Когда откроют границы с казахстаном и кыргызстаном

Обновлено: 18.09.2024

В пресс-службе погрануправления ФСБ России по Омской области в пятницу, 6 августа 2021 года, ответили на актуальные для сотен горожан вопросы об актуальном порядке пересечения российско-казахстанской границы. Вопрос, по данным ведомства, не теряет своей актуальности на протяжении длительного времени на фоне трудной обстановки с распространением COVID-19.

В частности, в ведомстве обозначили правила пересечения автомобильных пунктов пропуска, так как именно там действуют самые значительные ограничения.

Так, въезд на территорию нашего государства из Казахстана на текущий момент возможен лишь в пяти случаях:

1. Для посещения членов семьи, включая супругов, родителей, детей, братьев, сестер, бабушек, дедушек. Не подпадают под ограничение также усыновители и усыновленные, а также опекуны. Рассматриваются случаи прибытия в Российскую Федерацию из-за границы на похороны близкого родственника или же ухода за тяжелобольным.

2. Для получения лечения.

В данном случае примечательным является факт заблаговременного направления уполномоченными представителями медицинской организации информации о пациенте через портал госуслуг.

Для самого пересечения границы необходим лишь документ, удостоверяющий личность.

3. В целях обучения.

В таком случае при самом пересечении границы предъявить также необходимо лишь удостоверяющий личность документ.

4. Для осуществления трудовой деятельности:

Как уточняют в региональных органах ФСБ, списки трудовых мигрантов составляются с учетом сформированного алгоритма привлечения трудовых ресурсов и поданы представителями Роструда через портал госуслуг.

5. Для лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Необходимые документы для пересечения границы: документ, удостоверяющий личность (паспорт, удостоверение личности), вид на жительство.

В свою очередь, обратная процедура – выезд за границу РФ – в настоящий момент возможен на следующих основаниях:

1. Для посещения членов семьи, к которым относятся супруг, супруга, родители, дети, родные братья, сестры, бабушки, дедушки, внуки, усыновители, усыновленные, опекуны и попечители, а также к нуждающимся в уходе больным близким родственникам или в связи с их смертью.

Необходимые документы для пересечения границы: документ, удостоверяющий личность (паспорт), копии документов, подтверждающих родство (паспорта, свидетельства о рождении).

2. Для получения лечения на территории иностранного государства.

Необходимые документы для пересечения границы: документ, удостоверяющий личность (паспорт), документы (копий документов) принимающей медицинской организации, подтверждающие необходимость лечения, с указанием времени проведения лечения или документы (копий документов), оформленные Минздравом России.

3. В связи с осуществлением трудовой деятельности на территории иностранного государства.

Необходимые документы для пересечения границы: документ, удостоверяющий личность (паспорт), документы, подтверждающие факт осуществления трудовой деятельности (трудовой договор (контракт) с иностранным работодателем или его копия, разрешение на работу, выданное уполномоченным органом иностранного государства.

4. Для получения образования в иностранных образовательных организациях.

Необходимые документы для пересечения границы: документ, удостоверяющий личность (паспорт), документы, подтверждающие получение образования в иностранной образовательной организации, или документы (копий документов) российской образовательной организации о направлении на обучение в иностранную образовательную организации, разрешение на право въезда в иностранное государство в указанных целях.

В ведомстве отдельно отмечают, что сорудники погранслужбы не уполномочены проверять у граждан наличие ПЦР-тестов и сертификата о прививках, а также контролировать соблюдение карантинных ограничений, так как данный функционал всецело закреплен за сотрудниками Роспотребнадзора.

Вместе с тем использование личного легкового авто также не подвергается дискриминации в случае, если у водителя и пассажиров есть хотя бы одно из оснований для въезда на территорию государства.

Из всех границ России самая протяженная - именно граница с Казахстаном, она составляет 7598,8 километров. Для сравнения - российско-китайская граница простирается лишь на 4209,3 километров, российско-украинская на 2250 километров. Теперь между Россией и Казахстаном нет территориальных споров.

Президент России Владимир Путин сегодня примет участие в форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, а также проведет встречу с главой этой страны Касым-Жомартом Токаевым, в ходе которой лидеры двух стран обсудят актуальные вопросы двусторонней и международной повестки дня.

Остальные территориальные споры РФ

Если вернуться к проблемам спорных участков прохождения российских границ, то самые известные участки - это, конечно же, не признаваемый Украиной и большинством стран мира нынешний статус Севастополя и Крыма и южная часть Курильских островов, на которые претендует Япония. Япония ссылается на то, что острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи Россия еще по Симодскому трактату 1855 года признала японской территорией.

Территориальные споры остаются у России и с Китаем, несмотря на то, что основной участок границы, проходящий между Монголией и Северной Кореей, был согласован еще в 2004 году. Россия тогда передала Китаю ряд спорных островов на Амуре и Уссури, включая остров Даманский, на котором в 1969 году был пограничный конфликт. Его жертвами стали 58 советских пограничников. Но остался еще небольшой участок российско-китайской границы на Алтае между Казахстаном и Монголией. Китайская сторона настаивает на переносе границы вглубь российской территории в одном из мест, что будет означать очередное отторжение от России участка площадью в 17 гектаров. Решение этого вопроса пока отложено до очередного заседания демаркационной комиссии, а проведённую демаркацию договорились считать промежуточной.

Однако, помимо Китая существует еще и Тайвань, который также официально называет себя Китайской республикой (Китай же считает Тайвань своей мятежной провинцией). Тайвань претендует на ряд территорий вдоль реки Амур и Туву. Но поскольку Китайская республика на Тайване официально не признается ни Россией, ни Китаем как суверенное государство, территориальные претензии с его стороны никто всерьёз не рассматривает.

Похожая ситуация сложилась и вдоль небольшого участка границы России с Северной Кореей. Здесь предмет спора - остров Ноктундо (Олений) на реке Туманная. Северная Корея не высказывает к России претензий на него в отличие от Южной Кореи.

Наконец, еще один предмет спора - пограничное с Абхазией село Аибга, расположенное в верховьях реки Псоу. Село поделено на две части рекой и одна его часть - в Абхазии, другая в России. Вопрос о том, как провести границу, чтобы не делить село пополам, пока не решен. При этом статус Абхазии как независимого государства тоже не признается большинством стран мира, там Абхазию считают частью Грузии.

Долгое время о своих претензиях на Печорский район Псковской области и город Ивангород Лениградской области выдвигали и в Эстонии, ссылаясь на то, что в 1919-1940 годах эти территории входили в состав этой страны. В 2014 году был подписан договор, который формально признал нынешнюю границу между странами.

Наконец, существует еще и заполярный архипелаг Шпицберген. Россия признает его принадлежность Норвегии, но согласно договору об особом статусе этого архипелага также может вести там хозяйственную деятельность. Однако, действия России для обеспечения своего присутствия на архипелаге встречают пусть и выраженное в мягкой форме, но периодическое противодействие норвежской стороны. Споры ведутся и о масштабах прав России на участки арктического шельфа.

История границы Казахстана

У любого государства есть своя территория, очерченная определенными границами. Как ни странно, но ни Казахское ханство, ни Казахская ССР не имели юридически оформленных границ и тем более, они не были признаны международным правом. Поэтому оформление государственной границы Казахстана шло фактически с нуля.

Протяженность границы Казахстана по суше составляет 13400 километров. Водная граница составляет 3000 км. Процесс установления границы проходил в трех направлениях: с Китаем, с республиками Центральной Азии и с Российской Федерацией.

Разграничение казахстанско-китайской границы осложнялось наследием Советского Союза – спорными территориями. Советские дипломаты долгое время не признавали их наличие. Но в 1969 году А.Н. Косыгин встретился с китайским премьером Чжоу Эньлаем и спросил его о спорных участках. Они сверили китайские и советские карты и выявили разночтения по линии прохождения госграниц. Площадь оспариваемых участков составила 34 тыс. кв. км. Проблема была еще и в том, что СССР в нарушение договоров 1861, 1864 и 1881 годов пошел на фактический захват прилегающих территорий.

Границы на этих участках первоначально были установлены Чугучакским протоколом 1864 года. В 1870 году Хабарасуйским протоколом было установлено конкретное прохождение границы, что было зафиксировано на договорах 1869, 1870 и 1883 годов. Эти договора, согласно нормам международного права, не прекращают своего действия. Российско-китайские договора XIX века и явились основой для решения пограничных вопросов между Казахстаном и сопредельными государствами. Но российские комиссары порой допускали вольности и переносили граничные метки вглубь Китая. Из-за чего, на отдельных участках сложились две границы: договорная и фактически охраняемая.


Кроме того, в Хабарасуйском протоколе на русском и маньчжурском языках имелись разночтения. По первому спорному участку в русском тексте предусматривалась установка трех пограничных знаков на перевалах, в обход долины реки Чоган-обо с юга. В маньчжурском тексте указывалось общее направление границы на западе, об установлении пограничных знаков на одноименных урочищах. Относительно второго спорного участка на советских картах граница была смещена в сторону Китая на 15 километров. В тексте Чугучакского протокола от 25 сентября 1864 года данный участок принадлежал Китаю. Так что долина реки Сарычильды, текущей на юг, должна была полностью отойти Китаю. Китай в новых условиях заявил о своих правах на эти территории. Применительно к казахстанско-китайской границе речь шла об участке примерно в 900 кв. км. С самого начала РК заявила, что, нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии.

В 1992 году между РК и КНР были заключены 5 договоров, в которых точно определяется казахстанско-китайская граница. При заключении Соглашения 1994 года остались несогласованными участки в районе перевала Чоган-Обо и реки Сарычильды. Впоследствии территория была разделена: Казахстан получил 537 кв. километров, Китай — 407 кв. километров. Общая протяженность казахстано-китайской границы составила более 1782 километров.

Урегулирование границ РК с Центральноазиатскими республиками

Границы между советскими республиками обозначались на картах, но не на местности. После распада СССР республики заявили о неизменности существующих границ. Глава государства отмечал необходимость завершения делимитации границ между всеми странами региона. И Центральная Азия осознала, что открытые рубежи используются для незаконного вывоза сырья, металлов, энергоносителей, нелегального оборота наркотиков, оружия, миграции, что представляет угрозу национальной безопасности.

С точки зрения соответствия Конституции СССР административная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была самой урегулированной. Сложность же состояла в том, что 200 километров границы с Узбекистаном (общая протяженность – 2351 километр) проходили по густонаселенной местности. Это Сарыагашский и Махтааральский районы в Южно-Казахстанской области и Ташкентская и Джизакская области Узбекистана. Во избежание взаимных претензий, сторонами за основу были приняты административно-территориальные границы, установленные в 1950-е – 1960-е годы.


Проще всего прошла делимитация с Туркменией, поскольку граница проходила по южной оконечности плато Устюрт по пустыне всего 426 километров. За основу для подготовки делимитации границы были приняты Постановления Президиума ЦИК СССР от 27 декабря 1932 года и топографические карты, с согласованной линией границы Президиумами Казахской ССР и Туркменской ССР 1972 года. Главами обоих государств 5 июля 2001 года в Астане в рамках визита в Казахстан Президента Туркменистана был подписан Договор о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы, в котором было описано 425,8 км границы, за исключением 280 метров, примыкающего к стыку государственных границ Казахстана, Туркменистана и Республики Узбекистан. В ноябре-декабре 2001 года в Ашхабаде был согласован Договор между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о точке стыка государственных границ.

Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года и основывались на Договоре о вечной дружбе от 8 апреля 1997 года и Меморандуме о делимитации государственной границы между Казахстаном и Кыргызстаном от 17 июля 1998 года. С августа по ноябрь 2001 года делегации провели несколько рабочих встреч с выездами на местность, в результате которых была согласована казахстанско-киргизская граница. Договор между Казахстаном и Кыргызстаном был ратифицирован Парламентом РК в июле 2003 года. Протяженность границы с Кыргызстаном составила около 1242 км, с Туркменистаном – около 426 км, с Узбекистаном – 2351 км.


Делимитация границы между Казахстаном и Россией

Делимитация границы началась с запада на восток, от побережья Каспийского моря в дельте реки Волги и до точки стыка границ Казахстана, России и Китая на хребте Южный Алтай. За основу были взяты административно-территориальные границы между Казахской ССР и РСФСР, сложившиеся к моменту распада СССР.

Выяснилось, что эта граница нередко основывалась на противоречащих друг другу картах, материалах земле- и лесоустройства. Другой блок проблем был связан с тем, что внутренние границы в СССР не являлись серьезными ограничителями в ведении хозяйственной деятельности и расположении населенных пунктов, а граница на местах не всегда совпадала с изображениями на картах.

Прохождение линии границы там, где хозяйственные или социальные объекты одной стороны оказались на территории другой, было урегулировано взаимными предложениями и обменами площадями. Первый протокол по делимитации казахстанско-российской государственной границы был подписан еще в 1998 году. А 18 января 2005 года Н.А. Назарбаев и В.В. Путин подписали Договор о казахстанско-российской государственной границе.

Следующий этап устройства границы – ее демаркация, то есть обозначение линии границы на местности с помощью специальных пограничных знаков. В 2003 году Казахстан приступил к демаркации границы с Туркменистаном и Узбекистаном.

Демаркация необходима для обеспечения безопасности страны, недопущения противоправного изменения государственной границы, незаконного использования приграничной территории Казахстана.

паспорт

Срок действия визы истекает не менее чем за три месяца до окончания срока действия паспорта иммигранта.

От получения РВП освобождаются иммигранты:

  • прибывшие в РК с визой РК;
  • обладающие дипломатическим или служебным паспортом;
  • не достигшие 16-летнего возраста.

При перемене иммигрантом временного места жительства в РК принимающее лицо в течение трех рабочих дней уведомляет об этом органы внутренних дел.

С рядом государств ближнего зарубежья сохраняется безвизовый порядок поездок.

Въезд в РК иностранцу может быть не разрешен:

  • в интересах обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения;
  • если его действия направлены на насильственное изменение конституционного строя;
  • если он выступает против суверенитета и независимости РК, призывает к нарушению единства и целостности ее территории;
  • если он разжигает межнациональную, межконфессиональную и религиозную вражду;
  • если это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан РК и других лиц;
  • если у органов национальной безопасности имеются сведения о его причастности к экстремизму или террористической деятельности, а также в случае признания судом в его действиях опасного рецидива;
  • если им не исполнено взыскание за совершение уголовного или административного правонарушения, наложенное на него в период предыдущего пребывания в РК;
  • если в период предыдущего пребывания в РК им не представлена декларация по индивидуальному подоходному налогу в случае, когда представление такой декларации предусмотрено законодательством РК;
  • если он не представил подтверждение о наличии средств, необходимых для пребывания и выезда из РК, в порядке, определяемом Правительством РК, за исключением этнических казахов, лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве РК или Казахской Советской Социалистической Республики, и членов их семей;
  • если при обращении с ходатайством о въезде он сообщил о себе ложные сведения или не представил необходимые документы в срок, установленный законодательством РК;
  • при наличии у него заболеваний, являющихся противопоказанием для въезда в РК;
  • если он ранее утратил гражданство РК по основаниям, предусмотренным подпунктом 8) части первой статьи 21 Закона РК от 20 декабря 1991 года "О гражданстве РК";
  • если он ранее был лишен гражданства РК по основаниям, предусмотренным статьей 20-1 Закона РК от 20 декабря 1991 года "О гражданстве РК".

Иностранцам, ранее выдворенным из РК, запрещается въезд в РК в течение пяти лет со дня вынесения решения о выдворении.

Основаниями для выдачи виз являются приглашения принимающих лиц или разрешение уполномоченных на то государственных органов РК, если иное не предусмотрено международными договорами РК.

Выезд из РК

Иностранцы выезжают из РК по действительным заграничным паспортам или заменяющим их документам при наличии выездных виз, выданными уполномоченными на то государственными органами РК, если иной порядок не установлен соглашением с соответствующим государством.

Выезд из РК иностранцу не разрешается:

  • если имеются основания для привлечения его к уголовной ответственности - до окончания производства по делу;
  • если он осужден за совершение уголовного правонарушения, за ним установлен пробационный контроль или к нему применена отсрочка исполнения наказания, - до отбытия наказания или освобождения от наказания, истечения срока пробационного контроля, истечения срока отсрочки исполнения наказания, за исключением случаев его выдворения на основании решения суда;
  • если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;

Выезд из РК иностранца может быть отсрочен до исполнения им имущественных обязательств, с которыми связаны существенные интересы граждан РК, других физических и юридических лиц.

Читайте также: