Когда тит брал иерусалим

Обновлено: 18.09.2024

Господь Вседержитель со своего небесного престола обратил всевидящий взор на Сирию, где станом стояло крестоносное воинство. Уже шестой год воины Христовы ратоборствовали на Востоке, многие города и царства покорились им, но Святой Град Иерусалим все ещё пребывал оплотом неверных. Читая в человеческих сердцах как в раскрытой книге, Он узрел, что из множества славных вождей лишь великий Готфрид Бульонский в полной мере достоин повести крестоносцев на священный подвиг освобождения Гроба Господня. Архангел Гавриил понёс Готфриду эту весть, и тот благоговейно принял Божию волю.

Когда Готфрид созвал вождей франков и поведал, что Бог избрал его начальником над ними всеми, в собрании поднялся ропот, ибо многие вожди не уступали Готфриду ни в знатности рода, ни в подвигах на поле брани. Но тут ему в поддержку возвысил голос Петр Пустынник, и все до последнего вняли словам вдохновителя и чтимого советчика воинов, а наутро следующего дня могучая рать, в коей

под знаменем Готфрида Бульонского сплотился цвет рыцарства всей Европы, выступила в поход. Восток затрепетал.

И вот уже крестоносцы разбили лагерь в Эммаусе, в виду иерусалимских стен. Здесь к ним в шатры явились послы царя Египта и предложили за богатый выкуп отступиться от Святого Града. Выслушав от Готфрида решительный отказ, один из них отправился восвояси, второй же, черкесский витязь Аргант, горя желанием поскорее обнажить меч против врагов Пророка, поскакал в Иерусалим.

Иерусалимом в ту пору правил царь Аладин, вассал египетского царя и злобный притеснитель христиан. Когда крестоносцы пошли на приступ, войско Аладина встретило их у городских стен, и завязалась жестокая битва, в которой без числа пало нехристей, но и отважных рыцарей полегло немало. Особенно тяжкий урон понесли крестоносцы от могучего Арганта и великой девы-воительницы Клоринды, прибывшей из Персии на подмогу Аладину. С Клориндою в бою сошёлся несравненный Танкред и ударом копья разнёс ей шлем, но, узрев прекрасный лик и золотые косы, сражённый любовью, опустил свой меч.

Храбрейший и прекраснейший из рыцарей Европы, сын Италии Ринальд был уже на городской стене, когда Готфрид отдал войску приказ возвращаться в лагерь, ибо не настало ещё время пасть Святому Граду.

Видя, что оплот врагов Господних едва не пал, царь преисподней созвал своих бесчисленных слуг — бесов, фурий, химер, языческих богов — и приказал всей тёмной силой обрушиться на крестоносцев. Слугой дьявола средь прочих был маг Идраот, царь Дамаска. Он повелел дочери своей Армиде, затмившей красотою всех дев Востока, идти в стан Готфрида и, употребив все женское искусство, внести разлад в ряды воинов Христовых.

Обезоруженных любовью рыцарей Армида повела не на Дамаск, а в мрачный замок, стоявший на берегу Мёртвого моря, в водах которого не тонут ни железо, ни камень. В стенах замка, Армида раскрыла подлинное своё лицо, предложив пленникам либо отречься от Христа и выступить против франков, либо погибнуть; лишь один из рыцарей, презренный Рамбальд, избрал жизнь. Остальных она в кандалах и под надёжной охраной отправила царю Египта.

Крестоносцы тем временем вели регулярную осаду, обносили Иерусалим валом, строили машины для штурма, а жители города укрепляли стены. Наскучив бездельем, гордый сын Кавказа Аргант выехал в поле, готовый биться со всяким, кто примет его вызов. Первым на Арганта ринулся отважный Отгон, но скоро был повержен неверным,

Тогда настал черёд Танкреда. Два героя сошлись, как некогда Аякс и Гектор у стен Илиона. Жестокий бой длился до самой ночи, так и не выявив победителя, и, когда герольды прервали поединок, израненные бойцы сговорились на рассвете продолжить его.

За поединком с городских стен с замиранием сердца следила Эрминия, дочь Антиохийского царя. Некогда она была пленницей Танкреда, но благородный Танкред дал принцессе свободу, Эрминии нежеланную, ибо она пылала неодолимой любовью к пленившему ее. Искусная в лекарстве Эрминия вознамерилась проникнуть в стан крестоносцев, дабы излечить раны рыцаря. Для этого она обрезала свои дивные волосы и облачилась в доспех Клоринды, но на подступах к стану ее обнаружили сторожевые и бросились за ней в погоню. Танкред же, возомнив, что то была любезная его сердцу воительница, из-за него подвергшая жизнь опасности, и желая спасти ее от преследователей, тоже пустился вслед за Эрминией. Ее он не догнал и, сбившись с пути, обманом был завлечён в заколдованный замок Армиды, где сделался ее пленником.

Меж тем настало утро и никто не вышел навстречу Арганту. Черкесский витязь принялся поносить трусость франков, но ни один из них не отваживался принять вызов, пока наконец вперёд не выехал Раймонд, тулузский граф. Когда победа была уже почти в руках Раймонда, царь тьмы соблазнил лучшего сарацинского лучника выпустить в рыцаря стрелу и сам направил ее полет. Стрела вонзилась в сочлененье лат, но ангел-хранитель спас Раймонда от верной гибели.

Видя, как коварно нарушены законы поединка, крестоносцы ринулись на неверных. Ярость их была столь велика, что они едва было не смяли врага и не ворвались в Иерусалим. Но не этот день был определён Господом для взятия Святого Града, поэтому Он попустил адскому воинству прийти на подмогу неверным и сдержать напор христиан.

Тёмные силы не оставили замысла сокрушить крестоносцев. Вдохновлённый фурией Алекто, султан Солиман с войском кочевников-арабов ночью внезапно напал на лагерь франков. И он бы одержал победу, когда б Господь не послал архангела Михаила, дабы тот лишил неверных помощи ада. Крестоносцы воспряли духом, сомкнули ряды, а тут ещё весьма ко времени подоспели рыцари, освобождённые Ринальдом из Армидиного плена. Арабы бежали, бежал и могучий солиман, в битве лишивший жизни многих христианских воинов.

Настал день, и Петр Пустынник благословил Готфрида идти на приступ. Отслужив молебен, крестоносцы под прикрытием осадных машин обступили стены Иерусалима, Неверные яростно сопротивлялись, Клоринда сеяла смерть в рядах христиан своими стрелами, одной из которых был ранен в ногу сам Готфрид. Ангел Божий исцелил вождя, и тот снова вышел на поле боя, но опустившаяся ночная тьма вынудила его дать приказ к отступлению.

Ночью Аргант с Клориндою сделали вылазку к стану франков и подожгли осадные машины смесью, изготовленной магом Исменом. Когда они отступали, преследуемые крестоносцами, защитники города захлопнули ворота, в темноте не заметив, что Клоринда осталась снаружи. Тут с нею в бой вступил Танкред, но воительница была в незнакомых ему доспехах, и рыцарь признал возлюбленную, только нанеся ей смертельный удар. Воспитанная в мусульманской вере, Клоринда знала, однако, что родители ее — христианские властители Эфиопии и что по воле матери ей надлежало бы принять крещение ещё в младенчестве. Смертельно раненная, она попросила своего убийцу свершить над ней это таинство и дух испустила уже христианкою.

Дабы крестоносцы не смогли построить новые машины, Исмен впустил сонм бесов в единственный в округе лес. Ни один из рыцарей не дерзнул войти в заколдованную чащу, за исключением Танкреда, но и тому не под силу было развеять зловещие чары мага.

Уныние царило в стане крестоносного воинства, когда Готфриду во сне открылось, что только Ринальд одолеет колдовство и что лишь перед ним дрогнут наконец защитники Иерусалима. В своё время Армида поклялась жестоко отомстить Ринальду, отбившему у неё пленных рыцарей, но едва увидела его, как воспылала неодолимой любовью. Юношу ее красота тоже поразила в самое сердце, и Армида перенеслась с возлюбленным на далёкие зачарованные Счастливые острова. К этим-то островам и направились за Ринальдом двое рыцарей: датчанин Карл и Убальд. С помощью доброго волшебника им удалось попасть за океан, воды которого прежде бороздил только улисс. Преодолев множество опасностей и соблазнов, послы Готфрида нашли Ринальда забывшим обо всем средь радостей любви. Но стоило Ринальду увидеть боевой доспех, как он вспомнил о священном долге и без колебаний последовал за Карлом с Убальдом. Взбешённая же Армида помчалась в стан царя египетского, который с набранной по всему Востоку ратью шёл на помощь Аладину. Вдохновляя восточных витязей, Армида посулила стать женой тому, кто в бою сразит Ринальда.

И вот Готфрид даёт приказ к последнему приступу. В кровавой схватке христиане смяли неверных, из коих самый страшный — непобедимый Аргант — пал от руки Танкреда. Крестоносцы вошли в Святой Град, а Аладин с остатками войска укрылся в Давидовой башне, когда на горизонте поднялись тучи пыли — то шло к Иерусалиму египетское войско.

И снова началась битва, жестокая, ибо рать неверных была сильна. В один из самых тяжёлых для христиан моментов к ней на подмогу вывел воинов из Давидовой башни Аладин, но все было тщетно. С Божией помощью крестоносцы взяли верх, нехристи бежали. Царь египетский стал пленником Готфрида, но тот отпустил его, не желая слышать о богатом выкупе, ибо не торговать он пришёл с Востоком, но воевать.

Рассеяв рать неверных, Готфрид со сподвижниками вошёл в освобождённый город и, даже не сняв залитых кровью лат, преклонил колена пред Гробом Господним.

Пересказал Д. А. Карельский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 848 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Фильм о героической обороне Иерусалима от войск Саладина побил рекорд, по числу исторических вольностей и откровенных неточностей. Шикарная картинка, батальные сцены и неплохая актерская игра не способны затмить уж слишком явные перекосы в сторону авторской фантазии.
Какие же главные ошибки фильма?

Смешение времен, событий и героев

Начнем с того, что Готфрид Бульонский хотя и был прославленным рыцарем, но участвовал еще в Первом крестовом походе и на момент описываемых действий уже не мог принимать участие в событиях.

Королева Сибилла не могла ездить верхом в таких вызывающе восточных нарядах, к тому же среди общества крестоносцев. Конструкция седла не предусматривало посадку женщин, да и это не одобрялось.
Кроме того, она была горячо привязана к своему мужу Ги де Лузиньяну и не испытывала никаких чувств к Балиану. Хотя в фильме разыгрывается прямо противоположная ситуация, любви королевы и юного Балиана, в пику недалекому мужу. Королева была верна своему выбору всю жизнь.

Не покинула она мужа и после того, как Иерусалим пал и они отправились в ссылку на Кипр. Тем ни менее, она могла выйти замуж за брата Балиана, задолго до осады, но чтобы воспрепятствовать этому спешно сочеталась браком с любимым ею Ги.

Ги де Лузиньян в реальности

Сам Ги де Лузиньян был не только более сдержан к мусульманам, чем его персонаж, а даже напротив, всячески избегал кровопролития и пытался предотвратить войну всему силами, так как приобретение им короны было игрой случайных факторов, война же гарантированно отняла бы у него трон, которым он весьма дорожил.

Его фигура в фильме выставлена комично и нелепо, в то время, как он был весьма талантливым полководцем и руководителем, что показала осада Акры, которой руководил Ги. Воины Саладина были разбиты тамплиерами и обращены в бегство, благодаря умелому командованию, однако начав грабить обозы, они пропустили контратаку и сами понесли большие потери, в чем уже нет вины полководца.
Но при этом его упорное желание избежать войны, часто выглядело как трусость, в чем его стали упрекать, а длительная осторожность и пассивность не позволила сделать запасы воды крестоносцам, а также провести разведку и подготовку к битве при Хаттине, отчего крестоносцы потерпели поражение. Нелепая и глупая ошибка.


Это стало концом его карьеры и авторитета в глазах воинства, однако, сцена с катанием пленного и покрытого позором Ги на осле – вымысел автора.
После прибытия Ричарда Львиное Сердце в Святую Землю, Ги де Лузиньян стал фигурой второго порядка.

Собственно, лишь Рене де Шантильон достоверно показан в фильме, как ярый сторонник военного крыла и один из инициаторов столкновения с Саладином, убийца его родной сестры. Он не слышал призывы Ги не чинить убийств и грабежей мусульман, смеялся над их обычаями, но логично объяснял это 15 годами в плену у неверных, которые не привили ему теплых чувств.

Он прекрасно знал арабский язык, что давало ему преимущество в переговорах, но неоднократно нарушал свои клятвы не нападать на мусульман, одну из которых он героически хранил аж целых три года.

Рейнальд де Шантильон в фильме

Голову Ренальда еще долго возили по исламским городам, как важный трофей.

Оба названных героя не являлись тамплиерами и тем более Ги де Лузиньян не был магистром ордена. Однако фильм во всем обвиняет Орден храмовников и делает отрицательных персонажей его членами.

Балиан де Ибелин действительно был в плену у Саладина, попав туда после битвы при Хоттине. Однако на тот момент он уже был зрелым мужчиной, старше 40 лет, к тому же имевшим двоих родных братьев среди защитников крепости. А уж никак не красавцем-юношей из глухой французской деревни!
Защитником Иерусалима он стал скорее по долгу службы, так как изначально планировал уйти из города, о чем просил Саладина – пустить его в Иерусалим, чтобы взять семьи и покинуть его. Тот разрешил, но Балиан не вернулся назад и был привлечен к руководству защитой.
И конечно же, он не был безродным кузнецом. Балиан происходил из аристократии, имел титул барона и некоторые, хотя и отдаленные перспективы на трон Иерусалимского королевства.

Которые, впрочем, не сбылись.

Юсуф Айюби Салах-ад-Дин

Битва при Хаттине изображена не достоверно. Саладин осадил замок Тиверию где оставалась графиня Эшивия Триполитанская, которая прислала послание с мольбой о помощи.

Послание Саладин благополучно пропустил, ожидая, что франки бросятся на помощь и потеряют преимущество своих стен.
Расчет оправдался.

Войско франков во главе с де Лузиньяном выступило в знойный день, без запасов воды и не успело дойти до источника, до встречи с врагом. Остановившись в местах "Рога Хаттина" где изобиловал сухой кустарник, крестоносцы решили немного отдохнуть, но люди Саладина уже были рядом и подожгли растения.

В едком дыму и гари, измученные крестоносцы узрели войско мавров!
Они выстроились напротив франков и демонстративно осушали и выливали на себя кувшины с водой. Ситуация были критической, франки решаются атаковать и вдруг, три французских рыцаря внезапно предали свое войско и переметнулись к Саладину ! Они сообщили все необходимые данные о своей бывшей армии и тот тоже решил атаковать в лоб.
Беда не приходит одна и франки оказались в безвыходном положении: изможденная пехота франков отказалась идти в бой и забралась на вершину холма, чтобы уйти с линии огня сарацин.
Оставшаяся часть рыцарей начала бесславную атаку на врага, итог которой хорошо показан в фильме: клещи, окружение, разгром. Тамплиеры и госпитальеры понесли огромные потери, Святой Животворящий Крест оказался в руках врага, защищать Иерусалим стало некому.

Осада Иерусалима была мало похожа на ту, что показана в фильме. Гористый рельеф сильно отличался от киношной пустыни и использование осадных машин Саладином имело куда меньший масштаб.
Город не пал в результате военной осады, а был сдан после длительных переговоров и угроз. Саладин обещал сохранить привилегии знати, если защитники сложат оружие, но угрожал что возьмет город любой ценой и также кроваво ,как тот был взят крестоносцами ранее.
Балиан отвечал, что на такие обещания он готов разрушить все христианские и исламские святыни и убить всех мусульман.
Саладин оценил угрозу и запросил плату за каждого христианина, кроме самых знатных, а тех, кто не сможет заплатить он продаст в рабство.
Балиан согласился и готов был заплатить за самых нуждающихся, из денег госпитальеров. Однако их уже обещали наемникам, которые сражались в битве при Хоттине. Балиан несколько раз договаривался о снижении цены выкупа, на что не согласился пойти Саладин, из-за этого переговоры затянулись еще на два месяца.
В итоге, жителям дали месяц на сбор средств, Балиан и Ираклий потратили свои деньги на выкуп нуждающихся, а затем брат Саладина отпустил 3000 жителей, а затем уже и сам султан отпустил без выкупа пожилых людей.

Король Иерусалимский Болдуин

Король Болдуин действительно был болен проказой, в 14 лет его учителя фехтования обратили внимание, что он почти не чувствует боли – первый признак лепры. В 16 лет король Болдуин одержал победу над Саладдином, но болезнь была уже явной.
К 24 годам, когда идет действие фильма, король был уже неспособен передвигаться и тем более играть в шахматы, как в сцене с Балианом.

Ну и конечно же костюмы: от античности до позднего средневековья и от шлемов викингов до монгольских доспехов. Все это в избытке присутствует в фильме.


Голгофа Возможное место распятия Иисуса (Мф. 27:33–37).

Гробница в саду Возможное место погребения, куда было положено тело Иисуса (Ин. 19:38–42). Воскресший Христос предстал перед Марией Магдалиной в саду за пределами Своей гробницы (Ин. 20:1–17).

Крепость Антония Возможно в этом месте Иисус был обвинён, осуждён, предан осмеянию и бичеванию (Ин. 18:28–19:16). Павел был арестован здесь и рассказал историю своего обращения (Деян. 21:31–22:21).

Купальня Вифезды Иисус исцелил больного в Субботу (Ин. 5:2–9).

Храм Гавриил пообещал Захарии, что Елисавета родит сына (Лк. 1:5–25). Завеса храма разодралась надвое, когда Спаситель умер (Мф. 27:51).

Притвор Соломонов Иисус провозгласил, что он Сын Божий. Иудеи хотели забросать Его камнями (Ин. 10:22–39). Пётр проповедовал покаяние после исцеления хромого (Деян. 3:11–26).

Красные ворота Пётр и Иоанн исцелили хромого (Деян. 3:1–10).

Крыло храма Здесь Иисус был искушаем сатаной (Мф. 4:5–7). (Возможное место этого события.)

Святая Гора (положение точно не определено)

Традиционно считается, что здесь Авраам построил алтарь для жертвоприношения Исаака (Быт. 22:9–14).

Вавилоняне разрушили храм примерно в 587 г. до Р. Х. (4 Цар. 25:8–9).

Зоровавель восстановил храм примерно в 515 г. до Р. Х. (Езд. 3:8–10; 5:2; 6:14–16).

Ирод расширил храмовую территорию и начал перестраивать храм в 17 г. до Р. Х. Иисус был принесён в храм младенцем (Лк. 2:22–39).

В возрасте 12 лет Иисус учил в храме (Лк. 2:41–50).

Иисус учил в храме при разных обстоятельствах (Мф. 21:23–23:39; Ин. 7:14–8:59).

Римляне при правлении Тита разрушили храм в 70 г. от Р. Х.

Гефсиманский сад Иисус страдал, был предан и взят под стражу (Мф. 26:36–46; Лк. 22:39–54).

Гора Елеонская

Иисус предсказал здесь разрушение Иерусалима и храма. Он также говорил о Втором пришествии (Мф. 24:3–25:46; см. также ДжС–Мф.).

Отсюда Иисус вознёсся на Небеса (Деян. 1:9–12).

24 октября 1841 г. Старейшина Орсон Хайд освятил Святую Землю для возвращения потомков Авраама.

Источник Гихон Соломон был помазан здесь в цари (3 Цар. 1:38–39). Езекия выкопал туннель, чтобы провести воду из источника в город (2 Пар. 32:30).

Водяные ворота Ездра прочитал и истолковал закон Моисеев народу (Неем. 8:1–8).

Долина Енном Совершалось поклонение лжебогу Молоху, включавшее принесение в жертву детей (4 Цар. 23:10; 2 Пар. 28:3).

Дом Каиафы Иисус был приведён к Каиафе (Мф. 26:57–68). Пётр отрёкся, что знает Иисуса (Мф. 26:69–75).

Верхняя комната Традиционное место, где Иисус ел Пасху и установил причастие (Мф. 26:20–30). Он умыл ноги Апостолам (Ин. 13:4–17) и учил их (Ин. 13:18–17:26).

Дворец Ирода Иисус был приведён к Ироду, возможно, в этом месте (Лк. 23:7–11).

Иерусалим (неопределенное положение)

Мелхиседек правил как царь Салима (Быт. 14:18).

Царь Давид захватил город у Иевусеев (2 Цар. 5:7; 1 Пар. 11:4–7).

Город был разрушён вавилонянами примерно в 587 г. до Р. Х. (4 Цар. 25:1–11).

Здесь многие исполнились Духа Святого в день Пятидесятницы (Деян. 2:1–4).

Пётр и Иоанн были взяты под стражу и приведены перед Синедрионом (Деян. 4:1–23).

Анания и Сапфира солгали перед Господом и умерли (Деян. 5:1–10).

Пётр и Иоанн были взяты под стражу, но ангел вывел их из темницы (Деян. 5:17–20).

Апостолы выбрали семерых себе в помощь (Деян. 6:1–6).

Свидетельство Стефана к Иудеям было отвергнуто, и он был забит камнями насмерть (Деян. 6:8–7:60).


После важнейшей победы над крестоносцами при Хаттине 4 июля 1187 г. султану Египта Салахуддину аль-Аюби в короткое время удалось завладеть замками и крепостями франков на берегу Средиземного моря. В каждой крепости — Акре, Наблусе, Яффе, Тороне, Сидоне, Бейруте и Аскалоне — мусульманский военачальник оставлял небольшой гарнизон, а сам двигался дальше. К середине сентября мусульманская армия была готова к решающему походу на Иерусалим.

Поскольку король Ги де Лузиньян находился в плену, фактическим правителем Иерусалима был сеньор Наблуса Балиан II. Он был одним из немногих, кто избежал гибели или пленения при Хаттине, и укрылся в крепости Тир. Оттуда Балиан попросил Салахуддина разрешить ему безопасный проход в Иерусалим, чтобы забрать жену Марию Комнину и семью. Салахуддин удовлетворил его просьбу, взяв клятву, что Балиан не поднимет против него оружия и пробудет в Иерусалиме не более одного дня. Но патриарх Ираклий, супруга Ги де Лузиньяна Сибилла и остальные жители просили Балиана взять на себя оборону города. Ираклий говорил, что он обязан остаться ради христианской веры, и предложил освободить его от клятвы. Балиан согласился и в течение полутора месяцев укреплял город для отражения штурма.

20 сентября 1187 г. мусульманская армия встала под стенами древнего Иерусалима. До начала осады Салахуддин снова предложил жителям сдать город на почётных условиях, чтобы избежать ненужных жертв, но христиане в очередной раз ответили отказом. Битва за город началась у западной стены, где располагаются Яффские и Дамасские ворота. Несмотря на отчаянные попытки осаждающих закрепиться у стен города, христианам удавалось без ощутимых потерь отбивать их атаки. Через шесть дней султан перевел свой лагерь к восточной стене, где не было крупных ворот, из которых франки могли бы делать вылазки. Кроме того, с Масличной горы можно было наблюдать за всем, что происходило за крепостными стенами. Всю ночь мусульмане обстреливали город из метательных машин, а утром три отряда хорошо вооруженных солдат под прикрытием лучников пошли на приступ и сумели подвести осадные орудия к городской стене. Нехитрый замысел Салахуддина заключался в обрушении части оборонительных укреплений, и уже 29 сентября подкопанная часть стены рухнула. В городе началась паника, и желающих защищать крепостные стены, несмотря на обещанную большую плату, было немного.

Согласно свидетельству Бернарда Казначея, женщины погружали дочерей в чаны с холодной водой и отрезали им косы, священники и монахи ходили по городским стенам с крестом в руках, но "грязная и вонючая роскошь и распутство не допускали молитвы подняться к Богу. Наш Господь не хотел более терпеть их и до того вымел город от жителей, что в нем после не осталось ни мужчины, ни женщины, ни ребёнка, кроме двух пожилых людей, которые также не долго жили после того".

После совещания городской знати было принято предложение патриарха о капитуляции. Балиан отправился в лагерь мусульман с предложением о сдаче города, и Салахуддин согласился при условии, что франки заплатят выкуп в размере 20 ливров за мужчину, десять — за женщину и пять — за ребенка, а неспособные заплатить выкуп попадут в рабство. Балиан несколько раз ходил к Салахуддину, умоляя его именем Бога снизить выкуп, и в итоге султан назначил для мужчин 10 ливров, для женщин — 5 и для детей один. Что же касается бедняков и неимущих, то Салахуддин согласился освободить 7000 жителей за 30 тысяч византинов. Двум женщинам или десяти детям было разрешено занять место одного мужчины по той же цене. Остальных бедняков, которых было много тысяч, богатые франки выкупали без особого энтузиазма, потому что им было позволено покинуть город со всеми пожитками. Брат султана Ахмад ибн Айюб попросил дать ему тысячу человек, не способных заплатить выкуп, а потом отпустил их. Так же поступили патриарх и Балиан, которым Салахуддин подарил соответственно семьсот и пятьсот человек. Тогда Салахудин приказал объявить в городе, чтобы все бедные выходили, повелев при этом задержать тех, при обыске которых будет найдено, что они имели чем выкупиться. В результате в городе остались только 11 тысяч жителей, освобождение которых султан не пожелал обсуждать.

В пятницу 27 раджаба Салахуддин в сопровождении улемов и послов соседних государств торжественно вступил в Иерусалим. Первым делом он направился к мечети аль-Акса и приказал сбросить на землю большой золочёный крест, помещённый над храмом. Потом стены и двери мечети были омыты розовой водой, специально доставленной из Дамаска. Лишь после этого султан вошёл в мечеть и совершил в ней молитву, возблагодарив Всевышнего за помощь и победу. Он прекрасно знал о зверствах, которые крестоносцы учинили во время завоевания Иерусалима. Еще свежи были воспоминания о вероломствах рыцарей, с которыми ему пришлось сразиться на пути к этой громкой победе. Однако ничто не помешало легендарному полководцу остаться до конца верным высоким идеалам ислама, и его пример вдохновил сотни тысяч единоверцев. Мусульмане не только выполнили все условия капитуляции, но и позаботились о тысячах франков, не имевших средств для возвращения в Европу.

Читайте также: