Можно ли применять модель материальной точки для туриста или пешехода

Обновлено: 18.09.2024

1. В чем состоит основная задача механики?

Основная задача механики состомт в определении положения тела в любой момент времени.


2. Что называется механическим движением?

Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел, происходящее с течением времени.

3. Что называется материальной точкой?

Тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь, называют материальной точкой.


4. Обладает ли материальная точка массой? Имеет ли она размеры?

Да, материальная точка имеет массу тела и не имеет размеров.


5. Материальная точка - это реальный объект или абстрактное понятие?

Материальных точек нет в природе.
Материальная точка - это абстрактное понятие,

Использование понятия "материальная точка" позволяет упрощать решение задач и при этом получать точные результаты.

7. В каких случаях движущееся тело обычно рассматривают как материальную точку?

Тело можно считать материальной точкой только в тех случаях, когда его размерами (а значит, и формой, и вращением) можно пренебречь, поскольку они несущественны в условиях решаемой задачи.

8. При каком движении тела его можно рассматривать как материальную точку даже в том случае, если проходимые им расстояния сравнимы с его размерами?

Тело можно также принимать за материальную точку даже, если его размеры соизмеримы с проходимыми им расстояниям, но все точки этого тела должны двигаться одинаково.
Движение тела, при котором все его точки движутся одинаково, называется поступательным.

9. На каком примере можно показать, что одно и то же тело в одной ситуации можно считать материальной точкой, а в другой - нет?

Например:
За материальную точку можно принять самолет, если требуется определить среднюю скорость его движения на пути из Москвы в Новосибирск.
Но при вычислении силы сопротивления воздуха, действующей на летящий самолет, считать его материальной точкой нельзя, поскольку сила сопротивления зависит от размеров и формы самолета.

10. Какими величинами определяется положение тела (точки) в пространстве? Сколько таких величин?

Положение точки на линии, плоскости и в пространстве определяют соответственно одним, двумя или тремя числами координатами.

11. Что называется изменением координат тела?

Именение координат тела - это величина, равная разности конечного и начального значений координат (но не наоборот!).

12. В каком случае положение движущегося тела можно задать с помощью одной координатной оси?

При прямолинейном движении тела достаточно одной координатной оси для определения его положения.

13. Что такое тело отсчёта?

Телом отсчета называется тело, относительно которого рассматривается изменение положения других тел в пространстве.

14. Что называается системой отсчета?

Система координат, тело отсчета, с которым она связана, и прибор для измерения времени образуют систему отсчета, относительно которой рассматривается движение тела.

1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4 - 7 Правил.

Обязанности пассажиров

1. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле - быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

2. Пассажирам запрещается:

· отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

· при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

· открывать двери транспортного средства во время его движения.

Обязанности велосипедистов, скутеристов и др.

Памятка велосипедиста

I. Общие положения

Безопасность движения требует, чтобы каждый велосипедист знал, и, пользуясь велосипедом, соблюдал Правила уличного движения. Надо постоянно помнить, что нарушающий Правила движения подвергает опасности себя и окружающих, мешает движению транспорта и пешеходов.

Каковы же требования к велосипедистам, участвующим в уличном движении?

Прежде всего необходимо быть осторожным и внимательным, строго соблюдать все Правила уличного Движения.

Ездить на велосипеде по улицам и проездам города разрешается лицам не моложе 14 лет и при обязательном условии, что велосипед соответствует росту велосипедиста.

Перед выездом на велосипеде необходимо проверить исправность тормозов, звонка, а при наступлении темноты — переднего фонаря и отражателя красного цвета или красного фонаря сзади велосипеда.

Запрещено выезжать на улицу без номерного знака, который прикрепляется на задней вилке велосипеда над щитком, а при наличии багажника — на его задней поперечине.

II. Обязанности велосипедиста при движении по улицам города

Ездить на велосипеде по улицам города разрешается только по правой стороне проезжей части, в один ряд (цепочкой), не более чем в одном метре от тротуара

Дорожные сигнальные знаки.

При движении на велосипеде необходимо руководствоваться дорожными сигнальными знаками, сигналами светофора и жестами милиционеров-регулировщиков.

Сигналы светофора и жесты милиционера-регулировщика.

При движении по улицам города велосипедист должен подчиняться сигналам светофора и жестам милиционера-регулировщика.

По первому требованию сотрудника милиции велосипедист обязан остановиться.

Проезжать перекресток в прямом направлении или направо велосипедист имеет право при зеленом сигнале светофора, которому соответствует положение регулировщика, обращенного боком в сторону велосипедиста

Начинать движение через перекресток разрешается при зеленом сигнале светофора или при соответствующем жесте регулировщика

При желтом сигнале светофора или при соответствующем ему положении милиционера-регулировщика начинать движение через перекресток запрещено.

Велосипедист, оказавшийся при этом сигнале за пешеходным переходом перекрестка, должен продолжать движение, освободить перекресток.

Желтый мигающий сигнал разрешает движение пешеходам, велосипедистам и транспорту, но предупреждает о необходимости соблюдать особую осторожность. При таком сигнале велосипедист может продолжать движение, пропустив троллейбусы, трамваи и автомототранспорт.

При красном сигнале светофора или соответствующем ему положении регулировщика, при котором он обращен лицом или спиной к велосипедисту, проезжать через перекресток в прямом направлении запрещается, но можно поворачивать направо.

Всякие левые повороты, как и развороты для движения в обратном направлении, велосипедистам запрещены, даже если они разрешены для другого транспорта. При необходимости повернуть налево или развернуться для движения в обратном направлении нужно сойти с велосипеда и перевести его руками рядом с пешеходной дорожкой. После этого можно продолжать на велосипеде движение в нужном направлении.

III. Велосипедисту запрещается:

а) управлять велосипедом в степени хотя бы легкого опьянения;

б) ездить на велосипеде, не соответствующем росту велосипедиста;

в) ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров;

г) держаться при движении на расстоянии более одного метра от тротуара (обочины);

д) ездить по двое и более в ряд или обгонять друг друга;

е) обучаться езде в местах, где имеется движение транспорта и пешеходов;

ж) ездить, не держась за руль руками;

з) при движении держаться за проходящий транспорт или за другого велосипедиста;

и) ездить на одноместном велосипеде вдвоем (за исключением перевозки детей дошкольного возраста на велосипеде, оборудованном специальным сидением и подножками);

к) возить предметы, которые могут помешать управлению велосипедом или создать опасность для окружающих;

л) ездить группой на дистанции менее трех метров друг от друга и далее одного метра от тротуара (обочины).

При допущении нарушений, повлекших за собой тяжелые последствия, виновные привлекаются к уголовной ответственности.

Аварии, которые происходят по вине скутеристов, действительно часто заканчиваются трагедиями.

Особое внимание обращаем родителей решивших приобрести своему чаду скутер. Приобретая такое транспортное средство, Вы ставите здоровье, а иногда и саму жизнь несовершеннолетнего под угрозу.

Призываем к пониманию сложности и опасности, которые скрыты в дорожном движении, ДТП прогнозируемо, а значит, его можно избежать. Удачи на дорогах!

Подготовка и составление маршрута движения – главная составляющая любого похода, которой нужно уделить достаточно внимания. Проработать нитку и позаботиться о безопасности своей группы. Одна ошибка или одно упущение, способны испортить впечатление туристов, и создать предпосылки к возникновения внештатных ситуаций. Поговорим о главных аспектах, которые помогут спланировать поход для группы людей.

Важность подготовительной проработки маршрута

Начинающие туристы недооценивают значение заранее спланированного путешествия, однако опытные путешественники заранее планируют даже незначительные детали. Составление маршрута похода помогает правильно распределить время и нагрузку на участников. Однако нужно уметь грамотно подходить к созданию подобного плана, ведь придерживаться правилам придётся каждому человеку до окончания туристического похода.

разработка маршрута туристического похода 1

Пример маршрута движения

Если не создать план, то туризм станет хаотичным, а участники могут попасть в неприятную ситуацию: заблудиться, или встретиться с дикими животными, которые могут быть опасны. Для избежания ряда проблем планируйте турпоход заранее, не относитесь к этому важному вопросу поверхностно!

Этапы составления плана похода

При разработке маршрута важно действовать поэтапно, чтобы все учесть, ничего не пропустить.

Выбор района для путешествия

Этапы разработки туристического маршрута имеют колоссальное значение. Не стоит считать, что какой-то пункт не важен. Для организации турпохода нужно учитывать все особенности путешествия, которое планируется. Выбор района – первоначальный этап, с которого начинается путешествие. В нём должны участвовать все потенциальные участники, чтобы удовлетворить пожелания каждого. Выбирайте местность, учитывая особенности физической подготовки туристов. Проанализируйте карту, проверьте все характеристики леса или гор: какие животные встречаются, какие есть опасности, рельеф и так далее. Затем проложите желаемый путь на карте.

Определение сложности трека

Разработка маршрута похода выходного дня включает в себя и оценку сложности выбранного трека. Давайте внимательно изучим все главные характеристики четырёх уровней сложности трека турпохода.

разработка маршрута туристического похода 2

Выход группы на маршрут

1 уровень: несложный вариант, который стоит рассматривать людям, не имеющим опыта в отдыхе на природе. В день, при данном уровне группа не проходит больше 3-5 часов, расстояние не превышает 5-8 километров. Данный тип сложности подразумевает минимальное количество вещей, а ночевать приходится в отелях, поэтому каждый человек чувствует себя комфортно.

3 уровень: подойдёт только физически выносливым людям, которые уже имеют достаточный опыт в путешествиях на природе. Включает линейные походы продолжительностью не более 6-9 часов в день на расстоянии 10-15 километров.

4 уровень: сложный вариант, который могут рассматривать исключительно те люди, которые здоровы и отличаются хорошей выносливостью. Расстояние при таком уровне составляет в день не более 20 километров, время передвижения – 10 часов.

Согласование численности и уровня подготовленности группы

разработка маршрута туристического похода 3

Движение по маршруту

Разработка маршрута похода включает и согласование численности и уровня подготовленности туристов. Организатор должен здраво оценивать, какая физическая форма у каждого участника путешествия. Не пытайтесь обмануть себя или других, ведь это может сыграть злую шутку вплоть до смерти неподготовленного человека. Выбирать тип трека нужно тщательно, лучше взять немного проще трек, если нет уверенности в возможностях туристов.

Подходящим вариантом станет компания из 4-6 человек. Каждый должен отвечать за что-либо: готовку, ночёвку, гигиену и так далее. Распределив нагрузку и обязанности, организатор делает походные условия безопаснее. И каждый участник понимает свою значимость в общем деле, и свою ответственность.

Расчёт длительного похода

Заранее определитесь с длительностью. Конечно, в первую очередь продолжительность турпохода зависит от выбранного трека. Давайте расскажу на личном примере, как рассчитывается продолжительность. Вы выбрали местность, после этого с помощью навигатора и карты рассчитайте точное расстояние в километрах. Дальше работает следующая схема расчёта: каждые 5 километров группа проходит за 1 час. Если на участке есть подъёмы – каждые 300 метров подъёма добавляют 30 минут ко времени. Не забудьте, что группе нужно отдыхать, поэтому необходимо планировать время отдыха. Разработка маршрута турпохода поможет координировать отдых группы людей.

Планирование ночёвок и дневок

разработка маршрута туристического похода 4

Туристический лагерь на берегу озера

При планировании ночевок и дневок, необходимо заранее определиться с местом расположения бивака. Это должна быть просторная местность, на которой можно расположиться, желательно с комфортом, при соблюдении всех правил безопасности. Проработка места стоянки обеспечит группе хороший отдых и восстановление сил. Необходимо так же учитывать близость источника воды, наличие дров, защищенность от ветра и другие факторы.

Проработка запасных вариантов маршрута

Нельзя оставлять без внимания, что во время путешествия могут возникнуть непредвиденные обстоятельства: изменение погоды или, к примеру, плохое самочувствие участника похода. Для этого нужно продумывать план Б, который будет заключаться в резервном сходе с маршрута. Организатор должен уметь предугадывать любые события.

Составление сметы и перечня необходимого снаряжения

разработка маршрута туристического похода 5

Смета расходов на поход

Большое значение имеет смета. Организатор контролирует все расходы, которые необходимы для создания благоприятных для туризма условий. Расходы должны в равной степени распределяться между участниками походной группы. Смета помогает расписать и координировать расходы. Нужно составить перечень необходимого на природе (личные и общие вещи группы).

Заключение

В этой статье я попытался рассказать о том, как спланировать поход. Быть организатором – сложная задача, которую нужно выполнять внимательно. Восхождения в треке опасны, поэтому не стоит включать их для неподготовленных туристов. Уделите внимание времени для питания, которое позволяет восстановить утраченные силы. Сезон активного туризма продолжается круглый год. Он позволяет открыть новые границы наслаждения от отдыха.


Эта абстрактная модель представляет собой идеальное тело, имеющее определённую массу, размеры которого не имеют значения и не принимаются во внимание.

Такое упрощение необходимо для более простого решения различных задач, связанных с механическим движением.

Физические основы механики

Физика — это наука о природе, изучающая наиболее простые и общие свойства, присущие материальному миру. Благодаря этому, она является универсальной базой для естествознания и техники, а также состоит из большого количества отдельных дисциплин — классической и квантовой механики, теории относительности, а также электродинамики, оптики и прочих.

Изучение физики начинается с механики — раздела, который рассматривает движение как изменение положения тела в пространстве с течением времени. Поэтому законы механики наиболее ясно выражают пространственно-временные отношения между объектами и событиями.


Основополагающие законы физики были в своё время установленны именно на основе наблюдения соответствующих явлений и экспериментов, из-за этого, за небольшим исключением, сфера их применения довольно ограничена. В частности, классическая механика распространяется лишь на медленное движение частиц и тел в макроскопических областях пространства. Перемещение на околосветовых скоростях подчиняется законам теории относительности, а свойствами микроскопических частиц занимается квантовая механика.

Классическая механика решает две основные задачи:

  1. Установление законов движения — соотношений, позволяющих выяснить характер и показатели перемещения любого тела или системы в зависимости от его взаимодействия с другими объектами.
  2. Нахождение таких общих соотношений между механическими характеристиками систем, не зависящими от их состава, строения и конкретного взаимодействия элементов.

Решение первой задачи в своё время привело Исаака Ньютона к открытию общих принципов движения материальной точки — динамики. Вторая послужила установлению законов о сохранении импульса и энергии.

Модели и относительность

Физика относится к точным наукам — свои результаты она выражает не только на словах, но и с помощью математических соотношений и формул. Однако свойства физических тел и явлений настолько многогранны, что даже самая совершенная теория не в состоянии отобразить их во всей своей полноте. Поэтому вместо реальных объектов, наука предпочитает оперировать физическими моделями — идеализированными телами, которые отображают лишь существенные для рассмотрения явлений свойства и факторы.

В механике существует две основные модели:


  1. Материальной точкой может называться тело, размерами которого при решении конкретной задачи разрешается пренебречь.
  2. Абсолютно твёрдым телом следует считать объект, взаимное расположение всех составляющих которого остаётся стабильным. Другими словами, это система, состоящая из жёстко связанных точек и не подверженная деформации.

Положение объекта в пространстве и его перемещение можно определить лишь относительно другого материального тела отсчёта и связанной с ним системой координат. Помимо этого, для описания движения необходимо пользоваться общепринятым и согласованным принципом фиксации моментов, а также иметь возможность проведения измерений временных промежутков во всех точках пространства.

Совокупность тела отсчёта, системы координат и неподвижного относительно неё хронометра называют системой отсчёта.

Таким образом, местоположение и перемещение любого объекта во вселенной может быть определено лишь относительно конкретной точки, от которой ведётся отсчёт. В то же время выбор системы отсчёта является произвольным и определяется лишь удобством для описания движения в заданных условиях. Отсюда следует, что положение объекта и его перемещение в пространстве является относительным по определению.

Читайте также: