Почему в космос летают из казахстана

Обновлено: 15.09.2024

Космодром Байконур уникален тем, что был и остается первой и крупнейшей в мире площадкой, с которой запускаются космические аппараты. Некогда общесоюзный, а сегодня расположенный в Кызылординской области Казахстана, между поселком Джусалы и городом Казалинск, недалеко от поселка Торетам, Байконур лидирует по количеству космических стартов.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Байконур

Основные моменты

За прошедшие полвека с этого космодрома, которым по праву гордился весь Советский Союз, было осуществлено больше половины всех запусков космических аппаратов в мире, это ни много ни мало полторы тысячи единиц. Благодаря Байконуру СССР занял лидирующее положение в развитии космической науки и освоении околоземного пространства, оставив позади ближайшего конкурента – США. Помимо первого космонавта Юрия Гагарина отсюда на орбиту планеты проложили дорогу больше сотни его коллег, 62 из которых – граждане иностранных государств.

Город Байконур Музей Памятник С. П. Королеву в Байконуре

История космодрома Байконур

Въезд в город Байконур Собаки Белка и Стрелка

Грустно об этом говорить, но с космодромом Байконур связаны не только счастливые, судьбоносные, но и печальные события. Через два года после полета первого человека в космос здесь случился крупный пожар, в результате которого погибло семь военных испытателей. Это происшествие во многом предопределило судьбу космодрома на ближайшие ни много ни мало 20 лет. В эти два десятилетия космодром жил тихой, незаметной жизнью. Казалось, там ничего существенного не происходило.

Ракеты и другие конструкции, которые запускались со знаменитого космодрома, были предназначены для выполнения самых разнообразных задач. Помимо собственно стартов тут проходили испытания 38 различных типов ракет, а космических аппаратов – около 80 типов. С территории Байконура было запущено свыше сотни межконтинентальных баллистических ракет.

Ракета-носитель Энергия-М Ракета Протон-М

Когда Советский Союз приказал долго жить, многие решили, что известный на весь мир космодром, гордость отечественной космонавтики, закончит свою летопись вместе со страной, которая его создала. Однако пессимистические прогнозы не оправдались. 1991-й, год распада СССР, стал началом новой истории Байконура, хотя в период до 1993 года количество осуществленных отсюда запусков космических аппаратов значительно сократилось. В связи с этим многие испытатели, офицеры, ученые и простые рабочие вынужденно покинули территорию космодрома: для них уже не было прежнего объема работ.

Не до конца ясным оставался и международно-правовой статус космодрома, ведь с 1991 года он оказался на территории нового независимого государства – Республики Казахстан. Его правительство тогда не проявляло никаких инициатив касательно обеспечения дальнейшей работы этого стратегического объекта. Все заботы – можно сказать, по инерции – взяла на себя Россия как государство-продолжатель Советского Союза. Нашей стране такие расходы оказались по плечу, а местные власти города Байконура не располагали достаточными средствами, чтобы обеспечить надлежащее функционирование и самого космодрома, и населенного пункта. Здесь массово отключали отопление. Особенно тяжелой оказалась зима 1993-1994 годов, когда местное население вынужденно покидало свои квартиры, поскольку температура в них временами опускалась ниже нуля.

Переломным оказался 1994 год, когда Казахстан официально передал космодром Байконур в аренду России. Разумеется, не бесплатно. Наша страна выплачивает за него довольно ощутимую сумму, однако от эксплуатации объекта отказываться не стала, так как Байконур являлся и по сей день остается единственным в распоряжении РФ местом, откуда мы можем выводить космические аппараты на околоземную орбиту и осуществлять пилотируемые космические полеты. Для такого государства, как Россия – крупнейшего по территории и имеющего статус ядерной державы – это жизненно необходимо.

Запуски с космодрома Байконур

В 2004 году на одной из встреч президентов России и Казахстана Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева было достигнуто соглашение о дальнейшем сотрудничестве двух стран по максимально эффективному использованию возможностей космодрома. Главным итогом переговоров стало продление аренды не только космодрома, но и города Байконура до 2050 года с сохранением прежней суммы арендной платы. Согласно достигнутым договоренностям, управление городом и одноименным космодромом осуществляется администрацией, глава которой назначается совместным указом президентов России и Казахстана. На период аренды в городе и на космодроме действует законодательство Российской Федерации, и в соответствии с ним населенный пункт наделен статусом города федерального значения.

На Байконуре были дислоцированы части Воздушно-космических войск РФ, которые уже в 2005 году приступили в заключительной фазе передачи Роскосмосу всех объектов, до этого находившихся в их ведении. К концу 2007 года большинство военно-космических частей ушли с космодрома и на сегодняшний день там остается всего около 500 российских военнослужащих.

Космодром Байконур сегодня

Что посмотреть на Байконуре

Туристическая привлекательность космодрома, занимающего гигантскую территорию прямоугольной формы 70 на 90 км, связана с возможностью посмотреть на пилотируемые и непилотируемые запуски космических кораблей. Увидеть это зрелище своими глазами настолько интересно и захватывающе, что ради такого шанса люди готовы преодолеть дополнительно еще 350 км, которые разделяют город Байконур и сам космодром. И это не говоря о том, какие большие расстояния оставляют туристы за своими плечами, приезжая сюда из самых разных стран мира.

Что же из всего этого показывают на знаменитом космодроме туристам? Гости осматривают его стартовые площадки, корпуса, где различные аппараты монтируются и проходят испытания, с интересом изучают уникальные коллекции местных музеев и знакомятся с памятниками покорителям космоса. Особенно интересно понаблюдать за процессом вывоза ракеты, ее установкой на стартовой площадке. Многие, даже не будучи журналистами, стремятся попасть и на пресс-конференции экипажей. Особенно трогательно принять участие в проводах космонавтов. Ну а сам старт космического корабля – это самое незабываемое зрелище! Увидеть его вживую – настоящее везение, поэтому оно остается в памяти навсегда. Но следует помнить, что экскурсии такого рода организуются нечасто, поэтому заявки на участие в них подавать нужно заранее.

Выставка космической техники

Но даже если вы не попадете непосредственно на старт космического корабля, не расстраивайтесь. В городе Байконуре есть свои достопримечательности, которые, как вы понимаете, тоже так или иначе связаны с космической отраслью. Если вам интересно, как строился космодром и как он развивается в наши дни, то обязательно загляните в Музей истории космонавтики, расположенный в городском Дворце культуры. Например, в зале трудовой и боевой славы хранятся личные вещи пионеров космодрома, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Здесь вы узнаете о подвигах строителей космодрома, о проводившихся тут военных испытаниях.

В музее можно также посмотреть фрагменты космических кораблей – заметим, подлинные – а также скафандры и бортовые костюмы, на которых покорители космоса оставили свои автографы. Тут хранятся и образцы космической пищи – одним словом, все то, без чего жизнь и работа на околоземной орбите были бы невозможными. Не меньший интерес вызывает и выставочный зал музея, где часто проводятся экспозиции на тему освоения космического пространства.

В музее истории космодрома Байконур

Есть в городе Байконуре и своя улица Арбат, она тоже пешеходная и представляет собой ухоженную зону для прогулок и комфортного отдыха с множеством скамеек. На этой же улице есть кафе и магазины, где с удовольствием проводят время и делают покупки не только жители города, но и многочисленные туристы.

Заядлые путешественники, приезжающие в эти места, не ограничивают свой интерес только космодромом и городом. Они также с удовольствием знакомятся с бытом коренных народов, выезжают в бескрайние степные просторы с настоящей казахской юртой, с удовольствием приобщаются к национальной кухне и даже находят возможность порыбачить, причем ночью. Таким образом, каждый турист, при желании и грамотной организации своей поездки, имеет возможность совместить путешествие на космодром Байконур с погружением в культуру, обычаи и быт жителей казахстанских степей.

Казахская юрта Степные тюльпаны на Байконуре Скульптура "Галактика" в Байконуре

Туристам на заметку

Чтобы попасть на космодром Байконур, нужно пройти через некоторую бюрократическую волокиту, то есть собрать необходимый пакет документов. А еще – поднакопить денег, ведь тур в святая святых отечественной космической отрасли стоит недешево: около 100 тысяч рублей.

Экскурсия на космодром

В настоящее время Роскосмос согласовывает официальный список туроператоров, которым эксклюзивно будет разрешено продавать туры на космодром Байконур. Это означает, что космический городок в казахстанских степях может стать новой туристической Меккой. Соответственно, начнет развиваться вся необходимая инфраструктура: отели, рестораны, общественный транспорт. Логично ожидать и удешевления туров на космодром, тем более что турфирмы будут между собой конкурировать, наперебой предлагая потенциальным путешественникам самые выгодные условия.

Видео: Путешествие на Байконур

Отели и проживание

В городе Байконуре имеется несколько отелей с различным уровнем сервиса и, соответственно, разными ценами. Большинство из них были построены еще в советское время и несут на себе печать той эпохи: в номерах дешевая мебель, на полах постелены ковры, стены оклеены обоями в цветочек.

Как добраться

Из Москвы до Байконура три раза в неделю осуществляются прямые авиарейсы. Самолеты вылетают из Домодедово и садятся в аэропорту Крайнем. Или можете приобрести билеты до Кызылорды и затем добираться до космодрома на автобусе или на поезде.

На железнодорожном транспорте с пересадкой в той же Кызылорде можно добраться до Байконура и из столицы Казахстана Астаны (пункт назначения – станция Торетам). Из Алматы также осуществляются прямые железнодорожные рейсы до станции Торетам, время в пути – чуть более суток.

Впервые в истории взял флаг и герб Республики Казахстан в космос в 1994 году, затем еще два раза, в 1998 и 2001 годах. Количество полетов: 3.

Кто летал в космос в Казахстане?

А. Назарбаева трижды в космос летал первый космонавт суверенного Казахстана Талгат Мусабаев. Перед его первым полетом в июле 1994 года Президенты Казахстана и России совместным решением определили статус Т. Мусабаева таким образом: гражданин Республики Казахстан, военнослужащий Российской Федерации.

Сколько раз летал в космос Талгат Мусабаев?

Сколько было казахстанских космонавтов в космосе?

- Всего четыре казаха обучались в отряде космонавтов. Это Тохтар Аубакиров. Талгат Мусабаев, я и Мухтар Аймаханов.

Кто был первым космонавтом Казахстана?

Продолжительность полета составила 7 суток 22 часа 12 минут 40 секунд. Первый космонавт Республики Казахстан Талгат Мусабаев родился 7 января 1951 года в Алма-Атинской области. Трижды побывал в космосе (общее время 341 день и 9 с лишним часов).

В каком государстве находится космодром Байконур?

Космодром Байконур — первый и крупнейший в мире космодром, расположен на территории Казахстана, в Кызылординской области между городом Казалинск и посёлком Джусалы, вблизи посёлка Тюратам. Территория космодрома Байконур составляет 6717 км².

Когда Гагарин летал в космос?

Полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года стал победой Советского Союза в космической гонке с США. Его возвращение на Землю было триумфом, оспорить который было невозможно.

Почему Талгата Мусабаева называют космонавтом хирургом?

Потому что в том полете, когда Дэнису становилось плохо, мне пришлось делать ему уколы. Зашивать голову, когда он ее рассек на станции. Так что я стал и первым космическим хирургом.

Почему Талгат Мусабаев занесён в книгу рекордов Гиннеса?

Талгат Мусабаев - родился 7 января 1951 года в Каргалы. Совершил три полета и провел в космосе 341 день 9 часов 48 минут 41 секунд. Талгат Мусабаев занесен в книгу рекордов Гиннесса: до него никто не находился в открытом космосе больше суток в течении одного полета.

Кто из казахстанских космонавтов?

  • Токтар Аубакиров — 15.10.1994;
  • Талгат Мусабаев — 12.01.1995;
  • Юрий Маленченко — 12.01.1995;
  • Айдын Аимбетов — 14.10.2015.

Можно ли назвать казахстанских космонавтов исследователями?

-А можно ли космонавтов-казахстанцев назвать исследователями космоса?-спросил нас учитель. -Конечно! . -Тохтар Аубакиров совершил полет на корабле"Союз-ТМ13" в качестве космонавта-исследователя в составе советско-австрийского экипажа.

Сколько космонавтов во всем мире?

Где учился Токтар Аубакиров?

Токтар Онгарбаевич Аубакиров/Образование

На каком космическом корабле совершил полет Токтар Аубакиров?

2 октября 1991 года стартовал в космос вместе с Александром Волковым (командир экипажа при старте) и австрийским космонавтом Францем Фибеком в качестве космонавта – исследователя космического корабля "Союз ТМ-13".

Кто второй космонавт в Казахстане?

Второй полет Мусабаев выполнял как командир отряда. Старт состоялся 29 января 1998 года.


История о том, как пятеро ребят решили посмотреть запуск ракеты с Байконура живьем. Спойлер: у них это получилось!

Публикуем избранные отрывки из довольно большого лонгрида, полный текст ищите по ссылке и обязательно подписывайтесь на этих ребят — мы в редакции уверены, что они съездят еще в десятки необычных мест по всему миру.


Байконур находится в 2 500 километрах от Москвы, и добраться туда на машине — самый простой и бюджетный способ. Самолеты до Байконура не летают, а те, что летают, перевозят работников космодрома. Естественно, попасть в такой самолет (если ты, конечно, не обладаешь определенными знакомствами) невозможно. Поезда же ходят с достаточно неудобным графиком и, как правило, дорого. Более того, добираясь общественным транспортом, ты почти втрое увеличиваешь и без того огромное расстояние, которое нужно преодолеть пешим ходом по пустыне. Выбор очевиден: машина.

Помню, как преобразились окружающие пейзажи после пересечения границы Белоруссии с Польшей. Дороги стали еще ровнее, домики ухоженными, столбы ровными, а на столбах вили гнезда ястребы. Даже воздух и тот, казалось, стал намного свежее. С Казахстаном ситуация кардинально иная. Как только мы выехали с последнего КПП, первое, на что упал наш взгляд, — это огромная свалка мусора, равномерно распределенная по всей площади дороги и еще немного — по обочине. Неплохая такая визитная карточка, подумали мы. А из приятного: уже через 100 километров начались верблюды!


Когда мы подъезжали к Байконуру, на часах было около 11 вечера. Дальнейший план действий был до невозможности простым: свернуть в пустыню там, где расстояние до цехов меньше, и проехать на машине столько, сколько это вообще возможно. После — бросить машину в пустыне и пойти пешком. Поскольку был риск, что наш экипаж заметят с территории космодрома — нам нельзя было ехать с включенными фарами. Этот кейс мы решили весьма интересным способом: приклеив под бампер автомобиля светодиодную ленту. Однако ее света было недостаточно, поэтому одному из нас пришлось вылезти в окно и подсвечивать дорогу фонариком. После того, как мы проехали 2,5 километра, наша машина увязла в песке. С трудом вытолкав ее, команда расселась по своим местам и двинулась дальше, однако радость продолжалась всего 100 метров. На этот раз автомобиль застрял с концами. На часах полночь. До запуска оставалось чуть больше полутора суток, а это значит, что у нас есть всего две ночи, чтобы добраться до точки, откуда мы планировали наблюдать за запуском. Ну что, в путь?

Поначалу никто не воспринимал всерьез то расстояние, которое показывал навигатор. 28 километров пешего пути в никуда. Эта цифра казалась легко преодолимой. Однако с каждым новым разом, когда мы сверяли азимут на навигаторе, а взгляд невольно падал на оставшееся расстояние, в легкую преодолимость верилось все меньше и меньше.


Пустыня. Пройденное расстояние: 7 километров. Время в пути: 1 час 33 минуты

Вы когда-нибудь спали на ходу? Нет, речь не о том, как вы возвращаетесь домой уставший, вырубаетесь, потом понимаете, что уснули, встряхиваетесь и идете дальше. Речь о другой, совершенно дикой вещи. Назовем ее осознанный лунатизм. Сперва мы просто шли с закрытыми глазами, потому что разницы-то никакой особо и не было. Что так, что так — полный мрак. Затем наш организм, в согласии с естественными рефлексами и режимом дня, начал переходить в состояние сна. (Ну а что, вокруг темно — глаза закрыты, на часах почти два, а по местному и вовсе пять). Причем совершенно точно: это сон. Ты вырубаешься и перестаешь воспринимать, что происходит вокруг. При этом не падаешь на землю, а продолжаешь идти вперед. Километрами. Самое смешное, что средняя скорость в состоянии сна увеличилась на 0,5 км/ч.


Пустыня. Пройденное расстояние: 21 километр. Время в пути: 5 часов 13 минут


Космодром Байконур. Пройденное расстояние: 22,2 километра. Время в пути: 5 часов 29 минут

Мы добежали до самого дна оврага и упали, чтобы перевести дыхание. Шесть минут мы просто лежали и смотрели то на небо, то друг на друга. Осознание того, что уже утро и пора что-нибудь придумывать, заставило нас подняться. Космодром ожил. С одной стороны, можно было бы на по фиг дойти до нужной точки, но этот вариант казался нам не совсем рабочим из-за туристических рюкзаков за плечами. Очевидно, что мы бы явно выделились на фоне общего пейзажа работников Роскосмоса. Оставалось одно: найти точку, где мы сможем переночевать (что?!), поспать, пока не стемнеет. Тут нас настигла удача № 3. Мы вышли из оврага, прошли в сторону цехов еще два км и увидели заброшенный военный городок, совсем как в Припяти.

Нет окон, нет дверей, только голые стены зданий. Создавалось ощущение, что он недостроен, однако это далеко не так. В нем когда-то жили люди.
Тем временем суеты на космодроме стало слишком много: машины ездили каждые пять минут, на площадках, которые были в зоне нашей видимости, копошились люди. Еще бы: до запуска оставалось чуть больше суток. Как итог: до недостроенных зданий мы добирались чуть ли не ползком.



Космодром Байконур, площадка 113 (заброшенный военный городок). Пройденное расстояние: 25,6 километра. Время в пути: 6 часов 45 минут

Несмотря на то что все были в буквальном смысле слова убитыми, этот городок вызвал в каждом из нас море эмоций. Это не передать, когда ты стоишь между двумя зданиями, вокруг которых степь, порывы ветра продувают оба из них насквозь и то на одном, то на другом раздаются одиночные звуки неизбежно возрастающей энтропии…

Пока варились макароны, мы фотографировали пейзажи и изучали окружающую обстановку. Она была слишком живая. Машины по проспекту Королева гоняли туда-обратно и, что самое веселое, заворачивали в сторону наших цехов, туда, куда лежал наш дальнейший путь. Было очень интересно наблюдать за передвижением автомобилей с заброшенной квартиры, где тебя никто не увидит.

Тохтар Аубакиров. 30 лет полета первого казахского космонавта

Этот год богат на юбилеи, в том числе космические. В 2021-м весь мир отмечал 60-летие полета Юрия Алексеевича Гагарина. А позавчера, 4 октября, была пусть не юбилейная, но поистине великая дата — День начала космической эры человечества. Именно в этот день 64 года назад, 4 октября 1957 года, с космодрома Байконур, а тогда с 5-го Научно-исследовательского полигона Миниcтeрствa oбoрoны СССР, был запущен первый искусственный спутник Земли, созданный, как и ракета Р-7, в ОКБ-1 Сергея Павловича Королева. И сегодня слово спутник — такое же знаковое для космонавтики, как Гагарин и Байконур. Для Казахстана — особенно.

Решение Первого

По сей день в различного рода рассуждениях на тему космонавтики в казахстанском обществе не утихают споры о том, зачем Казахстану космос. В смысле — космическая деятельность, космическая отрасль, соответствующие финансовые затраты. Дескать, нам других дел хватает, а этим пусть занимаются космические державы. А мы все, что нужно от космоса, — космические снимки, прогноз погоды, спутниковое вещание — купим. Такие высказывания звучали даже из уст солидных государственных деятелей.

К счастью, такое мнение не стало государственной политикой. Казахстан еще в начале 90-х стал на свой космический путь, как бы пафосно это ни звучало. И начало этому положил Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В непростом 1991 году он трижды приезжал на Байконур, в третий раз — чтобы проводить в полет первого казахского космонавта.

Так оно и случилось.


Институт и программа

— Тохтар Онгарбаевич, когда готовился к полету, посещал наши лаборатории вместе с Виктором Ивановичем Дробжевым (академик НАН РК, бывший директор Института ионосферы, один из руководителей программы. — Ред.). Знакомился с людьми, вникал, изучал материалы по экспериментам, которые ему предстояло проводить. А мои первые яркие впечатления, когда мы уже близко познакомились, это уже было после полета, когда проводилась научная конференция в Академии наук. Большой зал академии был переполнен, люди были очень воодушевлены и взволнованы — как же, первый полет нашего казахстанского космонавта! А перед конференцией он снова побывал у нас в Институте космических исследований, где мы все с ним уже близко познакомились. Тогда еще он поразил нас своим дружелюбием, оказался очень прост в общении, искренне интересовался нашей работой, с которой теперь оказался связан. Попросил чаю, мы долго и очень тепло общались с ним. А на самой конференции рассказал о тех экспериментах, которые он провел. Это было знаменательное событие, без преувеличения. Конечно, они не были столь масштабны и так глубоко подготовлены, как последующие, во время полета Мусабаева, но именно они положили начало казахстанским исследованиям в космосе. А для нас все это было впервые, и мы буквально ликовали от того, что произошло такое событие. А уже позже, и на 5-летие его полета, и на другие даты, мы встречались. Он спустя много лет всегда узнавал и тоже искренне радовался. И этот полет, и все, что с ним связано, незабываемы для всех нас.


Эксперименты

Тохтар Аубакиров выполнил пять космических экспериментов с участием пяти институтов Академии наук Казахской ССР. Они проводились в областях дистанционного зондирования Земли, материаловедения, космической медицины и биотехнологий.

Была проведена космическая съемка пыльных бурь бассейна Аральского моря в целях изучения направления и скорости выноса песчано-солевого аэрозоля в Приаралье. Это был уникальный трехуровневый эксперимент, потому что одновременно с космическими наблюдениями на Земле проводились аэрокосмические и полевые экспедиционные исследования.

Был проведен эксперимент, разработанный Институтом космических исследований, по наблюдению физико-химических превращений в металлических расплавах в условиях микрогравитации. Все образцы были доставлены на Землю, ученые провели послеполетные наблюдения и получили первые научные результаты космических экспериментов по материаловедению, которые были продолжены в дальнейших полетах Т. А. Мусабаева.

Проведены медико-биологические исследования по изучению показателей крови и общего самочувствия космонавта, подготовленные учеными Института физиологии человека и животных. Они были также продолжены во всех полетах Т.А. Мусабаева и стали основой создания новых направлений в космической медицине.


У. Султангазин и Т. Аубакиров на конференции после полета. 4 октября исполнилось 85 лет со дня рождения Умирзака Махмутовича Султангазина, президента Академии наук КазССР, основателя Института космических исследований и руководителя четырех казахстанских программ научных исследований и экспериментов в космосе.

Всего за прошедшие годы было выполнено пять казахстанских программ научных исследований и экспериментов в космосе. Самые масштабные выполнил Талгат Мусабаев во время трех своих полетов. Айдын Аимбетов летал в сентябре 2015-го с пятой программой. Готовится шестая. Но все имеет свое начало. Казахстанская научная программа космических исследований и экспериментов на орбите, а затем и создание целой космической отрасли независимого Казахстана начались с полета Тохтара Аубакирова.

Читайте также: