Лодка туриста как называется

Обновлено: 18.09.2024

Академическая гребля. Гребля является одним из древнейших видов спорта. Самые ранние сведения о гонках на гребных судах, которые проводились на Ниле в Древнем Египте, восходят к 25 веку до н. э. Позднее такие состязания стали проводиться в Древнем Риме. С начала 13 века в Англии интенсивно использовались небольшие лодочки и баржи для перевозки пассажиров и грузов через Темзу, а также вверх и вниз по Темзе близ Лондона, а уже в 16 веке перевозчики стали устраивать гонки. Академическая гребля как вид спорта впервые начала развиваться в викторианской Англии в XVII - начале XVIII в.

В XIX в. этот вид спорта - гребля на академических судах - лодках с подвижными сиденьями и выносными уключинами, приобрел популярность в различных странах Европы и оттуда распространился в Северную Америку и Австралию. К началу 18 века в Лондоне насчитывалось более чем 40 тыс. перевозчиков-профессионалов, носивших специальную форму. В 1715 году состоялась первая, организованная английским актером Томасом Доджетом гонка, которая впоследствии стала называться его именем. Это старейшее состязание по гребле в мире. Первая известная регата состоялась в 1775 году на Темзе. Гонки между Оксфордом и Кэмбриджем, а также Хенлейская королевская регата в 19 веке положили начало академической гребле как виду спорта.

Плавание имеет необычайно давнюю историю. Находки археологов свидетельствуют о том, что умение плавать воспринималось как жизненно важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме. Плавание использовалось и как средство активного отдыха, и как гигиеническая процедура, и в самых разных прикладных целях, включая хозяйственную деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград как в мирное время, так и в ходе военных действий. Ученые датируют третьим тысячелетием до нашей эры наиболее древние из найденных изображений людей, плывущих способами, чем-то похожими на плавание кролем и брассом - если использовать для сравнения современную терминологию.


Водное поло - waterpolo, от английского water - вода и тибетского пулу - шар. Спортивная командная игра с мячом на воде. Играющие, плавая, стремятся забросить мяч в ворота соперника и не пропустить в свои. Для мужчин размер игрового поля составляет 30 м на 20 м, при глубине воды не менее 2,2 м, ворота имеют размер 3 м на 0,9 м, а окружность мяча от 68 см до 71 см, массой от 400 до 450 г. Для женщин размер игрового поля составляет 25 м на 17 м, при глубине воды не менее 1,8 м, ворота имеют размер 3 м на 0,9 м, а окружность мяча от 63 см до 65 см, массой от 350 до 400 г. В игре участвуют по 7 человек от каждой команды. Всего в команде - 13 чел. Играют 4 периода по 7 мин чистого времени с двухминутными перерывами.

Гребля на байдарках и каноэ. История развития гребли на байдарках и каноэ богата большими и малыми событиями. Начинается эта история за многие тысячелетия до нашей эры - с той поры, когда человек осмелился выйти на воду, используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев или тростника. На первых порах роль весел и руля выполняли руки или ноги, позже - сучья. Достоверно известно: связки деревьев, бамбука, тростника и т. п. в этом плане много старше дерева-монолита. Научившись обрабатывать стволы деревьев острым камнем и огнем, человек положил начало развитию деревянных судов (весельных, парусных, колесных и, наконец, винтовых). Многие самые простые средства передвижения прошлого и ныне находят широкое применение в разных частях света: пироги, челны с балансиром (одним или двумя), китайские сампуны; всевозможные лодки (с килем, кожаные и т. п.) у коренного населения Африки, стран Латинской Америки и Южной Азии, а также на севере нашей страны и Канады. В Бразилии племена индейцев, живущие на берегах рек, используют для охоты, рыбной ловли и, как и издревле, в качестве средств передвижения на воде пироги, выдолбленные из цельных стволов дерева; на острове Пасхи, в Перу - лодки из камыша. С незапамятных времен в лодках устанавливали и паруса (из кожи или сплетенные из тростника).

Собираетесь на рыбалку или в турпоход? Shop.by расскажет, как выбрать хорошую надувную лодку. Лучшие модели гребных и моторных лодок, а также надувных байдарок — в нашем обзоре.

как выбрать надувную лодку

Почему стоит купить надувную лодку?

Как показывает практика, купить надувную лодку зачастую выгоднее и дальновиднее, чем взять ее на прокат. Ведь вы будете всегда уверены в состоянии своего плавсредства и не привязаны к местам аренды и проката. К тому же, в собранном виде надувная лодка не займет много места в квартире.

Виды надувных лодок для рыбалки

Гребная надувная лодка

Какую лодку лучше выбрать для рыбалки? Гребная надувная лодка — неплохой стартовый вариант для начинающего рыболова-любителя. Это самые простые и доступные по цене лодки. Управляются при помощи весел.
Чаще всего гребная надувная лодка рассчитана на 1 или 2 человек, гораздо реже встречаются вместительные модели, куда могут сесть 8 человек.

Достоинства гребных надувных лодок: низкая цена, компактность в сложенном состоянии и небольшой вес. Такие лодки можно легко переносить в специальной сумке-чехле.
Недостатки: на реках с быстрым течением и порогами весельные надувные лодки недостаточно устойчивы — можно перевернуться. К тому же без мотора, на одних веслах, далеко не уплывешь.

Моторно-гребная надувная лодка

как выбрать надувную лодку

Это самая популярная разновидность надувных лодок.

Достоинство моторно-гребных лодок — универсальность. Можно передвигаться как с помощью весел, так и установив навесной мотор. Это особенно удобно, если вдруг закончилось топливо. Из плюсов — и отличная устойчивость на воде, и возможность использования моторов разных производителей (чаще всего покупаются отдельно).

Недостатки надувных лодок под мотор: нельзя использовать мощные двигатели, а передвижение только на веслах потребует больших усилий, чем на гребных лодках.

Моторная надувная лодка

Имеет жесткие борта и усиленное дно. За счет силы мотора такие лодки могут перевозить до 8 человек на значительные расстояния. Преимущества надувных моторных лодок: большая скорость и маневренность, повышенная прочность и плавучесть. Недостатки: высокая цена (как за лодку, так и за двигатель), большая масса (для транспортировки понадобится автомобиль).

Надувная байдарка

надувная байдарка

Хорошая альтернатива традиционным лодкам, особенно для занятий спортом и путешествий по реке. Надувная байдарка более компактна, чем другие надувные лодки, и управлять ею легче.

У нее меньший вес, она легко проходит мелководья за счет малой усадки.

Недостатки надувных байдарок: устойчивость некоторых моделей ниже, чем у каркасных байдарок. Кроме того, по сравнению с другими типами лодок вместимость байдарок невелика.

Материал и конструкция надувной лодки

Надувные лодки для рыбалки или отдыха производятся, как правило, из современных полимерных материалов:

  • поливинилхлорид (ПВХ) — легкий и прочный материал, из которого изготавливают корпус надувной лодки.

как выбрать надувную лодку

  • композитный материал — ткань корпуса лодки состоит из нескольких слоев. Внешний слой выполнен из прочного и твердого материала, а внутренний — из эластичного. Надувная лодка из композитных материалов очень прочная и долговечная, однако по стоимости она доступна далеко не всем;
  • прорезиненная ткань — надувные лодки из прорезиненной ткани хорошо знакомы старшему поколению рыбаков. Сегодня их популярность заметно меньше. Одно из преимуществ такого плавсредства — низкая цена. А вот недостатков гораздо больше. Начиная с того, что после каждого сплава такую лодку нужно хорошо просушить, чтобы на поверхности не развивался грибок. К тому же резиновая надувная лодка легко прокалывается и рвется. Даже при аккуратной эксплуатации со временем ткань расслаивается и приходит в негодность.

Как выбрать надувную лодку

Обратим внимание на важные характеристики надувной лодки. Они позволят определиться, какую лодку лучше выбрать для рыбалки.

как выбрать надувную лодку

Назначение

Цены на надувные лодки очень сильно варьируются. Чтобы не переплачивать за излишний функционал, стоит определиться, где и как вы планируете этой лодкой пользоваться.
Если в планах небольшие походы или прогулки по выходным, лучше выбрать гребные надувные лодки. Они настолько компактные, что легко помещаются даже в рюкзаке да и стоят недорого.
Для ловли рыбы недалеко от берега подойдут как весельные, так и моторно-гребные лодки.
Если рыбалка или охота из хобби превратились в важную часть жизни, стоит присмотреться к надувным лодкам с мотором. На них можно устраивать многокилометровые заплывы в глухие места в поисках добычи или богатого улова. В большую лодку легко поместятся несколько человек, амуниция, снасти и запас провизии.

Материал

Надувные лодки ПВХ хорошо себя зарекомендовали с точки зрения соотношения цена-качество. Лучше купить надувную лодку ПВХ из армированного материала. Такое плавательное средство более устойчиво к повреждениям.

Вместимость

как выбрать надувную лодку

Это один из самых главных параметров при выборе резиновых лодок для рыбалки. Надувная лодка может вмещать до 8 человек. Причем пассажировместимость зависит от физических размеров судна. Так, лодки длиной до 2,5 м рассчитаны на 1 человека, до 3,5 м — на 2-х человек, до 4,5 м — на троих. Надувные лодки длиной свыше 4,5 м могут вместить 4 человека и более.

Длина и ширина кокпита

Кокпит — это внутренняя часть лодки, где находятся пассажиры. Габариты кокпита зависят от размеров самой лодки и влияют на удобство ее использования. Длиной кокпита называют расстояние между внутренними стенками носа и кормы. Ширина кокпита — расстояние между внутренними стенками противоположных бортов. От геометрии кокпита зависит, сколько в лодке может поместиться пассажиров и груза. Поэтому при выборе лодки обращайте внимание не столько на ее физические размеры, сколько на габариты кокпита.

Что касается надувных лодок, то кокпит занимает примерно половину всего пространства лодки. Так что длина лодки в 3,5 метра — это не так уж и много. Помните, что размер и габариты кокпита подбираются так, чтобы было удобно рулевому (тому, кто управляет лодкой). Комфорт пассажиров — вопрос второстепенный.
Если говорить о конкретных цифрах, то в наиболее вместительных надувных лодках длина кокпита может достигать 2,36 м, а ширина — 0,8 м.

Количество отсеков

как выбрать надувную лодку

Корпус надувной лодки состоит из нескольких автономных друг от друга воздушных баллонов. В зависимости от конструкции их может быть от 2 до 5. Получив серьезную пробоину, лодка останется на плаву, потому что воздух выйдет только из поврежденного отсека. А значит, можно спокойно доплыть до берега. Соответственно, чем больше отсеков, тем безопаснее надувная лодка.

Тип и конструкция дна

Дно в надувной лодке бывает плоским и килевым.
Надувная лодка с плоским дном стоит дешевле, управлять ею проще. В основном плоскодонки используются для рыбалки на мелководье и в местах, где слишком много водной растительности. Скоростные качества надувной лодки с плоским дном не впечатляют, зато на ней можно дать задний ход без разворота.
Килевая лодка имеет на днище специальный надувной отсек треугольной формы. При движении лодка рассекает поверхность воды. За счет этого повышается устойчивость и можно развить большую скорость. Если на килевую лодку поставить мотор, то, набрав скорость, лодка станет скользить над поверхностью воды (это называется глиссирование). При всех своих достоинствах килевая лодка имеет 3 недостатка: стоит дороже, не годится для мелководья (киль цепляет дно), плюс из-за киля на берегу лодку придется хранить в перевернутом виде.

Само дно лодки может быть:

  • ненадувным — изготавливается из плотной ПВХ-ткани. Оно легкое и практически бесшумное. В сложенном виде очень компактное. Однако плыть в лодке с мягким дном можно только сидя, поэтому рыбачить стоя не получится;
  • надувным — дно надувается отдельно, поэтому становится упругим. Надувная лодка с жестким дном годится как для прогулок, так и для рыбалки;
  • надувным низкого давления — такими лодками легче управлять.

Если лодка нужна только для прогулок и небольших путешествий, вполне достаточно плоского мягкого дна. Если предполагается активная рыбалка или дальние заплывы, то не обойтись без лодки с килем и жестким дном.

как выбрать надувную лодку

Наличие сидения

Сидение в лодках может быть:

  • надувным — соединено основным корпусом лодки, надувается вместе с ним и поэтому специальной установки не требуется;
  • жестким — на специальные крепления устанавливаются узкие дощечки.

Жесткие сидения удобнее в эксплуатации. При выборе обратите внимание на их крепление. Оно может быть либо стационарным (сидения можно устанавливать только в одном положении) или представлять собой 2 продольные направляющие. Второй вариант предпочтительнее — расположение сидений можно настроить под себя.

Наличие мотора и возможность его крепления

Моторно-весельные и моторные лодки можно оборудовать двигателем. Перед покупкой обратите внимание на транец. Это специальное крепление на корпусе лодки, куда можно установить двигатель.

Транец бывает навесным или встроенным. Навесной чаще всего можно встретить в моторно-гребных лодках. Он может надежно зафиксировать двигатель небольшой мощности (5-10 л.с.).

В моторных лодках практически всегда встречается встроенный транец. Поэтому там можно установить более мощные двигатели.

Форма лодки

При выборе формы лодки нужно учитывать характер ее использования. Для нечастых прогулок она, в принципе, может быть любой.

А вот для рыбалки этот параметр более важен. Например, когда нос и корма лодки одной формы, то в зарослях легко можно сдать задним ходом или не разворачиваться при ловле рыбы.

Вопреки распространенному заблуждению, форма носа никак не влияет на ходовые качества плоскодонной лодки. Осадка судна так мала, что площадь соприкосновения с водой не зависит от формы носа. А вот для килевых лодок более острый нос действительно означает большую скорость.

На что еще обратить внимание

как выбрать надувную лодку

При выборе идеальной надувной лодки следует обратить внимание еще на ряд моментов.


На сегодняшний день существует множество водных видов спорта: водные лыжи, вейкбординг, виндсерфинг, сапбординг и др. Кому то нравится спокойная гладь, а кто-то предпочитает огромные волны и бурное течение. В данной статье мы расскажем вам о большинстве популярных водных видах спорта поподробнее, и вы сможете выбрать для себя самый подходящий.

Виндсерфинг

Виндсёрфинг – это вид парусного спорта, который представляет собой управление лёгкой доской на воде с установленным на ней парусом. Руль на парусном судне отсутствует, поэтому управление осуществляется путем поворотов и наклонов мачты с парусом по отношению к ветру руками, а также направляя саму доску с установленными на ней килем и плавником ногами. Направление движения и скорость зависят от положения паруса относительно ветра.

В виндсёрфинге существует несколько дисциплин. Кататься можно как на спокойной глади, так и на волнах, выполняя различные интересные трюки. Движение на виндсерфе возможно при любой силе ветра, но есть два основных способа движения:

- водоизмещающий режим: здесь доска поддерживается на плаву за счет силы Архимеда и частично погружена в воду. Скорость движения таким способом относительно небольшая, так как присутствует большое сопротивление воды.

- режим глиссирования: доска удерживается на поверхности воды за счет выталкивающей силы потока. Глиссирование возможно при достаточно высокой силе ветра – от 6-7 м/с и на достаточно большой скорости. Тем не менее, опытные райдеры могут глиссировать с достаточно широким парусом и при силе ветра всего 3-4 м/с.

На данный момент виндсёрфинг набирает все большую популярность и является не только зрелищным видом спорта, но и отличным развлечением для широкого круга людей.


Сапбординг

SUP-бординг стремительно набирает обороты в сфере водного спорта. Данный вид спорта очень разнообразен, ведь кататься на доске можно самыми различными способами, как стоя, так и на коленках или сидя. SUP-доски достаточно устойчивые, поэтому тем, кто никогда не пробовал на них кататься, первый заплыв не составит труда. И перечисленные плюсы далеко не единственные. Существует несколько типов SUP-досок и мы подробнее расскажем о каждом из них:

- туринговые (туристические) более габаритные, жесткие и способны выдержать даже 2-3 человека или туриста со всем снаряжением. Предназначены для долгих заплывов. К данным SUP-доскам предъявляются повышенные требования по техническому оснащению, прочности и безопасности.

- гоночные имеют специальную форму пули, которая создает наименьшее сопротивление при движении и позволяет развивать большую скорость, сохраняя при этом силы гребца. Такие SUP-доски как правило намного длиннее и ỳже универсальных или туринговых. Конструкция гоночных досок разрабатывается с приоритетом на максимальную скорость даже в ущерб устойчивости или комфортной отделке.

- для йоги – надувные SUP-доски для релаксации или фитнеса на любом водоеме. Дизайн досок для йоги сочетает устойчивость и динамичную греблю. Такие SUP-доски популярны не только для индивидуальной тренировки, но также можно легко сцепить друг с другом несколько штук, и организовать групповое занятие.

- для рыбалки – стабильные устойчивые доски с воздушными подушками по бортам, которые имеют в своей комплектации ряд необходимого оборудования: вместительный холодильник для рыбы (или пива), отсеки для рыболовных принадлежностей, крепления для удочек и сиденья.


Снорклинг

Снорклинг – это вид плавания под поверхностью воды с маской, дыхательной трубкой и ластами. С таким снаряжением вы сможете наблюдать за подводным миром в течение продолжительного времени, не прилагая особых усилий. Снорклинг является достаточно популярным развлечением, особенно среди детей, которые с большим интересом погружаются под воду, чтобы разглядеть на дне ракушки, камушки и прочие детали. В местах для дайвинга занятие снорклингом будет наиболее интересным. Вы сможете понаблюдать за коралловыми рифами, за морскими черепахами, рыбами и прочими обитателями, а проплывая под песчаным дном, вы сможете увидеть плоских рыб, таких как скат или камбала.


Нибординг


Скимбординг

Скимбординг можно назвать смесью сёрфинга и скейтбординга. Это молодой вид водного спорта и отличается от сёрфинга тем, что человеку не обязательно заплывать далеко, чтобы поймать волну. Само катание происходит в пределах побережья. Для того чтобы прокатиться на доске, вам нужно разбежаться по суше и, запрыгнув на доску, скользить по воде или мокрому песку, выполняя простые или же сложные трюки.


Бодибординг


Дайвинг

Дайвинг – это один из самых популярных способов отдохнуть всей семьей или с друзьями. Занятие дайвингом приносит массу положительных эмоций, ведь погружение под воду позволит как следует разглядеть подводный мир и увидеть поближе морских обитателей. При этом заниматься дайвингом может каждый здоровый человек. Список ограничений небольшой. В настоящее время дайвинг очень популярен среди населения. Познанием водного мира занимаются как взрослые, так и дети. Попробовав дайвинг, люди не представляют отпуск без погружения под воду, ведь каждый раз вы познаете новые места, как будто находитесь в параллельном мире, в котором есть свои обитатели и достопримечательности. Есть заблуждение, что дайвинг сложное занятие для которого нужна долгая подготовка, но это не так. Люди получают сертификат уже после 3-4 дней обучения. После этого вы сможете уже на пару с другом исследовать подводный мир и наблюдать за ним во всей красе!


Водные лыжи

Внешне водные лыжи схожи с беговыми, но все же у них есть отличия. Водные лыжи шире, так как главное для спортсмена удерживаться на плаву, поэтому для новичка для тренировок лучше использовать наиболее широкие лыжи, так как они более устойчивые.

Существует несколько видов водных лыж, в первую очередь одиночные (монолыжи для слалома) и парные. Некоторые недорогие парные прогулочные лыжи комплектуются специальной петлёй для задней ноги, чтобы спортсмен мог освоить катание на слаломной лыже, не покупая при этом отдельное дорогостоящее оборудование.

Воднолыжный спорт разделяется на несколько дисциплин: прыжки с трамплина, фигурное катание и слалом. Для каждой дисциплины нужны специализированные лыжи. Лыжи для фигурного катания короткие, широкие и с двух концов имеют загибы для выполнения определённых трюков; прыжковые – длинные, широкие и с большими требованиями к аэродинамике и балансу в воздухе; слаломная монолыжа более узкая, жесткая и длинная для выполнения резких маневров на воде. Новичку лучше учиться на парных прогулочных лыжах. Такие лыжи более универсальные и устойчивые и, как мы уже писали выше – некоторые парные лыжи позволяют освоить катание и на слаломной лыже.


Вейкбординг

Вейкбординг – одно из самых популярных и экстремальных развлечений на воде. Представляет собой катание на особой доске по водной глади за катером или на лебёдке, держась за фал. Это очень зрелищный вид спорта! Во время движения спортсмен выполняет прыжки, перевороты в воздухе или элементы слалома.

Обучаться данному виду спорта лучше всего в вейк-парках с инструкторами, где профессионалы подберут вам нужную экипировку для вейкборда. Обычно тренировки начинают с обучения движению по водной глади, чтобы вы привыкли к вейкборду и могли учиться более сложным элементам. Учиться прыжкам и скольжению по фигурам в парке на первых этапах слишком травмопасно, поэтому сначала лучше позаботиться о безопасности. Не забывайте о спасательном жилете и шлеме ведь первое время падения неизбежны


Вейксерфинг

Вейксерфинг достаточно молодой и зрелищный вид спорта, который стремительно набирает обороты в городских условиях, так как идеально подходит для отдыха и развлечений вдали от Океана. Вейксерфинг схож с вейбордингом, но только катание происходит без креплений и фала. Для этого катер специально нагружают балластом на один борт, чтобы увеличить высоту и длину кильватерной волны. Спортсмен стартует, удерживая фал, а далее просто отпускает его, переходя на волну от катера. Вейксерфинг не простой для новичков, но ощущения от катания на волне от катера, в котором сидят и подбадривают вас друзья, стоят того чтобы потренироваться


Вейкскейтинг

Вейкскейтинг – это новый вид водного спорта, который можно отнести к экстремальным и он очень схож с вейкбордингом. По сути, вейкскейт – это вейкборд без креплений. Райдер также держится за фал от катера-буксировщика или лебёдки в вейк-парке, но основное отличие в том, что на доске вместо креплений для ног обычная шкурка как на скейтборде. А на ни можно надеть любимые кеды, никак не прикрепленные к доске.


Каякинг

Каякинг также подойдет для тех, кто хочет просто расслабиться и отдохнуть на водной глади озера и наслаждаться видами. Но все же каяк нельзя назвать просто лодкой, которая предназначена только для прогулок по различным водоемам. Профессионалы часто отправляются на сплав по сложным маршрутам с речными порогами и даже водопадами. Туристические заплывы обычно проходят по более спокойным течениям, нужно лишь быть готовым к тому, что придётся долго грести веслом.


Флайбординг

Флайбординг – это современный технически сложный вид спорта, который за короткие сроки стал очень популярным среди широкого круга людей, потому что Вы в прямом смысле можете парить в воздухе! Интересно как? Взлететь и перемещаться позволяют водометные ботинки, прикреплённые к платформе, на которой стоит человек. Направлением движения можно управлять, изменяя наклон стоп. С помощью флайборда можно взлететь до 10 метров и выполнять различные трюки. Со стороны такое развлечение смотрится действительно невероятно. С первого раза взлететь получается не у каждого, ведь многие падают обратно в воду, но потренировавшись у Вас обязательно получится и в дальнейшем вы не сможете представить отдых без такого аттракциона.


Гидрофойлинг

Гидрофойл – это подводное крыло, которое устанавливается вместо плавников почти на любую доску для водного спорта – на вейкборд, вейксерф, кайтборд, виндсёрф и даже SUP-доску. Преимущество в том, что вы абсолютно не будете ощущать не только вибраций от чопа, но вообще никакого трения доски по воде. Будет казаться, будто вы парите в воздухе! Принцип управления гидрофойлом достаточно прост: если наклонить тело назад, а задней ногой надавить на доску, то она поднимется выше по волне. Если же наклонить тело вперед и надавить на доску передней ногой, то доска больше погрузиться под воду. Главное научиться балансировать и тогда управление гидрофойлом будет для Вас не мучением, а наслаждением.

Уже в XII веке Поморье (побережье Белого и Баренцева морей) стало центром русского судостроения. Кандалакша и Княжая Губа, Ковда и Кемь, Кереть и Окладникова Слобода, Подпорожье, Пустозерск и, конечно, Усть-Кола на Мурмане — все это места, где поморы исстари создавали свои удивительные, крепкие и ловкие корабли и лодки, способные ходить по студеным морям и озерам, преодолевать сотни километров под пронизывающими арктическими ветрами, выбираться невредимыми из смертельного ледяного плена, переволакиваться через торосы и мели, выживать в жестоких штормах… Во многом именно из поморских кочей, лодей, шняк и карбасов вышел спустя века русский флот.

Коч


Рисунок малого коча из книги Яна Гюйгена ван Линсхотена (изд. 1611) из раздела, посвящённого участию в первой экспедиции В. Баренца (1594)

Ладья была кораблем палубным, с высокой кормой, оснащенной навесным рулем. Корпус разделялся поперечными переборками на три отсека, в которые входили через люки на палубе. В кормовом отсеке находилась каюта кормщика. Там же хранились мореходные инструменты, корабельная казна и запасные паруса. В носовом отсеке размещалась команда из 25-30 человек. Здесь же ставили кирпичную печь для приготовления пищи, сушки одежды и обогрева всех внутренних помещений корабля.

Кочи были прочные, маневренные и быстроходные, чтобы в сложнейших арктических условиях преодолеть за короткое лето большие расстояния. При попутном ветре коч мог проходить в сутки 130–150 км, а самые умелые мореплаватели преодолевали даже до 220 км. Для сравнения: английские торговые суда, заходившие в Архангельск, в сутки преодолевали не более 80–100 км, голландские фрегаты — 65–75 км.

Деревянные лодки строились без металлического крепежа. Доски сшивали с помощью специально завитого длинного тонкого корня или побега деревьев — вицы.

Шняка

Традиционная поморская лодка. Со шняк ловили треску в бассейне Белого и на Мурманском берегу Баренцева моря с XV до начала ХХ века. Самые древние шняки имели днище в виде расширенной осиновой долбленки, которую по бортам наращивали набоями (досками обшивки), пришитыми вицей. В XIX веке шняки достигали в длину 14 метров, имели водоизмещение 8–10 тонн и две мачты.


В морском музее в Осло хранится экземпляр шняки около 1905 года постройки. Она была изготовлена на Мурмане, близ Колы. Вот ее технические характеристики: длина — 11,38 м, ширина — 2,65 м, осадка — 0,845 м. На шняке — пять набоев (поясов обшивки), доски широкие — до 45 см. Сшита из сосны и ели. Сохранившиеся стежки выполнены пеньковой бечевой.


Шняка шитая вицей в Соловецком музее

Экипаж шняки состоял из четырех покручников: кормщика, тяглеца, который выбрасывал в море и собирал снасти, весельщика, который сидел на веслах, а в свободное время помогал остальным, и наживочника — молодого артельщика, который наживлял крючки. Покручников хозяин кормил, содержал и расплачивался с ними за работу одной третью улова.

Другие суда поморов

Раньшина — Однопалубное судно морского и речного плавания. Имела две мачты. Парусное вооружение прямое, но в XVIII веке на передней мачте поморы стали ставить треугольный парус. По большей части это судно было исследовательское или торговое. Имела на днище особые полозья, и на ней ходили весной, перетаскивая через льдины.


Холмогорский карбас на дореволюционной открытке

Карбас — парусно-гребные суда поморов и русских промышленников-первопроходцев. Приспособлены к плаванию под парусами или на веслах. В зависимости от места постройки и назначения карбасы назывались поморский, холмогорский, весновальный, приморский и облас. Размеры карбаса: длина до 12 м, ширина до 2 м, высота корпуса до 1,5 м, осадка до 0,7 м. Груза поднимали до 500 пудов и более. Материалом для строительства служили сосновый и частично еловый лес.

Лодка-осиновка — небольшая лодка длиной до 5 м, шириной до 1 м, осадкой до 0,5 м, высота борта 0,5–0,8. Грузоподъемность — 350 кг.

Строилась преимущественно из осины, реже — из сосны или ели. Ствол растущего осинового дерева распирали деревянными клиньями в течение трех-пяти лет. После этого дерево срубали, а полученную выемку расширяли выдалбливанием или выжиганием. Затем заготовку вымачивали, распаривали и распирали деревянными распорками. Перед спуском на воду корпус смолился изнутри и снаружи. Осиновка несла на себе от двух до четырех пар гребных весел и одно рулевое весло. Иногда ее оснащали мачтой с парусом. Носовая и кормовая конечности такой лодки делались заостренными, днище снабжалось деревянными полозьями, борта наращивались из досок внакрой для увеличения вместимости.


Онежские рыболовные соймы. 1905 г. Фото И. А. Никольского.

Шитик — плоскодонное парусно-гребное транспортное судно поморов, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10–15 м, ширина до 4 м, грузоподъемность 15–24 тонн. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме — кубрик для команды.

Среди поморских судов называют еще лодки-корели, лодки-двинянки, шебеки, кочмары, ушкуи и другие.




Основные элементы судна. Типы маломерных судов.

Часто, когда пишешь или читаешь про внутрянку лодки, появляется много умных названий частей скелета и палубы. Все не запоминается и приходится судорожно лазить по инету в пoиск ах расшифровки. Валер, предлагаю эту тему выделить жирным шрифтом и постоянно повесить наверх, чтобы проще было искать. Фотку скелета с основными элементами судна (катера), взятую мной из инета, в виде исключения из Правил, для общего удобства пользования прошу не удалять. Слямзил на одном сайте. Внешняя ссылка

Основные элементы судна

Рассмотрим основные элементы судна. Маломерное судно, как и любое транспортное, состоит из корпуса (само судно) и надстройки или рубки. Корпус судна — основная часть, в которую входит набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки — оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны только для носа и кормы. Переднюю оконечность судна называют носовой, а заднюю — кормовой; боковые стороны, или стенки корпуса — правым и левым бортами, если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной, нижнюю часть корпуса — днищем, а верхнюю, горизонтальную — палубой. Палуба на маломерных судах, например на мотолодках, может отсутствовать.


Ахтерштевень — конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля). Им оканчивается набор корпуса судна с кормы. Ахтерштевень может состоять из двух частей: передней — старнпост, через который проходит гребной вал, и задний — рудерпост, на который навешиваемся руль. На моторных лодках с кормы находится транцевая доска (т р а н е ц).


Бимсы — поперечные подпалубные связи палубы. Корпус маломерного судна можно разделить поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки доходят до палубы или различны по высоте. Крайняя носовая часть судна между форштевнем и первой носовой переборкой называется форпиком, крайний кормовой отсек — ахтерпиком.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Ватерве́йс — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды. На современных судах водосточный жёлоб, идущий по верхней палубе вдоль бортов, по которому вода через шпигаты стекает за борт.

Кабеста́н — (от франц. cabestan), в морском деле также шпиль — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.

Карлингсы — продольные подпалубные связи.

Кикер- вспомогательный мотор.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Кокпит — вырез или углубление в палубе для размещения людей.

Комингс — конструкция, окаймляющая вырез в палубе для ограждения люков и кокпитов от захлестывания их водой.

Кринолин- надводная горизонтальная поверхность, расположенная позади транца. Название пошло от разновидности юбки. Кринолин бывает как во всю ширину транца, так и с одной или двух сторон. Служит для установки основного или вспомогательного мотора, как купальная платформа и т.п.

Моторная ниша — водонепроницаемая конструкция у транца судна, образующая выемку в корпусе судна и предназначенная для размещения подвесного мотора и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Надстройка — конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине судна (корпуса). Высокая и развитая надстройка не только ухудшает остойчивость судна, но и увеличивает его парусность — воздействие ветра на судно.

Планширь — плоский брус, накрывающий кромку обшивки и торцы шпангоутов.

Привальный брус:

— продольный брус с внутренней стороны борта деревянной шлюпки на высоте ватерлинии, а чаще выше нее, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;

— деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Рецесс на моторной лодке - углубление в палубе кормы, а также в транце, служащее для размещения верхней части подвесного мотора. Буквальный перевод слова "рецесс" - снижение, спад, углубление.

Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, не занимающая всей ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На маломерных судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем. Надстройки и отдельные рубки имеют только крупные катера и моторные яхты. На большинстве моторных катеров надстройка и рубка совмещаются.

Рыбины — деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногам.


Слань, или пайол — щиты из досок, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки.

Стрингеры — внутренние продольные связи для крепления обшивки. Они делятся на бортовые и днищевые — кильсоны.

т р а н е ц - вертикальная часть кормы судна (как правило плоская). На маломерных судах т р а н е ц используется для установки мотора. т р а н е ц может быть с вырезом (рецессом) для установки мотора.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и средней частях судна. В кормовой части фальшборт называется гакабортом. Фальшборт может быть временным (деревянным или брезентовым), поднимаемым на время волнения, при проходе порогов, движении под парусом и т. д.

Форштевень — переднее конструктивное оформление (продолжение киля). Им заканчивается набор корпуса судна с носа. У маломерных моторных судов форштевень, как правило, наклонный, плавно переходящий в киль.
.
Шпангоуты — поперечные бортовые связи корпуса. Расстояние между двумя шпангоутами называется шпацией. В теоретическом чертеже штангоутами называют обводы поперечного сечения судна.

Кроме корпуса, маломерное судно имеет ряд устройств: рулевое, швартовное, якорное и т. д.
Обводы корпуса судна.

Обводы корпуса определяют режим движения маломерных судов и могут иметь самые различные формы. Основные три типа обводов подводной части корпуса — это плоскодонные, круглоскулые и остроскулые.

Плоскодонные обводы характеризуются плоскими образованиями днища при угле килеватости, равном или близком к нулю.

Круглоскулые обводы характеризуются плавным переходом днищевой ветви в бортовую (закругленная скула).

Остроскулые обводы имеют на шпангоутах излом (острые образования) в месте соединения днища и бортов.

Скулой корпуса называется линия вдоль корпуса, соединяющая точки излома шпангоутов.

Реданными называются остроскулые обводы с уступом (ступенькой, реданом), расположенным поперек днища; реданов может быть и больше одного.
Безреданными называются остроскулые обводы с ровным плавным по длине днищем, не имеющим реданов.

Катамаранные обводы характеризуются наличием двух, расположенных по бортам, килевых образований днища, а тримаранные обводы — наличием трех килеватых образований днища.

Смешанными называются обводы, часть шпангоутов которых остроскулая, а часть — круглоскулая.
Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав Военно-Морского Флота принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т. д. Широко применяются они и для нужд народного хозяйства. Во многих районах (особенно в Сибири) маломерные суда являются основным транспортным средством индивидуального пользования в период навигации.

На всех гребных судах могут применяться как бортовые, так и подвесные или стационарные лодочные моторы (исключение составляют только академические гребные суда). На парусных яхтах может возникнуть необходимость в передвижении под мотором. На гребные и парусные суда при использовании мотора распространяются все правила, относящиеся к судам с механическими двигателями.

Режимы движения маломерных моторных судов различны: это водоизмещающие и глиссирующие суда, суда на подводных крыльях и воздушной подушке.

Водоизмещающие суда хотя и обладают наибольшей мореходностью по сравнению с другими судами, скорость их значительно ниже последних.

К моторным лодкам (мотолодкам) относятся все серийно выпускаемые прогулочные суда с подвесными моторами . Мотолодками также называют самодельные суда с маломощными стационарными лодочными двигателями, эксплуатируемыми в водоизмещающем режиме движения. Такие лодки местной постройки в отличие от глиссирующих имеют сравнительно плавные обводы.

Катера – это маломерные суда со стационарным двигателем . Служебные катера могут быть построены для эксплуатации в глиссирующем и водоизмещающем режимах движения. Катера повышенной мореходности имеют палубу, кокпит, надстройку.

Ботами называют моторные лодки и катера длиной обычно 6-8 м с шлюпочными (водоизмещающими) обводами, предназначенные для плавания на открытых водных пространствах и в устьях больших рек.

Моторно-парусный бот. Боты имеют обычно надстройку и стационарный двигатель. Боты, имеющие и двигатель, и парусное вооружение, называют моторно-парусными ботами. Боты разделяются в зависимости от задач, которые они выполняют, на лоцманские, промысловые, спасательные, водолазные и т. п.

Яхты — это, в первую очередь, парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта. Отсюда моторная яхта, моторно-парусная и просто парусная.

Глиссером является моторное судно, имеющее реданы - поперечные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами. Если маломерное судно для увеличения скорости хода имеет подводные крылья, то его принято называть катером (мотолодкой) на подводных крыльях.

NorthSilver PRO 635 килеватость 18° & Suzuki DF 200, кикер Suzuki DF 20 ATS. Brig 360 & Yamaha 9,9. Катамаран Shuper 8,3x2,5м & Mercury 115.

Читайте также: