Какие вопросы включает краеведческая подготовка туриста

Обновлено: 18.09.2024

Создание СИСТЕМЫ туристско-краеведческой деятельности (ТКД) – единственный путь выживания, развития детско-юношеского туризма и краеведения. Целью создания такой системы является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к занятиям туризмом и краеведением.

ТКД является одной из 10 направленностей в системе дополнительного образования (ДО), и в тоже время элементы практически всех остальных направлений взаимно используются в развитой системе ТКД. Такое же пересечение содержания, форм существует у ТКД со сферой общего образования, образовательного потенциала социума.

Выдвигается гипотеза создания конкурентно способной модели системы ТКД в образовательном учреждении и муниципальной модели детско-юношеского туризма и краеведения в муниципальном районе, городе.

В любой школе, во многих учреждениях дополнительного образования ведётся туристско-краеведческая работа; школой, семьей используются активные формы туризма, минимум – однодневные прогулки, экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, викторины и т.д. Активизировалась ТКД различных учреждений, общественных организаций. Эта деятельность может функционировать стихийно или быть скоординированной, организованной в рамках класса, школы, района, области, в рамках соответствующего уровня системы.

  1. Модернизация программно-методического обеспечения – для педагогов, обучающихся и организаторов ТКД. Предложение, основной и наверно единственный вариант решения: это государственная задача, на которую должны быть направлены усилия науки, экспериментальных площадок и ресурсных центров, федеральных и региональных учреждений. Лучшие продукты этой деятельности с соблюдением авторского права, моральной (авторы получают сертификаты соответствующего уровня, можно даже виртуальные, в электронной форме, с обязательной ссылкой на его ресурс) и материальной заинтересованности, должны быть достоянием всех. А пока (вот уже 20 лет) мы только читаем, как это все здорово в отдельных регионах, на выставках издали смотрим на эти красивые брошюры, в которых тезисно что-то рассказывается.

4. Совершенствование планирования, организации деятельности сферы ДОД – это условие успешности функционирования системы ТКД, задача для работников этой сферы.

Можно выделить два направления этого планирования: перспективное в виде программы развития и годовое, сформулировать некоторые основные современные условия, требования к содержанию и формам планирования.

Перспективное планирование деятельности на 3-5 лет:

Концептуальные основы программы развития должны быть сформулированы вначале на федеральном уровне. Структура программ развития повторяют структуру Системы – это программно-методическое, ресурсное обеспечение, кадры, планирование .

Включение механизмов интеграции общего и дополнительного образования- это условие рационального использования педагогического и материального потенциала системы образования. Интеграция предусматривает создание единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного развития каждого ребенка, создание учебно-воспитательного комплекса, учитывающего возможности общего, дополнительного образования, образовательного потенциала социума, как равноправных, взаимодополняющих друг друга компонентов. Программа любого уровня должна быть интегрированной, объединяющей материальные, кадровые ресурсы, исключающая дублирование, предусматривающая максимальное для данного уровня, для данной местности включение элементов ТКД по видам, формам и содержанию.

Развитие, учет при планировании всех основных форм ТКД – так же обязательное условие разработки программы. Для учета удобно разбить формы на 3 группы соответствующие этапам работы – организация коллектива, работа, подведение итогов.

Формы организации коллектива : подготовительная туристская группа (группа учащихся одного или нескольких классов, с которыми перед походом (прогулкой), экскурсией проводятся занятия, консультации классным руководителем или педагогом дополнительного образования – группы переменного состава), учебная группа общей туристской подготовки – основная форма клубной работы, нулевой год обучения, способ формирования учебных групп 1-4 года обучения, а так же секция, курсы, факультативы, клуб, профильный лагерь, Советы музея и др.

Формы подведения итогов : отчёт (устный, письменный, публикации в СМИ), туристский вечер, слёт, игра, соревнования, викторины, конкурсы, конференция, олимпиада, фестиваль, смотр, выставка, уголки, комнаты, залы, музеи…

На стадии реализации программы развития при планировании на год:

Опережающее планирование – на календарный год, а в мае-августе – корректировка плана 2-го полугодия и проект плана на 1-е полугодие следующего календарного года.

Ввести систему детских сертификатов, доступную для всех – оценка достижений (награды, разряды, звания) для участников системообразующих мероприятий, для промежуточной и итоговой аттестации выпускников дополнительных образовательных программ, удостоверяющие качество знаний, полученных умений и навыков, тех или иных результатов ТКД, допрофессиональной подготовки. Подготовка проектов сертификатов всех уровней, их утверждение – это итог работы серьезной экспериментальной площадки совместно с Федеральным центром туризма и краеведения.

Инновации и современные технологии ТКД

Делаем все сами, но в то же время надеемся: наука должна помочь в организации экспериментальных площадок по созданию в течение одного-трех лет выше перечисленных элементов системы ТКД; органы образования для сохранения и развития системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, юношества и студенческой молодежи – помочь массовому туризму, исследовательской работе краеведов во взаимодействии с внеурочной работой; в спорте важно туризму снова войти в систему ВФСК, спартакиад.

В рамках этого похода, экспедиции можно возродить проведение туриад из категорийных, степенных походов как на уровне районов-регионов, так и на Всероссийском уровне. И, конечно, уже давно на всех уровнях для пропаганды, обмена опытом, подведения итогов, проверки умений и навыков, получения сертификатов для туристов необходимы слеты, лагеря, фестивали, которые ушли от них, были превращены в соревнования по турмногоборью.

Что такое приключенческий туризм

Приключенческий туризм — вид активного туризма, который включает в себя организацию нестандартных туров в экзотические, труднодоступные и порою опасные уголки мира. Очень часто он объединяет в себе несколько видов отдыха, в том числе экстремальный спорт.
Главная составляющая подобных туров — это замысел. Замечательно, если главной целью будет поиск затонувшего сокровища или же редчайшего животного. Особый интерес у туристов вызывают исследования затонувших кораблей, подводных пещер, древних руин, потухших вулканов и т.д. К приключенческому туризму причисляют походные экспедиции, сафари-тур (охота, рыбалка), кругосветное путешествие (яхтинг) и путешествия на байках по азиатским джунглям.

Разновидности туров

Несмотря на растущую популярность этого вида туризма, еще нет его точного определения и четко установленных правил. Программа приключенческого туризма зависит от мотивов при совершении путешествий:

  • туристы, интересующиеся особенностями быта и культуры других народов, могут какое-то время пожить среди племени аборигенов, знакомясь с их традиционным укладом жизни;
  • желающие могут провести отпуск в замке, с которым связана старинная романтическая легенда;
  • многие туристы выбирают увлекательные квесты со сложными заданиями;
  • турист может испытать себя в роли фермера;
  • познавательный момент приключенческих путешествий состоит в посещении исторических мест, народных праздников, музеев, знакомстве с интересными людьми.

Специфика приключенческого туризма

Как это ни странно, но единого стандарта для приключенческого туризма не создано, нет четкого определения, как не существует и единой формулы для создания приключенческих туров. В самом общем варианте приключенческим туризмом принято называть коммерческие путешествия с активными способами передвижения, связанные с пребыванием в природной среде.

У приключенческого тура должна быть привлекательная познавательная цель. Такие маршруты называются авантюрами и разрабатываются на основе исторических и краеведческих материалов.

Экстрим — понятие для приключенческого туризма относительное и зависит от опыта путешественников, квалификации гидов и что не менее важно — используемого снаряжения. Так один и тот же веломаршрут может быть экстремальным для начинающего велосипедиста и всего лишь прогулкой для чемпиона мира по велокроссу, а сплав по порожистой реке при прохождении одних и тех же водных препятствий — иметь различную степень риска в зависимости от типа судна.

Приключенческие (экстремальные) виды спорта и туризма как модель адаптации в условиях хронического нервно-психического напряжения. За последние годы вырос интерес к проблеме психологической подготовки человека к деятельности в приключенческих и экстремальных условиях.


В приключенческом и экстремальном туризме нужны четко прописанные правила, четкое понимание всеми участниками туристских отношений чрезвычайной опасности такого развлечения. Таким образом, прежде чем отправляться в приключенческий (экстремальный) тур, нужно обязательно выяснить квалификацию инструкторов и поинтересоваться соблюдением всех мер безопасности. Следующий немаловажный аспект заключается в то, что подобные виды туризма полезны не всем. Мало того, для некоторых они могут быть просто опасны. Учитывая, что сегодня практически нет абсолютно здоровых людей.

Участие в приключенческом (экстремальном) туре сопровождается значительным психическим и эмоциональным напряжением. Ситуация приобретает характер стрессовой, что может в некоторых случаях, кроме огромного удовольствия, привести к перенапряжению и срыву высшей нервной деятельности. Вследствие этого у некоторых туристов-экстремалов возникают невротические расстройства. Эти явления находятся на грани психической нормы и патологии и диагностика этих клинически слабо выраженных явлений, относящихся к группе, так называемых, пограничных состояний, бывает достаточно трудной. Срывы высшей нервной деятельности могут проявляться в виде различных нарушений и закрепляться условно-рефлекторно, становясь привычной формой реагирования в однотипных ситуациях.

При данных обстоятельствах психическая подготовка туриста-экстримала является одним из наиболее важных медицинских мероприятий в туризме. И от нее будет зависеть способность осуществлять высококачественную психическую деятельность при сохранении оптимального уровня психоэмоционального напряжения, физического и психического здоровья вне зависимости от внешних условий и неблагоприятных факторов.

Занятие экстремальными видами туризма позволяет рассматривать эту деятельность как естественную модель эмоционального стресса, а ее изучение представляет практический интерес в решении проблемы адаптации, поведенческих нарушений и профилактики нарушений психического здоровья. Огромное значение в преодолении психологической и физической нагрузки в экстремальной ситуации играет воля.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это — способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других — снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.

Таким образом, что бы получить много положительных эмоций, и в тоже время страх, огромный выплеск адреналина, необходимо узнать какими природными ресурсами обладает Омская область в сфере приключенческого туризма.

Туристский потенциал Алтайского края

Алтай – это исторически сложившийся географический регион Южной Сибири, включающий в себя Алтайскую горную систему. Сибирь начала заселяться людьми в эпоху древнего камня (Приложение № 1).

Впервые люди появились на территории Алтая около полутора миллионов лет назад [38].

В I веке до н. э в Алтае существовала культура скифского типа. В настоящее время на территории много уникальных памятников.

Основным занятием населения Алтая, в то время было скотоводство. Люди охотно охотились летом.

Заселение русскими Верхнего Приобья и предгорий Алтая началось во второй половине ХV II века.

Образовавшийся во второй половине ХVIII века Колывано – Воскресенский (с 1834 г. – Алтайский) горный округ – это огромная территория, включавшая современные Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую, часть Томской областей и часть Восточно – Казахстанской области.

Первые населённые пункты русскими на Алтае считаются деревни Усть – Барнаульская, Ересная, Шишикина (ныне с.Киприно), Чесноковка, Фирсова, Шадрина, Кислуха, Гоньба, Забродина, Алейская [14, с. 115].

Алтай получил советскую власть в 1917году. А в июне 1917 года образовалась Алтайская губерния с центром в городе Барнауле.

На втором этапе (1920 – 1960 годы) под руководством Сибирского курортного управления ведется строительство первых санаториев –Белокуриха, Лебяжье, Кучук – Солоновка.


В этот период времени осуществляется строительство и реконструкция санаториев и курортов, домов отдыха, создаются ночные санатории предприятий, являющиеся прообразом санаториев – профилакториев.

С 1925 г. по 1930 г. территория Алтайского края входила в Сибирский край, с 1930 по 1937 г. – в Западно – Сибирский край [21, с. 15].

28 сентября 1937 г. СССР постановил разделить Западно – Сибирский край на Новосибирскую область и город Барнаул признать центром Алтайского края.

На экономическом развитии Алтайской губернии в конце 1920 годов сказывается окончание строительства Туркестано – Сибирской железной дороги [35].

К первому десятилетию ХХ века относится зарождение альпинизма и туризма на Алтае. Гора Белуха привлекает внимание многих исследователей Алтая, туристов и альпинистов. Попытки В.В. Сапожникова и многих других путешественников, предпринятые в разное время, не увенчались успехом.

Автор: КУзьмина Светлана Анатольевна

Населенный пункт: Забайкальский край, с. Дульдурга

Информационная карта проекта:

Проблема: В современном мире острейшей проблемой времени становится то, что дети стали отказываться от социальной активности в пользу виртуальной. Ребята стали меньше проводить время на улице, почти не играют в подвижные игры. Дети становятся пользователями Интернет сети, меньше общаются лично, отдав предпочтение чатам. В квартирах мало кто из родителей устраивают спортивный уголок для своего ребёнка. Постоянное сидение за компьютером негативно влияет на осанку, мышечную силу, зрение и психическое здоровье ребенка.

Актуальность.

В условиях модернизации дошкольного образования особо остро встает проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Воспитать здорового ребенка, патриота своей страны - одна из важнейших задач современного общества. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки здорового образа жизни, патриотических чувств, нравственные ценности, которые проявятся в старшем возрасте.

В связи с этим особую значимость приобретает реализация развивающих ориентиров в познавательной деятельности дошкольников.

Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. Краеведческий подход в образовании дает возможность расширять воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным посёлком, с его достопримечательностями, дошкольники учатся осознавать себя живущим в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.

Развитие чувства любви к Родине справедливо считали первоосновой воспитания Я.А. Каменский, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Оно объединяет любовь и уважение к народу, ответственность и бережное отношение к его истории и традициям.

Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев.

В отечественной педагогике с давних времен (К.Д.Ушинским, Е.А.Флериной, А.П.Усовой, Н.Т. Сакулиной, Б.М. Неменским) лежит главный принцип: воспитывать детей и в семье и в детском саду на близком, родном искусстве того края, где живет человек.

Кроме интеллектуального развития детей, туристические прогулки оказывают положительный, оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Совершенствуются естественные виды движений, и обогащается двигательный опыт, развиваются координационные способности и выносливость.

Следовательно, туристско-краеведческая деятельность дошкольников включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Цели проекта для детей: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае как целостной взаимосвязанной системе; формирование эколого-туристских знаний и умений природопользования;

Цели проекта для педагогов: изучение и внедрение туристско-краеведческой деятельности в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

Обогащать личный опыт положительного, взаимодействия ребенка с природой, достопримечательностями Дульдургинского района, расширять экологически ценные контакты с растительным и животным, объектами природы; Средствами туристско-краеведческой деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; Познакомить с разными видами туризма. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, своего села; повторить правила поведения в окружающей среде. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе заботливое отношение к природе и людям, своему городу; Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.

Методы:

Поисково-исследовательский метод: самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий на экскурсиях;

Метод самореализации через различные творческие дела, участие в различных соревнованиях, экскурсиях;

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания

Формы работы:

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала

Различные игры (спортивные эстафеты по преодолению препятствий)

Викторины, конкурсы, проведение дней здоровья, экскурсионные выходы,

походы выходного дня.

Этапы работы:

1 этап. Установочный

Сентябрь 2018г

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

2 этап Внедренческий

Планирование совместной деятельности,

Сбор и систематизация информации,

Проведение бесед, игр, экскурсий и др.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием продукта проекта.

3 этап Заключительный

Май 2019г

Представление зрителям продукта деятельности.

Ожидаемые результаты:

Сформированы знания о детском туризме;

Знают представителей растений и животных Забайкальского края;

  • умения необходимые туристам в туристическом походе (умение читать карту своей местности; умение ориентироваться по плану села, на макете детского сада). Умение оценивать состояние окружающей среды и здоровья человека.

Привлечение родителей, активно участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в природе и участие в мероприятиях экологической направленности.

Возможные риски

Пути устранения

Отсутствие интереса, желания и времени, возможности помочь со стороны родителей;

Травматизм на экскурсиях;

Неумение родителей взаимодействовать с ребенком для достижения результата

Беседа о правилах поведения на реке, в лесу. Приобретение аптечки

Поиск дополнительных источников финансирования.

Разъяснение приемов взаимодействия

Подбор способов мотивации детей

Расчет бюджета на реализацию проекта составил пятнадцать тысяч рублей: (приобретение туристического снаряжения, аптечки, бумага А 4, листы для ламинирования, ватманы, туристические коврики и т.д.)

Продукт проекта:

- конспекты совместной деятельности, бесед, экскурсий и т.д.

- энциклопедия маленького туриста.

- презентация о проекте.

Пути реализации проекта:

Приложение 1.

Маршрутный лист – Блок № 1

Путешествие по экологической тропе

Экскурсии по детскому саду. (Беседы, встречи с работниками детского сада)

Маршрутный лист – Блок № 2

Маршрутный лист – Блок № 3

Туристические походы на природу

Ознакомление с растительным и животным миром забайкальского края.

Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, викторины.

Маршрутный лист – Блок № 4

Просмотр презентаций, чтение, беседы

Игры: дидактические, сюжетно-ролевые, ориентирование по карте.

Приложение 2.

Перспективный план

Сентябрь

Моё село « (презентация)

Беседа с детьми о своем родном крае

Природа родного края

Природа села Дульдурга в фотографиях местных жителей.

Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к своей малой родине.

Мы - туристы

Определение знаний дошкольников о туризме для дальнейшего планирования деятельности.

Октябрь

Мой детский сад

Экскурсия в прачечную. Беседа с работниками прачечной.

- Продолжать знакомить детей с работой мастера по стирке белья,

- уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца,

постельное белье; закрепить названия бытовых приборов;

-воспитывать уважение к труду взрослых

Моё село

Экскурсия в районную библиотеку.

Беседы с работниками библиотеки; закреплять знания о бережном отношении к книгам.

Природа родного края

- Продолжать знакомить детей с природой родного края – река Иля.

- Закреплять характерные особенности октября.

- Знакомить с народным праздником Покровом.

Мы - туристы

Ноябрь

Мой детский сад

Экскурсия в русскую горницу.

Продолжать знакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, люлька, лапти.

Обогащать словарь пословицами, загадками, старинными словами.

Моё село

Встречи, беседы с работниками парка. Знакомство с профессиями: эколог, лесник, егерь. Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России.

Природа родного края

Знакомство с Красной книгой Забайкалья.

Закреплять знания детей об обитателях лесов Забайкальского края.

Закреплять знания детей об осени.

Мы - туристы

Декабрь

Мой детский сад

Экскурсия в медицинский блок. Встреча с медсестрой.

  • детей с профессией медработника детского сада; показать расположение и оборудование медкабинета; познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Воспитывать уважение к труду медработника. Ознакомить с основами оказания первой медицинской помощи. Моё село

Экскурсии в общественные здания: почта, магазин, музей.

Природа родного края

Закреплять в игре знания детей о растениях, растущих в Забайкальском крае. Закреплять с детьми характерные особенности зимы в нашей местности.

Мы - туристы

Эстафеты соревновательного характера.

Познакомить детей с элементарными туристскими знаками. Учить их изображать на бумаге.

Январь

Мой детский сад

Экскурсия по экологической тропе. Птичья столовая.

- в игровой форме продолжить наблюдения за объектами экологической тропы в зимнее время.

Моё село.

  • о рождественских праздниках, как празднуют Рождество в нашем селе. Познакомить детей с народными праздниками и традициями.

Природа родного края

  • загадок о растениях, животных, птицах, насекомых, обитающих в Забайкалье. Закреплять знания детей о животном и растительном мире в игровой форме;

Повторить знания детей о характерных особенностях зимы Забайкальского края.

Мы - туристы

Ориентирование в пространстве, знакомство с планом.

Учить детей ориентироваться в пространстве (в группе, на территории детского сада); познакомить с планом, учить составлять план.

Февраль

Мой детский сад

Экскурсия на кухню. Беседа с работниками кухни. Продолжать знакомить детей с трудом повара; расширять и закреплять знания о кухонной посуде.

Моё село

Познакомить дошкольников с основными достопримечательностями районного центра.

Природа родного края

Закреплять и расширять знание детей о животных родного края,

Мы - туристы

Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.

Март

Мой детский сад

  • в центр бурятского быта. Знакомство с бурятским бытом, национальной одеждой, традициями.

Моё село

Познакомить детей с историей возникновения села Дульдурга.

Природа родного края

Экскурсия в парк. Деревья нашего края.

Расширять знания детей о деревьях Забайкальского края.

Мы - туристы

Беседа с воспитанником Мишей Д. о поездке с родителями во Вьетнам.

Продолжать закреплять полученные знания детей о туризме в игре

Апрель

Мой детский сад

Природа родного края

Конкурс на лучшую кормушку

Познакомить с русскими обычаями встречи весны.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Мы - туристы

Экскурсия с родителями на реку Дульдурга.

Продолжать знакомить детей с природой родного края. Закреплять туристические знания на практике.

Май

Мой детский сад

Экскурсия по экологической тропе. Работа в цветнике и приусадебном огороде.

Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. Знакомить с растениями в цветнике.

Моё село

Экскурсия в парк Победы.

Беседа о воинах славы.

Познакомить детей с героями-земляками.

Природа родного края

Закреплять знания детей о живой и неживой природе родного края.

Мы - туристы

Совместный поход с родителями на реку Иля.

Закреплять полученные знания на практике. Воспитывать любовь и бережное

отношение к природе.

Перспективный план – работа с родителями.

Помощь в экскурсии к реке Иля.

Совместный поход с родителями на реку Иля.

Перспективный план – работа с педагогами.

Проведение диагностики по проекту.

Октябрь

Организация экскурсии к реке Иля.

Ноябрь

Создание картотеки загадок.

Январь

Февраль

Приобретение аптечки, которая необходима в туристических походах.

Март

Апрель

Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму.

Содержание туристской подготовки и ее этапы.

Структура тренировочного процесса в туризме.

Степень успешности и безопасности любых, как рекреационных, так и спортивных туристских мероприятий, базируется на всесторонней подготовленности их участников и руководителей (инструкторов). Они должны обладать физической, морально-волевой, теоретической и технико-тактической подготовленностью, позволяющей перенести характерные для данного похода (соревнования) нагрузки, преодолеть без аварий классифицированные участки маршрута и технические этапы соревнований, грамотно организовать и провести необходимое туристское мероприятие, в том числе осуществлять руководство данными мероприятиями. Такая туристская подготовка обязательна для всех участников спортивно-туристской деятельности и руководящего (инструкторского) состава рекреационно-туристских мероприятий.

Определение туристской подготовки и тренировки; их основные задачи в приложении к спортивно-оздоровительному туризму

Туристская подготовка в рекреационном туризме по отношению к инструкторским кадрам т.о. должна рассматриваться как многолетний процесс их спортивно-педагогического совершенствования. С точки зрения участников рекреационных туристских мероприятий она может быть как многолетней (если турист посвящает свое свободное время туризму и увлекается туристской деятельностью), так и кратковременной, спланированной на подготовку к данному отдельному мероприятию. В частности, в случае проведения развлекательных туристских мероприятий (например, корпоративного туристского слета, тренинга по командообразованию и т.д.) специальной подготовки самих участников может вообще не проводиться, либо она проводится в требуемом для безопасности объеме непосредственно перед осуществлением самого мероприятия. Подготовка спортсменов-туристов высших разрядов и мастеров, подготовка инструкторско-преподавательских кадров в спортивном туризме обязательно является многолетним процессом и осуществляется на базе научно-обоснованных учебно-тренировочных программ.

Какие задачи призвана решать туристская подготовка? Выше мы уже привели примеры характерных задач, которые решаются в процессе специальной туристской подготовки. Попытаемся систематизировать важнейшие направления спортивно-туристской подготовки, и определим ее главные задачи. Итак, туристская подготовка направлена на решение следующих задач.

Приобретение необходимого объема знаний по основам туристской деятельности; изучение теории, методики и организации физического воспитания, спортивной тренировки в туризме.

Обеспечение необходимого уровня физической готовности участников и руководителей туристских мероприятий.

Воспитание высоких личностных поведенческих качеств и навыков формирования благоприятного психологического климата в туристской группе.

Всестороннее овладение туристской техникой и тактикой.

Совершенствование мастерства в управлении рекреационными и спортивными туристскими походами и соревнованиями (в том числе в управлении рисками).

Содержание туристской подготовки и ее этапы

Туристская подготовка представляет собою достаточно сложную, многоуровневую систему, состоящую из взаимосвязанных направлений (видов) подготовки. В туризме принято выделять следующие виды туристской подготовки: общетуристская (теоретическая подготовка), специальная, физическая и интегральная (Федотов, Востоков, 2003). Схематично система туристской подготовки представлена на Рис. 1.

Что представляет собою общетуристская (теоретическая) подготовка? Общетуристская подготовка – это процесс формирования знаний по дисциплинам, необходимым в туристской деятельности. Сюда отнесем образование в области экологии и охраны окружающей среды, географии, истории, культуры родного края и иных районов проведения походов. Кроме того, к теоретической подготовке относиться и формирование знаний о нормативных, управленческих основах туризма, системе подготовки туристских кадров и т.д. То есть общетуристская подготовка – это теоретическая подготовка, направленная на получение разнообразных знаний, необходимых для эффективного осуществления туристской деятельности.

Ниже мы кратко обозначим содержание разделов специальной подготовки (в ряде специальных лекций мы достаточно полно представили сведения об организации и проведении туристских мероприятий и разновидностях туристской техники).

Топографическая подготовка предусматривает формирование знаний, умений и навыков по элементам топографии, позволяющим читать карту и проводить необходимые измерения по карте, ориентироваться на маршруте похода и на дистанциях соревнований, владеть соответствующими приборами и инструментами.

Техническая подготовка (во взаимосвязи с тактической) позволяет эффективно и безопасно преодолевать естественные препятствия, встречающиеся на маршруте похода и дистанциях соревнований. Она включает формирование ЗУН по технике туристской страховки, ориентирования на местности, организации бивака, поисково-спасательным работам и технике передвижения по естественным препятствиям.

Психологическая подготовка включает в себя формирование знаний по основам психологии туриста и воспитанию личностных психических качеств (воспитание смелости, целеустремленности, решительности, терпения и выдержки, душевной чуткости и коллективизма). Кроме того, необходимыми компонентами такой подготовки являются формирование знаний по психологии малых групп, умений по созданию нужного психологического микроклимата и т.д.

Подготовка по обеспечению безопасности включает в себя формирование знаний об объективных и субъективных опасностях, характерных для туристской деятельности, знаний, умений и навыков в оказании первой медицинской помощи пострадавшим в полевых условиях. Кроме того, к данной подготовке отнесем формирование системы ЗУН в области радиосвязи и владения аварийными сигналами, ЗУН по технике безопасности.

Какие задачи призвана решить физическая подготовка туриста? Физическая подготовка туриста должна обеспечить:

Его общую физическую подготовленность.

Его специальную физическую подготовленность (в зависимости от вида похода и специфики преодолеваемого маршрута).

Закаливание организма, его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, воздействии иных неблагоприятных факторов среды.

Общая физическая подготовка служит основой специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка обеспечивает развитие специфических физических качеств необходимых для определенного вида туризма, для определенных видов соревнований: специальную выносливость, скоростно-силовую выносливость и т.д. В частности, в процессе специальной физической подготовки туристов, занимающихся горно-пешеходным, лыжным туризмом развивается выносливость в преодолении пересеченного, горного рельефа с отягощением (рюкзак). Для них имеет существенное значение развитие скоростно-силовой выносливости (возможности относительно длительного выполнения работы с максимальными усилиями), например, для эффективного движения по страховочным перилам с грузом, а так же развитие силы ног. Для туристов водников особое значение имеет специальная выносливость и сила рук.

Похожие страницы:

Основы физической подготовки

. чертами преимущественно физкультурно-кондиционной тренировки, обеспечивающей достижение и сохранение . оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки . и во время туристских походов следует пользоваться только .

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями (2)

. Необходимым условием подготовки к походу является физическая и специальная туристская подготовка, систематические . управления процессом самостоятельной тренировки необходимо проведение ряда мероприятий . чистой и здоровой кожей. Основа ухода за кожей – .

Туристский рынок Пермского края

Туристские ресурсы Африки

. и правилами, утвержденными руководящими туристскими организациями Госкомтуризма. Туристская подготовка. Занятия спортивно-оздоровительным туризмом . обучения и тренировки, контроля за нагрузками, оказание неотложной медицинской помощи, основы педагогики, .

Физическая подготовка школьников-туристов 12-13 лет

. . В настоящих методических рекомендациях даны основы физической тренировки при подготовке туристов ( Федотов Ю. Н., 2001 ). 1.2 ФИЗИЧЕСКИЕ . на склоне карьера, круговая тренировка) (рис. 6). Рис. 6. Круговая туристская тренировка в карьере зимой (порядок .

Читайте также: