Как съездить на остров гогланд

Обновлено: 18.09.2024

--> FISHKINET

До нападения оставалось чуть больше суток.

К вечеру 14 сентября 1944 года финны на Суурсаари сделали все, что могли, чтобы нежданные гости получили горячий прием. Артиллерия и минометы заняли огневые позиции, в капонирах эвакуированных орудий установили фальшивые стволы, пехотные подразделения в полной готовности находились в хорошо замаскированных окопах.

По приказу командира гарнизона подполковника Марти Миеттинена 9-я рота береговой обороны заняла оборону на высоте Котокаллио, непосредственно граничащей с Сууркюля. 24- я легкая зенитная батарея с шестью трофейными советскими 76-мм пушками находилась на холме Маякаллио, поддерживая пехоту с тыла. Севернее, на горе Похйосйоркья располагался штаб северного сектора обороны полка и взвод 120-мм минометов. Взвод 75-мм полевых орудий, принадлежащих 201- й легкой артиллерийской батарее, занял позиции на склоне той же горы восточнее, держа в секторе обстрела весь пригодный для высадки участок побережья.

Вдоль побережья расположились посты 10-й роты береговой обороны: два крупных - у деревни Сууркюля, и несколько поменьше - вдоль северо-западного побережья. 5- я зенитная батарея на скале Котокаллио к югу от гавани Сууркиля имела шесть 40-мм зенитных орудий Bofors.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

Ближе к центру острова, на холме Мякиинпяэллис, расположился штаб полка, 3-я легкая зенитная батарея, вооруженная 20-мм скорострельными пушками Breda, и инженерный взвод. Рядом были позиции 9-й батареи тяжелой артиллерии, где пока располагалась лишь одна 122-мм пушка. Подтащить вторую не хватало тягачей.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

Можно добавить, что если с оружием у финнов все было более-менее, то с боеприпасами - намного хуже. Патронов хватало, а вот снарядов, особенно 47-мм, было очень мало. Так же плохо было и со связью: до начала боя демонтированные телефонные линии восстановить успели не везде.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

К этому моменту в финско-немецком конфликте уже появились первые жертвы: вечером 14 сентября в бухте Котки взлетел на воздух на немецкой мине крохотный (водоизмещением 17 тонн) катерный тральщик Kuha-6. Погиб весь экипаж (6 человек) и командир флотилии тральщиков.

Находящиеся на острове немецкие связисты (26 человек со взорванной РЛС) все больше беспокоили подполковника: ровно в 00:00 15 сентября он обязан был арестовать их для последующей передачи советским властям в качестве военнопленных. Финны все настойчивее напоминали об этом немцам. На всякий случай поодаль находился взвод солдат, вооруженных винтовками. В 22.00 Киффер связался с Миеттененом по рации и сообщил, что скоро за солдатами придет транспорт. Через полчаса встревоженные финны предложили перевезти немцев на Большой Тютерс на имеющихся у них двух патрульных катерах, но вместо ответа командир немецких радистов начал подавать кому-то световые сигналы. Тут уже и самый невозмутимый финн бы все понял. И они поняли.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

Сразу после полуночи в гавань вошли два корабля, явно слишком больших для эвакуации персонала РЛС (это были сторожевые катера класса R - "раумботы"). Немцы ожидали увидеть пустую пристань, но на самом деле она оказалась забита финскими транспортами и катерами - это грозило большими сложностями при высадке.

На берег высадился Киффер, и, не обращая внимания на окрики часовых, направился к командиру гарнизона. Корветтен-капитан заявил, что прибыл, чтобы принять у финнов остров, но Миеттинен возразил, что у него "собственные приказы на этот счет", и сдавать Гогланд он не собирается. Киффер начал угрожать. Препирательства продолжались примерно четверть часа, после чего Миеттинен приказал немцам убираться, и пообещал отбить любые попытки высадиться на берег.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

Киффер попросил 15-минутную отсрочку, чтобы связаться с начальством. Это вполне устраивало Миеттинена, поскольку ему тоже надо было доложить о визите немцев командиру бригады. Впрочем, как выяснилось впоследствии, немецкий офицер и не подумал ни с кем связываться, а потратил эти 15 минут на отдачу приказов об атаке.
Во время этой паузы персонал взорванных РЛС погрузился на суда и сообщил Мекке, что финны уже довольно давно находятся на своих боевых постах. Надо было либо высаживаться, либо уходить; до рассвета оставалось не так уж много времени.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

Примерно в 00:40 немцы начали высадку, попутно захватывая стоящие в гавани финские суда. На пирсе тут же установили пулеметы. Сам Мекке с несколькими десантниками ринулся к дому, где оставил финского командира, но того уже и след простыл.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

Видя, что противник перешел к активным действиям, Миетинен приказал солдатам, охранявшим немецких радистов, открыть огонь поверх голов немцев. Десантники в ответ начали стрельбу на поражение. Огневое преимущество было на их стороне, поскольку у финнов были лишь винтовки, в то время как немцы располагали большим числом пулеметов и пистолетов-пулеметов.

Практически сразу вырубилось освещение, что создало финским артиллеристам на холмах большие проблемы: они не только не видели целей, но и вообще не могли понять, что происходит.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

В отблесках выстрелов офицеры заметили силуэты немецких кораблей, приближавшихся к острову. Огонь, ведущийся с них, облегчал финнам прицеливание. Вскоре немцы поняли это, и перестали стрелять, сконцентрировавшись на высадке, но неизбежный в ночном бою хаос привел к тому, что некоторым из десантников пришлось добираться до берега вплавь.

Батарея на холме Маякаллио открыла было огонь, но тут же его прекратила, поскольку наблюдатели сообщили, что немецкие корабли покидают гавань (на самом деле, они освобождали место для второй волны). В 1:17 батарея возобновила огонь, к которому присоединились два из трех взводов тяжелых минометов, причем сразу начались попадания в корабли на рейде.

1944. Немцы против финнов: разгром десанта на острове Гогланд

Основной десант создал плацдарм в гавани Сууркюля. Вторым местом высадки была северная оконечность острова - мыс Селькяапаянниеми. Оттуда немецкие войска двинулись в направлении Мякинпяэллиса, Маякаллио и Похйосйоркьи. Вспомогательный десант попытался было высадиться на полуострове Каппельниеми, чтобы перерезать дорогу к южной деревне Кийскинкюля. Если бы это удалось, остров бы разрезали пополам, но 34-я легкая батарея огнем отогнала десантные баржи от берега. В течение ночи было предпринято еще несколько попыток высадки в разных частях острова.

Взвод под командованием лейтенанта Руохисто на мысе Кеппельниеми был окружен немецкими войсками. Перед рассветом его бойцы попытались прорваться на юг, и, когда это не удалось, сложили оружие. Оборонявшийся на мысе Хирскаллио взвод под командованием лейтенанта Кийски оказался гораздо более крепким орешком. Располагая двумя пулеметами и парой 47-мм пушек, он вел бой в полном окружении до 04:30 до полного израсходования боеприпасов, после чего его остатки проскользнули мимо немцев к штабу сектора на холме Похйосйоркья.

Пишу о путешествии, не связанным ни с автомобилями, ни с джиперством, не знаю, насколько тут это будет уместно, и интересно читателям этого форума. Пишу по частям, свободного времени, чтобы родить все сразу - нету, извиняйте. Соответственно, хотелось бы от Вас услышать, интересно ли Вам, и стоит ли продолжать.

В организации этого путешествия я участия не принимал, меня пригласили.
Огранизовывал это действо замечательный человек по имени Максим, известный в мототусовке организацией краеведческих поездок по России и зарубежью.

http://i004.radikal.ru/1506/b8/3829a4fea081.jpg

Маршрут выглядел примерно так:

http://ff1.mosfont.ru/photo/01/05/96/105966.jpg

Путешествовали мы на этом трудяге - РК-625 (на фото на переднем плане).

http://s008.radikal.ru/i306/1506/87/6c71a734b332.jpg

Вкраце о нем:
1979 года постройки,
Длина: 21,2 м, ширина: 3,93 м, высота борта: 2,25 м;
Мощность главного двигателя 220 кВт;
Дальность плавания экономическим ходом - 800 миль;
Автономность - 5 сут;
Экипаж 3 человека (Капитан и 2 матроса).

Насколько я понял, он и занимается снабжением жителей этих островов, а также возит разные экспедиции, в том числе Русского географического общества. Да и в этот раз, среди прочего, он вез на о.Мощный припасы и почту, а также военнослужащего из отпуска. И в обратную сторону мы тоже везли человека на большую землю.

Острова Мощный и Гогланд являются пограничной зоной, поэтому чтобы попасть туда оформляются спец. пропуска, не позднее, чем за месяц до посещения.
Расстояние до ближайшего из них (Мощного) 135 км, вроде бы немного, но мы шли со скоростью 7-8 узлов, это не более 15 км/ч.

Сбор участников был в Яхт-клубе, вечером 11 июня. Осуществлялась погрузка техники для передвижению по островам.


Погода тут внесла свои коррективы - сильный ветер гнал большую волну, и чтобы избежать сильной болтанки, вместо 10 вечера мы вышли только в 2 ночи. "Погудев", разбрелись по кубрикам.


Это наш кубрик


Дровяная печь "Булериан" - это не по проекту, кустарная доработка.


Это моя койка


В кубрике есть доступ к смотровым окнам на топливных цистернах.


Другой кубрик. За этой дверью, третий, самый носовой. В носовой доступ также через люк в верхней палубе.


Камбуз там тоже есть


Ах да, забыл упомянуть об еще одном члене экипажа.


Молодой пёс, но в то же время старый морской волк по кличке Черепаха.


Когда мы подошли к о. Мощный и ошвартовались, к нам подошла лодка с пограничниками, для досмотра. А Черепаха пошел досматривать лодку.
На нее сгрузили снабжение и почту, а также военнослужащего, который пришел с нами с большой земли.


Стоянка на острове Мощный предполагалась короткой (~3-4 часа), так как основная масса "путешественников" успела побывать там осенью 2014го, ..


. поэтому выгружать всю технику не стали ограничившись только велосипедами.


. и этим забавным Дырчиком под названием Honda Monkey.

.

Оглянемся на наш круизный лайнер, и в путь по острову.

Мой отец раз в год на Мощном в учениях по развёртыванию средств тыла участвовал. Рыбы оттуда привозил , не меряно.

Даёшь отчет. ждём!

Все, что рядом с Флотом, - конечно интересно!
Пиши далее!

П.С.Начнёшь продолжать,наши просьбы подчищу.

Остров Мощный (фин. Лавенсаари) - относительно крупный остров – о чем говорит и название. Перешёл к России от Швеции в 1721 г. по Ништадтскому мирному договору. Во время Первой мировой войны, в 1916—1917 гг., Балтийский флот оборудовал остров береговой артиллерией, расположив здесь батарею десятидюймовых орудий и батарею шестидюймовых орудий, а также железной дорогой для её обслуживания. В 1920 г. остров перешёл по Тартускому мирному договору к Финляндии и был демилитаризован — батареи демонтировали. Во время Советско-финской войны (1939—1940) остров был занят двумя усиленными ротами советской морской пехоты 30 ноября 1939 г.
По Московскому мирному договору 1940 г. остров отошёл Советскому Союзу. Всю войну остров оставался за нашими, долгое время являясь самой западной точкой обороны РККФ и выдвинутой вперед манёвренной базой.
Сейчас кроме трех маяков уже ничего не напоминает о былой портовой жизни – на острове располагаются лишь небольшая погранзастава с радиотехническим постом да пост освещения надводной и подводной обстановки Ленинградской военно-морской базы.

http://i004.radikal.ru/1506/8e/697226821d6e.jpg


Еще раз оглянемся на причал.


Зачем от причала шли вот такие каменные "дороги", я так и не понял.

Наезднику на этих камнях приходилось нелегко.


Встреча пеших и конных. И обсуждение, где можно проехать.


Пограничная наблюдательная вышка.


Вид сверху с этой вышки. Что-то мне подсказывает, что забираться-то туда было не совсем можно. Каменные дороги видны хорошо.


Вероятно, остатки какого-то строения. или забора.


На "обезьянке" ездили вдвоем


Бетонная постройка непонятного назначения. Вроде бы не военного (на ДОТ не похожа).


Чей-то гараж, скорее всего лесника. Стоят Вартбург универсал и какой-то мотоцикл.


Заброшенный военный поселок. Тут были и действующие, но их мы не снимали.


Заглянем в заброшенную казарму.


Так она выглядит снаружи.


Берег, казарма, маяк.


Маяк этот называется "Передний".


На заднем плане виден створ.


Табличка на его двери.


Бережок. Если память не изменяет, тень от маяка.


Мистический круг из камней. Говорят, в ноябре его не было.


В ту часть острова нам было нельзя, даже при том, что у нас были пропуска.


А там наверное, было тоже интересно. Там Северный маяк.


Наш катер, выгрузив нас, пошел туда "по своим делам".


Еще одно полуразрушенное и заброшенное строение..


Еще один дестрой


Стрельбище на берегу


Еще немного берега.

Отредактировано Alisander (Пт, 26 Июн 2015 08:05:32)

Продолжаем гулять по Мощному.

http://s014.radikal.ru/i327/1506/a9/87ae7d2b9371.jpg


Дорожка уходит от берега в лес.


. и выходит у причала, у которого ошвартовался пограничный катер


По правую руку - заброшенный корабль.


. сросшийся с берегом


Пирс, у которого ошвартовался погранец, в весьма плачевном состоянии.


А погранца я не мог не взять крупным планом. В свое время я принимал участие в строительстве головного катера этого проекта.


Забрались на заброшенное судно, становится понятно, что это транспортный плавучий док.


Его облюбовали яхты как причал. Пока мы там отдыхали, с погранца на плавдок пришел офицер, и предупредил, что если нет разрешений, то с дока на берег сходить нельзя. "не посмотрю, что сегодня праздник, протоколов у меня хватит на каждого" - строго сказал он. Было это 12 июня.

. очень хотелось пить, а с собой не взяли воды, только водку. До посадки на наш лайнер было еще много времени, и я пошел клянчить воду у яхтсменов. Меня угостили водичкой, и рассказали, что этот док - эхо войны, был рембазой подводных лодок (чуть ли не немецких). Нашли кому рассказывать! Я по роду своей профессии представляю, как строили довоенные суда, и как строят сейчас.. На мой взгляд док был построен не ранее 60х годов ХХ века.


В инете нашел комментарий от человека, служившего тут в середине 90х: "Полузатопленное судно,это неудавшийся опыт создания пирса из плавучего дока."


Док пытались разобрать, да видимо, забросили


зрелище удручающее.


на Катер нас обещали забрать моторной лодкой. Следуем к месту встречи - кто пеший, кто конный.


С дороги видим каменную ограду, в глубине леса виднеется монумент.


Могила моряка, погибшего в 1942 году.


Монумент


Следуем к точке встречи с лодкой.


Кто съел рыбку?


Лодка загружена по самое не балуйся. По итогу все промокли.


и Дырчик с нами.


Подходим.


Выгружаемся.


Грузим лодку обратно


Погрузка дырчика

Капитан сказал, что ветер усиливается, поэтому надо "рвать когти" отсюда как можно быстрее.


Поэтому мы быстро загрузились, завелись и пошли в сторону Гогланда.


. однако мы не успели. Море уже разволновалось. Колбасило нас очень сильно, со стола летела и билась посуда. Пробултыхавшись часа полтора, мы вернулись на Мощный, правда ошвартовались на сей раз в другой бухте, как раз напротив плавдока и за погранцом. Капитан рещил выдвигаться к Гогланду в 8 утра.

http://s49.radikal.ru/i125/1506/f6/9b64442e0626.jpg


Причал на Гогланде уже поприличнее - понтонный, свеженький, ухоженный.


Выгрузились, экипировались - и в путь.


Я на этой фотке слева. если кому интересно. Это мой первый опыт катания на эндуро - внедорожном мотоцикле.


Пока дорога вполне приличная.


Снова я в местном ландшафте.


В определенном месте спешиваемся, оставляем технику и идем вниз по узенькой лесной тропинке.


Однако некоторые предпочитают и тут не вылезать из седла.


Однако, тропинка слишком крута, да еще и поваленные деревья проехать мешают. Придется все-таки оставить мотоцикл, и пойти дальше пешком.


Максим знает, куда идти.


За лесом вырисовывается силуэт.


Взору открывается печальная картина.


Судно приличных размеров лежмт на камнях почти у самого берега.

. как всегда бывает в мыльных операх, на самом интересном месте серия заканчивается =)
Спасибо за внимание, оставайтесь с нами!

Отредактировано Alisander (Пн, 29 Июн 2015 15:29:49)

http://sg.uploads.ru/FPcwt.jpg

Повествование, что называется "зацепило". полез в инет почитать еще про острова.
И нашел на другом форуме еще один рассказ, видимо от другого лица, о этой экспедиции,а также о предыдущих 13 и 14 годов.
"старый морской волк по кличке Черепаха" - там тоже на фото попался

Alisander cсылку опубликовать или подождать окончания рассказа, чтобы сохранить интригу?

Спасибо за интересный рассказ. Ждем продолжения.

AndreyA100 конечно, пока не надо. Давай я дорасскажу, а потом выложишь, мне самому было бы интересно.

Итак, возвращаюсь к повествованию. И позволю себе небольшое лирическое отступление, расказав о непростой судьбе этого судна.

Перед нами Океанографическое судно "Леонид Дёмин" 1978 года постройки. Построено на польской верфи в г. Щецин.
Длина 146,6 м, Ширина по миделю 18,6 м, Полное водоизмещение 9120 т, скорость полного хода - 21 уз. Ход обеспечивали два 16-цилиндровых двигателя по 8000 л.с.
Всего по этому проекту было построено 6 судов, одно из них - "Адмирал Владимирский" до сих пор в строю. В 2005 году я проходил сборы на УК "Смольный", мы были ошвартованы на одном пирсе с ним.

http://makarev-school.my1.ru/3.jpg


Когда-то это был вот такой белоснежный красавец.

http://cs624823.vk.me/v624823806/3275f/4VSMQNRaB3E.jpg


За годы службы были пройдены сотни тысяч морских миль, судно побывало во многих уголках земного шара, обеспечивало прохождение практики курсантов-гидрографов, а также проведение испытаний подводных лодок. Но с началу 2000х темные времена еще не собирались сдаваться, и нужные флоту корабли и суда, мало того, что моря годами моря не видели, но и беспечно продавались на металлолом и пускались под нож. Так произошло и с "Леонидом Дёминым". 2002 году он был исключен из состава Гидрографической службы ВМФ РФ, и год спустя продан на лом латвийской компании. 30 декабря 2003 года буксир тащил "Дёмина" мимо острова "Гогланд" на растерзание латышам, и почти покинул Российские территориальные воды, как вдруг море вступилось за русский корабль. Разыгрался нешуточный шторм, и чтобы самим уцелеть, на буксире решили отдать буксирный конец. "Дёмина", немного помотав, вынесло на мель у западного побережья Гогланда.
. В конце марта 2004 года, на Гогланд прибыла экспедиция. Водолазы должны были оценить характер повреждений судна и возможность снятия его с мели. В результате проведенной экспертизы было установлено, что снять "Леонида Дёмина" с мели без сильных повреждений корпуса просто нереально.


Так "Дёмин" выглядел в 2000х


Еще одно фото из тех времен


И еще одно.

Но нашему взору предстала уже совсем другая картина. Умные головы решили организовать разделку судна прямо там, на мели. Подогнали понтоны, поставили на них колёсные краны, и давай резать, да оттаскивать. И разобрали уже значительную часть носа и надстройки, как вдруг стихия снова вступилась за растерзанного "Дёмина". Шторм разметал краны и утопил понтоны. Разделку забросили.


Почти с того же ракурса, с интервалом 7-10 лет


Чуть поближе. Видно, что почти все фальшборта срезаны.


Другой ракурс.


Трещина эта заметна и на ранних фотках. Вероятно, получена при посадке на мель.


Этот кран штормом перевернуло.


Под этим утопило понтон.


он же


он же, вид с судна.

Признаюсь честно, я на "Демина" не забрирался. Я даже не знал, что это можно сделать, не промокнув по макушку. Но был в нашем экипаже человек по имени Рома, который подготовился к походу пообстоятельнее. Он вычитал в Интернете, как можно подойди, не замочив ног выше колена, где подняться и т.п.
Благодаря ему, мы можем полюбоваться фотками с оставшихся палуб "Дёмина", и немного внутри.

Прервусь до следующего вечера, утомился что-то. Спасибо за внимание!

Отредактировано Alisander (Вт, 30 Июн 2015 08:01:55)

Я снова с Вами.
Интересности на этом бережке "Леонидом Дёминым" не ограничиваются. Скалистый берег усыпан ДОТами финской постройки,и судя по тому, что побережье западное, отсюда как раз финны "встречали" немцев в 1944 году. Также тут огромное количество колючей проволоки, я предположил, что ей было огорожено место разделки "Дёмина", но мне рассказали, что она здесь с войны, и ею усеян весь остров.

http://i057.radikal.ru/1507/00/0fff6077e55a.jpg


Колючая проволока. На заднем плане ДОТ.

Постепенно, дорога портится - из гладенькой грунтовки превращается в грунтовку с насыпанным сверку колотым крупным щебнем.

http://i004.radikal.ru/1507/d7/5540f2c7259b.jpg


Двигаться по ней становится все сложнее и сложнее. К тому же, начинается затяжной подъем.


Аппарат, на котором еду я оснащен двухтактным мотором, поэтому мощность большая (для того рабочего объема), а момент на низах слабенький.


Глохну все время. а электростартера у него нет - экономия веса, поэтому заводить приходится "дрочилкой" - так в народе называют кик-стартер.


Наезднице Дырчика тоже нелегко приходится.

Постепенно подъем заканчивается, и мы выезжаем к какой-то нефтебазе. Нас встречает солдат, и говорит, что дальше нам нельзя. Обидно, но делать нечего. приходится возвращаться до своротки. Теперь "страшный подъем" превращается в не менее страшный спуск.

Выезжаем к озеру с лаконичным названием Первое.

http://s019.radikal.ru/i614/1507/c5/f7ddcb280c01.jpg


У озера - поминальный крест. Позже мне рассказали, что его поставила после войны мать одного из невернувшихся бойцов.


Техника для меня в новинку, иногда удержать удается с трудом.


то спуски, то подъемы


а здесь вообще едем по одному большому камню.


Еще одна достопримечательность острова - брошенный гусеничный тягач. Надо с ним сфотографироваться.


Если кто не узнал меня в шлеме =)

В финском заливе находится много островов. Однако лишь немногие петербуржцы смогут назвать какие-либо острова, кроме острова Котлина, на котором расположен Кронштадт. Вместе с тем есть очень интересные и красивые острова. В этом материале мы познакомим вас с некоторыми из них.

1. Остров Гогланд

Этот небольшой гранитный остров, расположенный в восточной части Финского залива, один из самых известных островов Финского залива.
Здесь на острове обнаружены стоянки каменного века и священные объекты, возраст которых 5-7 тыс. лет до н.э.

Петровский Сергей Васильевич

Острова Финского залива: Гогланд, Высоцкий, Соммерс, Мощный и др.

2. Транзундский (Высоцкий) архипелаг

Остров находится в Выборгском заливе, он долгое время был известен лишь знатокам истории и радиолюбителям. В середине XIX века здесь были возведены российские фортификационные сооружения, с 1917 века и вплоть до Второй мировой войны располагалась финская артиллерийская батарея. На рубеже XIX – XX веков на островах архипелага Александр Попов испытывал свой беспроволочный телеграф, а с 1963 по 2012 годы остров Малый Высоцкий находился в аренде у Финляндии.

Петровский Сергей Васильевич

Острова Финского залива: Гогланд, Высоцкий, Соммерс, Мощный и др.

3. Соммерс

Этот скалистый остров Петр Великий подарил своему шуту Яну Лакосте вместе с насмешливым титулом “самоедского короля”. Он находится в восточной части Финского залива. После этого подарка шут стал появляться на балах в высоченной жестяной короне. После смерти царя Лакоста лишился своих владений, так как выяснилось, что к петровской грамоте о даровании острова, вместо печати был приложен… рубль.

Иванова Татьяна Николаевна

В июне 1942 года на Соммерс, захваченный финскими войсками, был непродуманно высажен морской десант. Отчаянный бой шел трое суток. Из полутора тысяч краснофлотцев, высадившихся на этот клочок суши, не выжил никто. Остров был освобожден только после выхода Финляндии из войны в 1944 году.

Острова Финского залива: Гогланд, Высоцкий, Соммерс, Мощный и др.

4. Остров Мощный

Это довольно большой остров. До 1917 года остров был плотно заселен, здесь базировался флот из 80 судов, выполняющих транспортные перевозки между Россией, Финляндией и Швецией. После получения Финляндией независимости объем перевозок резко упал, и остров стал одним из пунктов контрабанды. Сейчас на острове располагаются лишь небольшая погранзастава с радиотехническим постом да пост освещения надводной и подводной обстановки Ленинградской военно-морской базы.

Острова Финского залива: Гогланд, Высоцкий, Соммерс, Мощный и др.

5. Большой Тютерс и Малый Тютерс

В 2005 году российские и шведские специалисты обезвредили более 30 тысяч взрывоопасных предметов.

На обоих островах стоят маяки, обслуживающий персонал является единственными обитателями островов. На Малом Тютерсе водится кольчатая нерпа.

6. Остров Лисий

Один из самых спокойных и зеленых островов, затерялся в Ключевской бухте Выборгского района. Здесь сохранились прекрасные леса с кучей грибов и ягод, чистейшие берега, вдоль которых плавает и нерестится всевозможная рыба. А поскольку заповедных ограничений нет, то остров является довольно популярным местом отдыха, вот только местные жители все чаще жалуются на браконьеров и некультурных туристов.

Острова Финского залива: Гогланд, Высоцкий, Соммерс, Мощный и др.

7. Острова Виргины

В Финском заливе есть свои острова Виргины. Особенно интересен Южный Виргин, где находится таинственный круглый лабиринт из гальки, сложенный древними людьми. Этот лабиринт называют Парижем: одни говорят, что в честь запутанных парижских улочек, другие – что это название происходит от шведского слова Paris, то есть церковный приход, и отражает сакральную сущность этого места.

Здесь я расскажу как добраться до острова Гогланд



1. Остров Гогланд находится всего примерно в 150 километрах на запад от Санкт-Петербурга посреди Финского залива. Однако, добираться до него довольно проблематично. Никаких регулярных пассажирских рейсов туда не ходит. Нужно идти на яхте, либо на теплоходе в составе организованной группы. Кроме того, остров находится в пограничной зоне, а на его территории расположена военная база. Поэтому заблаговременно требуется получать пропуска на каждого и разрешение для судна. Вот так остров Гогланд выглядит с борта теплохода. Скалистые берега, горы, утопающие вершинами в облаках, и веер лучей на всё небо.

Общий вид острова Гогланд с моря

Вот так Гогланд выглядит на подходе с борта теплохода

2. Суровые берега Гогланда порой больше похожи на побережье океана. Отвесные скалы чередуются с валунными пляжами, а полоса прибоя поднимается на десятки метров вверх по каменным склонам, напоминая о скрытой мощи морских волн. Особенно эффектно выглядит западный берег. Открытый всем ветрам и штормам Балтийского моря, он практически лишен растительности.

А так выглядит неприступный западный берег острова Гогланд

Большой камень у берегов Гогланда

Прибрежные скалы острова Гогланд

3. Одно из самых интересных мест западного побережья – это мыс Лимонникова. Он целиком представляет собой скалистый ландшафт. Отсюда открывается роскошные виды на горные массивы Гогланда и одновременно на изрезанные скалы западного берега.

Суурсаари это старое Финское название острова Гогланд

Мыс Лимонникова на острове Сурсари (Гогланд)

Мыс Лимонникова - самое красивое место острова Гогланд

Фото сделано во время экспедиции на остров Гогланд

Гогланд - это остров затерянный в дальнем конце Финского залива

То здесь, то там блестят небольшие лужицы в углублениях скал. А в дальней части мыса есть даже небольшой каньон, метров 30 в длину.

Живописный каньон среди скал острова Гогланд

А вот так выглядит бухта Лимонникова с северной вершины Гогланда.

Бухта Лимонникова - вид сверху

4. Лучшей видовой точкой Гогланда, на мой взгляд, является гора Хауккавуори в северной части острова. Юго-западная часть горы обрывается крутыми скалами, откуда открываются панорамные виды на первое озеро, южные массивы гор и западный берег Гогланда. Однако, сейчас попасть в эту точку не так просто. На вершине горы расположилась военная база, и подход к обрыву закрыт. Остается только один вариант – залезть туда по скале снизу, чем я, собственно, и занимался. Местами скальный массив сильно разрушен и покрыт растительностью, поэтому можно найти вполне безопасный путь.

Остров Гогланд - чудо Ленинградской области

Мне повезло. Я взабрался на вершину спустя час после восхода. Горные вершины были окутаны низкими облаками. Солнце как раз поднялось достаточно высоко и свет стал попадать в долину, освещая верхушки деревьев и подсвечивая клубы тумана.

Настоящие горы на острове Гогланд

Первое озеро на острове Гогланд.

Разрушенные скалы сплошь покрыты густыми зарослями можжевельника, а на камнях то и дело встречаются яркие кусты чабреца.

На скалах острова Гогланд цветет чабрец

5. Восточный берег Гогланда, в отличие от западного, не такой эффектный. Здесь нет океанических берегов и высоких скал в полосе прибоя, и море тут обычно спокойнее. Пейзажи больше напоминают северную Ладогу. Небольшие скалистые гряды и полуострова, пологие каменные пляжи и небольшие озерца среди скал.

Восход на восточном берегу Финского залива

Красивый закат на острове Гогланд

Гостеприимные побережья восточной части острова Гогланд

Остров Гогланд расположен в Финском заливе

Живописные камни в полосе прибоя острова Гогланд

6. Ещё одна популярная видовая точка Гогланда – вид с северного маяка. Отсюда открываются виды на северный горный массив, на восточный берег и бухту.

Сурсари. Так раньше называли Гогланд

Природа острова Suursaari (Гогланд по-нашему)

7. Характерной особенностью острова Сурсари являются внутренние озера, расположенные намного выше уровня моря. Всего здесь насчитывается 4 больших полноценные озера и два маленьких, полузаросших. Каждое из них интересно по-своему. Вот так выглядит третье озеро, называемое ещё Купальным.

Третье озеро на острове Гогланд. Называется ещё Купальное

Прямо на берегу возвышается гора со скалистым обрывом, откуда как раз и открывается этот замечательный вид. В озере активно цветут белые кувшинки, а ещё, говорят, водятся карпы.

8. Ещё одно чудо острова Гогланд - это каменные реки. Огромные скопления круглых обтесанных камней, протянувшиеся на сотни метров и полностью лишенные растительности. Каменные реки - классический пример ландшафта, сформированного деятельностью ледника. Самое удивительное то, что каменистая поверхность не зарастает уже многие тысячи лет.

Крупнейшая каменная река Ленинградской области находится на острове Гогланд

Каменные реки Гогланда - одно из чудес этого острова

9. На Гогланде находится самая высокая скала в Ленинградской области. Высота отвесной стены достигает 80 метров, что в два раза выше известной скалы на озере Ястребином. У подножия горы весь лес усеян гигантскими обломками скал, а у обрыва стоят каменные останцы самых разнообразных форм.

Хауккавуори - самая высокая скала Гогланда

Каменные останцы, разбросанные куски скал на Гогланде

Горы и скалистые утесы на острове Гогланд

10. Рассказывая о природе острова Гогланд (Суурсаари), я не могу обделить вниманием его основную туристическую достопримечательность - затонувшее судно Леонид Дёмин. В 2003 году корабль буксировали на металл в Латвию, но из-за начавшегося шторма он сел на мель у берегов Гогланда, где и находится до сих пор. Я зарекался, что на моих фотографиях уж точно не будет этой груды ржавого металлолома, однако, оказавшись там сразу после заката, я не удержался и снял небольшую серию, посвященную Леониду Демину в красивом сумеречном свете

Весна 1942 года, как и нынче, долго не наступала. Но жители осажденного Ленинграда все-таки чувствовали перемены в природе. Да, зима не спешила сдавать свои позиции, но дни становились светлее и солнечнее.

Ледовый переход

Это прибавляло сил и вселяло надежду, что блокада не вечна. Ленинградцы принялись за уборку улиц и дворов. Разбирали образовавшиеся после бомбардировок и обстрелов завалы и руины. Символом возрождения города стал пуск трамваев в апреле.

А в сотнях километрах от Ленинграда, прямо на льду Финского залива, шли бои. Красная армия, немцы и финны бились за крошечные острова у выхода в Балтику. И это тоже была примета весны. С таянием льдов приближалось время боевых морских походов. Нашему флоту нужен был простор для маневра.

Финские военные

ВОРОТА В БАЛТИКУ

С первых дней войны целью гитлеровцев стал Балтийский флот. Летом 1941 года они пытались окружить и захватить его в Таллине, где тогда располагалась наша главная военно-морская база. Но за несколько часов до падения города кораблям удалось уйти в Кронштадт.

Контролировать фарватеры можно было также с островов в Финском заливе. Для Балтийского флота те же острова представляли интерес как базы для выхода в Балтику, ведь от них путь был куда короче, чем из Кронштадта или Ленинграда.

Мотосани на Финской заливе

СЛАВА И ПРОКЛЯТИЕ

Географическая особенность Гогланда с древних времен стала и его славой, и проклятием. Случись шторм - находящиеся рядом с ним суда неизбежно несло на гранитные скалы.

Кстати, первое описание острова составил немецкий путешественник Адам Олеарий, попавший здесь в кораблекрушение в ноябре 1635 года. Он же обратил внимание на важную особенность: оказаться на острове после катастрофы еще не значит спастись. Балтика не Карибы. Олеарий и его спутники в мокрых кафтанах наверняка погибли бы от холода и голода, если бы их не приютили местные рыбаки. Каждый день на Гогланде - это борьба за существование не только с обстоятельствами, но и с самой природой.

Дозор красноармейцев на льду Финского залива

Хроники зафиксировали немало катастроф на Гогланде. В народе его неофициально прозвали островом погибших кораблей. Как утверждают подводные археологи, на дне вокруг Гогланда покоятся остатки не менее трех сотен судов.

А в начале войны остров сыграл спасительную роль в судьбе тех, кто эвакуировался из Таллина. На нем укрылись почти пять с половиной тысяч человек с потопленных судов, пока их не перевезли в Кронштадт.

Тем не менее уже в ноябре 1941 года встал вопрос, как поддерживать гарнизон отдаленного острова, тем более в пору, когда сам Ленинград находился в блокаде. Было решено покинуть Гогланд, выведя из строя технику и укрепления.

Тогда во внешних водах Финского залива у нас оставались острова Лавенсаари и Сескар. Небольшие, с удобным рельефом и гаванями, они и стали главными базами флота для походов в Балтику.

И СНОВА - В БОЙ

В своих послевоенных мемуарах главнокомандующий финской армией маршал Маннергейм с некоторым недоумением отмечал, что в начале 1942 года Красная армия вновь захватила Гогланд, который сама же оставила месяц назад.

Затонувший в 1899 году у Гогланда миноносец

Неуставная лексика командира в данной ситуации была, наверное, вполне оправданной. 170 бойцов его команды, захватившие Гогланд, не имели не только пушек, но даже достаточного продовольствия. Силами, которыми располагал Баринов, невозможно было организовать круговую оборону острова.

Но Баринов ухитрился создать у финнов иллюзию целой армии. Он велел бойцам протоптать широкие дорожки по всем острову. Во всех домах, банях, землянках днем и ночью топили печи. И разведка докладывала Маннергейму: русские на острове чувствуют себя полными хозяевами.

Целых три месяца Маннергейм не решался атаковать Гогланд. На штурм его войска пошли в ночь с 26 на 27 марта. В своих воспоминаниях маршал отметил, какой нелегкой была эта битва. Войска вступили в бой после трудного перехода по льду из Котки. В момент атаки началась снежная буря, которая длилась восемь часов. И все-таки превосходящие силы противника оттеснили наших защитников. Потеряв половину своего отряда, Баринов отступил на Лавенсаари. В ходе боев за Гогланд, по его отчету, финны потеряли 800-900 человек.

Что интересно: заняв Гогланд, финны не стали развивать успех. Они не пытались отбить Лавенсаари и Сескар. Свою позицию на этот счет Маннергейм формулирует намеками: мол, там должны были действовать немцы. Но гитлеровцам в тот момент было не до островов в Финском заливе. Весной 1942 года резко обострилась обстановка на Ленинградском фронте.

Гогланд зимой в 1940е годы

Наши войска весной 1942 года предприняли еще несколько попыток вернуть Гогланд. Но началось таяние льда. Техника, посланная с Лавенсаари в сторону Гогланда, затонула. Солдаты прошли несколько километров по колено в воде и вернулись.

О ПОЛЬЗЕ НАХАЛЬСТВА

Но об этом - в следующий раз.

.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: