Когда откроется новый музей в каире

Обновлено: 18.09.2024

Копты — христиане особые. Первым христианским монахом-отшельником был Антоний, который жил сначала в пещере неподалеку от Бени-Суэйфа, на берегу Нила. Двадцать лет провел он в полном одиночестве, лишь дважды в год отшельнику приносили съестные припасы.

Со временем о нем пошла молва, и к его пещере стали стекаться люди. Тогда Антоний перебрался на другой берег Нила, подальше от человеческого жилья. Но и здесь от гостей не было отбоя. Отшельник-анахорет был не только искусным проповедником, но и занимался врачеванием народ из ближайших селений шел к нему за исцелением духовным и физическим. Некоторые из пришедших захотели поселиться рядом с ним Антоний не возражал. Так, к началу IV века сложилась первая христианская монашеская община.

Среди арабской части населения копты представляли не очень влиятельную группу. Члены ее жили замкнутым обществом и часто подвергались всевозможным ограничениям. Коптские монахи обязаны были носить особый знак (черные шапочки с четырьмя желтыми крестами), их одежда как вообще вся одежда коптов) должна была отличаться от мусульманской, ездить верхом им разрешалось только на ослах и мулах.

Христианские храмы коптов разрушались, а сами они зачастую насильственно обращались в мусульманство. Это неизбежно порождало вражду, которая длилась столетиями, превращаясь иногда в кровавые и оскорбительные для обеих сторон столкновения. Постоянная опасность репрессий со стороны арабов заставила коптов строить свои монастыри и храмы в отдаленных и неприступных местностях. Используя инженерные знания своих предков, они придавали им вид угрюмых крепостей.

Когда мир начал интересоваться античностью, возник интерес и к наследию коптов, но сначала к нему обратились лингвисты. Язык коптов — наследник древнеегипетского, на нем говорили жители долины Нила в первые века христианства. В 1636 году иезуит Атанасий Кирхер опубликовал исследование о коптском языке, на котором в то время говорили еще в некоторых деревнях Верхнего Египта, а в 1644 году он издал коптско-арабский словарь.

О самобытной архитектуре коптов заговорили значительно позднее, почти до конца XIX века археологи и египтологи не занимались христианским Египтом. Никто даже не помышлял о том, чтобы собрать и сохранить памятники коптского искусства. Даже знаменитый Шампольон, расшифровавший египетские иероглифы, во время раскопок в Луксоре, обнаружив великолепную коптскую церковь, не обратил на нее никакого внимания. Он даже не посчитал нужным упомянуть о ней в своем докладе Департаменту древностей.

Но в 1881 году директором Департамента древностей становится Гастон Масперо, и именно ему человечество обязано тем, что хоть часть коптского искусства дошла до нас. Гастон Масперо принял решение включить в программу археологических исследований и наследие коптов. И уже к 1893 году было собрано немало надгробных памятников, положивших начало Коптскому музею в Каире.

Под руководством Г. Масперо были организованы широкие археологические раскопки, и вскоре ученые обнаружили монастыри святого Иеремии в Саккара и Апа-Аполло (Верхний Египет).

В главной и старейшей церкви монастыря святого Антония расчищенные фрески сияют яркими красками. Написаны они в традиционной коптской манере — плоские, несколько схематичные, с пренебрежением к деталям, а подчас и с нарушением пропорций. Но такова многовековая традиция, сложившаяся не без влияния искусства времен фараонов: Вообще фрески в коптских церквах — явление довольно редкое. Чаще всего их беленые стены украшены иконами, а в соборе святого Марка они и вовсе голые.

Коптский музей в Каире был основан в 1908 году Марком Симаин-пашой как музей коптской патриархии. Сюда были собраны памятники из коптских монастырей и церквей, а в 1939 году для Музея было выстроено новое здание, которое впоследствии было расширено.

Следует отметить, что в коптских монастырях процветали различные ремесла, особенно было развито ткачество. На стене одного из монастырей археологи нашли инструкцию, в которой указаны размеры различных видов одежды. Туники, которые носили копты (и некоторые из которых находятся в экспозиции Музея), украшались орнаментом и вставками с вытканными на них сценами из Библии и античной мифологии.

Коптский художник обычно сам не создавал оригинальных композиций, а использовал в своем творчестве старые сюжеты из древних росписей, картин и мозаик, которые тогда еще сохранялись во многих районах Египта. Поэтому на примере коптских тканей (созданных еще до арабского завоевания и образцы которых тоже представлены в Музее) можно лучше всего проследить, как даже после победы христианства в прикладном искусстве продолжают применяться достижения египтян и эллинов. Особенно четко это наблюдается в ранних тканях (VI–V века до н. э.).

Близок к александрийскому искусству фрагмент ткани с изображением нереиды — морской нимфы. Здесь на темно-голубом фоне помещена обнаженная фигура с плоским сосудом в левой руке. Волосы ее украшены желтой резьбой, в центре которой прикреплен драгоценный камень. На шее нимфы висит цепь с амулетом.

На этой ткани есть очень интересный мотив широко распространенного в античном искусстве рога изобилия, который со времен первых Птолемеев встречается в работах египетских художников. Фрагмент этой ткани мог бы стать жемчужиной Коптского музея, но он был вывезен из Египта и теперь находится в Кливлендском художественном музее.

На многих коптских тканях помещалось изображение Богоматери с младенцем Христом. Фигура женщины, держащей ребенка на руках, была широко распространена в искусстве Древнего Египта. Изображения матери с сыном имели культовые значения. Как правило, это были статуэтки с изображением богини Исиды с сыном Гором. Христианство смогло покончить с культом Исиды, только передав ее функции Марии, в облике которой был воплощен идеал Великой матери божественного сына.

На примере коптского искусства, образцы которого (несмотря на то, что многое было вывезено в другие страны) сосредоточены в Коптском музее в Каире, можно наглядно проследить, как в творчестве коптов проявилась удивительная сила и стойкость древних традиций, как в их скромных, но не лишенных своеобразного изящества тканях живут старые образы, красоту которых не могло уничтожить беспощадное к памятникам искусства время.

Для пополнения своих коллекций Музей проводит постоянные археологические экспедиции, В настоящее время его в отделах выставлено несколько тысяч экспонатов, найденных в различных районах страны. Большой раздел Музея отведен каменным скульптурам — прекрасным капителям колонн, украшенным листьями аканфа и виноградными лозами. Здесь же выставлены капители в виде плетеной корзины, а также резные алтари, надгробные плиты и рельефы.

Копты были необыкновенно искусны в резьбе по дереву. Всемирной известностью пользуется выставленная в Музее дверь, перенесенная из церкви святой Варвары, на которой вырезаны Иисус Христос и апостолы.

Гордостью Музея является и собрание произведений коптской письменности — молитвенники, жития святых, древнейшие списки Библии и Евангелий. Однажды в районе Верхнего Египта из земли были извлечены папирусы, завернутые в кожаную обложку. В них находилось пять древних гностических произведений — частично известных по фрагментам или цитатам христианских авторов, а частично встреченных впервые. Они попали в Коптский музей, но ученые сразу же задались вопросом: все ли находки попали в Музей целиком? Из истории известно, что многие из них делятся на части и потом распродаются. Стали справляться у местного антиквара, который продал рукописи Музею, но он всячески хотел запутать поиск, толкал ученых на ложный след, сообщал заведомо ложные сведения. По одной версии, ему самому папирусы попали от крестьян, которые часть их использовали как топливо, а другую продали торговцам в Каир.

Вот тогда-то и возникла опасность, что из Каира рукописи уплывут за границу, что впоследствии и случилось: один кодекс был продан в Швейцарию — в Цюрихский институт Юнга. Двенадцать других кодексов — книги из древней библиотеки гностиков, которые создавали их еще во II веке, — стали собственностью Коптского музея.

Вопросы, которые разрабатывали гностики в своей философии и которые нашли отражение в их произведениях, были следующие: Каково происхождение Вселенной, мира и всего, что есть в мире? В каком отношении друг к другу стоят дух и материя? В чем причина и корень зла, господствующего в мире?


Кажется, в 2021 можно найти и хорошее. Например, сгонять в Египет и посмотреть на мировые достопримечательности без толп.

Египет в 2021 году — одна из немногих открытых стран, куда можно купить прямой билет и в которой можно сходу окунуться в совершенно другую культуру. Нынешнее время следует воспринимать как уникальную возможность почти в полном одиночестве посетить всемирно известные исторические места, которые в любой другой год запружены туристами. Быть один на один с пирамидами, гулять по огромным храмовым комплексам, исследовать в уединении древние гробницы фараонов, торговаться с продавцами и отбиваться от попрошаек — лишь малая доля того, что можно испытать в поездке по историческому Египту.

В этой статье Станислав Золотарев проследил пять тысяч лет истории страны, рассказывая о ее туристических достопримечательностях. Начав с небольшой хронологической последовательности, он опишет маршруты, позволяющие погрузиться в разные эпохи Древнего Египта. Это поможет вам составить подходящий маршрут с учетом имеющегося в распоряжении времени. На то, чтобы посетить все перечисленные в статье места, по подсчетам Станислава, уйдет восемь дней, не включая переезды между городами. Если после текста останутся вопросы, то залетайте к Станиславу в инстаграм @staszolo, на все ответит!

Хронология исторических событий в статье

Древнее царство, Мемфис (современная Гиза)

  • 4000 лет до нашей эры — основание Эль-Файюма, самого древнего города в Египте.
  • 3000 лет до нашей эры — объединение поселений и основание древнего царства Гиза.
  • 2640 год до нашей эры — фараон Джосер построил для себя первую в мире ступенчатую пирамиду по проекту зодчего Имхотепа.
  • 2540 год до нашей эры — фараон Хеопс построил для себя самую большую (по сей день) пирамиду.

Среднее царство, Фивы (современный Луксор)

  • XX–XVIII века до нашей эры — возведение храмовых комплексов Карнак и Луксор
  • XIV–XI века до нашей эры — захоронения фараонов в гробницах в Долине царей (Луксор)
  • 1490–1468 годы до нашей эры — правление Хатшепсут, самой влиятельной женщины-фараона.
  • 1325 год до нашей эры — смерть Тутанхамона. Его гробницу с сокровищами найдут в 1922 году.
  • 1290–1224 годы до нашей эры — правление Рамзеса II, самого влиятельного фараона.

Кушитское царство (современный Асуан)

  • 728–681 годы до нашей эры — Нубия (современные Судан и Эфиопия) завоевала Египет, правление Нубийской династии.

План путешествия по Египту


Гиза (3 дня)

Луксор (2 дня)

  • Западный берег: Долина царей, храмы Хатшепсут и Мединет-Абу.
  • Восточный берег: Карнакский и Луксорский храмовые комплексы.

Асуан (3 дня)

  • Нубийский музей, Элефантина, монастырь Святого Симеона и Ботанический сад.
  • Острова Филы и Калабша.
  • Абу-Симбел.

Если вы прилетели в Каир, то лучше всего найти отель именно в Гизе. Во-первых, здесь есть возможность смотреть на пирамиды прямо из окна или с крыши отеля, а во-вторых, отсюда ближе и удобнее выезжать к основным достопримечательностям, минуя каирские пробки, которые по своему размаху могут легко поспорить с московскими.


Эль-Файюм — самый древний город в Египте и один из древнейших в мире основан за четыре тысячи лет до нашей эры. Недалеко от города расположен оазис Эль-Файюм. На его территории раньше был город, который греки назвали Крокодилополем за то, что местные жители поклонялись богу-крокодилу.

Священный крокодил жил в храме, его кормили и уважали, а после смерти заменяли новым. Умершую рептилию мумифицировали. Позднее археологи нашли несколько тысяч подобных мумий крокодилов, некоторые из них выставлены в Каирском музее.




Великие пирамиды Гизы, Большой сфинкс, пирамида Джосера (один день)

Расстояние между Каиром и Гизой примерно как между Москвой и Люберцами. Это два разных города, но, по сути, один, большой, плавно и незаметно перетекает в другой, маленький. В поездке удобнее сразу осмотреть и пирамиды, и Каир. В статье же я строю повествование в исторической последовательности, поэтому расскажу про пирамиды, а черед Каира в истории страны наступит лишь спустя несколько тысяч лет.

Фараонов всегда хоронили с большими почестями, мумифицировали и помещали мумию в саркофаг внутри гробницы. В гробницу клали множество драгоценностей и предметов обихода, которые, как верили египтяне, пригодятся умершему в загробной жизни.

Пирамида Джосера представляет собой типичную фараоновскую гробницу. Это первая из построенных пирамид, а кроме того, древнейшее сохранившееся крупное каменное сооружение в мире. Эту гробницу примерно в 2650 году до нашей эры спроектировал зодчий Имхотеп, долгое время почитавшийся потом в Египте как величайший из мудрецов и полубог. До этого гробницы строили в форме прямоугольника (мастаба), а первая треугольная пирамида имела дополнительный смысл: ступени ее стен символизировали лестницу, по которой покойный фараон должен был подняться в небо. Пирамида Джосера находится вдали от комплекса Великих пирамид Гизы, для того чтобы ее посмотреть, надо ехать в Саккару (около часа к югу от Каира).

Каирский египетский музей находится в Каире, столице Египта, на площади Тахрир, расположенной в центральной части города. Его коллекция исторических ценностей превышает 150 000 экспонатов и ежегодно притягивает миллионы туристов со всего мира.

Каирский египетский музей фото

Каирский египетский музей – история создания.

Своим появлением знаменитая сокровищница древностей обязана людям, которые при жизни ни разу не встречались. В 1835 году по приказу Мохаммеда Али, правившего страной в то время, был издан указ, запрещающий самовольные раскопки и вывоз древних артефактов из Египта. До этого декрета многие захоронения подвергались разграблению, а бесценные экспонаты можно было приобрести на черном рынке.

Не зная о запрете, в 1850 году в Александрию на пароходе прибыл французский историк Огюст Мариетт. Целью его визита было приобретение древних рукописей. Поняв, что вывезти ценности из страны не удастся, он остался в Египте, навсегда влюбленный в эту страну. Свою первую коллекцию он выставил через 8 лет в музее, открытом им в Булаке. Однако после стихийного бедствия, произошедшего в 1878 году, многие экспонаты были сильно испорчены, а некоторые похищены. Ученый обратился к правительству с прошением построить для сохранения коллекции большой египетский музей. Исмаил-Паша, возглавлявший правительство, откликнулся на эту просьбу, и для сохранности на время возведения хранилища приказал перевезти всю коллекцию в свой дворец.

Французский архитектор Марсель Дюнон предоставил эскиз здания, выполненный в стиле неоклассицизма. После утверждения проекта в 1900 году началось строительство, завершившееся через 2 года. Все экспонаты были перевезены из Гизы и выставлены в новом Национальном музее в Каире.

Основатель сокровищницы Огюст Мариетт после смерти удостоился чести быть погребенным в мраморном саркофаге, расположенном слева от входа в нее. Над его усыпальницей возвышается отлитая из бронзы статуя ученого. В саду, разбитом у здания Каирского египетского национального музея, выставлены находки, обнаруженные знаменитым египтологом. Здесь посетители могут увидеть обелиск Рамсеса II и высеченного из красного гранита сфинкса Тутмоса III.

Сфинкс у входа в Каирский музей

Каирский египетский музей – экспонаты.

Хранящиеся в египетском музее артефакты настолько великолепны, что интересны не только ценителям прошлого, но и туристам, которые приехали в Египет на отдых. Чтобы ознакомиться с многочисленными экспонатами и проникнуться величием древней цивилизации, нужно не менее 4 дней.

В Каирском египетском музее, состоящем из огромного вестибюля и ста залов, расположенных на двух этажах, всегда шумно и многолюдно. Посетив каждый из залов, можно, словно на машине времени, совершить путешествие к истокам мировой цивилизации. Величайшие творения человеческих рук собраны в тематические коллекции и расположены по хронологическому принципу. Самые старые экспонаты имеют возраст, превышающий пять тысяч лет, а самые молодые охватывают начало нашей эры.

Каирский музей внутри фото

Первый этаж Каирского музея.

Египетский музей Каира хранит на первом этаже гранитные, известняковые и базальтовые изваяния правителей Египта. На самом входе посетителей встречают огромные статуи фараона Аменхотепа III и его супруги Тии.

Статуи фараона Аменхотепа III и его супруги Тии

Далее можно увидеть фараона Микерина, восседающего в окружении древнеегипетских богинь Хатор и Бат. Особое внимание туристов привлекает тщательно выполненное из темно-зеленого диорита, пронизанного тонкими светлыми прожилками, изваяние фараона Хафра, принадлежащего к четвертой династии. Некоторые египтологи считают, что именно его лицо носит знаменитый Сфинкс , сидящий возле пирамиды в долине Гиза.

Статуя фараона Хафра

Здесь же можно увидеть фигуру фараона III династии Джосера, считающегося первым строителем пирамид. Его ступенчатая усыпальница находится в Саккаре недалеко от плато Гиза. На первом этаже стоит изваяние Снофру – фараона IV династии, для которого в Дахшуре возвели две пирамиды: Ломанную и Розовую, не уступающих по своему величию пирамидам, построенным в долине Гиза.

Не меньший интерес у посетителей вызывают искусно раскрашенные известняковые статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет. Оба изваяния обнаружили еще во время экспедиций, возглавляемых самим Мариетом.

Статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет

Здесь же есть отдельный зал, посвященный отцу Тутанхамона – фараону-еретику Эхнатону. В нем находятся колоссальные изваяния, изображающие его и Нефертити, которая была ему женой.

Фараон Эхнатон фото

Нефертити фото

Кроме монументальных изваяний среди экспонатов много погребальных плит, всевозможных сосудов и статуэток меньшего размера.

Второй этаж Каирского музея.

Но более всего посетителей манит второй этаж, на котором собраны сокровища из гробницы Тутанхамона и других древних правителей. Обнаружение гробницы юного фараона и сокровищ, собранных в ней, произвело на жителей XX столетия неизгладимое впечатление. Поражает не столько количество драгоценных камней и золота, как высочайшее мастерство древних мастеров. Золотая погребальная маска Тутанхамона, декорированная драгоценными камнями и редкими породами дерева, вызывает у посетителей восторг, а у современных ювелиров чувство зависти. Вес этого шедевра более 11 кг.

Золотая маска Тутанхамона фото

С не меньшим мастерством изготовлены украшения фараона – ожерелья, выполненные из золота с инкрустацией из бирюзы и кораллов, массивные кольца и серьги, а также нагрудные украшения, декорированные сценками из древних мифов.

Украшения из гробницы Тутанхамона фото

Египетский музей экспонаты

Украшения Тутанхамона

Невольное восхищение вызывает позолоченный трон Тутанхамона, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.

Трон Тутанхамона фото

В зале правителя выставлены три саркофага. Примечательно, что один из них отлит из золота и весит около ста килограмм.

Золотой саркофаг Тутанхамона фото

В отдельном зале можно ознакомиться с сокровищами царицы Хетепхерес, являвшейся матерью известного фараона Хеопса. Кроме шкатулки, инкрустированной драгоценными камнями, носилок, покрытых золотыми листами, и серебряных браслетов, в нем можно увидеть погребальные саркофаги, принадлежащие разным эпохам и изготовленные из различных материалов.

Саркофаги в музее Каира фото

Осмотрев сокровища Тутанхамона, стоит заглянуть в соседний зал и ознакомиться с коллекцией драгоценностей, принадлежавших фараонам, правившим в XI-X столетиях до нашей эры. Эти экспонаты менее известны, но не менее ценны. Здесь хранятся золотые украшения и саркофаг фараона Псусеннеса I, инкрустированные драгоценными камнями.

Саркофаг фараона Псусеннеса I

Туристы с крепкими нервами могут посетить зал, в котором поддерживается специальный микроклимат. Здесь находятся мумии, принадлежащие известным правителям страны. Если турист планирует побывать в зале с мумиями не в составе экскурсионной группы, он должен внести дополнительную плату. Перед посещением нужно запомнить одно правило – вести фото и видеосъемку в этом зале Каирского египетского музея запрещено.

Куда пойти в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе кроме пляжей и кафе

Принято считать, что туры в Египет в Шарм-эль-Шейх и Хургаду – это исключительно пляжный отдых. Однако данный стереотип давно устарел. Еще в 2020 г. минтуризма Египта профинансировало открытие на побережье Красного моря сразу двух крупных экспозиций.

В начале 2020 г. в Хургаде заработал музей египетских древностей, а в ноябре того же года при содействии Саудовской Аравии в Шарм-эль-Шейхе достроили музей истории Древнего Египта. Благодаря этому туристам больше не нужно отправляться в Каир и Луксор для ознакомления с главным богатством страны – её историческим наследием. Что же интересного предлагают увидеть курортные экспозиции?

Коллекции исторических музеев в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе по своему богатству почти не уступают лучшим экспозициям Каира и Луксора

Музей египетских древностей в Хургаде

Его экспозиция занимает огромную площадь в 10 тыс. кв. м. На ней размещены около 1800 экспонатов, найденных местными археологами в разных частях страны. Артефакты разделены на 12 залов и 5 экспозиций, соответствующих разным периодам истории Египта: эпохе фараонов, греческим, римским, коптским и османским временам.

В музее представлены главные храмы и пирамиды Египта в миниатюрном исполнении, а также футляры для свитков Торы, мозаики, каменные портреты, украшения и другие старинные предметы. Гордостью экспозиции являются четыре прекрасно сохранившиеся мумии и другие артефакты, связанные с похоронными традициями Древнего Египта.

Здание нового музея в Хургаде расположено на проспекте Эль-Насера в южной части курортного города

Все надписи к экспонатам музея в Хургаде сделаны на английском и арабском языках, но при желании можно нанять русскоговорящего гида. В этом случае, кроме визуального осмотра, экскурсанты получают увлекательную лекцию о традициях Египта в разные эпохи. Для удобства туристов музей открыт до 23:00, поэтому посетить его можно завершив ужин в отеле.

Музей истории Древнего Египта в Шарм-эль-Шейхе

По мнению многих историков, данный музей является одним из лучших в Египте. Его коллекция из 5200 артефактов сопоставима с лучшими каирскими экспозициями. Огромный выставочный центр возводился более 15-ти лет, в его строительство было вложено 52 млн. долларов. Площадь помещений гигантского комплекса, выросшего на юге Синая, составила 500 тыс. кв. м. что соответствует десяти пирамидам Хеопса.

Музей истории Древнего Египта имеет статус национального и имеет богатейшую экспозицию

Как и музей в Хургаде, экспозиция в Шарм-эль-Шейхе разделена по историческим эпохам. Можно последовательно ознакомиться с фараонским, греко-римским и исламским периодами истории Египта. Каждый раздел имеет тематические выставки, посвящённые развитию ремёсел, медицины, науки, религии и семейного быта.

Музей располагает уникальной коллекцией мумифицированных кошек

Часы работы музея в Шарм-эль-Шейхе адаптированы под график отдыха большинства туристов. Он принимает посетителей утром и в обед (с 10 до 13 часов) и вечером (с 17 до 23 часов). Это позволяет не тратить на посещение время, подходящее для пляжного отдыха, а погрузиться в историю и культуру, например, после ужина в гостинице. Туристы из России и стран СНГ могут пройти по залам музея с русскоязычным экскурсоводом.

Взрослый билет в музей истории Древнего Египта стоит около 13 долларов (200 местных фунтов), студенческий билет в два раза дешевле, а самые маленькие посетители до 6 дет допускаются к экспозициям бесплатно. За право снимать артефакты со вспышкой придётся доплатить еще 50 фунтов. При музее работают несколько сувенирных лавок, торгующих по умеренным ценам.

Читайте также: