Какой вид транспорта предпочитают туристы молодожены

Обновлено: 18.09.2024

Транспортное обслуживание оказывает существенное влияние на качество и конкурентную устойчивость туристского продукта по следующим причинам:

транспортное обслуживание – это комплекс взаимосвязанных услуг, предоставление которых всегда происходит в условиях воздействия случайных и непреодолимых факторов (погодные условия, техническое состояние транспортных средств, изменение политической ситуации в мире и в конкретной стране, военные действия, забастовки, терроризм, различие в национальных и культурных традициях и др.);

любая поездка или путешествие начинается и заканчивается транспортировкой пассажира или туристов и их багажа;

качество транспортной услуги целиком и полностью зависит от компетенции и опыта должностного лица, организующего ее предоставление с учетом многовариантности возникающих ситуаций и потребностей клиента;

транспортное обслуживание является местом пересечения многих определяющих путешествие процессов: паспортно-визовый, таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, специальные процедуры досмотра, перевозка багажа и др.;

транспорт является местом повышенной опасности;

Таким образом, сложность индустрии туризма состоит в том, что отвечая перед клиентом за все, менеджер в полной мере не может контролировать очень многое. Эта особенность индустрии туризма в наибольшей степени проявляется при предоставлении транспортных услуг. Поэтому каждый профессионал в туризме должен быть компетентным в вопросах оказания транспортных услуг: от бронирования перелета или заказа трансфера, до вопросов паспортно-визового, таможенного контроля и обеспечения безопасности.

1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме

В индустрии туризма используются следующие типы транспорта: воздушный, наземный и водный.

Основными средствами транспорта являются:

а) воздушного – самолеты, вертолеты, дельтапланы, парашюты, парапланы, воздушные шары;

б) наземного – поезда, автобусы, автомобили, мотоциклы, велосипеды;

в) водного – морские и речные суда, катера, яхты, моторные лодки, паромы.

Каждый из перечисленных видов и средств транспорта имеет свои преимущества и недостатки, а также характерные особенности (Табл. 1). Для сравнения видов транспорта традиционно используют следующие критерии: скорость, комфортность, безопасность и экономичность.

Самым скоростным видом транспорта является воздушный. Для дальних расстояний, трансконтинентальных путешествий преимущества воздушного транспорта очевидны.

Наиболее комфортным и зрелищным считается железнодорожный транспорт. Это связано не только с тем, что передвижение пассажира не ограничено в пределах купе или вагона и при этом возможно любое предпочтительное для человека положение (сидя, лежа и др.).

Еще на заре развития железнодорожного транспорта проводились исследования влияния движения поезда на состояние пассажира.

Путешествия речным и морским транспортом также зрелищны и комфортны. Современные суда предлагают необычайно широкий спектр современных услуг: размещение повышенной комфортности, изысканное питание, множество развлечений и др. Однако, несмотря на современные системы анти-укачивания, вследствие зависимости водного транспорта от метеоусловий, иногда не позволяющие лайнеру зайти в порт или комфортно доставить туристов на берег, в целом по удобству, морские и речные суда уступают современным комфортным поездам.

По данным многолетних статистических исследований, наиболее опасным является автомобильный транспорт. Это связано прежде всего с частотой его использования во всем мире и особыми условиями эксплуатации: большой зависимостью безопасности от квалификации, опыта и дисциплины всех участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств, дорожного покрытия, метеоусловий и др. При этом, автомобильный транспорт наиболее доступен для всех желающих и наименее подконтролен.

Далее следуют воздушный и водный транспорт по причине сложности проведения спасательных операций в случае аварии или катастрофы. Наиболее безопасным по статистике является железнодорожный транспорт.

Экономичность при выборе транспорта определяется прежде всего типом путешествия и его маршрутом. Иногда при расстояниях до 1000 км, стоимость авиаперелета по цене не превышает стоимость поездки по железной дороге, при этом выигрыш во времени может составлять несколько часов. Однако с учетом процедур прохождения формальностей в аэропорту, времени на дорогу в аэропорт и обратно, выигрыш во времени может быть минимальным. На дальних расстояниях преимущества воздушного транспорта в скорости очевидны, потому что никакой комфорт не скрасит многодневную поездку в замкнутом пространстве.

Для полной характеристики воздушного транспорта к перечисленным достоинствам следует указать его недостатки: постоянно растущую стоимость авиаперевозок, удаленность аэропортов, зависимость от метеоусловий, сложность процедур паспортно-таможенного контроля и специального контроля безопасности полетов, наличие транзитов, не комфортность.

Воздушный транспорт, а именно, – самолеты, наиболее часто и традиционно используются при перемещениях на дальние расстояния, при доставке в дестинацию. Вертолеты – демонстрационные полеты над городами, лесами, озерами, джунглями (обзорно-панорамные экскурсии, воздушные сафари). Используют для этих целей иногда и воздушные шары. Для доставки дайверов, горнолыжников вне трасс (фри-райдеров) к месту погружения, старта, которые могут быть труднодоступными, используют малую авиацию и вертолеты. Возможно использование воздушного транспорта для путешествия в летнее время года и на внутренних маршрутах, например, Москва-Кострома, если будут желающие именно таким образом путешествовать.

Автомобильный транспорт, уступая по комфортности железнодорожному, позволяет сделать остановку в пути, не требует специальных вокзалов, путей, практически не зависит от метеоусловий, позволяет путешествовать через границы и даже, в комбинации с другими видами транспорта, совершать трансконтинентальные путешествия. Недостатками его является стоимость и аварийность. К недостаткам водного транспорта относятся невысокая скорость, зависимость от метеоусловий.

Автомобильный транспорт в туризме используется для организации автобусных туров, экскурсий, групповых и индивидуальных трансферов.

Таким образом, единого критерия для выбора транспортного средства для туристского путешествия не существует, потому что каждое путешествие имеет свои параметры, а каждый вид транспорта – свои достоинства и недостатки. Если мы отправляемся в Австралию, то самолет, – это единственный вид транспорта, способный доставить нас в дестинацию. А если – в Санкт-Петербург, то выбор между самолетом, поездом, или автомобилем осуществляется пассажиром, исходя

из личных предпочтений или обстоятельств.

Таблица 1 – Основные характеристики различных видов транспорта

Преимущества различных видов транспорта

Недостатки различных

видов транспорта

Воздушный (авиационный): 1) скорость, возможности трансконтинентальных путешествий;

2) предназначен для путешествий на дальние расстояния.

1) некомфортность (ограниченное, разряженное пространство вредно для здоровья);

2) необходимость серьезной информационной подготовленности пассажира;

4) наличие транзитов (пересадок);

5) невозможность выйти из транспорта по пути;

6) зависимость от погоды;

7) при аварии затруднены спасательные работы, много людей погибает;

8) удаленность аэропортов, затраты времени на дорогу и формальные процедуры.

Наземный:

1) комфортность (для железнодорожного транспорта);

2) возможность выхода из транспорта по пути;

3) для путешествия на короткое расстояние;

5) относительная независимость от погоды;

6) при аварии гибнет не весь состав, возможны эффективные спасательные работы.

1) аварийность (для автомобильного транспорта).

1) предоставление комфортабельного размещения и высококлассного сервиса.

1) относительно низкая скорость;

2) наибольшая зависимость от погоды;

3) высокая стоимость;

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Экстремальный и приключенческий туризм с каждым годом пользуется все большим спросом по всему миру. Стандартный отпуск с пляжным отдыхом и посещением местных достопримечательностей уже не впечатляет путешественников. Отвечая запросам аудитории, туркомпании развивают свой продукт, предлагая все новые, уникальные и захватывающие развлечения в рамках туристического пакета.

Почему у людей возникает потребность в эмоционально насыщенном досуге во время отпуска и каковы перспективы развития экстремального туризма, рассказал Андрей Панчилов, основатель Freedom Roads – компании по организации эксклюзивных туров в США.

Дело в том, что тысячелетиями человечеству приходилось выживать в экстремальных условиях, убегая от диких зверей и сражаясь с природными стихиями. Глобализация и цифровизация способствовали тому, что необходимость бороться за выживание исчезла. Жизнь в буквальном смысле стала слишком комфортной и скучной. Людям пришлось придумывать себе занятия для получения будоражащих и леденящих кровь впечатлений, ведь потребность в адреналиновых всплесках заложена в нас на генетическом уровне. Появление экстремальных видов спорта и приключенческого туризма связывают именно с развитием общемирового прогресса.

Сегодня такие развлечения, как прыжки с парашютом, сплавы по реке, серфинг, дайвинг, альпинизм и другие активности, предполагающие преодоление собственных страхов, имеют поклонников по всему миру и доступны практически всем без исключения.

Многие приключенческие туры рассчитаны на отдых с детьми, а экстремальные маршруты иногда даже являются неотъемлемой их частью.

Спрос на авторские путешествия растет с каждым годом. И все же, несмотря на тенденцию, крупные игроки туриндустрии предлагают в основном классический продукт с заурядными маршрутами по типичным, давно всем известным местам. Развитие же экстремального туризма происходит в основном благодаря игрокам малого и среднего предпринимательства, которые тщательно и до мелочей прорабатывают свои туры. Ведь составление маршрута – процесс и так непростой, а путешествия с элементами экстрима часто требовательны во многих вопросах.

Пандемия коронавируса и закрытие границ не только повергли мировую сферу туризма в кризис, но и привели к изменению тенденций данного рынка. Крупные мировые фестивали, национальные знаковые события, концерты популярных исполнителей, обычно собирающие толпы туристов, сегодня никак не вписываются в планы на отпуск. Туроператоры вынуждены искать новые рычаги воздействия на аудиторию, предлагать клиентам новые, более оригинальные форматы досуга.

Экстремальный туризм как нельзя кстати вписывается в текущую ситуацию. Путешествия подобного типа отвечают сразу нескольким актуальным потребностям людей. Во-первых, активный отдых подразумевает нахождение на свежем воздухе, где легче соблюдать социальную дистанцию. Для этого идеально подходят такие туристические развлечения, как хайкинг (пешие прогулки по горной местности), кемпинг (проживание в палатках) или рафтинг (сплав по горным рекам).

Во-вторых, на фоне долгой вынужденной самоизоляции у населения возросла потребность в ярких впечатлениях. Острые ощущения обеспечивают альпинизм, роупджампинг, парапланеризм, парашютизм, джиппинг, гонки на багги по песчаным дюнам и другие виды экстремального спорта.

Люди устали от однообразия пакетных туров. Даже те, кто ежегодно предпочитал один и тот же курорт, после пандемии задумываются о более насыщенных форматах отдыха. Все это рождает благодатную почву для развития более активных видов туризма, в том числе экстремального.

Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.

В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производственных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей экономики к источникам сырья и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства, позволяет развивать такие отрасли, как торговля, сельское хозяйство и другие. Транспорт является ведущим фактором развития туризма.

Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. В зависимости от продолжительности, дальности путешествия эта доля (в большинстве случаев) колеблется от 20 до 60 %.

В общем, под транспортом понимают любые перевозочные средства или же только средства в отраслях материального производства и сервиса.

В своей деятельности туроператор должен ориентироваться на стандартную международную классификацию средств транспорта, в рамках которой выделяются виды транспорта (категории), а также режимы его использования (разряды).

2. междугородние и городские автобусы, прочий общественный транспорт;

3. частные автомашины (вместительностью до 8 человек);

4. прокат автотранспортных средств;

2. по эксклюзивному расписанию движения.

К стандартным видам транспорта относятся :

1. воздушный транспорт – выполняет рейсы по расписанию и вне его на местных, дальних и международных линиях, осуществляет перевозки пассажиров в салонах различного класса комфортности.

3. сухопутный транспорт – совершаются перевозки по маршрутам и расписаниям как регулярного движения, так и по эксклюзивным маршрутам.

3. дельтапланы; 4. гужевой транспорт.

Различные виды транспорта используются туристскими организациями для перевозки туристов во время путешествий.

Основная доля в общей структуре транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации. При этом самолет можно, фигурально выражаясь, назвать транспортом индивидуалов.

- высокая пропускная способность в любом направлении пассажиропотока;

- регулярность перевозок независимо от климатических условий, сезона, времени суток;

- более высокая скорость доставки групп по сравнению с морским и речным транспортом на средних и дальних расстояниях;

- отсутствуют ограничения по месту отправки туристов в начальный пункт тура;

- относительно невысокая стоимость переезда и наличие групповых скидок;

- необходимость в пересадках на другой вид транспорта для экскурсионного обслуживания;

- отсутствуют правовые и экономические положения, учитывающие специфику железнодорожных туров;

- высокая стоимость перевозки туристов;

- зависимость от метеоклиматических условий;

- зависимость от ландшафта местности в пунктах взлета и посадки;

- массовость перевозок при отсутствии ограничений на пассажиропоток;

- суда сверхвысокой пассажировместимости;

- высокая комфортабельность мест размещения и досуга;

- возможность регулярных массовых перевозок туристов навигационный период;

- несовпадение меридиального течения многих крупных рек с туристскими потоками, следующими в широтном направлении (в России железные дороги часто строились параллельно магистральным рекам, дублируя в Европейской части страны речной транспорт. Так, относительно берегов Волги появились железные дороги и по правому и по левому берегам);

- нерегулярность судоходства – навигация длится 145-240 суток;

- обмеление рек в конце летнего периода;

- зависимость от климатических условий;

- перемещения в туре на значительные расстояния;


  • общего пользования;

  • отраслей материального производства и сервиса;

  • индивидуальный транспорт.

    1. длина (протяженность), регулярность перевозок;

    2. густота транспортной сети – определяется величиной отношения длины пути к единице площади или определенному количеству жителей местности;

    3. доля определенного вида транспорта в обеспечении перевозок (%);

    4. пассажиропоток – перемещение людей в одном направлении между пунктами данной местности или региона.

  • мощностью или напряжённостью, то есть количеством пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении (любым видом транспорта);

  • объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)

Также широко используется понятие пассажирооборот, который измеряется в пассажирокилометрах.

В целом под транспортным обслуживанием понимается совокупность услуг по перемещению туристов из одного пункта в другой с установленной продолжительностью и затребованным уровнем безопасности и комфорта транспортных средств.

Приступая к решению задачи – обеспечение программы тура транспортом – туроператор исходит из ряда условий, которые необходимо обеспечить при перевозке туристов:

- комфорт и безопасность.

Обслуживание тура транспортом при отсутствии у туроператора собственного, ориентируется на предлагаемые другими организациями техническими средствами и ценовыми условиями их предоставления. Для подавляющего числа таких организаций перевозка туристов является вспомогательной деятельностью, в то время как основной является перевозка пассажиров. Между этими двумя видами деятельности существует функциональная связь. Транспортное обеспечение туров оказывается зависимым от:

- задач повседневной эксплуатации транспортных средств в хозяйственных целях организации;

- текущего состояния транспортной инфраструктуры (причалов, взлетно-посадочных полос, мостов, дорого, тоннелей и др.);

- работоспособного состояния и пригодности транспорта для комфортного размещения и безопасной перевозки туристов;

- объема задач, решаемых структурами управления, движением транспорта по четкому регулированию перевозочных процессов.

В общем случае средства, пригодные для перемещения делятся на сухопутные или наземные (автомобили, автобусы), воздушные (самолет, вертолет), водные (корабль, лодка).\


  • пассажирские (регулярные перевозки );

  • спортивные (используются для различных соревнований и в экзотических турах);

  • ретро (работоспособные средства прошлых эпох, выведенные из парка регулярной эксплуатации).

По этапам потребления транспортной составляющей тур.продукта в процессе перевозки можно выделить:

1. операции трансфера туристов:

- от мест прибытия в начальный пункт тура (вокзал, порт, пристань и др.) до места сбора (пересадка в другое транспортно средство, размещение и временное проживание в отеле и в других средствах);

- обратный: из конечного пункта маршрута к месту убытия;

- в места посещения (или из мест) или непродолжительного пребывания в определенной рекреационной зоне.

2. групповые перевозки туристов на дальние расстояния в места посещения или к объектам туристского интереса – в рекреационные зоны, на спортивные мероприятия, к местам поклонения.

3. автобусные, ж/д или авиационные путешествия по маршруту тура, а также речные и морские круизы с предоставлением частичного или полного набора услуг, входящих в состав тур.продукта.

4. транспортные услуги при экскурсионном обслуживании в городе, парковой зоне и т.д.

5. грузовые и грузопассажирские перевозки для участников шопинг-туров.

6. услуги по предоставлению транспортных средств в краткосрочное пользование (прокат), если он был оговорен в программе тура.
2. Особенности железнодорожного транспортного обслуживания туристов

Виды транспортного обслуживания туристов. Правила переезда туристов. Перевозочные документы туристов.

Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях.

В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:

- большая провозная способность железнодорожного транспорта;

- способность преодолевать большие расстояния;

- достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;

- регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года и времени суток.

Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляются туристам при длительных путешествиях.

Особенно велика роль железнодорожного транспорта в России, где он пользуется большой популярностью при реализации внутреннего туризма и международного туризма в страны, непосредственно граничащие с Российской Федерацией.

Виды транспортного обслуживания туристов:

В зависимости от объема услуг по программе и протяженности маршрута тура транспортная составляющая в пакете тура может включать 3 вида облуживания туристов:

1. групповая перевозка туристов в начальный пункт тура и из тура обратно (экскурсионная поездка, программа выходного дня);

2. переезд туристов между отдельными пунктами маршрута или самостоятельный железнодорожный тур в прицепных пассажирских вагонах;

3. продолжительное путешествие в вагонах специального поезда по эксклюзивному маршруту.

Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три самостоятельные категории:

- непродолжительные (2-3 суток);

- многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вечером того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только лишний раз перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят до какой-то конкретной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.

Непродолжительные туры. Во время двух-трехсуточных железнодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем же туристы заняты на всевозможных экскурсионных мероприятиях.

Многодневные туры. График движения поездов, обслуживающих многодневные поездки, отличается большим разнообразием. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы туристы часто находятся в пути и в дневное время. Как показывает практика, чтобы путешественники не утомились, безостановочно между двумя пунктами турпоезд должен идти не более полутора суток. Продолжительные дневные переходы планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты.

Правила переезда туристов:

Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров руководствуются перевозчики, владельцы ж/д инфраструктур и пассажиры.

Устав регулирует взаимоотношения между туроператором и железной дорогой при перевозке туристов, а также устанавливает нормы и правила предъявления претензий.

Правила перевозки пассажиров содержат нормы обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктуры пассажиров, отправителей других физических и юридических лиц.

Для осуществления перевозки пассажиров перевозчики заключают с владельцем ж/д инфраструктуры договор об ее использовании. В данном договоре определяются предполагаемый объем и сроки осуществления перевозок, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за них и способы оплаты, а также ответственность сторон за неисполнение обязательств.


  • предоставление перевозчику права на использование принадлежащей владельцу инфраструктуры ж/д путей;

  • обеспечение доступа ж/д подвижного состава на ж/д пути;

  • управление движением поездов.

По обращению туроператора владелец может разработать индивидуальный график (Устав, ст.52). в соответствии со ст.80 Устава обеспечение безопасности перевозки пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на станциях, вокзалах, платформах и поездах, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием. Вся эта ответственность возлагается на владельцев инфраструктур и перевозчиков.

Перевозочные документы:


  • проезд пассажиров на ж/д транспорте во всех случаях осуществляется по проездным билетам (проездным документам);

  • перевозка пассажиров с использованием нескольких ж/д инфраструктур осуществляется по единому проездному документу.

Размещение и переезд оформляются туроператором как единый групповой документ. Туроператор при отправлении поезда, например, по линейному маршруту, должен иметь 2 экземпляра договора об оказании услуг железной дорогой и 2 квитанции формы РС-97 - – одна квитанция - за оплату проезда в конечный пункт, а вторая - за обратный проезд.

При оформлении группового документа, предусмотренные законодательством лицензии и сертификаты, а также перечень услуг, стоимость и условия их оказания, перевозчик и владелец инфраструктуры обязаны предъявить по требованию пользователей услугами ж/д транспорта, т.е. туроператора.

Для перевозки организованных групп туристов на регулярных поездах дальнего и местного следования железнодорожные перевозчики осуществляют продажу проездных документов на группу не менее 10 человек по предварительным заявкам туроператора – бронирование или резервирование мест.

При путешествии группы от 10 до 24 человек на расстоянии не более 2000 км установлена 10% скидка от общей стоимости проезда, размер скидки увеличивается при численности группы более 25 человек.

Оплата заказанных билетов должна производиться не позднее установленного перевозчиком срока наличными деньгами или по безналичному расчету. Если в установленный срок проездные документы представителем организованной группы не оформлены, заявка аннулируется и билеты передаются в общую продажу. В случае поступления заявки на билеты менее чем за 10 сут. до отправления поезда и при возможности ее оформления стоимость проезда должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки.

По телеграммам физических и юридических лиц места в вагонах не резервируются.

Каждый турист имеет право занимать при проезде 1 место, но при наличии свободных мест в вагоне и при приобретении проездного документа туристу могут быть предоставлены дополнительные места с оплатой их стоимости.

Учет занятых мест в вагоне ведется проводником по количеству предъявленных ему проездных документов.


  • по безналичному расчету – на расчетный счет юридического лица, которое приобрело билеты;

  • за наличный расчет – на расчетный счет юридического лица, почтовым переводом, а также на руки лицу, фамилия которого указана в билете.

Аренда железнодорожного подвижного состава возможна только в крупных железнодорожных узлах, в которых, как правило, располагается Управление железнодорожным комплексом. К числу таких городов относятся: Москва, Санкт-Петербург, Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск, Екатеринбург, Челябинск, Н.Новгород, Самара, Ростов-на-Дону.

Автомобильный туризм — путешествия людей в страны или местности, отличные от их постоянного места жительства, в которых основным средством передвижения выступает частный или арендованный автомобиль. Автомобильные путешествия являются разновидностью туризма.

Дом на колесах, кемпер, караван… у этого сооружения очень много названий, но суть понятия не меняется. Все эти слова описывают своеобразное жилище, которое всегда и везде рядом с хозяином, так как оно выполнено в виде прицепа к авто или строится непосредственно на базе микроавтобуса, автобуса или грузового автомобиля.

Родоначальницей такого течения в туризме традиционно считается Америка, так как именно тут появилась идея создания дома на колесах. Позже этот вид транспорта оценили в Европе, стали выпускать во многих странах. Сегодня лидирующие позиции (на ровне с Америкой) занимает Германия.

В последние 5-9 лет автодома стали постепенно находить своих поклонников на постсоветском пространстве, но у нас это течении пока очень слабо развито.

Базовая комплектация принята единой для всех производителей. Так, не зависимо от того, кто производит кемпер, в базовой комплектации должны быть оборудованы кухня, санузел и спальные места, а так же зона отдыха в виде стола и диванчика. Всевозможные навороты (телевизор, система отоплении и кондиционирования, теплый пол и так далее) могут так же встречаться в базовой комплектации некоторых автодомов, но далеко не у всех производителей.

Что возможно в автодоме? Да все, чего душа желает! Собираются интегрированные и альковные автодома на базе любого подходящего автоносителя (от ГАЗели до огромных фур), поэтому пространство внутри определяется лишь пожеланиями заказчика и количеством денег. Что касается удобств — то современные автодома премиум класса могут иметь в своем составе абсолютно любые удобства, к которым привык человек (даже могут иметь гараж в своем составе).

Автодом имеет массу достоинств (особенно если речь идет о домах высокого класса), но до сих пор не получил у нас широкого распространения. С чем может быть связано такое явление?

Первое, что привлекает а автодомах европейцев и американцев — это возможность перевозить знакомую обстановку родного дома в любой уголок мира. Связано это с тем, что у них очень давно и хорошо развита индустрия отельного отдыха, и каждый (или почти каждый) человек, который имеет более менее нормальный достаток, обязательно ездил отдыхать в отель. Им просто надоело жить в гостиницах, им хочется домашнего уюта. У нас же обстановка совершенно другая, и человек, у которого появится лишняя копейка, не станет откладывать ее на приобретение автодома, а поедет в Турцию или Египет.

Второй фактор — это цена дома на колесах. Стоимость самого простенького автодома (по типу отечественного, собранного на базе ГАЗели) будет около 35 тысяч долларов. Для среднего американца или европейца эта сумма не так уж велика, если учесть, что в месяц они получают около 1000 долларов. Достаток наших граждан считается высоким, если человек получает 400-500 долларов в месяц, причем этих денег с трудом хватает на нормальную жизнь в крупном городе. Поэтому говорить о том, что человек потратит зарплату за 6 лет на покупку, автодома не приходится. А покупать дом на колесах, бывший в эксплуатации, выйдет не на много дешевле. Гораздо меньше стоит автодом с возрастом более 7 лет, но на них выше таможенный сбор, да и ломаться к этому времени начнет многое.

Но, даже не смотря на все эти факторы, культура путешествия в автодоме в странах СНГ развивается, и с каждым годом домов на колесах становится все больше.

Караванинг

Несколько лет назад в России появилось направление в туризме – караванинг. Караванинг – это автомобильный туризм, путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах. Данное направление является одним из самых популярных видов автомобильного туризма для жителей Европы и США, где хорошо развита система кемпингов. Что, к сожалению, нельзя сказать о России. У нас в стране автопутешествие с использованием специальных туристических автосредств, прицепов-караванов или автодомов, в отличие от Запада, только начинает завоевывать своих сторонников.

Российский туристический рынок имеет огромный потенциал, однако используется далеко не в полной мере. Одной из причин сложившейся ситуации является существенное сокращение мест размещения туристов. На фоне острого дефицита современных гостиниц и мест размещения наблюдается постоянный рост цен на основные туристические услуги. Здесь проявляется вторая и, пожалуй, главная причина бедственного положения въездного и внутреннего туризма в стране. По этой же причине все больше наших граждан делают выбор в пользу зарубежных курортов.

Безусловно, для решения данных проблем требуется рассмотрение следующих вопросов:

 необходимость формирования на государственном уровне программы развития и популяризации автотуризма в России как отдельной перспективной с точки зрения социальной значимости, привлечения потока туристов из-за рубежа и развития внутреннего туризма, а также как источник бюджетных доходов;

 законодательные проблемы, влияющие на ценовую политику дилеров производителей автодомов и, как следствие, доступность широким массам караванинга как вида отдыха;

 сложности при строительстве кемпингов, связанные с процедурами согласования и отсутствия содействия государственных органов и профильных инстанций; отсутствие содействия государственных органов для создания инвестиционной привлекательности кемпингов как бизнес-объектов для малого предпринимательства.

 отсутствие инфраструктуры для автотуризма и предпосылок для ее развития, в т.ч. плохое состояние дорог, сложности подвода коммуникаций, неразвитость придорожного сервиса;

 необходимость создания единых стандартов для строительства кемпингов и инфраструктуры караванинга;

 привлечение внимания к караванингу как перспективному направлению туристической отрасли со стороны органов исполнительной и законодательной власти, СМИ.

Развитие караванинга для России крайне значимо. Это обусловлено многими факторами.

1) Россия – страна с богатыми туристическими ресурсами, порой труднодосягаемыми. Караванинг дарит свободу перемещения по нашей стране. Без особых материальных вложений осваиваются труднодоступные зоны страны.

2) Недостаток гостиничных мест препятствует притоку иностранных и русских туристов. Караванинг успешно решает эту проблему.

3) Многие туристически привлекательные места пустуют из-за невозможности построения на них гостиниц (например, санитарные зоны). Автофургоны же могут размещаться практически где угодно, в том числе и в запрещенных для застройки зонах.

4) Караванинг дает человеку новые возможности: турист-караванер не зависит от расписания транспорта; туристы получают весь набор бытовых удобств: холодная и горячая вода, душ, биотуалет, отопление, кухня с газовой плитой, комфортные кровати.

5) Благодаря развитию караванинга, Россия становится привлекательной для российских и иностранных туристов. Как итог, Россия не только избегает оттока капитала за границу, но и добивается притока иностранного капитала в российскую казну. По мнению специалистов, при удачном планировании караванинг может добавлять в российский бюджет каждый год около 30 миллиардов американской валюты.

6) Как следствие развития караванинга, развивается туризм, а с развитием российского туризма возрастает и международный имидж нашего государства.

7) Постройка кемпинг-стоянок требует рабочие руки, возникают новые рабочие места, что немаловажно для России в период кризиса.

8) Из-за развития караванинга, возрастает количество придорожных заведений, повышается уровень обслуживания.

Действительно, преимущества развития караванинга в России, а также сопутствующее ему строительство кемпинг-стоянок очевидны. Как я уже сказала, в России караванинг начинает активно развиваться. Проекты по строительству кемпинг-стоянок даже включены в федеральную программу развития туристско-рекреационных зон России.

Туристы, путешествующие таким способом, традиционно отмечают свой праздник 24-го сентября, в день караванщика.

В нашей стране имеет название День Караванера имеет более узконаправленную целевую аудиторию, не имеет жёсткой привязки к определённой дате и отмечается в начале летнего сезона путешествий.

История развития автотуризма в мире

В 60-х годах прошлого века в ряды гигантов отечественной промышленности вступил легендарный машинный завод на Волге, и города Советского Союза огласили автомобильные гудки. А уже к середине 70-х годов в нашей стране сформировалась автомобильная инфраструктура, сложились традиции автодорожного туризма.

Советские кинофильмы зафиксировали модный в то время вид перемещения – поездки на собственном автомобиле на длинные расстояния. Особенно роскошными казались путешествия в отпуск к Чёрному морю. Вскоре появились первые кемпинги, поначалу представлявшие собой простейшие сооружения с общим блоком кухни и общими туалетом. Их сети располагались вдоль самых популярных автотрасс страны.

У многих из нас до сих пор хранятся автомобильные карты и атласы – первые издания такого рода в Советском Союзе. По ним было удобно рассчитать автопробег, проследить индивидуальный маршрут, предварительно выбрать места ночлега, заправочные станции, СТО. В те годы автодорожная инфраструктура оставляла желать лучшего. Даже из-за простой поломки водитель и его пассажиры рисковали остаться ночевать в открытом пространстве. Мало было и заправочных станций. Однако все эти недостатки искупались корпоративной водительской взаимовыручкой. Это национальное стремление помочь с починкой автомобиля выручало многих, можно было и запросто купить по устраивающей обе стороны цене 5-7 литров бензина.

Сегодня ночёвка на дороге выглядит предприятием опасным для жизни, но в 70-80-е годы отдых в палатке или кемпинге рассматривался как особое удовольствие. Появились специальные автомобильные путешествия по историческим и природным маршрутам. Так, например, на берегу Чудского озера в летнее время долгие годы разбивались лагеря автомобильных туристов. Приезжающие сюда на собственном транспорте мурманчане и ленинградцы отдыхали на свежем воздухе, любовались естественной красотой родной земли, пели песни. На автолавках активно подвозилась сельхозпродукция. Устраивался настоящий дружеский пир! Люди понимали: автомобиль для того и покупается, чтобы на нём передвигались, путешествовали.

В конце 80-хх – начале 90-х годов политико-экономическая ситуация в стране изменилась. Это сказалось и на автотуризме. Распался Советский Союз. Российский рубль стал конвертируемый, был разрешён ввоз автомобилей иностранных марок. Это были подчас устаревшие, несовершенные, подержанные модели. Но вскоре они уступили место новым, конкурентоспособным зарубежным автомобилям. Увеличилось общее количество автотранспорта, но автомобильный туризм парадоксальным образом приостановился. Особенно опасными для путешествий стали криминальные 90-96 годы, когда выход на главные автотрассы страны воспринимался как смертельный риск. Автотуризм утратил свои классические традиции; как во времена средневековья, перемещение из города в город стало ассоциироваться с дорожными разбойниками.

С началом нового тысячелетия автотуризм стал медленно возрождаться. Значительно увеличилось общее количество личного транспорта у населения. Стали восстанавливаться забытые маршруты, развивается автомобильная инфраструктура. Стабилизируется финансовое состояние граждан. Всё больше путешественников отправляется за рубеж. Особой популярностью у автотуристов пользуются Финляндия и Швеция.

Виды автомобильного туризма

Существует большое количество различных видов туризма, но следует выделить из них автомобильный туризм. В моду этот вид туризма вошел сравнительно не так давно. Приблизительно в 70-х годах прошедшего века он появился и на время кризиса стал сходить на нет, из-за трудного финансового положения в стране. Сегодня данный вид туризма вновь набирает обороты и становится довольно таки популярным. В этом нет ничего удивительного, давайте ознакомимся в автомобильным туризмом поближе.

Виды автомобильного туризма

Автомобильный туризм, в первую очередь придает ощущение свободы и полное отсутствие ограничений. Путешествующие не переживают о том, где они будут останавливаться на ночь, где позавтракать, пообедать или поужинать и где отдохнуть. Можно спокойно распределить время так как того захочется, и не придется подстраиваться ни под кого и ни под что, и ни под какой туристический график.

Виды автомобильного туризма

Не нужно будет переживать о количестве багажа – его можно взять столько, сколько поместиться в машину. Отсюда следует то, что путешествующие смогут взять с собой даже палатку и устроить себе ночлег на свежем воздухе.

Те, кто желает принять участие в автомобильном туризме, обязаны иметь свой автомобиль или если нет своего, то автомобиль в аренду, для этого предназначены специальные фирмы и организации.

Человек, путешествующий на автомобиле, не ограничивается в пространстве. Ведь он может посещать города и села, различные достопримечательности, которые ему будут интересны. При этом исключена проблема с тем, на чем добраться до нужного места и вообще ходит ли туда хотя бы какой-то транспорт. Если человек путешествует на машине, то он не сталкивается с подобного рода вопросами.

Виды автомобильного туризма

Данный вид туризма премного экономичен. Автомобильный туризм исключает затраты на дорогостоящие авиабилеты, ж/д билеты, на проживание в высококлассных отелях и туристические визы. А если же собирается в путешествие большая компания из нескольких человек, то поездка окажется еще более экономной, безопасной и интересной.

Автотуризм в России – настоящее и будущее

Автомобильные путешествия, по мнению экспертов, могут стать одним из самых популярных направлений внутреннего туризма России. Журнал TRN решил выяснить, какие предложения сегодня существуют на рынке, и поинтересовался у экспертов, насколько востребован автомобильный турпродукт, каковы нюансы его формирования и перспективы развития сегмента отрасли.

На сегодняшний день в ассортименте очень немногих операторов можно встретить предложения по автомобильным турам внутри России, поскольку игроки рынка полагают, что это относится к сегменту самостоятельного туризма и не может приносить прибыль. Журнал TRN обратился за комментариями в компании, которые занимаются развитием направления.

Есть ли спрос?

Представители турбизнеса в России отмечают рост интереса к путешествиям на авто. Так, по внутрироссийским направлениям он составляет 10-15% ежегодно, а по зарубежным этот показатель несколько выше – 15-20%. Тем не менее, автомобильный туризм в данный момент занимает всего 1% в структуре внутреннего российского турпотока. Однако в последнее время наметились некоторые положительные изменения в данном сегменте.

Она также сообщила, что туроператор организует автомобильные путешествия для групп от 15 до 35 человек, и старается сделать путешествие максимально комфортным с ночёвками на базах отдыха.

По её словам, особый интерес у соотечественников вызывают автомобильные путешествия по Алтаю, Кольскому полуострову, Камчатке и Карелии. Цена таких туров начинается от 30 тысяч рублей. Елена Балабанова отмечает, что в стоимость входит питание, проезд, снаряжение, техническое сопровождение, экскурсионное обслуживание. Эксперт говорит, что цена турпакета могла быть ниже, если бы не дороговизна перелёта.

Представители рынка сообщают, что автотуры пользуются спросом среди мобильных путешественников с достатком выше среднего уровня в возрасте от 35 лет, которые хотят открыть для себя что-то новое. При этом рост интереса к этому сегменту наблюдается со стороны семейных туристов. Средняя продолжительность автомобильных поездок составляет порядка 7-10 дней.

В моде нынче автоквесты

Для клиентов, предпочитающих поездки на собственных автомобилях, в фирме придумали сказочный автоквест, в котором точно известны только даты и города путешествия. Маршрут выдается в виде загадок, отгадав которые туристы перемещаются из одного места в другое. По ходу поездки их ждет встреча со сказочными персонажами, театрализованные представления, игры, мастер-классы. Задача туроператора – логически построить маршрут и включить в него те места, которые будут интересны и взрослым и детям.

По её словам такие туры интересны не только индивидуальным туристам, но и корпоративным клиентам.

Сложности бизнеса

По словам владельца компании Павла Корчагина, спрос на автомобильные путешествия ежегодно повышается в районе 10-15%. Однако эксперт отмечает, что дальнейшему развитию этого вида туризма в России препятствует слабая инфраструктура, качество дорожного покрытия, отсутствие около дорожного сервиса и системы указателей на достопримечательности, а также недостаток кемпинговых площадок, туристско-информационных центров и отелей эконом-класса.

Также эксперт отметил, что открыть кемпинг в России – это довольно трудоёмкая задача, и для частного бизнеса существует множество законодательных препятствий, поэтому многие предприниматели в итоге вынуждены отказаться от своей идеи.
По словам Павла Корчагина, часть туристов отказывается от путешествий на автомобиле из-за вопроса безопасности на российских дорогах. Это также останавливает потенциальных инвесторов от запуска проекта.

Эксперты сходятся во мнении, что автомобильный туризм перспективный сегмент рынка, но для его становления в России потребуется ещё немало времени.

Читайте также: