На чем летают в китае

Обновлено: 18.09.2024

ГРУЗИЯ с 1 июня открывает сухопутные границы для путешественников. Попасть на территорию государства можно с документом, подтверждающим прохождение полного курса вакцинации, или с отрицательным ПЦР-тестом. Его необходимо сдать в течение 72 часов до въезда. Невакцинированным путешественникам также необходимо будет пройти повторное тестирование, причем оплачивается оно за счет туристов. Справку потребуют при выезде из страны – если ее не будет, то туриста ожидает серьезный штраф. Также рекомендуется иметь с собой медицинскую страховку, которая покроет лечение от коронавируса. Решение об открытии границ, к сожалению, никак не отразится на наших туристах. Выезд путешественников из РФ в Грузию с целью туризма закрыт российской стороной. Как и ранее, сейчас прилететь или приехать в Грузию граждане России могут только через другие страны. Пересечь наземную границу удобнее всего из Армении.

Консульство ФРАНЦИИ также возобновило выдачу виз в России с 1 июня. Но принимать заявления посольство будет только для продления пятилетней многократной краткосрочной визы, выданной этой страной и истекшей во время пандемии COVID-19. Другие запросы на краткосрочную визу пока не рассматривают. Чтобы продлить французскую визу, нужно представить разрешение на многократный въезд сроком на пять лет, истекшее после 1 января 2020 года. Также у россиянина должны быть документы, подтверждающие будущую поездку в республику. Ранее власти Франции планировали возобновить с 9 июня прием иностранных туристов при наличии у путешественников санитарных сертификатов, однако пока решение не было утверждено.

Болгария: Болгария с 1 мая разрешит въезд туристам при наличии сертификата о вакцинации, отрицательного теста на коронавирус или справки о наличии антител с подтверждением перенесенного заболевания за последние полгода. Прямых рейсов между Россией и Болгарией пока нет.

Сербия: По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, Сербия пользовалась спросом у российских туристов зимой, когда был в разгаре горнолыжный сезон, сейчас же путешественники выбирают бальнеологические курорты страны. Для въезда в Сербию нужен лишь отрицательный ПЦР-тест, сделанный не позднее 48 часов до въезда. Прямые регулярные рейсы в столицу страны Белград выполняются с осени 2020 года.

Абхазия: Для посещения Абхазии российским туристам не требуется ничего, кроме соблюдения санитарно-эпидемиологических правил на территории республики (маски, социальное дистанцирование). В то же время, ужесточение Роспотребнадзором с 15 апреля правил въезда в Россию напрямую затронуло Абхазию. Поскольку требование о сдаче ПЦР-теста на коронавирус теперь распространяется на все виды транспорта, тем, кто прибывает из Абхазии на машине или поезде, также нужно сдавать тесты.

Белоруссия: Для въезда в страну россиянам потребуется справка с отрицательным результатом ПЦР-теста на COVID-19, сданным не ранее чем за 72 часа (детям до 6 лет справки не нужны). Документ должен быть представлен в оригинале на русском, белорусском или английском языках.

Армения: В Армению россияне могут въезжать со справкой о тесте на коронавирус, проведенном не позднее, чем за 72 часа до въезда, на армянском, русском или английском языках. При въезде осуществляется медицинский осмотр (дистанционное измерение температуры, внешний осмотр, дополнительный осмотр в случае наличия характерных для вируса клинических симптомов). В случае, если у иностранного гражданина нет отрицательного теста на COVID-19, то он должен пройти тестирование в аэропорту или пунктах отбора проб, расположенных в пункте пересечения сухопутной границы, и обязательно самоизолироваться до получения отрицательного результата исследования. Самоизоляция осуществляется по адресу, указанному в единой информационной системе электронного здравоохранения АРМЕД (в забронированных туристами гостиницах, апартаментах и т. д.). Результаты обследования ПЦР регистрируются в системе АРМЕД и предоставляются обследуемому не позднее чем в течение 48 часов. Из России в Армению можно добраться и прямыми, и транзитными рейсами.

Грузия: Грузия открылась для международного туризма с 1 февраля 2021 года. На свободный въезд в Грузию могут рассчитывать все иностранцы, которые прошли полный курс COVID-вакцинации и могут предъявить соответствующий документ на границе, после чего им не придется проходить обязательный 12-дневный карантин. С 1 марта россияне официально могут въезжать в Грузию с отрицательным ПЦР-тестом, проведенным за 72 часа до поездки. Также по прибытии в страну нужно сделать еще один ПЦР-тест за свой счет через три дня после прилета (2 тыс. — 4 тыс. руб.) Не позже чем за 48 часов до прибытия в Грузию всем, кроме грузинских граждан, нужно заполнить специальную форму заявки.

Казахстан: Перед поездкой в Казахстан туристы должны будут заполнить специальную анкету, указав в ней свои данные и информацию о планируемом месте пребывания. Также нужно иметь при себе справку с отрицательным результатом теста на COVID-19, сделанным не ранее чем за пять дней до прибытия в Казахстан. Граждане без тестов будут содержаться в течение двух дней в карантинном учреждении в городе прибытия и проходить тестирование на COVID-19.

Киргизия: В Киргизии россиянам потребуется справка с отрицательным результатом ПЦР-теста на COVID-19, сделанного не ранее чем за 72 часа до поездки (самолетом) или за 120 часов, если поездка будет сухопутным путем. Если сделанный тест просрочен, то прибывающим предложат сделать еще один по прибытии и самоизолироваться до получения результатов.

Узбекистан: Для посещения Узбекистана нужна только справка с отрицательным результатом ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до поездки. Справка может быть как на русском, так и на английском. Карантина нет.

Таджикистан: Пассажиры должны предварительно оформить справку с отрицательным результатом ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до поездки. Правило не касается детей до трех лет.

Южная Корея: Для въезда в Южную Корею тест на коронавирус надо сдавать трижды: первый – до вылета, второй – после въезда в страну, третий – после двухнедельного карантина. Кроме того, необходимо иметь справку об отрицательном результате ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 48 часов до поездки.

Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Китай – одна из ведущих держав мира. По многим показателям страна занимает лидирующие позиции. Но ситуация с мировой пандемией Covid-19 внесла коррективы во все сферы жизни КНР.

В 2021 году для борьбы с коронавирусом были введены беспрецедентные меры: карантин для всей провинции Хубей, строительство в краткие сроки полевого госпиталя, отмена массовых мероприятий, закрытие границ и многое другое.

Скорость, с какой Китай боролся с болезнью, просто поражала. Прошло время, и сейчас многих интересует, когда будет граница России открыта с Китаем в 2022 году?

Ограничения для въезда в Китай

Когда откроют границу с Китаем в 2022 году, будут ли ограничения для посещения страны?

В 2022 году для въезда россиян в Китай также будет внедряться система ограничений. Поэтому говорить, что граница с Китаем будет полностью открыта в 2022 году преждевременно. Не все граждане РФ, которым необходимо по разным причинам поехать в КНР, смогут это сделать.

И первая сложность состоит в получении визы. Одновременно с подготовкой всех необходимых документов и разрешений нужно учитывать множество организационных моментов.

Всегда помните о том, что никто не гарантирует положительный результат даже при соблюдении всех требований.

Итак, в начале 2022 года сохранятся ограничения на въезд в страну с туристической целью. Получить визу можно будет только для поездок с дипломатическими целями, резидентам КНР, а также для ухода за тяжелобольным родственником.

При этом власти Китая сообщили, что заявку на получение визы могут оставлять иностранные граждане, которые хотят попасть в страну с целью ведения бизнеса или при получении разрешения на работу. В России с некоторыми сложностями визы все же выдаются. Но для получения необходимо иметь важные обоснования.

Каждая заявка рассматривается индивидуально и власти Китая имеют право вынести отказ.

Кроме получения визы разработан ряд ограничений, требующий жесткое соблюдение всех условий:

В конце 2021 года еще нет конкретных заявлений и четких дат относительно открытия границ Китая с другими странами, в частности с Россией.

Как известно, в феврале 2022 года в Пекине будут проведены зимние олимпийские игры. Но организаторы ввели запрет на доступ к соревнованиям иностранных зрителей. Ограничения на въезд в страну будут касаться также сопровождающих и супругов спортсменов.

Участникам Олимпиады въезд намереваются разрешить только при условии вакцинации хотя бы одной дозой препарата, одобренного ВОЗ. Планируется отдельно рассматривать случаи противопоказаний по медицинским соображениям.

Открытие границ для студентов в 2022 в Китае

Всемирная пандемия заставила ВУЗы страны полностью перейти на дистанционное обучение. Это принесло много сложностей. Учащиеся отмечали недостаток личного общения с преподавателями и сокурсниками.

Из-за разницы во времени студентам приходилось учиться в ночное время. А многие абитуриенты, которые хотели поступать, изменили свои планы. Когда Китай откроет границы для студентов в 2022 точно неизвестно. А пока в 2021 году китайские университеты активно работают над восстановлением обучения иностранцев в ВУЗах страны.

Для этого планируется введения ряда мер:

  • открытие въезда по студенческим визам;
  • упрощение въезда для вакцинированных студентов, особенно для тех, кто предпочел китайские препараты;
  • создание специальных фондов для поддержки и выплате стипендий для иностранцев;
  • сохранение политики разумных цен на обучение и проживание иностранцев;
  • усовершенствование системы онлайн-обучения для студентов, которые не могут приехать в страну.

Также все учебные заведения активно подготавливаются к работе с учетом эпидемиологической ситуации.

Частичное открытие границ Китая со второй половины 2022 года станет долгожданным событием для многих студентов. Потому что желающих получить высшее образование в Китае по-прежнему много. И это не случайно. Согласно мировым рейтингам более 50-ти китайских ВУЗов вошли в рейтинг лучших университетов мира.

Как посетить Китай россиянам?

Во всех провинциях действуют разные миграционные правила. Существуют льготы для населения РФ, которое проживает в:

  • Иркутской, Амурской и Читинской области;
  • Приморском, Хабаровском и Забайкальском крае.

Желающие въехать в страну должны иметь PU-приглашение, оформленное китайской стороной. Это разрешение на работу, по которому ценный специалист приезжает в страну. Это в разы упрощает процесс въезда, но не отменяет наличия всех остальных документов. PU-приглашение дает право находиться в КНР от 15 до 180 дней.

Необходимо предъявить документы, подтверждающие факт проживания в указанных регионах.

Для жителей всех остальных регионов РФ планирование поездки должно начинаться с подачи заявки на получение визы. Дальнейшая ситуация будет зависеть от решения посольства и от результатов прохождения всех остальных этапов.

Вакцинация и тесты

Для получения разрешения на въезд в страну необходим сертификат о полной вакцинации. К привитым китайскими препаратами будет применяться упрощенная подача пакета документов.

Поэтому россияне, планирующие посетить материковый Китай, должны предоставить те же документы, которые требовались до пандемии. При наличии сертификата не нужно предъявлять отрицательный тест на коронавирус.

После получение сертификата его нужно легализовать. Сделать это можно только в китайском посольстве.

Но в некоторых случаях даже пройдя вакцинацию или сделав тест можно не попасть в Китай, если в самолете будет обнаружен заболевший человек. По прибытии в аэропорту все прилетевшие проходят тщательную диагностику.

Если медперсоналу что-либо не нравится в самочувствии человека даже при наличии у него ПЦР- теста, такой человек в обязательном порядке будет госпитализирован.

Откроют ли границу с Китаем в 2022 году?

Если опираться на мнение ведущего китайского эксперта по инфекционным заболеваниям, то страна может открыть границы для стран с хорошим уровнем вакцинации и низкой заболеваемостью только в первой половине 2022 года.

Правительство Китая не торопится открыть границы с Россией в 2022 году, опасаясь новых штаммов коронавируса в связи с незавершенной массовой вакцинацией населения.

В новом Китае гражданская авиация развивалась постепенно, пройдя в истории своего развития четыре основных этапа: этап создания с 1949 по 1957 годы, этап регулирования с 1958 по 1965 годы, этап сложного продвижения вперед с 1966 по 1976 годы, и новый этап развития, начиная с 1977 года.

До 1949 года на территории материкового Китая имелось только 36 аэропортов, выполнявших авиаперевозки по основным маршрутам, включая Шанхай Лунхуа, Нанкин Дацзяочан, Чунцин Шаньхуба, Чунцин Цзюлунпо и прочие примитивно оборудованные аэропорты. За исключением аэропортов Шанхай Лунхуа и Нанкин Дацзяочан, которые могли принимать на взлет и посадку транспортные самолеты модели DC-4, остальные аэропорты могли принимать только тогдашние модели транспортных самолетов DC-2 и DC-3. В результате многолетних войн и беспорядков, аэропорты находились в состоянии, требующем экстренного строительства и реконструкции.

Этап создания (1949-1957 годы)

Пекинский аэропорт

В 1959 году китайская гражданская авиация закупила самолет Ил-18, что ознаменовало собой переход от использования самолетов с поршневыми двигателями к турбинным пропеллерам. В 1963 году гражданской авиацией Китая вновь были закуплены британские самолеты Vickers Viscount, что положило конец исключительному использованию советских самолетов. В связи с началом использования новых моделей самолетов и в целях удовлетворения требований международной авиации, в этот период были построены и реконструированы аэропорты Наньнин, Куньмин, Гуйян и др., а также были соответствующим образом улучшены полетные условия и инфраструктура обслуживания, в частности, были завершены проекты по расширению аэропортов Шанхай Хунцяо и Гуанчжоу Байюнь.

Этап сложного продвижения вперед (1966-1976 годы)

В течение первых пяти лет этого этапа гражданская авиация испытала серьезные разрушения и убытки. Начиная с сентября 1971 года, при поддержке премьер-министра Китая Чжоу Эньлая, основной акцент в развитии гражданской авиации был сделан на открытии международных авиамаршрутов дальнего следования. К концу 1976 года китайская гражданская авиация насчитывала уже 8 международных авиамаршрутов, длина этих воздушных маршрутов достигла 41 000 км, что составило 41% от общей длины воздушных маршрутов; количество внутренних воздушных маршрутов возросло до 123.

Новый этап развития (1987-2002 годы):

В 1987 году китайское правительство решило провести реформирование системы отрасли гражданской авиации путем отдельного образования авиакомпаний и аэропортов. Основным содержанием реформирования было выделение бизнеса авиаперевозок и прочих операций авиации общего назначения, а также активов и персонала бывших шести местных управлений гражданской авиации в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Чэнду и Шэньяне и учреждение 6 основных государственных авиакомпаний, которые оперировали бы на принципах самостоятельности, хозрасчета и равной справедливой конкуренции. Этими шестью основными государственными авиакомпаниями стали: Китайские международные авиалинии, Китайские восточные авиалинии, Китайские южные авиалинии, Китайские юго-западные авиалинии, Китайские северо-западные авиалинии, Китайские северные авиалинии.

Кроме того, в июле 1989 года была создана компания Китайская авиация общего назначения, занимающаяся в основном операциями авиации общего назначения и частично занимающаяся авиаперевозками. Одновременно с созданием основных авиакомпаний, на базе аэропортов, где находились бывшие Управления гражданской авиации Пекина, Шанхая, Гуанчжоу, Чэнду, Сианя, и Шэньяна были созданы шесть местных управлений гражданской авиации северного, восточного, южно-центрального, юго-западного, северо-западного регионов страны, а также аэропорты Пекин Столичный, Шанхай Хунцяо, Гуанчжоу Байюнь, Чэнду Шуанлю, Сиань Сигуань (в настоящее время уже перемещен в Сяньян, ныне называется аэропорт Сиань Сяньян) и Шэньян Таосянь. Шесть местных управлений одновременно являлись как правительственными органами, управляющими делами местной гражданской авиации, так и предприятиями, управляющими местными органами гражданской авиации провинций (районов, городов) и аэропортами.

В системе обеспечения обслуживания авиаперевозок также было проведено соответствующее реформирование, согласно требованиям профессионального разделения труда. В 1990 году на базе бывших отделов поставки авиатоплива различного уровня была создана Китайская национальная компания авиационного топлива, специально занимающаяся обеспечением поставок авиатоплива. Данная компания осуществляет поставки авиационного топлива авиакомпаниям через свои филиалы, расположенные в аэропортах. К подобному типу компаний относятся также Китайская компания авиационного сырья и материалов, занимающаяся импортом и экспортом авиационного сырья и материалов (самолетов, двигателей, пр.); Компьютерно-информационный центр, занимающийся разработкой и управлением системами бронирования и продажи авиабилетов в пределах всей страны; Центр авиационных расчетов, предоставляющий авиакомпаниям услуги по международным расчетам за авиаперевозки; а также компании по ремонту самолетов, авиационные пищевые компании и др. 19 апреля 1993 года Китайская администрация гражданской авиации была переименована в Китайскую главную администрацию гражданской авиации, являющуюся органом прямого подчинения Госсовету КНР. 20 декабря уровень Китайской главной администрации гражданской авиации был повышен с субминистерского уровня до уровня министерства. За 20 лет в гражданской авиации Китая общий оборот авиаперевозок, объем пассажироперевозок и объем грузоперевозок выросли соответственно на 18%, 16% и 16%; что в более чем два раза превышает средний мировой уровень. В 2002 году гражданская авиация Китая осуществила общий оборот авиаперевозок 16,5 млрд. тонн-км, объем пассажироперевозок 85,94 млн. человек, объем грузовых и почтовых перевозок 2,02 млн. тонн, вновь поднявшись в мировом рейтинге и обратив на себя внимание всего мира, как крупная авиа держава.

Современный этап развития (с 2002 до сегодняшнего дня)

В марте 2002 года китайское правительство приняло решение о проведении очередного реструктурирования отрасли гражданской авиации в Китае. Основное содержание включает:

  • После реструктурирования авиакомпаний и компаний по обеспечению обслуживания, 11 октября 2002 года были официально образованы шесть следующих крупных корпораций: Корпорация Китайские авиалинии , Корпорация Китайские восточные авиалинии , Корпорация Китайские южные авиалинии , Корпорация Трэвэл Скай Холдинг, Корпорация Китайское авиационное топливо, Корпорация импорта и экспорта авиационных сырья и материалов. После образования данные корпорации были отделены от Главной администрации гражданской авиации Китая и переданы на управление центральному правительству.
  • Были реформированы правительственные структуры по контролю и надзору за гражданской авиацией, в том числе 7 местных управлений гражданской авиации, подчиняющихся Главной администрации гражданской авиации (местное управление северного региона, местное управление северо-восточного региона, местное управление восточного региона, местное управление южно-центрального региона, местное управление юго-западного региона, местное управление северо-западного региона, местное управление Синьцзяна) и 26 офисов контроля безопасности на уровне провинций (Тяньцзинь, Хэбэй, Шаньси, Внутренняя Монголия, Далянь, Цзилинь, Хэйлунцзян, Цзянсу, Чжэцзян, Аньхой, Фуцзянь, Цзянси, Шаньдун, Циндао, Хэнань, Хубэй, Хунань, Хайнань, Гуанси, Шэньчжэнь, Чунцин, Гуйчжоу, Юньнань, Ганьсу, Цинхай, Нинся); эти органы осуществляют контроль и надзор за делами гражданской авиации.
  • Осуществление локализации управления аэропортами. Согласно принципам разделения функций правительства и предприятия и локализации управления, в 90 аэропортах была проведена реформа локализации управления. Аэропорты, находившиеся в прямом управлении Главной администрации гражданской авиации, были переданы на управление соответствующей провинции (району, городу), вместе с соответствующими активами, пассивами и персоналом; для гражданских или военно-гражданских аэропортов, находившихся в совместном управлении Главной администрации гражданской авиации и местных правительств, часть активов, пассивов и персонала, которая была в распоряжении Главной администрации гражданской авиации, была передана на управление соответствующей провинции (району, городу). Столичный аэропорт и гражданские аэропорты на территории Тибетского автономного округа продолжали оставаться в ведении Главной администрации гражданской авиации Китая. 8 июля 2004 года с передачей аэропорта Ганьсу в ведение местным властям, была завершена реформа локализации управления аэропортами, что ознаменовало собой завершение полного реформирования системы гражданской авиации.

12 октября 2004 года на 35-й ассамблее Международной организации международной авиации Китай большим числом голосов впервые был избран членом в Совет данной организации. В 2004 году отрасль гражданской авиации реализовала общий оборот авиаперевозок 23 млрд. тонн-км, объем пассажироперевозок 120 млн. человек, объем грузовых и почтовых перевозок 2,73 млн. тонн, время операций авиации общего назначения составило 77 000 часов. На конец 2004 года в Китае действовало 1200 регулярных воздушных маршрутов и рейсов, в том числе 975 внутренних маршрутов (включая Гонконг, Макао), 225 международных маршрутов, внутри страны 133 аэропорта обслуживали регулярные рейсы гражданской авиации (не считая Гонконг, Макао). Образовалась сеть авиаперевозок, центром которой стали аэропорты Пекина, Шанхая и Гуанчжоу, транспортными пересадочными узлами которой стали столицы провинций и туристические города, а ветками которой – аэропорты прочих городов; сеть, объединившая 127 городов внутри страны, и 80 городов за пределами Китая в 38 странах мира. Самолетный парк гражданской авиации Китая продолжал непрерывно расширяться, на конец 2004 года Китай имел 754 транспортных самолета, в том числе 680 средних и крупных самолетов, все из которых самые передовые в мире. В 2004 году общий оборот авиаперевозок гражданской авиации Китая составил 23 млрд. тонн-км (не включая особые административные районы Гонконг и Макао и провинцию Тайвань), Китай вышел на 3-е место в списке 188 стран-членов Международной организации гражданской авиации.

В 2010 году гражданская авиация Китая насчитывала уже 1880 регулярных воздушных маршрутов, в том числе 1578 внутренних маршрутов (включая 85 маршрутов в Гонконг, Макао, Тайвань), и 302 международных маршрута. Общая протяженность воздушных маршрутов (без повторения дистанции) составляет 2 млн. 765 тыс. км, в том числе протяженность внутренних воздушных маршрутов составляет 1 млн. 695 тыс. км, международных маршрутов - 1 млн. 70 тыс. км. В 2010 году внутренние воздушные маршруты уже соединили 175 аэропортов в 172 городах. Исходя из радиационного радиуса 100 км, аэропорты гражданской авиации уже покрыли 91% общего объема экономики, 76% населения и 70% административных единиц выше уровня уезда. В Китае уже построено несколько крупномасштабных авиационных транспортных узлов. В 2010 году общая пропускная способность аэропортов страны достигла 564 млн. человекораз, уже имеется 16 аэропортов с годовой пропускной способностью, превышающей 10 млн. человекораз. Пекинский Столичный аэропорт достиг пропускной способности 73 млн. 950 тыс. человекораз, и стоит на втором месте в мире. Шанхайские аэропорты Пудун и Хунцяо имеют общую пропускную способность 71 млн. 870 тыс. человекораз, аэропорт Гуанчжоу Байюнь достиг 40 млн. 980 тыс. человекораз, Шэньчжэнь, Чэнду, Куньмин, Сиань уже достигли или приближаются к отметке 20 млн. человекораз.

Художественная интерпретация внешнего вида представителей вида Quetzalcoatlus northropi.

Пошаговая реконструкция предлагаемого взлёта кетцалькоатля. Птерозавр приседает, подпрыгивает, а затем начинает махать крыльями.

Художественная интерпретация внешнего вида представителей вида Quetzalcoatlus northropi.

Пошаговая реконструкция предлагаемого взлёта кетцалькоатля. Птерозавр приседает, подпрыгивает, а затем начинает махать крыльями.

Этот летающий ящер известен науке уже несколько десятилетий, однако его ископаемые остатки ни разу не подвергались подробному анализу. Исследователи из США и Великобритании провели первое максимально подробное исследование окаменелостей гигантского кетцалькоатля, чтобы понять, как эта громада вообще могла подняться в воздух.

В наши дни на болотах и озёрах часто можно увидеть цапель, бродящих по мелководью в поисках рыбы, насекомых или ракообразных и земноводных. Рост этих элегантных созданий редко превышает 120 сантиметров.

Но 70 миллионов лет назад вдоль реки Рио-Гранде на территории современного Техаса по болотам бродило более впечатляющее и пугающее существо: птерозавр высотой 3,4 метра, известный как кетцалькоатль. Он имел размах крыльев от 11 до 12 метров, и это было самое большое летающее животное, когда-либо жившее на Земле.

Кетцалькоатль является потомком динозавров и далёким предком современных кондоров.

Крупнейший экземпляр этого летающего ящера представлен всего лишь одним набором окаменелых костей, найденных в конце 1970-х годов в национальном парке Биг-Бенд, расположенном на границе США и Мексики. Этот птерозавр был назван в честь ацтекского бога Кетцалькоатля ("Пернатый змей"), а его вид в дальнейшем получил название Quetzalcoatlus northropi.

В шести публикациях в издании Journal of Vertebrate Paleontology учёные предоставляют наиболее полную картину жизни этого потомка динозавров. В этих работах описывается геологическая и экологическая обстановка верхнего мелового периода, анатомия и место птерозавра в генеалогическом древе пресмыкающихся, а также то, как именно он передвигался по земле и в воздухе. Одна из работ представляет собой введение к этой впечатляющей серии исследований.

С момента открытия кетцалькоатля прошло более 45 лет, однако о нём мало что было доподлинно известно до настоящего времени. Об этой древней летающей рептилии ходят легенды, хотя большая часть существующих представлений о животном носит скорее художественный, нежели научный характер.

Как этот зверь мог ходить с длинными крыльями, в сложенном состоянии касавшимися земли? Чем и каким образом он питался? Как хорошо он летал? И как животное с размахом крыльев 12 метров, но длиной ног меньше двух метров вообще было способно взлететь в воздух?

Авторы этой масштабной работы считают, что это первое настоящее исследование, посвящённое самому большому летающему животному в мире. Они называют полученные результаты "революционными для изучения птерозавров — первых животных после насекомых, которые когда-либо развили способность к активному полёту".

Размер крыла ископаемого птерозавра сопоставим с длиной крыла некоторых самолётов. Его крылья были по крайней мере в полтора раза больше, чем крылья самой большой из известных науке птиц.

В отличие от бога-змея, у кетцалькоатля не было перьев: его тело, включая кожу на крыльях, было покрыто волосками, как и у всех птерозавров. Как и динозавры, он, вероятно, был теплокровным и активным.

Хвост у животного отсутствовал, по-видимому, для улучшения манёвренности полёта, а его почти двухметровая шея и череп длиной 1,2 метра, украшенный крупным гребнем, наводят на мысли об аисте-мутанте.

Авторы исследования пишут, что эта рептилия питалась и взлетала в воздух, как цапля, парила в воздухе подобно кондорам и грифам, но из-за огромных крыльев ходила по земле необычным способом, непохожим на походку любого другого известного животного.

"У птерозавров огромная грудина, к которой прикрепляются летательные мускулы, поэтому нет никаких сомнений в том, что они великолепно летали", – отметил ведущий автор нескольких работ Кевин Падиан (Kevin Padian) из Калифорнийского университета в Беркли.

Как у птиц, летучих мышей и даже людей, передние конечности птерозавров состоят из трёх сегментов: плеча или плечевой кости, от плечевой впадины до локтя, предплечья, включая лучевую и локтевую кости, и костей запястья и кисти.


Кетцалькоатль ходил на двух ногах. Но из-за того, что его передние конечности были настолько длинными, его крылья всё равно касались земли даже в сложенном состоянии.

Этот факт заставил исследователей предположить, что птерозавры ходили как летучие мыши-вампиры, использующие свои передние конечности, чтобы передвигаться по земле. Но исследование костей показывает, что птерозавр не мог использовать крылья для движения. На земле он мог двигать крыльями только вперёд или в сторону.

Но это не значит, что древний гигант был неуклюжим.

"Чтобы не споткнуться, животное сначала поднимало левое крыло, затем делало шаг левой ногой, а затем ставило крыло на землю, – объясняет Падиан. – Процесс повторялся с правой конечностью […]. Нам это кажется слишком сложным, но животное могло быстро и легко ходить подобным образом".

По словам Падиана, это идеально соотносится с формой следов ходячих птерозавров, обнаруженных на юге Франции в 1990-х годах.

Поскольку ноги кетцалькоатля были короче крыльев, взмахов его крыльев было недостаточно для создания подъёмной силы.

Исследователи также отмели идею о том, что животное взлетало с разбега. Во-первых, разбежаться на таких коротких относительно тела ногах было бы довольно сложно, а во-вторых, оно не могло действительно сильно взмахнуть такими длинными крыльями, стоя на земле.

Вместо этого птерозавры, скорее всего, использовали свои сильные задние ноги, чтобы подпрыгивать вверх, а затем, когда "дорожный просвет" становился равен длине крыла, они начинали взмахивать крыльями. К слову, цапли делают то же самое, хотя они значительно меньше доисторического "летучего змея".


Пошаговая реконструкция предлагаемого взлёта кетцалькоатля. Птерозавр приседает, подпрыгивает, а затем начинает махать крыльями.

Учитывая, что птерозавр жил в болотистой местности, окружённой открытыми полями, наиболее вероятная стратегия его питания могла напоминать таковую у современных цапель. Они просеивают грязь в поисках крабов, червей и моллюсков, а также вылавливают мелкую рыбу, насекомых, змей, лягушек и ящериц.

Ещё один вывод учёных: кетцалькоатль мог столь же искусно выслеживать добычу с воздуха, как и с суши.

"Это животное могло поднять голову и шею вертикально, чтобы проглотить маленькую добычу, которую оно схватило своими челюстями. Оно могло опустить свою большую голову намного ниже горизонтали, поэтому, когда оно летело над сушей, оно могло бы пикировать вниз и хватать ничего не подозревающую жертву, – описывает Падиан. – Во время хождения по земле, он мог поворачивать голову и шею на 180 градусов, обеспечивая полный обзор вокруг себя".


По словам исследователей, детальная реконструкция анатомии и возможного поведения легендарного летающего ящера стала возможной благодаря отличному состоянию его окаменелостей. Это редкость для ископаемых животных и особенно для птерозавров. Их тонкие кости обычно ломаются, не оставляя палеонтологам достаточно материала для изучения.

Ранее мы рассказывали о новом виде птерозавров, обнаруженном в Китае. Писали мы и об открытии крошечного птерозавра размером с кошку, а также о том, что некоторые птерозавры питались динозаврами.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".

Читайте также: