Побывать в лесу вид подчинительной связи

Обновлено: 18.09.2024

1. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) Самостоятельно изучал.+
б) Изучал на уроках.
в) Поэты Востока.
г) В мусульманском медресе.
д) След в сознании.

2. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак.
а) В абаевском переводе.
б) Автор стихотворений.
в) Правдиво отражались.+
г) Нескольких поэм.
д) Современный ему.

3. Отметьте словосочетание со связью согласования.
а) Зимнее утро.+
б) Рано утром.
в) Наступило утро.
г) Дождаться утра.
д) Выглядеть прекрасно.

4. Выберите, где словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит.
а) Школа в ауле.
б) Жить в ауле.+
в) Жить дружно.
г) Блестящий дебют.
д) В небольшом ауле.

5. Выберите, где словосочетание указывает на действие и предмет, на который оно переходит.
а) В моей душе.
б) Вас не тревожит.+
в) Больше не тревожит.
г) Не хочу печалить.
д) Угасла не совсем.

6. Отметьте словосочетание со связью согласования
а) кран от умывальника.
б) Мой друг.+
в) Шёлк поярче.
г) Ветви дерева.
д) К дому слева.

7. Слова связаны способом согласования
а) Крыша дома.
б) Решительное действие.+
в) Остаться без денег.
г) Приказ начальника.
д) Строго наказать.

8. Слова связаны способом согласования.
а) Моя тетрадь.+
б) Смотреть в окно.
в) Прийти вдвоём.
г) внимательно читать.
д) Бежать за собакой.

9. Словосочетание, которое указывает на действие и его признак:
а) В философских изданиях.
б) У казахского народа.
в) Другие классики.
г) Писал восторженно.+
д) Познакомился со стихами.

10. Отметьте словосочетание со способом связи согласования.
а) Раздался голос.
б) голос издалека.
в) Слышать голос.
г) Красивый голос.+
д) Владеть собою.

11. Способ связи – согласование:
а) Прыжок с трамплина.
б) Поздно возвратясь.
в) Возвратиться поздно.
г) Совершить прыжок.
д) При позднем возвращении.+

12. Способ связи – согласование:
а) Прошептавший громко.
б) Прошептал громко.
в) Громко прошептав.
г) Громким шёпотом.+
д) Громко шептаться.

13. Словосочетание, которое указывает на предмет и его признак:
а) Очень темно.
б) Блестящий успех.+
в) Смотреть фильм.
г) Хорошо плавать.
д) Плавить металл.

14. Какой тип подчинительной связи в словосочетании С ПЫШНОЙ БОРОДОЙ?
а) согласование+
б) управление
в) примыкание

15. Какой тип подчинительной связи в словосочетании НАД СНЕЖНЫМ ПОЛЕМ?
а) согласование +
б) управление
в) примыкание

16. Способ связи – согласование:
а) Настойчивость в требовании
б) Настойчиво требуя
в) Настойчиво требовать
г) Настойчивый в требовании
д) В настойчивом требовании+

17. Способ связи слов в словосочетании согласование:
а) С любовью во взгляде
б) С любовью вглядываясь
в) Любящим взглядом.+
г) Очень хороший.
д) Очень любить.

18. Какой тип подчинительной связи в словосочетании СДЕЛАНО РУКАМИ?
а) согласование
б) управление +
в) примыкание

19. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Болезненный ребёнок.
б) Громоздкий багаж.
в) Полы покрашены.
г) Попавший в ловушку.+
д) Павшие герои.

20. Что изучает синтаксис?
а) Устойчивое сочетание слов.
б) Правила написания слов.
в) Строение и значение словосочетаний и предложений.+
г) Части речи и их формы.
д) Словарный состав языка.

21. Отметьте словосочетание, которое образовано по способу согласования.
а) Пятый дом.+
б) Красящий стену.
в) Приехал к отдыхающим.
г) Красивый душой.
д) Перебои в работе.

22. Выберите словосочетание:
а) Думай и отвечай.
б) Звёздное небо.+
в) Ученики работают.
г) Согласно условиям.
д) Сыро, но тепло.

23. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Распространённое мнение.
б) Единожды солгав.
в) Увлечённый работой.+
г) Понятие растяжимое.
д) В растущем организме.

24. Отметьте словосочетание с главным словом, которое выражено причастием.
а) Забывчивый юноша.
б) Бегущая строка.
в) Пробежав стометровку.
г) Коротковолновый диапазон.
д) Бегущая по волнам.+

25. Главное слово в словосочетаниях:
Плодородная земля, правдивость описания, познание мира
Выражено:
а) Причастием.
б) Глаголом.
в) Именем прилагательным.
г) Наречием.
д) Именем существительным.+

26. По способу согласования слова связаны в следующем словосочетании:
а) Первая в группе.
б) Первый в группе.
в) Первая группа.+
г) Первенство группы.
д) Впервые сгруппировать.

27. Выберите словосочетание, которое не является фразеологизмом.
а) Выметать сор из избы.
б) Сесть в калошу.
в) Вверх дном.
г) Нарисовать портрет.+
д) Во всю ивановскую.

28. Определите словосочетание по способу согласования.
а) Под косым дождём.+
б) Раскрыть ладони.
в) Присмотреться со стороны.
г) Лететь на крыльях.
д) Жались к огню.

29. Нельзя считать словосочетанием.
а) Скорый поезд.
б) Придёт поезд.+
в) Купейный вагон.
г) Поезд из Москвы.
д) Придёт скоро.

30. По способу согласования слова связаны в следующем словосочетании:
а) по-зимнему холодно
б) по зимнему холоду+
в) остаться зимовать
г) уехать зимой
д) начало зимовки

Словосочетанием называется соединение двух и более знаменательных слов, связанных на основе подчинительной связи (согласование, управление и примыкание).

прекрасный день (согласование), писать письмо (управление), говорить громко (примыкание)

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

1) подлежащее и сказуемое;

2) обособленные члены предложения с определяемым словом;

3) ряды однородных членов;

4) слова с предлогами типа: вокруг дома, по дороге т. п.

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

1) синтаксически свободные:

высокий дом, идти в школу;

2) синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

три сестры, анютины глазки, бить челом.

По структуре словосочетания делятся на простые, состоящие из двух знаменательных слов (главного и зависимого): деревянный стол, и сложные: старый деревянный дом.

Из сложного словосочетания можно выделить простое, например: дом

(какой?) деревянный, деревянный дом (какой?) старый.

В словосочетании выделяются главное (стержневое) и зависимое слова:

Отношения между главным и зависимым словами выражаются грамматически:

1) при помощи окончания:

черное (какое?) пятно; подарок (кому?) отцу;

2) при помощи окончания и предлога:

письмо (к кому?) к матери;

3) по смыслу:

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяются следующие типы словосочетаний:

1) глагольные, где главное слово — глагол (или его формы):

ехать домой, сидя на стуле, написанный тушью;

2) именные, где главное слово:

а) имя существительное:

актуальный вопрос, желание рисовать;

б) имя прилагательное

готовый к отъезду, очень сильный;

в) имя числительное

три брата, трое друзей, первый из вошедших;

кто-то из присутствующих, нечто интересное;

3) наречные, где главное слово — наречие

незадолго до отъезда, где-то в пустыне.

Смысловые отношения в словосочетании определяются при помощи вопросов:

1) чей? какой? который? — определительные:

костюм (чей?) брата; шелковое (какое?) платье;

2) кого? чего? и др. — объектные:

3) куда? как? когда? и др. — обстоятельственные:

гулять (где?) в лесу.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: "Как улучшить произношение и понимание

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Данная статья посвящена вопросу о современных синтаксических единицах. Такие единицы признаны в качестве структурных сегментов высказывания, но не как коммуникативные единицы. В статье есть парадигма словосочетаний, а также иллюстративный материал.


Кроме того, учение о подчинительных связях и словосочетаниях в современном английском языке нуждается в непротиворечивой [3] классификации, а также в преодолении стереотипов в учении о подчинительных связях.

В нашей работе принципиальными являются следующие методологические позиции:

Классификация английских словосочетаний по типам (Types of Connection) подчинительной связи может иметь следующий вид:

1.1. Agreement, неаппозитивноe согласование: That house - those houses. Grammar Way - флексия + внутренняя флексия (умлаут). Зависимое слово материально уподобляется грамматической форме главного слова. Главное и зависимое слово принадлежат к различным частям речи. Главное слово - в постпозиции.

1.2. Agreement, аппозитивное согласование: Village church, country doctor, wall street. Grammar Way - флексия. Зависимое слово принимает форму главного слова в значении ед. числа. Главное и зависимое слово принадлежат к одним и тем же частям речи в языковом (статическом) плане. Главное слово - в постпозиции.

2.1. Coordination, координация, тип согласования между подлежащим и сказуемым: Child plays - children play. Grammar Way - флексия + внутренняя флексия. Подлежащее - в препозиции.

2.2. Coordination: There is a house - there are houses. Grammar Way - флексия + супплетивизм (is - are). Подлежащее - в постпозиции.

2.3. Coordination ассоциативного типа между подлежащим и именным составным сказуемым: The United Nations is international organization. Grammar Way - главные члены координированы (согласованы) не грамматически (формально), а по значению подлежащего. Данный тип подчинительной связи совпадает с Association (примыканием), однако он характерен для подлежащего и сказуемого.

3.1. Government, управление: King's thrown, ship's waterline, search's target (цель обыска) . Grammar Way - флексия + апостроф в качестве графического дополнения. Зависимое слово - в препозиции.

3.2. Government, управление: Thrown of a king, waterline of the ship. We went to the river. Grammar Way - предлог, а также артикль с четко выраженным значением падежа. Зависимое слово - в постпозиции.

3.3. Government, управление: He - I see him; She - I see her; I - They love me. Grammar Way - флексия (he - him).

3.4. Government, управление: Three tables, two boats. Grammar Way - флексия. Зависимое слово - в постпозиции.

4.1. Association, ассоциативная связь или примыкание: Extremely hot. Grammar Way - грамматическая независимость подчиненного слова кроме его препозиции и адвербиальности. Семантическая связь между главным и подчиненным словом

4.2. Association, ассоциативная связь или примыкание: Big lake, my reason. грамматическая независимость подчиненного слова кроме его препозиции и адъективности (местоименности).

5.1. Collocation, соположение: Small fluffy cat. Grammar Way - грамматическая независимость двух слов, их синтаксическое и семантическое равноправие. Синтаксически два слова соподчинены одному главному слову. Свободный порядок зависимых слов [1, С. 3-8; 5, С. 45-50].

Комплексный анализ каждого словосочетания проводится, разумеется, по трем уровням: уровню идентификации подчинительной связи (type of connection), уровню идентификации морфологической принадлежности слов сочетания, уровню идентификации внутренней семантики словосочетания (объектной, субъектно-атрибутивной, и т.д.).

  • трудиться усердно;
  • трудиться на заводе;
  • трудиться по хозяйству;
  • трудиться до полуночи;
  • трудиться в поте лица.

Вариантов зависимых слов – десятки.

При подчинительной связи компоненты высказывания имеют разные функции. Центральный элемент соединяется с зависимым с помощью вопроса:

  • идти (куда?) домой;
  • рисовать (что?) картину;
  • зима (какая?) снежная.

Между словами зачастую наблюдается грамматическая зависимость (зависимое слово согласовывается с главным в числе и падеже), реже – смысловая зависимость (компоненты словосочетания подходят друг другу только по смыслу). Такие неравноправные отношения между компонентами имеют название подчинительная связь.

Лингвист Александр Пешковский дал следующее определение этому понятию:

Подчинительная связь характеризует синтаксически н

Подчинительная связь характеризует синтаксически неравноправные языковые элементы. Она встречается часто, но далеко не всегда.

Предлагаю сравнить несколько высказываний:

Второй пример – это действие (бежать) и субъект действия (в школу). Здесь тоже явная подчинительная связь.

Как уже говорилось, главное и зависимые от него слова объединяются в словосочетания, а словосочетания в свою очередь создают предложения. Получить и передать полную информацию возможно только с помощью предложений.

Давайте разберем по пунктам следующее высказывание:

Майское солнце давно ушло за горизонт, но дети продолжали читать книгу.

Это сложное предложение с двумя подлежащими и сказуемыми:

Разобьем предложение на словосочетания:

  • солнце (какое?) майское;
  • ушло (когда?) давно;
  • ушло (куда?) за горизонт;
  • продолжали (что делать?) читать;
  • читать (что?) книгу.

Способы образования словосочетаний — разные. Всего в русском языке выделяют три таких способа. Их принято называть видами подчинительной связи. Назовем их.

Эти виды были определены во время интенсивного раз

Эти виды были определены во время интенсивного развития русского синтаксиса в XVIII веке. Один раз сложившись, они остались неизменными вплоть до современного периода.

Чтобы определить, какой именно вид связи существует между словами, используем следующий алгоритм действий:

Рассмотрим каждый вид детальнее.

Рассмотрим каждый вид детальнее.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Что мы узнали?

В русском языке есть три вида подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Каждый из этих видов имеет свои особенности: определения, частеречная принадлежность зависимых слов, вопросы к зависимым словам, синтаксическая функция зависимых слов.

Типы подчинительной связи

Согласование

Согласование

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором форма зависимого слова полностью соответствует форме главного слова. При согласовании главное слово выражено существительным, зависимое — прилагательным, причастием, местоимением, числительным, род число и падеж которых согласуется с родом, числом и падежом главного слова:

  • серьезное испытание: испытание (какое?) серьезное – падеж, род, число совпадают;
  • серьезными испытаниями: испытаниями (какими?) серьезными – падеж, число зависимого слова изменились вслед за изменением падежа и числа главного слова;
  • для серьезных испытаний: для испытаний (каких?) серьезных – очередное изменение падежного окончания.

Сколько бы вы ни изменяли главное слово, зависимое тут же примет форму слова-лидера. Такой тип подчинения называется согласование.

Управление

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое при нем стояло в определенном падеже:

  • услышать (инфинитив) друга: услышать (кого?) друга (Вин. п);
  • услышу (я) друга (Вин. п);
  • услышите (вы) друга (Вин. п);
  • услышат (они) друга (Вин. п);
  • услышал бы (условное) друга (Вин. п);
  • услышьте (повелительное) друга (Вин. п).

Примыкание

Примыкание — это тип связи, когда между главным и зависимым слово нет грамматической связи, только смысловая. Зависимым словом является неизменяемая часть речи — наречие, деепричастие. Инфинитив (неопределенная форма глагола) и притяжательные местоимения (его, ее, их – отвечают на вопрос чей?), входят в состав словосочетаний, примыкая к главному слову.

  • прыгнул вверх: прыгнул (куда?) вверх; зависимое слово — наречие;
  • стоит облокотившись: стоит (как?) облокотившись; зависимое слово — деепричастие;
  • ударишь сильнее: ударишь (как?) сильнее — сравнительная степень наречия тоже не изменяется;
  • любитель пожаловаться: любитель (какой? чего?) пожаловаться — инфинитив примыкает к главному существительному;
  • распоряжение сверху: распоряжение (какое? откуда?) сверху — неизменяемое наречие;
  • её просьба: просьба (чья?) её — притяжательные местоимения примыкают к главному слову.

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

Управление

Управление – вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого слова постановки в определенном падеже.

При управлении в русском языке зависимое слово не изменяется, если изменяется главное слово.

Главным словом может быть глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие, порядковое имя числительное.

К зависимым словам, которыми могут быть такие части речи, как имена существительные, субстантивированные имена прилагательные, субстантивированные причастия, местоимения в косвенных падежах с предлогом или без него, задаются вопросы косвенных падежей.

Зависимые слова выполняют в предложении функцию дополнения.

Примыкание как способ подчинительной связи

Для начала дадим определение подчинительной связи примыкание.

Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущ

Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущую роль может быть практически любое слово, при этом задать падежный вопрос не представляется возможным.

Проследим примыкание в предложениях.

В указанных примерах главным выступает глагол. Так

В указанных примерах главным выступает глагол. Так чаще всего и случается в языковых ситуациях. Однако не исключены и другие случаи, когда главные синтаксические функции берут на себя другие части речи:

Кофе по-венски, разговор начистоту, ставка вслепую – типичные примеры примыкания с главным словом именем существительным.

Очень глупый, совсем невыносимый, слегка раздраженный – примеры, в которых основой высказывания является прилагательное.

При этом роль зависимых слов могут сыграть лишь четыре части речи:

Иногда к управлению и примыканию можно задать один

Иногда к управлению и примыканию можно задать один и тот же вопрос, и школьники начинают делать ошибки.

Рассмотрим несколько примеров:

Поговорим после собрания.

Запомните: если в словосочетании наблюдается предлог – это управление.

Давайте для полного усвоения материала разберем несколько предложений:

  • Несчастная Ирина сидела, ссутулившись, и молча смотрела на собеседника.

Выделим грамматическую основу: Ирина сидела и смотрела (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Теперь разобьем предложение на словосочетания и определим тип подчинительной связи:

  • Ирина (какая?) несчастная – согласование;
  • сидела (как?) ссутулившись – примыкание;
  • смотрела (как?) молча – примыкание;
  • смотрела (на кого?) на собеседника – управление.
  • Он вернулся домой, когда семья уже села ужинать.

В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых): он вернулся и семья села.

Читайте также: