Когда гайдн побывал в париже

Обновлено: 19.09.2024

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать — урожденная Анна Мария Коллер — служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор, небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих. Йозеф был понятливым и быстро воспринимал все новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов.

Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от ее руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но все же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Последним этапом творческой юности Гайдна — перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь — были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы. Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днем и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем веселыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрыленный вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт до мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.

Служба эта оказалась кратковременной (1759—1760 годы), но все же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создает свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина — последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств — богатейшего и очень влиятельного венгерского магната — князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять все то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать — что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности — в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Довелось Гайдну испытать и другие радости — радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене — певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но все же в ее отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын ее Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна еще ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нем, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.

Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провел так много лет своей жизни.



Мороз и стужа больше не страшны, когда дом согревает радиатор. Перед ним не устоит даже сама Снежная Королева

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.

Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic . Ru интереснее и информативнее.

15 интересных фактов о жизни и творчестве Франца Йозефа Гайдна

Гайдн Франц Йозеф (1732—1809), австрийский композитор.

11. Принц Уэльский (позже король Георг IV) заказал Джону Хоппнеру портрет Гайдна. Когда композитор сел на стул, чтобы позировать художнику, лицо его, всегда жизнерадостное и веселое, стало против обыкновения серьезным. Желая вернуть присущую Гайдну улыбку, художник специально нанял горничную-немку, чтобы та, пока пишется портрет, развлекала именитого гостя разговором. В результате на картине (сейчас хранится в коллекции Букингемского дворца) у Гайдна не такое напряженное выражение лица.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Интересные факты о Йозефе Гайдне

fakti o yozefe gaydne

Факт 1. За свою жизнь Йозеф Гайдн оказал такое влияние на развитие музыки, что стал одним из отцов-основателей новых музыкальных жанров. Во многом именно ему человечество обязано появлением симфоний и струнных квартетов. А созданные им мелодии легли в основу государственных гимнов сразу двух стран – Германии и Австро-Венгрии.

Факт 2. Вся биография Йозефа Гайдна могла бы быть совсем другой, если бы его родители, сами увлекавшиеся пением, не обнаружили у сына музыкальный талант и не отдали его в церковный хор. Правда, как вспоминал сам композитор, наставник в хоре за все года дал ему лишь два урока теории, так что юному Францу Йозефу пришлось всему учиться самостоятельно.

Факт 3. Сочинять собственные произведения композитор начал, вообще не зная основ музыкальной теории. Однажды, когда он ещё был юношей и пел в вышеупомянутом церковном хоре, он сочинил 12-голосный хор на религиозную тематику. При этом капельмейстер, который, по идее, отвечал за своего подопечного, видел, чем он занимается, но даже не удосужился дать ему совет или помочь.

Факт 4. В молодости у начинающего композитора не было денег, и он вынужден был браться за любую работу. При этом он страстно желал заниматься имено музыкой, и ему удалось устроиться слугой к итальянскому композитору Никола Порпора. Йозеф Гайдн мечтал брать у него уроки, но оплатить их не мог. К счастью, Порпора разрешил ему сидеть за занавеской на платных уроках, которые он давал другим людям, и всё слушать, при условии, что он никак не будет мешать.

Факт 5. В течение жизни Гайдн создал 126 трио для баритона, 52 сонаты, 83 симфонии, 104 симфонии, 24 оперы и множество других произведений. Скончался он в Вене, в тот самый момент, когда город осаждала армия Наполеона. Последними словами композитора была попытка успокоить слуг, перепуганных тем, что неподалёку от них упало шальное пушечное ядро.

Факт 6. Брак композиторы был несчастливым, но по законам той эпохи развестись они с женой не могли. Супруга ни в грош не ставила его творчества, и даже использовала партитуры, как макулатуру для розжига камина. Как утверждают исследователи биографии Йозефа Гайдна, она даже применяла стопки нотной бумаги с его сочинениями в качестве подставки под блюда с едой. Никто не знает, зачем он вообще женился на этой женщине – композитор был влюблён в её младшую сестру, но та внезапно ушла в монастырь, и он вскоре сделал предложение своей будущей супруге.

Факт 7. Франц Йозеф Гайдн был лично знаком с Моцартом, и они были достаточно близкими друзьями. Именно творчество троих композиторов – Гайдна, Моцарта и Бетховена – в XVIII веке было признано вершиной “венской классической школы”.

Факт 8. Людвиг ван Бетховен был одним из учеников Йозефа Гайдна – того так впечатлил его талант, что он согласился его учить. Но занятия эти не понравились им обоим – Бетховен впоследствии утверждал, что наставник был невнимателен к нему, а Гайдну были не по вкусу слишком, на его взгляд, мрачные мелодии Бетховена.

Факт 9. Около 20 лет жизни Франц Йозеф Гайдн работал на семью князей Эстерхази. Когда он уже прославился, сложилась странная ситуация – его имя гремело на всю Европу, но он, скованный контрактом, вынужден был практически за копейки продолжать трудиться на своего работодателя. Впоследствии за один лишь сезон выступлений в Лондоне композитор получил больше денег, чем за все годы службы князьям Эстерхази.

Факт 10. Прямых потомков у Йозефа Гайдна не осталось, так как его брак был бездетным. Доподлинно известно, что в его жизни были увлечения другими женщинами, причём далеко не одно, но они никогда не заходили дальше любовной переписки.

Йозеф Гайдн

Сын каретного мастера

%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84 %D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%BD 2

Йозеф Гайдн был удостоен многих почетных званий, стал членом музыкальных академий и обществ, а пришедшая к нему слава была заслуженной. Никто и предположить не мог, что сын каретного мастера из Австрии добьется таких почестей. Родился Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой австрийской деревне Рорау. Его отец не имел никакого музыкального образования, но самостоятельно освоил игру на арфе, неравнодушной к музыке была и мать будущего композитора. С раннего детства родители обнаружили у Йозефа хорошие вокальные данные и слух. Уже в пятилетнем возрасте он звонко подпевал отцу, а потом научился играть на скрипке и клавире и пришел в церковный хор исполнять мессы.

Дальновидный отец отправил малолетнего Йозефа в соседний городок к родственнику Иоганну Матиасу Франку – ректору школы. Тот обучал детей не только грамматике и математике, но и давал им уроки пения и игры на скрипке. Там же Гайдн овладел струнными и духовыми инструментами и научился играть на литаврах, сохранив на всю жизнь благодарность своему учителю.

Трудолюбие, упорство и природный красивый дискант сделали юного Йозефа известным в городе. Однажды туда приехал венский композитор Георг фон Рейтер, чтобы отобрать для своей капеллы малолетних певчих. Йозеф Гайдн произвел на него впечатление и в 8 лет попал в хор крупнейшего собора Вены. Восемь лет молодой Гайдн постигал мастерство пения, тонкости композиции и даже пытался сочинять духовные произведения для нескольких голосов.

Тяжелый хлеб

Странный союз Йозефа Гайдна

На службе у князя

%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86 %D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%BD

Переломным в творческой жизни Йозефа Гайдна стал 1761 год, когда он подписал рабочий контракт с князем Паулем Эстергази. Долгих 30 лет композитор занимал пост придворного капельмейстера аристократического семейства. Князь с родственниками жил в Вене только зимой, а остальное время приводил в своей резиденции в городке Эйзенштадте или в поместье в Эстергази. Поэтому Йозефу пришлось на 6 лет уехать из столицы. Когда князь Пауль умер, его брат Николаус расширил капеллу до 16 человек. В родовом имении работало два театра: один предназначался для исполнения опер и драм, а второй – для кукольных представлений.

Конечно, положение Гайдна было сильно зависимым, но для того времени это считалось совершенно естественным. Композитор ценил свою теперь уже безбедную жизнь и всегда помнил о юношеских годах нужды. Иногда его охватывала хандра и желание скинуть с себя эти путы. По контракту Йозеф Гайдн был обязан сочинять те произведения, которые пожелает князь. Композитор не имел права их никому показывать, делать копии или писать для кого-то другого. Он должен был все время находиться вместе с Эстергази. Из-за этого Йозефу Гайдну так ни разу и не удалось побывать на родине классической музыки в Италии.

Но и у такой жизни была вторая сторона. Гайдн не испытывал материальных и бытовых трудностей, поэтому мог спокойно заниматься творчеством. Весь оркестр находился в его полном распоряжении, благодаря чему у композитора была прекрасная возможность для экспериментов и исполнения своих сочинений почти в любое время.

Поздняя любовь

замок-театр князя Эстергази

Четыре десятка лет Йозеф Гайдн посвятил симфонии. Он написал более сотни произведений в этом жанре. В театре князя Эстергази он поставил 90 опер. А в итальянской труппе этого театра композитор нашел и позднюю любовь. Молодая неаполитанская певица Луиджа Польцелли очаровала Гайдна. Страстно влюбленный Йозеф добился продления с ней контракта, специально для нее упрощал вокальные партии, прекрасно понимая ее возможности. Но Луиджа не принесла ему настоящего счастья – она была слишком корыстолюбива. Поэтому даже после смерти жены Гайдн благоразумно на ней не женился и даже в последнем варианте завещания уменьшил отведенную ей первоначально сумму вдвое, заметив при этом, что есть более нуждающиеся люди.

Слава и мужская дружба

Общеевропейский триумф

%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84 %D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%BD 4

После 50-ти лет привычный уклад жизни Йозефа Гайдна резко поменялся. Он получил свободу, хотя продолжал числиться у наследников князя Эстергази придворным капельмейстером. Сама капелла была распущена потомками князя, и композитор уехал в Вену. В 1791 году его пригласили на гастроли в Англию. Условия контракта предполагали создание шести симфоний и исполнения их в Лондоне, а также написание оперы и двадцати других произведений. Гайдну предоставили в распоряжение один из лучших оркестров, в котором работало 40 музыкантов. Полтора года, проведенных в Лондоне, стали для Йозефа триумфальными. Вторые английские гастроли прошли с не меньшим успехом и оказались для него вершиной творчества. За две этих поездки в Англию композитор сочинил почти 280 произведений и стал доктором музыки Оксфордского университета – старейшего учебного заведения Англии. Король даже предложил композитору остаться в Лондоне, но тот отказался и вернулся в родную Австрию.

К тому времени на родине ему поставили первый прижизненный памятник недалеко от деревни Рорау, а в столице был организован вечер, на котором прозвучали новые симфонии Гайдна и фортепианный концерт в исполнении ученика маэстро – Бетховена. Впервые они встретились в Бонне, когда Гайдн ехал в Лондон. Поначалу занятия шли напряженно, но Вольфганг всегда относился к пожилому композитору с величайшим уважением, а затем посвятил ему фортепианные сонаты.

Музыкальный протест

%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84 %D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%BD 5

В начале 1809 года состояние здоровья маэстро совсем ухудшилось, он стал почти инвалидом. Неспокойными оказались и последние дни его жизни. Вена была захвачена войсками Наполеона, недалеко от дома Гайдна упало ядро снаряда и больному композитору пришлось успокаивать слуг. После капитуляции города Наполеон отдал приказ поставить возле дома Гайдна часового, чтобы никто не тревожил умирающего. В Вене до сих пор ходит легенда, что ослабленный композитор почти каждый день играл австрийский гимн в знак протеста против французских захватчиков.

Не стало Йозефа Гайдна 31 мая того же года. Через несколько лет потомки князя Эстергази решили перезахоронить маэстро в церкви города Эйзенштадт. Когда гроб вскрыли, под сохранившимся париком не обнаружили черепа. Оказалось, что друзья Гайдна его тайно изъяли перед погребением. До 1954 года череп находился в музее венского Общества любителей музыки и только в середине XX века был соединен с останками.

ФАКТЫ

%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84 %D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%BD 6

Музыканты капеллы князя Эстергази часто подолгу оставались в разлуке со своими семьями. Однажды они обратились к Гайдну, чтобы тот озвучил князю их желание повидаться с родственниками. Маэстро придумал, как это сделать. Гости пришли послушать его новую симфонию. На пюпитрах были зажжены свечи и раскрыты ноты. После первых звуков, валторнист отыграл часть своей партии, сложил инструмент, потушил свечу и ушел. Один за другим так сделали все музыканты. Гости лишь недоуменно переглядывались. Настал момент, когда затих последний звук, и погасли все огни. Князь понял оригинальный намек Гайдна и дал возможность музыкантам отдохнуть от беспрерывного служения.

Большую часть жизни Йозеф Гайдн страдал от полипов в носу. Как-то раз его друг-хирург предложил удалить их и избавить композитора от мучений. Тот поначалу согласился, зашел в операционную, увидел нескольких санитаров-здоровяков, которым предстояло держать маэстро, настолько испугался, что с криками выбежал из помещения, так и оставшись с полипами.


СОДЕРЖАНИЕ


Родители Гайдна заметили, что их сын музыкально одарен, и знали, что в Рорау у него не будет шансов получить серьезное музыкальное образование. Именно по этой причине, когда Гайдну исполнилось шесть лет, они приняли предложение от своего родственника Иоганна Матиаса Франка, школьного учителя и хормейстера из Хайнбурга , чтобы Гайдн был отдан в ученики Франку в его доме, чтобы обучаться как музыкант. Поэтому Гайдн уехал с Франком в Хайнбург, и он больше никогда не жил со своими родителями.

Жизнь в семье Франков была нелегкой для Гайдна, который позже вспоминал, что часто голодал [5] и унижался из-за грязной одежды. [6] Там он начал свое музыкальное образование и вскоре смог играть и на клавесине, и на скрипке . Жители Хайнбурга слышали, как он поет высокие партии в церковном хоре .

Существует причина полагать , что пение Гайдна впечатление тех , кто слышал его, потому что в 1739 году [е] , он был доведен до сведения Георга фон Ройтер , директор музыки в соборе Святого Стефана в Вене, который случился посещать Hainburg и искал новых певчих. Гайдн прошел прослушивание у Ройтера и после нескольких месяцев дальнейшего обучения переехал в Вену (1740 г.), где проработал следующие девять лет певцом.

Гайдн жил в Капельхаусе рядом с собором вместе с Ройтером, семьей Ройттера и четырьмя другими певчими, среди которых после 1745 года был его младший брат Майкл . [7] Хорбоев обучали латыни и другим школьным предметам, а также вокалу, скрипке и клавишным. [8] Ройтер мало помог Гайдну в области теории музыки и композиции, дав ему только два урока за все время, пока он был хористом. [9] Однако, поскольку Святой Стефан был одним из ведущих музыкальных центров в Европе, Гайдн многому научился, просто работая там профессиональным музыкантом. [10]

Как и Франк до него, Ройтер не всегда заботился о том, чтобы Гайдна правильно кормили. Как он позже сказал своему биографу Альберту Кристофу Дису , Гайдн был заинтересован в том, чтобы хорошо петь в надежде получить больше приглашений выступить перед аристократической публикой, где певцам обычно подавали прохладительные напитки. [11]



Будучи певцом, Гайдн не получил систематического обучения теории музыки и композиции. Как средство, он пробрался через контрапункт упражнения в тексте Градус объявления Parnassum по Иоганна Йозефа Фукс и тщательно изучил работу Карла Филиппа Эммануила Баха , которого он позже признается в качестве важного влияния. [16] Он сказал о первых шести клавишных сонатах К.П. Баха: «Я не оставил свой клавир, пока не сыграл их, и тот, кто знает меня досконально, должен обнаружить, что я многим обязан Эмануэлю Баху, что я понял его и изучил его с усердием ". Согласно Гризинджеру и Дису, в 1750-х годах Гайдн изучил энциклопедический трактат автора Иоганн Маттезон , немецкий композитор. [17]


Граф Морзин вскоре потерпел финансовую неудачу, вынудившую его распустить свое музыкальное учреждение, но Гайдну быстро предложили аналогичную работу (1761 г.) принц Поль Антон , глава чрезвычайно богатой семьи Эстерхази . Должность Гайдна была всего лишь вице-капельмейстером, но он сразу же стал руководить большей частью музыкального истеблишмента Эстерхази, а старый капельмейстер Грегор Вернер сохранил авторитет только в отношении церковной музыки. Когда Вернер умер в 1766 году, Гайдн был возведен в сан капельмейстера.


Большая часть деятельности Гайдна в то время следовала музыкальному вкусу его покровителя князя Николауса. Примерно в 1765 году принц получил и начал учиться игре на баритоне , необычном музыкальном инструменте, похожем на бас- виолу , но с набором щипковых струн. Гайдну было приказано предоставить принцу музыку для игры, и в течение следующих десяти лет он создал около 200 произведений для этого инструмента в различных ансамблях, наиболее заметными из которых являются 126 баритонных трио. . Приблизительно в 1775 году принц отказался от баритона и занялся новым хобби: оперные постановки, которые раньше были эпизодическим событием для особых случаев, стали центром музыкальной жизни при дворе, а построенный принцем оперный театр в Эстерхазе стал местом проведения крупных концертов. сезон, с несколькими постановками каждый год. Гайдн работал директором компании, набирал и обучал певцов, а также готовил и руководил выступлениями. Он написал несколько исполненных опер и написал замещающие арии для вставки в оперы других композиторов.


Удаленность Эстерхазы , находившейся дальше от Вены, чем Кисмартон, постепенно заставляла Гайдна чувствовать себя более изолированным и одиноким. [29] Он очень хотел посетить Вену из-за его дружбы там. [30] Из них особенно важным был случай с Марией Анной фон Гензингер (1754–1793), женой личного врача принца Николауса в Вене, которая начала близкие платонические отношения с композитором в 1789 году. Гензингер часто выражал свое одиночество в Эстерхазе и свое счастье тем немногим случаям, когда ему удавалось навестить ее в Вене. Позже Гайдн часто писал ей из Лондона. Ее преждевременная смерть в 1793 году была ударом для Гайдна, и его фа-минорные вариации для фортепиано, Hob. XVII: 6, возможно, было написано в ответ на ее смерть. [31]


В 1790 году князь Николаус умер, и его наследником стал его сын Антон . Следуя тенденции того времени, [36] Антон стремился сэкономить, уволив большинство придворных музыкантов. Гайдн сохранил номинальную встречу с Антоном с пониженной зарплатой в 400 флоринов и пенсией в 1000 флоринов от Николауса. [37] Поскольку Антон не нуждался в услугах Гайдна, он был готов позволить ему путешествовать, и композитор принял выгодное предложение от Иоганна Петера Саломона , немецкого скрипача и импресарио , посетить Англию и дирижировать новыми симфониями с большим оркестром.

После нежных прощаний Моцарта и других друзей [39] Гайдн покинул Вену с Саломоном 15 декабря 1790 года, прибыв в Кале вовремя, чтобы пересечь Ла-Манш в первый день нового 1791 года. старый композитор видел океан. Прибыв в Лондон, Гайдн остановился у Саломона на Грейт-Пултени-стрит (Лондон, недалеко от площади Пикадилли ) [40], работая в студии, арендованной у фортепианной фирмы Broadwood неподалеку. [40]


Конец сериала Саломон в июне дал Гайдну редкий период относительного досуга. Некоторое время он проводил в стране ( Хертингфордбери ), но также успел поехать, особенно в Оксфорд, где университет присвоил ему почетную докторскую степень. Симфония, исполненная по этому случаю, нет. 92 с тех пор стала известна как Оксфордская симфония , хотя она была написана в 1789 году [41].


Путешествуя в 1790 году в Лондоне, Гайдн познакомился с молодым Людвигом ван Бетховеном в своем родном городе Бонне . По возвращении Гайдна Бетховен приехал в Вену и был учеником Гайдна до второй поездки в Лондон. Гайдн взял Бетховена с собой на лето в Айзенштадт , где у Гайдна было мало дел, и научил Бетховена некоторым контрапунктам . [42] Находясь в Вене, Гайдн купил дом для себя и своей жены в пригороде и начал его реконструировать. Он также организовал исполнение некоторых своих лондонских симфоний на местных концертах.

Гайдн вернулся в Вену в 1795 году. Князь Антон умер, и его преемник Николаус II предложил возродить музыкальное заведение Эстерхази, чтобы Гайдн снова стал капельмейстером. Гайдн занял эту должность по совместительству. Летом он проводил у Эстерхази в Айзенштадте и за несколько лет написал для них шесть месс .


В последние годы этого успешного периода Гайдн столкнулся с начинающейся старостью и нестабильным здоровьем, и ему пришлось изо всех сил пытаться завершить свои последние работы. Его последней крупной работой 1802 года была шестая месса для Эстерхази, Harmoniemesse .

К концу 1803 года состояние Гайдна ухудшилось до такой степени, что он стал физически неспособен сочинять. Он страдал от слабости, головокружения, неспособности сосредоточиться и болезненно опухших ног. Поскольку во времена Гайдна диагноз был неопределенным, маловероятно, что когда-либо удастся установить точное заболевание, хотя Джонс предполагает артериосклероз . [44] Болезнь была особенно тяжелой для Гайдна, потому что поток свежих музыкальных идей не утихал, хотя он больше не мог разрабатывать их в виде композиций. [p] Его биограф Дис сообщил, что Гайдн сказал в 1806 году:



Подпись Гайдна на музыкальном произведении: di me giuseppe Haydn ("Я Йозеф Гайдн"). Он пишет на итальянском языке, которым часто профессионально пользовался.


Его нос, большой и орлиный, был изуродован полипами, от которых он страдал на протяжении большей части своей взрослой жизни [59] , мучительной и изнурительной болезнью, которая временами мешала ему писать музыку. [60]


Центральная характеристика музыки Гайдна - развитие более крупных структур из очень коротких простых музыкальных мотивов , часто получаемых из стандартных сопровождающих фигур. Музыка часто формально сконцентрирована, и важные музыкальные события движения могут разворачиваться довольно быстро. [u]


Работа Гайдна сыграла центральную роль в развитии того, что стало называться сонатной формой . Однако его практика в некоторых отношениях отличалась от практики Моцарта и Бетховена , его более молодых современников, которые также преуспели в этой форме композиции. Гайдн особенно любил так называемую монотематическую экспозицию , в которой музыка, устанавливающая доминирующий тон, похожа или идентична начальной теме. Гайдн также отличается от Моцарта и Бетховена в своих разделах перепросмотра , где он часто меняет порядок тем по сравнению с экспозицией и использует обширное тематическое развитие . [v]

Формальная изобретательность Гайдна также побудила его интегрировать фугу в классический стиль и обогатить форму рондо более связной тональной логикой (см. Форму сонаты рондо ). Гайдн также был главным представителем формы двойных вариаций - вариаций на две чередующиеся темы, которые часто являются версиями друг друга в мажорной и минорной моде.

Ранние работы Гайдна относятся к периоду, когда композиционный стиль высокого барокко (замеченный у И. С. Баха и Генделя ) вышел из моды. Это был период исследований и неопределенности, и Гайдн, родившийся за 18 лет до смерти Баха, сам был одним из музыкальных исследователей того времени. [64] Старшим современником, чьи работы Гайдн признал как важное влияние, был Карл Филипп Эмануэль Бах . [16]

Прослеживая работу Гайдна на протяжении шести десятилетий, в течение которых она создавалась (примерно с 1749 по 1802 год), можно обнаружить постепенное, но неуклонное увеличение сложности и музыкальной изысканности, которые развивались по мере того, как Гайдн учился на собственном опыте и опыте своих коллег. В эволюции музыкального стиля Гайдна были отмечены несколько важных вех.


Изменение подхода Гайдна было важным в истории классической музыки , поскольку вскоре его примеру последовали и другие композиторы. Примечательно, что Бетховен использовал практику не торопиться и высоко ценить. [ab]

Энтони ван Хобокен подготовил обширный каталог произведений Гайдна. В каталоге Hoboken каждой работе присваивается каталожный номер, называемый его номером Hoboken (сокращенно H. или Hob.). Эти числа Хобокена часто используются при идентификации сочинений Гайдна.

У струнных квартетов Гайдна также есть номера Хобокена, но они обычно идентифицируются вместо этого по номерам опусов , которые имеют то преимущество, что указывают группы из шести квартетов, которые Гайдн опубликовал вместе. Например, струнный квартет Opus 76, No. 3 является третьим из шести квартетов, опубликованных в 1799 году как Opus 76.

Краткая биография Гайдна

Франц Йозеф Гайдн — (нем. Joseph Haydn, 1732 — 1809) — выдающийся австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г. в селе Рохрау (Нижняя Австрия) рядом с Венгрией, был вторым из 12-ти детей в небогатой семье. Родители мальчика увлекались пением и любительской игрой, ежедневно занимались музыкой с детьми.

В 1737 г., заметив у пятилетнего Йозефа склонность к игре на скрипке и фортепиано, родители отправили его в Гайнбург-на-Дунае, где жили родственники; там мальчик стал учиться хоровому пению и музыке.

Гайдн имел прекрасный голос. В 1740 г. Георг фон Ройттер, императорский придворный композитор, директор капеллы венского собора св. Стефана, заметил талантливого ребенка и принял мальчика как сольного дисканта в церковный хор. На протяжении девяти лет Гайдн пел в капелле, отпевал Вивальди. Ройттер хотел сделать его кастратом, чтобы сохранить уникальный голос, но операция не состоялась. Это стало концом карьеры Йозефа - певца, но он активно продолжал свои занятия на фортепиано и скрипке.

Гайдн не был пианистом -виртуозом как, например, Вольфганг Амадей Моцарт, и все же, превосходно владел инструментом и развивался в старательного, инициативного композитора.

В 1749 г. он стал свободным музыкантом. Следующее десятилетие было для композитора очень сложным. Йозеф брался за разную работу, параллельно пытался заполнять пробелы в своем музыкальном образовании. Активное участие в его творческом развитии принимал композитор Никола Порпора, у которого Гайдн работал аккомпаниатором. В качестве вознаграждения он получал от композитора и педагога уроки композиции. К этому же периоду относится и написание первой оперы начинающего композитора.

В 1759 г. Йозеф Гайдн получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Там собрался небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонические произведения.

В 1760 г. Гайдн женится на Марии-Анне Келлер, дочери производителя париков.

В 1761 г. Гайдна приглашают на должность второго капельмейстера при дворе князей Пайль-Антона и Миклоша Эстергази, одной из самых влиятельных аристократических семей в Австрии.

В 1766 г. умирает Грегор Вернер, первый капельмейстер, его место получает Гайдн. В его обязанности входит написание музыки, руководство оркестром, камерные выступления перед патронами и оперные постановки. Князья Эстергази были настоящими ценителями музыки и почитателями таланта Гайдна. В их барочном замке композитор написал больше всего своих опер, примерно 80 из своих 104-х симфоний, более 50-ти произведений для фортепиано, а также составил более 70 струнных квартетов и несколько мес. В это же время он развелся со своей сварливой женой и встретил другую женщину.

В 1781 г., во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.

В 1790 г. музыкант, который к тому времени стал известным во всей Европе, отправляется в Англию, чтобы лично представить там свои композиции. Несколько раз он играл перед королевской семьей. Оксфордским университетом ему было присвоено звание почетного доктора. Маэстро стал европейской знаменитостью.

В 1792 г. Гайдн возвращается в Вену, дает уроки игры на фортепиано юному Людвигу ван Бетховену, однако они не находят взаимопонимания.

В 1797 г. композитор пишет Королевский гимн, что в 1922 г. вместе с текстом Генриха Хоффмана фон Фаллерлебена становится национальным гимном Австрии.

В последние годы своей жизни Гайдн буквально купается в лучах своей славы: композитор был почетным членом многих музыкальных обществ, его объявили почетным гражданином Вены, в родном городе воздвигли монумент в честь маэстро.

31 мая 1809 г. Йозеф Гайдн умер. Он был похоронен на кладбище Хундстхурмер в Вене. Через 14 дней в церкви Schottenkirche под музыку Реквиема Моцарта состоялось прощание с великим композитором.

Вклад Йозефа Гайдна в мировую музыкальную культуру бесценен. Заложенные им основы классической формы музыкального произведения служили отправной точкой в творчестве многих известных композиторов. Гайдна называют отцом симфонии, считается, что именно он поднял на новый уровень опыт предшественников, открыв новую эпоху в развитии жанра.

В камерной музыке композитор был основателем жанра струнного квартета. Открытием Йозефа Гайдна считается также форма рондо - сонаты, в которой принципы сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо. Гайдн - автор 83 квартетов, 12 сонат для скрипки и фортепиано, 77 струнных квартетов, 52 фортепианных сонат, 24 опер, 14 мес, 104 симфоний.

Читайте также: