Не позволите ли теперь отдохнуть

Обновлено: 15.09.2024

—- 1. М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, ги­перболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Самыми известными в писа­тельском наследии Салтыкова-Щедрина стали сказки, первые три были написаны в 1869 го­ду, остальные сказки (еще 23) писатель пишет с 1883 года в течение трёх лет.

5. В мире всеобщего хаоса и абсурда, как показывает писатель, царит нелепость. Поэтому Щедрин так часто вводит в сказки комизм, недоразумения и алогизмы, показывая господство случая и казусов, прихоти, капризов и причуд.

6. Сатирический текст автор обогащает иронией. Щедрин использует и юмористические приёмы, реализуя ту разновидность юмора, которая связана с комизмом несбывшегося ожида­ния или неожиданности.

Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но про­жили жизнь бесцельно, без порывов. Главное для такого человека — уцелеть, просуществовать, как если бы он был водорослью или камнем. Эта жизнь бессмысленна, а исход её плачевен: пискарь просто исчезает, словно никогда не существовал. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни вообще. Автор предстаёт в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудрённый жизненным опы­том, писатель, мыслитель, гражданин.


Выполняем задания для обобщения изученного1. Почему в конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказ­

Ки? Выберите верный (верные) ответ (ответы).

1) чтобы обойти цензуру

2) чтобы сделать чтение доступным народу

3) потому что сам жанр народной сказки изначально имеет сатирическую направленность

2. Дополните таблицу примерами.

Виды сатирических образов у Салтыкова-Щедрина

Собирательно-шаржированный образ, во­площающий собой определённую социаль­ную группу

Гротескный образ, выходящий за рамки жизненного правдоподобия

Жил в деревне бедный мужичок. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит — не нагреется; лицо его от мороза разгорается.

Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

— В какую стужу ты рубишь!

— Эх, сударь, нужда рубит!

Барин изумился, спрашивает кучера:

— А что, кучер, какая это нужда? Знаешь ли ты её?

— Я только сейчас, сударь, слышу. Спрашивает барин мужика:

— Какая же это, мужичок, нужда? Где она у тебя?

Мужик и говорит:

— А на что тебе, сударь?

— Да охота мне ее поглядеть.

Увидал мужик: в чистом поле на бугринке стоит былинка вся в снегу.

А вот, сказал мужик, — на бугре, сударь, нужда стоит! Вон она как от ветру шатается, и никто не догадается!

Барин и говорит:

— Нет ли времечка тебе её нам указать?

— Пожалуй, можно, сударь.

Сели на тройку лошадей и поехали в чисто поле нужду глядеть. Выехали они на бугринку, а другая былинка дальше стоит. И указывает мужик рукой:

— А вон, сударь, она в стороне. Нам ехать нельзя: снег глубок.

— Покарауль-ка, — сказал барин, — тройку лошадей, я схожу погляжу.

Барин слез и пошёл, а кучер-то и говорит:

— Сударь, возьмите и меня: и мне охота поглядеть.

И полезли по снегу оба. Одну былинку пройдут, другую найдут, а еще нужду не видят. А мужичок-то был не промах, выпряг лошадей, сел на одну, а других стегнул, да и полетел. Только они его и видели. Полазали по снегу два дурака, на дорожку вы­шли, к повозке подошли, а лошадушек след простыл. Думали, думали барин с куче­ром… Что делать? Лошадей-то нет, а повозку бросить жалко. Говорит барин кучеру:

— Впрягайся-ка, кучер, в корень, а я хоть впристёжку.

— Нет, вы, барин, посправнее, немножко посильнее — вы в корень, а я — впри­стёжку.

Ну, нечего делать, запрягся барин в корень. Везут да везут, повезут да встанут. А мужик припрятал лошадей и пошёл навстречу.

— Что это вы, барин, повозку на себе везёте? Барин сердито говорит:

— Уйди! Нужда везёт.

— Какая же это нужда?

— Ступай в поле, вон там на бугре стоит! — А сам везёт да везёт. Приехал домой еле жив. Нужду увидел: тройку лошадей потерял.

Каким изображён помещик

Каким изображён народ

Против кого направлена сатира

Сказочные элементы

Детали и образы реальной жизни

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…

— А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — если бы нам найти мужика? — То есть как же… мужика?

— Ну, да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

— Гм… мужика… но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

— Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его!

Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрёпанные и пустились отыскивать мужика. Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом ук­лонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

— Спишь, лежебок! — накинулись они на него, — небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

— Довольны ли вы, господа генералы? — спрашивал между тем мужичина-лежебок.

— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали генералы.

— Не позволите ли теперь отдохнуть?

— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял — и к ве­черу веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг, а сами легли спать.

Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригорш­не суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накап­ливаются да накапливаются.

М. Е. Салтыков-Щедрин,

1. К какому роду литературы относится произведение, из которого взят фрагмент?

2. Назовите литературное направление второй половины XIX века, к которому принадлежит творчество Салтыкова-Щедрина.

3. Как называется вид комического, характерный для данного произведения, заключающийся в уничижающем осмеянии явлений, которые осуждаются автором?

4. В приведённом фрагменте герои обмениваются репликами. Как называется такая форма ор­

9. Какова ведущая проблема сказки, и в каких произведениях русской литературы раскрыва­

Ется подобная проблема?

11« Смешны или печальны сказки Салтыкова-Щедрина?


Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Ес­

Ли вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Читайте также: