Какая река берлин пересекает

Обновлено: 18.09.2024

Берлин — самый большой и мультикультурный город Германии.

Туристы приезжают сюда, чтобы днем сфотографироваться на фоне Рейхстага и Берлинской стены, а ночью устроить тур по пивным пабам и посетить модные вечеринки.

До 1989 года Берлинская стена разделяла город на две части. Застройка восточной части Берлина напоминает типичную советскую: панельные многоэтажки, многие из которых расписаны граффити. Там же находится телебашня и площадь Александерплац, где проходят главные вечеринки города.

Классическую немецкую архитектуру можно увидеть в западной части города. В административном округе Шарлоттенбург-Вильмерсдорф расположены дорогие отели и рестораны, бутики, опера и дворец Шарлоттенбург.

Расскажем в нашей рассылке для путешественников — Чемодан. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Как добраться из аэропорта. В Берлине два аэропорта: Шёнефельд и Тегель. Из обоих можно доехать до центра на поезде и метро либо на автобусе за 50 минут.

Маршрут

Рейхстаг — величественное здание парламента Германии, которое было частично разрушено во время Второй мировой войны. С 1999 года немецкие депутаты снова проводят заседания в реконструированном Рейхстаге.

По предварительной записи на сайте можно бесплатно подняться на смотровую площадку и даже побывать на заседании парламента. Во время экскурсии показывают надписи, которые советские солдаты оставили на стенах Рейхстага.

Перед Рейхстагом можно посидеть на идеально выстриженном газоне или устроить там пикник. Атмосфера на лужайке меня приятно удивила: одни немцы жуют сэндвичи и загорают, другие пьют пиво и курят, третьи играют в мини-гольф или бадминтон. Это мое любимое место в Берлине — советую остановиться там на полчаса и сломать стереотипы о холодных и чопорных немцах.

Тиргартен и колонна Победы. Рядом с Рейхстагом находится большой парк с колонной Победы в центре. Ее построили в честь военных побед Пруссии в 19 веке. По парку приятно прогуляться в тени деревьев и вдоль озер, выпить пива или кофе в кафе у воды.

Бранденбургские ворота похожи на классические триумфальные арки других европейских городов — Парижа, Рима, Барселоны. Ворота напоминают о воссоединении Западного и Восточного Берлина и вписываются в архитектуру восстановленных зданий Парижской площади. Рядом с воротами всегда толпа людей: фотографирующиеся, митингующие и карманники. Советую внимательно следить за своими вещами.

Мемориал жертвам холокоста — это 2700 прямоугольников разной высоты и ширины, напоминающих лабиринт. По задумке архитектора, посетители мемориала должны пройти через инсталляцию и потеряться в ней, чтобы почувствовать чужой ужас и горе. В реальности на плитах мемориала встречаются пьющие пиво подростки и бездомные, а некоторые посетители играют в прятки и смеются. Мне такие места помогают еще больше ценить жизнь и тренировать эмпатию.

Музейный остров включен в список всемирного наследия Юнеско. Там находится сразу пять музеев. В Старом музее выставлены предметы античности, в Новом представлена жизнь древних эпох, в частности Египта. Там можно увидеть знаменитый бюст Нефертити. В Пергамском музее изучают архитектуру Древнего Рима и исламское искусство. Музей Боде рассказывает о византийском искусстве, а в Старой национальной галерее знакомят с европейской скульптурой и живописью 19 века.

Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom) — самая большая евангелистская церковь Германии, построенная в стиле барокко. Собор поразил меня помпезностью и снаружи, и внутри.

Перед Берлинским кафедральным собором разбит парк Люстгартен с видом на реку Шпрее. Это очередное место, где местные и туристы устраивают пикники

От Берлинской стены осталось несколько неразрушенных участков. Один из них — это East Side Gallery, целая картинная галерея. Советую прогуляться к ней вдоль реки. На стене художники из 21 страны нарисовали 106 картин: от исторических ретроспектив до сатирических шаржей на злободневные темы.

Участок берлинской стены, который превратился в галерею под открытым небом. На фото — поцелуй Брежнева и Хонеккера

Детали

Язык. В Берлине много туристов и экспатов, поэтому для общения с продавцами и официантами достаточно английского языка.

Транспорт. В Берлине развитая сеть общественного транспорта, которая связывает с городом оба аэропорта. Пригородные поезда называются S-bahn , а метро — U-bahn . Через некоторые станции проходят обе системы. Электронное табло с номером поездов и временем прибытия есть на каждом перроне. Обращайте внимание на заглавные буквы S и U, чтобы понять, куда едет поезд.

Берлин Фридрихштрассе (Немецкий: [bɛɐ̯ˈliːn ˈfʁiːdʁɪçˌʃtʁaːsə] ( Слушать ) ) это железнодорожная станция в Немецкий капитал Берлин. Он расположен на Фридрихштрассе, крупная улица с севера на юг в Mitte район Берлина, прилегающий к точке, где улица пересекает реку Веселье. Под станцией метро Фридрихштрассе. [4]

Благодаря центральному расположению в Берлине и близости к таким достопримечательностям, как Унтер-ден-Линден бульвар, Бранденбургские ворота и Рейхстаг, вокзал - излюбленное место отдыха туристов. В то же время это основная соединение для региональных перевозок в Берлине, измеряемых количеством пассажиров. [5]

Вовремя Холодная война, Фридрихштрассе прославилась станцией, полностью находившейся в Восточный Берлин, но по-прежнему обслуживаются поездами S-Bahn и U-Bahn от Западный Берлин а также поезда дальнего следования из стран к западу от Железный занавес. Станция также была крупной пересечение границы между Восточным и Западным Берлином. [6]

Содержание

История

Начальная станция



В 1878 году первая станция была построена по проекту Йоханнес Фоллмер между Фридрихштрассе и река Веселье как часть Berlin Stadtbahn строительство. Архитектор работал над соседним Станция Хакешер Маркт в то же время. Так же, как надземный виадук станция является интегрированной, она опирается на большие каменные арки. Станция имела две платформы с двумя путями на каждой, покрытые большим изогнутым сарай для поезда который опирался на сталь фермы разной длины, чтобы перекрыть кривизну путепровода под ним. Главный вход находился с северной стороны, остановка для конных экипажей - с южной. Открытие вокзала состоялось 7 февраля 1882 г. в рамках торжественного открытия Berlin Stadtbahn. Поезда дальнего следования стартовали 15 мая того же года. [7]

Расширения и реконструкция




Из-за большого трафика через станцию ​​еще раньше Первая Мировая Война, в 1914 г. планировалось расширить станцию. На северной стороне городской железной дороги появилась новая, слегка приподнятая платформа, а существующие платформы были немного уже, оставив одну платформу для городской железной дороги и две платформы для поездов дальнего следования. Двухарочный навес для поезда со стальными фермами, построенный между 1919 и 1925 годами, имел большие стеклянные фасады. С северной стороны здания два вестибюля в экспрессионистский стиль были построены, и вся северная сторона была покрыта характерной темной плиткой. Южный фасад был оштукатурен только до последнего ремонта в 1999 году, когда он был также покрыт плиткой. [8]

В 1923 году станция метро Friedrichstrasse линии C (сегодняшняя U6 и юго-восток U7) был закончен, создав первую часть подземного лабиринта, который существует на станции до сих пор.

В начале 1930-х годов на станции Фридрихштрассе снова началось строительство, так как Туннель Север-Юг городской железной дороги проехал под станцией. Длинный пешеходный туннель, ведущий к одноименной станции метро. Берлинская метро также проехали под северным концом станции, и эта подземная станция получила характерную желтую плитку, которая сохранилась до сих пор. [9] 27 июля 1936 г., незадолго до 1936 летние Олимпийские игры, открыта станция метро S-Bahn. [9]

После "Хрустальная ночь", с 1 декабря 1938 г., тыс. Еврейский дети отправились со станции или прошли через нее, чтобы покинуть Германию в рамках Движение детей-беженцев.

Он избежал серьезных повреждений во время бомбардировка Берлина во время Второй мировой войны. U-Bahn и S-Bahn прекратили работу 23 и 25 апреля 1945 года соответственно из-за нехватки электроэнергии. Утром 2 мая 1945 года, в день капитуляции Берлина, произошел взрыв туннеля Север-Юг под Ландверканал, вызвало затопление туннеля, включая подземную станцию ​​городской железной дороги Фридрихштрассе, а также большую часть берлинской подземной системы через соединительный туннель между городской железной дорогой и Берлинская метро на соответствующих станциях Фридрихштрассе. [примечание 1]

Реконструкция началась в 1945 году. Поезда сначала вернулись на наземные объекты. К концу мая - началу июня 1945 г. BVG, оператор берлинской U-Bahn, закрыл пешеходный туннель между туннелем S-Bahn и станцией U-Bahn, чтобы предотвратить затопление туннеля водой. Рейхсбан, оператор городской железной дороги, заявил, что у него нет средств для устранения протечек в туннеле. 4 июня BVG приступила к осушению подземной системы. 12 июля метро вновь открыло свою станцию ​​на Фридрихштрассе для двух однопутных рейсов, один с севера и один с юга, встречающиеся там, регулярное двухпутное движение возобновилось с 5 декабря 1945 года. [11] Канатная дорога Рейхсбан осушила свой туннель Север-Юг только позже и 2 июня 1946 года вновь открыла подземную железную дорогу. 1 декабря того же года туннель Север-Юг и подземная станция городской железной дороги Фридрихштрассе снова закрылись для обширной реконструкции, которая продолжалась до 16 октября 1947 года, когда туннель Север-Юг снова заработал на полную мощность.

Пересечение границы во время холодной войны

Расположение Фридрихштрассе на U6 и U8 и S1 и S25 активный и закрыто линии и станции в Восточный Берлин и Западный Берлин во время холодной войны.


Схема перехода границы Западной и Восточной Германии на станции Фридрихштрассе. Движение в Восточном Берлине отмечено красным, движение в Западном Берлине отмечено синим, а зоны, доступные для граждан Восточной Германии, отмечены зеленым.







В начале Холодная война Станция Фридрихштрассе сыграла важную роль в том, чтобы жители Берлина могли добраться до своих друзей и родственников в других районах Берлина, а также из-за напряженности между западным и оккупированным Советским Союзом секторами Берлина. В конце 1946 г. Советская военная администрация в Германии создал восточно-германскую пограничную полицию, задача которой Republikflucht (побег из восточногерманской республики). С возведением Внутренняя немецкая граница в 1952 году Восточная Германия была в значительной степени изолирована от запада. Однако Берлин и, в частности, система общественного транспорта, которая пересекала западный сектор союзников и советский сектор, все еще оставалась дырой в этом Железный занавес. Соответственно, Берлин стал основным маршрутом, по которому восточные немцы ушли на Запад. 3,5 миллиона восточных немцев, уехавших к 1961 году, составляли примерно 20% всего населения Восточной Германии. [12] [ страница нужна ] многие используют вокзал Фридрихштрассе с его оживленным движением в качестве отправной точки для побега. Вовремя Восстание 1953 года в Восточной Германии и Восточный Берлин, Национальная железная дорога Рейхсбан остановил городской транспорт в период с 17 июня по 9 июля 1953 г.

Когда Восточногерманский правительство построило Берлинская стена 13 августа 1961 года он также прервал линии метро, ​​городской железной дороги и поездов дальнего следования, которые пересекали Берлин. Район Берлин Митте, где расположена станция Фридрихштрассе, была окружена в северном, западном и южном направлениях западными секторами: для скоростной железной дороги на станции Фридрихштрассе следующая станция на западе находилась через стену в Западный Берлин, севернее были еще три остановки в советском секторе и только две - южнее. Ситуация была аналогичной для метро U6 под Фридрихштрассе, у которого было три станции на север и две станции на юг перед пересечением стены.

Таким образом, несмотря на то, что они полностью расположены в Восточном Берлине, все подземные сооружения станции, а именно платформа скоростной железной дороги в туннеле Север-Юг и станция метро, ​​были доступны только для пассажиров из западных секторов в качестве станции пересадки, или для доступа к пограничному переходу с уровня земли.

Надземные сооружения на сводах Stadtbahn, были разделены по площадкам: [13]

  • Платформа А использовался для поездов дальнего следования. Это включало так называемые Interzonenzüge, поезда, идущие без остановок из Берлина через территорию Восточной Германии в Западная Германия. Для этих поездов станция Фридрихштрассе была конечной остановкой. Эта платформа также была остановкой для поездов с международными направлениями, такими как Копенгаген, Стокгольм (с использованием перевозить связь между Засниц и Trelleborg), Цюрих, Вена, и легендарный Париж - Москва выражать. Восточногерманские пассажиры на этой станции не могли сесть на последний; они могли сесть в поезд только на следующей остановке Берлин-Остбанхоф.
  • Платформа B стал конечной станцией для Stadtbahn, прибывающего из Западного Берлина в и из Ванзее и Staaken. Пассажиры могли пересесть на линии метро S-Bahn и U-Bahn или на поезда дальнего следования, не въезжая в Восточную Германию.
  • Платформа C в меньшем железнодорожном депо на северной стороне использовалось движение, идущее в Восточный Берлин и Восточную Германию, которая стала теперь конечной станцией для линий Stadtbahn, ведущих к Эркнер, Кенигс Вустерхаузен, Штраусберг Норд, Аренсфельде, Wartenberg, и к Берлин-Шёнефельд аэропорт.

Между платформами B и C был металлическим стеклянным барьером, который практически выполнял ту же функцию, что и Берлинская стена: Восточно-германские пограничные войска разделил станцию ​​на две полностью изолированные зоны, обе находятся под полным вооруженным контролем, одна для людей в Восточном Берлине, а другая для транзитных пассажиров, лиц, переключающихся между разными железнодорожными линиями западного направления, и нескольких жителей Востока с труднодоступной выездной визу , все в одном здании станции с лабиринтом соединяющихся коридоров, барьерами, многочисленными камерами, вооруженной охраной с собаками-поисковиками, агентами в штатском и лоджия под крышей для наблюдения вооруженным пограничным патрулем и Штази офицеры. [14]

Пути между западной и восточной системами, за исключением путей дальнего следования, были полностью разделены. Поезда скоростной железной дороги, использующие усиленно охраняемый разъезд к западу от платформы C требуется разрешение командира пограничного отряда. Обмен подвижной состав между разделенными сегментами городской железной дороги Берлина было возможно только по длинным путям на платформе. А. Эти гусеницы были оборудованы переключатели предотвращать попытки побега.

На уровне земли, между надземной и подземной частями вокзала, находились сооружения для перехода в Восточный Берлин. Это включало трех человек заграничный пасспорт чеки, таможня контроль, комнаты ожидания (поскольку пересечение может занять от 15 минут до нескольких часов), комнаты для допросов, камеры для задержанных, офисы для регистрации и записи людей, пересекающих границу, а также стойка для оплаты визовых сборов и (обязательного) обмена валюты. [14]

В период с 1985 по 1987 год был проведен небольшой ремонт вагонного депо, где средняя деревянная часть крыши была заменена стеклянной. Заменено освещение, окрашены металлические части сарая.

После падения Берлинской стены по настоящее время


Тысячи жителей Восточного Берлина выстраиваются в очередь на вокзале, чтобы перейти в Западный Берлин 10 ноября 1989 года, на следующий день после падения стены.

Некоторые реки (например, Маас) ne через не Германия, но указаны притоки Немецкий. Они выделены курсивом. Для наглядности показаны только водотоки протяженностью более 50 км.

Или какая река у Деборди в Германии? В окрестностях Кельна, в Германия, река Эрфт имеет перелива. Несколько домов было смыто, а некоторые рухнули. Поиск возможных выживших, затрудненный пропастью, все еще продолжается.

Похожие страницы:Блог

В каких странах жарко в декабре?

Где провести отпуск в Таиланде?

Где зимой жарко?

Где самый жаркий ноябрь в Европе?

Какая страна пересекает реку Висла?

Уникальное Произведение река полностью польский, Висла (1 км) осушает почти половину страна (169 000 км 2 в Польше из 194 км 2 для водораздела).

Какая страна пересекает реку Луару?

спецификации
· Правый берег Арру, Арон, Ньевр, Сиссе, Атион, Мэн, Эрдре
Страны пересеклись Франция
департаменты Алье, Ардеш, Шер, От- Loire , Indre-et- Loire , соня-полчок -Анд-Шер, Loire , Loire -Атлантика, Луаре, Мэн и др. Loire , Nièvre, Saône-et- Loire

Как называются две реки, которые пересекают Берлин?

В столице нет реки Berlin в Германии. Berlin находится на слиянии 2 реки : Веселье здесь впадает в Гавел. Затем Гавел впадает в реку Эльба. здесь впадает в Северное море.

Какое животное изображает T-ON на гербе Германии?

Представленный в 1433 году двуглавый орел появился на Герб императора и герб империи до конца Священной Римской империи в 1806 году. После революции 1848 года Национальное собрание церкви Святого Павла во Франкфурте выбрало двуглавого орла в качестве федерального герб.

Где в Германии произошло наводнение?

Европа Я отправился в долину Ар, Германия, почти через месяц после наводнения убийственный кто иметь ударил по площади. Если большая часть завалов иметь были очищены, разрушенные дома снесены, многие жители по-прежнему живут в тяжелых условиях, лишенные электричества и водопровода.

Какая страна пересекает Волгу?

спецификации
· Левый берег Кама
· Правый берег Ока
Страны пересеклись Россия
Основные населенные пункты Ярославль, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань

Какая река протекает через Польшу?

Висла (на польском языке: Wisła, на латинском: Vistula, на немецком языке: Weichsel) является основным река Польский.

Где Луара впадает в море?

La Луара бросается в Атлантическом океане между Сен-Назером на севере и Сен-Бревен-ле-Пен на юге в Loire-Atlantique (44), через устье. В Loire река длиной 1 километров.

Куда уходит Луара?

La Loire это река длиной 1 километров, что делает ее самой длинной во Франции. Его источник находится в Ардеше, на горе Мон-Жербье-де-Жонк. Впадает в Атлантический океан в Loire-Атлантика через ее устье. Бассейн 117 км 2 занимает более пятой части территории Франции.

Как называется река, протекающая через Берлин?

Из Берлинер Дом, вид на Шпрее является неприступный. Этот река, которая берет свое начало от границы с Чехией и орошает столицу Германии примерно на сорок километров.

Куда протекает река Шпрее?

В районе Кёпеник он получает воду из река Даме. Маленький остров в центре Берлина является называется Spreeinsel. В сторону Нордхафена Панке приходит кормить Веселье. ПРОТИВ'является наконец, на уровне района Шпандау, который она потоки в Гавеле на левом берегу.

Как называется самое большое озеро Берлина?

Это 4,5 км в длину, 2,5 км в ширину иявляется le самое большое озеро в Берлине : Мюггельзее. Для жителей Западного Берлина есть Ванзее, для жителейEst, Мюггельзее.

Какое животное является символом Германии?

Страна Животное национальный Научное название
Германия Черный орел Ictinaetus malaiensis
андорра Бородатый гриф Гипет Барбатус
Англия Лев Panthera Leo
Австрия Черный орел Ictinaetus malaiensis

Что символизирует орел?

L 'орел это символ многие организации и страны. Он олицетворяет идеи красоты, силы и престижа. Римляне использовали его как эмблему для своих армий. На некоторых монетах (евро) является опубликовано символ d’une Aigle здесь является в окружении звезд.

Что является символом Берлина?

нести является эмблема Berlin примерно с 1280 г. и сегодня украшает герб Berlin.

В чем причина наводнения в Германии?

. наводнения с июля по Германия и в Бельгии находятся хорошо связан с глобальным потеплением. … Согласно исследованию, опубликованному во вторник, 24 августа, вероятность этого экстремального эпизода была в 9 раз выше из-за потепления, вызванного деятельностью человека.

Где было наводнение?

Шторм Харви и проливные муссонные дожди вызвали наводнения катастрофа в США и Южной АзииEst. … Этот регион является один из наиболее подверженных наводнения и бури.

Почему флуд в Германии?

Искусственная обработка земли предотвращает проникновение воды в почвы, которые больше не играют роли губки, что увеличивает рискинаводнения. … Более 2 миллиардов евро было инвестировано в расширение берегов, что позволяет воде разливаться во время паводков. Работы завершены в 2019 году.

Какая река пересекает Москву?

Две тысячи километров на лодке, от Москва в Санкт-Петербурге, на берегу Волги, озер и Невы, чтобы познакомиться с историей, архитектурой и пейзажами.

Какая река самая длинная в Западной Европе?

Далеко впереди Дуная, Волга наиболее долго и плюс обильный Европейская река. Его естественная длина 3 километров составляетявляется сокращено до 3 530 километров, поскольку некоторые сегменты были упрощены и упорядочены за счет строительства гранды плотины озер.

Какая река пересекает Варшаву?

Таким образом, до сегодняшнего дня идентичность каждой партии четко обозначена четкой разделительной линией: на левом берегу Вислы, разделяющей город на две части, мы обнаруживаем Варшава старый и классический. А правый берег свидетельствует о рождении нового города.

Как называется река, которая пересекает Прагу?

Наводнение в Чехии в июне этого года доказало это: Влтава недолгая. река спокойствие. Это тоже не река но река здесь впадает в Эльбу в нескольких кабелях к северу от Прага.

Боевые действия во время Берлинской операции развернулись на территории Западной Померании, Мекленбургской, Бранденбургской провинций и части Саксонии. Местность полосе наступления 2-го и 1-го Белорусских, 1-го Украинских фронтов в большей своей части была удобной для действия всех родов войск. С другой стороны, природные и антропогенные факторы позволяли создать крепкую оборону. Здесь имелось большое количество рек, озер, каналов, крупных лесных массивов, больших городов и населенных пунктов с крепкими каменными сооружениями, которые предоставляли широкие возможности для организации обороны в короткие сроки. Для наступающих фронтов это создавало дополнительные трудности для развертывания войск и их маневра.

Советскому командованию приходилось учитывать фактор необходимости форсирования значительного числа водных преград. Основная часть рек в центральной Германии течет в меридиональном направлении с юга на север. Это давало немцам дополнительные возможности по организации оборонительных позиций на западных берегах рек. Наиболее серьёзными водными преградами были реки Одер и её рукава (Восточный и Западный Одер), Нейсе, Шпрее, Хавель и Эльба, а также каналы Финов, Гогенцоллерн, Руппинер, Одер — Шпрее и Тельтов.

Ещё в январе 1945 года, когда Красная армия прорвала висленский оборонительный рубеж, германское командование спешно приступило к оборудованию оборонительных позиций на территории Рейха. Особенно фортификационные работы развернулись в феврале, когда наши войска вышли на рубеж рек Одер и Нейсе. Под угрозой оказались центральные районы Германии и имперская столица. Инженерные работы вели не только войска и военизированные организации, на них мобилизовали немецкое население, привлекли большое количество военнопленных и иностранных рабочих, значительное количество которых работало в Германии всю войну.

Особое внимание уделялось созданию прочной обороне на западном берегу Одера и Нейсе. Немцы здесь создали прочную и глубоко эшелонированную оборону. Одерско-нейсенский оборонительный рубеж имел три полосы: первую (главную), вторую и третью (тыловую). На важных направлениях между этими полосами соорудили промежуточные и отсечные полосы. Глубина немецкой обороны на одерско-нейсенском рубеже достигала 20-40 километров. Общая глубина немецкой обороны на берлинском направлении, включая Берлинский укрепленный район, доходила до 100 километров.

Главная полоса вражеской обороны в основном проходила по западному берегу рек Одер и Нейсе. Кроме того, в районах Франкфурта-на-Одере, Губена, Форста и Мускау у немцев имелись небольшие плацдармы на восточном берегу. Первая полоса состояла из 2-3 позиций, общая глубина которых достигала 5-10 км. Передний край был прикрыт проволочными заграждениями и минными полями. Все населенные пункты в это полосе были превращены в опорные пункты. Густая сеть оборонительных сооружений была серьёзным препятствием для наших войск. Немцы, используя систему шлюзов на Одере и многочисленные каналы, подготовили ряд местностей к затоплению, что должно было задержать продвижение наших войск.

Особенно мощную оборону немцы создали на возможных направлениях наступления ударных группировок советских фронтов: участки от Штеттина до Шведта (2-й Белорусский фронт), от устья р. Альтер Одер до Франкфурта (1-й БФ), от Губена (Губин) до Прибуса. Особенно сложным в природном отношении для наступающих войск был участок от Штеттина до Шведта. Здесь река Одер (Одра) имела два рукава, которые создавали две самостоятельные реки: Ост (Восточный) Одер и Вест (Западный) Одер. Главная полоса обороны немецких войск проходила по западному берегу Западного Одера. Пойма реки и междуречье были затоплены и находились под огнем противника. Чтобы атаковать врага, необходимо было под немецким огнем форсировать Восточный и Западный Одер.

Наиболее мощную в инженерном отношении оборону немцы создали на кюстринско-берлинском направлении, на участке фронта от р. Альтер Одер до Франкфурта-на-Одере. Здесь противник имел 3-4 линии траншей полного профиля. На участке Франкфурт-на-Одере — Прибус природа также не способствовала действиям крупных сил. Немецкая оборона проходила по лесисто-озёрной местности, поэтому противник соорудил 1-3 линию прерывистых траншей, прикрыв наиболее доступные участки. На участке наступления 1-го Украинского фронта, Губен — Прибус немцы имели плотную оборону с 2-3 линиями траншей полного профиля.

Передний край второй полосы обороны проходил в 10-20 км от переднего края главной полосы. Вторая полоса обороны шла по западному берегу р. Рандов, населенным пунктам Ангермюнде, Врицен, Зеелов, Катлов, Деберн, Вейсвассер и Гёрлиц. Наиболее мощная оборона была на берлинском направлении. Здесь имело 2-3 линии траншей, все населенные пункты и даже отдельные усадьбы, поместья (фольварки) были подготовлены к круговой обороне, превращены в опорные пункты. Наиболее знаменитой позицией во второй полосе обороны были Зееловские высоты на кюстринско-берлинском направлении. Город Зеелов и Зееловские высоты были одним из самых главных препятствий на пути наших войск в Берлин.

Немецкая оборона на берлинском направлении


Атака советскими войска Зееловских высот

Тыловая полоса обороны находилась в 20-40 км от переднего края главной полосы. Она шла от Торгелова, по реке Иккер, через Пазевальк, Пренцлау, Эберсвальде, Бацлов, Мюнхеберг, Фюрстенвальде, по западному берегу реки Шпрее до озера в районе Бескова, через Феров, снова по западному берегу Шпрее, Котбус и Шпремберг. Основу тыловой линии обороны составляли города, превращенные в мощные опорные пункты и узлы сопротивления. Они были окольцованы траншеями. Важнейшими опорными пунктами были Торгелов, Пренцлау, Эберсвальде, Бацлов, Мюнхеберг, Фюрстенвальде, Бесков, Котбус и Шпремберг.

Наиболее плотно третья полоса обороны была подготовлена на центральном (берлинском) направлении, на участке Эберсвальде — Фюрстенвальде и на котбус-берлинском направлении, на участке Котбус — Шпремберг. К примеру, Котбус имел два оборонительных обвода, на важнейших направлениях располагалась сильная артиллерия и бронеколпаки. Траншеи были прикрыты проволочными и противотанковыми заграждениями. Крепкие каменные здания были превращены в долговременные оборонительные сооружения, а улицы перекрыты баррикадами. Примерно таким же образом были подготовлены к обороне и другие города. Все основные силы полевой армии обороняли первую и вторую полосу обороны, поэтому на тыловой линии располагались саперные части, ополченцы и гитлерюгенд.

Одновременно с оборудованием одерско-нейсенского оборонительного рубежа немцы в спешном порядке готовили к обороне Берлинский район. Берлинский оборонительный район состоял из трех кольцевых оборонительных обводов (внешнего, внутреннего и городского). Это был целый укрепрайон, подготовленный к длительным боям. Германская столица со всех сторон была окружена реками, каналами, озёрами и лесами, что помогло в создании оборонительного района. Реки и каналы делили Берлин на несколько частей, что также усиливало оборонительные возможности немецкого гарнизона. Весь Берлинский оборонительный район был разделён на девять секторов. В центре располагался сектор № 9, от которого радиально расходились остальные восемь секторов обороны. Каждый сектор в свою очередь подразделялся на несколько подсекторов.

Внешний оборонительный обвод Берлинского района находился в 25-40 км от центра столицы по линии Бизенталь, озеро Штиниц-зее, озеро Зеддин-зее, Миттенвальде, Рангсдорф, Тиров, озеро Швилов-зее, Бризеланг, Вельтен и Ланке. Многочисленные реки, озера и каналы усиливали оборону. Населенные пункты были превращены в узлы обороны. На внешнем оборонительном обводе вермахт планировал максимально ослабить противника, обескровить его, чтобы уже окончательно остановить на внутреннем кольце обороны.

Городской оборонительный обвод проходил по кольцевой железной дороге. На всех улицах, которые вели к центру Берлина, устроили баррикады. На площадях, перекрестках улиц готовили огневые позиции. Немецкое командование приказало бороться за каждую улицу, каждый дом и за каждый метр столицы. В обороне планировали использовать хорошо развитые подземные коммуникации, включая метро и канализационную систему. Подземные коммуникации позволяли немецким подразделениям передвигаться из одного места в другое, не подвергаясь воздушным и артиллерийским ударам и наносить неожиданные удары по советским войскам, в том числе уже в тылу.



Солдаты фольксштурма возводят противотанковые заграждения, Берлин

Оборона Берлина была организована в расчёте на ведение жестоких уличных боев. Гитлер и его окружение собирались драться до последнего, сдаваться они не собирались. Войскам отдали приказ оборонять столицу до последнего человека и последнего патрона. Военно-политическое руководство Третьего рейха даже в условиях полной бессмысленности сопротивления отказалось капитулировать и принесло последнюю жертву — десятки и сотни тысяч людей ещё должны были погибнуть, чтобы в Европе наконец-то наступил мир.

Читайте также: