Надо было отдохнуть но иван чувствовал что если присядет

Обновлено: 18.09.2024

— Был бы гвардии он завтра ж капитан.
— Того не надобно; пусть в армии послужит.
— Изрядно сказано! пускай его потужит…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Да кто его отец?

Глава II. Вожатый.

Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.

Глава III. Крепость.

Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку.

Старинные люди, мой батюшка.

Глава IV. Поединок

— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. В доме коменданта был я принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился.
Я был произведен в офицеры. Служба меня не отягощала. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста. У Швабрина было несколько французских книг. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком иногда являлся отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею во всем околотке. С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал.
Несмотря на предсказания, башкирцы не возмущались. Спокойствие царствовало вокруг нашей крепости. Но мир был прерван незапным междуусобием.
Я уже сказывал, что я занимался литературою. Опыты мои, для тогдашнего времени, были изрядны, и Александр Петрович Сумароков, несколько лет после, очень их похвалял. Однажды удалось мне написать песенку, которой был я доволен. Известно, что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя. Итак, переписав мою песенку, я понес ее к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца. После маленького предисловия вынул я из кармана свою тетрадку и прочел ему следующие стишки:

Мысль любовну истребляя,
Тщусь прекрасную забыть,
И ах, Машу избегая,
Мышлю вольность получить!

Но глаза, что мя пленили,
Всеминутно предо мной;
Они дух во мне смутили,
Сокрушили мой покой.

Глава V. Любовь.

Ах ты, девка, девка красная!
Не ходи, девка, молода замуж;
Ты спроси, девка, отца, матери,
Отца, матери, роду-племени;
Накопи, девка, ума-разума,
Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.
Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести тебя из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогла и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость,

«Государь Андрей Петрович,
отец наш милостивый!
Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.

Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо Савельича мне показалось достаточным.
С той поры положение мое переменилось. Марья Ивановна почти со мною не говорила и всячески старалась избегать меня. Дом коменданта стал для меня постыл. Мало-помалу приучился я сидеть один у себя дома. Василиса Егоровна сначала за то мне пеняла; но, видя мое упрямство, оставила меня в покое. С Иваном Кузмичом виделся я только, когда того требовала служба. Со Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нем скрытую к себе неприязнь, что и утверждало меня в моих подозрениях. Жизнь моя сделалась мне несносна. Я впал в мрачную задумчивость, которую питали одиночество и бездействие. Любовь моя разгоралась в уединении и час от часу становилась мне тягостнее. Я потерял охоту к чтению и словесности. Дух мой упал. Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение.

Глава VI. Пугачевщина.

Вы, молодые ребята, послушайте,
Что мы, старые старики, будем сказывати.

«Господину коменданту Белогорской крепости
Капитану Миронову.

Глава VII. Приступ.

Голова моя, головушка,
Голова послуживая!
Послужила моя головушка
Ровно тридцать лет и три года.
Ах, не выслужила головушка
Ни корысти себе, ни радости,
Как ни слова себе доброго
И ни рангу себе высокого;
Только выслужила головушка
Два высокие столбика,
Перекладинку кленовую,
Еще петельку шелковую.

Глава VIII. Незванный гость.

Незваный гость хуже татарина.

Глава IX. Разлука.

Сладко было спознаваться
Мне, прекрасная, с тобой;
Грустно, грустно расставаться,
Грустно, будто бы с душой.

Глава X. Осада города.

Заняв луга и горы,
С вершины, как орел, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

«Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить. Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачевым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота

Прочитав это письмо, я чуть с ума не сошел. Я пустился в город, без милосердия пришпоривая бедного моего коня. Дорогою придумывал я и то и другое для избавления бедной девушки и ничего не мог выдумать. Прискакав в город, я отправился прямо к генералу и опрометью к нему вбежал.
Генерал ходил взад и вперед по комнате, куря свою пенковую трубку. Увидя меня, он остановился. Вероятно, вид мой поразил его; он заботливо осведомился о причине моего поспешного прихода.
— Ваше превосходительство, — сказал я ему, — прибегаю к вам как к отцу родному; ради бога, не откажите мне в моей просьбе: дело идет о счастии всей моей жизни.
— Что такое, батюшка? — спросил изумленный старик. — Что я могу для тебя сделать? Говори.
— Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость.
Генерал глядел на меня пристально, полагая, вероятно, что я с ума сошел (в чем почти и не ошибался).
— Как это? Очистить Белогорскую крепость? — сказал он наконец.
— Ручаюсь вам за успех, — отвечал я с жаром. — Только отпустите меня.
— Нет, молодой человек, — сказал он, качая головою. — На таком великом расстоянии неприятелю легко будет отрезать вас от коммуникации с главным стратегическим пунктом и получить над вами совершенную победу. Пресеченная коммуникация…
Я испугался, увидя его завлеченного в военные рассуждения, и спешил его прервать.
— Дочь капитана Миронова, — сказал я ему, — пишет ко мне письмо: она просит помощи; Швабрин принуждает ее выйти за него замуж.
— Неужто? О, этот Швабрин превеликий Schelm, и если попадется ко мне в руки, то я велю его судить в двадцать четыре часа, и мы расстреляем его на парапете крепости! Но покамест надобно взять терпение…
— Взять терпение! — вскричал я вне себя. — А он между тем женится на Марье Ивановне.
— О! — возразил генерал. — Это еще не беда: лучше ей быть покамест женою Швабрина: он теперь может оказать ей протекцию; а когда его расстреляем, тогда, бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят; то есть, хотел я сказать, что вдовушка скорее найдет себе мужа, нежели девица.
— Скорее соглашусь умереть, — сказал я в бешенстве, — нежели уступить ее Швабрину!
— Ба, ба, ба, ба! — сказал старик. — Теперь понимаю: ты, видно, в Марью Ивановну влюблен. О, дело другое! Бедный малый! Но все же я никак не могу дать тебе роту солдат и полсотни казаков. Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять ее на свою ответственность.
Я потупил голову; отчаяние мною овладело. Вдруг мысль мелькнула в голове моей: в чем оная состояла, читатель увидит из следующей главы, как говорят старинные романисты.

Глава XI. Мятежная слобода.

Глава XII. Сирота

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.

Глава XIII. Арест.

Глава XIV. Суд

Мирская молва —
Морская волна.

Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу. Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена.

Издатель. 19 окт. 1836.

Приложение. Пропущеная глава.

Данная глава не вошла в окончательную релакцию повести и сохранилась только в виде черновой рукописи. В ней Гринев называется Буланиным, а Зурин — Гриневым.

Береги честь смолоду

Взятие Казани Пугачевым произошло 12 июля 1774 г.
…отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. — Имеется в виду дело А. П. Волынского (1689—1740), кабинет-министра императрицы Анны Иоанновны, казненного в 1740 г. вместе с его другом А. Ф. Хрущевым за попытку свергнуть власть немца Бирона, фаворита императрицы.

Вы читали полный текст романа А С. Пушкина Капитанская дочь.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж. 2) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян. 3) ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай. 4) (ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

3. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Эпидемиолог — сложная, ЗА(ТО) нужная профессия, ПОТОМУ(ЧТО) благодаря его труду мир избавлен от многих страшных болезней. 2) И(ТАК), ты думаешь, ЧТО(БЫ) подарить маме на юбилей? 3) (В)ОТЛИЧИЕ от Андрея Петровича Степан Ильич более добродушен, (ТО)ЕСТЬ менее обидчив и менее вспыльчив. 4) Между тем (В)ПЕРЕДИ, сквозь деревья сверкнула вода, и (В)СКОРЕ дорожка привела нас к большому озеру.

5. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку, теперь же нигде не было даже кустов, (В)СЛЕДСТВИЕ чего (НЕ)ЛЬЗЯ было сказать, куда свернёт протока - (В)ЛЕВО или (В)ПРАВО. 2) Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор приносил КАКУЮ(НИБУДЬ) книгу или журнал и читал нам (В)СЛУХ. 3) Я часто спорил с ним, но ВСЁ(ЖЕ) благодаря ему (МАЛО)ПОМАЛУ стал замечать, что для самого меня не всё было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определённые убеждения, ЧТО(БЫ) указания моей совести были определённы и не имели бы в себе ничего смутного. 4) (ПО)МОЕМУ, наш гость (СО)ВСЕМ не говорит (ПО)РУССКИ.

6. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) (ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, (ПО)ТОМУ(ЧТО) (В)ПРО- ДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного. 2) А в (СЕРО)ЧЕРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай. 3) Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин. 4) Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (В)ЛЕВО, то (В)ПРАВО, ТАК(ЧТО) поблескивающее зеркало её упиралось (В)ДАЛИ то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.

9. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) (В)ДАЛИ что-то блеснуло, но (НА)СТОЛЬКО неясно, что (ВО)ВСЕ нельзя было понять, что это такое. 2) (НА)КОНЕЦ мы перешли речку (В)БРОД и поехали (В)СТОРОНУ: нам хотелось (ПО)СКОРЕЕ выбраться из леса. 3) Неприятель, (В)ТЕЧЕНИЕ ночи почти не пытавшийся штурмовать, на рассвете (В)ОТКРЫТУЮ ринулся на нашу роту. 4) Тренер объяснил, (ОТ)ЧЕГО мы должны избавиться, ЧТО(БЫ) упражнение было выполнено правильно.

10. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно? 1) В тундре, (НА)ПРИМЕР, ТО(ЖЕ) есть свои красивейшие места. 2) В открытое окно поезда пахло дождем и (КАК)БУДТО грибами, а (В)ДАЛИ равнины уже мелькали печальные огни станции. 3) (ПО)НАПРАСНУ мы всматривались (В)ДАЛЬ: (НА)ВСТРЕЧУ нам поднимался туман. 4) Я заболел (В)НАЧАЛЕ осени, и это ТО(ЖЕ) (В)КОНЕЦ меня расстроило.

11. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно? 1) (ПО)ЭТОМУ и другим симптомам вашей болезни сложно решить, ЧТО(БЫ) вам назначить. 2) (В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ. 3) Выйдя из леса, мы (С)НАЧАЛА едем по шоссе, а (ЗА)ТЕМ переходим реку (В)БРОД. 4) (НА)ВСТРЕЧУ с друзьями мы приехали (ВО)ВРЕМЯ.

13. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) (ПО)ТОМУ, как (В)НИЗУ два ряда редких огней слились в две черты, (ПО)ТОМУ, как они пропадали (С)ЗАДИ, Маргарита догадывалась, что летит с чудовищной скоростью. 2) Летом в ветреные дни леса шумят океанским гулом и вершины гигантских сосен гнутся (В)СЛЕД пролетающим облакам, КАК(БУДТО) ивовые прутья. 3) Маленькая рыбка порывисто металась (В)ВЕРХ и (В)НИЗ водоёма, но хищница (С)БОКУ перехватила добычу и отправилась (ВО)СВОЯСИ. 4) Нужно немедленно выбираться из леса, ЧТО(БЫ) (В)ПОРУ укрыться и не вымокнуть под дождем.

14. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно? 1) (ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал решал, ЧТО(БЫ) ещё усовершенствовать в его лодке. 2) Бойцы (ПО)ОДИНОЧКЕ (НА)СПЕХ писали письма и разговаривали (В)(ПОЛ)ГОЛОСА. 3) Метелица покинул отряд около четырех часов (ПО)ПОЛУДНИ и (НА)СОВЕСТЬ гнал жеребца, а за ним (В)СЛЕД бежала тайга. 4) Метелица ТАК(ЖЕ) знал, что он должен вернуться в отряд этой же ночью во ЧТО(БЫ) то ни стало.

15. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно? 1) (ТОТ)ЧАС после одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину, из которой (В)КРИВЬ и (В)КОСЬ торчали пучки хвороста. 2) Но вот сосна стала (ПО)НЕМНОГУ редеть, и сквозь стволы показалась (НЕ)(В)ДАЛЕКЕ равнина. 3) В ТО(ЖЕ) время самолеты противника развернулись и взмыли В(ВЫСЬ) небесную. 4) (ПО)МОЕМУ, нам удастся (ВО)ВРЕМЯ скрыться от грозы вон под тем дубом.

16. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) Поворачивая голову (В)ПРАВО и (В)ЛЕВО, Маргарита любовалась тем, что луна несется под нею, как сумасшедшая, обратно в Москву и в ТО(ЖЕ) время КАК(БУДТО) стоит на месте. 2) Я кивнул мальчику и пошел (ВО)СВОЯСИ (В)ДОЛЬ реки. 3) Движение вперемежку с остановками развлекало нас, (НЕ)СМОТРЯ на громадную потерю времени, (И)ТАК мы двигались долго. 4) (ЗА)ТЕМ зданием мы остановимся, ЧТО(БЫ) отдохнуть.

17. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) Маргарита наклонила щётку щетиной (В)ПЕРЕД, так что хвост её поднялся (К)ВЕРХУ и, очень замедлив ход, пошла к самой земле, и это скольжение (В)НИЗ принесло ей удовольствие. 2) КОГДА(ТО) Архип Петрович хорошо понимал (ПО)ЛАТЫНИ. 3) (НА)ЗАВТРА были отложены основные дела, (ПО)ТОМУ(ЧТО) приезд незваных гостей расстроил все планы. 4) (НА)ДВОЕ разрезав арбуз, бабушка велела, ЧТО(БЫ) мы (ПО)БРАТСКИ поделили одну половину между всеми соседскими ребятишками.

19. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) Надо было (ТОТ)ЧАС возвращаться домой, садиться за рояль и (НА)СПЕХ записывать проигранное на листках бумаги, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти. 2) Это были письма (В)РОДЕ дневника, и в них отец справлялся (НА)СЧЕТ здоровья матери. 3) (БЕЗ)УМОЛКУ в доме, стоявшем (НА)ПРОТИВ, раздавались звуки скрипки. 4) Мне казалось, что дома ТО(ЖЕ) слушали и (ПО)СВОЕМУ, не (ПО)ЗЕМНОМУ понимали музыку, которая напоминала мне детство.

21. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно? 1) Невнимательное, незаинтересованное слушание музыки точно ТАК(ЖЕ), как невнимательное чтение книг или рассматривание картин, только утомляет нас, отбирает наши силы, а (В)ЗАМЕН ровно ничего не даёт. 2) Мы поняли, (ОТ)ЧЕГО отец ТАК(ЖЕ) сердит, как и вчера. 3) (ТОТ)ЧАС своей жизни я запомнил (НА)ВСЕГДА. 4) (В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ собрания был дан весёлый концерт, (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ которого зрители часто смеялись.

22. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно? 1) Мы опоздали на обед, ЗА(ТО) на ужин пришли (ВО)ВРЕМЯ. 2) (В)СКОРЕ мы переехали на новую квартиру, а ТАК(ЖЕ) перевезли туда и кота Фильку. 3) По некоторым приметам, (ПО)ТОМУ, например, как ласточки летают над землей, можно понять, какая погода будет (В)ТЕЧЕНИЕ недели. 4) Мне было стыдно за поведение брата, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не смог его (ВО)ВРЕМЯ урезонить.

23. В каком предложении выделенные слова пишутся раздельно? 1) (НА)КОНЕЦ месяца был перенесен наш визит за границу, и в (В)СЛЕДСТВИЕ этого мы продолжили работу над проектом. 2) (ПО)ЧЕМУ вы опоздали, (НЕ)УЖЕЛИ (В)ВИДУ непогоды? 3) (ПО)МОЕМУ выражению лица было понятно, что я настроен ТАК(ЖЕ), как и вчера. 4) КАК(БЫ) вы ни старались, вы все равно не поймете, (ПО)ЧЕМУ этот шарик стоит на месте.

25. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) (В)НАЧАЛЕ я засмеялся, а (ЗА)ТЕМ неожиданно для себя ТО(ЖЕ) расстроился. 2) (В)РОДЕ что-то показалось (В)ДАЛИ (ВО)ВРЕМЯ наших бесполезных попыток вызвать вертолет. 3) Муж её был ТАК(ЖЕ) спокоен, как обычно, и в ТО(ЖЕ) время чувствовалось в нем КАКОЕ(ТО) внутренне напряжение. 4) (ПО)МЕРЕ подготовки к экзаменам я стал писать грамотнее, надеюсь (В)ПОСЛЕДСТВИИ вообще перестану допускать ошибки в диктантах и сочинениях.

26. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) Давай поговорим (НА)СЧЕТ твоего поступления в институт, (ПРИ)ЧЕМ поговорим серьёзно. 2) Мы имели (В)ВИДУ, что деньги будут вами (ВО)ВРЕМЯ перечислены (НА)СЧЕТ. 3) (ПО)СВОЕМУ ты будешь поступать тогда, когда поймешь, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ приходится расплачиваться за необдуманные поступки. 4) (ОТ)ТОГО леса к ближнему пруду вела узенькая тропинка, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ (В)МЕСТО неё построили хорошую дорогу.

27. В каком предложении выделенные слова пишутся слитно? 1) Работы оказалось (НА)МНОГО больше, чем представлялось (В)НАЧАЛЕ. 2) (В)НАЧАЛЕ своей жизни он ТАК(ЖЕ) хотел стать летчиком, как и его отец. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ дня я (В)ТАЙНЕ несколько раз бегал к раненому солдату. 4) Соорудив укрытие (НА)ПОДОБИЕ шалаша, мы (ПО)НАСТОЯЩЕМУ почувствовали себя в безопасности.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными с союзами и союзными словами, стоящими рядом

1) Он только помнил, что когда он сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя.(И. Гончаров) 2) Чувствуется, что, когда он собирал материал к своей истории Пугачева и когда писал ее, он в этом случае оставался прежде всего поэтом. (Е. Майлин) 3) Известно ведь, что когда паны дерутся, то у холопов чубы начинают трястись. (А. Константинов) 4) Больше всего на свете мне хотелось спать, потому что я чувствовал, что если я достаточно быстро засну, то проснусь опять самим собой. (В. Пелевин) 5) Однако он хорошо понимал, что, если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет конец. (О. Погорелов) 6) Вы действительно согласны с тем, что, когда вас ударят по правой щеке, нужно подставить левую? (О. Погорелов)

Контрольные диктанты

I

II

Всю дорогу до Царского Села архитектор Василий Стасов был погружен в свои мысли. Изредка бросал он рассеянный взгляд на покрытую снегом равнину, по которой пролегала дорога, соединяющая столицу с Царским Селом, и думал о своем.
Ему — молодому зодчему, немало построившему в Москве, — дано поручение составить проект переделки флигеля, в котором решено было открыть новое учебное заведение — Лицей.
Стасову припомнились слухи, что ходили в петербургском обществе. Одни говорили, что император задумал воспитывать своих младших братьев — Николая и Михаила — вместе с отпрысками знатнейших фамилий. Другие полагали, что царю, не имеющему своих детей, захотелось видеть вблизи себя молодежь. Третьи считали, что это злостные затеи Сперанского, который втерся в доверие к государю и подбивает его на опасные и вредные реформы. Но что бы ни толковали в столичном обществе, в начале 1811 года был опубликован указ об основании Лицея, и вот ему, зодчему Стасову, предложено немедленно осмотреть здание, в котором будет находиться Лицей, и решить, как наилучшим образом приспособить его для нужд будущего учебного заведения. (160 слов)

III

Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее не начались. Все готовились к 19 октября — дню, когда будет торжественно открыт Лицей.
Приехал граф Разумовский — министр просвещения. Все осмотрел и приказал провести в его присутствии репетицию предстоящего торжества. Ему поставили кресло. Он сел, сумрачно наблюдая, как ввели воспитанников в парадных мундирах, построили, вызывая их по списку, обучали кланяться почтительно и изящно тому месту, где будет сидеть царь.
Зал, где проходила репетиция, был небольшой, но красивый. Светлый, с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, которые были окрашены под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену. Именно здесь предполагалось впоследствии устраивать публичные экзамены и другие торжества. Зодчему, который переделывал здание, приспосабливая его к нуждам учебного заведения, приказано было сделать так, чтобы помещение это имело парадный вид. Стены зала были искусно расписаны. Воинские доспехи, знамена, сцены из античных времен казались не нарисованными, а вылепленными, выпуклыми. Роспись украшала и потолок, и четыре арки, через которые входили в актовый зал. Мебели в зале не полагалось, потому что воспитанники должны были здесь заниматься фехтованием, а по вечерам — играть. (170 слов)

(По М. Басиной)

IV

Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки, на холме, стоит храм Покрова на Нерли. Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, и вы увидите, как естественно вписано строение в окружающий пейзаж.
Заблуждается тот, кто, увидев храм один раз, считает, что знает его. Эту поэму из камня надо перечитывать многократно, чтобы понять, в чем прелесть этого необыкновенного сооружения.
Трудно сказать, когда лучше любоваться им. Весной, когда Клязьма и Нерль разливаются, впитывая в себя ручьи, бегущие из лесов, озер, и вода затопляет луга. В темных, напоминающих густо настоянный чай волнах отражаются березы, ивы и похожие на богатырей-великанов дубы, что старше берез и, наверное, помнят, как владимирскую землю топтали татарские кони и как стояли здесь повозки кочевников. На рассвете, когда над лесами играют солнечные лучи и от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Покров надо видеть и в дождь, когда огромная туча словно останавливается, чтобы полюбоваться храмом.
Храм в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека. (175 слов)

(По Е. Осетрову)

V

В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.
Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.
Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.
Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов. (166 слов)

(По Е. Осетрову)

VI

Затопив в землянке печурку, Поля сварила чай и, как только стемнело, легла спать. Первые полчаса было как-то тревожно и неуютно. Все казалось, что кто-то крадется к землянке. Вот-вот откроется дверь — и войдут чужие люди. Потом поднимала голову, прислушивалась. Оказывается, это похрустывало сено под ее телом. В конце концов Поля убедила себя, что тайга пустынна в зимнее время и ничто ей не грозит. Вся тревога от возбуждения и мнительности, и нечего всякими пустяками голову забивать. Она уснула крепко, проспав без сновидений всю ночь напролет.
С рассветом Поля, встав на лыжи, пошла дальше. Шла, как вчера, легко, излишне не торопилась, но и не мешкала зря на остановках. Посидит где-нибудь на валежнике, похрустит сухарями — и снова в путь.
Тайга лежала, закутанная в снега, притихшая, задумчивая. День выдался светлее вчерашнего. Несколько раз выглядывало солнышко, и тогда макушки деревьев со своими белыми пушистыми шапками становились золотистыми и светились, как горящие свечи. Виднее становились и затесы на стволах, за которыми Поля следила в оба глаза, чтобы не сбиться с пути. (167 слов)

(Г. Марков)

VII

В восемнадцать лет невозможно быть оседлым, и однажды ты вдруг почувствуешь неодолимое желание соприкоснуться с неизведанным, неизвестным.
Как прекрасно в вечерний час подняться по дрожащему корабельному трапу на празднично освещенную палубу и присоединиться к шумной толпе пассажиров, которые прощаются с землей и уходят в море, в какую-то новую, удивительную, ни с чем не сравнимую жизнь.
Когда пароход загудел трубным голосом и палуба стала содрогаться от работы упрятанных в трюме машин, закипела у бортов темная, с нефтяными оранжевыми пятнами, со световыми бликами вода, вдруг вздрогнул и, медленно разворачиваясь, стал отходить берег с темной толпой провожающих на причале. Поплыли, туманясь, портовые огни, убегая все дальше и дальше в глубь материка, желтея там, вдали, а веселые звезды стали приближаться, иные, казалось, висели прямо на реях, и их можно было, как бабочку, снять рукой.
И вдруг дохнуло свободой, соленой прохладой, и Черное море глянуло прямо в глаза.
Я расхаживал по нижней палубе среди поющих, кричащих, пляшущих пассажиров, гордых и печальных, неподвижно сидящих и вповалку храпящих прямо на палубе. Я был один из них в эту ночь, безвестной песчинкой, отправлявшейся в далекое и неизведанное плавание. (180 слов)

(По Б. Ямпольскому)

VIII

На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным и появилось больше трещин, которые замедляли движение. Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.
На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту. На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет. Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.
Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом. (148 слов)

(По В. Обручеву)

IX

Заметив слева от поля огонек, которого раньше не видела, Варька остановилась. Огонек то исчезал, то опять вспыхивал, и она сначала подумала, что кто-то идет лугом. Лишь когда он вспыхнул высоким пламенем, она поняла, что разжигали костер. Варька выбралась из борозды и свернула влево. Она шла, не обходя глубоких низин, держась на свет костра. Старицы запутанными петлями избороздили луг, вода в них держалась недолго, только после половодья, а остальное время стояли сухими, иные лишь с вязкой мокрецой, вокруг которой безудержно бушевали травы. Варька еще издали определяла их по лягушачьему кваканью. Низины были заполнены серебристым при лунном свете туманом. Варька входила в него, как в воду, сначала по пояс, а потом и вовсе с головой. Твердь земли внезапно убегала, почти проваливаясь под ногами, тело охватывал овражный холодок, и Варька с приостановившимся дыханием продиралась сквозь брызжущие росой заросли, спеша поскорее выбраться на открытое место. Выбравшись, огляделась, удивляясь, как она прошла через этот распадок, такой жуткий под седой гладью тумана. (156 слов)

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

- правописание проверяемых безударных гласных;

- правописание непроверяемых безударных гласных;

- правописание окончаний прилагательных и причастий;

- правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;

- написание н-нн в прилагательных и причастиях;

- написание -тся - ться в глаголах;

- написание не с глаголом.

Знаки препинания:

- запятая при однородных членах предложения;

- запятые в сложных предложениях;

-запятые при вводных словах;

- знаки препинания при обособленных членах предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

- синтаксического разбора предложения;

- фонетического разбора слова;

-разбора слова по составу;

-составлять предложения с прямой речью.

Критерии оценки знаний учащихся

Грамматическое задание

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимает головы. Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие - лежать на спине и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно в те стеклянно ясные волны, листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти чёрную зелень.

Волшебными облаками тихо наплывают и тихо проходят круглые облака - и вот вдруг всё море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется лепетание, похожее на мелкий песок внезапно набежавшей зыби. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними, медлительной вереницей, проходят по душе счастливые воспоминания, и всё вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше, тянет вас самих за собой в ту спокойную сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины.

(187 слов) (По И.С. Тургеневу)

Грамматические задания

1. Сделать фонетический анализ слова:

Приятное - 1-й вариант спускаются - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Срубленной, бросился, набежавшей - 1-й вариант

Расстилается, срубленной, поднимаются - 2-й вариант

3. Составить предложение по схеме на тему текста диктанта:

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. - 1-й вариант

Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. - 2-й вариант

Читайте также: