Как съездить на машине в прибалтику

Обновлено: 18.09.2024

В Калининград несложно улететь самолётом, тем более летают туда из Москвы аж с 1922 года - только садятся самолёты теперь не в старом Девау, а в загородном Храброво. Однако куда интереснее ехать поездом: он идёт без малого сутки, и пересекает две страны - Беларусь и Литву. Через день ходят фирменный "Янтарь" и безымянный нефирменный поезд - впрочем, у обоих новые вагоны с биотулетами и кондиционерами, цена отличается в полтора раза, а главное - нефирменный поезд пересекает Литву днём. И первая часть моего рассказа о Восточной Пруссии, то есть Калининградской области, этом Дальнем Западе России и Дальнем Востоке Европы - про Литовский транзит. Формальности и виды из окна на ближайшую к нам страну Евросоюза.

Только оговорюсь сразу: большинство фотографий ужасного качества - пыльное стекло, тусклый зимний свет и ощутимое движение без остановок берут своё. Извините и за размер поста - но всё ж такие страну пересекаем навылет.

Восточная Пруссия была островом и для проигравшей Первую Мировую войну Германии, стала и в проигравшей Холодную войну России. Собственно, создание коридора из "материковой" Германии в Кёнигсберг было одним из поводов ко Второй Мировой войне. Литовцы после распада СССР решили не повторять давней ошибки поляков, и не без скрипа, но всё же предоставили россиянам возможность пересекать свою территорию без Шенгенской визы. Жителям Калининградской области загранпаспорта выдаются бесплатно. Процедура оформление билета на первый взгляд звучит мудрёно, да ещё и через интернет билеты на калининградские поездка не оформляются, но на практике всё предельно просто. Вот так выглядит "полная версия" билета на поезд Москва-Калининград:

К билету сразу выдаётся фиолетовая бумажка, а за белой бумажкой можно заехать не ранее как через 26 часов в справочную. Если Литва вдруг отклонит транзит, билет можно сдать с 100%-й компенсацией, но как мне сказали в справочной - таких случаев на их памяти ещё не было. Впрочем, уже в Калининграде голос диспетчера настойчиво звал к справочного некоего пассажира ("Для вас информация!") - возможно, иногда всё-таки отклоняют? Как бы то ни было, белая бумажка - для пассажира, предъявлять её не надо. В вагоне в стопку сложены вот такие анкеты (даю ссылкой, так как фотка полновесная), которые нужно заполнить и отдать проводнику. Через пару часов после отправление поезда приходит консульский работник и всем выдаёт красивый УПДЖД ("Упрощённый Транзитный Проездной Документ", в обиходе "упрощёнка" и "виза"), действительный в течение месяца. На него литовские пограничники и ставят штампы. В загранпаспорте же отмечаются границы Беларуси (на въезде в Литву) и России (на въезде в Калининградску область). Всего на пересечение 4 границ поезд тратит около 4 часов.

Первая граница - белорусская, и пусть литовское название Гудогай не вводит в заблуждение. Да и в принципе север Гродненской и Минской областей традиционно относят к Дзукии - центральной исторической области Литвы между Неманом и Нярисом. Гудогай - станционный посёлок в полутора часах пути от Молодечно, близ города Островец с симпатичным царским вокзальчиком (1873) старой Ландварово-Роменской (часть Либаво-Роменской) железной дороги, построенной для вывоза орловских хлебов через балтийские порты:

У белорусов всё как полагается - опрятные пограничники работают быстро, корректно и дисциплинированно. До Литвы 7 километров, и опознать пересечение её границы можно безошибочно:

Первые 9 километров, до пограничной станции Кяна, через местечко Шумскас, тянется натуральный укрепрайон с высокими забором и камерами через каждые полсотни метров. Вряд ли это литовская инициатива - скорее, такая дань Евросоюзу. Сама же Литва. поймите правильно: я с детства слышу разговоры о том, как чудесно в Прибалтике, и потому несколько неожиданно, что первое капитальное здание, которое видишь после пересечения границы - бесхозные облезлые руины фабрики:

В принципе от России и Украины при взгляде из окна поезда Литву отличает разве что чуть другая архитектура - скажем, у нас нет хат такой формы:

на Украине и в Беларуси почти не встречаются такие вот модернические костёлы:

Ни футуристические водонапорки, похожие на ракетные турели из компьютерных игр. Это уже Кяна - приграничный посёлок:

Вокзал в фирменном литовском стиле - минималистичном, но очень приятном глазу. Литовские пограничники расторопностью и дисциплиной не отличаются, зато на поясе у каждого пистолет. По-русски говорят с ощутимым акцентом, однако после четырёх прохождений границы, я пришёл к мысли, что с красивыми женщинами в Литве всё в порядке.

В Кяне ещё есть деревянный костёл Богоматери Остробрамской (1922), но с поезда он не виден. Пока ждали пограничников, на первый путь подошёл рельсовый автобус до Вильнюса. Как я убедился позже, на рельсобусы (в основном польские 620М) тут приходится основной трафик:

Жители Кяны собираются в Вильнюс. Не уверен, что это литовцы - в приграничных с Беларусью районах традиционно живёт много (до 60%) поляков. У литовцев вообще довольно необычная внешность.

А от Кяны до Вильнюса - буквально полчаса пути. Литовский пейзаж зимой не запоминаются - те же поля, перелески, хутора, болотца. В какой-то момент из-за домов возникают окраины Вильнюса:

Вернее, это Ново-Вильня - до 1957 года отдельный город, выросший при одноимённой станции на Петербургско-Варшавской железной дороге (1852-62). Собственно, на неё - четвёртую (после Царскосельской, Варшаво-Венской и Московско-Петербургской) магистраль империи, сюда дошедшую в 1862 году, и въезжаем. Сама станция довольно невзрачна, но ей история Ново-Вильни не исчерпывается - так, в 1903 году здесь была основана крупнейшая в Российской империи психбольница (действующая и поныне), в 1940-41 годах отсюда отбывали лагерные этапы, а после войны появилось несколько крупных заводов. Вполне пролетарский пейзаж сталинских малоэтажек и деревянных бараков:

Симпатичный домик, похожий на бывший вокзал:

Слева от дороги на холме неоготический костёл Святого Казимира (1911):

И старые облезлые промзоны. Нет, не такой представляешь себе Прибалтику из России:

Ново-Вильню от собственно Вильнюса отделяют Павельняйские холмы - вообще, Вильнюс, как и Львов, весьма холмист, и его центр как бы опоясан высокими зелёными холмами. В этих рощах - остатки древнелитовских замчищ, а на опушках старые деревянные дома:

Очень колоритно смотрятся райончики в оврагах. Этот кадр, правда, снят уже на западном выезде из Вильнюса - но уверяю, особой разницы нет:

Заброшенный дом непонятного возраста:

А когда впереди покажется внушительного размера доходник 1878 года постройки, будьте начеку:

Ибо перед ним - не абы что, а Остробрамская улица (Аушрос-Варту гатве), главная ось Старого Вильнюса, сменяющаяся в его центре улицей Диджёйи. Из-за правого дома выглядывает краешек собственно Острой брамы (она же ворота Аушрос, 1503-22), в которой хранится Остробрамская икона Богоматери, главная святыня литовской столицы. Левее видны башни Базилианского монастыря (1761, построен мастером "виленского барокко" Иоаганном Глаубицем), правее из-за домов торчит крест Костёла Святой Терезы (1633-50), дальше - кварталы Старого города, а вдалеке, примерно в 3 километрах отсюда, Шнипешкес - виленский деловой квартал: справа Вильнюсское самоуправление (администрация), слева - Башня Европы (148м, 2004), высочайший небоскрёб Прибалтики, да и в принципе на тот момент выше в бывшем СССР строили только Москва и Астана.
Проблема лишь в том, что открывается этот вид на доли секунды:

А впереди уже и вокзал показался. Вернее, сначала ещё только железнодорожный музей:

Далее - если я не ошибаюсь, административное здание станции 1860-х годов, времён открытия Петербургско-Варшавской железной дороги. Лишь разбирая фотографии, заметил венчающую его угол скульптуру животного. Если я не ошибаюсь (разглядеть невозможно), это Железный Волк - символ Вильнюса: по легенде, князь Гедемин, убивший на охоте тура, увидел во сне, что пытается одолеть непобедимого волка в латах, от которых отскакивают стрелы, и жрец Лиздейка истолковал этот сон как призыв к строительству крепости над Нярисом, которая будет подобна этому волку. Если у кого есть его фотография крупнее - киньте в комментарии?

Сам вокзал - довольно невзрачная сталинка совсем не столичного масштаба: старый вокзал 1860-х годов был разрушен в 19 января 1945 года взрывом поезда, перевозившего взрывчатку. Тогда погиб 91 человек, а старое здание восстановлению уже не подлежало. У вокзала обратите внимание на двухэтажный чешский вагон - самый экзотический (для русского глаза) объект Литовских железных дорог.

Третье здание - судя по виду, почтово-багажный терминал, и построено явно после того же взрыва. Тут обратите внимание на камеру, которыми места остановок калининградского поезда прямо таки нашпигованы.

В Вильнюсе поезд делает единственную на территории Литвы 15-минутную остановку на огороженной платформе. Тут стоит сказать, что калининградским поездом народ ездит и в Минск, и сюда: из Вильнюса по Европе активно летают лоукостеры, и потому многие москивичи и минчане здесь пересаживаются с поезда на самолёт и обратно. Интересно, что билеты берут из России в Россию: так, на 17 февраля одним и тем же поездом билет Москва-Калининград стоит 1323 рубля, Москва-Минск - 1427 рублей, Москва-Вильнюс - 2204 рубля, а как результат, от Смоленска до Нестерова тут полная неразбериха. Обратно в Нестерове и вовсе подсел дядька с билетом до Смоленска, выходивший в Кибартае - то есть тупо на той стороне границы: "по решению суда" его не выпускают из страны (видимо, как должника по кредитам), но вот не выпустить из Калининградской области в Смоленск права уже не имеют, равно как и литовцы не имеют права не выпустить на своей территории человека с шенгенской визой - такая вот лазейка.
Ну а я не отказал себе в удовольствии первый раз в жизни ступить не землю Евросоюза:

Но стоянка недолгая. Дальше - грандиозное депо, опять же аутентичное, едва ли не времён постройки дороги. Судя по всему, рвануло как раз напротив почтового терминала, на полпути от депо до первого здания.

Бело-красные литовские поезда - как на подбор. К слову, единственная электрифицированная линия в стране - Ново-Вильня - Каунас, в основном же Литва, как и Калининградская область - царство тепловозов.

Здоровенная водонапорка, похожая на болт, А города за сплетениями путей толком и не разглядеть:

Кроме легендарной Вильнюсской телебашни (1974-80, высота 326 метров), у подножья которой, если я не ошибаюсь, Лаздинай, который считался едва ли не лучшим с архитектурной точки зрения жилмассивом в Советском Союзе конца 1960-х:

И труба ТЭЦ-3, кажущаяся едва ли не более высокой (на самом деле в ней стандартные 250 метров):

А под конец довольно неприглядная, типично постсоветская промзона на выезде из города:

Буквально в 8 километрах от Вильнюса - городок с не очень благозвучным названием Лентварис (11 тыс. жителей), в Российской империи известный как Ландварово. Его станция обслуживает старинный Тракай, а наш поезд здесь покидает Петербургско-Варшавскую магистраль.

. Львовяне страшно гордятся, что австрияки дотянули до них железную дорогу в 1862 году, чуть раньше, чем москали до Одессы. В Восточную Пруссию - то есть в самый дальний угол Германии - железная дорога пришла на 5 лет раньше, а в 1862 прусские железные дороги сомкнулись с русскими. Так вот, ветка к прусской границе отходила как раз в Ландварове, а вернее Петербургско-Варшавская магистраль здесь раздваивалась. Вокзал 1862 года постройки, но проект, весьма вероятно, ещё времён Николая I:

Заинтересовало меня вот это здание по соседству - это "паровозный сарай", предшественник депо:

Следующая станция (а поезд все их проходит без остановок) - Вевис, бывший Евье (4,5 тысячи жителей). В 1920-39 годах здесь проходила польско-литовская граница - ведь если кто не в курсе, Вильнюс в тот период принадлежал II Речи Посполитой, остальной Литвы же в её составе не значилось. Вевис встречает церковкой-"муравьёвкой":

А вокзал выглядит уже совершенно иначе. Честно говоря, не могу определить на глаз - он советский или межвоенный? Литовский модернизм в ХХ веке имел почти непрерывную традицию, и всегда сохранял верность себе - хоть в 1920-е, хоть при Брежневе:

С железной дороги видны ещё и трубы ГРЭС в городке Электреняй, но их у меня заснять не получилось. Дальше ещё станция Кайшядорис с развилкой на Каунас-Калининград и Клайпеду. Поезд проходит эти станции без остановок. Вот посто зарисовки литовской глубинки:

Замёрзшее озеро указывает на Каунас - вторую столицу Литвы, в отличие от многонационального Вильнюса, считающуюся более "литовской". Поезд обходит Каунас по окраинам, через грузовую станцию Палемонас с очень симпатичным модерническим костёлом рядышком (заснять не успел). В центр дорога ведёт по самому длинному в Прибалтике тоннелю (1285м), а здесь - прямо по берегу водохранилища Каунасской ГЭС (1959) на Немане:

На полуострове - Пажайслисский монастырь, шедевр литовского барокко 18 века:

А с самой ГЭС неплохие виды на промышленные окраины Каунаса:

Никаких исторических памятников отсюда не видно, кроме разве что небольшой ТЭЦ (1929-30) - литовский стиль в промышленной архитектуре:

За Неманом начинается Сувалкия - другая историческая область Литвы, входившая до революции в губернию польского города Сувалки, нынешний её центр - Мариамполе. Элеватор в каком-то городке:

И фахверковый костёл Святого Сердца Иисуса (1923-26) в посёлке Казлу-Руда:

Поезд оставляет в стороне Вербалис - при империи он был известен как Вержболово, и звучало это название тогда примерно как Чоп и Брест в СССР, "западные ворота", через которые проходило от 10% (летом) до 30% (зимой, когда замерзали моря) экспорта-импорта Российской империи и ещё больший процент международного пассажиропотока. Как я Таможня там находилась ещё до постройки железной дороги, аванстанция же выросла в соседнем посёлке Кибартай, но называлась Вержболово, Вербалис, Вербален. Старый вокзал 1870-х годов, на момент постройки второй по величине в империи, был разрушен в конце войны, от него остались лишь огромные подземелья, где иногда проводят концерты..

Stancija_Veržbolovo1900

50.

И так как после войны пограничность Вержболова кончилась - ныне вокзал тут неприметная сталинка:

У которой, тем не менее, снова встречают литовские пограничники. Весь путь от Кены до Кибартая поезд преодолевает примерно за 3 часа. От края до края. В Кибартае видны русская церковь-"муравьёвка" (1878) и очень красивый костёл (1928) в характерном для межвоенной Литвы облике:

Ну всё, до свидания, Литва! До скорого свидания - через 12 дней я ехал здесь обратно.

Как странно! Здесь снова граница, только раньше Россия была от границы на востоке, а теперь - на западе. В одной версте от Вержболово стоял Эйдкунен - "Восточные ворота Европы". Железная дорога пришла сюда из Кёнигсберга в 1860 году, и два года оставалась тупиком. Колёсные тележки менять тогда было слишком накладно, поэтому пассажиры здесь пересаживались с поезда на поезд. Эйдкунен и Вержболово помнят Тургенева (живого и мёртвого), Достоевского, Чехова, Маяковского. да проще сказать, кого они не помнят. Огромное здание немецкой таможни война каким-то чудом пощадила:

Кибартай и Эйдкунен (Чернышевское) - по сути один город, разделённый границей, пропускной пункт же чуть дальше, в городке Нестеров. В следующей части перенесёмся на противоположный конец Калининградской области - к руинам замка Бальга, форпосту крестоносцев на этой странной земле.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД
Вступление. Зарисовки, благодарности, дисклеймер.
Литовский транзит.
Восточная Пруссия
Бальга. Форпост крестоносцев.
История и достопримечательности.
Ода немецкой архитектуре.
Немецкая инфраструктура.
Заграничная Россия. Современный колорит.
Калининград/Кёнигсберг.
Самбия.
Натангия, Вармия, Бартия.
Надровия, или Малая Литва.
.

Предстоит поездка на машине в Россию. Решили ехать через Прибалтику. Есть несколько вопросов.
1. Маршрут: С Берлина до Варшавы, но не заезжая в Варшаву и наверх до Литвы. По Литве - Мариямполе, Каунас, Зарасай. По Латвии - Даугавпильс, Резекне, Зилупе. Дальше по М9 до Москвы. Это нормальный маршрут или есть лучшие варианты? Сколько времени рассчитывать на Латвийско-Российскую таможню в Зилупе? Или есть другие варианты перезда в другом месте Латвии?
2. Какого качества дороги по Литве и Латвии? Как ведёт себя полиция по отношению к машинам из Германии? Кстати, машина не перегоняется - едем в гости, т. е. стандартные германские номера.
3. Нужна ли сейчас эта уродливая наклейка "D" на заднице машины для проезда по Прибалтике или России?
4. Знаю, что нужен огнетушитель на 2 кг. Есть 2 огнетушителя по 1 кг каждый. Сойдёт?
5. Ну и вообщем, что стоит взять с собой? И прочие хорошие советы. Пожалуйста, без советов типа "лети на самолёте" или "езжай через Беларусию или Украину".
Если ещё что вспомню - допишу.

snm

2. Дороги очень хорошие.Полиция к машинам с нем.номерами ведет так же как и к лит.ном.или лат.номерами. Никто нас не останавливал, не как на УА.
3. На счет наклейки. А зачем она вообше нужна? У вас на номерах эта буква есть. Да ее и никогда и не требовали.(Для Прибалтики ,для России не знаю).
4. По огнетушителю не могу ничего ответить. Главное чтобы у него срок годности был свежий, как на аптечке.
5. Зеленую карту надо взять. Мы заправляемся в Польше два раза, чтобы не менять деньги по странам. В том году летом в Литве некоторые участки дорог обновлялись и было много бауштелей, но дороги пустые и поетому быстро шло. Я думаю там уже все построили. Дорого хорошие.И в Латвии тоже. На границах ruck-zuck на всех. По России ничего не знаю.

привет,мы тохе хотим ехат херез литва-латвия 29 июля в касахстан.Мне посоветовали ету зе дорогу,как и вам,толко хозу утознит( Даугавпилс-Лудса-Ополи-Могили ),у вас немного подругому,как правилнее.

дороги там хорошие,особенно в литве,в латвии не очень,одно что часто через городишки проезжать,скорость скидывать надо.ехал по этому маршруту,но через варшаву,по верху польши поехали туда,думали сократить,но дороги проклинали,конченные ужастно и такой бедной польши редко увидишь,назад через варшаву,бысто и удобно,хотя незнаю как и где именно наверх,вариантов думаю много.
ментов встречал редко,на границе между латвией и литвой вообще дрых погранец,на русской только надо будет немного постоять,незнаю как кому,но мы дольше 2 часов не стояли ни туда ни назад,с проверкой около 2-3 часов

Предстоит поездка на машине в Россию. Решили ехать через Прибалтику.
а зачем такой крюк, мы всегда едем в Москву из Берлина через РБ и все ОК в этом году в апреле и в мае ездили, в прошлом году много раз, чем так интересно выгоднее или быстрее или безопаснее ехать через прибалтов просветите мож и я попробую, а то в конце июля едем опять в Москву.

Возникла мысль съездить на новогодние праздники в Прибалтику на машине из Москвы.
Ехать буду 26 декабря +- день. Дней на 10-14, но хочу ещё в России в пару-тройку городов заехать.
По каким дорогам лучше ехать, где проходить границу? Где брать страховку, как расширить каску на заграницу? Какой навигатор скачать на телефон? Что нужно с собой на границе иметь?
Пока собираюсь в Литву и Латвию, может в Эстонию заеду.

Ездили на прошлый НГ по такому маршруту (Латвия-Литва).

Через Великие Луки ок прокатились и туда, и обратно, в Луках же удобно переночевать и поесть. Очередей на границе не было (проходили туда ранним утром, обратно — вечером засветло).
Только дорога с нашей стороны недалеко от границы разбомблена. М. б. починили, конечно, но я не уверен.

Офлайновых и дешёвых/бесплатных не очень много.
Maps.me — карты OSM, бесплатно, но голосовую навигацию не умеет. И частенько вылетает в режиме навигации. Короче, надо либо самому постоянно следить, либо пассажиру.
Nokia Here — карты их собственные (Navteq купили в своё время но умеет голосовую навигацию и поиск. На тот момент не смог опробовать, а сейчас, наверное, лучший вариант.
Дополнительно на андроид можно какой-нибудь osmand.

Доки на машину, паспорта с визами, страховки на себя и на машину. Вроде, ничего не забыл. Иногда латыши хотят сервисную книжку на машину или документ о техосмотре (особенно если машине старше трёх лет); у нас не требовали.
В Риге зайди в Martina Bekereja, там где-то в самом центре есть, рядом с большим ТЦ (забыл название, но в старом городе он ровно один, где-то к востоку). Там можно налопаться всяких очень вкусных сладостей, причём очень дёшево.
Алсо, ты не сможешь купить местных симок в выходные, так что можешь остаться без интернетиков.

Проходили таможню через Белоруссию.
Причем 31.12.
Норм без опозданий. Дорога на Минск до поворота на Витебск. Дальше к Новополоцку.
Таможню и у Браслова можно проходить, и у Вернедзвинска.
Навигатор справлялся яндексовский
Какие города там - зависит от настроения и интересов.
Рига - Сигулда - Турайдский замок - отдельно Рундальский замок. Можно в Баушку - там тоже отстаки крепости вроде. Кому интересно на море - Юрмала и т.п. Наши друзья отдельно сгоняли в Таллин на машине.
Мы оттудова ездили в Стокгольм одним днём на пароме.
По Вильнюсу и в целом по Литве не скажу по достопримечательностям. Там дороги хорошие - но трасс, как и в Латвии немного, средняя скорость от этого падает. Много не запланируешь. Был в Вильнюсе - оттуда ездили по кругу - Вильнюс-Утена-Висагинас- и в Мариамполе. Такой хороший деревенский пейзаж по дороге.
А вот в Тракай заедьте. Красиво там.

tele2 в Литве, Латвии и Эстонии стоит порядка 1-2 евро за симку. Паспорт не нужен. 1-2 евро хватает на 1-5 Гб. С интернетом можно пользоваться навигатором Waze (бесплатный). Даже если интернет кончится, маршрут уже постоен и до конечной точки доведет.

по дорогам и границам

Всем спасибо!
А визу где лучше делать? Или без разницы?

И еще вопросы: на границе везде живая очередь, или есть места, где надо записываться? МВУ нужно?

В Эстонию можно по инету записаться, в Латвию нельзя

Maps.me — карты OSM, бесплатно, но голосовую навигацию не умеет. И частенько вылетает в режиме навигации. Короче, надо либо самому постоянно следить, либо пассажиру.
Nokia Here — карты их собственные (Navteq купили в своё время но умеет голосовую навигацию и поиск. На тот момент не смог опробовать, а сейчас, наверное, лучший вариант.

Мы на Андроиде используем бесплатную Nokia Here (мне более старый вариант Nokia Maps был ближе) - в Европе, как уже отметили, вполне актуальные карты и в целом неплох для офф-лайновой авто-навигации.
Если же сходить посмотреть достопримечательности, то используем бесплатным Maps.me - проблем с вылетом у меня никогда не было, но звуковой навигации нет (т.е. маршрут прокладывает, но приходится всё время самому следить, куда ехать).

Про визовый центр это понятно. Я имел в виду, в какой стране лучше делать визу? Я так понял, что прибалты все довольно лояльны и могут дать длинные визы. Но вдруг кто-то дает длинные визы более охотно

Неохотно они дают длинные визы.
Если приложишь доки о будущих поездках (или хотя бы задекларируешь намерения на бумаге могут дать длиннее, чем на поездку (нам дали, например но могут и не дать.

из платных\крякнутых мне больше понравился TomTom (он лучше знал проселочные дороги чем платный iGo, Navitel и google). В то же время в Польше новые автобаны знал только Navitel не смотря на самые последние версии всех карт. Так что лучше ставить сразу несколько прог.

ты вообще отличаешь навигационную программу от карт?

ты о чем? вот google навигация, но дорог она знает меньше чем TomTom

о том что есть программа а есть карты
ты под словом навител что имеешь в виду?

Этот вопрос меня не интересовал, но в последний раз когда ездил карту требовали.
Стоит здраво подойти к выбору погран перехода и времени пересечения границы (и туда, и обратно).
В пиковое время наилучший вариант был у Новополоцка(как писали выше так как он в стороне от трасс Минск-Вильнюс и М-9.
В противном случае есть шанс провести до суток в очереди.

Обратно как раз собираюсь у Новополоцка проходить (Григоровщина, рядом с Верхнедвинском).
Туда поеду сначала в Литву, через Котловку. Вроде это тоже в стороне от основного потока, который проходит через Каменный Лог.

Меня не спросили, но я бы не рисковал. Если бы узал о необходимости раньше чем в день перед выездом, то сделал бы.

Туда поеду сначала в Литву, через Котловку. Вроде это тоже в стороне от основного потока, который проходит через Каменный Лог.

В стороне, но между ними всего 70 км, но если в КЛ 8 часовая очередь, то в Котловке будет 6-часовая.
Так как народ подъзжая к КЛ, и видя очередь будет разворачиваться и ехать в Котловку.
Это из личного опыта.
Я подороге туда, подумал головой и 30 го декабря поехал через Новополоцк. А по дороге обратно решил, что все будет ОК, так как в РФ длинные праздники и если ехать за 2 дня до их окончания, то никого не будет. АГА, конечно. Только дорога обратно была в воскресенье вечер и вереница белорусов едущих из Вильнюса превзошла все мои ожидания.

Это из личного опыта.
Я подороге туда, подумал головой и 30 го декабря поехал через Новополоцк. А по дороге обратно решил, что все будет ОК, так как в РФ длинные праздники и если ехать за 2 дня до их окончания, то никого не будет. АГА, конечно. Только дорога обратно была в воскресенье вечер и вереница белорусов едущих из Вильнюса превзошла все мои ожидания.

Ровно в то же время на М9 мы вообще без очереди (ну, там 1 или 2 машины) пересекли границу с Латвией.

Ровно в то же время на М9 мы вообще без очереди (ну, там 1 или 2 машины) пересекли границу с Латвией.

экстрасенсы на форуме
Я ездил в прибалтику несколько раз в разные года, ты когда со мной в одновременно границу пересекал и в каком направлении?


Все остальное заметно дальше, а это значит, что нужна ночевка и еще как минимум полдня пути. В итоге только на дорогу туда-обратно уходит три-четыре дня, плюс хотя бы пара-тройка дней нужна на ознакомление с городами на маршруте. То есть неделя чистого времени или фактически внеплановый отпуск. Позволить себе такое посреди рабочего года удается не всегда, зато устроить путешествие во время новогодних каникул можно запросто.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

На самом деле, по прямой до Вильнюса из Питера в общем-то тоже можно доехать за день — всего около 750 км и часа два-три на границе в зависимости от загруженности. Мы же решили удлинить маршрут, посетив еще новогодний красавец Минск, от которого до Вильнюса всего 180 км.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Итак, в путь. На первый взгляд, он всего один: выезд из Петербурга по Пулковскому и Киевскому шоссе и далее через Псков на Белоруссию. Границу лучше всего проходить через Себеж с выездом на Полоцк и затем через Лепель на Минск. Главное, не забыть, что этот путь через Себежский заповедник платный: 220 рублей за легковой автомобиль в одну сторону.

Однако маршрут можно сделать более интересным, хотя и чуть более длинным, причем по времени, а не по километражу. Дело в том, что в Белоруссию из Питера можно попасть. через Прибалтику. Например, поехав хорошо известной питерцам дорогой через эстонские Нарву и Тарту, а затем латвийский Даугавпилс, выехав к Браславу и дальше на Бегомль.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

В этом случае вы получаете почти на всем протяжении пути пустую и ровную европейскую трассу с запоминающимися пейзажами и проездом интересных прибалтийских городков. Проблема только одна — загруженность пограничных переездов, на которых можно потерять немало времени.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Скажем сразу, что на новогодние каникулы на погранпереходе Ивангород — Нарва творится ад: пробка на въезд в Эстонию выходит за пределы города, перегораживая часть проездных путей. Потерять здесь можно весь день, так что такой маршрут выбирать лучше не во время официальных российских праздников.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Скажем наперед и о втором варианте въезда через Прибалтику. Это переход Шумилкино в Псковской области, который ведет через маленький кусочек Эстонии в Латвию. Ехать через него в Белоруссию смысла уже нет: во-первых, все равно придется терять время на таможне, а во-вторых, дорога эта лежит до половины пути через дикий латвийский лес с лосями и лисами, где зимой в прямом смысле можно сгинуть. В целом восточная часть Латвии на маршруте Алуксне — Резекне — Даугавпилс — это полупустынная провинция почти без людей с деревнями разной степени брошенности. Единственную историческую остановку можно сделать именно в Даугавпилсе, получившем известность как фашистское гетто.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Признаемся честно, на отдельных пустынных маршрутах в лесу и ночью было реально страшновато из-за риска застрять или вылететь с дороги в метель. Душу грели только возможности нашего Jaguar XE: главным образом то, что он с полным приводом и на шипованных колесах. Несмотря на невысокий клиренс и лишний шум от шин на асфальте, великолепная устойчивость на заснеженной дороге и почти внедорожные способности в сугробах дают хоть какой-то запас уверенности в путешествии

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Минск — один из самых уютных и красивых городов постсоветского пространства. Главным его достоинством является ухоженность памятников всех исторических эпох. Средневековая архитектура Троицкого предместья сочетается с классицизмом центральных улиц и окружена советским монументализмом, а также современными постройками. Как ни странно, все это вполне гармонично сочетается.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

От Минска до Вильнюса по прямой всего 180 км. Однако обольщаться не стоит: основной погранпереход Каменный Лог — один из самых загруженных. Белорусы ездят в ближайшие Литву и Польшу за всем чем можно — разнообразие вещей, продуктов и, главное, цен даже в небогатых европейских странах все-таки выше.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Мы рекомендуем сделать крюк в час-полтора через город Лида, который отлично известен в России по производству кваса и пива, и пройти переход Бенякони, где почти нет очередей даже в праздники.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Залог комфорта в дальних путешествиях — качественный и эргономичный интерьер с массой дополнительных функций. В этом плане Jaguar XE не подвел ни по одному пункту, разве что мрачноват в черном цвете. Удобнейшие кресла, два экрана информации, проектор показаний на лобовое стекло, полный набор подогревов, отличная оптика, которая лупит на полкилометра вперед, и полный набор систем активной безопасности. Есть даже система просмотра мертвых зон при выезде задним ходом - очень удабная вещь!

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Итак, Вильнюс. Город с 800-летней историей, второй по количеству населения среди прибалтийских столиц и, главное, первый среди них по размерам исторического центра, так называемого Старого города. Столица Литвы разделена на две части рекой Вильней и имеет богатейшую историю, включающую огромное количество неоднозначных этапов, споры по которым в Прибалтике ведутся по сей день, в том числе, увы, и с Россией.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Хочется сказать, что на государственном уровне в стране ведется довольная откровенная и резкая антироссийская пропаганда. А уж вхождение республики в состав СССР вообще считается одним из самых страшных периодов в жизни литовцев, причем настолько, что в городе создан специальный музей оккупации, где коммунизм приравнивается к фашизму и восхваляется борьба, в том числе террористическая, с Советским Союзом. Отношение ко всему этому мы оставляем за рамками данной статьи.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Так или иначе, никакого негатива в свою сторону русские в Литве не почувствуют. На бытовом уровне отмороженного национализма, как, например, на Украине, здесь не встретишь, вся страна — от дальних хуторов до центра Вильнюса — говорит по-русски, во всех ресторанах почти всегда есть меню на русском языке. Так что никакого языкового или этнического барьера в Литве не будет, и потому можно смело отправляться на изучение столицы.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Собственно, весь городской центр является музеем под открытым небом — только на прогулки по Старому городу можно смело отводить пару-тройку дней, особенно если брать экскурсии: здесь стоит увидеть Ратушную площадь, проспект Гедимина и улицу Пилес, дворец Радзивиллов и великих князей литовских, а также массу других исторических мест.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Литва — один из центров восточноевропейского католицизма, поэтому старинных храмов тут не счесть. Особо стоит отметить Кафедральный собор Святого Станислава и готический храм Святой Анны. Одной из главных святынь является Острая брама, или ворота Аушрос, — часть крепостной стены, где хранится образ Божьей Матери. Есть в городе и православная церковь Святого Духа, основанная в XVI веке и неоднократно восстановленная после разрушений.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Отдельного внимания заслуживает Республика Ужупис — один из старейших районов Вильнюса, который из откровенной помойки превратился в эдакий центр творческого развития. За неимением денег именно здесь стала селиться творческая интеллигенция, которая преобразила это место и сделала район престижным.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Ну а финальной точкой путешествия обязательно должен стать прекрасный Тракайский замок XIV века, расположенный в 25 км от Вильнюса, на острове. Это бывшая столица Литовского княжества, вокруг которой расположен целый природно-исторический комплекс с аутентичной деревней. На территории замка, само собой, действует музей, а также проводятся различные средневековые реконструкции. Именно тут, кстати, продают знаменитые литовские пирожки с мясом — кибинаи. Провести тут можно весь день, отведав национальной кухни в местных ресторанчиках.

Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d
Едем на Новый год из Петербурга в Вильнюс через Минск на Jaguar XE 2.0d

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как попасть в Европу, минуя Украину и Польшу

У поездки по Европе на собственном авто есть много плюсов, как минимум, это дешевле и удобнее, а сколько денег на штрафах можно избежать, которые никуда не придут! Но есть большая проблема - как до этой самой Европы доехать, чтобы и побыстрее и вообще доехать. На Украине вас обдерут как липку, на границе с Польшей, а с недавних пор и Белоруссией, можно прилично задержаться, через Прибалтику тоже сомнительное удовольствие, да и по времени это долго, до одной Германии почти 2000 километров. Это дня три ехать, если без пробок на границе. Но есть вариант как всего этого избежать.


Совсем недавно я узнал, что в Европу есть другой путь - быстрее и дешевле, а главное, гораздо спокойнее и комфортнее. И не надо ехать через Китай или через Турцию - доехать можно через Финляндию. Те, кто в ладах с географией, возмутятся - так это же огромный крюк через всю Скандинавию в обход Ботнического залива, разделяющего Финляндию и Швецию! Вот только мой вариант предполагает доставку вас и вашего железного коня из Хельсинки прямиком до северной Германии по морю на пароме. Просчитываем этот вариант.



Жителем Петербурга до Хельсинки совсем близко, а многие проезжают этим маршрутом чуть-ли не еженедельно, граница вполне проходная. Москвичам и жителям южных регионов на 700 км дальше, согласен, хотя и до своих западных границ тоже надо еще доехать. В Финляндии едем сразу в порт Vuosaari, что в 20 минутах езды на востоке Хельсинки. Отсюда ежедневно в немецкий порт Травемюнде отходит паром компании Finnlines. Травемюнде - это порт Любека, от которого 3 часа езды до Берлина и всего час до Гамбурга. То есть, из Финляндии вы сразу попадаете в сердце Европы.



Паром отходит в 17.00 и прибывает в Германию на следующий день в 21.30, то есть, в пути вы чуть больше суток. За эти 2 дня вы спокойно доберетесь до Европы, хотя по прямому маршруту у вас это заняло бы трое суток, а еще сотни литров бензина, и кто знает, что в дороге может произойти.


Поэтому дальше считаем затраты по деньгам. Единственные траты, которые вам предстоят в поездке на пароме - это оплата автопакета, в который входят билеты и каюта на 4-х человек и провоз автомобиля. Такой автопакет стоит, в зависимости от даты поездки и категории каюты, от 232 евро. За эти деньги вся каюта в вашем распоряжении и машина едет с вами! Если поделить сумму на 4 человек, то выйдет от 87 евро на человека. То есть, немного дороже, чем одна ночь в обычной гостинице по пути. При поездке классическим же способом вы тратите бензина на 2500 км пути, то есть, 3.5 бака, если у вас не танк. По деньгам это около 125 евро, если брать среднее между нашими ценами и ценами в Европе на бензин. Минимум 3 ночи придется жить в гостиницах по пути - это в зависимости от количества пассажиров в машине - от 240 евро. К этому добавим взятки на всех постах ГАИ на Украине или Латвии и другие сопутствующие расходы. Выйдет примерно столько же, а скорее всего и сильно больше, чем место на пароме.






И последний третий элемент - удобство и комфорт. Тут без вариантов - паром гораздо удобнее и интереснее, чем дорога через эти страны. Кто-то стоит в очереди на белорусско-польской границе, а кто-то в это время в сауне на палубе корабля нежится. Вот есть же разница?






Что я хотел этой статьей сказать? Я часто езжу в Европу и почти всегда путешествую на машине. Но машину приходится обычно брать в Европе напрокат, так как добираться на своей - это долго, дорого и нервно. Не так давно я плавал на круизном пароме из Хельсинки в Стокгольм, после стал смотреть другие компании и нашел у Finnlines этот маршрут до Германии, который вполне удобен и является отличной альтернативой. Собственно, русских на пароме, кто выбирает этот маршрут, достаточно много, до трети пассажиров. В основном об этом знают питерцы, хорошо бы, чтобы и у жителей других городов были такие возможности, как менее геморройно доехать до Европы.



В следующий раз я обязательно напишу о своем путешествии из Финляндии в Германию на пароме, чтобы вы ощутить всю полноту разницы двух вариантов.

Читайте также: