Петров как опытный турист был выбран старшим

Обновлено: 19.09.2024

… Все аргументы говорят за то, что было какое-то техногенное явление. Какое — мы не знаем, но никакая группа не вылезет из палатки и не побежит вниз по склону без одежды и обуви. Ведь палатка — это спасение, это жизнь. В походе, в который мы ходили с Игорем Дятловым за год этого, в 1958 году, на Приполярный Урал, был такой случай: стал резко нарастать ветер и минут за 10-15 превратился в ураган. Мы не могли поставить палатку, потому что были выше зоны леса.

Ветер был такой, что валил с ног. Единственное спасение было — раскрыть палатку, придавать ее рюкзаками, залезть внутрь и закрыться.

Мы залезли и держали ее своими телами — она трепыхалась, гудела. Были в одежде, как шли, только не помню, одели валенки или сидели на них. Где-то часа в четыре утра все утихло, и мы стали кемарить [дремать]. А Игорь, когда уже стало светать, вылез и сфотографировал палатку в таком виде (см. фото в первой части интервью).

Походы 1958 года

— Куда вы ходили в поход?

Туристы поднимаются вверх по склону на кошках. Их сделал Рустем Слободин, а систему креплений придумал Игорь Дятлов

Печка стояла у входа, а выход трубы — у торца, и она как-то крепилась к тросику. Спали поперек, чуть-чуть со сдвигом. Дежурные у печки всегда менялись: обычно дежурили по часу, а на Приполярном, раз мы ходили вшестером, дежурить приходилось полтора часа. Чтобы не заснуть, дежурный обычно писал дневник в этом время — небольшого света от огонька из печки хватало.

В том походе было много испытаний, например, приходилось за 10 км ходить в лес, варить там кашу и нести ее оттуда, а также дрова к месту стоянки, потому что у нас заболел Коля Хан. С того похода сохранилось много снимков: портретные кадры мои, а пейзажные делал Игорь Дятлов: мне было сложно доставать на ходу фотоаппарат, а он как-то приспособился.

Когда в 1964 году издавали первый путеводитель по Уралу, составители Масленников и Рубель включили туда великолепные фото, сделанные Дятловым в том походе.

— В том же заключении Шкрябач указал, что подготовка участников была недостаточной, а опыт Дятлова как руководителя не соответствовал походу третьей категории. Ваши друзья были опытными туристами?

— Вас считают другом Дятлова, но, судя по снимкам, вы были его близким другом, если не лучшим…

— Друг и все, лучший или худший, сейчас уже не выяснишь. Важно, что мы вместе с ним прошли несколько походов высшей (на тот момент) категории сложности, а это — как во время войны сходить в разведку. Для меня группа Дятлова — это люди не абстрактные, это люди из моей команды.

С Семеном Золотаревым, кроме Дятлова, другие участники группы не были знакомы — встретились с ним лишь на вокзале

Игорь был немногословен, он не любил, вообще говоря, обсуждать с группой какие-то проблемы: он был руководитель, и он сам принимал решения.

В общем, с Золотаревым они познакомились уже на перроне в Свердловске — это я со слов Юдина рассказываю.

— То есть вы могли оказаться в том роковом походе?

Поймите, я не печалился из-за похода, наоборот. Поход — это ведь в конце концов хобби, а тут — возможность поехать в Мосэнерго на преддипломную практику! Это ведь была моя мечта!

Хализов и Чубарев тоже отпали, с летнего похода остались Коля Тибо, Рустик Слободин, Юра Юдин и Игорь Дятлов. И тогда он стал набирать в группу других людей.

— Когда вы узнали о гибели группы?

Потом он спросил, могу ли я определить, где чьи вещи? (их уже туда перевезли). Я сказал, что не могу: не знаю, где чьи рубашки или носки. Еще немного поговорили, и на следующий день вертолет забросил нас на базу: палатки поисковиков стояли, где у дятловцев был лабаз.

— Вы знали, кто вас опрашивал?

— О чем?

Лев Иванов, который расследовал гибель дятловцев, спустя 40 лет извинился перед родными погибших туристов

Публикуем несколько фотографий из похода Игоря Дятлова с друзьями на Приполярный Урал в 1958 году.

Поход группы Игоря Дятлова на Приполярный Урал, 1958 год. Геологи согласились показать туристам с высоты местность, а также подбросить их к месту старта

В ожидании вылета туристы спустились в шахту, где добывают горный хрусталь. Слева направо: Игорь Дятлов, главный инженер шахты Матвеев, Петр Бартоломей, начальник участка Крупко, Николай Хан.

Участники похода 1958 года на Приполярный Урал: Моисей Аксельрод, Игорь Дятлов, Николай Хан, Петр Бартоломей, Вячеслав Хализов и Евгений Чубаров.

№52Перепишите, расставляя недостающие запятые, тире и дефисы.

I 1. А враги дурни думают, что мы смерти боимся. 2. Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться. 3. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. 4. Он Челкаш чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. 5. В дальнем углу светилось желтое пятно огонь в окне Серафимы. 6. У отца своего фермера он взял практические уроки в агрономии. 7. Один молодой человек местный уроженец очень возмущался этим. 8. Уроженец Южного Алтая Алеша любил такие горные речки. 9. У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные, черные. 10. Борьба любимая забава племен славянских привлекает удальцов. 11. Я оборотился назад, но мальчик провожатый мой скрылся. 12. Большой любитель лошадей Костя пленил его своей фанатической приверженностью к коням, к быстрой езде.

II1.Стоял здесь замок по имени Эйзен то есть железный. 2. Одного из мальчиков по прозвищу Воробей называли так за его непоседливость. 3. Соседский пес по прозвищу Друг отправился с нами. 4. Фразеологизм или фразеологический оборот воспроизводится в речи как готовая речевая единица.

III1. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. 2. Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне. 3. Полученный ответ рассматривается как согласие. 4. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. 5. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. 6. Как опытный турист Петров был выбран старшим. 7. Его молчание было расценено как невежливость.

№53 Перепишите, расставляя дефисы.

IСлесарь инструментальщик; часы ходики; гражданин прокурор; Иван царевич; царевич Дмитрий; газ углерод; юноша калмык; красавица река; Москва река; река Днепр.

II1.Владимир узнал Архипа кузнеца. 2. Глаза угли молча преследовали ее. 3. Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. 4. Вошел Антонио красавец и уселся возле меня на стул. 5. Красавица горничная ловко взбивала подушки. 6. Судьба злодейка тешится жестокими ударами. 7. От Кубани до реки Урала горький дух полынь травы. 8. Теперь хорошо видно, что это тигр подводных джунглей, жук плавунец. 9. На кусте красовалась маленькая птица зорянка. 10. Сколько всякой птицы у хозяина! 11. Тут и петух драчун, и курица кахетинская, и скворец говорец, и соловей певец, и голуби космачи, и голуби вертуны, и куропатка лесная. 12. Даже Виктор, столяр краснодеревец высшей квалификации, одобрил Алексееву работу.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.


Задание 8 № 9985

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение (см. также Правило ниже).

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом: 5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. Корректно: 5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённыХ из поездки на Восток.

Пункт правила 7.1.1

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами . Например, в предложении Выпускники, успешно сдавшие экзамен, становятся абитуриентами

слово выпускники — главное слово ,

сдавшие (как?) успешно и сдавшие (что?) экзамен — это зависимые от причастия слова .

Таким образом, причастный оборот в данном предложении — успешно сдавшие экзамен . Если изменить порядок слов и записать это же предложение по-другому, поместив оборот до главного слова ( Успешно сдавшие экзамен выпускники становятся абитуриентами), изменится лишь пунктуация, а оборот остаётся без изменений.

Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.

Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:

Обращаем внимание на то , что в предложении с причастным оборотом может быть допущены не одна, а две или даже три ошибки.

Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.

7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :

о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.

Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.

1 тип, самый лёгкий

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью .

Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.

В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

Приведём исправленный вариант :

Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью ;

Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

2 тип, труднее

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.

Мне хочется найти слова песни, услышанные недавно .

В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?

Приведём исправленный вариант :

Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.

Мне хочется найти слова песни (какОЙ?), услышаннОЙ недавно .

3 тип, ещё сложнее

Окончания причастий порой выполняют очень большую смыслоразличительную миссию . Думаем о смысле!

Сравним два предложения:

Шум моря (какого?), будившЕГО меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что море. Море не может будить.

Шум (какой?) моря, будившИЙ меня , был очень сильным. Что будило? Получается, что шум. А шум будить может. Это правильный вариант.

Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.

Я услышал тяжёлые шаги медведя (какОГО?), преследовавшЕГО меня . Медведь может преследовать. Это верный вариант.

4 тип, вариантный

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Каждому (какОМУ?) из участников, получившЕМУ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру

Каждому из участников (какИХ?), получившИХ максимальное количество баллов , было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:

Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.

В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.

Аналогично верно: Часть книг (какИХ?), полученнЫХ в подарок , пойдёт в подарок.

Или Часть (какАЯ) книг, полученнАЯ в подарок , пойдёт в подарок.

Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.

ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

7.1.2 Причастный оборот и место главного слова

В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу .

Мы шли по усеянной аллее опавшими листьями .

Ведущая улица в город была свободна.

Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.

Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.

Приведём исправленный вариант :

Необходимо тщательно проверять документы, направляемые на экспертизу . Или: Необходимо тщательно проверять направляемые на экспертизу документы.

Мы шли по аллее, усеянной опавшими листьями . Или: Мы шли по усеянной опавшими листьями аллее.

Улица, ведущая в город , была свободна. Или: Ведущая в город улица была свободна.

Роман, созданный молодым автором , вызывал оживлённые споры. Или: Созданный молодым автором роман вызывал оживлённые споры.

7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий

В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Пока я не нашёл человека, сумеющего помочь мне .

Ценный приз ожидает участника, найдущего ответ на этот вопрос .

Приведём исправленный вариант :

Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.

Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий

Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой .

Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.

Конкурс, проводящийся организаторами , очень понравился участникам.

Пена, наливающаяся в ванну , имеет приятный аромат.

Приведём исправленный вариант :

Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.

Конкурс, проведённый организаторами , очень понравился участникам.

Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Пункт правила 7.4.3

Как известно, существуют три разновидности сложного предложения: сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное. Каждому из этих типов присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные с наличием или отсутствием союза, значением союза, порядком следования частей и интонацией. Наиболее просты и понятны по своей структуре сложносочинённые и бессоюзные предложения. Сложноподчинённые предложения обладают богатыми возможностями развёрнутого изложения мыслей, средства подчинительной связи способны выразить оттенки отношений между грамматическими частями. При этом более сложная структура таких предложений становится одной из причин нарушения синтаксических норм при их употреблении. Чтобы избежать грамматических ошибок в сложноподчинённых предложениях, необходимо помнить о следующих правилах.

7.4.1.При последовательном подчинении не должны повторяться одни и те же слова. Именно это нарушение помогло

С. Я. Маршаку добиться комического эффекта в известном стихотворении:

Вот пёс без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

В книге "Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати" Д.Э. Розенталь пишет об этом так:

"встречается плеонастическое употребление союзов (постановка рядом однозначных союзов), например: «Условия для дальнейшего подъема животноводства в ряде колхозов были налицо, однако тем не менее перелома до сих пор не наступило", отмечая, что это ошибка.

7.4.4. Не следует пропускать необходимые указательные слова в главном предложении. Мама всегда ходила в магазины, где продукты стоили дешевле. Грамматическую и смысловую завершённость это предложение получит, если в главную часть добавить нужное указательное слово: Мама всегда ходила в ТЕ (ТАКИЕ) магазины, где продукты стоили дешевле.

7.4.5.Употребление союза что в придаточной части при наличии частицы ли является грубой ошибкой: Мы не услышали, что пришёл ли он на условленное место.. Правильный вариант: Мы не услышали, пришёл ли он на условленное место.

7.4.6. Неправильная форма указательных слова в придаточных или они вообще не нужны —тоже ошибка.

Автор статьи намекает нам о том, что неплохо было бы... Правильно. намекает НА ТО, ЧТО.

В статье поднимается проблема о том, что. Правильно: поднимается проблема ЧЕГО?КАКАЯ? милосердия, взаимовыручки.

Эта ошибка связана не столько со строением сложноподчинённого предложения, сколько с нормами управления. Совершенно отчётливо нужно знать, какой глагол или существительное управляет какими формами существительных и местоимений. Например:

Вот список часто употребляемых оборотов, в которых допускаются ошибки. Приведены правильные вопросы. Этот список далеко не полный.

№52Перепишите, расставляя недостающие запятые, тире и дефисы.

I 1. А враги дурни думают, что мы смерти боимся. 2. Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться. 3. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. 4. Он Челкаш чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. 5. В дальнем углу светилось желтое пятно огонь в окне Серафимы. 6. У отца своего фермера он взял практические уроки в агрономии. 7. Один молодой человек местный уроженец очень возмущался этим. 8. Уроженец Южного Алтая Алеша любил такие горные речки. 9. У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные, черные. 10. Борьба любимая забава племен славянских привлекает удальцов. 11. Я оборотился назад, но мальчик провожатый мой скрылся. 12. Большой любитель лошадей Костя пленил его своей фанатической приверженностью к коням, к быстрой езде.

II1.Стоял здесь замок по имени Эйзен то есть железный. 2. Одного из мальчиков по прозвищу Воробей называли так за его непоседливость. 3. Соседский пес по прозвищу Друг отправился с нами. 4. Фразеологизм или фразеологический оборот воспроизводится в речи как готовая речевая единица.

III1. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. 2. Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне. 3. Полученный ответ рассматривается как согласие. 4. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. 5. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. 6. Как опытный турист Петров был выбран старшим. 7. Его молчание было расценено как невежливость.

№53 Перепишите, расставляя дефисы.

IСлесарь инструментальщик; часы ходики; гражданин прокурор; Иван царевич; царевич Дмитрий; газ углерод; юноша калмык; красавица река; Москва река; река Днепр.

II1.Владимир узнал Архипа кузнеца. 2. Глаза угли молча преследовали ее. 3. Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. 4. Вошел Антонио красавец и уселся возле меня на стул. 5. Красавица горничная ловко взбивала подушки. 6. Судьба злодейка тешится жестокими ударами. 7. От Кубани до реки Урала горький дух полынь травы. 8. Теперь хорошо видно, что это тигр подводных джунглей, жук плавунец. 9. На кусте красовалась маленькая птица зорянка. 10. Сколько всякой птицы у хозяина! 11. Тут и петух драчун, и курица кахетинская, и скворец говорец, и соловей певец, и голуби космачи, и голуби вертуны, и куропатка лесная. 12. Даже Виктор, столяр краснодеревец высшей квалификации, одобрил Алексееву работу.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

№54Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

I 1. Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь сверкая на солнце. 2. Отдохнув он собрался уходить. 3. Отвязав мешок Морозка соскочил с лошади и пригибаясь к земле полез по грядкам. 4. При сих словах казак поскакал назад держась одной рукой за пазуху и через минуту скрылся. 5. Савельич дремля качался на облучке. 6. Стояли мокрые лошади понурив головы и ходили люди накрывшись мешками от дождя. 7. Под мышкой мальчик нес какой-то узел и повернув к пристани стал спускаться по узкой и крутой тропинке. 8. О революции он никогда не говорил, но как-то грозно улыбаясь молчал о ней.

II 1. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее. 2. Двое людей мечтали покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. 3. Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка. 4. Хаджи Мурат остановился бросив поводья и привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки правой рукой вынул ее. 5. Павел начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав куда-то прятал. 6. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется. 7. Гости остались в столовой шепотом толкуя об этом неожиданном посещении и опасаясь быть нескромными вскоре разъехались не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

III 1. Перед старыми заводами возникали десятки серьезных проблем не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей. 2. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. 3. Он спал не раздеваясь. 4. Он работал не покладая рук. 5. Ужинали не спеша и почти молча. 6. К работе можно приступить начиная с будущей недели. Ученик отвечал на все вопросы не задумываясь. 7. Мы не шутя это предлагаем. 8. Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь. 9. Дома у себя Громов всегда читал лежа. 10. Мальчик шел прихрамывая на левую ногу.

№2Подчеркните обстоятельства и определения, расставьте знаки препинания.

1. И люди снова шли по улицам закопченные с черными лицами распространяя в воздухе липкий запах машинного масла блестя голодными зубами. 2. Сбросив котомку с плеч Лёнька положил на нее голову и немного посмотрев в небо сквозь листву над его лицом крепко заснул укрытый от взглядов тенью плетня. 3. Мы вставали в пять часов утра не успев еще выспаться и тупые и равнодушные в шесть садились за стол делать крендели из теста. 4. Почему-то испугавшись он быстро погасил свет и зажав коробку в руке вернулся в комнату. 5. Плотный слой холода спустившись легко соприкасается с теплом камней и песка оставшимся после ухода тумана. 6. Ослабевший буран превращенный в обыкновенный ветер вторгается в воздушное течение и растворившись в нем плывет дальше. 7. В детстве не ведая забот купались мы в снежных сугробах и пылая лицами возвращались домой в шкурах белых медведей. 8. Выросшие в поле мы чуткие к запахам навсегда запомнили тот особый запах, что ощущали находясь в этом доме. 9. В большой прихожей освещенной весело потрескивающей горящей печью на сундуке покрытом волчьим мехом сидела Лиля задумчиво глядя на огонь. 10. Шумели ветлы обмякшие, огромные и среди голых их сучьев сидели качаясь грачи измокшие за ночь.

№55Подчеркните обстоятельства, расставьте знаки препинания.

I1.Вдоль камышей под ветлами плыли лодки. 2. Встали мы очень поздно в девять часов. 3. После возвращения из лагеря для интернированных они обратились за психологической поддержкой. 4. В покривившемся стогу уныло по-сиротски примостилась ворона. 5. В море у самой отмели поблескивают серебряные сельди. 6. Из далекого алтайского города привез он свою красавицу жену. 7. Из лесу из-за дома лесничего чуть видного ребятам, двигались люди, повозки. 8. Батарейцы спали тут же у орудий.

II1.Леса несмотря на тропический зной не отличались тропической пышностью. 2. Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно завешен. 3. Благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу. 4. Все три колонны шли днем и ночью невзирая на разыгравшуюся метель. 5. Погода несмотря на последнюю треть октября стояла отличная. 6. Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном…

ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ

№56 Подчеркните обстоятельства, расставьте знаки препинания.

I 1. Все мы за исключением проводника и насильщиков впервые оказались в этих местах. 2. Толпа разошлась исключая немногих любопытных и мальчишек а Гаврила вернулся домой. 3. Вся экспедиция включая и обслуживающий персонал насчитывала всего около двадцати человек. 4. На охоте дядя Ерошка питался по суткам одним куском хлеба и ничего не пил кроме воды. 5. Мистер Гопкинс наряду с другими людьми в серых касках стоял неподвижно. 6. Четыре орудия поочередно слали снаряды туда, но сверх Григорьева ожидания орудийный огонь не внес заметного замешательства в ряды красных. 7. Многие из бойцов помимо своей винтовки были вооружены трофейными автоматами.

ОБОСОБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ

№3Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

I 1. А враги дурни думают, что мы смерти боимся. 2. Сверкнувшая в жестких волосах Плюшкина седина верная подруга скупости помогла ей еще более развиться. 3. Доктринер и несколько педант он любил поучительно наставлять. 4. Он Челкаш чувствовал себя в силе повернуть эту жизнь и так и этак. 5. В дальнем углу светилось желтое пятно огонь в окне Серафимы. 6. У отца своего фермера он взял практические уроки в агрономии. 7. Один молодой человек местный уроженец очень возмущался этим. 8. Уроженец Южного Алтая Алеша любил такие горные речки. 9. У второго мальчика Павлуши волосы были всклокоченные, черные. 10. Борьба любимая забава племен славянских привлекает удальцов. 11. Я оборотился назад, но мальчик провожатый мой скрылся. 12. Большой любитель лошадей Костя пленил его своей фанатической приверженностью к коням, к быстрой езде.

№4Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Старый Арзамас остался в памяти как город яблок и церквей. 2. Как истинный француз в кармане Трике привез куплет Татьяне. 3. Полученный ответ рассматривается как согласие. 4. Мне как лицу высокопоставленному не подобает ездить на конке. 5. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. 6. Как опытный турист Петров был выбран старшим. 7. Его молчание было расценено как невежливость.

№5Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Стоял здесь замок по имени Эйзен то есть железный. 2. Одного из мальчиков по прозвищу Воробей называли так за его непоседливость. 3. Соседский пес по прозвищу Друг отправился с нами. 4. Фразеологизм или фразеологический оборот воспроизводится в речи как готовая речевая единица.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

№6Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

I 1. Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь сверкая на солнце. 2. Отдохнув он собрался уходить. 3. Отвязав мешок Морозка соскочил с лошади и пригибаясь к земле полез по грядкам. 4. При сих словах казак поскакал назад держась одной рукой за пазуху и через минуту скрылся. 5. Савельич дремля качался на облучке. 6. Стояли мокрые лошади понурив головы и ходили люди накрывшись мешками от дождя. 7. Под мышкой мальчик нес какой-то узел и повернув к пристани стал спускаться по узкой и крутой тропинке. 8. О революции он никогда не говорил, но как-то грозно улыбаясь молчал о ней.

II 1. Левинсон постоял немного вслушиваясь в темноту и улыбнувшись про себя зашагал еще быстрее. 2. Двое людей мечтали покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя. 3. Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка. 4. Хаджи Мурат остановился бросив поводья и привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки правой рукой вынул ее. 5. Павел начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав куда-то прятал. 6. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит неестественно гневно, а войдя в кухню с ужасом увидел, что он весь посинел и трясется. 7. Гости остались в столовой шепотом толкуя об этом неожиданном посещении и опасаясь быть нескромными вскоре разъехались не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

III 1. Перед старыми заводами возникали десятки серьезных проблем не решив которые невозможно было перейти к новым методам постройки кораблей. 2. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. 3. Он спал не раздеваясь. 4. Он работал не покладая рук. 5. Ужинали не спеша и почти молча. 6. К работе можно приступить начиная с будущей недели. Ученик отвечал на все вопросы не задумываясь. 7. Мы не шутя это предлагаем. 8. Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь. 9. Дома у себя Громов всегда читал лежа. 10. Мальчик шел прихрамывая на левую ногу.

№7Найдите одиночные обстоятельства, не требующие обособления. Выделите уточняющие обстоятельства.

1.Вдоль камышей под ветлами плыли лодки. 2. Встали мы очень поздно в девять часов. 3. После возвращения из лагеря для интернированных они обратились за психологической поддержкой. 4. Леса несмотря на тропический зной не отличались тропической пышностью. 5. В покривившемся стогу уныло по-сиротски примостилась ворона. 6. В море у самой отмели поблескивают серебряные сельди. 7. Из далекого алтайского города привез он свою красавицу жену. 8. Из лесу из-за дома лесничего чуть видного ребятам, двигались люди, повозки. 9. Батарейцы спали тут же у орудий. 10. Погода несмотря на последнюю треть октября стояла отличная.

№8Подчеркните обстоятельства и определения, расставьте знаки препинания.

1.И люди снова шли по улицам закопченные с черными лицами распространяя в воздухе липкий запах машинного масла блестя голодными зубами. 2. Сбросив котомку с плеч Лёнька положил на нее голову и немного посмотрев в небо сквозь листву над его лицом крепко заснул укрытый от взглядов тенью плетня. 3. Мы вставали в пять часов утра не успев еще выспаться и тупые и равнодушные в шесть садились за стол делать крендели из теста. 4. Почему-то испугавшись он быстро погасил свет и зажав коробку в руке вернулся в комнату. 5. Плотный слой холода спустившись легко соприкасается с теплом камней и песка оставшимся после ухода тумана. 6. Ослабевший буран превращенный в обыкновенный ветер вторгается в воздушное течение и растворившись в нем плывет дальше. 7. В детстве не ведая забот купались мы в снежных сугробах и пылая лицами возвращались домой в шкурах белых медведей. 8. Выросшие в поле мы чуткие к запахам навсегда запомнили тот особый запах, что ощущали находясь в этом доме. 9. В большой прихожей освещенной весело потрескивающей горящей печью на сундуке покрытом волчьим мехом сидела Лиля задумчиво глядя на огонь. 10. Шумели ветлы обмякшие, огромные и среди голых их сучьев сидели качаясь грачи измокшие за ночь.

Читайте также: