Как съездить в чихачево

Обновлено: 07.09.2024

В сети Интернет можно увидеть негативные отзывы о посещении храма — пишут о том, что приехавшим приходится размещаться на полу, что не всегда стены могут вместить приехавших, а первое и второе в трапезной кладут в одну тарелку. К этому можно добавить, что сам храм, хоть и поддерживается в хорошем состоянии, не выглядит новым и богатым. Возможно, вы не найдете здесь той яркой росписи и позолоты, что привычна по столичным .

Ходят также слухи о том, что Старец из Чихачево Ивановской области — старовер, службы в храме ведутся по какому-то странному обряду — мужчины и женщины стоят по разные стороны, мужчины первые подходят к причастию и т. д. Даже некоторые священники не благословляют на паломничество сюда, смущенные слухами.

В Чихачево находится православный Свято-Никольский храм , который относится к Верхне-Ландеховскому благочинию Ивановской митрополии, и батюшка Иоанникий — православный священник, твердо следующий традициям христианства и требующий соблюдения церковного Устава и правил поведения в Храме.

Ахилла

Просмотры: 8 940

Пока у нас публикуются свидетельства о безобразиях, творящихся даже не годами, а десятилетиями в секте схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из Чихачево, некоторые — особенно наши недоброжелатели — задают ехидные вопросы. Думается, стоит на некоторые из этих вопросов ответить.

Да, в месте, где крутятся большие деньги (регулярные автобусы с паломниками, дорогие требы, отчитки и проч., а также адепты, занимающиеся рабским трудом, а еще наверняка — интерес к квартирам этих адептов и прочей собственности), там, где есть власть над большим количеством людей — там и криминал.

Также нам не раз сообщали о том, что схиархимандрита Илия (Ноздрина) активно используют криминальные элементы, потому что вокруг него крутится большой бизнес (и бизнес по отжиму этого бизнеса).

Такой аргумент очень часто встречается как у ярых адептов чихачевского гуру, так и у тех людей, которые действительно ничего плохого не видели.

Если одна женщина ходила через парк, и ее изнасиловали, а она об этом потом жалуется, а сто женщин заявили, что они тоже ходили через тот парк и их никто не изнасиловал, то есть вариант, что первая женщина врет или, что более вероятно, что все так и есть — ее изнасиловали, а сто других нет.

Или вон у Сергия Романова — заявляют дети, что их били, что к ним проявляли уголовники нездоровый интерес. Заявляет не один человек.

А потом едет туда мадам Екатерина Гордон и заявляет, погуляв по территории чуток: мол, никаких педофилов я не видела, все врут эти заявители, там одухотворенность и лепота!

Интересно получается: если в бочке смешаны мед (90%) и яд (10%), то стоит ли желающим потрапезничать указывать на то, что меда все-таки больше и не надо во всем видеть негатив, или все же стоит предостеречь, что на языке у вас будет сладко, но в итоге вы отравитесь, в лучшем случае получите диарею, а в худшем — тяжелые страдания и даже смерть?

Не дерзаем вмешиваться в слог, стиль, орфографию и пунктуацию авторов (комментарии на наших каналах в YouTube и Яндекс дзен):

Надежда Бородкина

Да хватит вам бред нести…

Вы прежде чем слушать бред,поезжайте туда..я поехала и приехала совершенно другая . Счастливая,воодушевленная .

Ладно,пусть взрослые внушили себе что то и свершилось по вере чудо ..а дети . Они могу что либо себе внушить? Нет ..он именно от Бога.

А кто автор то. Может какой баптист,то иеговист…почему он прячется. Если считает это так и есть в видео,то зачем прячется то . Эей …где ты там.

А нет его…ему страшно. .ведь автор трус и брехун…

Ольга Шилова

Ложь конечно, я сколько раз была и ничего подобного не видела, насильно держат, насилуют еще напишите))))) в каждом монастыре все по разному, так и в каждой семье, вы ж в школе не закатываете истерику, что там туалет не из золота, а в больнице простыни не вышиты шелком, а детей не кормят черной икрой, ну смешно, честно, все монахи молятся ночью и это ни для кого не секрет, пост, это скит. Кормили ее из общего блюдца…… честно говорю, такую свинью я б точно самовольно кинула к самому жирному хряку, чтоб она там хоть час посидела подумала какая она свинья, чтоб там сидела в помоях и ела со свиньей, раз так ее мучали маму. Еда у нее помои…….а я о она хотела поросенка парного, жареного, суши и пиво с доставкой, и слуг чтоб ее вонючую задницу подтирали и мыли

Ольга Шилова

Вы, женщина, смелая, смотрю, ничего не боитесь, ни Бога, ни людей. А зря. Зря не боитесь. Или только делаете вид))) что же вы там на месте не высказались о батюшке, ему в лицо или его духовным чадам. За свои слова надо отвечать, так с детства кажется учили нас, защищать родных и близких. На что вы надеетесь. Батюшка то смиренный, а мы люди грешные, горячие, вот если б вы такое при мне сказали, я б не смирилась с такой мерзостью, и от горячего порыва души прям на месте вокзала вам по роже, и правой, и левой, и всем, чем было под руками, так чтоб выпала нижняя челюсть и зубы сверху, а язык свернулся в трубочку, а потом дала б пинка под зад так, чтоб вы до поворота летели, пыхтели и кувыркались, прям 5 километров до поворота. Я б точно совершила самосуд, и чхать мне кому бы вы пошли жаловаться и что бы мне за это было! Таких редких гадюк надо наказывать именно так, потому что по другому они не понимают. Нельзя давать любимых в обиду, чтоб такие гадюки знали, что надо бояться говорить ложь, ложь от начала и до конца, что за такие слова придется ответить. А иначе нельзя поступать, царя предали молчанием, и батюшку тоже предаем. Меня вырвало от вашего рассказа. Анонимно) давай обиженная выходи из тени и ответь за клевету на монаха, который спас 1000 жизней, и более! Выйди и скажи не анонимно, а лично. Крыса ты, не выйдешь, но и не выйдет твоя удумка, люди знают, любят батюшку, многим он дороже всех на свете, и не потерпят такого хамства. И знай батюшка хоть и один, нет родственников, за о много чужих людей, которым он дорог,и из много, и услышав такое про него, и мужчины дадут в рожу! Поверь! И правильно сделают!

Роман Зубков

Опровергаю все то, что озвучено на данной аудиозаписи от анонимного автора, то есть без имени и фамилии, и предлагаю комментаторам самим съездить и прочувствовать тамошнюю атмосферу. Уверяю вас, ничего подобного из того, что озвучено, имеет место в действительности. Я, раб Божий Роман, лично бывал в Чихачево, трудился и не испытывал никаких моральных, нравственных, физических страданий. Одна радость от того, что имею возможность поработать во славу Божию. Было где и приклонить голову, чтоб набраться сил для стояния на службе и работы на вверенном участке, было где позавтракать, отобедать и поужинать. И место это благодатное, и батюшка Иоанникий необычный, и бесы вопят, и люди исцеляются… За все слава Богу. Остальное от лукавого.

Ирина Шичкина

А вот вам и ответ на вопрос почему Туда едут, едут и едут, потому что помогает, и на все деньги батюшки построил храм царской семье исповедников, мучеников, царской семье! А еще для людей, людей кормить надо, и там кормят бесплатно, трудники выращивают фрукты и овощи! Все деньги принесенные туда идут в храм, а у нас в храмах в карманы власть имущих, батюшка бедный, в старой рясе, ничего у него нет, кроме огромной веры в Бога и любви к людям, ибо без любви невозможно нести такой крест, так полностью отдавать себя милосердию к приехавшим людям!там вся земля в мощах святых и храм построен на мощах святых, там молитва в небо идет, место такое, и мама у него была схимонахиня, на ее могилке тоже чудеса происходят, быстрая помощь, но это все Божье, Божья заслуга, только они заслужили это своей праведной жизнью, а мы нет. Батюшка смиренный, ничего для себя не просит, не имеет дорогих машин, домов, он очень добрый, я как то пришла к нему, говорю батюшка, работы нет , помолитесь, детей нечем кормить, так он позвал и отдал мне домашней колбасы 40 палок, натуральной, молча, вот она помощь, и любовь к людям, и сострадание, а так куда ни обращайся, никому вы не нужны в РПЦ. Я к знаменитому прославленному батюшке обращалась за помощью помочь сына устроить, он мне посоветовал сдать в детдом, еще один отказал поиздевавшись, а батюшка помог, и работа нашлась, и ситуация исправилась, не верьте слухам в интернете, сейчас много обмана и клеветы! Этого батюшку знаю лично, и все что тут написано обман и вранье!

Ирина Шичкина

Вера, ФСБ на вас надо вызвать. Вы хуже чем секта! Для вас Иисус Христос наверно тоже образ литературный, я раньше читала Ахиллу , а теперь к этому сайту у меня стойкое отвращение, похожий рассказ написан был про Власия, что он чуть ли не маньяк, тут тоже, и я так предполагаю, что это тоже вранье. Все что написано про Отца Иоанникия это обман! От и до! Неправда от начала и до конца, нет ни грязи, ни рабов, насилия, ни выкачки денег. Батюшка милостыню ни выбивает, ни просит! Если такое имеет место докажите. Нет такого, ни копейки сколько я была он не просил за свои молитвы! А люди исцеляются, и получают помощь. За такие нахальные выскащывани я бы на вас натравила медведя белого

Ирина Шичкина

Татьяна, и мы были, и много много раз были, и все это ложь! От начала до конца, вы грязь ищете там где ее нет, а батюшка вас обличает. В душу свою загляните каждый, и этот храм просто будет сиять на фоне ваших грязных душ, кто пишет пакости, те, кто сами у Бога последние, так если так взять у вас все святые вонючки, Ксения Петербургская, она ходила в чем. И…….богом данная тоже в чем ползала, так у вас все вонючки и сектанты, вы ничего не понимаете в вере, в православии, в молитве, смирении. Бревно из своих глаз повынимайте! В себе ищите а не в селе. Грязь, вонь, а мы на праздник Покрова на домике батюшки из снега Богородицу видели с чадами под покровом, сама Богородица пришла к отцу Иоанникию

Ирина Шичкина

Ложь и вранье вся статья, знаю батюшку почти 10 лет! Нет, не было и не будет такого, чтоб батюшка искал себе рабов. Вымогал деньги……придумывал болезни…..люди, вы сошли с ума. да батюшка в лоб грехи говорит прям в 10 ку попадает! А люди настолько довольны собой, что и не помнят, и не видят грехов. Как же дамы в дорогих машинах, у них все воняет…..им батюшка должен вместо правды лесть в уши дуть, чтоб угодить!? Не было такого нет и не будет, батюшка от Бога говорит правду, нравится, она или нет, и мне говорил, только я не обижаюсь, я признаю, а люди не хотят слышать про себя любимых плохое. Ждут лести, чтоб в монастыре им официанты перья отмывали…….эта женщина, что написала статью заказную, или дура, или нарочно это сделала, но я вам от всего сердца говорю ДРЯНЬ ВЫ КОНЧЕННАЯ. Надо вещи называть своими именами

Вера яспиридонова

Я была там в прошлом году,жила неделю со своими сестрами,работали в огороде,по состоянию здоровья пришлось уехать,батюшка Ионникий прозорливый,видит наши грехи,убедилась на себе,познакомилась там с женщиной,которую он вылечил от рака,церковь старинная,ей 500 лет,уборку там проводят ежедневно,видела лично,никого там насильно не держат,а люди действительно приезжают с проблемами,видела и бесноватых,убедилась,что действительно бесы существуют и могут вселиться в человека,батюшка болен и сам лечится святой водой и причастием,то есть,на Божью волю полагается ,я пила свои таблетки от давления,никто мне не запрещал,там в Чихачево есть и новая церковь,мы спали в ней,народ собирается разный,проблемный,некоторые живут там годами,работать ,конечно,приходится,так ради самих себя все и работают,я поняла там,что смирения не хватает нам,и довольствоваться человек должен малым,прости Господь,нас грешных,а я молюсь теперь за отца моего духовного Ионникия и за нас всех

Инна Бугрова

Она мерзнет силит в автобусе.В автобусе что не топят вы в неотаплиевом автобусе ехали несколько часов и мерзли.Ну жесть.А че раньше поесть нельзя было ждали пока в Чихачево привезут и кормить будут с дороги прямо .Вообщето перед службой и причастием не жрут миоая нескооько часов.

Инна Бугрова

Автор письма ну точно дура каких охранники с криминальнвм прошлым .Приличные люди вообщето .Если ты хочешь кого то обосрать начни с себя .Из тебя говно так и лезет.Накажет Господь за клевету попомни.

Инна Бугрова

Жила в Чихачево у Иоанникия.Ну во первых все ночные литургии до недавнего времени он вел сам и отчитки с копием тоже.За отчитки это отдельный разговор.Люди там жили разные.За мужчин не знаю но многие женщины постоянно менялись.Поживут неделю ну две и уезжали .Приезжали новые .Если бы реальной помощи не было то не ехали бы к нему.Ну во первых каждый дкнь ночная служба по Афонскому уставу.Сама ночная служба сильнее дневной во много раз.Потому что ночью небо отверзается или врата к Богу открыты и молитва быстрее доходит до Бога.Во вторых за всех болящих и трудников старец Иоанникий лично молится.Потому что он знает кто у негт находится и у кого какие проблемы.А это еще более сильная духовная помощь.Вы думаете к нему какие люди пртезжают.Все или почте все духовно больнве.Что это значит.А то что они нуждаются в духовном лечении в том числе исправлении своей греховной жизни потому что мы все грешные ,причастии в том числе и помощи старца который за вас молится пока вы там находитесь.Он находит время молится за всех.поверьте.И записки к нему клали в ящик с сугубым прошение кого что волнует Быт там очень хорошо налажен.Свок хозяйство куры коровы поросята.Огород летом.То есть почти полная автономия.А что приезжали там оставались потрудится во Славу Божию так это ж хорошо.Потому что так живя можео вымолить целый свой род от болезней и проклятий.Ну это для тех кто в этом разбирается.Насчет того где спали.А что вы хотели гостиницу вам организовать со всеми удобствами .В этом и тоже суть лечения .Через трудности человек становится ближк к Богу и смиряет свою плоть.Зато потом многим лучше становилось.Иоанникий многим помог это я видела пока там находилась.Видела многих женщин какие они туда приезжали больные почти невменяемые и какими они потом становились .Все на моих глазах.Поверьте это незабываемо.Многие постоянно туда ездиют не знаю раз ли в год или чащк .Но это я сама от них лично слышала.Насчет отчики которые проходили в конце службы.Это реально сильно поверьте Многим становилось плохо .Одна женщина на каждой отчитке падала .Падалв она так каждый день.Другая помоложе приехала с мамой ей тоже становилось плозо даже во время службы.Почти падая ее клонило назад и она приземлялась на пол т е не могла смоять на ногах.Семья с ребенком который кричал и матерился на старца которому тоже видимо было плохо.Не буду описывать что выкрикивпл ребенок так как это ужасно.Такие сильные отчитки проводмл лишь свящкнник Владимир Гесев из орлов обл .

Александра М.

Прекрасное место. Написали лживые страшилки. Мать автора статьи не в тюрьме же. Вставай и уходи. Но видно умнее дочери ее мать. А люди все кроме тебя дураки, едут и едут целыми автобусами( закалдованы наверно). Не надо врать людям и клеветать на святое

Гонения на схиархимандрита Ионникия (+ 3 видео)

"Ищи себе матрас"

От трассы, соединяющей Иваново с Нижним Новгородом, до села Чихачево, где находится так называемый Никольский монастырь (скит) отца Иоанникия, несколько километров. Вокруг настолько тихо, что становится не по себе.

Из-за деревьев неожиданно проступает свет фонарей. Они освещают огромную парковку, где стоят около десятка машин. В центре — деревянный постамент с динамиком, транслирующим ту самую "неусыпную молитву", о которой так любят рассказывать паломникам организаторы поездок в Чихачево.

Оказывается, репродукторы развешены по всему "монастырю". А он немаленький. Семь длинных деревянных домов, два огромных двухэтажных особняка, множество домиков попроще и сараев. У леса — большая деревянная церковь, рядом с ней — несколько грузовых контейнеров, а в них — электрогенераторы.

В центре деревни — каменный Никольский храм, окруженный кладбищем. Все закрыто, кроме него. По мере приближения к нему звук молитвы усиливается. Наверное, там идет та самая ночная служба.

Вдруг у паперти появляется коренастый бородатый мужчина в армейской форме. Он проходит мимо меня, даже не глянув. Троекратно крестится, низко кланяясь. Потом обращается ко мне с неожиданным вопросом: "А где все спят?"

Пожимаю плечами. Узнав, что я тут впервые, незнакомец завязывает разговор. Его зовут Владимир, к отцу Иоанникию он постоянно ездит из Иваново вот уже более десяти лет.

"Здесь ночная служба, исповедь, соборование и отчитка каждый день. В два тридцать (ночи. — Прим. ред.) начинается. Те, кто добирается до батюшки своим ходом, вроде вас, обычно спят прямо тут, в каменном храме. Но в последнюю неделю начались гонения: прибыл архиерей (епископ Кинешемский Иларион. — Прим. ред.) и запечатал храм. Сталин не закрывал его, Хрущев не сделал этого, а епископ — взял и закрыл!" — возмущается Владимир.

Здесь не только нельзя ходить, но и фотографировать

Очевидно, это произошло сразу после 23 октября, когда епархия приняла решение о временном запрещении в служении схиархимандрита Иоанникия.

Мой собеседник говорит о "поклепе" на старца Иоанникия. Как объяснил Владимир, батюшка и так уже пару лет не служит: из-за сахарного диабета он лишился ноги и практически не выходит из дома.

Но верующие все равно продолжают к нему приезжать. И многие остаются в Чихачево надолго в качестве трудников. После закрытия храма все они уже неделю ночуют в большом доме рядом с парковкой. На двери — предостерегающая табличка: "Без благословения не входить!" Такое же предупреждение — наряду с запретом на мобильные телефоны и "свободную прогулку по территории" — на каждом чихачевском строении.

"Дом для паломников" нас с Владимиром встречает громким храпом. И невыносимой вонью. В огромном зале на ветхих и грязных матрасах рядами, меньше чем в полуметре друг от друга спят люди. Человек 60. Все в одежде, кто-то накрылся поношенным шерстяным одеялом. Без масок, хотя многие чихают и кашляют. Подавляющее большинство — пожилые.

"Ищи себе матрас и иди туда, в мужскую зону", — указывает Владимир на огромную, с человеческий рост, кучу накиданных матрасов, пенок и одеял. Тут же — фонарь, флаг с Георгием Победоносцем и табличка: "Использование духов и дезодорантов категорически не благословляется!".

Дом для паломников в Чихачево

Рядом со свиньями

В час тридцать в многолюдной ночлежке зажигается основной свет: "Братья и сестры, подъем! Сначала идем на службу. Причастие будет в другом месте — в храме".

Все в едином порыве поднимаются, крестятся, обуваются. И медленно шагают к большому деревянному храму. Возле него каждый останавливается, троекратно крестится и… идет в здание напротив, которое напоминает сарай.

"Я это, че-то не врублюсь, внатуре. Че по чем тут?" — спрашивает меня огромный лысый мужчина. Он здесь тоже впервые, и на его вопросы никто не отвечает — все молча направляются в сарай.

Шагаю за ними. Открываю дверь — и оказываюсь в настоящем свинарнике. Люди проходят мимо ограждений со свиньями в какую-то комнату, причем завсегдатаи абсолютно не реагируют на ужасную вонь. А от нее кружится голова. Я резко останавливаюсь, чем привлекаю внимание остальных — путь мне преграждает здоровенный волосатый мужик в вязаном растянутом свитере. Сзади неожиданно появляется еще один, поменьше, с топором и рацией в руках.

"Вы здесь впервые?" — тут же раскусил меня здоровяк.

Растерянно киваю в ответ.

Ночная служба в "храме царя-мученика Николая" в Чихачево

"Служба там (в комнате за свинарником. — Прим. ред.), но вы подождите пока здесь. Вот, сядьте туда", — указывает он на деревянный стул. По обе стороны от него — ведра с кормом, сзади, за оградой, лениво похрюкивает упитанная свиноматка.

Быстрыми шагами выхожу на свежий воздух. В это время аудиозапись с молитвами выключается. Из репродукторов доносятся голоса с начавшейся службы — она проходит в комнате за свинарником.

Дистанционная исповедь

Спустя полчаса, где-то в 02:30 ночи, приезжает первый автобус с паломниками. Гиды спешно ведут их мимо дома, где все ночевали (приезжие даже не подозревают, что внутри), в деревянный храм, который только-только открыли.

Церковь названа в честь царя-мученика Николая. Как пояснили в Кинешемской епархии, на самом деле ее возвели без благословения архиерея и канонически не освящали. Паломники не расходятся по церковному помещению, а толпятся почти у самых дверей, поделившись на мужскую и женскую половины. Вместо священника, алтарников и певчих их встречает лишь небольшая колонка. Из нее доносятся звуки службы, которая по-прежнему проходит где-то в сарае за свинарником.

Перед литургией и таинством причастия в православии положено совершать таинство исповеди. Различные паломнические службы убеждают клиентов в том, что в Чихачево "исповедь особенная".

Переписка с организаторами паломничества в Чихачево

"Сейчас с учетом запрета в служении батюшка не исповедует. Но там есть тоже хороший священник вместо него", — говорит мне представитель фирмы "Под омофором Богородицы", которая возит людей в Чихачево.

Однако в церкви, куда привели всех паломников, и в помине нет никакого батюшки вообще. Священник читает специальные молитвы, находясь в другом здании, — в том самом сарае со свинарником. Лишь иногда его голос из динамика просит всех назвать свои имена. Десять минут — и люди считаются исповедовавшимися и очистившимися. Хотя православные каноны требуют только индивидуального, с глазу на глаз, совершения таинства с перечислением всех грехов.

"Старческая" индустрия

Трансляция литургии постоянно обрывается. Но паломников из Москвы, которые добирались до Чихачево почти 11 часов на микроавтобусе, это не смущает.

Лишь один из них — пожилой мужчина в куртке — удивляется происходящему. И то и дело принимается "пытать" гида.

"А отчитка-то будет? И я возьму у батюшки благословение от алкоголизма? Слушайте, я сейчас вообще на своих двух потопаю отсюда! Я ж за это заплатил!" — чуть ли не кричит он.

Уже более десятка лет Чихачево принимает минимум по три автобуса в день. Вокруг поездок к "старцу Иоанникию, по чьим молитвам совершаются чудеса", сложилась целая индустрия. К нему возят светские турфирмы из разных городов страны. Их сайты заманивают клиентов "чистейшим воздухом", "красивым звездным небом", "уникальным скитом с неусыпной молитвой и неугасимой лампадкой", "святынями, которые батюшке подарили казаки, потому что он сам выходец из казачества".

Переписка с организаторами паломничества в Чихачево

Цена таких туров из Москвы — от 2300 до 3000 тысяч рублей туда-обратно. Но есть и "индивидуальные на машине" — от 15 тысяч рублей из Нижнего Новгорода. От 30 тысяч рублей — из Москвы.

Катают паломников в Чихачево и "православные службы", подробно рассказывая, как и что сделать. А именно: обязательно пособороваться — 200 рублей, заказать поминовение — от 200 рублей за одно имя, в зависимости от числа дней поминовения. И главное — "отчитка" — так в Церкви называется обряд избавления от нечистых духов (экзорцизма).

Причем сеанс экзорцизма обязателен. "Отчитка сейчас всем нужна — и от духов нечистых, что живут вместе с вами в квартире, от духа немощи и так далее", — уверяют меня в одной из фирм, ссылаясь на слова самого Иоанникия.

Каждая из таких паломнических служб совершает в среднем две-три поездки в месяц. Просят предоплату переводом на карту "обязательно без упоминания цели платежа". И уверяют, что действуют "по прямому благословению старца".

Кто вперед в келью

Что интересно, в Чихачево едут как глубоко верующие, так и абсолютно невоцерковленные люди. Последние во что бы то ни стало хотят "увидеть старца Иоанникия". Но его окружение постоянно оттягивает заветный момент, усиливая нетерпение.

Сразу после причастия, в котором участвуют все без разбору и без каких-либо противовирусных мер, паломники идут к "келье старца". Это большой белый дом с резными наличниками. Внутрь заходит священник с двумя помощниками. Остальные мерзнут у входа, причем женщины отдельно от мужчин. Затем священнослужитель выходит из дома с иконой, а его помощники подгоняют паломников на крестный ход.

Потом — соборование. Молитвы читают в том же деревянном храме, где было причастие. А вот помазание маслом — опять у дома Иоанникия.

Паломники возле "кельи" запрещенного в служении схиархимандрита Иоанникия

И вот отворяется дверь — наконец все могут увидеть батюшку. Его выкатывают на коляске, в руках у него два креста. Многие в толпе поднимаются на носки и подпрыгивают, стараясь его разглядеть.

Иоанникий благословляет толпу крестами и неразборчиво произносит молитвы. Верующие крестятся. Спустя пять минут старца укатывают обратно в келью — под недоуменные взгляды впервые прибывших сюда. Так заканчивается та самая "отчитка", которой турфирмы заманивают паломников в Чихачево.

Но верующие все равно не расходятся. Спрашивают своих гидов и местных: будет ли старец принимать? Собственно, за этим все и приехали.

Спустя час начинают по одному запускать в келью к Иоанникию. Кто-то там находится одну минуту, кто-то пять. Остальные толпятся у порога. Порой ожесточенно спорят, кому пройти первым.

"Фотиния, я от Бориса. Мы только что приехали из Москвы, попали в жуткую пробку. Давайте будем заходить к батюшке так: один из моей группы, потом один из вашей? Батюшка разрешил, мы с ним договаривались раньше", — предлагает гид коллеге.

Та неуверенно возражает: в очереди не только паломники в составе группы, у которых, по идее, привилегия, но и добравшиеся своим ходом верующие.

Подавляющее большинство паломников не участвует в службе и "отчитке", приезжая именно рано утром на прием к Иоанникию, объясняет мне местный житель по имени Сергей.

Табличка на дверях "храма царя-мученика Николая" в Чихачево

"Сейчас еще мало. Обычно пять-шесть автобусов по 50 человек. И так почти каждый день", — добавляет он.

По ходу разговора выяснилось, что родом он не из Чихачево. Двадцать лет назад приехал к Иоанникию и решил остаться тут навсегда в качестве трудника.

Псевдомонастырь

Собственно, коренных жителей тут и нет. И некому рассказать, как приехавший с Украины в 1979 году священник Иван Ефименко за двадцать лет стал очень популярным схиархимандритом Иоанникием. В 90-е деревня опустела. Ныне же в "Никольском скиту" трудятся десятки человек, преимущественно на свиноферме.

Большинство последователей старца Иоанникия покинули дома, оборвав все связи с родственниками. Житель города Иваново Сергей (фамилию он попросил не называть) уже несколько месяцев пытается вызволить отсюда жену. Он и сам пару лет был трудником.

"Там я с ней познакомился. Там же мы и повенчались. Для меня все, что связано с верой, тогда было новым. Но потом стал вникать в происходящее в общине — и у меня возникли сомнения и подозрения. На все вопросы мне отвечали одинаково: "Это тебе внушает враг (дьявол. — Прим. ред.)", — рассказывает он.

В итоге он уехал из "монастыря". В Чихачево ему сказали, что это его "бес погнал из святого места". Но супруга ни в какую не хочет возвращаться к Сергею.

"Свято-Никольская обитель" в селе Чихачево

"Мы из-за этого поссорились. А в последние недели и вовсе не общались. Она не выходит на связь. Моя цель — вернуть ее в семью. Мне это важнее судьбы монастыря в целом", — признается Сергей.

Священник-самоучка

Именно жалобы родственников послужили поводом для масштабного разбирательства, начатого Кинешемской епархией в конце 2019-го.

"Владыка не раз корил Иоанникия в канонических и пастырских нарушениях, туда приезжали комиссии. В итоге приняли решение о запрете в служении", — говорит секретарь Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов.

На самом деле, продолжает он, никакого монастыря в Чихачево нет и в помине. Его объявил сам Иоанникий, без одобрения епархии.

"Там всегда был только приход — сельский каменный храм. Его мы закрыли для уборки, потому что он в ужасном состоянии — хотя много лет на него община "собирала пожертвования". Туда мы назначили нового настоятеля. А все те, кто служит сейчас в Чихачево, — либо запрещенные в служении священники, либо люди, не имеющие священного сана, обманщики. Там никто не имеет права совершать службы", — подчеркивает представитель епархии.

Деревянный "храм царя-мученика Николая" — неосвященный. И стоит он на нецерковной земле.

Деревянный "храм царя-мученика Николая" в Чихачево

Это частная территория гражданина Ивана Демидовича Ефименко — в этом отличие от скандального Сергия Романова, который занял принадлежащий РПЦ монастырь. Но и тут секта. "На секты прямо влиять мы не можем — ими занимаются правоохранительные органы. Мы лишь сообщаем о ее опасности. И мы не имеем права претендовать ни на какую недвижимость в Чихачево, кроме каменного храма", — уточняет Ефанов.

Еще в 2014 году, по его словам, Кинешемская епархия официально запретила паломничества в Чихачево. Однако люди все равно едут. "Рискуя духовным и душевным здоровьем", — добавляет собеседник агентства.

"Сам ведь бывший священник Иоанникий не имеет духовного образования. Понятное дело, что, когда он начинал служить, такой возможности не было. Но в 90-е с открытием семинарий многие рукоположенные в советские годы священнослужители исправили это. А он учиться не пошел. Поэтому его знания, почерпнутые из различных книг, фрагментарные. И он их транслирует на паству, запугивая приближающимся концом света", — констатирует представитель епархии.

Запрещенный в служении схиархимандрит Иоанникий

"Только мы и Сергий Романов!"

Запрещенный в служении схиархимандрит Иоанникий в последние пару лет, в отличие от уральского сектанта, всячески избегает публичности. Его изречения известны лишь со слов приближенных. Те куда более общительны. Само собой, они не считают себя сектой.

"Вот все пишут, что мы секта. А почему-то никто не говорит, что патриарх Московский и всея Руси — еретик! И это неспроста. Дьявол хочет поставить свое чадо — Антихриста — ко власти над всем миром. И поэтому он борется с нами, вот откуда весь этот поклеп на нас. Потому что только Чихачево, Среднеуральский монастырь с батюшкой Сергием и еще пару мест — оплот веры в России. Мы мешаем дьяволу осуществить его замыслы!" — уверяет меня пожилой мужчина в рясе, который представился "иноком Николаем".

Пока он объяснял, кого и почему считает оплотом веры, толпа у кельи старца разрослась — прибыли еще пара автобусов и около десятка машин. Однако массовые паломничества, по всей видимости, вскоре прекратятся.

Сотрудники правоохранительных органов уже обыскали дом Иоанникия и нашли там документы о передаче ему недвижимости. А также "две единицы травматического оружия, на которое у бывшего настоятеля прихода отсутствовали разрешительные документы, и денежные средства в размере почти два миллиона рублей, не имеющие отношения к имуществу Русской православной церкви".

Расследование продолжается: его контролирует центральный аппарат Следственного комитета России.


Схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) из села Чихачёво Ивановской области будет оспаривать решение епархиального суда о лишении его сана священника, сообщил Известно.ру один из помощников старца – послушник Павел.

"Решение батюшка получил, – сообщил послушник Известно.ру. – Будет оспаривать. Он говорит, что "всё должно вернуться на круги своя". Я не могу обсуждать эти вопросы. Батюшка не благословляет никого вмешиваться в это дело. Всем занимаются адвокаты".

В конце декабря Кинешемская епархия призвала отстраненного в октябре от служения отца Иоанникия к покаянию в открытом письме. Ранее представитель епархии заявлял, что в деятельности старца из Чихачёва усматривает признаки секты.

Церковный суд Кинешемской епархии рассмотрел дело схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) и 12 января признал его "виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда апостольских правил и правил Вселенских соборов и постановил извергнуть его из сана".

"Данное решение суда может быть обжаловано в течение пяти рабочих дней и его должен утвердить Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл", –прокомментировал Известно.ру пресс-секретарь, председатель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии иерей Роман Посыпкин.

По его словам, точных сроков на вынесение окончательного решения патриархом нет, по сложившейся практике может уйти месяц или больше.

"Как решит патриарх – неизвестно, – рассказал Известно.ру иеромонах, клирик Иваново-Вознесенской епархии Макарий (Маркиш). – Нередко патриархат занимает позицию снисходительности, дает людям второй шанс, при апелляции смягчает наказание. Но если человек не исправляется, то есть недавние примеры кардинальных решений – отлучение человека от церкви".

По словам о. Макария, законы церкви не имеют принудительной силы, в отличие от законов в гражданском обществе.

Члены епархиального совета пытались вразумить схимника, но он отказывался идти на контакт и признавать нарушение церковных канонов. Известно.ру не удалось получить комментарий старца. Свою позицию отец Иоанникий публично озвучил в единственном интервью столичному журналисту. Из него следует, что старец попал в опалу из-за денег, так как не делился с епархией.

В том же интервью старец сказал, что на епархиальный суд не пойдет, "потому что несправедливый". Епархия трижды приглашала о. Иоанникия на суд, первое заседание было 29 декабря, последнее – 12 января, но он не явился и не озвучил свою позицию. Схиархимандриту 78 лет, в 2016-м врачи ему ампутировали ногу, он передвигается на коляске. Также, согласно указу губернатора, людям старше 65 власти рекомендовали в Ивановской области соблюдать самоизоляцию. Представители епархии не видят проблемы в вызове старца на суд.

"Глупо полагать, что человек не мог попасть ни на одно из трех заседаний суда под предлогом соблюдения регламента губернатора о самоизоляции лиц старше 65 лет, – делится с Известно.ру Роман Посыпкин. – Мы же видим, что ни о какой самоизоляции и речи быть не может. До сих пор на территории [общины] ежедневно проходят богослужения и прибывают туристические автобусы с паломниками. Судя по видеороликам, батюшка постоянно принимает народ".

Русская православная церковь может взыскать компенсацию за поврежденное имущество с бывшего настоятеля храма в селе Чихачёво, но "на практике это редко случается", пояснил Известно.ру Посыпкин. Вокруг храма, который принадлежит РПЦ, земля находится в частной собственности, на ней хозяйственные постройки и дома общины старца.

Следователи провели проверку деятельности старца 12 октября по запросу депутата Госдумы Евгения Марченко. Ему пожаловалась дочь одной из прихожанок Свято-Никольского храма на то, что в приходе ограничивали свободу ее матери – жительницы Ивановской области, и заставляли выполнять тяжелую работу.

Ивановские следователи возбудили уголовное дело по статье "незаконное лишение свободы, совершенное в отношении двух или более лиц". При обыске в доме старца силовики изъяли деньги и оружие.


Старец Иоанникий из Чихачева в Ивановской области на самом деле лжестарец создал секту и устроил незаконное лишение свободы и даже насилие!

По последним данным на 2021 год из пресс-службы Кинешемской епархии Ивановской митрополии Московского Патриархата: "Настоятель Свято-Никольской обители села Чихачево в Ивановской области схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) лишен сана".

Церковный суд Кинешемской епархии, рассмотрев дело схиархимандрита Иоанникия (Ефименко), признал его виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть его из сана. Решение суда подлежит утверждению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В отношении лжестарца проводилась доследственная проверка, освободили от должности и запретили в священнослужении.

23 августа 2021 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение церковного суда о лишении сана схиархимандрита Иоанникия (Ефименко) из общины в селе Чихачево под Иваново. Извергнуть этого священника из сана в январе постановил церковный суд Кинешемской епархии, признав его виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда апостольских правил и правил вселенских соборов.

23 октября 2020 года схиархимандрит Иоанникий (Ефименко) был освобожден от должности настоятеля Никольского прихода с. Чихачево Верхнеландеховского района Ивановской области и запрещен в священнослужении вплоть до рассмотрения его дела в епархиальном суде. Несмотря на это, клирик продолжал совершать богослужения и Таинства. В начале ноября 2020 г. следственные органы возбудили уголовное дело по факту незаконного удержания людей на территории прихода.16 декабря члены епархиального совета обратились к нему с открытым письмом, в котором предупреждали, что следующим этапом будет лишение сана, и призывали покаяться, но ответа не последовало. 12 января 2021 года церковный суд Кинешемской епархии, рассмотрев дело схиархимандрита Иоанникия (Ефименко), признал его виновным в нарушении священнической присяги, монашеских обетов, ряда Апостольских правил и правил Вселенских Соборов и постановил извергнуть из сана. Это решение подлежало утверждению Патриархом.

В начале ноября 2020 года следственные органы возбудили уголовное дело по факту незаконного удержания людей на территории прихода — верующих убеждали, что за его пределами они погибнут от болезней. Кроме того, у схиархимандрита Иоанникия нашли травматическое оружие без разрешительных документов и 2 миллиона рублей, не имеющих отношения к церковному имуществу. Расследование уголовного дела продолжается.

Предыстория и биография старца Иоанникия из Чихачева Ивановской области

История, завершившаяся столь печальным концом, началась еще в конце 70-х годов прошлого века, когда экспедитор Троице-Сергиевой лавры, оставив жену с ребенком, пожелал принять монашество. В Лавре, конечно же, ему отказали в постриге, зато с радостью приняли в Ивановской епархии, где быстро рукоположили в священный сан и отправили на глухой приход в село Чихачево.

Молодой иеромонах Иоанн проявил ревность в своём служении и всё, казалось бы, хорошо, только спустя некоторое время начались странности. Службы отец Иоанн стал совершать не утром, а ночью, увлёкся отчитками, начал раздавать советы пророческого характера. Постепенно вокруг него образовался круг почитателей, причём не только среди мирян - нашлись и священники, поверившие в особый дар прозорливости о. Иоанна. Поток паломников в Чихачево стал расти, отец Иоанн, впоследствии принявший схиму с именем Иоанникий, стал известен далеко не только в Иваново и Москве. Да и как не знать священника, который каждому предсказывает будущее и открывает прошлую жизнь? Спрос на "старцев" у нас всегда превышает предложение.

А как же архиепископ Ивановский Амвросий? Видя, что вокруг отца Иоанникия собирается община, наверное, радовался архиерей. Но когда стало понятно, что здоровым пастырством в Чихачево и не пахнет, пришлось архиепископу писать письма с увещеванием отцу Иоанникию, а желающим обратиться за духовной помощью в Чихачево, объяснять, что вместо пользы можно там получить вред.

Так шли годы. Идеи о скором конце света всё более овладевали схиархимандритом Иоанникием. А, раз подходит конец света, надо обзаводиться автономным проживанием. Тем более, что спонсоры помогли приобрести землю, генераторную станцию, наладить хозяйство. Так отец Иоанникий стал самым богатым землевладельцем в Ивановской области. А пожелавшие оставить всё ради жизни в Чихачево и оставляли всё - квартиры, машины, дома, но не родственникам, а самому отцу Иоанникию. К земельным владениям схиархимандрита прибавилась городская и даже столичная недвижимость.

Может быть, никто бы и не обратил на это внимания, если бы не те проблемы, которые сопутствовали всей этой комерческо-духовной деятельности. У кого-то в Чихачево пропадали родственники, причём бесследно, зато в лесу близ села образовалось стихийное кладбище. И не определишь, кто там похоронен, на крестах лишь монашеские имена погребенных. Да, отец Иоанникий стриг в монашество всех подряд, несмотря на запрет со стороны епископа. Попутно построил себе храм, как он впоследствии назвал его - личный. Знал "старец", что рано или поздно, но его деятельность привлечет к себе внимание, "готовил почву" независимой от всех, в том числе и от Церкви, жизни.

Чтобы привлечь к себе больше людей, были придуманы разные истории как про самого Иоанникия, так и про Чихачево. Себя он назвал потомком атамана Платова, а в Чихачево "обрел" источник, выкопанный преподобным Тихоном из Лухской обители а также "мощи 12 схимников", о которых ранее никто и не слышал. Поток паломников превратился в бурную реку, только в такой реке не бывает чистой воды, постоянно поднимается муть.

Эта муть и сгубила "старца". На постоянные жалобы со стороны родственников тех, кто решил посвятить свою жизнь отцу Иоанникию сначал епархия реагировала ответами: "епископ не благословляет паломничество в Чихачево". Даже сам епископ приехал с увещеваниями к отцу Иоанникию, только вернулся ни с чем. Но потом стали выясняться страшные подробности, это про рабский труд и отъем квартир. Тут уж зачастили епархиальные комиссии с проверками, а потом и прокуратура заинтересовалась "старцем".

Комиссии обнаружили многочисленные нарушения, вплоть до того, что вместо самого схиархимандрита служит подзапретные, лишенные сана священники и даже самозванцы. Следствие обнаружило у "старца" оружие и миллионы денег. Естественно, что если против священника заведено уголовное дело, то он отстраняется от служения. Так отец Иоанникий попал под запрет.

Есть такое правило в Церкви: если священник под запретом станет служить, то его лишают сана. Но это правило не требует безусловности, можно и даже желательно увещевать непокорного служителя. К отцу Иоанникию поехали одна за другой комиссии, прося его принести покаяние и прекратить бесчинство. Всё же уже пожилой священник, свой собрат, жалко его. Но отец Иоанникий не внял призывам к покаянию, наоборот, представил всё таким образом, что у него требовали земли и фермы отдать епархии.

Кинешемская епархия бедна и взять на баланс такое хозяйство не может, даже если бы и сильно захотела. Только сомнительно, что такое желание могло возникнуть. Рабский труд не приветствуется в Церкви, а другого в Чихачево и нет.

Между тем, с Иоанникием нужно было что-то решать. Ну нельзя оставлять ситуацию такой, что в частном храме служат два запрещённых священника. Трижды отца Иоанникия вызывали в епархию на суд, в итоге, так и не дождавшись, в январе 2021 года суд постановил извергнуть отца Иоанникия из сана.

Не согласный с решением суда, отец Иоанникий подал апелляцию Патриарху. И вот, спустя более, чем полгода, вопрос окончательно решен в Высшем Общецерковном суде - лишение сана утвердить. Патриарх подписал решение суда.

Что будет теперь со схимонахом Иоанникием и его общиной? Ну, прежде всего, следствие еще не завершилось, стоит подождать результаты. Что же до той деятельности, которую совершает схимонах Иоанникий со своими подельниками, то надо разделить её на две составляющие: религиозную и коммерческую. Коммерческая будет существовать до тех пор, пока схимонах Иоанникий будет продолжать имитировать "богослужения". Тут ему вряд ли кто может помешать: храм на частной земле и группа бывших священников обеспечивают по 3 "литургии" ежедневно и бесперебойно. А вот религиозная может и превратиться. Ведь одно дело, когда люди едут, пускай и к "опальному", но священнику, а совсем другое, когда священного сана нет ни у самого Иоанникия, ни у тех, кто продолжает "служить" в Чихачево.

Здесь у людей может сработать инстинкт духовного самосохранения. Ведь за участие в том, что в Чихачево называют "богослужением", придется платить своей бессмертной, и бесценной, кстати, душой.

Смотрите и слушайте 2 видеозаписи передач

телеканал Спас 26 минут

Псевдоправославная сектантская община в Чихачево.

На вопросы отвечает религиовед Иванишко Игорь и священник протоиерей Андрей Ефанов.

Посёлок Чихачёво в Бежаницком районе Псковской области, на Петербургско-Витебской железной дороге, стал последним пунктом моего путешествия начала мая 2015 года. Место довольно глухое, и тишину здесь нарушают только гудки тепловозов и стук колёс регулярно проносящихся здесь поездов. Железная дорога, хоть и магистральная, но тепловозная и однопутная. Чихачёво, таким образом, — ещё одно место, которое я множество раз проезжал на поезде (по пути из Питера в Минск и обратно), а теперь решил осмотреть его подробно, выйти за пределы железнодорожной станции, чтобы затем поздним вечером встретить наступление темноты в этом тихом месте.

2. Пригородным поездом Новосокольники - Дно к половине седьмого вечера я прибыл на станцию Чихачёво. Здесь сохранилось кирпичное дореволюционное здание вокзала, построенное, видимо, в 1901 году — на момент открытия участка Дно - Новосокольники Витебской железной дороги (целиком вся магистраль была открыта спустя три года). Этот вокзал я хорошо помню, так как ещё с детства видел его ночью из окна поезда, на ходу. Иногда поезда Петербург - Минск и Брест - Петербург делали здесь техническую остановку.

Пригородный поезд остановился здесь на 23 минуты под скрещение со встречным поездом. А я пошёл гулять сначала по станции, а потом по самому посёлку Чихачёво, — уезжать мне предстоит лишь в полночь, поездом Великие Луки - Петербург.

3. Пригородный поезд (представленный "рельсовым автобусом" РА1) виден в кадре.

4. Вокзал довольно красивый. Жаль, что, к сожалению, теперь он стоит закрытым.

5. Но инвентарный номер на нём имеется. Всё серьёзно!

7. Табличка со стороны путей над запертыми дверьми — похоже, что ещё советских времён.

8. А так вокзал выглядит со стороны посёлка. Будучи недействующим, он теперь смотрится как-то совсем сиротливо.

9. Станционный пост ЭЦ. Здесь жизнь теплится. Надо сказать, что когда я поздним вечером отсюда уезжал, от света, горящего в окнах кабинета дежурного, веяло каким-то уютом.

10. Вид на север — в сторону Дедовичей, Дно и Петербурга:

11. И вид обратно. На первом пути — слева — стоит пригородный, на котором приехал я. На третий путь прибывает ведомый тепловозом ТЭП70 белорусский скорый поезд № 66 Минск - Мурманск, который делает здесь техническую остановку на пять минут — также под скрещение. Два поезда ожидают проезда встречного, — таковы реалии однопутной дороги.

Ситуация была интересна тем, что, согласно графику, этим встречным поездом является 49-й скорый Санкт-Петербург - Брест. Однако весной этого года он несколько месяцев не ходил (летом вернули), но скрещение в графике осталось, а по нитке брестского поезда шёл грузовой. В итоге получилось, что два пассажирских поезда пропускали грузовой! Его проезд по второму пути я не запечатлел.

12. Голубые вагоны Беларускай чыгункi. Из Минска поезд идёт в холодное Заполярье, где в начале мая ещё не растаяли снега, но уже светлые ночи. Сейчас я вижу этот поезд в Псковской области, а через 36 часов он будет в Мурманске.

Кстати, этот поезд идёт мимо Питера. По Витебской магистрали он идёт до станции Батецкая, где сворачивает на Великий Новгород, откуда через Чудово и Волховстрой уже выходит на Мурманскую магистраль.

После проезда встречного грузового поезда отправился поезд Минск - Мурманск, а через некоторое время после него — и пригородный на Дно.

13. Это фото я сделал уже где-то через полчаса, когда все поезда разъехались, а я, прогулявшись по близлежащим поселковым улицам, решил ещё раз заглянуть на станцию.

14. Итак, отправляюсь на прогулку по Чихачёво, наслаждаясь атмосферой майской псковской глубинки. Эта улица (название не знаю) идёт вдоль железки и входит в состав автодороги, соединяющей между собой местные деревни.

15. А вот это — улица Вокзальная, которая перпендикулярно уходит от железной дороги, а затем, выходя за пределы посёлка, становится дорогой, ведущей на восток. Именно в ту сторону я и решил прогуляться. Обратите внимание на километровый столбик в кадре, — по километражу я потом отмерял расстояние, на которое ушёл от посёлка (точнее, от вокзала), чтобы примерно рассчитать, в какое время мне надо будет выдвигаться обратно, дабы успеть на поезд.

16. Чихачёво, по-видимому, в войну пострадало меньше, чем окрестные веси. Помимо старого вокзала, здесь сохранилось несколько явно дореволюционных каменных построек.

И вообще оно старше и Локни, и Дедовичей. Исторически это даже не посёлок, а село, впрочем и сейчас официально числится так. И история Чихачёво начинается намного раньше постройки Петербургско-Витебской железной дороги. Село Чихачёво было известно ещё в XVIII веке. Но при этом именно с открытием станции в 1901 году, село стало перерастать в железнодорожный посёлок. До революции здесь был Новоржевский уезд Псковской губернии (при этом сам Новоржев остался в стороне от железной дороги).

17. Вот ещё одна интересная старая каменная постройка. Дома, сложенные из валунов, особенно часто встречаются на Псковской земле, — под Новгородом как-то реже.

18. Ощущается здесь и атмосфера советской эпохи, в которой это место, как порой кажется, застыло. Вот и вывеска магазина хоть и современная, но написано — "Бежаницкое райпо".

19. А вообще, к сожалению, место депрессивное. Печально, что так, — ведь ещё не так давно жизнь тут может и не то, чтобы прямо кипела, но всё же были и лучшие времена.

20. Но всё таки жизнь есть!

21. На углу улиц попался интересный деревянный дом, где второй этаж, видимо, уже частично необитаем. Похоже, что постройка довоенная. Если так, то во время войны селу действительно повезло.

22. А вот школа выглядит достаточно прилично:

23. Чего не скажешь о доме культуры, который виден в правой части кадра. Но он, похоже, недействующий. Кстати, типовой проект, — я такие ДК уже встречал несколько раз.

24. С задней стороны этого здания я обнаружил интересное напоминание о недавнем прошлом. Сейчас как-то уже подзабылось, что всего пять лет назад полиция была милицией. Впрочем, судя по доске "режим работы", участковый пункт ныне уже не действует.

25. По соседству — мемориал Великой Отечественной войне. Имена на досках — как я понимаю, воины-земляки, то есть уроженцы Чихачёво, погибшие на разных фронтах войны. А вот от какого самолёта винт, я, к сожалению, точно не могу определить.

Как и большинство мест на этой части Петербургско-Витебской железной дороги, Чихачёво оказалось в фашистской оккупации в июле 1941 года в ходе наступления группы армий "Север", а освобождено было Красной армией в конце февраля 1944 года в ходе Старорусско-Новоржевской наступательной операции.

26. Второй корпус Чихачёвской школы. Я был в Чихачёво вечером последнего дня майских праздников, значит, завтра утром местные школьники пойдут сюда на уроки.

27. Иногда попадаются сельские домики, имеющие весьма архаичный вид. Тоже вполне вероятно, что довоенные.

28. Снова четырёхскатная полувальмовая крыша. Как я уже говорил в посте про Локню, раньше я таких не видел.

29. Стог сена и какие-то хозяйственные постройки — сараи, амбары.

Тем временем, всё больше вечереет. Скоро уже восемь часов. Но у меня времени достаточно много, — мой поезд отправляется лишь в 23-47. Встретить наступление темноты я решил за пределами посёлка — на природе.

30. Дневная жара спала. Первые тёплые майские дни. Закатное низкое солнце красиво подсвечивает сельские дома, деревья и грунтовую дорогу, по которой я ухожу всё дальше от станции.

32. Людей вечером уже мало на улице. Вечер последнего дня праздников, — те, кто приезжал на выходные, уже либо разъехались, либо пока отдыхают, чтобы идти на поезд поздним вечером. А сами селяне спать ложатся рано. Другой ритм жизни. Солнце садится, ещё слышно пение птиц и лай собак.

33. На восточной окраине Чихачёво приобретает более советский вид, — здесь меньше старых изб, и появляются многоквартирные двухэтажные хрущёвки.

34. Поленницы, сараи, дома.

35. А что вот это за постройка, стоящая на обочине улицы, я так и не понял. Напоминает тоже какой-то туалет амбар.

36. Около восьми вечера я вышел из посёлка. Въездной знак, похоже, написан кем-то от руки.

37. Грунтовая дорога уходит куда-то в глушь, долиной реки Деревки, к деревням Никольское и Друсино. Загадочная даль этой глуши так и манит к себе. Я решил идти в ту сторону сколько пройду, — пока не наступит время возвращаться обратно.

38. Солнце всё ниже.

39. А воздух здесь такой, что с большим удовольствием начинаешь дышать полной грудью.

40. Высоковольтная ЛЭП пересекает дорогу; наверное, снабжает энергией местные деревни. Подозреваю, что начинается она от Псковской ГРЭС в Дедовичах.

41. Вид направо. Там протекает речка Деревка, то есть пригорок на заднем плане — это её высокий берег. С дороги речку не видно, а на карте она выглядит какой-то неестественно прямой, — видимо, её частично переделали в канал для сельскохозяйственных нужд.

42. Заканчивается день. Скоро будет темно.

43. Здесь очень тихо. Погода безветренная. Только слышно, как журчит речка где-то справа от дороги, да иногда эхом по окрестностям раздаётся стук колёс проезжающих по железной дороге поездов. Их тут, наверное, километров за пятнадцать слышно.

44. Крошечная деревня Находкино за речкой:

45. Проезжая много раз Чихачёво на поезде ночью, я видел только дорогу, уходящую куда-то вдаль от вокзала. Вот и здесь я теперь тоже отошёл в сторону от железной дороги и посёлка, поподробнее рассмотрел эти места.

И ведь так бывает очень часто. Какое-то село поезд проезжает за несколько минут, и находящийся в поезде пассажир может его даже не увидеть. А ведь для кого-то это место — целая жизнь.

46. А я иду всё дальше. На часах пол девятого вечера, от станции я ушёл уже на три с половиной километра.

47. Приятное завершение поездки. Даже не верится, что уже завтра рано утром, — меньше, чем через 12 часов, я буду в Питере.

48. В четырёх километрах от станции находится деревня Монастырёво.

49. Встретила она меня сперва пустотой и заброшенным домом на деревенской околице.

50. Но потом я прошёл чуть дальше, и деревня оказалась обитаемой. Вот, например, изба стоит, рядом машина, внутри голоса слышны.

51. Без двадцати девять часов. Солнце уже село.

52. На другом конце деревни, где обнаружился ещё один брошенный дом, дорога очень живописно изгибается. А в домике, что справа от дороги, тоже были слышны чьи-то голоса.

53. Монастырёво, которое оказалось совсем маленькой деревней, уже позади. Вокруг дороги снова — луг и, на заднем плане, леса, которые с наступлением сумерек приобретают всё более таинственный вид.

54. Девять вечера. Всё больше темнеет. И становится прохладно, я постепенно утепляюсь. На траву выпадает роса.

55. Здесь я решил остановиться и дальше не идти. Присел на лежавший под обочиной валун, устроил привал с перекусом, да так и остался там сидеть, наблюдая наступление темноты. От станции здесь пять с половиной километров. Значит, за час с копейками до поезда надо будет выдвигаться обратно.

Пройдя ещё чуть-чуть дальше, я бы попал в деревню Спиридонково. А по прямой в восьми километрах отсюда, за лесом, — начинается огромное по площади Полистовское болото, которое соединяется с Рдейским болотом, и вместе они простираются на несколько десятков километров во все стороны. По этим болотам проходит граница Псковской области с Новгородской, и где-то в центре Рдейского болота затерялся на сухом островке Рдейский монастырь.

56. Уже почти десять. Сумерки переходят в ночную темноту. Взошла почти полная луна, поднялась над лесом и озарила окрестности. Совершенное ощущение погружения в другую реальность, а ведь от Питера здесь всего триста с небольшим километров. И сто пятьдесят от Пскова (по дорогам).

57. Солнце уже давно зашло, но луна его свет отражает.

Сидел я там, и уходить не хотелось. Смотрел на луну и на тёмный лес, слушая периодически звучащий вдалеке стук колёс. Среди этого стука колёс я, судя по расписаниям, наверное, слышал в том числе поезда Санкт-Петербург - Минск и Санкт-Петербург - Гомель. Но уже на часах половина одиннадцатого. До поезда — час и двадцать минут, а до станции почти шесть километров. Так что, вперёд, в обратный путь! Обратно я шёл уже в темноте и при ярко освещающей путь луне.

58. Сделал один снимок дороги со вспышкой:

Опять я прохожу под проводами ЛЭП, пересекающей дорогу. Вот наконец, впереди мелькают фонари. Уже знакомые поселковые дома, но теперь уже в ночи. Я снова в Чихачёво. Дорога, по которой я иду, превращается в Вокзальную улицу, приводящую меня к железнодорожной станции. Вот снова старые избушки, деревянный двухэтажный дом, а вон и огни железной дороги — светофоры, фонари, освещающие рельсы.

59. Быстро я дошёл. На часах 23-20, до поезда ещё почти полчаса. На фото — вид на север, то есть в сторону Питера. Так четырёхдневное майское путешествие подходило к концу. Ещё двадцать минут ожидания, и — поездом в ночь, дорога домой.

На станции стал собираться народ. За десять минут до поезда стало даже довольно людно, — и уезжающие, и провожающие. Наконец вдалеке раздался гудок, и высветился из темноты прожектор тепловоза ТЭП70, который тянул за собой довольно длинный состав — 677-й пассажирский поезд Великие Луки - Санкт-Петербург. Поезда шестисотой нумерации — это такая категория поездов, которые ходят между соседними областями на расстояние одной ночи и останавливаются везде, даже на самых маленьких станциях. Таким образом, великолукский ночной поезд наиболее удобен для того, чтобы добраться до Питера от маленьких станций Псковской области, или наоборот. Что, правда, не мешает РЖД иногда организовывать дурацкую систему продажи билетов, когда билеты на этот поезд есть только от Великих Лук, а от промежуточных станций нету. Выхода у меня не было, — я покупал билет от Великих Лук до Питера и сел по нему в Чихачёво (это законно, так как в этом случае еду я по факту меньше, чем по билету, а не больше), пришлось переплатить. Билет взял в сидячий вагон. В Чихачёво стоянка две минуты, сажусь в свой вагон, занимаю кресло, где мне предстоит ехать ночь до Питера. Сел, поставил рюкзак в ноги и закрыл глаза, даже забыв снять куртку. Отрубился почти сразу.

Надо сказать, что в ночной поездке в сидячем вагоне тоже есть своя романтика, хоть и занятие это на любителя :) Просыпаться несколько раз за ночь пути мне тоже приходилось. И каждый раз — по схеме "проснулся, посмотрел в окно и через десять секунд заснул опять". Первый раз, кажется, на станции Судома (то есть всего через полчаса после Чихачёво), потом Дно, потом Сольцы и Уторгош. В целом, кстати, довольно и неплохо поспал, хоть и сидя. Окончательно проснулся в половине шестого утра, когда поезд уже подходил к южным окраинам Питера. Уже светло, в окна вагона светит утреннее солнце. Так странно видеть за окном множество машин и многоэтажки после этой тихой глуши, в которую занесло меня вчера вечером.

60. Ну а потом — 6-12 утра — прибытие. Перрон Витебского вокзала и толпа пассажиров, большинство которых вчера было тоже где-то в Псковской области, а сейчас спешат быстрым шагом к выходу в город и станции метро "Пушкинская".

61. Из-за такого количества людей даже трудно было нормально сфотографировать поезд (хотя можно было бы просто подождать, когда все пройдут, или снять с другой стороны). В голове — тепловоз ТЭП70 (один локомотив тянет поезд на протяжении всего маршрута) в корпоративных цветах.

Петербург встретил солнечной погодой майского дня и утренним Витебским вокзалом. И это тоже приятное ощущение. Ведь приезд утром на этот вокзал с того же направления вызывает у меня всё те же воспоминания о детстве. Так за четыре дня я сделал круговой маршрут через Старицу, Ржев, Нелидово, Земцы (с заездом в Жарковский и обратно), Великие Луки, Локню и Чихачёво, и вернулся в Питер. Рассказ о майском путешествии я на этом завершаю. А на очереди ещё много интересного.

Читайте также: