Как поехать трудником на соловки

Обновлено: 15.09.2024

Старинный монастырь, мощные каменные стены которого впечатляют своей основательностью ещё при взгляде издалека с борта теплохода, является средоточием жизни на Соловецком архипелаге в Белом море. Покрытый тайгой остров посреди северного моря, вдалеке от обжитых мест, когда-то выглядел идеальным местом для тихого уединения и монашеского подвига и был избран в XV веке монахами Германом, Савватием и Зосимой. И на Большом Соловецком острове в 1436 году возник монастырь. Через некоторое время, однако, он сделался уже не оторванным от цивилизации местом, а административным центром ряда прилегающих к Белому морю территорий. На протяжении своей истории Соловецкий монастырь побывал и крепостью (а монастыри часто были крепостями по совместительству), стены которой были совершенно неприступны, и, в советскую эпоху, исправительно-трудовым лагерем, причём одним из самых страшных. Ныне же это место до сих пор впечатляет своей атмосферой, хотя и туристы здесь по количеству явно преобладают над местными жителями. На Соловках я провёл, в общей сложности, полтора дня. За это время успеть я мог бы больше, чем успел на самом деле, но не очень об этом жалею, так как больше хотелось просто не спеша походить по острову — по посёлку, по лесу. Итак, начнём с монастыря.

Как я уже писал об этом, из Петербурга на Соловки я добирался через Кемь: до этого города на севере Карелии я доехал поездом, а на пристани в посёлке-спутнике Рабочеостровск сел на теплоход, на котором за два часа пути по беломорским волнам достиг берега Большого Соловецкого острова.

2. Минут за двадцать до прибытия Соловецкий монастырь уже хорошо виден с теплохода.

3. Итак, теплоход прибыл, с пирса я вышел на берег. Вокруг какая-то совершенно особая атмосфера. Толпа туристов, прибывшая вместе со мной на теплоходе, постепенно уходит от причала в направлении монастыря. Вокруг меня небольшой посёлок с двухэтажными домами, у берега метеостанция. Вдалеке видны купола монастырских храмов.

Встречаются местные жители — и молодёжь, и пожилые люди. Кто-то гуляет, кто-то в магазин идёт. Вроде и обычный посёлок, а всё таки нет. Есть ощущение, что всё здесь как-то по-другому. Улицы выложены бетонными плитами, и машины по ним едут с характерным перестуком, а кроме того эти обычные поселковые улицы выходят к морю! До горизонта простираются воды Белого моря, среди которых где-то вдали виднеется несколько островов. Погода довольно жаркая, но с моря дует бриз, приносящий солёные брызги. Иногда может подуть сильнее, и становится прохладно.

4. Продолжаю идти по посёлку в сторону монастыря. Во время сидения на кормовой палубе теплохода меня регулярно обдавало брызгами от морских волн, и в какой-то момент брызги попали, видимо, в объектив, из-за чего фотографии, сделанные в первый час после прибытия, имеют такое довольно заметное бельмо. Но в чём-то это даже интересно.

Я на острове! И эта мысль уже будоражит сознание. То есть это ведь не такой остров, как острова в дельте Невы в Петербурге, а здесь я нахожусь среди моря, и до материка пятьдесят километров.

5. Сразу бросается в глаза местный автопарк — сплошные УАЗики. Кстати, обратите внимание на цветущее дерево справа. Черёмуха цветёт, — конец июня, однако!

6. Башни монастыря, на переднем плане — местные жители вперемешку с туристами, среди которых нередко встречаются иностранцы. Где-то среди поселковых домов ходят козы и коровы, и при этом дует солёный морской ветер. Атмосфера просто непередаваемая.

7. Попадаются старые каменные постройки, в основном хозяйственного назначения. Этим, вероятно, лет триста.

8. А вон впереди монастырь. И часовня XIX века среди деревянных поселковых домиков.

9. Вид назад. В целом посёлок Соловецкий я ещё более подробно покажу в следующем посте.

Посёлок вокруг монастыря начал расти примерно в XVII веке, но население его в основном не было постоянным, — здесь временно жили прибывавшие сюда паломники, для которых были построены дома. Потом стали селиться монастырские послушники и трудники. Наиболее сильный рост посёлка произошёл уже в советские времена, когда монастырь закрыли и превратили в исправительно-трудовой лагерь, просуществовавший до 1933 года, а в качестве тюрьмы — до 1939. На острове был основан совхоз, но кроме заключённых, были и вольнонаёмные работники, которые и составили основное население посёлка Соловецкий, официально образованного уже 12 февраля 1944 года.

Со второй половины 1930-х годов, уже после упразднения и лагеря, и тюрьмы, и вывоза заключённых на материк, на острове обосновались моряки Северного флота. До 1991 года на острове располагалась военно-морская база, которая была расформирована с окончанием советской эпохи.

10. Во время Великой Отечественной войны на острове действовала школа юнг, и поблизости от монастыря стоит памятник, посвящённый её выпускникам, погибшим в войну.

11. Пыльная гравийная дорога, посёлок — хоть и пребывающий в упадке, но довольно опрятный и ухоженный, монастырь и голубое беломорское небо. Справа видно здание "Петербургской гостиницы" (1836-1838), в котором ныне находится туристический центр.

Количество туристов здесь действительно огромно. Но насколько я знаю, занимаются здесь туристическим бизнесом в основном не островитяне, а жители Архангельска и Петрозаводска, работающие здесь фактически вахтовым методом. Поэтому от туризма, к сожалению, посёлку не очень-то и перепадает.

12. Вид в сторону Белого моря и какие-то острова вдалеке. На переднем плане видны островки поменьше, и непонятный объект на одном из них создаёт ощущение, как будто это подводная лодка. Почти что напоминание о военно-морской странице истории острова и посёлка.

13. А монастырь смотрится очень величественно. Мощная и внушительная валунная кладка сделала стены весьма устойчивыми к обороне. Настолько, что их ничуть не повредил даже обстрел в 1854 году с английских военных кораблей, зашедших в Белое море во время Крымской войны (которая, несмотря на название, шла вовсе не только в Крыму).

14. Вид в южном направлении вдоль западной стены монастыря. Полное название обители — Соловецкий Зосимо-Савватиевский Спасо-Преображенский ставропигиальный (то есть подчиняющийся непосредственно патриарху, а не Архангельской епархии) мужской монастырь. После забвения в советскую эпоху Соловецкий монастырь возродился в 1990 году.

15. Это — снова Петербургская гостиница с туристическим центром. У входа видна группа туристов, чего-то ждут.

16. Успенская и Прядильная башни, а между ними — Святые ворота, то есть вход в монастырь.

17. Вид назад. Справа Успенская башня, а на возвышении, на углу стены, — Сторожевая. Левее неё видна часовня св. Константина (1856 год). А в левой части кадра виден краешек бухты Благополучия Белого моря, — именно эта бухта, будучи хорошо укрытой от морских штормов, была избрана для места основания монастыря.

18. А вот так выглядит монастырская гавань. У причала стоят какие-то катера. А на берегу — Преображенская гостиница (1859-1864 годы), ныне заброшенная и пребывающая в полуразрушенном состоянии. Вроде, восстановление здания давно планируется, но всё никак не начнётся.

19. Святые ворота с витражом — главный вход в монастырь. В целом архитектурный облик Соловецкого монастыря весьма аскетичен, — всё же сказываются северные условия.

20. Внутри монастыря идёт реставрация, но шум кипящей работы атмосферы не нарушает. В центре кадра — Никольская церковь (1831-1833), — поздняя постройка в сравнении с другими храмами монастыря.

Надо сказать, что внутри монастыря атмосфера уже отличается от посёлка. Народа довольно мало, хотя только что мне навстречу через Святые ворота вышла туристическая группа с гидом. В обители тихо и умиротворённо.

21. По соседству с Никольской церковью — Спасо-Преображенский собор (1556-1566):

22. Келейные корпуса построены в основном с XVI по XVIII век и, как и все здания, скрыты внутри каменных монастырских стен.

23. Святые ворота с внутренней стороны. В них же — надвратная Благовещенская церковь. Построено это здание было в 1596-1601 годах.

24. Настоятельский корпус (справа) построен уже в XIX веке.

25. Валунная кладка встречается и во внутренних монастырских постройках. Подобные элементы строительного дела часто объясняются природными особенностями, которые присущи местности. То есть, где камня много, там и много каменных построек. Но надо сказать, что, наверное, водружать друг на друга тяжёлые валуны, чтобы сложить из них стену, — это уже, наверное, был немалый труд.

26. Довольно сурового вида приземистые ворота ведут в своего рода двор между монастырскими храмами — Никольской и Успенской церквями.

27. Пока я ходил по посёлку и монастырю, под влиянием морского ветра на небе часто менялись конфигурации облаков, что с земли и с территории монастыря наблюдать особенно интересно. В кадре — Рухлядная палата (XVIII век), проход через которую ведёт в северный дворик.

28. А в этом довольно тесном дворике, прилегающем к северной стороне крепостной монастырской стены, находятся хозяйственные корпуса монастыря. Наиболее примечательное здание — Портная палата (1642 год), с краю слева видна Иконописная палата (1617).

А в довоенные годы в этих корпусах располагались тюремные камеры. Соловецкий лагерь особого назначения, существовавший в 1920-е-30-е годы, отличался не только изолированностью от остальной территории страны, но и особо усиленным и жёстким режимом содержания. Максимальной численности заключённых СЛОН достиг в 1930 году, когда цифра содержавшихся здесь достигла аж семидесяти тысяч человек. И значительную их долю составляли "политические". После расформирования лагеря в 1933 году здесь продолжала действовать тюрьма, относившаяся уже к Беломорско-Балтийскому лагерю (БелБалтЛаг). Лагерная страница истории Соловецкого монастыря и острова окончательно завершилась в 1939 году, когда тюрьма была упразднена, а заключённые вывезены на материк, и часть из них расстреляна в урочище Сандормох в Карелии возле Медвежьегорска. Так Соловки прочно вошли в историю не только благодаря монастырю, но и в связи со своей хоть и недолгой, но страшной и печальной исторической страницей.

Кстати, монастырская тюрьма на Соловках имелась ещё задолго до ГУЛАГа. И содержались в ней в основном опальные политические деятели, а также провинившиеся священнослужители. Впрочем, это не единичный случай тюрьмы в монастыре, — таковая имелась, например, в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

29. Никольский корпус и восточная стена монастыря с Никольскими воротами. На заднем плане видна северо-восточная Никольская башня.

30. Вид в Никольские ворота наружу. В проёме видно деревяное здание овощного корпуса.

31. Рухлядная палата с обратной стороны (то есть из северного дворика) и украшающий пейзаж ПАЗик:

32. Здесь и под ноги смотреть интересно. Каменная брусчатка, песок и пыль. Напоминают об истории этого места.

33. Вид в проём Рухлядной палаты обратно в центр монастыря:

34. Успенская церковь (1552-1557) и звонница на переднем плане. Кстати, под ведущей в церковь деревянной лестницей в правой части кадра виден ларёк с очень вкусными пирожками. :)

35. Далее я снова прошёл через центр монастыря — уже в южном направлении. В кадре снова видны Святые ворота.

36. В юго-восточной части монастыря расположен Новобратский корпус (XIX век), а справа видны Архангельские ворота, получившие название, как нетрудно догадаться, из-за того, что географически "смотрят" прямо в сторону Архангельска, до которого отсюда по прямой 230 километров. Не так уж и далеко по северным меркам.

38. Обогнув с востока Филипповскую церковь и примыкающий к ней Святительский корпус, можно попасть в ещё один укромный дворик, — прилегающий уже к южной стене монастыря. Справа видна мельница (XVII век), слева — прачечный корпус (XIX век) и Белая башня — самая южная башня монастырской стены.

39. В этом месте монастырская каменная стена смотрится совершенно таинственно:

Во время Крымской войны, в 1854 году, в Белое море проник британский флот (Англия и Франция воевали против Российской империи в союзе с Турцией), и с двух фрегатов был обстрелян Соловецкий монастырь. Но его каменные стены устояли. А англичане в ту войну добрались даже до Тихого океана, обстреляв Петропавловск-Камчатский, так что название "Крымская война" явственно говорит только об основном театре военных действий.

40. Под зданием постройки XVI века, известным, как сушило (то есть амбар для хранения зерна и муки), как раз и находится то самое место, где перебежчик монах Феоктист указал стрельцам тайный ход в монастырь. Сейчас здесь лежат пушки, когда-то стоявшие на вооружении Соловецкого монастыря.

41. Ещё часть пушки. Кстати, обратите внимание на цветущие одуванчики: конец июня в этих широтах — это только самое начало лета.

42. Вот таким переходом соединяется здание мельницы с южной монастырской стеной:

43. Колёса от какой-то телеги:

44. С южной стороны я вновь вышел в центральную часть монастыря. Это — вид с другой стороны на уже показанный Спасо-Преображенский собор.

45. Внутри Архангельских ворот (вид которых издалека уже показан выше на фото 36):

На этом и завершим осмотр монастыря изнутри. Дальше я покажу ещё несколько кадров, сделанных снаружи.

46. Монастырский док, часть бухты Благополучия (которая видна на заднем плане), на берегу — часовня апостолов Петра и Павла (1854-1856), идентичная уже показанной Константиновской. Не знаю, действуют ли механизмы шлюза дока сейчас, но похоже, что надобности в этом уже не возникает, а док используется местными жителями в качестве стоянки моторных лодок.

47. Вид на монастырь с южной стороны. Слева на углу стоит Прядильная башня.

48. Тот же ракурс чуть левее. В кадре — всё уже показанное на предыдущих снимках. Док, часовни (на переднем плане Петропавловская, а вдалеке Константиновская), левее — пристань и полуразрушенная Преображенская гостиница.

49. А это вид направо: на углу стены — Белая башня, а правее неё находится Святое озеро, которого, правда, в кадре не видно.

Вокруг монастыря — поселковые дома и улицы, а дальше — дремучий лес. Посёлок Соловецкий, а затем и природу острова осмотрим в следующих частях.

Дорога на Соловки


курганы Старой Ладоги

Весь русский север — это история освоения территорий, развитие ремесел, торговли, промышленности, духовных свершений святых подвижников, военного противостояния со шведами. Три объекта: сама крепость - в центре посёлка.

Дорога на Соловки

Хорошо отреставрирована, внутри стен Церковь Св. Георгия ( к сожалению была закрыта на реставрацию, так что ближайшие годы недоступна) с самой древней известной фреской Георгия ( на картинках впечатляет).

Успенский монастырь 12 в., и по краям посёлка - Никольский монастырь, основанный Александром Невским в честь победы над шведами (рядом парковка с панорамной площадкой и пристанью) и на другом конце посёлка ц. Иоана Предтечи

Дорога на Соловки

на высоком берегу Волхова на излучине реки с потрясающими панорамами и красивыми фресками внутри собора, который смотрится ещё великолепней снизу, с берега (у самого берега древний св. источник Параскевы Пятницы с купелью, можно очиститься).

Дорога на Соловки
Дорога на Соловки
Дорога на Соловки

Следующая остановка — Олонец. Известен с 12, а с 13 в. упоминается как город. Имел большое стратегическое значение как крепость, пока Россия бодалась со шведами за эти земли. В петровскую эпоху — это сталелитейные заводы, пушки и корабельная верфь. Потом уездный центр. Был оккупирован финнами с сентября 1941 г.

Дорога на Соловки


Навесной мост в деревне Рыпушкалица

Дорога на Соловки

Не такой уж забытый богом уголок. Рядом с церковью свежепостроенные коттеджи с призывной рекламой охоты и рыбалки на берегу Белого моря. А вот сам Сумский Посад славиться как древнейшее поморское поселение (посад - объединение ремесленных людей) или острог ( от заострённых кверху брёвен, окружавших и защищавших поселение), как крепость и владение Марфы Борецкой ( Марфы Посадницы. Её судьба - это история борьбы Великого Новгорода за независимость от Москвы. И хотя Иван 3 прозывается собирателем земель русских, но с другой стороны он и устроил резню в Новгороде, чтобы подчинить обширные земли и не дать им уйти к ливонцам. После чего земли были конфискованы и переданы Соловецкому монастырю). А мы можем видеть амбар Соловецкого монастыря, здравствующий и поныне с 1757 г.( сработан на совесть из морёных брёвен),

Дорога на Соловки
Дорога на Соловки
Дорога на Соловки

Сам Беломорск, крайняя точка Беломорского канала, произвел удручающее впечатление. Кусок дороги до крайнего 19 шлюза — вообще дорога для танков — выложена бетонными плитами, изъеденными дырами. Видимо так делалась, чтобы танки, БТР-ы, и КрАзы комфортно себя чувствовали. Скорость 5 км.

Дорога на Соловки


Беломорканал, 19 шлюз. Гордость Страны Советов, Тому не понять, кто хотя бы раз не затянулся. Пробирает до слёз. Рядом деревня Сальнаволок.

Дорога на Соловки

Дорога на Соловки

На пирсе полно народу, это встречают вас: предлагают экскурсии, размещение. На Соловках не надо суетиться (не принято), поэтому не бросайтесь на предложения. Даже если вы приехали на один день, идите в сторону кремля, там информационное бюро, выберете.
Замечание первое: экскурсию внутри кремля нужно брать на 2,5 часа, её имеют право проводить только гиды из бюро. Дальше выбирайте по своим возможностям : физическим и временным.


рядом с Морским музеем

Обязательно нужно ехать на маршрут по скитам, включающим Секирную гору. Дальние походы на 10-12 часов сопряжены, как правило, с пешими перемещениями. Сложив свои желания и вычтя возможности, к кремлю и скитам мы добавили остров Заяцкий. Продолжительность 3 часа, прогулка на катере и пешком. Тундра без прикрас и древние лабиринты.

Дорога на Соловки

Дорога на Соловки


белая ночь над Белым морем

И, конечно, нужно посетить Морской музей, рядом с ним уменьшенная копия парусника построенного специально к приезду Петра 1. С большой любовью и профессионализмом созданный энтузиастами( музей и парусник) музей представляет морские традиционные вещи русских мореходов (подлинные и восстановленные), историю освоения северных земель и мореплавания.

Вот назад мы плыли на "Метели", тесновато, а когда по одному борту вдалеке замелькали белые спины белух, весь народ попрыгал на одну сторону. нет не накренились, но выглядело эффектно, как по команде.
В самой Кеми есть Азс, а следующая только через 130 км.
Дальше бросок до Питера.

Соловки как

Соловки уходят в зиму.
Небо падает на дно.
И молчат невыразимо
Ветер с морем заодно.
Дышит ладанка. Витает
Сладкий дым вокруг костра.
Снег ложится и не тает.
Даль прозрачна и чиста.

ДИКИЕ ТУРИСТЫ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ

Кроме основных субъектов власти на Соловках – администрации посёлка, монастыря и музея, – можно назвать ещё полтора десятка организаций, имеющих здесь собственность и свою сферу деятельности: детский сад, средняя школа, аэропорт, дизельная электростанция, метеостанция, почта, магазины, гостиницы и так далее. Здесь работают люди, которым необходимы все те же житейские блага, которые есть в городах. Условия жизни суровые. Зима долгая. Добраться на Соловки зимой можно только на самолёте из Архангельска. Билет на самолёт со скидкой для местных жителей стоит 5250 рублей. Продукты в магазинах продаются дороже, чем на материке. Буханка хлеба – 45 рублей, батон – 50 рублей. Как только зимой Соловки погружаются в зимний сумрак, всем становится понятно, что эти острова предназначены для сосредоточенной молитвенной жизни.

ПРОБЛЕМА ОХРАННОГО СТАТУСА

В 1992 году историко-культурный комплекс Соловецких островов включён в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Туристов влекут сюда исторические памятники, желание увидеть местную природу, приобщиться к отечественной истории. Паломники приезжают для того, чтобы поклониться святыням, исповедаться и причаститься, решить личные духовные проблемы.

В конце 90-х – начале 2000-х годов противоречия между туристами и паломниками казались неразрешимыми. Можно ли примирить современную эстраду и колокольный звон, шашлыки на мангалах с Петровским постом, стремление развлечься и потребность в молитве, коммерческие интересы и благотворительность? Со временем стало очевидно, что всему есть своё время и место. Выработался негласный кодекс поведения на Соловках, основанный на признании святости островов как духовного центра Русского Севера и места памяти жертв Соловецких лагерей. Паломническая служба монастыря занимается приёмом и экскурсионным обслуживанием паломников, а экскурсионное бюро Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника – обслуживанием туристов.

В настоящее время Соловки не имеют охранного статуса и оптимальной формы управления для эффективного решения насущных задач. Например, построили в посёлке первый этаж музея – и остановили строительство, потому что, по мнению представителей ЮНЕСКО, новое здание испортит вид на монастырь со стороны Святого озера. Начали прокладывать канализацию. Закопали трубы – тем и дело кончилось. Коллективная ответственность порождает личную безответственность.

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЕЕФИКАЦИИ

РУЧЕЙКИ И ПОТОКИ

Из-за пандемии в уходящем году туристические потоки превратились в ручейки. Гости приезжают на катере из Кеми и прилетают на самолётах из Архангельска.

Чтобы всё было хорошо и становилось ещё лучше, нужны доверие людей друг к другу, единомыслие, благие устремления, персональная ответственность и полнота полномочий человека, который берётся решать ту или иную задачу. Кто построил Спасо-Преображенский собор и Трапезный комплекс с Успенской церковью? – Филипп Колычев. Кто проложил дороги на валунном основании? – Филипп Колычев. Кто соединил более пятидесяти озёр в канальную систему и обеспечил монастырь не только чистой питьевой водой, но и вечным источником энергии от восьмиметрового перепада уровней Святого озера и моря? – Филипп Колычев. Понятно, что строили монахи, трудники, монастырские крестьяне, но организовал работу и взял на себя ответственность Святой Филипп. Кто построил валунную крепость? Трифон Кологриев, монах из поморского села Ненокса, где до сих пор живут Кологриевы.

При помощи и под руководством Фонда реконструирована взлётная полоса Соловецкого аэропорта. Работы производились деликатно и быстро, но тяжёлая гружёная песком техника на нежных островных тропинках и вывернутые из почвы березки заставляли содрогнуться даже видавших виды соловчан. Ремонт – это, если не диагноз, то всегда катастрофа. Есть надежда, что территория в окрестностях аэропорта будет рекультивирована, а соловецкие дороги XVI века приведут нас в XXII век. Это дороги на валунном основании, но кто мог предвидеть, что технический прогресс зайдёт по ним так далеко?



Автор: Василий Николаевич Матонин, кандидат исторических наук, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и религиоведения Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Главный редактор историко-литературного альманаха "Соловецкое море".

Незабываемый тур на Соловки: всего за 3 дня вы посетите основные достопримечательности острова и окунетесь в загадочную атмосферу этого острова.

Стандартные групповые маршруты

1. Мыс Белужий. Поездка к месту летования белух (белых китов). Выполняется на вездеходе; часть маршрута проходит по самой первой соловецкой дороге вдоль берега моря с последующим выездом на литораль (обнажающуюся в отлив прибрежную зону морского дна). По пути следования участники поездки услышат о том, как формировалась дорожная сеть Соловков, какие животные населяют лес острова, кто обитает на море. И, конечно же, будет подробный рассказ о белухах. Ну а когда машина прибудет в точку назначения, станет возможным подойти к китам на расстояние 10-20 метров и наблюдать их в естественной среде обитания.

Стоимость (при полной комплектации группы) 1000 руб. с человека.

В случае неполной комплектации стоимость поездки увеличивается, исходя из суммы 7000 руб. за рейс.

2. Большая Муксалма. Поездка по старой монастырской дороге к валунной дамбе, построенной между островами в середине XIX века. По пути участники поездки услышат рассказ о соловецкой природе, о периоде монастырской истории, связанном с обустройством на о. Б.Муксалма Свято-Сергиевского скита и животноводческого комплекса; лекция гида будет сопровождаться демонстрацией старых фотографий, которые помогут лучше представить страницы истории Соловков.

По прибытии в место назначения участникам поездки будет предложено совершить прогулку по дамбе (1100 м) и пройти по дороге до скитских построек (примерно 1 км). После этого последует рассказ об особенностях соловецких архитектурных решений конца XIX века, о традиционных соловецких промыслах и об обустройстве животноводческого комплекса Б.Муксалмы.

Поездка выполняется на вездеходе.

Стоимость (при полной комплектации группы) 1000 руб. с человека.

В случае неполной комплектации стоимость поездки увеличивается, исходя из суммы 7000 руб. за рейс.

3. Обзорная экскурсия по северной части острова. В ходе поездки участники посещают три скита (Исакиевский, Савватьевский и Секиро-Вознесенский), знакомятся с их историей, узнают о соловецких озёрно-канальных системах, о загадочных каменных выкладках Беломорья. На горе Секирной гид расскажет об истории Соловецкого лагеря особого назначения (С.Л.О.Н.) и формировании системы ГУЛАГ.

Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.

Стоимость (при полной комплектации группы) – 1000 руб. с человека.

В случае неполной комплектации стоимость поездки увеличивается, исходя из суммы 8000 руб. за рейс.

4. На гору Секирную. Поездка по одному из самых популярных соловецких маршрутов к Секиро-Вознесенскому скиту с осмотром сохранившихся монастырских построек, рассказом об истории скитского общежительства, о трагическом периоде лагерей и о современной жизни монастыря.

Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.

Стоимость 3000 рублей за рейс

5. Реболда. Увлекательное автомобильное путешествие в северо-восточную часть о.Б.Соловецкий к местам домонастырского поселения промысловиков и рыболовов.

В настоящее время посёлок уникален тем, что в нём действует участок по сбору морских водорослей – традиционному соловецкому промыслу. В ходе поездки будет рассказано об истории соловецкого трудничества, об особенностях водорослевой заготовки. На обратном пути будет сделана остановка на берегу одного из соловецких озёр, где можно пособирать грибы и ягоды, да и просто отдохнуть.

Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.

Стоимость 8000 рублей за рейс

Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.

Стоимость 4000 рублей за рейс

7. Мыс Печак. Экологическая поездка-прогулка по южной части острова Б.Соловецкий. В ходе экускурсии участники смогут своими глазами увидеть, как устроены растительно-климатические пояса юга Соловков, выйти на беломорский берег к месту нахождения старинной поморской тони (жилища промысловиков), прогуляться до сохранившихся памятников времён Великой Отечественной войны – прибрежных инженерных сооружений. Гид расскажет и о малоизвестных страницах Соловецкой истории, связанных с возникновением каменных выкладок – лабиринтов, пирамид и отдельно стоящих камней, обладающих непонятной энергетикой.

Поездка выполняется на микроавтобусе УАЗ.

Протяжённость пешеходной части экскурсии составляет 8 км

Стоимость 5000 рублей за рейс

Численность группы не ограничена

Стоимость 300 рублей с человека

9. Архипелаг Кузова. Морское путешествие к острову Немецкий Кузов – одному из самых больших островов соседнего архипелага. Участники поездки смогут прогуляться по каменным тропам, оценить открывающиеся с вершины морские пейзажи, увидеть каменные выкладки, история которых до конца не изучена.

Продолжительность поездки 4 часа.

10. Морское путешествие к мысу Белужий. Увлекательная поездка от бухты Благополучия до острова Б. Белужий, откуда можно с близкого расстояния наблюдать беломорских китов белух.

Продолжительность поездки 2 часа.

11. Берег погибших кораблей. Морская прогулка по малым островам Соловецкого архипелага с посещением двух полузатопленных судов датской постройки и высадкой на остров Сенная луда.

Продолжительность поездки 3 часа

12. Заяцкие острова. Морская прогулка к двум островам Соловецкого архипелага с богатым историческим прошлым. В ходе поездки можно будет не только поразмышлять об историческом наследии Соловков, но и насладиться незабываемыми морскими пейзажами.

Читайте также: