Почему леонардо да винчи уехал из италии

Обновлено: 07.09.2024

Леонардо да Винчи – один из трех титанов эпохи Возрождения наряду с Микеланджело Буонаротти и Рафаэлем Санти . Его сверхъестественная одаренность в самых различных искусствах и областях знания (от физики и математики до военного дела и строительства) сделало его имя легендарным. Многие идеи Леонардо намного опередили свое время и нашли свою реализацию спустя столетия.

Леонардо воплотил в себе идеальный образ всесторонне развитой личности эпохи Возрождения, которая через науки и искусства постигает мир и ведет диалог с Богом. Однако в таком большом количестве интересов крылся и свой недостаток. Леонардо без малейших колебаний мог оставить текущую работу в пользу нового проекта или захватывающей идеи, поэтому многие его произведения так и не были реализованы или закончены.

Содержание статьи:

Леонардо да Винчи в Тоскане

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом тосканском городке Винчи в 30 км от Флоренции, у подножия Монте Альбано. Согласно некоторым свидетельствам, он родился на ферме в деревеньке Анкиано на выезде из Винчи, в живописном окружении оливковых деревьев, виноградников и маковых полей.

Анкиано, место, где родился Леонардо

Анкиано – место, где родился Леонардо да Винчи

Он был внебрачным сыном молодого нотариуса Пьетро да Винчи и простолюдинки Катерины (по одним источникам она была крестьянкой, по другим – прислугой в таверне). Сведений о матери Леонардо почти не сохранилось, а вот об отце известно, что он сделал блестящую юридическую карьеру, был 4 раза женат и произвел на свет 12 детей.

Винчи место рождения Леонардо да Винчи

Винчи – родной город Леонардо да Винчи

С самого детства Леонардо демонстрировал выдающиеся интеллектуальные способности (хотя и не получил высокого школьного образования), был силен в математике и музыке, показал большие способности в рисовании. В возрасте 15 лет он был послан отцом в мастерскую прославленного живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, который также обучал Сандро Ботичелли и Пьетро Перуджино.

✅ Музей Леонардиано в городке Винчи / Museo Leonardiano in Vinci (официальный сайт )

Музей Леонардо да Винчи находится в его родном городке Винчи в средневековом замке, специально отреставрированном для этих целей. В музее представлены модели различных машин и механизмов в натуральную величину, воссозданные по чертежам Да Винчи и демонстрирующие его интересы в самых различных сферах – от военного дела и приспособлений для полетов до строительства и производства текстиля.

Экспозиция дополнена цифровой анимацией и интерактивными экранами с описаниями. А рядом с замком находится церковь Санта-Кроче, где, согласно преданию, крестили будущего гения.

✅ Палаццо Веккьо

Зал палаццо Веккьо, для которого была заказана фреска

Зал пятисот палаццо Веккьо, для которого была заказана фреска

✅ Галерея Уффици / Galleria degli Uffizi

В галерее Уффици в Кабинете рисунков и гравюр находятся рисунки, сделанные рукой Леонардо да Винчи. Художник оставил после себя многочисленные наброски и эскизы, на которых зафиксированы основные этапы работы над картинами и статуями.

Звезда Вифлеема и другие растения, ок. 1505-1507 гг.

Звезда Вифлеема и другие растения, ок. 1505-1507 гг.

В галерее Уффици находится отдельная комната, посвященная работам молодого Леонардо да Винчи. Это картины, написанные до того, как он переехал в Милан в 1482 г.

Благовещение Леонардо да Винчи

Благовещение, ок. 1472 г.

Леонардо да Винчи в Милане

В 1482 г. в возрасте 30 лет Леонардо переезжает из Флоренции в Милан по приглашению местного правителя герцога Лодовико Сфорца. При пышном дворе Сфорца Леонардо мог реализовать свои разнообразные замыслы и стать гармонично и всесторонне развитой личностью (uomo universale) в соответствии с идеалами эпохи Возрождения.

Портрет Лодовико Сфорца. Автор Джованни Амброджо де Предис, один из леонардесков

Портрет Лодовико Сфорца (миниатюра из латинской грамматики). Автор Джованни Амброджо де Предис, один из представителей леонардесков – ломбардских художников, испытавших стилистическое влияние да Винчи

Лодовико Сфорца стал могущественным покровителем для Леонардо, как Папа Юлий II для Микеланджело и Рафаэля. Будучи придворным художником, Леонардо выступал не только как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. В те времена было привычным, что человек, преуспевающий в отливке бронзовых статуй, мог отлить и пушку.

Я умею делать мосты, щиты для прикрытия атак, делать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы. Также я могу выполнять скульптурные работы из мрамора, бронзы и гипса, а также как живописец могу не хуже всякого другого выполнить какой угодно заказ.

Однако ни один из военных проектов Леонардо так и не был реализован. Они сильно опережали технические возможности своего времени, а Лодовико Сфорца не горел желанием вкладывать деньги в сомнительные мероприятия.

Сфорца предпочитал использовать талант Леонардо в художественно-оформительских целях: ему поручали изготовление эскизов к декорациям для театральных постановок, украшение праздников и свадебных торжеств. Об этой стороне таланта Леонардо нам известно мало.

Гораздо больше информации о двух крупных проектах, которые были поручены мастеру в Милане. Первый проект – создание конного монумента, посвященного отцу Лодовико Сфорца. Монумент Сфорца так и не был отлит, хотя источники сообщают о том, что формы для него были изготовлены. Вторым же крупным и значимым заказом стала фреска в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.

Фреска была заказана для трапезной монастыря доминиканского ордена Санта-Мария-делле-Грацие, где ее можно увидеть и сегодня.

Санта-Мария-делле-Грацие — главная церковь доминиканского монастыря

Санта-Мария-делле-Грацие — главная церковь доминиканского монастыря

Сюжет, выбранный для настенной росписи, был достаточно распространен в живописи того времени, но Леонардо смог найти свое прочтение. Он изобразил апостолов, пораженных словами Христа.

Он сказал им: уверяю вас: один из вас предаст Меня. И в большой печали они стали спрашивать Его, каждый в отдельности: не я ли, Господи?

Святой Иаков Старший (второй от Христа) разводит в удивлении руки. Рядом с ним Святой Филипп прижимает руки к груди, выражая свою верность перед Богом. Святой Петр наклоняется вперед, в то время как Иуда Искариот отворачивается от Христа, пытаясь скрыть свою причастность к предательству.

Центральная фигура всей композиции – Иисус Христос. Его поза и выражение лица (в противовес взволнованным апостолам) говорят о кротости и небесном смирении.

Тайная вечеря (фрагмент)

Тайная вечеря (фрагмент)

К тому же в 1943 г. во время воздушного налета в трапезную монастыря попала бомба, которая разрушила потолок и стену до фундамента (спасти шедевр удалось благодаря тому, что он был защищен мешками с песком). По всем этим причинам фреска неоднократно реставрировалась, и работы по ее восстановлению и сохранению не прекращаются.

✅ Амброзианская библиотека / Biblioteca Ambrosiana


Портрет музыканта, 1485 г.

Портрет музыканта, 1485 г.

✅ Замок Сфорца / Castello Sforzesco

Замок Сфорца являлся резиденцией Лодовико Сфорца, правителя Милана и покровителя Леонардо да Винчи. Леонардо находился при дворе в качестве строителя, военного инженера и художника. Художественное свидетельство пребывания да Винчи в замке Сфорца – роспись потолка в Дощатом зале (Sala delle Asse).


Замок Сфорца, Дощатый зал, роспись 1498 г.

Леонардо да Винчи в Венеции

✅ Галерея Академии / Gallerie dell ‘Accademia

В венецианской Галерее Академии можно увидеть оригинал самого знаменитого рисунка, созданного Леонардо да Винчи в качестве иллюстрации для книги, посвященной трудам античного римского архитектора Витрувия. До 1784 года работа принадлежала миланскому кардиналу Чезаре Монти, затем ее выкупило австрийское правительство у коллекционера Джузеппе Босси и передало в 1818 г. Академии изящных искусств в Венеции (город стал частью Ломбардо-Венецианского королевства, принадлежавшего Австрии).

Это небольшой рисунок, выполненный пером, чернилами и акварелью, иллюстрирует мысль о соотношении идеальных пропорций человеческого тела и их связи с геометрическими формами. Образ стал настолько узнаваемым в современной культуре, что его даже воспроизвели на монете в 1 евро.

Витрувианский человек

Витрувианский человек, 1490 г.

Леонардо да Винчи в Риме

В 1513 г. Леонардо отправился в Рим в надежде обрести нового заказчика и покровителя в лице Папы Льва X (Милан снова захватили французские войска). Умерший к тому моменту Юлий II являлся крупнейшим меценатом и был сменен не менее увлеченным покровителем искусств Львом X, сыном Лоренцо Великолепного.

Папа Лев X с двумя кардиналами

Папа Лев X с двумя кардиналами, автор Рафаэль Санти

Проведя в Вечном городе 3 года, Леонардо вынужден был уехать, так как работы для него здесь не нашлось. Поэтому в Риме произведений Леонардо практически нет, за исключением музеев Ватикана, где можно увидеть одну из его ранних работ.

✅ Музеи Ватикана / Musei Vaticani

Произведение было написано, когда Леонардо работал в мастерской Андреа Верроккьо. Оно осталось незавершенным по причине отъезда художника в Милан.

Святой Иероним, 1480-1482 гг.

Святой Иероним, 1480-1482 гг.

Несмотря на неудачу в Риме, Леонардо да Винчи при жизни стал легендой, что могло обеспечить двор любого монарха дополнительным престижем и почетом. Именно по этой причине французский король Франциск I пригласил художника в качестве своего почетного гостя. Леонардо прожил свои последние дни во Франции в усадьбе Клу близ королевского замка Амбуаз, где скончался 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет.

Смерть Леонардо да Винчи

Смерть Леонардо да Винчи, автор Жан Огюст Доминик Энгр

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; родился 15 апреля 1452 — умер 2 мая 1519 гг.) — величайший итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, непревзойденный мастер изобразительного искусства. Деятельность Леонардо да Винчи не ограничивалась рамками живописи и архитектуры. Он внес огромный вклад в развитие мировой науки и культуры, был гениальным изобретателем, дальновидным ученым и неординарным мыслителем.

Леонардо да Винчи оставил потомкам обширное творческое наследие. Помимо картин и рисунков большой интерес для исследователей представляют рукописные дневники великого гения. Они потрясают читателя глубокими познаниями мыслителя в различных областях знаний:

  • анатомии и геометрии;
  • инженерном деле и философии;
  • музыкальных тонкостях и биологии;
  • гидравлике и геологии;
  • архитектуре и физике;
  • технике графики и кулинарном деле.

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в маленьком городе Винчи, неподалеку от Флоренции. Он появился на свет вследствие любовной связи нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины.

Официальный союз этих двух людей был невозможен по причине того, что девушка происходила из низшего сословия.



Особые приметы Леонардо да Винчи

Детство и юность

Вскоре отец да Винчи женился на состоятельной женщине, в результате чего первые годы жизни Леонардо жил вместе с родной матерью.

Однако когда у Пьеро и его супруги долго не рождались дети, отец решил усыновить своего первенца, забрав его у Катерины.

Детская привязанность Леонардо к матери, которой он лишился в столь ранние годы, навсегда запечатлелась в его памяти.

Впоследствии он во многих своих картинах пытался передать тот материнский образ, который он бережно хранил в своем сердце.



Дом, в котором жил Леонардо да Винчи в детстве

Через 10 лет первая жена нотариуса Пьеро умерла, после чего он вторично вступил в брак.

Всего у Леонардо да Винчи было 4 мачехи, а также 12 сестер и братьев по отцовской линии.






Второй миланский период

Французы были изгнаны из Милана, главой города стал законный наследник местных герцогов – сын Моро – Массимилиано Сфорца, который презирал итальянцев, сотрудничавших с французами. Леонардо предпочёл уехать из города, чтобы не навлечь на себя гнев юного герцога.

Между тем, новым Римским Папой под именем Льва Х становится сын Лоренцо Медичи – Джованни. Итальянские художники и гуманисты, помня о деяниях отца Джованни, потянулись в Рим, надеясь предложить новому Папе свои услуги. Вместе с ними уехал и Леонардо.

Творчество Леонардо да Винчи

Когда Леонардо да Винчи немного подрос, отец отдал его на обучение к мастеру Андреа Верроккьо, который научил его разным ремеслам.

Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности.



Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Он быстро научился писать картины, создавать скульптуры, выделывать кожу, обрабатывать металлы и познавать различные науки. В будущем все эти знания пригодились да Винчи.

Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик.

Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, птиц или растения.

Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.

В 1482 г. Лоренцо Медичи отправил Леонардо да Винчи в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.

Ему срочно были нужны качественные оборонительные устройства, а также приспособления для увеселения своего двора.

Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели.

Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.

За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов.

Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе.

В 1499 г. Леонардо да Винчи возвратился обратно во Флоренцию, где стал работать при дворе Чезаре Борджиа. Герцога прежде всего интересовало создание военной техники, с помощью которой можно было вести эффективную войну с противником.


После приезда в Милан он пробыл в этом городе 6 лет, а затем переехал в Рим. В данный период биографии он по-прежнему продолжал писать картины и изобретать разные устройства.

В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци.

Жизнь Леонардо в Милане

Герцог Моро, впрочем, больше интересовался не искусством, а военной техникой. Поэтому он заранее поинтересовался, знаком ли Леонардо с инженерным делом. В ответ герцог получил письмо, где художник сообщал, что умеет проектировать мосты, суда и подземные ходы, отливать пушки, создавать колесницы и многое другое. Это можно считать правдой: у Леонардо было множество технических замыслов и чертежей, которые сохранились в его архивах.

Однако при дворе Моро он реализовал не так уж и много. Леонардо было поручено укрепить родовой замок Сфорца и достроить Миланский собор. По своему обыкновению, Леонардо разработал грандиозные планы, много работал над чертежами, но быстро забросил оба проекта. Вместо изготовления военных машин и промышленных станков Леонардо всё больше занимался мелкими поручениями: росписью мебели, строительством свадебных беседок и тому подобным. Что же касается пресловутой статуи герцога миланского, ради которой Моро и вызвал Леонардо из Флоренции, то она была заброшена на много лет. Лишь в 1491 году Леонардо представил публике глиняную модель памятника. Впрочем, в бронзе она так и не была отлита, а сама заготовка погибла в 1499 году, когда в Милан вошли французские солдаты.

Впрочем, пребывание Леонардо в Милане всё же было ознаменовано появлением нескольких крупных и, безусловно, заслуживающих внимания работ:

Личная жизнь

О личной жизни Леонардо да Винчи известно не так много. Несмотря на то, что он вел личный дневник, все свои записи он зашифровывал.

Однако даже после того, как их удалось расшифровать, исследователи получили крайне мало информации о подлинной биографии великого ученого.

Некоторые биографы высказывали предположения, что причиной скрытности Леонардо да Винчи могла быть его нетрадиционная ориентация.

Более того, существуют версии, что возлюбленным художника мог быть его ученик Салаи, имеющий женоподобный вид. Однако никаких доказательств такого рода заявлениям не существует.

Тем не менее, как уже говорилось ранее, никаких фактов о связях с мужчинами или даже женщинами в биографии Леонардо да Винчи попросту не существует.

Ряд исследователей небезосновательно утверждают, что Леонардо вообще никогда не знал плотской близости, прожив всю жизнь девственником.

Смерть и могила

Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.

Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.

В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.

Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.

При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.



Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.

Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.

Интересные факты

Тайны Леонардо да Винчи

Произведения Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами, и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что при написании своих картин художник якобы использовал некий графический код.

Как оказалось, оба персонажа устремляют свои взгляды на загадочное существо в маске. Секретный код в дневниках да Винчи также удалось раскрыть посредством зеркал.



Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

Многие религиозные лидеры и просто верующие люди критиковали фильм, называя его кощунственным. Интересен факт, что такого мнения придерживались как христиане, так и мусульмане.

Несмотря на это фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Это в свою очередь привело к тому, что масса людей начали живо интересоваться личностью и биографией Леонардо да Винчи, а также его гениальными произведениями.



Леонардо получил первый крупный заказ: написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио (алтарный образ для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории). Тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате работа так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был передан другому лицу. Сюжет картины неизвестен.




Создается впечатление, что в Леонардо одновременно сосуществовали две личности: одна из них была известна всем своей дружелюбностью, имела некоторые человеческие слабости, а другая была очень странной, скрытной, никому не известной, и именно эта вторая распоряжалась всеми его поступками, отдавая приказы.





Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Кроме того, не исключено, что да Винчи мог быть и скульптором: исследователи из университета Перуджи — Джанкарло Джентилини и Карло Сиси — утверждают, что найденная ими в 1990 году терракотовая голова является единственной дошедшей до нас скульптурной работой Леонардо да Винчи. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованны. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень.



Кроме прочих возможностей, Леонардо да Винчи обладал даром предвидения и, похоже, что эта его способность даже превосходила пророческий дар знаменитого Мишеля Нострадамуса. В 1494-м году он сделал серию записей, которые рисуют картины грядущего мира, многие из них уже сбылись, а другие сбываются сейчас.


"Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать" – речь здесь, несомненно, идет о телефоне.

"Люди будут ходить, и не будут двигаться, будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит" - телевидение, запись на магнитофон, воспроизведение звука.

"Люди. будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места" - передача телевизионного изображения.

"Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя" - очевидно, прыжки с парашютом.

Леонардо даже предвидит путешествия в космос: "И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд. " - запуск живых существ в космос.

Леонардо, чтобы обострить свое восприятие мира и развить воображение, практиковал специальные психотехнические упражнения. Он как будто имел ключи к тайнам человеческой психики, многие из которых еще не открыты до сих пор. Например, он пользовался особой формулой сна: спал каждые 4 часа по 15 минут, таким образом сокращая свой суточный сон до полутора часов вместо положенных восьми.




Леонардо да Винчи уникален! Никогда, ни до него, ни тем более после история не знает такого разностороннего и во всем гениального человека! Так кем же был великий Леонардо?…


В кругу идей

Чудо-лестница



Слева от неё схема одной из важных деталей постройки — винтовой лестницы. Её конструкция напоминает знаменитый винт Архимеда, только ступенек не хватает! Приглядитесь к рисунку, и вы раскроете поразительный замысел Леонардо-архитектора. Его лестница двойная: по одной её части можно подниматься на башню, а по другой — спускаться, не сталкиваясь и даже не видя друг друга. Траектории обеих частей лестницы — непересекающиеся винтовые линии (пространственные кривые, закручивающиеся вокруг вертикальной опоры — круглого столба в центре конструкции). У каждой части лестницы есть свои вход и выход, а её моделью служит винтовая поверхность, так называемый геликоид. У настоящей лестницы вокруг столба веерообразно закручиваются ступеньки.
Двойная винтовая лестница украшает королевский замок Шамбор во Франции. Его строительство началось в 1519 году, вскоре после кончины Леонардо. Как известно, последние годы жизни он провёл в этой стране, при дворе Франциска I, своего покровителя, и был Первым королевским художником, инженером и архитектором. Принимал ли Леонардо участие в проектировании грандиозного по своим масштабам замка, достоверно неизвестно. Даже если нет, считают специалисты, его создатели использовали идеи да Винчи из рисунков художника. Вполне вероятно, что на выбор архитекторов повлиял его набросок (рис. 1), сделанный ещё в конце 1480-х годов. Всего в Шамборе 77 лестниц, в том числе несколько винтовых, но только эта стала его настоящей достопримечательностью.
Известны и другие двойные винтовые лестницы. Самые ранние из них возводились в европейских соборах ещё в XIV—XV веках, но они уступают лестнице в замке Шамбор не только в размере и декоре, но и в простоте и оригинальности конструкции — полностью изолировать части двойной винтовой лестницы друг от друга до Леонардо никому не удавалось или не приходило в голову.
В 1527 году ту же идею применил итальянский архитектор Антонио да Сангалло Младший. По приказу папы Климента VII он начал строительство огромной водовозной башни — колодца Святого Патрика (фото вверху) — в городе Орвието на случай его осады и лишения доступа к внешним источникам воды. Здесь доступ к воде на дне колодца обеспечивали два противоположных входа, которые вели на автономные винтовые лестницы: по одной повозки спускали за водой, а по другой доставляли её наверх. Освещение постройки было естественным: свет проникал внутрь через множество арочных окон в стенах башни.

Воплощение идеи винтового движения

Да Винчи нашёл ещё одно интересное применение двойной винтовой линии. Он использовал её в конструкции аппарата для дыхания под водой.



Это усовершенствованный вариант дыхательной трубки, которой пользовались ещё древние ныряльщики. Аппарат состоит из поплавка с защитным плавучим куполом, маски, шлангов для дыхания и клапана, который контролирует их работу, предотвращая попадание воды внутрь. Шланг сделан из нескольких тростниковых трубок, соединённых вставками из непромокаемого материала, а внутри него находятся двойные пружины — компактный упругий элемент, который, с одной стороны, не даёт материалу сжаться и потерять форму, а с другой — делает шланг гибким.

Секрет полёта

Мечты сбываются

Подробности для любознательных
Винтовая линия и геликоид

Читайте также: