Как покупается оружие в сша

Обновлено: 18.09.2024

В статье выделены уровни регулирования права на оружие . Дана краткая характеристика федерального законодательства. Представлена классификация штатов по уровню жесткости оружейного законодательства. Выделены основные черты законов штатов каждой группы. Показано взаимодействие двух уровней законодательства. Рассмотрены основные проблемы этого взаимодействия.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шулус Алексей Алексеевич

Административно-правовые модели оборота гражданского оружия в Российской Федерации и в зарубежных странах

Право граждан России на хранение и ношение отдельных образцов летального оружия в целях самообороны (приглашение к дискуссии)

GUN RIGHTS IN THE USA: CORRELATION BETWEEN FEDERAL AND STATE LAW

In the article the levels of gun-control regulation are highlighted. The brief description of the federal legal system is given. The classification of states related to a rigidity of laws is presented. Main features of state laws of each group are highlighted. The interaction of two levels is shown. The basic issues of this interaction are considered.

АА. Шулус ПРАВО НА ОРУЖИЕ В США: СООТНОШЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОВ ШТАТОВ

Аннотация. В статье выделены уровни регулирования права на оружие. Дана краткая характеристика федерального законодательства. Представлена классификация штатов по уровню жесткости оружейного законодательства. Выделены основные черты законов штатов каждой группы. Показано взаимодействие двух уровней законодательства. Рассмотрены основные проблемы этого взаимодействия.

Ключевые слова: право на оружие, контроль над оружием, владение оружием, оборот оружия, право США.

Alexey Shuus GUN RIGHTS IN THE USA: CORRELATION

BETWEEN FEDERAL AND STATE LAW

Annotation. In the article the levels of gun-control regulation are highlighted. The brief description of the federal legal system is given. The classification of states related to a rigidity of laws is presented. Main features of state laws of each group are highlighted. The interaction of two levels is shown. The basic issues of this interaction are considered. Keywords: gun rights, gun control, firearm possession, gun circulation, USA law.

В современном мире в развитых странах право граждан на владение, ношение и применение оружия реализуется в различных формах. В Соединенных Штатах Америки (США) данный вид гражданских свобод признан в качестве одного из фундаментальных и закреплен в Конституции, а именно во Второй поправке, являющейся частью Билля о правах.

Как известно, США представляют собой федерацию, субъекты которой (штаты) обладают большой степенью свободы, что свидетельствует о значительной децентрализации системы государственного управления. Так, в Десятой поправке к Конституции зафиксирован важнейший принцип, в соответствии с которым все властные полномочия, которые по Конституции не закреплены за федеральным центром, принадлежат штатам или народу. Таким образом, правовое регулирование может осуществляться на федеральном уровне, уровне штатов и муниципалитетов, что, в свою очередь, предполагает решение вопросов их взаимодействия. Думается, что данная проблема крайне актуальна и для сферы регулирования права граждан на оружие.

Представляется, что в самом общем плане механизм этого взаимодействия выглядит следующим образом: федеральные законы регулируют относительно узкий спектр вопросов, а большинство норм содержится в законодательстве штатов. Что касается местного уровня, то его роль, как правило, незначительна, либо вообще отсутствует, поскольку в законодательстве большинства штатов предусмотрено следующее: муниципалитеты не могут принимать акты, нормы которых являются более жесткими по сравнению с уровнем штата. В свете вышеизложенного предметом данной статьи стало взаимодействие в США федерального центра и штатов в области регулирования права на оружие.

Вместе с тем следует отметить, что до самого конца XIX в. вообще не существовало федеральных законов, регулирующих право на оружие. Первым стал закон о конфискации оружия за незаконную охоту в Йеллоустонском парке от 1894 г. Далее в течение трех десятилетий были приняты аналогичные законы с очень узкой и специфической сферой применения [1].

Как уже отмечалось, основная нагрузка по регулированию права граждан на оружие приходится на уровень штатов. В Конституциях почти всех штатов содержатся гарантии прав на хранение и/или ношение оружия. Такая норма отсутствует лишь в 6 штатах из 50 в: Калифорнии, Нью-Йорке, Нью-Джерси, Мэриленде, Миннесоте и Айове. В целом представляется возможным разделить все штаты на три группы по критерию жесткости оружейного законодательства. К числу штатов со строгим законодательством относятся Гавайи, Род-Айленд, Массачусетс, к либералънъш — Вермонт, Юта, Аризона, к средним - Миннесота, Айова.

В качестве характерных черт законодательства первой группы можно выделить:

а) запрет на штурмовое оружие и/или магазины большой емкости;

б) широкое распространение системы лицензирования владельцев оружия и/или необходимость получения разрешения в полиции на его приобретение;

в) регистрация оружия;

г) жесткие правила получения разрешения на ношение оружия;

В законодательстве отдельных штатов этой группы представлены либо все вышеперечисленные признаки, либо часть из них. Например, на Гавайях присутствуют все пять вышеназванных положений, при этом первый запрет распространяется лишь на пистолеты. В штате Род-Айленд специфика такова: требуется разрешение в полиции на покупку короткоствольного оружия, практически невозможно получить лицензию на ношение оружия, действующую на территории всего штата, запрет на гангстерское оружие для всех лиц, за исключением обладателей федеральной оружейной лицензии. Законодательству штата Массачусетс свойственны пять вышеназванных базовых черт со следующими особенностями: первая позиция распространяется лишь на оружие и магазины, произведенные после 13 сентября 1994 г.; по второму пункту требуется и лицензия, и получение разрешения в полиции, причем как для короткоствольного, так и для длинноствольного оружия; третий признак де-юре отсутствует, но полиция фиксирует передачу оружия от одного лица к другому; получение разрешения на скрытое ношение оружия формально является жестким, но фактически довольно высокий процент населения штата обладает им; по пятой позиции требуется получение ли-

цензии штата на владение автоматическим оружием, запрещены глушители и некоторые разрушающие устройства, остальное оружие должно соответствовать законодательству штата в области штурмового оружия.

Что касается специфики оружейного законодательства второй группы, то здесь представляется возможным указать на такие черты:

а) отсутствие как лицензирования владельцев оружия, так и получения разрешения в полиции на его покупку;

б) отсутствие регистрации оружия;

в) либеральный порядок получения лицензии на скрытое ношение оружия, либо отсутствие необходимости ее приобретения;

г) отсутствие запретов или ограничений на штурмовое оружие или магазины большой емкости;

д) полное или практически полное отсутствие запретов и ограничений на гангстерское оружие;

е) отсутствие необходимости получения разрешения на открытое ношение оружия (правда, данный признак встречается далеко не во всех штатах рассматриваемой группы).

Что касается конкретных примеров, то в штате Вермонт налицо все характерные черты с двумя особенностями: фигурирующая в третьей позиции лицензия на скрытое ношение оружия в истории штата вообще отсутствует, поскольку там это право никогда не ограничивалось; в области гангстерского оружия запрещены владение и продажа глушителей. В штате Юта присутствуют все признаки, за исключением того, что открытое ношение как короткоствольного, так и длинноствольного оружия требует лицензии; при этом допускается свободное открытое ношение любого оружия без патрона в патроннике. Классическим примером исследуемой группы является Аризона, где отсутствуют ограничения и запреты по всем рассматриваемым позициям.

Законодательство третьей группы штатов имеет смешанный и не столь, как в первых двух группах, ярко выраженный характер. Необходимо отметить, что по сравнению с первой группой различные запреты и ограничения либо отсутствуют, либо зафиксированы не столь жестко, а в отноше-иии к второй - имеется ряд сходных черт, хотя и не следует говорить о полном совпадении. Что касается деталей, то, к примеру, лицензирование, институт получения разрешения в полиции или регистрация встречаются в большинстве штатов рассматриваемой группы, но распространяются лишь на короткоствольное оружие. Современный порядок получения лицензии на скрытое ношение оружия достаточно либерален, хотя в недавнем прошлом он нередко носил жесткий характер. Ограничения в области штурмового оружия и магазинов большой емкости не являются распространенными, но все же могут иметь место. Право на гангстерское оружие примерно в половине исследуемых штатов не ограничивается, тогда как в другой половине оно существенно ограничено или запрещено. Типичными представителями третьей группы являются штаты Миннесота и Айова. В первом из них обязательно разрешение на приобретение короткоствольного и штурмового оружия. Что касается гангстерского оружия, то укороченные винтовки и дробовики, а также любое другое оружие не ограничиваются, на автоматические образцы наложены дополнительные ограничения, глушители и разрушающие устройства запрещены. В Айове требуется получение разрешения только на покупку короткоствольного оружия, штурмовое оружие и магазины большой емкости не регулируются, а гангстерское оружие почти полностью запрещено.

Владение простым оружием (т.е. не относящимся к гангстерскому) регулируется федеральным законодательством в минимальном объеме, поскольку в нем не содержатся требований в плане регистрации такого оружия, лицензирования его владельцев, получения разрешения в полиции на покупку оного. Законодательство штатов не должно противоречить федеральным нормам, что не исключает введение первыми дополнительных положений (ограничений). На практике законы большинства штатов не регулируют вопросы владения оружием, а направлены лишь на его ношение и применение. Особенно ярко это проявилось в последние два-три десятилетия: так, если ранее в ряде штатов требовалась лицензия на владение некоторыми типами оружия (например, короткоствольным оружием - пистолетами, револьверами и пр.), либо получение разрешения в полиции на покупку оного, то теперь такие ограничения присутствуют в значительно меньшем количестве штатов. К примеру, в Миссури в 2007 г. отменили необходимость получения разрешения от шерифа на покупку короткоствольного оружия. В 2012 г. подобная либерализация произошла в Мичигане при покупке такого оружия у дилера, одновременно там разрешили покупку пистолетов и револьверов с рук при наличии соответствующего разрешения от полиции.

Резюмируя вышесказанное, представляется возможным охарактеризовать взаимодействие федерального центра и штатов в сфере регулирования обычного оружия как довольно слабое, что в значительной мере обусловлено спецификой самого объекта регулирования, его широким распространением и использованием. Что касается взаимодействия уровней законодательства применительно к гангстерскому оружию, то оно относится к достаточно сильному типу.

В завершающей части статьи представляется целесообразным в порядке постановки остановиться на двух проблемах взаимодействия указанных уровней законодательства. Первая из них касается, казалось бы, парадоксального вопроса относительно возможности отдельных штатов отменять федеральные законы в своей юрисдикции. На первый взгляд представляется очевидным отрицательный ответ, поскольку в Конституции США закреплено положение о верховенстве федеральных законов над законами отдельных штатов. С другой стороны, нельзя забывать о том, что американские отцы-основатели говорили о праве штатов отменять противоречащие Конституции федеральные законы на своей территории [2]. К примеру, такое право было закреплено в резолюциях 1798 г. шта-

тов Виргиния и Кентукки [3]. В свете вышеизложенного думается, что сформулированная проблема не столь проста, как могло бы показаться, и она заслуживает глубокого изучения.

Принятие закона в Монтане и ряде других штатов породило острые дискуссии и имело своим результатом судебные разбирательства. Противники рассматриваемого акта утверждали, что законы отдельного штата не могут противоречить федеральному законодательству. В 2013 г. это было зафиксировано в решении Апелляционного суда по девять (федеральному) округу, в юрисдикции которого находится штат Монтана. Суд постановил, что согласно предыдущим судебным прецедентам федеральные власти могут вмешиваться во внутреннюю коммерцию штата, если невмешательство в итоге подорвет устоявшийся порядок торговли между штатами [6]. При этом в качестве предыдущего прецедента по этому делу было использовано решение Верховного суда США от 2005 г., согласно которому федеральный центр может запрещать выращивание и использование марихуаны на территории штата [5]. Верховный суд отказался пересматривать дело о законности Акта штата Монтана, поскольку в практике высшей судебной инстанции США крайне редки случаи отмены решений нижестоящих судов. Тем не менее, данную позицию нельзя однозначно трактовать как безусловную поддержку Верховным судом права федеральных властей вмешиваться во внутренние дела отдельных штатов: высшая судебная инстанция страны еще в 1995 г. вынесла решение, согласно которому запрет на нахождение оружия на школьной территории не может распространяться на оружие, которое не затрагивает торговлю между штатами и прочие виды торговли, регулируемые федеральными властями. Суд обосновал свое решение тем, что само по себе ношение оружия, в отличие от его производства, не является коммерческим действием [4].

Представляется возможным сделать вывод о том, что американский опыт отношений федерального центра и штатов в области регулирования права на оружие представляет большой исследовательский и практический интерес как в содержательном плане, так и с точки зрения механизмов взаимодействия федерации и ее субъектов.

1. Alan Korwin with Attorney Michael P. Anthony. Gun Laws of America // Bloomfield Press, Scottsdale, Arizona, 2013. 351 p.

Президент США Джо Байден объявил о новых мерах, которые должны ограничить оборот огнестрельного оружия в стране. Начиная с 1934 года это уже десятая по счету попытка Вашингтона ужесточить контроль в этой сфере.


Почему новый план Байдена тоже обречен на провал?

16 марта 21-летний Роберт Аарон Лонг убил восемь человек в штате Джорджия. Прямо перед нападением Лонг легально купил 9-миллиметровый пистолет.

На данный момент нет никаких оснований полагать, что сотрудники магазина могли нарушить закон при продаже оружия. В Джорджии любой человек может прийти в магазин и сразу получить оружие, если пройдет простую проверку.

22 марта в Колорадо ровесник Лонга Ахмад Аливи Алисса убил десять человек в супермаркете. Оружие Алисса купил за несколько дней до нападения. А еще за несколько дней до этого суд в Боулдере отменил закон, запрещавший продажу того типа оружия, которое выбрал Алисса. Оспорить закон в суде удалось местной стрелковой ассоциации.

В четверг, выступая в Белом доме, президент Байден объявил о своей первой инициативе по ужесточению контроля за оборотом оружия.


Последней череде нападений предшествовал год без массовых убийств в общественных пространствах — по данным Associated Press, подобного в США не отмечалось полтора десятилетия.

Еще во время своей предвыборной кампании Байден обещал подписать целую серию исполнительных указов, ограничивающих доступ американцев к стрелковому оружию, ужесточить правила проверки потенциальных покупателей и полностью запретить продажу некоторых типов огнестрельного оружия и боеприпасов.

Однако первую инициативу главы Белого дома в этой сфере американские СМИ назвали скромной. В списке мер, предложенных администрацией, — запрет на продажу специальных устройств, увеличивающих точность пистолетной стрельбы, ограничения на продажу деталей, из которых можно собрать оружие, не имеющее серийного образца, а также предоставление судам права запрещать продажу огнестрельного оружия людям, которые могут представлять опасность для себя или окружающих.

Все эти ограничения должен реализовывать минюст США, так что одобрения Конгресса президентская инициатива не потребует.

Сам президент заявил, что предложенные им меры — это только начало и администрация намерена всерьез заняться ужесточением контроля за оборотом оружия в стране. Но эксперты с ним не согласны.


После стрельбы в Колорадо люди вышли на улицы, требуя изменения законов об оружии | Источник: GETTY IMAGES

Стреляющие штаты

В начале 2020 года, еще до пандемии коронавируса, произошло два случая массовой стрельбы, приведшие в общей сложности к гибели девяти человек. В феврале прошлого года мужчина убил пятерых коллег в штате Висконсин, а в начале марта в Миссури в результате стрельбы на заправке погибли еще четверо.

С тех пор, согласно базе данных, составляемой совместно агентством Ассошиэйтед пресс, газетой USA Today и университетом, целый год в США не было массовых убийств в общественных местах, хотя в предшествующие годы подобных случаев отмечалось порядка десяти в год.

Обзор акций оборонных компаний США

Список акций военных компаний США. Производители оружия военно-промышленного комплекса (ВПК) остаются привлекательны для инвесторов благодаря американской внешней политике. Заработать на оружии легально помогут акции этих оборонных компаний.

Главное Hide

Компании военно-промышленного комплекса (ВПК) по-прежнему привлекательны для инвесторов. Внешняя политика Америки и общемировая тенденция к укреплению рынка вооружений создают позитивную тенденцию для роста котировок ценных бумаг оборонных предприятий.

Представленные на мировых биржах акции оружейных компаний США позволяют легально заработать на производстве оружия, авиатехники и специальных технических средств для силовых структур. Почти все крупнейшие игроки американской отрасли ВПК публичны, их ценные бумаги свободно торгуются на рынке и отличаются хорошей ликвидностью. Инвестиции в акции военных компаний США — это одно из самых доступных средств вложения капитала в оборонный сектор.

Как показывает практика, мировые расходы на военные нужды постоянно возрастают, начиная с 2014 года. С наступлением кризиса, вызванного пандемией COVID-19, рост расходов замедлился. Страны стали больше тратить на здравоохранение и образование — и в оборонной отрасли начался спад. Однако вложения в ВПК не сократились, оставшись на прежнем уровне. Эксперты прогнозируют, что после 2022 года темпы роста расходов снова ускорятся, придав импульс для восстановления позиций производителей оружия и аэрокосмической техники.

Есть как минимум пять американских корпораций, акции которых выглядят сильно даже в текущих условиях. В перспективе же они станут еще более привлекательными для инвестиций. Рассмотрим эти фирмы.

Boeing

Корпорация имеет несколько подразделений:

  • производства гражданской продукции;
  • производства продукции военного назначения и космической техники;
  • финансирования проектов;
  • инфраструктурной поддержки;
  • разработки, приобретения и внедрения инновационных технологий и процессов.

В оборонном секторе деятельность Boeing варьируется от выпуска предметов вооружения и военной техники до ядерных испытаний и широкомасштабных космических программ. В гражданской отрасли бренд известен, в первую очередь, своими пассажирскими самолетами — Boeing 737, 737 МАХ, 747, 777 и др.

Капитализация по итогам третьего квартала 2021 года составила 128,9 миллиарда долларов. Чистый убыток сократился в 3,5 раза в сравнении с 2020 годом. Выручка за отчетный квартал возросла на 8%. Неплохие финансовые показатели и возвращение лайнеров 737 MAX в массовую эксплуатацию дают надежду на дальнейшее увеличение цены акций Boeing. Целевая стоимость на конец 2022 года — 250 долларов за акцию.

Raytheon Technologies

Raytheon Technologies (RTX) — военно-промышленная корпорация, один из трех ведущих поставщиков оружия и техники для вооруженных сил Америки и союзных государств.

Компания была основана в 1922 году и в течение многих десятилетий входит в авангард разработчиков ракетной техники и систем наведения. Является одним из признанных лидеров и передовым новатором в среде производителей аэрокосмической и военной техники.

Raytheon Technologies действует в четырех основных направлениях:

  • выпуск аэрокосмической продукции, обслуживание авиакомпаний и самолетов;
  • производство авиационных двигателей и вспомогательных энергетических систем для военной, коммерческой и частной авиации;
  • исследования и разработка сенсорных устройств, обучающих систем, программного обеспечения и решений для киберзащиты;
  • разработка и выпуск высокоточного оружия, систем обнаружения, командования и управления, противовоздушной и противоракетной обороны (ракеты, радары и пр.).

Традиционно около 90 % прибыли фирмы приходится на оборонные заказы.

В третьем квартале 2021 года капитализация Raytheon Technologies составила 128,6 миллиарда долларов. Военному подрядчику удалось обойти соперников и заключить выгодное соглашение с ВВС США на разработку новой системы оружия дальнего действия. Контракт стал крупнейшим в ракетной отрасли за весь 2021 год. Также производитель получил еще несколько ценных подрядов от американских ВВС, которые должны хорошо окупиться в ближайшие годы и укрепить имидж и финансовое положение компании.

Консенсус-прогноз аналитиков по стоимости акций RTX: 103 доллара за штуку.

Lockheed Martin

Lockheed Martin (LMT) — военно-промышленный гигант, специализирующийся на государственных заказах США и союзников. До 95% доходов корпорации приходится на исполнение контрактов от Министерства обороны США и других структур американского федерального правительства, а также иностранных госзаказчиков.

Компания работает по четырем основным производственным направлениям:

  • авиатехника;
  • военные и гражданские вертолеты;
  • ракеты и системы управления огнем;
  • космическая техника.

В данный момент ключевым продуктом компании является истребитель F-35. На него приходится около 25% корпоративной прибыли. Ожидается, что доля доходов от F-35 будет расти ускоренными темпами до 2030 года. Так, между Lockheed Martin и Пентагоном уже заключен договор на поставку порядка 150 истребителей в 2022 году. К настоящему времени компания уже поставила на вооружение американских ВВС более 700 единиц F-35.

К концу третьего квартала 2021 года рыночная капитализация Lockheed Martin составила 95,6 миллиарда долларов. Чистая прибыль за квартал — 614 миллионов, выручка — 16 миллиардов. Хотя показатели прибыли и выручки не дотянули до прогноза, эксперты и руководство компании оптимистично оценивают будущее. У производителя низкая долговая нагрузка, большое число объемных контрактов и высокие дивиденды. Текущая цена за акцию — 345 доллара, целевая цена — 450 долларов. Потенциал роста — более 30%!

Northrop Grumman

Northrop Grumman (NOC) — разработчик и производитель высокотехнологичного вооружения и военной техники.

Компания занимается проектированием, разработкой, интеграцией и производством следующих продуктов:

  • аэрокосмические системы — самолеты, космические летательные аппараты, автономные установки, высокоэнергетические лазеры;
  • инновационные системы — ракеты, ракетоносители, оружие высокой точности;
  • системы миссий — навигационные и стартовые установки для ракет, оптические, инфракрасные, акустические и пр. датчики;
  • технологические решения — ПО и поддержка, учебные и логистические решения, модернизация сервисов.

Northrop Grumman является ведущим поставщиком в области обороны и разведки. Около 85% продаж приходится на рынок США, в основном — на правительственные заказы, и порядка 15% — на международный рынок.

Рыночная капитализация по итогам третьего квартала 2021 года — 57,2 миллиарда долларов, выручка — 8,7 миллиарда, портфель заказов — 74,8 миллиарда. Компания сократила чистый долг на 100 миллионов и получила ряд значимых контрактов, жизненный цикл которых составляет несколько десятилетий. При текущей стоимости акций Northrop Grumman 353 доллара эксперты прогнозируют рост до значения 380 долларов.

General Dynamics

General Dynamics (GD) — разработчик и производитель, предлагающий широкий спектр продуктов и услуг для нужд ВПК.

Деятельность компании осуществляется по четырем основным направлениям:

  • морские системы — прибрежные боевые корабли, подводные лодки, эсминцы, нефтяные танкеры и сухогрузы;
  • боевые системы — бронетранспортеры, танки, боевые машины, боеприпасы;
  • информационные системы и технологии — ракетные системы управления, телекоммуникационное наблюдении и обработка данных спутниковой разведки, распознавание и обработка сигналов;
  • аэрокосмическая техника — бизнес-джеты, космические спутники и системы автоматизации для них.

По итогам 3 квартала 2021 года капитализация General Dynamics составила 54,8 миллиарда долларов. Выручка возросла до 9,5 миллиарда, свободный денежный поток — до 1,28 миллиарда, портфель заказов — до 88,1 миллиарда.

Компания еще не восстановилась до предкризисных показателей 2019 года, однако ее маржинальность, растущий пакет контрактов и представленные недавно два новых бизнес-джета Gulfstream вселяют в инвесторов оптимизм. Консенсус-прогноз аналитиков по стоимости акций GD: 226 долларов. Потенциал роста — более 15%.

Восстановление мировой экономики после кризиса, продолжающийся рост геополитической напряженности и активный поиск Штатами партнеров в оборонной сфере создают уверенность в перспективности вложений в оружейные компании США. Сейчас, когда на рынке начинается плавное восстановление после кризисного спада, инвесторы и трейдеры имеют возможность приобрести ценные бумаги ВПК-сектора по выгодной цене и с хорошим потенциалом роста.

Всякий раз, когда в Америке происходит массовый расстрел (а массовые расстрелы там происходят нередко), это непременно становится одной из главных новостей не только в самой Америке, но и у нас в России. Словно нам настойчиво пытаются закрепить мысль, что свободное владение оружием до добра не доводит. Однако сами американцы от такого права, гарантированного им конституцией, отказываться не спешат. Почему?

Во-вторых, подавляющее большинство американцев разоружаться не собираются, считая, что убивает не оружие само по себе, а человек. Президент Трамп, отозвавшись на серию новых убийств, поспешил обвинить во всем компьютерные игры, воспитывающие жестокость. Наверное, доля истины в этом есть: до эпохи компьютерных игр массовые расстрелы не были регулярными. Кроме того, резко выросло число таких убийств на почве расовой ненависти, ненависти к иммигрантам. Так, стрелок в городе Эль-Пасо, явившийся с автоматической винтовкой в супермаркет, был, судя по его активности в соцсетях, закоренелым белым расистом. По данным ФБР, до 40% подобных терактов, произошедших за последнее время в Америке, случились именно на почве экстремизма и расовой ненависти.

Среди развитых стран США уверенно держат печальный рекорд по числу смертей от огнестрельного оружия (в том числе и по их количеству на 100 тыс. населения). К примеру, в 2017 году от пули погибли 39 773 человека (примерно 12 смертей на 100 тыс.; для сравнения: аналогичный показатель в таких странах, как Германия, Канада и Япония, колеблется от 0,2 до 2,1 на 100 тыс.) Но! 60% из этих смертей — самоубийства. Просто, имея оружие, легче (технически) свести счеты с жизнью. В некоторых штатах (Аляска, Монтана, Вайоминг) с тяжелым климатом на самоубийства от огнестрела приходится до 19 случаев на 100 тыс. населения. Еще какая-то часть — это убийства в порядке самообороны или для пресечения преступления. От оружия, примененного гражданскими, в Америке гибнет больше преступников, чем от рук полицейских. При этом доля жертв массовых расстрелов ничтожная, как ни цинично это звучит, от общего количества смертей от огнестрела. Просто эти случаи привлекают внимание массмедиа в силу своего особого драматизма.


Фото: Doriane Poitoux/Unsplash

Однако статистика говорит обратное. О том, что практически во всех странах, где имеются либеральные законы по поводу владения огнестрельным оружием для самообороны, число насильственных преступлений против личности невелико. Также практически во всех странах, где в последнее время (в конце ХХ века в основном) были смягчены правила владения оружием, произошло снижение таких преступлений. Есть лишь одно исключение, о чем ниже.

Основные причины запрета свободного владения оружием самообороны (короткоствольным огнестрельным оружием) сугубо политические. Власти просто боятся вооруженного человека

Кстати, на втором месте в мире после США по доле гражданских лиц, владеющих оружием, находится Йемен (53 единицы на 100 граждан). Так вот, там уровень убийств примерно равен американскому (4,8 на 100 тыс.) и существенно ниже российского. В десятке стран с наивысшим уровнем владения гражданами огнестрельным оружием (помимо США, Черногории и Сербии, это Уругвай, Канада, Кипр, Ливан и Исландия, везде более 30 единиц на 100 человек) уровень насильственных преступлений против личности существенно меньше российского.

И лишь одна страна в мире являет собой исключение из общего правила, согласно которому вооруженный для самообороны народ — самое верное средство борьбы с тяжкими преступлениями. Это Венесуэла. Там при Чавесе было разрешено владение оружием. И преступность на фоне экономической катастрофы в стране бывших пиратов выросла колоссально. Число убийств на 100 тыс. составляет немыслимые для цивилизованного мира 53 на 100 тыс. Хуже только в Гондурасе (90 на 100 тыс). В России, по самым максимальным оценкам, на руках населения находится 17,6 млн стволов. В основном это охотничье оружие. Но в это число входит и нелегально приобретенное оружие — украденное из воинских частей, купленное на Кавказе, где по факту граждане (речь прежде всего о Чечне) вооружены, и число насильственных преступлений против личности с целью ограбления или убийства минимально по сравнению с остальной Россией. Теперь еще к источникам нелегальных стволов добавился Донбасс. Однако при этом легально приобретенное оружие фигурирует в милицейских сводках лишь в 10% преступлений, а умышленных убийств с помощью него совершается менее 1% от всех таких преступлений.

Основные причины запрета свободного владения оружием самообороны (короткоствольным огнестрельным оружием) сугубо политические. Власти просто боятся вооруженного человека. Этот человек может постоять за себя, у него другое понимание собственного достоинства. А властям кажется, что он непременно принесет легальный ствол на несанкционированный митинг и начнет стрелять в Росгвардию. Власти все время подозревают в нас всех поголовно потенциальных смутьянов, бунтовщиков и даже террористов.

В России уже было фактически свободное владение оружием, в том числе короткоствольным. До революции 1917 года. Даже простой рабочий мог купить себе браунинг. И никто никого не перестрелял, пока не началась Гражданская война. Затем большевики решили народ разоружить и даже одно время подумывали о том, чтобы запретить в том числе и охотничьи ружья. По сути, эта большевистская идеология жива и поныне. И, чтобы ее подпитывать, нам периодически показывают, как страшно жить в вооруженной до зубов Америке.

Читайте также: