Как живет париж без туристов

Обновлено: 18.09.2024

Ярлыки в стороне

В 1997 году Анн продолжила карьеру в кабинете министра труда Мартин Обри, а четыре года спустя стала заместителем мэра Парижа, социалиста Бертрана Деланоэ. Сейчас Идальго во многом продолжает начатое популярным у горожан мэром, который закрыл левый берег Сены для автомобилей в 2013 году и начал процесс снижения ограничений скорости езды по всему городу.

В первый раз она стала мэром в 54 года, обогнав в 2014 году еще одного кандидата, Натали Костюшко-Моризе от правой партии. Идальго сделала ставку на город, удобный для жизни, объявила войну выхлопным газам и климатическим изменениям. Время показало, что она не прогадала.

15-минутный город на карантине

Один из важнейших столпов программы Анн Идальго — идея 15-минутного города, где все необходимое — магазины, места отдыха, школы — находится в пешеходной доступности. Первый тур выборов (кстати, мэр города здесь не избирается прямым голосованием, за него голосует городской совет) состоялся незадолго до того, как город закрылся на карантин. Второй тур был отложен, его провели только спустя 3,5 месяца. Затянувшийся период изоляции как нельзя лучше подтвердил ценность идеи города, где все под рукой.

Отдельные карантинные меры начали вводиться в Париже еще в конце февраля, когда в городе подтвердились первые случаи заражения новой коронавирусной инфекцией. Эти меры были связаны с отменой отдельных массовых мероприятий, например парижского полумарафона. В основном эти решения принимались правительством. Более строгие ограничения начались в марте. 12 марта президент Франции Эммануэль Макрон объявил о временном закрытии детских садов и всех учебных заведений по всей стране, днем позже был наложен запрет на собрания более 100 человек в одном месте. Еще несколько дней спустя был анонсирован полный локдаун. Мэрия Парижа тут же ввела в городе чрезвычайное санитарное положение, выход на улицу без уважительной причины наказывался штрафом. Для выхода из дома нужно было заполнять специальный формуляр с указанием основание для необходимости покинуть квартиру. Впрочем, среди оснований для выхода можно было указывать разрешенные часовые прогулки и пробежки. Одновременно в Париже отменили плату за парковки и закрыли уличные рынки, парки и места для прогулок (такие как детские площадки и скверы).

В выборе карантинных мер городские власти должны были подчиняться федеральным. Франция — унитарное государство, и правительства регионов не имеют права на принятие собственных нормативов, поэтому, в отличие от России, карантинные меры тут были централизованы и едины по всей стране. В середине мая Анн Идальго публично обратилась к французскому правительству с просьбой открыть парижские парки и сады для прогулок, но ей ответили отказом.

Позже мэр заявила, что для обеспечения соблюдения санитарных норм после окончания пандемии Парижу нужно будет выделять ежегодно €1 млрд. В городе предусмотрели серию тактических изменений, которые вполне могут стать постоянными. В программе — создание 30 пешеходных улиц, расширение тротуаров для поощрения хождения пешком и социального дистанцирования, дублирование линий метро велополосами. Первые 50 дополнительных километров велосипедных полос мэрия ввела одновременно со снятием ограничительных мер.


Велосипедная революция и борьба с автомобилями

Борьба за уменьшение использования автомобилей в городе и сокращение выбросов выхлопных газов стоит у действующей мэрии во главе угла. И именно на этой теме Идальго нажила немало врагов. По ее инициативе городской совет Парижа одобрил запрет дизельных автомобилей с 2024 года и бензиновых — с 2030-го. И судя по всему, это не последнее наступление на автотранспорт.


Впрочем, до автомобиля альтернативным способам передвижения пока еще далеко. Сейчас в Париже и его пригородах на велосипедах совершается всего 840 тысяч поездок в день, а на автомобилях — 14,6 млн, по данным исследования французской организации IDFM. Но все же, по сравнению с 2010 годом, количество поездок на автомобиле упало на 5%, тогда как перемещение пешком в сочетании с общественным транспортом возросло на 14%. Поездок на велосипеде стало и вовсе на 30% больше, чем десять лет назад. При этом велосипед действительно становится частью повседневной жизни, а не просто развлечением: около 40% поездок в будние дни совершается для работы. За это время Париж стал восьмым в списке самых велосипедных городов мира после Копенгагена, Амстердама и Страсбурга.

Одним из самых спорных моментов в программе Идальго по борьбе с автомобилями стало создание пешеходной набережной вдоль берега Сены. В 2016 году Парижский совет проголосовал за превращение значительной части правого берега реки в самом центре столицы в пешеходную зону, несмотря на острую критику со стороны правых и представителей пригородов. Бывшая проезжая часть превратилась в зону для прогулок с уличными кафе и музыкантами, но противники Идальго отмечают, что от деавтомобилизации одних участков города, увеличивается движение на других.

Справедливы и упреки в том, что на продолжительное время Париж стал одной большой строительной площадкой, а пробки только возросли из-за обустройства велодорожек и закрытия проезда по набережным. В мэрии с критикой не согласны, веря, что любые негативные последствия носят временный характер и доля альтернативного транспорта будет только увеличиваться.

Стоит отметить, что не все транспортные нововведения мэра показали свою жизнеспособность. В начале своего первого срока Идальго запустила муниципальный каршеринг Autolib, который не смог соперничать с частными конкурентами и спустя шесть лет был вынужден закрыться. Придуманная ей же система муниципального велошеринга Vélib сейчас борется за выживание после прочти полугода простоя, вызванного передачей управления проектом одному из частных стартапов. Городской сервис уже обогнали конкурирующие частые операторы велошеринга и электрические самокаты, которые заполнили город. Эту ситуацию пресса регулярно называет фиаско мэра.

Борьба с Airbnb и жилье для мигрантов

В 2014 году будущий мэр пообещала создавать по 10 000 новых единиц жилья в год, чтобы достичь цели: 25% социального жилья по всему Парижу к 2025 году и 30% в 2030 году. Было также обещано превратить тысячи квадратных метров устаревших офисов в квартиры. В течение первого срока Идальго было создано 40 000 единиц социального жилья, и в целом его доля в Париже уже составляет 23%. По мнению мэрии, наличие достаточного количества социального жилья в каждом районе Парижа не дает кварталам превращаться в гетто.

Пешеходные Елисейские и крысы

Кроме того, в городе тестируют беспилотный электрический шаттл на выделенной полосе между двумя железнодорожными станциями, отдают целые полосы движения трамваям, перестраивают основные перекрестки в пользу пешеходов. В конце своего мандата мэр предоставила результаты реновации семи символических парижских площадей, в том числе знаменитой площади Бастилии.

Общественный бюджет и налоги

Для сравнения: в первый срок Идальго в 2014 году бюджет Парижа составлял около €2,5 млрд, но соотношение статей расхода было приблизительно таким же. Что касается расходов на программу социального жилья, то они постепенно сокращаются. Если 6 лет назад на нее было направлено €281 млн, то в этом году в такое жилье планируют вложить €230 млн (из них €72 млн — в счет городского долга).

Инициатива началась робко, в голосовании за первый бюджет в 2014 году участвовало всего 2% избирателей, но постепенно парижане стали активнее включаться в процесс и за последние пять лет было представлено больше 12 тысяч проектов, а в 2018 году в голосовании поучаствовало 10% населения города. С 2014 года реализовано больше 2300 предложений. Впрочем, система не лишена недостатков: один из главных заключается в том, что горожанам доверяют все еще слишком маленькую часть денег, всего 5% от инвестиционного бюджета города, или около €100 млн.

Громкие лозунги

Возможно, именно тот факт, что Идальго всегда находится на месте основных событий, осторожно и грамотно комментирует болезненные для большинства темы, но фактически не принимает в эти моменты никаких принципиальных решений и остается как бы в стороне от ситуации, и дает ей преимущество — вместе с программой, направленной на поддержку ежедневных нужд и интересов парижан.

Париж — это один из самых популярных городов мира. Сюда съезжаются туристы буквально со всего мира. Приехать сюда и позабыть обо всем на свете очень легко, так что, мы предлагаем вам воспользоваться нашим списком.В нем мы собрали 10 главных вещей, которые обязательно нужно успеть сделать в Париже, чтобы потом не жалеть о потерянной возможности.

1. Посетить Лувр

Лувр. Фото: @dreamywhiteslifestyle

Обязательно посетите самый знаменитый художественный музей мира. Даже если вы никогда раньше не интересовались искусством, побывать в Лувре — важный пункт программы любого туриста.

Один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира. Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи, в 1-м округе столицы.

2. Подняться на Эйфелеву башню

Эйфелева башня. Фото: @_kristenodonnell

Главная достопримечательность Парижа — Эйфелева башня. Она была построена в 1889 году специально для Всемирной выставки и носила временный характер. Но все изменилось, и 300-метровая башня, несмотря на долгие споры, все таки завоевала сердца жителей и гостей города.

3. Прогуляться по Монмартру

Монмартр. Фото: @myrchbs

Мечтаете увидеть Париж таким, каким его воспевают в фильмах? Отправляйтесь на Монмартр. Это одни из самых красивых и атмосферный районов города. Популярность к нему пришла в XIX веке — здесь жил Ван Гог, Пикассо, Модильяни и другие знаменитые творческие люди того времени.

Монмартр до сих пор считается довольно богемным местом. Прогуливаясь по нему, обязательно дойдите до площади Тетр и полюбуйтесь базиликой Сакре-Кёр. А также почувствуйте себя местным жителем — зайдите в любое уютное кафе на Монмартре закажите кофе, круассан и идите на веранду.

4. Окунуться в детство в парижском Диснейленде

Диснейленд. Фото: @axyudina

Отбросьте мысли о том, что парки аттракционов — это для детей. Вовсе не так. Особенно, когда дело касается Диснейленда.

Парижский Диснейленд — один из самых популярных в мире. За год его посещают, порядка, 12,5 миллиона человек. Так, что отбросьте свои стереотипы о парках развлечений и погрузитесь в мир детства и нескончаемого счастья.

5. Прокатиться по Сене на речном трамвае

Сена. Фото: @dolidovich_irina

Ну, а если с городом вы уже успели познакомиться, то к вашим услугам — речной ресторан, в котором вы сможете насладиться блюдами французской кухни.

6. Объесться французской выпечкой

Макаруны. Фото: @my_world__my_life_nm

Если французские кулинарные изыски, наподобие лягушачьих лапок нравятся далеко не всем, то местная выпечка способна влюбить в себя буквально каждого туриста.

Во-первых, позабудьте о диетах и правильном питании. Париж — идеальное место для того чтобы отвести душу и наесться сладостей. В местных кондитерских обязательно берите макаруны — это французские пирожные, которые состоят из двух небольших коржиков с начинкой из крема или джема.

А когда решите отдохнуть и выпить кофе в одной из уютных кофеен, закажите профитроли из заварного теста с вкуснейшим масляным кремом. Ну, и конечно же, какой французский завтрак обходится без ароматных свежеиспеченных круассанов?

Если не знаете что привезти в подарок друзьям, то непременно отправляйтесь в магазин шоколада — здесь его делают из отборных какао-бобов. А что радует еще больше — местные кондитеры не используют растительные и животные жиры. В составе настоящего французского шоколада — только качественное какао-масло.

7. Осмотреть королевские дворцы

Версаль. Фото: @malinagalabova

Романтичный образ Парижа невозможен без его роскошных замков. Обойти их все за время короткого отдыха, конечно, невозможно, но мы советуем побывать хотя бы в некоторых из них.

Один из самых главных дворцов — Лувр. Сейчас здесь располагается знаменитый одноименный музей, но в XII веке в нем жил король Филипп II Август. Помимо картин, здесь вы сможете пройтись по роскошным лестницам, полюбоваться городом и панорамных окон и узнать как жил один из французских королей.

Обязательно побывайте в замке Консьержери. Он занимает практически половину острова Сите. Именно здесь в XVI веке располагался центр королевской власти. Но когда к власти пришел Карл V он предпочел жить в Лувре, а замок Консьержери сделал Дворцом Правосудия.

Одной из самых знаменитых узника дворца была Мария-Антуанетта, которая занимала отдельную келью, в которой была кровать, стол и книги. Вы даже сможете осмотреть келью, в которой на месте ныне покойной королевы сидит ее восковая фигура.

Еще один легендарный дворец — это Версаль. Его построили по приказу Людовика XIII. Изначально это был небольшом пятикомнатный дом из камня и кирпича, но последующие правители постепенно увеличивали его площадь.

По подсчетам специалистов, на строительство Версаля, который вы можете увидеть сегодня, было, в общей сложности, потрачено около 259 миллиардов евро.

8. Дойти до некрополя Пер-Лашез

Пер-Лашез. Фото: @arinakostarnova

Одно из самых таинственных и красивых кладбищ Парижа — некрополь Пер-Лашез. Поговаривают, что здесь видели людей, одетых в черные мантии и гуляющих по аллеям некрополя духов.

Но, идти сюда нужно не только ради мистических легенд, но и для того чтобы увидеть настоящие произведения искусства. Надгробия и памятника этого некрополя легко могли бы стать объектами музея искусств.

9. Увидеть Нотр-Дам

Нотр-Дам. Фото: @iuliiashumilina

Известный во всем мире собор пережил немало сложных времен. Строительство Нотр-Дама началось 850 лет назад. В апреле 2019 года он пережил ужасный пожар, на устранение последствий которого потребовалось около миллиарда долларов.

Но, несмотря на случившийся пожар, службы в соборе проходят до сих пор, а полюбоваться легендарным архитектурным шедевром с элементами готического и романского стиля, съезжаются ценители искусства со всего мира.

10. Смотровые площадки

Вид на город с крыши галереи Лафайет. Фото: @apatkovic

Посмотреть на Париж с высоты можно не только на Эйфелевой башне. Полюбоваться живописным видом на город предлагают буквально на каждом углу — нужно лишь выбрать подходящее по цене и расположению место.

Например, вы можете подняться на вершину Нотр-Дама. Правда, вам придется преодолеть лестницу, которая состоит из 387 ступеней, но это того стоит. Здесь вы сможете вблизи рассмотреть статуи горгулий и сделать фотографии с панорамой города. Естественно, подъем на Нотр-Дам платный, стоимость начинается от 8 евро с человека.

Всегда мечтали увидеть парижскую Триумфальную арку? А как насчет того, чтобы поднять на нее. Примерно за 12 евро вы сможете посмотреть на город с высоты одной из главных его достопримечательностей.

А если вы не хотите тратить деньги, то можете смело отправляться в галерею Лафайет. Отсюда посмотреть на город вы сможете абсолютно бесплатно. Более того — на крыше галереи установлены лавочки, а всем пришедшим предлагают напитки.

Парижский аэропорт Шарль-де-Голль — один из главных транзитных хабов во всем мире. В прошлом году временами он был и самым загруженным аэропортом в Европе. Самолеты Air France из Москвы в Париж летали всю пандемию практически без перебоев. Многие россияне, которые застряли весной 2020 года из-за отмены рейсов в Латинской Америке, на Карибах или в Африке, возвращались домой рейсами Air France.

Сейчас Air France совершает до 20 рейсов в неделю из России в Париж. Во Францию российским туристам пока нельзя, но зато можно улететь через Париж в десяток стран мира, чем и пользуются тысячи российских путешественников.

Многие все еще думают, что границы России и других стран наглухо закрыты. А на существующие рейсы простой человек попасть не сможет. Но это не так! Совместно с авиакомпанией Air France рассказываем, в какие страны можно улететь с пересадкой в Париже. Без карантинов, дополнительных документов и объяснений причин поездки пограничникам, а иногда даже без ПЦР-тестов! Да, все так просто. Мир понемногу открывается.

В Париж из Москвы и Санкт-Петербурга

Air France летает в Париж из Москвы и Петербурга, и количество рейсов только увеличивается. 1 июня авиакомпания получила разрешение от российских авиационных властей на выполнение рейсов по летнему расписанию до 30 октября 2021 года:

  • из Москвы: до 14 рейсов в неделю, в том числе на широкофюзеляжных лайнерах Airbus A330/A350 и Boeing 787-9 Dreamliner, которые вмещают до 324 пассажиров;
  • из Санкт-Петербурга: до 6 рейсов в неделю.

В июне Air France запустила утренние рейсы (вылет в 5:55) из Москвы, которые удобно использовать для стыковки с вылетами в Латинскую Америку, Африку или на Карибы.

Специально для наших подписчиков Air France запускает промокод RUAFTRAVEL, который даст скидку в 4 500 рублей при покупке билетов на дальнемагистральные направления на сумму от 16 000 рублей. Купить билеты со скидкой можно до 10 июля 2021 года, с датой вылета не позднее 31 января 2022. → купить билет со скидкой.

Регулярные и грузопассажирские рейсы: в чем разница

Единственная разница в том, что авиакомпания запрашивает у авиационных властей разрешение на каждый полет. Это рутинная процедура, и обычно сбоев не возникает. В 2021 году отменяли лишь несколько рейсов из Парижа в Москву после инцидента с самолетом Ryanair в Беларуси. Страны ЕС решили, что самолеты европейских авиакомпаний будут облетать Беларусь, и российским авиационным властям понадобилось несколько дней, чтобы одобрить новый маршрут. С 1 июня все рейсы Air France совершаются регулярно, без отмен и переносов.

Проверить это можно с помощью сервиса Flightradar24 : рейсы из Москвы носят номера AF1155 и AF1655 , из Парижа в Москву — AF1154 и AF1654 ; из Петербурга в Париж — AF1465 и AF1665 , а из Парижа в Петербург AF1464 и AF1664 .

Вот, например, мы видим, что удобный утренний рейс Air France весь июнь прилетал в Париж раньше времени, указанного в расписании.

  • Новые кресла в экономе, премиум-экономе и бизнес-классах;
  • Недорогой Wi-Fi — 18 евро (1,506.8 ₽) на весь полет;
  • Окна примерно на 30% больше, чем в аналогичных самолетах;
  • Давление ниже, а влажность воздуха выше — в таких условиях перелет переносится легче.



Путешествие — это, вне всяческих сомнений, один из самых интересных, захватывающих и популярных способов познать мир. Так можно познакомиться с новыми культурами и получить незабываемые воспоминания и фантастические впечатления. Однако иногда незнание элементарных вещей или неподготовленность могут не только подарить мелкие неприятности, но и совсем испортить поездку, вынудив даже завершить её. Далее в обзоре некоторые из самых распространённых ошибок туристов в разных странах и советы как их лучше избежать.

1. Питьевая вода в Исландии

Вода в Исландии, возможно, самая чистая и вкусная во всём мире.

В этой стране нет необходимости покупать воду в бутылках, как все привыкли. Просто возьмите любую тару и можете наполнить её где угодно, из любого крана. На вкус она будет даже лучше, чем любая покупная вода. В Исландии вся водопроводная вода абсолютно чистая и не пахнет никакой хлоркой. Это настоящая артезианская вода, которая прошла сквозь толщу земных фильтров и не нуждается в дополнительной очистке, тем более в хлорировании. Местные используют её для приготовления пищи и пьют в сыром виде без всяческих опасений. Это, возможно, самая чистая и вкусная вода в мире!

2. Приветствие лавочников в Париже

Приветствие обязательно!

В столице Франции самой большой ошибкой туриста может стать банальная мелочь. Когда вы заходите в любой магазин, обязательно нужно поприветствовать продавца. Иначе вас сочтут невероятным хамом.

3. Нет фоткам в районе красных фонарей

Девушки - не звери в зоопарке.

В Амстердаме главной достопримечательностью является Квартал красных фонарей. Как бы голландцы не хотели, чтобы это были музеи Ван Гога и Рембрандта, но это так. Все попытки переселить это непотребство на окраины неизменно проваливались. Как же потом быть с туризмом? При посещении этого места ни в коем случае не фотографируйте тамошних девушек! У вас могут быть большие неприятности, вплоть до разбития камеры и избиения. Это ведь работницы, а не зверушки в зоопарке. Вопреки распространённому мнению — это совсем не такой уж криминальный район. Полиции там больше, чем где бы то ни было. Единственное, что там всегда полно народу, а в толпе могут быть карманники. Кстати, аренда жилья там дешевле, чем везде. Если вас не смущают слишком весёлые соседи и прогуливающиеся до утра под окнами туристы — добро пожаловать!

4. Дегустация вин в Италии

Вино - пробовать!

Всегда пробуйте местное домашнее вино. Даже если не любите этот напиток, всё равно попробуйте! Независимо от того, в какой ресторан вы пойдёте, оно всегда будет супер-отличного качества и супер-уникальным для этого конкретного места.

Не бывает ничего бесплатного.

Когда в Италии к вам подходит незнакомый человек и завязывает вам браслет на запястье — гоните его! Он улыбается и настаивает, что это бесплатно, это подарок. Позже он обязательно потребует за него деньги. Никто не даст вам ничего бесплатно. За всё надо платить. Хотя, как раз это, наверное, справедливо для любого места на свете, не так ли?

6. Разница между кафе и кофешопом в Амстердаме

Кафе и кофешоп - вещи разные.

Главной ошибкой туриста может стать незнание разницы между кофешопом и кафе. Если вы зайдете в кофешоп в Амстердаме за кофе, вы будете очень удивлены. Собственно, если вы хотите просто выпить кофе, сходите лучше в кафе. Город приобрёл всемирную известность благодаря своим кофешопам, которые предлагают гораздо больше, чем просто кофе и латте. Веселящая трава здесь узаконена с 1970-х годов. Это тоже привлекает туристов. Многие научные и медицинские исследования берут на себя смелость утверждать, что это растение весьма полезно для здоровья. В Амстердаме около двух сотен кофешопов, которые помогут вам проверить это на себе лично. Там вам предоставят возможность попробовать различные виды продукции, в составе которой будет это психоделическое вещество. Даже бутерброды, колбаса и выпечка!

7. Уличная еда в Париже

Конечно, уличная еда - это только для туристов!

Путешествия - это невероятно увлекательно. Иногда туристы не уделяют должного внимания не слишком разрекламированным местам. Например, прочтите нашу статью о 15 мистических и манящих мест в Индии, которые стоит увидеть хоть раз даже непосвящённым.

Париж — город, который стремятся посетить туристы со всего мира. Но несмотря на всю его популярность и страны в целом, многие туристы, которые ранее были в Париже, отказываются посещать его повторно. Предлагаю рассмотреть топ-5 причин, почему я не советую посещать Париж.

Почему ехать в Париж не стоит

Конечно, Париж — город, который славится своими многочисленными достопримечательностями. Многие считают, что увидеть Эйфелеву башню — это дело всей жизни. Побывав в Париже, хочу поделиться своими впечатлениями, почему я отказываюсь ехать в город повторно:

  • Эйфелева башня — действительно интересная достопримечательность, на которую хочется посмотреть. Но сразу отмечу, что для того, чтобы попасть на смотровую площадку, придется отстоять длинную очередь. После посещения смотровой площадки очень хочется посидеть на травке, высаженной вокруг башни. Но и тут туристам не повезет, так как вся территория ограждена невысоким забором. Придется пройтись по улицам Парижа, чтобы просто присесть и отдохнуть;


  • побывать во Франции и не увидеть Лувр нельзя. Но тут опять туристов ждет масса препятствий. Билет для посещения Лувра нужно купить заранее, чтобы не стоять очередь в кассу. Приобрести билет можно даже в табачном киоске. Если этого не сделать, вам придется долго стоять в очереди за билетом и в этот день, вряд ли вы сможете посетить Лувр, так как часы работы 4 дня в неделю до 18:00, а всего 2 дня в неделю до 21:45;


  • конечно, кроме того, что есть проблемы с посещением достопримечательностей, не могу вам не рассказать о том, что на территории города можно встретить беженцев, которые считаются национальным бедствием страны в целом. И вместо того, чтобы приехавшие во Францию начали работать, они просто отказываются от любого заработка. Им выгоднее жить на то, что дает государство для выживания.


  • во Франции сильно развит криминал. Местные жители привыкли к тому, что хулиганы лезут в сумочки к женщинам, воруя у них кошельки и мобильные телефоны. Для того чтобы избежать развитие преступности, по улицам города ходят полицейские. Но несмотря на это, в ночное время на улицах, особенно отдаленных от центра, появляться не стоит;


  • конечно, также нужно упомянуть о том, что Париж — довольно дорогой город. Если вы решите просто перекусить в кафе, то придется выложить немаленькую сумму. Так, кофе и кусочек торта обойдутся в 13 евро (910 рублей). Ну а если вы отправитесь в ресторан и захотите поесть полноценно, то придется заплатить около 30 евро (2100 рублей).


Почему туристы едут в Париж

Несмотря на все перечисленные минусы, туристов в этом городе огромное количество. Чаще всего в Париже путешественников привлекает следующее:

Кроме того, Франция — не только законодательница моды, но это еще и родина изысканного шампанского и вкуснейшего коньяка.

Читайте также: