Как поехать трудником на соловки
Обновлено: 15.09.2024
Старинный монастырь, мощные каменные стены которого впечатляют своей основательностью ещё при взгляде издалека с борта теплохода, является средоточием жизни на Соловецком архипелаге в Белом море. Покрытый тайгой остров посреди северного моря, вдалеке от обжитых мест, когда-то выглядел идеальным местом для тихого уединения и монашеского подвига и был избран в XV веке монахами Германом, Савватием и Зосимой. И на Большом Соловецком острове в 1436 году возник монастырь. Через некоторое время, однако, он сделался уже не оторванным от цивилизации местом, а административным центром ряда прилегающих к Белому морю территорий. На протяжении своей истории Соловецкий монастырь побывал и крепостью (а монастыри часто были крепостями по совместительству), стены которой были совершенно неприступны, и, в советскую эпоху, исправительно-трудовым лагерем, причём одним из самых страшных. Ныне же это место до сих пор впечатляет своей атмосферой, хотя и туристы здесь по количеству явно преобладают над местными жителями. На Соловках я провёл, в общей сложности, полтора дня. За это время успеть я мог бы больше, чем успел на самом деле, но не очень об этом жалею, так как больше хотелось просто не спеша походить по острову — по посёлку, по лесу. Итак, начнём с монастыря.
Как я уже писал об этом, из Петербурга на Соловки я добирался через Кемь: до этого города на севере Карелии я доехал поездом, а на пристани в посёлке-спутнике Рабочеостровск сел на теплоход, на котором за два часа пути по беломорским волнам достиг берега Большого Соловецкого острова.
2. Минут за двадцать до прибытия Соловецкий монастырь уже хорошо виден с теплохода.
3. Итак, теплоход прибыл, с пирса я вышел на берег. Вокруг какая-то совершенно особая атмосфера. Толпа туристов, прибывшая вместе со мной на теплоходе, постепенно уходит от причала в направлении монастыря. Вокруг меня небольшой посёлок с двухэтажными домами, у берега метеостанция. Вдалеке видны купола монастырских храмов.
Встречаются местные жители — и молодёжь, и пожилые люди. Кто-то гуляет, кто-то в магазин идёт. Вроде и обычный посёлок, а всё таки нет. Есть ощущение, что всё здесь как-то по-другому. Улицы выложены бетонными плитами, и машины по ним едут с характерным перестуком, а кроме того эти обычные поселковые улицы выходят к морю! До горизонта простираются воды Белого моря, среди которых где-то вдали виднеется несколько островов. Погода довольно жаркая, но с моря дует бриз, приносящий солёные брызги. Иногда может подуть сильнее, и становится прохладно.
4. Продолжаю идти по посёлку в сторону монастыря. Во время сидения на кормовой палубе теплохода меня регулярно обдавало брызгами от морских волн, и в какой-то момент брызги попали, видимо, в объектив, из-за чего фотографии, сделанные в первый час после прибытия, имеют такое довольно заметное бельмо. Но в чём-то это даже интересно.
Я на острове! И эта мысль уже будоражит сознание. То есть это ведь не такой остров, как острова в дельте Невы в Петербурге, а здесь я нахожусь среди моря, и до материка пятьдесят километров.
5. Сразу бросается в глаза местный автопарк — сплошные УАЗики. Кстати, обратите внимание на цветущее дерево справа. Черёмуха цветёт, — конец июня, однако!
6. Башни монастыря, на переднем плане — местные жители вперемешку с туристами, среди которых нередко встречаются иностранцы. Где-то среди поселковых домов ходят козы и коровы, и при этом дует солёный морской ветер. Атмосфера просто непередаваемая.
7. Попадаются старые каменные постройки, в основном хозяйственного назначения. Этим, вероятно, лет триста.
8. А вон впереди монастырь. И часовня XIX века среди деревянных поселковых домиков.
9. Вид назад. В целом посёлок Соловецкий я ещё более подробно покажу в следующем посте.
Посёлок вокруг монастыря начал расти примерно в XVII веке, но население его в основном не было постоянным, — здесь временно жили прибывавшие сюда паломники, для которых были построены дома. Потом стали селиться монастырские послушники и трудники. Наиболее сильный рост посёлка произошёл уже в советские времена, когда монастырь закрыли и превратили в исправительно-трудовой лагерь, просуществовавший до 1933 года, а в качестве тюрьмы — до 1939. На острове был основан совхоз, но кроме заключённых, были и вольнонаёмные работники, которые и составили основное население посёлка Соловецкий, официально образованного уже 12 февраля 1944 года.
Со второй половины 1930-х годов, уже после упразднения и лагеря, и тюрьмы, и вывоза заключённых на материк, на острове обосновались моряки Северного флота. До 1991 года на острове располагалась военно-морская база, которая была расформирована с окончанием советской эпохи.
10. Во время Великой Отечественной войны на острове действовала школа юнг, и поблизости от монастыря стоит памятник, посвящённый её выпускникам, погибшим в войну.
11. Пыльная гравийная дорога, посёлок — хоть и пребывающий в упадке, но довольно опрятный и ухоженный, монастырь и голубое беломорское небо. Справа видно здание "Петербургской гостиницы" (1836-1838), в котором ныне находится туристический центр.
Количество туристов здесь действительно огромно. Но насколько я знаю, занимаются здесь туристическим бизнесом в основном не островитяне, а жители Архангельска и Петрозаводска, работающие здесь фактически вахтовым методом. Поэтому от туризма, к сожалению, посёлку не очень-то и перепадает.
12. Вид в сторону Белого моря и какие-то острова вдалеке. На переднем плане видны островки поменьше, и непонятный объект на одном из них создаёт ощущение, как будто это подводная лодка. Почти что напоминание о военно-морской странице истории острова и посёлка.
13. А монастырь смотрится очень величественно. Мощная и внушительная валунная кладка сделала стены весьма устойчивыми к обороне. Настолько, что их ничуть не повредил даже обстрел в 1854 году с английских военных кораблей, зашедших в Белое море во время Крымской войны (которая, несмотря на название, шла вовсе не только в Крыму).
14. Вид в южном направлении вдоль западной стены монастыря. Полное название обители — Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский ставропигиальный (то есть подчиняющийся непосредственно патриарху, а не Архангельской епархии) мужской монастырь. После забвения в советскую эпоху Соловецкий монастырь возродился в 1990 году.
15. Это — снова Петербургская гостиница с туристическим центром. У входа видна группа туристов, чего-то ждут.
16. Успенская и Прядильная башни, а между ними — Святые ворота, то есть вход в монастырь.
17. Вид назад. Справа Успенская башня, а на возвышении, на углу стены, — Сторожевая. Левее неё видна часовня св. Константина (1856 год). А в левой части кадра виден краешек бухты Благополучия Белого моря, — именно эта бухта, будучи хорошо укрытой от морских штормов, была избрана для места основания монастыря.
18. А вот так выглядит монастырская гавань. У причала стоят какие-то катера. А на берегу — Преображенская гостиница (1859-1864 годы), ныне заброшенная и пребывающая в полуразрушенном состоянии. Вроде, восстановление здания давно планируется, но всё никак не начнётся.
19. Святые ворота с витражом — главный вход в монастырь. В целом архитектурный облик Соловецкого монастыря весьма аскетичен, — всё же сказываются северные условия.
20. Внутри монастыря идёт реставрация, но шум кипящей работы атмосферы не нарушает. В центре кадра — Никольская церковь (1831-1833), — поздняя постройка в сравнении с другими храмами монастыря.
Надо сказать, что внутри монастыря атмосфера уже отличается от посёлка. Народа довольно мало, хотя только что мне навстречу через Святые ворота вышла туристическая группа с гидом. В обители тихо и умиротворённо.
21. По соседству с Никольской церковью — Спасо-Преображенский собор (1556-1566):
22. Келейные корпуса построены в основном с XVI по XVIII век и, как и все здания, скрыты внутри каменных монастырских стен.
23. Святые ворота с внутренней стороны. В них же — надвратная Благовещенская церковь. Построено это здание было в 1596-1601 годах.
24. Настоятельский корпус (справа) построен уже в XIX веке.
25. Валунная кладка встречается и во внутренних монастырских постройках. Подобные элементы строительного дела часто объясняются природными особенностями, которые присущи местности. То есть, где камня много, там и много каменных построек. Но надо сказать, что, наверное, водружать друг на друга тяжёлые валуны, чтобы сложить из них стену, — это уже, наверное, был немалый труд.
26. Довольно сурового вида приземистые ворота ведут в своего рода двор между монастырскими храмами — Никольской и Успенской церквями.
27. Пока я ходил по посёлку и монастырю, под влиянием морского ветра на небе часто менялись конфигурации облаков, что с земли и с территории монастыря наблюдать особенно интересно. В кадре — Рухлядная палата (XVIII век), проход через которую ведёт в северный дворик.
28. А в этом довольно тесном дворике, прилегающем к северной стороне крепостной монастырской стены, находятся хозяйственные корпуса монастыря. Наиболее примечательное здание — Портная палата (1642 год), с краю слева видна Иконописная палата (1617).
А в довоенные годы в этих корпусах располагались тюремные камеры. Соловецкий лагерь особого назначения, существовавший в 1920-е-30-е годы, отличался не только изолированностью от остальной территории страны, но и особо усиленным и жёстким режимом содержания. Максимальной численности заключённых СЛОН достиг в 1930 году, когда цифра содержавшихся здесь достигла аж семидесяти тысяч человек. И значительную их долю составляли "политические". После расформирования лагеря в 1933 году здесь продолжала действовать тюрьма, относившаяся уже к Беломорско-Балтийскому лагерю (БелБалтЛаг). Лагерная страница истории Соловецкого монастыря и острова окончательно завершилась в 1939 году, когда тюрьма была упразднена, а заключённые вывезены на материк, и часть из них расстреляна в урочище Сандормох в Карелии возле Медвежьегорска. Так Соловки прочно вошли в историю не только благодаря монастырю, но и в связи со своей хоть и недолгой, но страшной и печальной исторической страницей.
Кстати, монастырская тюрьма на Соловках имелась ещё задолго до ГУЛАГа. И содержались в ней в основном опальные политические деятели, а также провинившиеся священнослужители. Впрочем, это не единичный случай тюрьмы в монастыре, — таковая имелась, например, в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.
29. Никольский корпус и восточная стена монастыря с Никольскими воротами. На заднем плане видна северо-восточная Никольская башня.
30. Вид в Никольские ворота наружу. В проёме видно деревяное здание овощного корпуса.
31. Рухлядная палата с обратной стороны (то есть из северного дворика) и украшающий пейзаж ПАЗик:
32. Здесь и под ноги смотреть интересно. Каменная брусчатка, песок и пыль. Напоминают об истории этого места.
33. Вид в проём Рухлядной палаты обратно в центр монастыря:
34. Успенская церковь (1552-1557) и звонница на переднем плане. Кстати, под ведущей в церковь деревянной лестницей в правой части кадра виден ларёк с очень вкусными пирожками. :)
35. Далее я снова прошёл через центр монастыря — уже в южном направлении. В кадре снова видны Святые ворота.
36. В юго-восточной части монастыря расположен Новобратский корпус (XIX век), а справа видны Архангельские ворота, получившие название, как нетрудно догадаться, из-за того, что географически "смотрят" прямо в сторону Архангельска, до которого отсюда по прямой 230 километров. Не так уж и далеко по северным меркам.
38. Обогнув с востока Филипповскую церковь и примыкающий к ней Святительский корпус, можно попасть в ещё один укромный дворик, — прилегающий уже к южной стене монастыря. Справа видна мельница (XVII век), слева — прачечный корпус (XIX век) и Белая башня — самая южная башня монастырской стены.
39. В этом месте монастырская каменная стена смотрится совершенно таинственно:
Во время Крымской войны, в 1854 году, в Белое море проник британский флот (Англия и Франция воевали против Российской империи в союзе с Турцией), и с двух фрегатов был обстрелян Соловецкий монастырь. Но его каменные стены устояли. А англичане в ту войну добрались даже до Тихого океана, обстреляв Петропавловск-Камчатский, так что название "Крымская война" явственно говорит только об основном театре военных действий.
40. Под зданием постройки XVI века, известным, как сушило (то есть амбар для хранения зерна и муки), как раз и находится то самое место, где перебежчик монах Феоктист указал стрельцам тайный ход в монастырь. Сейчас здесь лежат пушки, когда-то стоявшие на вооружении Соловецкого монастыря.
41. Ещё часть пушки. Кстати, обратите внимание на цветущие одуванчики: конец июня в этих широтах — это только самое начало лета.
42. Вот таким переходом соединяется здание мельницы с южной монастырской стеной:
43. Колёса от какой-то телеги:
44. С южной стороны я вновь вышел в центральную часть монастыря. Это — вид с другой стороны на уже показанный Спасо-Преображенский собор.
45. Внутри Архангельских ворот (вид которых издалека уже показан выше на фото 36):
На этом и завершим осмотр монастыря изнутри. Дальше я покажу ещё несколько кадров, сделанных снаружи.
46. Монастырский док, часть бухты Благополучия (которая видна на заднем плане), на берегу — часовня апостолов Петра и Павла (1854-1856), идентичная уже показанной Константиновской. Не знаю, действуют ли механизмы шлюза дока сейчас, но похоже, что надобности в этом уже не возникает, а док используется местными жителями в качестве стоянки моторных лодок.
47. Вид на монастырь с южной стороны. Слева на углу стоит Прядильная башня.
48. Тот же ракурс чуть левее. В кадре — всё уже показанное на предыдущих снимках. Док, часовни (на переднем плане Петропавловская, а вдалеке Константиновская), левее — пристань и полуразрушенная Преображенская гостиница.
49. А это вид направо: на углу стены — Белая башня, а правее неё находится Святое озеро, которого, правда, в кадре не видно.
Вокруг монастыря — поселковые дома и улицы, а дальше — дремучий лес. Посёлок Соловецкий, а затем и природу острова осмотрим в следующих частях.
курганы Старой Ладоги
Весь русский север — это история освоения территорий, развитие ремесел, торговли, промышленности, духовных свершений святых подвижников, военного противостояния со шведами. Три объекта: сама крепость - в центре посёлка.
Хорошо отреставрирована, внутри стен Церковь Св. Георгия ( к сожалению была закрыта на реставрацию, так что ближайшие годы недоступна) с самой древней известной фреской Георгия ( на картинках впечатляет).
Успенский монастырь 12 в., и по краям посёлка - Никольский монастырь, основанный Александром Невским в честь победы над шведами (рядом парковка с панорамной площадкой и пристанью) и на другом конце посёлка ц. Иоана Предтечи
на высоком берегу Волхова на излучине реки с потрясающими панорамами и красивыми фресками внутри собора, который смотрится ещё великолепней снизу, с берега (у самого берега древний св. источник Параскевы Пятницы с купелью, можно очиститься).
Следующая остановка — Олонец. Известен с 12, а с 13 в. упоминается как город. Имел большое стратегическое значение как крепость, пока Россия бодалась со шведами за эти земли. В петровскую эпоху — это сталелитейные заводы, пушки и корабельная верфь. Потом уездный центр. Был оккупирован финнами с сентября 1941 г.
Навесной мост в деревне Рыпушкалица
Не такой уж забытый богом уголок. Рядом с церковью свежепостроенные коттеджи с призывной рекламой охоты и рыбалки на берегу Белого моря. А вот сам Сумский Посад славиться как древнейшее поморское поселение (посад - объединение ремесленных людей) или острог ( от заострённых кверху брёвен, окружавших и защищавших поселение), как крепость и владение Марфы Борецкой ( Марфы Посадницы. Её судьба - это история борьбы Великого Новгорода за независимость от Москвы. И хотя Иван 3 прозывается собирателем земель русских, но с другой стороны он и устроил резню в Новгороде, чтобы подчинить обширные земли и не дать им уйти к ливонцам. После чего земли были конфискованы и переданы Соловецкому монастырю). А мы можем видеть амбар Соловецкого монастыря, здравствующий и поныне с 1757 г.( сработан на совесть из морёных брёвен),
Сам Беломорск, крайняя точка Беломорского канала, произвел удручающее впечатление. Кусок дороги до крайнего 19 шлюза — вообще дорога для танков — выложена бетонными плитами, изъеденными дырами. Видимо так делалась, чтобы танки, БТР-ы, и КрАзы комфортно себя чувствовали. Скорость 5 км.
Беломорканал, 19 шлюз. Гордость Страны Советов, Тому не понять, кто хотя бы раз не затянулся. Пробирает до слёз. Рядом деревня Сальнаволок.
На пирсе полно народу, это встречают вас: предлагают экскурсии, размещение. На Соловках не надо суетиться (не принято), поэтому не бросайтесь на предложения. Даже если вы приехали на один день, идите в сторону кремля, там информационное бюро, выберете.
Замечание первое: экскурсию внутри кремля нужно брать на 2,5 часа, её имеют право проводить только гиды из бюро. Дальше выбирайте по своим возможностям : физическим и временным.
рядом с Морским музеем
Обязательно нужно ехать на маршрут по скитам, включающим Секирную гору. Дальние походы на 10-12 часов сопряжены, как правило, с пешими перемещениями. Сложив свои желания и вычтя возможности, к кремлю и скитам мы добавили остров Заяцкий. Продолжительность 3 часа, прогулка на катере и пешком. Тундра без прикрас и древние лабиринты.
белая ночь над Белым морем
И, конечно, нужно посетить Морской музей, рядом с ним уменьшенная копия парусника построенного специально к приезду Петра 1. С большой любовью и профессионализмом созданный энтузиастами( музей и парусник) музей представляет морские традиционные вещи русских мореходов (подлинные и восстановленные), историю освоения северных земель и мореплавания.
Вот назад мы плыли на "Метели", тесновато, а когда по одному борту вдалеке замелькали белые спины белух, весь народ попрыгал на одну сторону. нет не накренились, но выглядело эффектно, как по команде.
В самой Кеми есть Азс, а следующая только через 130 км.
Дальше бросок до Питера.
Соловки уходят в зиму.
Небо падает на дно.
И молчат невыразимо
Ветер с морем заодно.
Дышит ладанка. Витает
Сладкий дым вокруг костра.
Снег ложится и не тает.
Даль прозрачна и чиста.
ДИКИЕ ТУРИСТЫ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ
Кроме основных субъектов власти на Соловках – администрации посёлка, монастыря и музея, – можно назвать ещё полтора десятка организаций, имеющих здесь собственность и свою сферу деятельности: детский сад, средняя школа, аэропорт, дизельная электростанция, метеостанция, почта, магазины, гостиницы и так далее. Здесь работают люди, которым необходимы все те же житейские блага, которые есть в городах. Условия жизни суровые. Зима долгая. Добраться на Соловки зимой можно только на самолёте из Архангельска. Билет на самолёт со скидкой для местных жителей стоит 5250 рублей. Продукты в магазинах продаются дороже, чем на материке. Буханка хлеба – 45 рублей, батон – 50 рублей. Как только зимой Соловки погружаются в зимний сумрак, всем становится понятно, что эти острова предназначены для сосредоточенной молитвенной жизни.
ПРОБЛЕМА ОХРАННОГО СТАТУСА
В 1992 году историко-культурный комплекс Соловецких островов включён в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Туристов влекут сюда исторические памятники, желание увидеть местную природу, приобщиться к отечественной истории. Паломники приезжают для того, чтобы поклониться святыням, исповедаться и причаститься, решить личные духовные проблемы.
В конце 90-х – начале 2000-х годов противоречия между туристами и паломниками казались неразрешимыми. Можно ли примирить современную эстраду и колокольный звон, шашлыки на мангалах с Петровским постом, стремление развлечься и потребность в молитве, коммерческие интересы и благотворительность? Со временем стало очевидно, что всему есть своё время и место. Выработался негласный кодекс поведения на Соловках, основанный на признании святости островов как духовного центра Русского Севера и места памяти жертв Соловецких лагерей. Паломническая служба монастыря занимается приёмом и экскурсионным обслуживанием паломников, а экскурсионное бюро Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника – обслуживанием туристов.
В настоящее время Соловки не имеют охранного статуса и оптимальной формы управления для эффективного решения насущных задач. Например, построили в посёлке первый этаж музея – и остановили строительство, потому что, по мнению представителей ЮНЕСКО, новое здание испортит вид на монастырь со стороны Святого озера. Начали прокладывать канализацию. Закопали трубы – тем и дело кончилось. Коллективная ответственность порождает личную безответственность.
ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЕФИКАЦИИ
РУЧЕЙКИ И ПОТОКИ
Из-за пандемии в уходящем году туристические потоки превратились в ручейки. Гости приезжают на катере из Кеми и прилетают на самолётах из Архангельска.
Чтобы всё было хорошо и становилось ещё лучше, нужны доверие людей друг к другу, единомыслие, благие устремления, персональная ответственность и полнота полномочий человека, который берётся решать ту или иную задачу. Кто построил Спасо-Преображенский собор и Трапезный комплекс с Успенской церковью? – Филипп Колычев. Кто проложил дороги на валунном основании? – Филипп Колычев. Кто соединил более пятидесяти озёр в канальную систему и обеспечил монастырь не только чистой питьевой водой, но и вечным источником энергии от восьмиметрового перепада уровней Святого озера и моря? – Филипп Колычев. Понятно, что строили монахи, трудники, монастырские крестьяне, но организовал работу и взял на себя ответственность Святой Филипп. Кто построил валунную крепость? Трифон Кологриев, монах из поморского села Ненокса, где до сих пор живут Кологриевы.
При помощи и под руководством Фонда реконструирована взлётная полоса Соловецкого аэропорта. Работы производились деликатно и быстро, но тяжёлая гружёная песком техника на нежных островных тропинках и вывернутые из почвы березки заставляли содрогнуться даже видавших виды соловчан. Ремонт – это, если не диагноз, то всегда катастрофа. Есть надежда, что территория в окрестностях аэропорта будет рекультивирована, а соловецкие дороги XVI века приведут нас в XXII век. Это дороги на валунном основании, но кто мог предвидеть, что технический прогресс зайдёт по ним так далеко?
Автор: Василий Николаевич Матонин, кандидат исторических наук, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Главный редактор историко-литературного альманаха "Соловецкое море".
Незабываемый тур на Соловки: всего за 3 дня вы посетите основные достопримечательности острова и окунетесь в загадочную атмосферу этого острова.
Стандартные групповые маршруты
1. Мыс Белужий. Поездка к месту летования белух (белых китов). Выполняется на вездеходе; часть маршрута проходит по самой первой соловецкой дороге вдоль берега моря с последующим выездом на литораль (обнажающуюся в отлив прибрежную зону морского дна). По пути следования участники поездки услышат о том, как формировалась дорожная сеть Соловков, какие животные населяют лес острова, кто обитает на море. И, конечно же, будет подробный рассказ о белухах. Ну а когда машина прибудет в точку назначения, станет возможным подойти к китам на расстояние 10-20 метров и наблюдать их в естественной среде обитания.
Стоимость (при полной комплектации группы) 1000 руб. с человека.
В случае неполной комплектации стоимость поездки увеличивается, исходя из суммы 7000 руб. за рейс.
2. Большая Муксалма. Поездка по старой монастырской дороге к валунной дамбе, построенной между островами в середине XIX века. По пути участники поездки услышат рассказ о соловецкой природе, о периоде монастырской истории, связанном с обустройством на о. Б.Муксалма Свято-Сергиевского скита и животноводческого комплекса; лекция гида будет сопровождаться демонстрацией старых фотографий, которые помогут лучше представить страницы истории Соловков.
По прибытии в место назначения участникам поездки будет предложено совершить прогулку по дамбе (1100 м) и пройти по дороге до скитских построек (примерно 1 км). После этого последует рассказ об особенностях соловецких архитектурных решений конца XIX века, о традиционных соловецких промыслах и об обустройстве животноводческого комплекса Б.Муксалмы.
Поездка выполняется на вездеходе.
Стоимость (при полной комплектации группы) 1000 руб. с человека.
В случае неполной комплектации стоимость поездки увеличивается, исходя из суммы 7000 руб. за рейс.
3. Обзорная экскурсия по северной части острова. В ходе поездки участники посещают три скита (Исакиевский, Савватьевский и Секиро-Вознесенский), знакомятся с их историей, узнают о соловецких озёрно-канальных системах, о загадочных каменных выкладках Беломорья. На горе Секирной гид расскажет об истории Соловецкого лагеря особого назначения (С.Л.О.Н.) и формировании системы ГУЛАГ.
Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.
Стоимость (при полной комплектации группы) – 1000 руб. с человека.
В случае неполной комплектации стоимость поездки увеличивается, исходя из суммы 8000 руб. за рейс.
4. На гору Секирную. Поездка по одному из самых популярных соловецких маршрутов к Секиро-Вознесенскому скиту с осмотром сохранившихся монастырских построек, рассказом об истории скитского общежительства, о трагическом периоде лагерей и о современной жизни монастыря.
Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.
Стоимость 3000 рублей за рейс
5. Реболда. Увлекательное автомобильное путешествие в северо-восточную часть о.Б.Соловецкий к местам домонастырского поселения промысловиков и рыболовов.
В настоящее время посёлок уникален тем, что в нём действует участок по сбору морских водорослей – традиционному соловецкому промыслу. В ходе поездки будет рассказано об истории соловецкого трудничества, об особенностях водорослевой заготовки. На обратном пути будет сделана остановка на берегу одного из соловецких озёр, где можно пособирать грибы и ягоды, да и просто отдохнуть.
Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.
Стоимость 8000 рублей за рейс
Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.
Стоимость 4000 рублей за рейс
7. Мыс Печак. Экологическая поездка-прогулка по южной части острова Б.Соловецкий. В ходе экускурсии участники смогут своими глазами увидеть, как устроены растительно-климатические пояса юга Соловков, выйти на беломорский берег к месту нахождения старинной поморской тони (жилища промысловиков), прогуляться до сохранившихся памятников времён Великой Отечественной войны – прибрежных инженерных сооружений. Гид расскажет и о малоизвестных страницах Соловецкой истории, связанных с возникновением каменных выкладок – лабиринтов, пирамид и отдельно стоящих камней, обладающих непонятной энергетикой.
Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.
Протяжённость пешеходной части экскурсии составляет 8 км
Стоимость 5000 рублей за рейс
Численность группы не ограничена
Стоимость 300 рублей с человека
9. Архипелаг Кузова. Морское путешествие к острову Немецкий Кузов – одному из самых больших островов соседнего архипелага. Участники поездки смогут прогуляться по каменным тропам, оценить открывающиеся с вершины морские пейзажи, увидеть каменные выкладки, история которых до конца не изучена.
Продолжительность поездки 4 часа.
10. Морское путешествие к мысу Белужий. Увлекательная поездка от бухты Благополучия до острова Б. Белужий, откуда можно с близкого расстояния наблюдать беломорских китов белух.
Продолжительность поездки 2 часа.
11. Берег погибших кораблей. Морская прогулка по малым островам Соловецкого архипелага с посещением двух полузатопленных судов датской постройки и высадкой на остров Сенная луда.
Продолжительность поездки 3 часа
12. Заяцкие острова. Морская прогулка к двум островам Соловецкого архипелага с богатым историческим прошлым. В ходе поездки можно будет не только поразмышлять об историческом наследии Соловков, но и насладиться незабываемыми морскими пейзажами.
Читайте также: