Почему кавказ стал основным курортным регионом россии

Обновлено: 19.09.2024

Территория Кавказа, расположенная между Черным, Азовским и Каспийским морями, покрытая высокогорными массивами и населенная многочисленными народами, с давних времен привлекала к себе внимание различных завоевателей. Первыми туда еще во втором веке до нашей эры проникли римляне, а после распада Римской империи пришли византийцы. Они-то и распространили христианство среди некоторых народов Кавказа.

К началу восьмого века Закавказье было захвачено арабами, принесшими его населению ислам и начавшими вытеснять христианство. Наличие двух враждебных религий резко обострило веками ранее существовавшие межплеменные распри, вызвало многочисленные войны и конфликты. В ожесточенной кровопролитной схватке по воле иноземных политиков на территории Кавказа возникали одни государства и исчезали другие, строились и разрушались города и селения, сажались и вырубались сады и виноградники, рождались и умирали люди…

В тринадцатом веке Кавказ подвергся опустошительному нашествию монголо-татар, владычество которых в его северной части утвердилось на столетия. Еще три века спустя Закавказье стало ареной ожесточенной борьбы между Турцией и Персией, которая велась на протяжении трехсот лет.

Со второй половины XVI века интерес к Кавказу проявляется и со стороны России. Тому способствовало стихийное продвижение россиян на юг в степи, положившее начало образованию Донского и Терского казачеств, поступление части казаков на московскую порубежную и городовую службу. По имеющимся данным уже в первой половине XVI столетия первые казачьи селения появились на Дону и в верховьях Сунжи, казаки участвовали в охране и обороне южных рубежей Московского государства.

Во время Каспийского похода Петра I в 1722 года русские войска захватили все дагестанское побережье с городом Дербентом включительно. Правда, удержать эти территории в последующие десятилетия России не удалось.

В конце XVIII века вначале правители Кабарды, а затем и грузинский царь обратились к России за помощью и с предложением принять их владения под свое покровительство. Во многом этому способствовали умелые действия российских войск на побережье Каспийского моря, взятие ими Анапы в 1791 году, присоединение Крыма и победы русской армии над турками во второй половине XVIII века.

В целом, в процессе покорения Россией Кавказа можно выделить несколько этапов.

1 Первый этап

На первом этапе, с конца XVI века по конец XVIII века, происходил процесс создания плацдармов для наступления России на Кавказ. Начало этого процесса было положено формированием и укреплением Терского казачьего войска, принятием его на военную службу Российской империей. Но уже в рамках этого процесса происходили крупные вооруженные конфликты между казачеством и чеченцами на Северном Кавказе. Так, накануне Булавинского восстания в 1707 году произошло большое чеченское восстание, связанное с развернувшимся тогда противоправительственным движением в Башкирии. Характерно, что к чеченцам тогда присоединились терские казаки-раскольники.

Восставшие взяли и сожгли город Терки, а затем были разбиты астраханским воеводой Апраксиным. В следующий раз чеченцы восстали в 1785 году под предводительством шейха Мансура. Чрезвычайно характерным для двух этих выступлений чеченцев является ярко выраженная религиозная окраска движения. Восстания развертываются под лозунгом газавата (священной войны против неверных). Особенностью во время второго восстания чеченцев являлось также объединение с кумыками и кабардинцами, причем в Кабарде против России в то время выступали еще и князья. Кумыхское же дворянство занимало колеблющуюся позицию и было готово присоединиться к тому, кто окажется сильнее. Начало укрепления России в Кабарде было положено основанием в 1780 году укреплений Азовско-Моздокской линии (Константиновского укрепления в районе нынешнего Пятигорска и Кисловодского укрепления).

2 Второй этап

На втором этапе, с конца XVIII века до первого десятилетия XIX века, происходит завоевание Россией части земель в Закавказье. Это завоевание осуществляется в виде походов на территории кавказских государственных образований и войн русско-персидской (1804–1813) и русско-турецкой (1806–1812). В 1801 году Грузия была присоединена к России. Затем началось присоединение южных и восточных ханств. В 1803 году присягу на верность России принесли владетели Мингрелии, Имеретии и Гурии. Параллельно с завоеваниями новых земель велась борьба, направленная на подавление антироссийских выступлений их народов.

3 Третий этап

4 Четвертый этап

На четвертом этапе, с 1830 года по 1859 год основные усилия России сосредоточиваются на Северном Кавказе для борьбы с мюридизмом и имаматом. Этот период можно условно считать периодом расцвета военного искусства русских войск в особых условиях горной местности. Они завершились победой русского оружия и русской дипломатии. В 1859 году могущественный имам Чечни и Дагестана Шамиль прекратил сопротивление и сдался русскому командующему. Существенным фоном событий этого периода была Восточная (Крымская) война 1853–1855 гг.

5 Пятый этап

На пятом этапе, с 1859 по 1864 год, было осуществлено завоевание Российской империей Западного Кавказа. В это время практиковалось массовое переселение горцев с гор на плоскость и принудительное переселение горцев в Турцию. Захваченные земли заселялись кубанскими и черноморскими казаками.

6 Шестой этап

На шестом этапе, продолжавшемся с 1864 по 1917 год правительство Российской империи всеми средствами стремилось нормализовать обстановку на Кавказе, сделать этот регион рядовой губернией огромного государства. В ход были пущены все рычаги давления: политические, экономические, религиозные, военные, полицейские, правовые, субъективные и другие. Такая деятельность, в целом, дала положительные результаты. В то же время русско-турецкая война 1877–1878 гг. выявила большие скрытые противоречия между российскими властями и горскими народами Северного Кавказа, которые порой выливались в открытое военное сопротивление.

Таким образом, кавказская проблема была в течение более ста лет одной из самых актуальных проблем Российской империи. Правительство пыталось ее решать дипломатическим и экономическим путями, но эти пути зачастую оказывались неэффективными. Более эффективно проблема завоевания и усмирения Кавказа решалась с помощью военной силы. Но и этот путь приносил чаще всего только временные успехи.

7 Седьмой этап

Седьмым стал период Первой мировой войны, когда юг Кавказа уже в который раз превратился в зону активной военной и дипломатической игры, которую между собой Россия, Турция и Персия. В результате этой борьбы Россия вышла победительницей, но воспользоваться плодами этой победы она уже не могла.

8 Восьмой этап

Восьмой этап был связан с событиями Гражданской войны 1918–1922 гг. Развал русского Кавказского фронта в конце 1917 – начале 1918 гг. обернулся трагедией не только для русской армии, но и для местного населения. В короткие сроки Закавказье было оккупировано турками и превратилось в арену страшного геноцида против коренного населения. Гражданская война на Северном Кавказе также была крайне жестокой и затяжной.

Развал Советского Союза дал толчок новым выступлениям народов Кавказа и открыл десятую страницу его истории. В Закавказье было образовались три самостоятельных государства, которые мало ладят между собой. На Северном Кавказе, оставшемся в ведении России, начались активные выступления против Москвы. Это привело к началу Первой чеченской, а затем – Второй чеченской войн. В 2008 году возник новый вооруженный конфликт на территории Южной Осетии.

Специалисты считают, что кавказская история имеет глубокие и разветвленные корни, выявить и проследить которые очень непросто. Кавказ всегда был в сфере интересов большой международной политики и внутренней политики Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Отдельные кавказские государственные образования (республики) и их правители всегда стремились вести свою личную политическую игру. В результате Кавказ превратился в огромный запутанный лабиринт, найти выход из которого оказалось очень трудно.

Многие годы Россия пыталась решить кавказскую проблему по-своему. Она пыталась изучить этот край, его людей, обычаи. Но и это оказалось очень сложным делом. Народы Кавказа никогда не были едины. Нередко селения, находящиеся в нескольких километрах друг от друга, но разделенные хребтом, ущельем или горной рекой, десятилетиями не общались друг с другом, придерживаясь собственных законов и обычаев.

Исследователям и историкам известно, что без знания и учета всех факторов и особенностей нельзя правильно понять прошлое, оценить настоящее, спрогнозировать будущее. Но вместо выявления, изучения и анализа всех сопутствующих факторов формирования истории Кавказского региона, вначале Российской империей, затем СССР и наконец Российской Федераций нередко предпринимались попытки рубки корней того, что казалось сорняком. Эти попытки на практике были весьма болезненными, кровавыми и далеко не всегда успешными.

Кавказский лабиринт до конца не пройден и сегодня. Нет из него выхода в войне, которая только несет разорение и настраивает людей друг против друга. Нет выхода в межнациональной вражде, которая превращает людей в свирепых животных, действующих не на основании разума, а подчинясь инстинктам. Нельзя решить кавказскую проблему и так, как она решались в 1943 году, когда многие народы были насильно выселены из родных мест на чужбину.

Отдельные исследователи считают, что основная причина кровоточащей кавказской раны кроется в вирусе, глубоко засевшем в мозгах некоторых политиков, а название этому вирусу – власть и деньги. Сочетая эти две страшные силы всегда можно надавить на больную мозоль в виде экономических, территориальных, религиозных, культурных или других проблем любого региона. Пока жив этот вирус – рану заживить не удастся, пока открыта эта рана – вирус всегда найдет себе благоприятную среду для обитания, а это значит, что выход из кавказского лабиринта еще долго не будет найден.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы активного тура в ущелье Руфабго - это один из основных памятников природы Юга России.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы активного тура в ущелье Руфабго - это один из основных памятников природы Юга России.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы уникального тура в гроте у горной реки Белая.

Фото с тура в Адыгее В край гор и водопадов круглый год Туристы уникального тура в гроте у горной реки Белая.

Имаму Шамилю удалось в 1834 году завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат - светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять самой сильной тогда военной державе мира.

В 1859 году Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеалов Кавказской войны. Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В результате царские власти избавились от значительной части населения. На политику захватов, депортаций, насилия чеченцы отвечали восстаниями. Царизм пытался решить проблему силовыми методами. Однако насилие только провоцировало новые выступления. И тогда в Чечне было введено так называемое военно-народное управление, иными словами военно-оккупационный режим.

Анализируя причины Кавказской войны, следует отметить, что она стала следствием не только военной экспансии царизма, но и внутренних раздоров на Кавказе, борьбы местных элит за власть и влияние в горских обществах. Агрессивному этнонационализму, религиозному экстремизму в Чечне всегда противостояли пророссийские силы, поддерживавшие идею создания светского, демократического государства и традиционный ислам. Кроме того, в основе национальных движений, восстаний, революций и войн на Кавказе лежали социально-экономические причины: отсталость и нищета большей части населения края, отданного на расправу продажной колониальной администрации и местной бюрократии.

Походы в горах России, тур Знаменитая Тридцатка, поход через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. Тридцатка - это выбор тех, кто приезжает в этот заповедный край, чтобы пройти свой путь к облакам и заглянуть в себя в медитативном молчании вершин.

Туристский поход, маршрут 30, тур через горы к морю

Фото на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. В горах не любят громких слов. Горы - это особый мир. Люди там любуются радугой ПОД НОГА­МИ, варят кашу, живут высоко в магнитном поле вершин, и ещё там БЬЕТ в лицо ветер - ВЕТЕР ОТ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.

Горный туризм, маршрут Тридцатка, тур через горы к морю

Туристы на маршруте 30 - Легендарная Тридцатка. на фоне горы Оштен в переводе "собиратель туч". Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную книгу, туристы часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.

В целом история российско-кавказских отношений в этот период свидетельствует не о войне народов и их культур, а о противостоянии на уровне интересов элит, не всегда совпадавших с интересами нации. Бесспорно, в основе противостояния Чечни и России присутствовал элемент межцивилизационного конфликта, но он не являлся доминирующим. Чеченское национальное движение, часто имело религиозную оболочку. Однако идея сохранения и развития этноса всегда брала верх над идеей религиозных войн. Насилие, грубое вмешательство в традиционный уклад жизни горцев - вот что толкнуло их на войну с Россией. То же самое произошло и в современной чеченской войне. Начав широкомасштабные военные действия против мирного населения, Москва спровоцировала массовое сопротивление чеченцев федеральным войскам, породила агрессивный сепаратизм (национализм). Но и на этот раз в вооруженной борьбе участвовала только часть чеченского населения. Большинство чеченцев было против войны с Россией. Так же, как в свое время были чеченские общины, которые воевали против имама Шамиля, так нынче были те, кто сознательно противостоял Дудаеву. Но именно в период Кавказской войны зародилась идеология чеченского воинствующего этнонационализма. На нее опираются современные чеченские сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни с демократической Россией, вычеркивая из истории мирные созидательные периоды развития русско-чеченских отношений.

С началом ХХ века в отношениях с горскими народами царизм делает ставку на насилие. В ответ национальное движение и чеченцев приобретает форму абречества. (абрек - разбойник, народный защитник). В период трех российских революций на чеченское общество оказала заметное влияние российская социал-демократия. Вскоре социализм становится конкурирующей с исламом идеологией среди части интеллигенции. Общественные деятели - Т. Эльдарханов, А. Шерипов, и др. занимались просветительской работой, подъемом национального самосознания. Пятый этапотношений охватывает советскую эпоху. В годы революций и гражданской войны (1917 по 1925 гг.) в Чечне господствовали анархия и безвластие. Национальное движение раскололось и не смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный национализм, ориентированный на Советы (коммунистов); демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном счете, большая часть населения сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность.

В ходе классовых столкновений 20-х годов, Грозный неоднократно переходил из рук в руки. В марте 1918 гг. была создана Терская Советская республика. Горская АССР была провозглашена в январе 1921 года. С ноября 1922 года некоторое время существовала Чеченская Автономная область РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономная области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской войны оставили в чеченской истории имена, которые хранит благодарная народная память: участники стодневной защиты Грозного, защитники села Гойты… И памятник на площади Дружбы народов в Грозном- чеченец Асланбек Шерипов, русский Николай Гикало, ингуш Гапур Ахриев - они сражались вместе. По пятилетним планам до Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0, 8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии в 1926 г.


Историческая память

Прежде всего, нам нужно понять, чем отличается Кавказ не только от остальных частей России, но и от других регионов мира. Существует теория, что горные территории они как-то предельно концентрируют, спрессовывают дух, характер, культуру людей, который здесь живут. И что сегодня самые узловые точки евразийской цивилизации как раз приходятся на три горных региона - Балканы, Кавказ и Афганистан.

Кавказ из этих трех регионов по многим параметрам – наиболее яркий, специфичный и сложный. Для этого региона, очень маленького по площади, характерна предельная концентрированность исторической памяти и наследия, потому что на этом клочке земли рушились империи, разбивались геополитические амбиции, провозглашались какие-то невероятные великодержавные проекты.

Земля эта тысячелетиями пропитывалась кровью… И тысячелетиями выковывался характер местных горских народов… Эти народы ценой крови и жизней многих поколений доказали свое право на существование и на обладание этими землями. Это касается и коренных и пришлых народов, которые в жесточайшей исторической конкуренции отвоевали себе право называть кавказцами и существовать в этом предельно сконцентрированном социальном пространстве.

Специфика духа

Кроме истории, Кавказ отличается предельной концентрированностью человеческого духа. Жить здесь для человека не знакомого с кавказской спецификой достаточно сложно. Потому что общество кавказское оно предельно жесткое. Оно диктует каждому представителю каждого народа – вайнахского, дагестанского, черкесского – как нужно вести себя мужчине, как нужно вести себя женщине, как нужно вести себя отцу и матери, как нужно вести себя молодому.

Здесь предельно плотно в твою жизнь входят родственники, соседи, твои друзья… И ты не можешь им отказать во внимании. Поскольку ты нагружен разного рода обязательствами перед народом, перед Богом, перед государством. Если ты родился вайнахом, черкесом, карачаевцем, аварцем, лезгином, ты уже родился с грузом обязательств, с грузом ответственности на своих плечах.

Ту эмансипированность и отвязность по отношению ко всему обществу, которая характерна для западной молодежи, кавказец себе не может позволить. Но именно это жесткое давление общества, рода, семьи, именно эта несвобода кавказца внутри своего общества делает его предельно свободным в отношениях с любым внешним окружением.

Свобода и стойкость

Именно эта внутренняя жесткость кавказского общества делает каждого кавказца невероятно стойким перед лицом любых внешних угроз. Это такой социальный скелет, такая жесткая внутренняя косточка, которой уже практически не осталось у большинства современных западных народов.

Подобную свободу и стойкость в отношениях с внешним миром кавказец получает по причине того, что ему предельно понятен его смысл жизни, его роль в этом мире, его цели, задачи, кодекс чести и поведения. Все то, с чем он родился на этот свет и приобрел в кавказском обществе. Именно поэтому он не так подвержен и даже выходит из подчинения всем остальным системам, идеологиям. Потому что у него есть собственный смысл и кодекс, проверенный поколениями его предков.

И ни одна другая держава, культура, народ не могли подчинить Кавказ до тех пор, пока культурно-смысловой и культурно-политический вектор этой державы не совпадал, хотя бы частично, с культурным и смысловым вектором самого Кавказа. И именно в этом несоответствии, несовпадении личностного, эмоционального, исторического, культурного векторов кавказцев и того вектора, который навязывался Кавказу в истории теми или иными державами, и рождались все исторические трагедии Кавказа.

Культурный баланс

И при этом, при всей сложности кавказской культуры, Кавказ породил уникальную модель этнического и религиозного баланса. Такого обилия языков как на Кавказе, вы где-нибудь вряд ли найдете. Один только Дагестан говорит на сорока языках, сформировавшихся именно в этом горном краю. К примеру, в Дагестане есть языки, на которых разговаривают только в одном селе… Всего-навсего пятьсот человек…

Кроме того, в горах Кавказа веками сосуществовали Ислам, Христианство, Иудаизм и даже остатки язычества. Даже сама исламская традиция Кавказа невероятно разнообразна, богата. В религиозной культуре Кавказа на протяжении последних веков присутствовали несколько направлений традиционного Ислама – суфизм, обрядово-бытовые формы Ислама, школы мусульманских правоведов, интеллектуальное реформаторство и даже собственная, кавказская версия фундаментализма.

Этим невероятным разнообразием и характеризуется Кавказ. Но есть некоторые особенности, которые не позволяют Кавказе выйти на более широкое политическое пространство, не позволяют ему Кавказу реализовать во все полноте весь свой потенциал. Это ограничители кавказской культуры, ограничители географического, культурного и социального расширения кавказской цивилизации…

Кавказская цивилизация

Я не ошибся. Кавказ при всей своей сложности, при всей своей проблемности, при всем своем богатстве языков, культур, традиций, породил уникальную цивилизацию. Я смело говорю о том, что в этом мире родилась и до сих пор существует кавказская цивилизация, отличающаяся своими характеристиками.

И уникальность этой цивилизации дает той стране, в состав которой входит Кавказ, огромное преимущество перед своими конкурентами. Но, к сожалению, сегодняшняя российская политическая элита не использует преимущество пребывания Кавказа в составе нашей страны. Она Кавказа боится и ведет себя с ним зачастую, как с пугающим ее диким, но свободным зверем.

Трусость, малодушие и предательство некоторых представителей этой элиты привело к тому, что истинный Кавказ, Кавказ воли, духа и чести сегодня вместо социального, культурного и технологического рывка, вместо обогащения всей российской культуры, затравлен и загоняется в некую социальную и политическую резервацию. Да и что говорить о российских чиновниках, если сами кавказцы не знают всех своих преимуществ, всех своих возможностей в реалиях современного мира…

Столкновение с империей

История взаимодействия Кавказа и России началась намного раньше Кавказской войны, к которой мы постоянно возвращаемся в своей памяти. До Кавказской войны были десятилетия и столетия взаимоотношений кавказского народа с русским, которой уже тогда селился по берегу Терека и Сунжи. И я вас уверяю, что никаких цивилизационных или национальных проблем тогда между русскими и кавказцами не было.

Да были случаи столкновений, пролития крови за землю… Да тогда умыкали женщин и скакунов друг у друга… Но все это было естественно для Кавказа. Все это было в ритме кавказской жизни. Русские люди, которые селились на Кавказе, они начинали жить в ритме этого края. Иначе и быть не могло, потому что выжить в соприкосновении с такой мощной культурой было невозможно, без того, чтобы не стать частью кавказского мира. Именно так и появились кавказские казаки.

Проблемы на Кавказе начались, когда на него была наложена имперская политическая матрица. Когда императоры России, начиная с Петра I, пытались привести Кавказ в такое математическое соответствие с имперской и великодержавной логикой существования страны. Когда попытались добиться того, чтобы здесь все было построено, как на плацу в Петербурге, чтобы горцы дышали строго в соответствии с императорской волей.

Островки горской демократии

Это были общества, которые не знали ханов, не знали князей, жили вольной жизнью и дышали полной грудью. Это были островки особенной, специфичной, горской демократии. Дело в том, что на Кавказе не существовало централизованного государства. Народы Кавказа жили вольными самоуправляющими общинами, в рамках которых они выбирали себе правителей на определенный срок.

В горских обществах существовал уже принцип разделения властей. Судебная, законодательная и исполнительная власть были разделены. Именно этим объясняется политическая устойчивость горских обществ, тем, что горцы веками жили по одной из самых улучшенных моделей устройства собственной жизни. И именно эти вольные общества составили основу многолетнего кавказского сопротивления колонизации.

Естественно, история брала свое, естественно процессы феодализации шли. Тем не менее, в горах Кавказа до сих пор сохранились эти осколки демократического быта. Если Вы поедете в горы, то увидите, что во многих аулах глава администрации должен в решении проблем села или района за помощью обращаться к влиятельным старикам или к религиозным лидерам.

И одного слова религиозного авторитета достаточно, что бы все население этого села проголосовало за того кандидата, которого он скажет. Никакая партийная агитация, никакие попытки правового просвещения в таких общинах не работают, если к этим попыткам не подключены горские авторитеты – представители народа.

Горская элита

Так вот пройдя через кровавую Кавказскую войну, когда российские генералы, отбросившие на юг Персию, покорившие Закавказье, таким же образом хотели покорить Кавказ, российская военная элита начала осознавать невозможность покорения Кавказа только силой. К Кавказу начали применять другие методы.

Включение горцев в состав российской элиты, в состав российского дворянства, предоставление горцам свободы в делах местного самоуправления, свободы вероисповедания. Горцев долгое время не брали в солдаты, потому что вольный кавказский горец долго не мог вписаться в российскую палочную армейскую систему…

Тем не менее, когда для горцев в рамках российской армейской системы были созданы отдельные ниши – дагестанский, кабардинский, ингушский, чеченский полки с собственными знаменами, наградами, полковыми имамами, горцы показали свою отвагу и мощь в защите не только Кавказа, но и всей страны от общего врага.

Кроме того, на Кавказе до революции появилось целое поколение интеллектуалов, получивших образование в лучших университетах Петербурга, Сорбонны и Парижа. Рождение кавказской военной и интеллектуальной элиты является свидетельством того, что имперская Россия нашла формат, нашла модель интеграции горских обществ в состав более широкого общероссийского пространства.

Пленение России Кавказом

Но не только Кавказ менялся под влиянием российской культуры, но и сама Россия менялась под мощным влиянием кавказкой культуры. Целый народ родился на соприкосновении русского народа и горцев - казаки. Именно через перенятие кавказских идеалов чести, свободы, совмещение их с русской культурой привело к появлению кавказского казачества.

Россия настолько была очарованна Кавказом, что сам император расхаживал и фотографировался в кавказской черкеске. Я не знаю других примеров, где страна-победитель, считающая себя более развитой по сравнению с побежденным народом, настолько очаровывается и перенимает культуру побежденного народа.

Это говорит о том, что и Россия и Кавказ нашли модель сосуществования, несмотря на все разногласия, на всю кровавую Кавказскую войну в ходе, которой были уничтожены целые племена. Как это произошло, к примеру, с черкесами. Несмотря на все это, на то времена модель сосуществования России и Кавказа, более или менее, сложилась… Как грянула очередная катастрофа.

Советская модель

Я говорю об Октябрьской революции и гражданской войне. Что удивительно, кавказские народы первыми поддержали эту революцию. Потому что Ленин вернул горцам Кавказа все их права, свободы и земли, отобранные царской властью. А Сталин лично прибыл на Кавказ, чтобы объявить, что советская власть не против шариата и оставляет горцам право жить по тому закону, по которому они считают нужным.

И в то же самое время, революция и новый строй обернулись чудовищной трагедией для горцев, когда началась насильственная коллективизация, индустриализация и борьба с Исламом. Горские народа Кавказа, вчерашние самые ярые сторонники революции, стали самыми заклятыми врагами советской власти.

Упорнее всего сопротивлялись насаждению новых законов коммунистической власти именно те народы, которые первыми поддержали эту революцию. Эта трагедия обернулась депортацией целых народов с Кавказа. Советской властью были предприняты попытки сломать духовный ритм Кавказа…

Сжигались великолепные научные труды и трактаты на арабском языке, уничтожались имамы и шейхи, народы Кавказа были насильственно оторваны от арабского алфавита и сначала посажены на латинскую графику, а потом уже на кириллицу. Ни один другой народ Советского Союза, имевший собственный алфавит, ни армяне, ни грузины, ни народы Прибалтики не были оторваны от своего алфавита, кроме мусульманских народов Кавказа, Поволжья и Средней Азии.

Бездуховная, неверующая политическая система начала чудовищный эксперимент в попытке разворота уникальной цивилизации, кавказской цивилизации, совершенно в другую сторону: от Бога – к неверию, от прежней воли – к лагерной сталинской системе, от горской этики – к нормам советского коммунального общежития.

Новая катастрофа

Опять-таки, несмотря на все эти эксперименты и катастрофы, кавказцы в рамках советского общества смогли найти тончайшую грань, по которой они прошли и выжили в рамках новой системы, сохранив свой дух, честь и этику. В рамках этой системы, несмотря на весь ее богоборческий характер, горцам удалось породить новое поколение кавказской элиты: кавказцы – академики, кавказцы – космонавты, кавказцы – генералы.

Горцы и на фронтах Отечественной, и в мирном строительстве, и в науке, и в медицине доказывали свои конкурентные преимущества, доказывали, что они обладают уникальнейшим потенциалам.

Но не успела сложиться эта модель сосуществования кавказцев и остальной части страны, как грянула новая катастрофа – развал Советского Союза. И привычный для кавказцев мир рухнул в одночасье. Земли Кавказа вновь обагрились кровью. Поскольку самые кровавые конфликты случились именно по самым уязвимым границам прежнего, общего мира.

Осетия и Ингушетия, Карабах, Грузия, Абхазия, Чечня, Дагестан. Именно народы Кавказа, который столь болезненно и мучительно привыкали сначала к одной системе – царской, потом к другой – советской, больнее всего ощутили крах единой страны, крах этого общего мира.

Поиск новой модели

Оттого народы Кавказа после краха СССР начали судорожно искать, на что опереться в дальнейшем продвижении вперед. И самыми близкими для Кавказа вещами оказалась, как и прежде – этнос и Ислам. Однако, огромному сожалению, за десятилетия кровавых экспериментов над Кавказом, горцы потеряли очень важную свою черту – предельную сдержанность, проницательность и мудрость в том, что касается мира, войны и пролития крови.

Оттого в пост-советский период Кавказ в своем искреннем порыве вернуться к основам собственной культуры и цивилизации – горской этике и Исламу, столкнулся с огромным количеством провокаций со стороны тех, что целенаправленно провоцировал горцев на конфликты между соседними народами и государством.

И первая чеченская война, и вторая чеченская война и вторжение в Дагестан, нападение на Нальчик, и сегодняшнее уничтожение кавказцами друг друга – все это является результатом цепи чудовищных провокаций, на которые попались многие кавказцы, особенно молодые.

Пройдет много десятилетий прежде, чем политические лидеры республиканские, региональные и федеральные осознают, во что они ввергли регион… Прежде чем найдутся люди готовые пожертвовать своим положением, своим временем, не боясь попасть под политические удары, для того, чтобы спасти свою страну, свой регион…

Но я еще раз хочу повторить, что, несмотря на прежние ошибки и трагедии, Кавказ до сих пор сохранил в значительной степени свою уникальность, энергетику и потенциал развития. И еще раз – уникальность кавказской цивилизации дает той стране, в состав которой входит Кавказ, огромные преимущества перед своими конкурентами.

И настоящий расцвет Кавказа и России наступит только тогда, когда этот факт осознает, как московский чиновник, так и каждый горец…

Прага, 1 января, Caucasus Times. Главными факторами напряжености на Северном Кавказе в уходящем 2020 году стали: ограничеительные меры в связи с пандемией, вопрос распределения земель сельхозназначения без учета интересов жителей села, территориальные споры между Чечней и Ингушетией, поправки в Конституцию РФ 2020, а также Федеральный закон О государственном языке РФ.

Земля как катализатор гражданской активности

Земельная проблематика сегодня является одним из главных факторов, оказываюшим негативное влияние на ситуацию с правами и свободами граждан на Северном Кавказе. Вместе с тем, именно земельный вопрос становится основным катализатором гражданской активности и фактором мобилизации общественных сил.

В свою очередь, в этой связи, с каждым годом ответы региональных властей на гражданские требования становятся все жёстче, а меры по подавлению гражданской активности — всё менее избирательными и выходящими за рамки закона. Часто эти меры носят открытый насильственный и демонстративный характер. Все чаще правозащитники фиксируют фальсификации уголовных дел в отношении гражданских активистов в разных республиках Северного Кавказа.

В рамках федеральной программы социально-экономического развития Северного Кавказа эти агрохолдинги с 2010 года получили от федеральных инвестиционных агентств миллиарды рублей, годовая выручка также исчисляется миллиардами. Территории, занимаемые этими холдингами на землях сельхозназначения, сравнимы по площади с крупными населёнными пунктами. При этом занятость сельчан, на чьих землях раскинулись автоматизированные сельхозпроизводства, фактически равна нулю, так как производственные циклы автоматизированы.

По мнению гражданских активистов, если аграрная кавказская республика не начнёт распределять инвестиционный портфель с учётом интересов жителей села, Кабардино-Балкарию могут ожидать земельные бунты.

Ингушское судилище

Как минимум 39 жителей Ингушетии обвиняются в насилии против сотрудников правоохранительных органов 27 марта 2019 года. Восемь лидеров ингушской оппозиции обвиняются в организации этого насилия, создании экстремистского сообщества и участии в нём. Один активист обвиняется в подстрекательстве к неопасному для здоровья силовиков насилию.

От протестов к прямым выборам

Касаясь характера нарушения прав человека на Северном Кавказе, правозащитники отмечают, что корень всех проблем с нарушениями прав человека, упирается в вопрос власти и ее контроля: общество отчуждено от власти и не имеет никакого отношения к процессам ее формирования!

По мнению правозащитников, у общества нет никаких реальных рычагов влияния на власть. Такая ситуация сложилась в следствии отмены прямых выборов глав регионов, с одной стороны, и нивелированием разделения властей, в том числе судебной власти, он зависима от власти. Именно поэтому гражданские активисты и СМИ активно педалируют вопрос о возвращении прямых выборов глав регионов и муниципалитетов.

Дискриминационный закон о языке

Стоит отметить, что несмотря на давление со стороны властей и силовиков, гражданское общество на Северном Кавказе в 2020 году продемонстрировало определенный падём и единство. И не только в земельном вопросе, но и вопросе сохранения национальной культуры и языка, вопросах свободы собраний.

Также ярким примером гражданского единства стали акции протеста представителей интеллигенции и национальных организаций вокруг поправок в Конституцию России, которые были встречены гражданским обществом на Северном Кавказе акциями несогласия.

Так, например, в Кабардино-Балкарии представители научной и творческой интеллигенций, общественные, политические деятели выразили свой протест поправкам о государствообразующей роли только одного русского народа. В Ингушетии многие представители крупнейших тейпов ингушского народа, публично заявили о бойкоте и не желании участвовать в голосовании. Общественные настроения оказали значительное влияние и на электоральное поведение жителей Северного Кавказа во время референдума. На избирательных участках практически во всех регионах СК была зафиксирована низкая явка. В том числе и в Кабардино-Балкарии, где республиканские власти завили о более чем 80% проголосовавших. Данные расхождения между реальностью и заявлениями властей свидетельствуют о том, что общество и власть как никогда отчуждены друг от друга. А это в свою очередь чревато всплеском протестной активности в наступающем 2021 году.

Читайте также: