Можно ли вывезти бензин из казахстана в россию

Обновлено: 18.09.2024

Топливный кризис в Казахстане устранит только выравнивание цен с Россией?

Дефицит топлива – старая история?

Дефицит ГСМ, в том числе и солярки, был для Казахстана делом привычным вплоть до 2018 года, когда республика завершила модернизацию трех крупных НПЗ – в Павлодаре, Атырау и Шымкенте.

До этого Казахстану в периоды посевной и уборочной приходилось регулярно закупать недостающий объем в России и регулярно же вводить запрет на экспорт горюче-смазочных материалов из страны. Поскольку соседи продавали недостающий объем без своей акцизной надбавки и опасались реэкспорта поставленных Казахстану объемов на свой внутренний рынок по сниженным ценам.

Однако, начиная с 2018 года, Казахстан закупаться в России перестал, поскольку свои НПЗ закрывали внутреннюю потребность с избытком – с 2019 года республика даже начала впервые в истории экспортировать бензин АИ-92 и АИ-95 в соседний Кыргызстан. Экспорт дизтоплива Казахстан, правда, наладить не успел, хотя и нарастил его производство с 3,8 миллиона тонн в 2015-м до 4,8 миллиона в 2019-м году.

Отсутствие экспорта солярки было делом удивительным, учитывая тот факт, что внутреннее потребление всегда отставало от производства вдвое – в доковидном 2019-м году в Казахстане оно составило всего 2,1 миллиона тонн.

Ненамного выросло оно и в текущем году – до 2,5 миллиона тонн по сентябрь включительно. И даже если предположить, что до конца года оно составит рекордные для страны 3 миллиона тонн (а в расчетах топливно-энергетического баланса министерства энергетики Казахстана есть и такой вариант), рекордные же 4,9 миллиона тонн внутреннего производства в этом году должны с избытком перекрывать этот возросший аппетит потребителей солярки внутри страны.

Должны, но не перекрывают: с конца сентября на севере и на западе республики возникли перебои с поставками дизтоплива, в основном в приграничных с Россией регионах. Из чего многими экспертами был сделан вывод: нынешний дефицит возник из-за постоянного перетока дизтоплива в соседнюю страну…

Опять – россияне?

Резоны для такого утверждения есть – если в Казахстане цена на дизтопливо составляет 202 тенге за литр (нынешний официальный курс рубля – 5,9 тенге), то в России в пересчете на казахстанскую валюту он обходится водителям в 296 тенге. Выгоднее заправляться в Казахстане и дальнобойщикам из Узбекистана (277 тенге за литр) и Кыргызстана (261 тенге). И недавно вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов признал, что эта разница приводит к тому, что транзитники из трех соседних стран стремятся заправляться именно на территории нашей страны, что сказывается на запасах солярки.

Тут можно было бы поставить точку в расследовании о причинах возникновения дефицита солярки в стране, если бы не два обстоятельства: во-первых, транзитники из России, Узбекистана и Кыргызстана заправляются в Казахстане круглый год, а не только в сентябре-октябре, однако дефицит возник именно в настоящее время, а не, скажем, в январе-феврале, когда расход топлива в силу низких температур выше, чем осенью.

Так что, если бы дальнобойщики были бы основной причиной возникновения дефицита солярки, ее недостаток на рынке всплыл бы гораздо раньше, убежден аналитик нефтегазового рынка Казахстана Сергей Смирнов .

Однако в министерстве энергетики отрицают саму возможность вывоза солярки и других видов топлива из Казахстана в промышленных объемах, бензовозами либо железнодорожными цистернами.

Этот приказ был принят на шесть месяцев с момента вступления в силу, однако сейчас идет работа по продлению его срока действия и в 2022 году.

Депутаты предлагают ударить по перетоку экспортными пошлинами

При этом он отмечает, что, судя по намерениям Минэнерго закупить в России 100 тысяч тонн солярки дополнительно, запасов дизтоплива в стране не так уж и много.

Впрочем, этот объем может быть закуплен на время остановки на плановый ремонт в октябре Павлодарского НПЗ, а затем страна вновь выйдет на уровень самообеспечения. Однако, подчеркивает Жаукин, цены на внутреннем рынке неизбежно должны подтянуться к российским, поскольку долго заставлять сети АЗС работать себе в убыток по дизтопливу – значит создавать условия для возникновения регулярного дисбаланса в обеспечении розничного рынка этим видом топлива.

Неизбежность роста цен на ГСМ в Казахстане признают и другие аналитики, которые напоминают о том, что с 1 октября 2025 года на территории Евразийского экономического сообщества будет действовать общий рынок нефтепродуктов. И оставаться на нем с нынешним разрывом в ценах с той же Россией, значит провоцировать ее на увеличение объемов перетока топлива.

Засоряет двигатели и фильтры автомобилей, производится на устаревшем оборудовании, стоит неоправданно дорого – вот неполный список претензий к бензину казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. .

Миф 1: Казахстанский бензин производится по стандарту К-2 (Евро-2), поэтому засоряет двигатели и топливные системы автомобилей, особенно – машин возрастом не старше 5 лет.

Реальность: Техническим Регламентом Таможенного Союза разрешено производство и использование моторных топлив экологического класса К-2, или Евро 2, в Казахстане, Беларуси и России до 2018 года. Экологические стандарты направлены на снижение вредных выбросов в атмосферу вместе с выхлопными газами автомобилей и никак не соотносятся с вредным воздействием бензина на личный автотранспорт.


Корни процесса регламентации экологического класса бензинов ведут к Киотскому протоколу от 11 декабря 1997 года, направленному на ограничение выбросов в атмосферу парниковых газов. Главная цель документа - глобальное снижение концентрации в атмосфере углекислого газа, оксидов азота и сажи, чтобы уменьшить опасное антропогенное воздействие на климатическую систему нашей планеты.

Казахстан идет по пути развитых стран в этом вопросе. Действительно, отечественные НПЗ официально производят бензин стандарта К-2, однако отклонения от Евро-3,4,5 у него сегодня уже весьма незначительны и касаются практически только одной составляющей – серы.

Сера может навредить топливной системе автомобиля лишь в одном случае - если она присутствует в бензине в виде сероводорода, вызывающего коррозию топливной системы. Однако бензин, содержащий сероводород, не пройдет паспортизацию и не выйдет за ворота предприятия-изготовителя законным путем. На всех трех НПЗ РК: в Атырау, Павлодаре и Шымкенте действует строгая система внутреннего лабораторного контроля бензина. На выходе с завода, по прибытии на нефтебазу на хранение и после отгрузки на АЗС чистота бензина проверяется лабораторным путем. Сероводород в бензинах Казахстанских НПЗ отсутствует.

В своих отчетах руководители Атырауского, Шымкентского НПЗ и Павлодарского нефтехимического завода утверждают: фактически казахстанский бензин по основным показателям уже находится на уровне Евро-4,5 по всем показателям, кроме серы.


Также в ответе говорится, что ввод в эксплуатацию новой установки каталитического риформинга на АНПЗ позволил увеличить долю высокооктановых автобензинов АИ-92 и АИ-95 до 85% в общем объеме производства вместо 40% еще год назад. Завод имеет возможность вообще отказаться от выпуска автобензина АИ-80, однако продолжает производить его из-за популярности марки у потребителей, особенно, живущих на селе.

Миф 2: Казахстанский бензин стоит неоправданно дорого, и на его цене наживаются НПЗ и АЗС.

Реальность: Цена на бензин в Казахстане отнюдь не является прихотью производителей и продавцов топлива. Цифры на табло АЗС формируются под влиянием множества факторов, главные из которых – это цена сырья, налоги, ценовой порог у конкурентов и потребительский спрос.

В Казахстане бензин стоит 0,39 доллара за литр. В Туркменистане — 0,27 доллара за литр. В Узбекистане - 0,85 доллара за литр, в Монголии - 0,84 доллара за литр, а средняя цена бензина по всему миру составляет 0,97 доллара за литр. Самый дешевый бензин продается в Венесуэле (0,02 доллара за литр), Ливии (0,14) и Алжире (0,20). Правда, недавно президент Венесуэлы заявил об отпуске цен на бензин, и теперь бензин Аи-95 будет продаваться в этой стране по 0,95 американского доллара за литр. Самые высокие цены на топливо в Гонконге (1,81), Нидерландах (1,66) и Норвегии (1,62).


Как известно, нефтяная отрасль является ведущей в бюджетообразовании Казахстана, обеспечивая более 30% поступлений в республиканскую казну.

В цене 1 литра бензина налоговые отчисления составляют более 50%, а это средства на содержание автодорог, стратегических объектов, армии, врачей, учителей, полиции, госслужащих, выплату соцпособий и прочее. Средства Национального стабилизационного фонда также сформированы на 53,3% из поступлений нефтяной отрасли. Поэтому стоимость литра бензина в РК балансирует на грани необходимости отчислений в бюджет и выживания отрасли в условиях конкуренции.

Что касается такого звена реализации топлива, как АЗС, то порядка 85% стоимости литра бензина в розницу – это отпускная цена заводов-изготовителей. Так что слухи о сверхприбылях АЗС тоже сильно преувеличены.

Миф 3: Казахстанский бензин производится на устаревшем оборудовании, поэтому его выхлопы сильно загрязняют окружающую среду.

Реальность: Отечественные НПЗ действительно построены не вчера: АНПЗ в прошлом году исполнилось 70 лет, Шымкентскому НПЗ – 30, Павлодарскому нефтехимическому заводу – 38 лет. Однако солидный возраст – не оправдание для производства продукции низкого качества, поэтому заводы постоянно модернизируют свои действующие мощности, чтобы бензин соответствовал техрегламенту Таможенного Союза и был качественным. Иначе потребитель просто перестанет его покупать.

Но и, к примеру, и ведущие российские НПЗ были введены в строй в середине прошлого века: Омский НПЗ в 1955 году, Орский НПЗ - в 1935-м., Мозырский НПЗ – в 1975 году. Однако после проведенной модернизации эти заводы обрели вторую жизнь и сейчас выпускают продукцию экологического класса К5.

Надо понимать, что НПЗ работают в условиях тотального контроля качества и безопасности выпускаемой продукции. Поэтому и действующее производство, независимо от хода модернизации, содержится в идеальном состоянии.


Вместе с тем, чтобы идти в ногу со временем, в 2003 году было принято государственное решение о коренной модернизации трех НПЗ РК. Модернизация и реконструкция – проект с общим бюджетом более 5 млрд. долларов. Новые производственные установки, которые достраиваются сегодня, позволят повысить глубину переработки нефти и на 100% покрыть потребность внутреннего рынка Казахстана во всех видах автомобильного топлива и авиакеросине. При этом весь отечественный бензин будет соответствовать экологическим классам К4 и К5.

Фактически на территории существующих НПЗ, в условиях сохранения действующего производства, строятся новые заводы. По числу новых установок только техническое оснащение Атырауского НПЗ выросло вчетверо. Площадь модернизации составляет 90 футбольных полей, в модернизации участвует более 9 тысяч человек.

Стоит задача завершить в 2017-2018 годах модернизацию всех НПЗ и обеспечить переработку не менее 19 млн. тонн нефти в год. Механическая модернизация Атырауского НПЗ завершится первой уже в декабре 2016 года.

Никогда ранее в нашей стране не проводилась одновременная реконструкция всех трех действующих нефтеперерабатывающих заводов без остановки производства.


Большая часть пути модернизации заводами уже пройдена. Так, на АНПЗ в 2015 году введена в эксплуатацию новая установка каталитического риформинга, достраивается главный объект модернизации – комплекс глубокой переработки нефти.

Поэтому до официального присвоения казахстанскому автомобильному топливу стандартов К-4 и К-5 осталось совсем немного времени, но и тот бензин, который выпускается сегодня, - это продукт подтвержденного качества.

Выводы: модернизация НПЗ РК в завершится в ближайшие 2 года, но и сейчас заводы содержат в полном порядке действующие производственные мощности, а весь выпускаемый ими бензин имеет высокие качественные показатели.

Миф 4: На других АЗС бензин все равно лучше, чем на КМГ!

Реальность: Каждые 7 из 10 литров бензина на заправках РК произведены в Республике Казахстан. При этом только 8,2% АЗС относятся к сети КМГ. Отсюда вывод: некоторые сети АЗС вводят в заблуждение клиентов, сообщая о реализации бензина российских НПЗ, в то время как торгуют топливом казахстанских марок.

Согласно официальной информации ИАЦ нефти и газа РК, общее потребление бензина в Казахстане в 2015 году составило 4 млн. 265,7 тыс. тонн, из которых объем импортного бензина - 1 млн. 299,5 тыс. тонн, или 30,5 %.

Экономическая целесообразность импорта бензина из России присутствует только в северных регионах РК.

В настоящее время отечественные НПЗ производят бензин класса К-2, о чем открыто сообщают в прессе и на сайтах. Однако по ряду показателей выпускаемое топливо уже соответствует экологическим классам К-3 и К-4. При этом НПЗ РК не делают недобросовестных заявлений, а сообщают реальные факты: бензины класса К-4 и К-5 массово начнут выпускаться в 2017-2018 годах, на новых современных установках, которые возводятся сегодня.

В то же время, в 2015 году на рынок РК поступало топливо класса К-2 производства Республики Беларусь и Российской Федерации, что подтверждают паспорта качества, сопровождающие бензин, однако АЗС импортёров не спешат честно сообщать о классе топлива, а у наших потребителей срабатывает инерция мышления, что весь импортный бензин – исключительно К-4 и 5.


Все реализуемое топливо (как РК, так и РБ и РФ, независимо от экологического класса) соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза. Поэтому говорить, что какое-то топливо хуже или лучше, нельзя. Эксплуатационные свойства: расход, пусковые свойства, выбросы и т.д. определяются по результатам стендовых испытаний в специализированных аккредитованных центрах, при этом испытания проводятся по стандартизированным методикам.

Эксперт объясняет, почему в России бензин дороже, чем в Казахстане

Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 1 апреля 2020. Время чтения 7 мин.

Один литр бензина марки А-95 стоит в Казахстане 28,74 руб. Разница с РФ очевидна. Она оправдана не только размером акцизов, но и модернизированным в Республике нефтеперерабатывающим производством. Кроме этого, производители обязаны поставлять до 50% сырья на внутренний рынок практически по себестоимости.

Цена за баррель нефти влияет на экономику многих государств. Однако при анализе этого воздействия в соседних странах выясняется любопытная деталь: в Казахстане бензин дешевле, чем в России. Интересны прогнозы на стоимость топлива в РК в обозримом будущем.

Общее понимание вопроса

россияне искренне недоумевают по поводу такой разницы в стоимости топлива.

Чтобы предотвратить массовые перевозки углеводородов из Казахстана в Россию, в августе 2019 г. Министерство энергетики соседней страны установило ограничения. Действует лимит на вывоз – не более 20 литров в канистре на человека.

Цены 2020 года на бензин в РК

Прослеживается такая политика в отношении топливного продукта.

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

Справочно! Для расчетов применен курс тенге к рублю на 19 марта 2020 г. – 5,6:1.

Разница с РФ является довольно ощутимой.

Таблица 1. Сравнение средних цен бензина в РК и России

Марка продукта В Казахстане, руб. В РФ, руб.
А-76/80 15,47
АИ-92 25,34 42,52
АИ-95 28,74 45,93
АИ-98 36,95 52,02

Источники: Яндекс Район, Росстат за период 5–19 марта 2020 г.

Основной составляющей розничной стоимости топлива является акциз. Этот пункт закладывается на государственном уровне. Разница за тонну в ценах на 2020 г. у обеих стран очень ощутима.

В России акциз представлен так:

  • за автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, – 13 100 руб., соответствующий – 12 752 руб.;
  • 8 835 руб. – за дизельное топливо (ДТ).

В то время как в Казахстане ставка на акциз рассчитывается без классового деления. Здесь берутся следующие цифры для конкретных видов реализации по тонне топлива.

Таблица 2. Акцизы на продажу бензина и ДТ в РК за 2020 г. внутри страны

Цель реализации Бензин Дизельное топливо
декабрь-июнь июль-ноябрь
Оптовая производителями своего продукта 4 363 96,4 1 660
Розничная производителями собственного продукта 4 452 107 1 671
Розничная физическими и юрлицами 89,2 10,7

  • 4 363 руб. – для бензина;
  • 96,4 руб. – для дизтоплива.

По данным ОПЕК, РФ занимает второе место на планете по добыче нефти, а Казахстан – только 15, то очевидным становится странный диссонанс.

Так отличается ценовая политика на горючее в странах СНГ.

Таблица 3. Средняя стоимость литра АИ-92

Государство Цена за л, руб.
Казахстан 25,34
Кыргызстан 38,5
Россия 42–47,17
Украина 68,41

Источник: nur.kz, по данным на 11 марта 2020 г.

Если пересчитать на мировые масштабы: в Республике он стоит 0,39 $ за литр. Для сравнения, средняя цена этого топлива на планете составляет 0,97 $ за л.

Объяснение казахстанской стороны

Законодательство РК обязывает нефтедобывающие организации поставлять продукт, в том числе, и на внутренний рынок. Этот объем составляет 30–50% от всего добываемого сырья. Поставка в самой стране покрывает только транспортные нужды.

Причина стабильности цен на ГСМ в том, что средняя отпускная стоимость нефти на внутреннем рынке государства не поднимается выше 25–30 $ за баррель. А это уже ниже мировых стандартов. Вот почему внутренний рынок ГСМ РК может пока не бояться существенных изменений.

Возможность будущего снижения стоимости

Аналитики считают, что, несмотря на меняющиеся рыночные условия, такие цены сохранятся в течение всего 2020 г. Они не должны отображаться на себестоимости продуктовой корзины.

даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России.

Фото: даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России. Источник: livejournal @ hyarahani

Нефтеперерабатывающие заводы Республики не участвуют в дальнейшей судьбе своего производного. Они работают по так называемой давальческой схеме.

Суть заключается в следующем: поставщик нефти (давальщик) приобретает сырье для его отправки заводам. НПЗ изготавливают соответствующие продукты из материалов. Интересно, что продукция даже на этом этапе остается собственностью давальщика. Он же в последующем самостоятельно реализует все получаемые в результате переработки продукты.

После наращивания собственного производства можно заявлять о тенденции к снижению цены – прогнозы в ролике канала Мир 24:

Ближайшие прогнозы

Эксперты поделились на Tengrinews.kz: по идее, НПЗ в состоянии самостоятельно выходить на оптовые и розничные рынки, занимаясь покупкой и реализацией нефти.

НПЗ

Поэтому среди заинтересованных лиц уже не раз озвучивались мысли о создании Единого оператора. В задачи этого регулятора будет входить переработка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Подобное решение помогло бы в оптимизации бизнес-процессов и последующем снижении цен на горюче-смазочные материалы. Ещё один положительный момент от этой идеи – уменьшение долговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. На сегодняшний день они все закредитованы в связи с модернизацией производства.

Пока однозначно ясно одно: к 2025 г. должен заработать общий рынок по нефти и нефтепродуктам. Это явление будет происходить в рамках ЕАЭС, что повлияет на уравнение цен на горюче-смазочные материалы между странами-участницами. Если прибавить ещё к этому и повышение стоимости процессинга (переработки нефти для давальцев) и выкуп заемных средств, то становится неизбежным будущее повышение цен на бензин и в РК.

А пока цифры на табло АЗС в Казахстане являются не прихотью производителей или продавцов этого топлива. Под их формирование попадают много факторов, среди которых – стоимость сырья, налоговые отчисления, ценовой порог конкурентов и спрос потребителей. Но последние не очень страдают от них.

Данная статья является дополнением к материалу о вывозе автомобиля, приобретенного в России. Здесь мы хотим более подробно остановиться на процедуре ввоза машины в Казахстан.

Процесс поиска, покупки и оформления автомобиля в РФ для гражданина Казахстана ничем не отличается от аналогичных действий, скажем, гражданина Беларуси. Единственная разница: в свидетельстве о регистрации авто указываются разные страны вывоза. Основные же отличия начинаются во время пересечения российско-казахской границы.

Совет первый

Совет второй

Оформив свою машину в российском ГАИ (МРЭО), обязательно сделайте транзитную страховку для проезда по территории РФ. Как мы уже писали, приобретать такую страховку лучше у страховой компании, офис которой расположен как можно дальше от здания ГАИ. Иначе вам придется серьезно за нее переплатить.


Совет третий

Оформив автомобиль в МРЭО и купив транзитную российскую страховку, можете смело отправляться домой. Но обратите внимание на несколько нюансов.
➢ Не забудьте обязательно прикрепить транзитные знаки на штатные места для номеров - для этого вам понадобятся четыре стандартных пластиковых хомутов-стяжек. Если вы не сделаете этого заранее, то вас могут оштрафовать на 5 тысяч рублей (это около 15 тысяч тенге).
➢ По территории РФ и Казахстана в любое время суток нужно ехать с включенным ближним светом!
➢ При покупке машины в России рекомендуем заодно обновить огнетушитель, аптечку и знак аварийной остановки. Если в машине нет данного комплекта или один из его компонентов просрочен, то гаишники (и российские, и казахские) могут к этому придраться, что выльется в солидный штраф.


➢ Если вы гоните автомобиль зимой, то позаботьтесь о том, чтобы автомобиль был на зимней резине. В Казахстане есть участки дороги, где на протяжении нескольких сотен километров в степной зоне на дороге голый лед. А еще бывают серьезные переметы дороги (метель), при которых видимость снижается до 10 метров.


Пересечение границы

➢ Перед приездом в Россию рекомендуем взять с собой антирадар (купить или взять у друзей) – это очень полезная вещь, которая поможет вам сохранить деньги в дороге.
➢ Если вы поедете в РФ по внутреннему документу (удостоверению личности), то при выезде из Казахстана вам придется заполнять миграционную карту, на которой пограничники должны поставить свою печать. Непременно сохраните эту карточку, потому что при повторном пересечении российско-казахской границы ее попросят обратно.


ШАГ ПЕРВЫЙ

Рекомендуем пересекать границу между Россией и Казахстаном до 15:00, а лучше всего – утром, потому что ближе к вечеру на границе образуются длинные очереди. Многие люди утром ездят по делам из Казахстана в приграничные российские города, а вечером возвращаются, создавая самые настоящие пробки, в которых легко можно простоять до двенадцати часов.





ШАГ ВТОРОЙ

Процедура перехода границы с российской стороны достаточно проста: у вас проверят удостоверение личности и документы на машину, осмотрят авто и пропустят дальше.

А вот казахские пограничники продержат вас дольше: вам придется сдать миграционную карту, а потом оформить ввоз автомобиля, указав ИНН/БИН того лица, на чье имя машина оформлялась в РФ и теперь ввозится в Казахстан.
➢ После пересечения границы обязательно сохраните документ на ввоз авто - он понадобится вам при постановке машины на учет по месту жительства.



ШАГ ТРЕТИЙ

Сразу же после пограничных постов расположены палатки страховых брокеров. Не проходите мимо, и обязательно купите транзитную казахстанскую страховку: ее стоимость вряд ли превысит тысячу тенге, а вот из-за ее отсутствия гаишники оштрафуют вас на гораздо большую сумму.


ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

По приезду домой Вам нужно будет:

➢ Заплатить налог на транспортное средство (рассчитывается от объема двигателя) в ЦУНе при ГАИ.
➢ Пройти сертификацию авто, подтверждающее объем двигателя и тех характеристики.
➢ На какие-то модели понадобится сделать подтверждение экологического класса ЕВРО 4.
➢ Оплатить все пошлины и сборы за получение тех. паспорта и государственных номерных знаков.

Только после прохождения всех этих процедур вам поставят автомобиль на учет. Всего полностью на процесс оформления машины в Казахстане уходит примерно 1 неделя.

Читайте также: