валентина Алексеевна Трофимова) была назначена настоятельницей Пюхтицкой обители. А 18 января, в канун праздника Богоявления, Высокопреосвященный архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (позже Святейший Патриарх Московский и всея Руси), в Таллиннском Александро-Невском соборе возвел монахиню Варвару в сан игумении, а на следующий день,19 января, в Пюхтицах вручил ей игуменский жезл. В Москве в Свято-Троице-Сергиевой Лавре Святейший возложил на неё наперсный крест. Новая игумения стала третьей строительницей обители. За 43 года ее усердных трудов, перечислить которые просто невозможно, монастырь преобразился до неузнаваемости.

Игумения Варвара сразу же занялась благоустройством обветшавшего в те годы хозяйства. При помощи и по благословению Владыки Алексия в монастыре развернулось комплексное строительство: было оборудовано центральное отопление; проведены водопровод и канализационная сеть; установлена своя электромельница; возведены новые кирпичные келейные здания, каменные хозяйственные строения. Архитектурный ансамбль пополнился Сергиевой колокольней, новой крестильной церковью в честь Иоанна Крестителя и священномученика Исидора Юрьевского, домом для представительских целей с современным конференц-залом, музеем и др. Старую бетонную ограду заменила мощная из гранитных валунов стена с угловыми башнями-домами.

Отремонтированы и отреставрированы все храмы, позолочены кресты. Заново расписан Успенский собор. Своды Святых врат украшены живописными картинами из истории обители. За оградой оборудована двухэтажная гостиница, возле Святого источника выстроена купальня, а на хозяйственной ферме освящена новая часовня Георгия Победоносца. В богадельне, где живут престарелые или заболевшие монахини, открыта церковь в честь Святителя Алексия и великомученицы Варвары.



Древние легенды, живущие в местечке Куремяэ Эстонии, как будто охраняют величественный монастырь, к которому многие столетия ведут исхоженные паломниками тропы. Вот она Журавлиная гора или Святое место (Pühtitsa), на котором возвышается вечная обитель. Её нерушимая жизнь предсказана святыми пророками. На высоком холме, созданным ледником и легендарной личностью эпоса Эстонии Калевипоэгом застыли, зовущие к себе, купола собора. Благодаря силе героя образовалась Журавлиная гора, самое большое озеро Консу из ближайших окрестностей. Как только не называли место ритуальных действий языческих богов, шабаша ведьм в древности. Может быть, действительно, под огромным стволом засохшего дуба захоронены ноги героя, преданного невестой?

История монастыря

Именно, под ним, как говорит легенда, эстонские пастухи нашли икону Успения Божьей Матери, предопределившей возведение величественного монастыря. На земле Эстляндии в 1885 году создан православный Пюхтицкий приход. Благодаря инициативе местного губернатора в 1891 года здесь открыли женскую монашескую общину. Через несколько лет из неё вырос монастырь. Разрушительные исторические события, проносившиеся над Эстонией несколько веков подряд, не нанесли вреда этому удивительному православному комплексу, вызывающему интерес у бесчисленных туристов. Монастырь всегда оставался действующим. С 1990 года монастырь находится под каноническим управлением Патриарха Московского, всея Руси.

Вид Пюхтицкой обители по проекту М.Т. Преображенского, 1892 год

Вид Пюхтицкой обители по проекту М.Т. Преображенского, 1892 год

Первоначально на месте нахождения иконы построили маленькую часовню. В ней находилась найденная икона до возведения главного Успенского собора. Архитектурный комплекс женской обители возводился по проекту М.Т.Преображенского.

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892 год

Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892 год

Паломники начинают знакомство с комплексом, обойдя трижды вокруг дуба. Рядом с ним находится самая старая постройка ансамбля деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая на кладбище, где захоронены сестры, чьи могилы обозначены аккуратным рядом белях крестов из металла.

Пихтюцкий монастырь в Эстонии

Сейчас в его состав входят следующие постройки:

  1. Пятиглавый Успенский собор, возведённый в 1910 году. Он является главным храмом, украшающим комплекс зданий монастыря. Среди главных святынь вместе с найденной иконой под куполами храма находятся иконы Божьей Матери Владимирской, мощи святых угодников, другие ценности. Дорога к храму проходит через Святые врата, построенные в 1895 году в виде четырёхугольного здания из камня, заканчивающегося шатром. Они открыты всегда. Существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
  2. Симеоно-Аннинская церковь, возведённая (1895 год) В ней расположена трапезная. Рядом с ней стоят известные поленницы Пюхтицы. Сложенные дрова похожи на стога из сена. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
  3. Сергиевская церковь.
  4. Здание странноприимного корпуса. По древней монашеской традиции здесь и сейчас дают приют странникам. Три дня их кормят, обеспечивают ночлег бесплатно, а потом на основе сотруднических послушаний.
  5. Дом врача. Местная больница образовалась на территории монастыря в 1895 году. В то время сельские местности не имели своего врача. Медицинская помощь, оказываемая в монастыре, была важным направлением в его деятельности. При больнице действовал приют сиротам, лечебница. С 1996 года в здании находится библиотека, архив.
  6. Святой источник. Лечебные свойства воды, появившейся на склоне горы, известны давно. Со всех сторон Эстонии, близлежащих стран спешат сюда люди за помощью. Пьют святую воду источника, окунаются в её ледяную свежесть за стенами оборудованной уютной купальни.
  7. Крестильный храм. Обряд крещения совершается в выходные дни для детей в возрасте до 15 лет, взрослых. Во время обряда выбирают по святцам ближайшее христианское имя. Всю жизнь оно будет охранять человека.

История

До 1893 года

Священный дуб и часовня
История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.

Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого.

В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховскаго было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м. Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.Йыхви) благотворительные учреждения.

Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году:

Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако:

29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.

15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.

Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.

1894—1980 годы

Святые Врата (вход в монастырь)

Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.

Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют.

Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма.

1990 — настоящее время

В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме.

В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990).

В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова)

В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь сегодня

Посетить знаменитое место Эстонии можно в форме паломничества лицами обоего пола, экскурсии по территории монастыря, спрятанной за старинными каменными стенами с четырьмя башнями. Проводят экскурсии по монастырю монахини, открывая тайны самых таинственных мест пяти храмов монастырского комплекса, показывая их внутреннюю красоту. Заказать её можно заблаговременно. В действующей достопримечательности страны проводятся различные типы церковных служб. Участие в них может принять каждый. Работа, связанная с уходом за красивыми зданиями, прилегающему монашескому саду проводится сёстрами, прихожанами качественно, аккуратно в старых традициях страны.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии

Можно воспользоваться многочисленными предложениями туристических служб, оплатив экскурсионный тур. В него входит знакомство с шестью храмами комплекса, кладбищенской церковью во имя святого Николая, Преподобного Арсения Великого, трапезной, Святым источником. Посетить мемориальное помещение музея монастыря, оборудованного в честь Иоанна Кронштадтского. Он поддерживал обитель, помогая служителям материально, морально. Принимал участие в торжествах по случаю освящения главного храма монастыря. Его личные вещи хранятся в музее, как бесценный святой дар монастырю. Дойдя на вершину горы, можно увидеть деревянный храм, возведённый во имя Сергия Радонежского, Рядом находится могила основателя монастыря знаменитого князя С.В. Шаховского. Большой интерес вызывает рассказ о жизни патриарха Алексия II, чей трудовой путь начинался в стенах знаменито монастыря с 1950 по 1958 год.

Комплекс Пюхтицкого женского монастыря

Пюхтицкий монастырь в Эстонии представляет собой законченный архитектурный ансамбль, который привлекает внимание даже туристов, далеких от православия. Эстонские туристические фирмы включают экскурсию в Пюхтицкий монастырь в свои экскурсионные программы по основным достопримечательностям Эстонии.

Даже в период существования СССР Пюхтицкий женский монастырь не был закрыт и продолжал принимать православных верующих. После провозглашения независимости Эстонии монастырь стал подчиняться непосредственно патриарху, то есть Пюхтицкий Успенский женский монастырь принял статус ставропигиального.

Эстонцы и гости страны любят Пюхтицкий женский монастырь не только как место хранения чудотворной иконы Богородицы и святое место, но и как известный памятник архитектуры и как одно из самых красивых мест в Эстонии.

В настоящее время комплекс Пюхтицкого монастыря включает в себя несколько объектов.

Успенский собор

В настоящее время является главным храмом монастыря.

В Успенском соборе, построенном в 1910 году, совершается большинство богослужений. Именно в соборе и находится знаменитая чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, найденная более 400 лет назад.

Кроме того, в главном храме хранятся Пюхтицкая икона Божией Матери, чудотворный образ святителя Николая и другие святыни женского монастыря.

Успенский собор представляет собой и интересную архитектурную достопримечательность. Высота собора составляет от земли до креста 38.4 метра, ширина – 21.3 метра, длина – 40.5 метров.

Собор является трехпрестольным:

  • Главный придел – посвящен Успению Божией Матери;
  • Правый придел – преподобному Иоанну Лествичнику и преподобному Серафиму Саровскому;
  • Левый придел – Николаю Чудотворцу и святому великомученику Димитрию Солунскому Мироточивому.

Иконостас, изготовленный в Санкт-Петербурге из сосны известным резчиком по дереву П. Абросимовым и расписанный мастером церковной живописи Ф. Егоровым, привлекает внимание туристов и паломников. Роспись купола Успенского собора полностью повторяет роспись купола храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Трапезный храм

Храм во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, построенный в 1895 году. Здесь находится трапезная, в которой питаются паломники.

Российские туристы и паломники отмечают, что еда в монастыре, приготовленная из натуральных продуктов, которые получают тут же в монастыре, очень вкусная.

Иногда в трапезном храме также проходят церковные службы.

Сергиевская церковь

Церковь (1895 года постройки), в которой также иногда проходят церковные богослужения. Церковь во имя Сергия Радонежского находится на самой высокой точке Богородицкой горы, откуда открывается красивейшая панорама на окрестности монастыря.

Также в комплексе расположены:

  • Николо-Арсениевский кладбищенский храм, 1885 года постройки;
  • Святые врата обители со звонницей из 10 колоколов, 1893 год;
  • Домовая церковь при богадельне во имя святого Алексия и великомученицы Варвары, 1986 год;
  • Дом для представительских целей;
  • Колокольня Сергиевской церкви, построенная в 1988 году;
  • Крестильная церковь во имя Иоанна Предтечи, возведенная в 1990 году;
  • Часовня у дуба, рядом с которым по приданию было явление Богородицы;
  • Георгиевская часовня, 1989 год постройки;
  • Монастырская гостиница, где размещаются паломники и туристы, приезжающие в Пюхтицкий Успенский монастырь;
  • Хозяйственные помещения монастыря (рукодельные, хозяйственные службы, келейные корпуса).

Тут же на территории женского монастыря находятся святой источник и купальня.

Как добраться

Селение Куремяэ находится в северо-восточной части Эстонии. Расстояние около 30 км отделяет его от российской границы. Автобусные маршруты, организованные из Таллина, действуют дважды в неделю. Кроме них к монастырю приезжают на междугородном автобусе, идущем в город Йыхви. Дальше поездка совершается на пригородном автобусе №116. Он совершает поездки к монастырю 8 раз за день.

Совершая путешествие в Эстонию на поезде, например Москва-Таллин, выйти нужно на станции Йыхви.

Интерес к монастырю возрастает с каждым годом. Несмотря на то, что количество женщин, решивших посвятить ему свою жизнь, сокращается, заведённые условия, порядок, ритуальные действия не меняются. Древнее пророчество о его вечной жизни на Святой горе Эстонии продолжает сбываться.

Читайте также: