Почему все хотят поехать в питер

Обновлено: 18.09.2024

Давайте честно признаемся себе и окружающим: к общественному транспорту в наших городах всегда относятся по остаточному принципу. Зачем строить трамвайную линию, если можно построить ещё одну полосу на и так уже широкой улице? Зачем думать над маршрутной сетью, закупать технику, делать единый билет и тратить часы работы на прочие сложные штуки, если всё можно просто отдать маршруткам, как это уже сделали в Туле или Воронеже?

Самым очевидным решением любого транспортного вопроса для чиновника остаётся строительство очередной развязки, желательно покрупнее и подороже. "Город должен ехать!" – часто можно услышать из уст очередного градоначальника. А как именно "ехать" – дело десятое. И если, например, трамвай в городе почему-то ещё не закрыт, то его можно оставить где-нибудь на задворках, чтоб не мешал осуществлению грандиозных транспортных проектов. Вместо качественной транспортной системы на выходе горожане получают тыкву.

Петербург в этом смысле мало чем отличается от других российских городов, с одной лишь разницей: денег тут задействовано побольше. И в этом вся опасность, потому что они идут на развал системы.

Влажные фантазии о метро

Сегодня только метро может быстро и гарантированно доставить вас из точки А в точку Б, поэтому последние лет 15 лет поезда под землёй для Петербурга – священная корова: на них все молятся и очень ждут развития сети, забывая про реальность. Можно только позавидовать настойчивости и терпению коренных петербуржцев и новоприбывших: десятилетиями они ждут метро в своих районах и каждый раз искренне радуются новостям о скором пуске новых станций. Строители "муравейников" им вторят: "Покупай квартиру! В 2021 году – станция метро в 5 минутах!" – гласят яркие рекламные плакаты в вагонах того же метро. Но чуда не случается: сроки ввода откладываются, а горожане грустнеют до следующей публикации.

Городское транспортное руководство чуть ли не каждый год публикует новую отраслевую схему развития метро. В последние годы она, кстати, сильно обеднела. Очень много денег тратится на разработку, что называется, "в стол": в городе могут потратить несколько миллиардов бюджетных денег на разработку проектной документации и подготовительные работы, но линию в итоге не построить. Видимо, священное божество периодически нужно задабривать, раз не жалеют таких денег.

За последние 15 лет в городе ввели 11 станций, а пассажиропоток упал на 11% (с 820 до 725 млн пассажиров). Стоимость содержания метрополитена с добавлением станций только растёт: планируемый к открытию в 2019 году новый участок 5-й линии из трёх станций и депо "Южное" обойдётся бюджету города в дополнительные 1,5 миллиарда рублей ежегодно. Стоимость строительства одного километра тоннелей возросла до 13 млрд рублей. Только представьте, сколько линий трамвая можно было бы построить в ближайшее время по цене нескольких километров метро!

Бюджет города уже давно остаётся дефицитным: в 2019 году планируемая разница между доходами и расходами составит 52 млрд рублей. До экономии на освещении и отключения эскалаторов, как в Казани, может, и не дойдёт, но деньги всё равно придётся искать и изымать из других направлений: медицины, образования, дорог или уборки снега.

Тёмные станции метрополитена Казани

Трамвай

Некогда трамвайная столица мира – ныне обладательница разрозненных участков сети, соединённых воедино лишь номинально. Парк вагонов обновляется крайне медленно, а ужасное качество рельсов и стрелок вынуждает повсеместно выставлять ограничение скорости в 10-15 км/ч, тогда как нормальный трамвай должен разгоняться до 50-60 км/ч.

Сегодня в городе много мест, где людей много и автобусы не справляются, но строить трамвай не торопятся. Последний новый участок трамвайных путей на Гранитной улице (протяжённостью в 2 км) был запланирован ещё в 1980-е, строить его взялись только три года назад и до сих пор не закончили.

Самостоятельно развивать трамвайную сеть город почему-то не хочет, но видит перспективы в использовании схемы государственно-частного партнёрства, в том числе для передачи уже построенных линий в обслуживание инвесторам. Проект "Чижик" великолепен, но город при такой схеме финансирования сильно переплачивает. Петербург мог бы давно самостоятельно начать поддерживать свою инфраструктуру на таком же уровне, но значительно дешевле.

Где приоритет?

Автобусы и трамваи в пробках – сигнал о полной некомпетентности чиновников. Кому нужен общественный транспорт в пробке, если с можно стоять рядом в своей машине с личной музыкой и печкой? Петербургу срочно нужны выделенные полосы на улицах – только их массовый ввод может компенсировать "дефицит" новых станций метро, но этого петербургские чиновники, видимо, не понимают или не хотят понять.

Общественный транспорт вообще не должен зависеть от ситуации на улицах; в Петербурге же, например, все выпуски на 93 маршруте автобуса за сутки в общем теряют до 12 часов в пробках, на 6 маршруте трамвая – до 8 часов, на 86 маршруте автобуса – до 7 часов, а на 31 маршруте троллейбуса – до 5 часов в сутки, согласно исследованию СПбГАСУ. За каждый рейс, который не был выполнен не по вине перевозчика, город платит около 2/3 стоимости выполненного рейса.

Электрички и пригород

Петербург обладает уникальной железнодорожной инфраструктурой, доработав которую, уже давно мог бы создать эффективную систему городских электричек. Но даже простейший вопрос создания единых с городским транспортом билетов не может быть решён уже многие годы. В Москве смогли это сделать, и сегодня МЦК работает не хуже метро, на подходе новые диаметры, а петербургские чиновники стоят в стороне, смотрят в ноги и рассуждают: мол, "мы не Москва".

Работы приграничных с Ленинградской областью маршрутов – отдельная печальная тема. Сегодня интеграция билетов на таких маршрутах просто невозможна. Более того, нет не просто подвижек в эту стороны – город вообще хочет отстраниться от обслуживания таких маршрутов к осени 2019 года. Намного проще считать, что за границей Петербурга жизни нет.

Маршрутки

Раковая опухоль городского транспорта с сервисом уровня Африки давно захватила этот чудесный город. Хорошо хоть, недавно город объявил, что к 2020 году избавится от этого атавизма. Остается резонный вопрос: почему это не было сделано ещё вчера? Маршруткам в крупном городе совершенно не место.

Тарифы

Привлекательность общественного транспорта для пассажира сильно зависит от бесплатных пересадок и стоимости проездных. В Петербурге месячный безлимитный билет на сегодня стоит 2900 рублей – это самый дорогой билет во всей России. О каком привлечении автомобилистов в общественный транспорт может быть речь при такой стоимости?

Массовый переход на длительные абонементы и ввод весомого штрафа за безбилетный проезд помог бы сократить лишние траты и число зайцев. Замена всех кондукторов на контролёров-ревизоров сократила бы затраты минимум втрое, но чиновникам это не очень-то и нужно. Более того, убрать кондукторов планировали с вводом валидаторов у каждой двери, но сейчас город содержит и валидаторы, и кондукторов.

Город годами субсидировал строительство огромных дорог и развязок, которые сегодня дружно стоят в пробках, но не может создать нормальные условия для пассажиров. Пока весь развитый мир направляет деньги от платных парковок и налогов на поддержание и развитие общественного транспорта, в Петербурге платят миллиарды рублей компенсации инвесторам автомобильных трасс. Удивляюсь, как вообще петербуржцы коллективно не плюнули и не пересели дружно на авто.

Имитация бурной деятельности

В Петербурге очень любят сказки – это различные исследовательские работы, опять же, за бюджетный счёт. Всякие "Концепции развития транспортной системы до 2048 года", "Комплексные системы организации дорожного движения до 2033 года" и прочие документы со списком бетонно-асфальтовых хотелок, подземных переходов и прочего кошмара урбаниста. Общественный транспорт хоть и называется в них "эффективным решением", но отодвинут на задний план.

От таких подходов к транспорту уже давно отказались по всему миру – города вкладывают деньги в приоритет автобуса, обновление трамвая и велодорожки. Поэтому, например, в мире идёт трамвайный ренессанс: новые трамваи вдоль улиц не сильно уступают в провозной способности метрополитену, но стоят в разы дешевле на всех этапах и строятся за несколько лет.

Бюрократизм

Ещё здесь обожают простую задачу превращать в квест с растягиванием сроков. Например, сейчас в городе не хватает около 500 остановок, но создание всего одной остановки занимает полтора-два года! Обычной автобусной остановки! Обосновать и согласовать местоположение должен комитет по транспорту, спроектировать и построить ненужный автобусный карман – комитет по развитию транспортной инфраструктуры, подключить освещение – комитет по энергетике, поставить павильон и урну – комитет по благоустройству. Бюрократия в самом ужасном смысле слова.

Сами остановки, к слову, ужасны внешне и убоги функционально. Да, вы не ошиблись: вместо стенок там сетка. Уважающий себя человек даже площадку с мусорными баками у себя во дворе так не оформил бы. Просто сравните это убожество с московскими или парижскими остановками.

Без нормального общественного транспорта Петербург обречён на деградацию: ни один город мира ещё не победил пробки с помощью "ещё одной полосы" и развязок вместо набережных.

Проблем с транспортом в городе так много, что нет возможности описать их одним постом. Поэтому прошу прощения у пешеходов и велосипедистов – про ваши проблемы я расскажу как-нибудь в другой раз.

Спасибо движению "Транспорт и горожане" и Аркадию Гершману за помощь с постомИспользованы фотографии Питертранспорта и Аркадия Гершмана

Санкт-Петербург - когда лучше ехать?

Нередко забывающие упомянуть, что погода в Санкт-Петербурге в конце мая далеко не равна таковой же, например, на ноябрьские праздники. А уж говорить об одинаковых возможностях приехавших посмотреть, погулять, восхититься в конце весны или на пороге зимы — вообще нелепо.

Ведь осенью и зимой туристы, как минимум, не увидят работающими фонтаны Петергофа. А как максимум вообще не захотят бродить по улицам и ездить в пригороды ввиду отчаянно лепящего мокрого снега.

Отчасти эти неудобства нивелируются дешевеющими турами, авиабилетами и гостиницами. А равно и порой существенными скидками на экскурсии, что в принципе объяснимо ввиду сильно падающего турпотока. Но пойти на подобный компромисс все равно согласятся не все.

У других месяцев имеются некоторые неочевидные преимущества, и мы их упомянем. Когда дойдет очередь…

Белые ночи в Санкт-Петербурге - лучшее время для поездки

Весна

Увы и ах, март в Санкт-Петербурге не слишком располагает к посещению. От просто холодно до сильно морозно, часто очень слякотно и сыро. Солнца априори больше, чем зимой, но погодная нестабильность не даст вам полностью сконцентрироваться на достопримечательностях.

Ибо с утра вы будете напряженно думать, во что обуться и вообще надеть. А к вечеру проклянете собственную непредусмотрительность. День вполне может открыться толстой коркой льда на тротуарах, а закончится проплешинами асфальта и глубокими метровой ширины лужами у пешеходных переходов.

Температура воздуха вольготно гуляет в пределах от -12 (в ночные часы) до +10, а количество полностью солнечных дней практически равно числу ненастных — 4-5 за месяц. Пасмурная погода по обыкновению в приоритете, но уже явственно ощущается аромат весны. А может — так пахнет раскисшая земля в скверах?

Цены на гостиницы и отдельные апартаменты не слишком высоки. Поскольку, если исключить совсем краткий период вокруг 8 марта, рассчитывать на бурный спрос е приходится. От 2-2.5 тысяч за ночь — за такие деньги вы сможете снять удобное жилье поблизости от исторического центра.

Апрель

Если соберетесь поехать в Питер в апреле, учтите — все городские парки и некоторые скверы закроют на просушку. Эта дисциплина ежегодно проводится в течение месяца и позволяет к майским праздникам привести внешний вид садов в относительный порядок.

Хорошее время для посещения таких музеев, как Эрмитаж? Несомненно! Не забываем и про прочие интересные места в Санкт-Петербурге. Даже в сезон не избалованные туристическим вниманием.

Ко Дню Победы дело идет на лад в смысле тепла и солнечного света. Возможно, не только по чисто климатическим резонам — так Россия вспоминает улыбки десятков миллионов погибших в войне.

А к исходу мая в город и вовсе приходит лето. Под рокот белопенных фонтанов, одуряющий аромат зацветшей черемухи и закатов, не способных до конца погасить дневной свет.

Одновременно с этим расцветают и расслабляются люди — даже вечерами в центре полно расслабляющейся публики. Да даже ночами много гуляющих — всем ведь хочется посмотреть на подсветку и разводящиеся мосты. Тем более, что Дворцовый, к примеру, делает это под музыку — razvodnyie-mostyi-glazami-peterburzhtsa.

Рассчитывать на демпинг в гостиничной сфере в этот период абсолютно неразумно. Поскольку хостельеры стараются компенсировать себе простой в зимние и ранневесенние месяцы. Плюс — в оправдание — на каждом углу напоминают про совершенно пустой май 2020 года.

Отражение, Санкт-Петербурге

В целом наилучшее время для поездки в Питер, о чем мы уже говорили выше. Вот только вам следует изначально поумерить ожидания. И понять, что петербургская погода — дама чопорная, своевольная и независимая. Привыкла действовать по собственным правилам и недолюбливает шаблоны.

В июне обычно холодно и часто дождливо. Но раз в 10 лет наступает такая жара, что берега всех имеющихся водоемов облеплены изнывающими от зноя горожанами и приезжими. Вы скажете — разве +26-28 — это жара?! А мы ответим — да! На фоне почти всегда высокой влажности — Финский залив — вот он — под окнами — такая погода переносится тяжело.

Июль куда более щедр на тепло, но зато и на грозовые ливни. Причем вероятность промокнуть воспринимается не столь отрицательно, как, скажем, осенью. Ведь летний питерский дождь — нечто очень легкое и даже романтичное. Не будем утверждать, что невесомое — вы его гарантированно почувствуете. Но не напрягающее — определенно.

Если в другое время года вы озлоблено нахохлитесь, наскоро прикидывая, где бы переодеться, то в июле будете шлепать по лужам, нимало не заботясь о последствиях. Ибо этот месяц такой — радостный!

Здесь уместно влепить пару строк о температуре воды. Почему так мало? Поскольку автору кажется не слишком обоснованной трата ценного и обычного весьма лимитированного времени пребывания на поиск подходящего места для купания.

Акватория Финского залива даже на пике сезона редко прогревается свыше +20 градусов. Несколько теплее в озерах, которыми довольно богат Карельский перешеек — до +22. И даже +24-25 в особенно жаркие дни.

Август

Дожди сильны — месяц считается рекордным по части атмосферных осадков. Но солнечных дней хватит, чтобы убедить любого — идея с поездкой была правильной. Опять же и горожане в этот период уезжают: кто на дачи, кто на юг в отпуска.

Осень

Много где — золотое время. И Петербург — не исключение! Не потому, что облетает лист — напротив, парки и сады начинают бронзоветь только к третьей декаде. А в основном по причине того, что бродить по улицам и посещать интересные достопримечательности вы почти всегда сможете не в толпе.

Молодые и не очень пенсионеры в этот период — основной контингент в музеях и дворцах Питера. А это — народ культурный, вежливый, тихий и внимательный. Молодежи мало — она вовсю вгрызается в науку. Немного и детворы — она еще не отошла от шока имени начала нового учебного, ну или детсадовского года.

Осень в Санкт-Петербурге - время ехать

Октябрь поначалу с воодушевлением принимает эстафету от сентября и продолжает радовать выраженным теплом (до +15) и обилием солнечного света. Но в середине месяца можно ожидать уже нулевых температур и даже снегопада.

В виде, скажем, экскурсии, которая будет интересна не только приезжим, но даже коренным питерцам — literaturnyiy-peterburg-ozhivshaya-klassika. Или походов по музеям и театрам — последние в конце осени как раз набирают нужный ход и радуют зрителей отрихтованным и скользящими как конек по льду постановками.

Кстати о катках. Обычно в Петербурге их начинают заливать в декабре. Даря горожанам и гостям города дополнительный повод побывать на улице.

Температура воздуха охотно барражирует в пределах -5-+5. Но в отдельные годы случаются и жесткие морозы под -20 — неожиданно для всех. И особенно — для коммунальных служб, вынужденных срочно доставать из загашников пакеты с технической солью.

Во второй половине зимы, после новогодних праздников, то есть в январе Питер не оттаивает. Но немного расцветает — солнца становится намного больше. А февральское солнце уже чувствует свою силу, и к полудню с легкостью топит лед на небольших лужах, тротуарах и шоссе.

Что касается цен в гостиницах, то они находятся на привлекательном для даже не сильно обеспеченных туристов уровне. За исключением примерно полумесяца, приходящегося на новогодние даты.

Идея переехать из Москвы в Петербург в кризис снова актуальна: если мы зарабатываем меньше, то лучше жить в более дешевом и красивом городе. Диджей и журналист Сергей Блохин, переехавший в Петербург полтора года назад и преодолевший первую влюбленность в город, суммировал свои ощущения.

Я не путаю туризм с эмиграцией — просто в моем случае все переезды были не окончательными. Моя мама родом из Ленинграда, я успел побывать в этом славном городе до того, как он снова превратился в Санкт-Петербург, поработал и пожил в Берлине, Будапеште и Париже, однако большую часть жизни провел в Москве. В определенный момент я понял, что не был в Петербурге десять лет. Это упущение я исправил полтора года назад, переехав в Северную столицу из Берлина, и сразу же влюбился в город той любовью, которую временно испытывают все приезжающие сюда на выходные москвичи. Разница в том, что мои чувства сохраняются и сейчас.

Велодорожки

Петербург потенциально рай для велосипедиста. Здесь их гораздо больше, чем в Москве, весь город плоский, все самые важные его точки расположены достаточно компактно. Велосипедисты уже стали в Петербурге силой, но не благодаря, а вопреки. Своего Капкова или Ликсутова в Петербурге не было и не предвидится. Тут абсолютно отсутствует какая-либо инфраструктура. Социальная реклама призывает фанатов двухколесного транспорта руководствоваться общепринятыми ПДД, но никаких условий для этого не создано. Велодорожек нет в принципе: петербуржцы на полном серьезе рассуждают о поездке в Финляндию на велосипеде, потому что там они есть. Все маршруты надо предварительно изучать. Например, Гороховая — хорошая улица для велосипедистов, потому что там есть выделенная линия для общественного транспорта, а проезд по Садовой опасен для жизни.

Автомобили

Ситуация с машинами напоминает Москву 90-х: все улицы заставлены ими с обеих сторон. Автовладельцам этого мало, и они пристраиваются вторым рядом, включают аварийку и распахивают двери в нечаянных попытках убить велосипедиста. Этому городу чертовски нужна платная парковка в центре, штрафы за стоянку под запрещающими знаками и прочие способы регуляции водительского беспредела.


Фотография: Сергей Блохин

Одна футбольная команда

Алкоголь в магазинах

Авиабилеты


Фотография: Сергей Блохин

Деньги

Мне повезло: я работаю на Москву, но живу в Петербурге. На среднюю по столичным меркам зарплату здесь можно чувствовать себя уверенно. Местные зарплаты и гонорары порой похожи на символические. Многое делается бесплатно — по дружбе или за идею, что прекрасно с идеологической точки зрения и удобно для работодателей, однако отучает от реального мира. Петербургские отношения с финансами вольные: если ты дал в долг, то о нем как минимум придется напоминать. Многие люди — я в том числе — должны разным заведениям, это не считается чем-то из ряда вон выходящим.

Попрошайки

В Москве я исповедую достаточно простую философию: не верю тем, кого полагаю профессиональными нищими, но стараюсь выручать честных людей, которые просят, например, на опохмел. В Петербурге этой честности завались. Деньги просят всегда, везде и на что угодно. Выпрашивают отчаянно. Как-то раз парень на Сенной, которому я не дал денег на электричку, натурально пустил слезу.

Ночная жизнь

На микроуровне кипит горячее, чем где-либо в России, но масштабы несравнимы. Здесь нет фестиваля Outline, его аналог Present Perfect уступает по большинству параметров. Времена рейв-фестивалей Fortdance в Кронштадте прошли. Рассказы о спонсорских вечеринках с именитыми хедлайнерами и бесплатным алкоголем воспринимаются уже как мифы и легенды. Приезд любого зарубежного диджея, зачастую доставшегося от московского клуба, взявшего на себя основную часть расходов, большое событие. Более того, событием становится выступление гастролеров из Москвы.

Окраины


Фотография: Виктория Иньшакова

Инертность

Климат

Петербург принято ругать за погоду. Сначала я честно пытался опровергнуть этот миф. Да и разве в Москве так уж хорошо с октября по апрель? Однако через месяц после своего зимнего переезда я заметил, что не выхожу на улицу без лишнего повода. Вроде бы ничего страшного, но лучше дома посижу. В какой-то момент участились панические атаки, связанные с, как мне казалось, посттравматическим головокружением. Так я и думал, пока другой переехавший москвич не пожаловался на давление. Я сверился с его показаниями и понял, что стал в Петербурге старичком, реагирующим на перепады погоды.

Политическая позиция

В Петербурге произошла революция, отсюда вышли все самые одиозные персонажи современной российской политики, но здесь никому нет до этого дела. Когда в Москве в поддержку Навального собирается 3000 человек, здесь придет 300. Петербуржцы делают вид, что живут не в России. Уже и непонятно, шутят ли они, когда говорят про Ингерманландию. У здешней географической идентичности есть позитивная сторона — здесь живут не патриоты страны, но патриоты города. Однако их равнодушие к происходящему в России заставляет многих людей с более активной жизненной позицией искать другие места.

В какой из двух российских столиц жить: карьерной Москве или культурном Санкт-Петербурге? Стоит ли переезжать и за чем гнаться: возможностями или романтикой? Свои истории нам рассказали несколько человек, которым довелось пожить в обоих городах.

Избавляет ли Петербург от московского стресса, за что там смеются над москвичами, а в Москве недолюбливают Северную столицу и что в новых городах восхищает переехавших – в нашем материале.

Катерина Толмачева,

технический писатель
Переехала из Москвы в Санкт-Петербург в 2010 году


Фото предоставлено автором

Я переехала в Петербург, потому что он больше подходит мне по темпу жизни. До этого я жила в Москве пять лет, училась в МГИМО на связях с общественностью. Уже со второго курса меня начало напрягать, что в Москве все очень быстро, у меня болела голова в метро. Город отбирал у меня больше сил, чем их было, поэтому я выбрала Петербург. Изначально я хотела учиться в Санкт-Петербурге, но пришлось вернуться в родной город Киров. Я проучилась там год, потом мне стало там скучно, и я поступила в Москву.

"За год ни разу не оделась по погоде"

В первый год после переезда меня удивляло, что я ни один день не оделась по погоде. Это действительно требует некоторой сноровки. В Москве погоды нет. Люди переходят из метро в метро, а по выходным ходят гулять, если они совпали с солнцем. А в Петербурге погода меняется очень часто, но к этому привыкаешь –просто немного меняешь гардероб. С октября по март здесь серая хмарь, очень мало солнца: это первое место, где я поняла, что такое сезонная депрессия. Поэтому мы пьем.

О питейной культуре

Петербург известен своими локальными (несетевыми – прим. ред.) барами. Тут принято по пятницам и субботам приходить и разговаривать "за жизнь". Ты можешь прийти один и отлично пообщаться с барменом.

В Петербурге пьют много пива, и вообще здесь пьют чистые напитки. А в Москве пьют больше коктейлей. Сложно представить себе петербуржца, который вечером придет в бар и закажет мохито. Эта разница заметна, когда приезжают гости из Москвы, заказывают ром-колу, и на них смотрят, как на дураков. Мы даже не знаем, подают ли в этом заведении "ром-колу", никто ее никогда не просил.

На Рубиштейна есть один приятный ирландский паб, где всегда можно поговорить с барменами. Он находится практически на перекрестке с Невским, и там всегда можно распознать москвича. Если к нему две минуты не подошли, он начинает ерзать, кричать и поднимать руку. А в этом баре бармен может не подходить минут 10, потому что рассказывает кому-то анекдот. И в это время все просто ожидают, это нормально, видно, что человек занят. Мы постоянно наблюдаем в этом баре за москвичами, и они все делают одно и то же.


Фото предоставлено автором

"По эскалатору бегут только москвичи"

В Петербурге никто особо никуда не торопится и никто не бегает по эскалатору в метро. Если вниз бежит человек, значит это москвич опаздывает на поезд на "Площади Восстания". В бизнесе тоже есть этот момент размеренности. Бизнесмены не пытаются успеть и урвать, потому что здесь меньше конкуренция. Есть такая шутка, что если в Петербурге солнечный день, людям плевать, горящий у тебя проект или не горящий – все пойдут на улицу и будут загорать. Потому что солнце может в ближайший месяц и не показаться, а бизнес ваш никуда не уйдет.

Чем хвастаются москвичи и петербуржцы

В Петербурге принято считать, что москвичи – это про деньги и что они какие-то странные. Они слишком громко разговаривают, слишком показывают себя. Москвич начнет разговор с работы. Петербуржец посмотрит на него с удивлением: зачем ты вообще это говоришь? Ты что, хочешь похвастаться? Петербуржец может похвастаться городом или еще чем-то.

Ярослав Лознов,

тату-мастер
Переехал в Москву несколько месяцев назад


Фото предоставлено автором

В Петербург я переехал в 23 года и прожил там несколько лет. В Москве оказался проездом из Самары и познакомился с ребятами в одной из лучших тату-студий. Приехав в Петербург после Москвы я взвесил все, посмотрел, какая жизнь тут и какая там, и понял, что в Москве мне нравится больше. Я вернулся и сразу устроился в эту студию. Здесь больше возможностей во всех аспектах. Тут намного больше людей с разными вкусами. Каждый мастер может найти свою аудиторию, которая оценит его искусство.

Про прибыль, вкус и отдых

Работать татуировщиком в Москве в разы выгоднее. В Петербурге многие не пойдут к мастеру, который может сделать татуировку качественно, но назовет среднюю цену. Клиент ищет, где можно сделать это в разы дешевле, несмотря на качество. А в Москве люди видят эскиз мастера и приходят именно за его работой. Они готовы платить за марку и стиль. Это как брендовые вещи: ты платишь за бренд, и это нормально, а в Петербурге людям все равно.

Здесь у людей лучше вкус во всем. Побывав недавно в Петербурге, я обратил на это внимание – там людям пофиг, как они выглядят, они не делают на этом акцент.

Здесь жизнь кипит более бурно, чем в Северной столице. Это меланхоличный и мрачный город. В Москве я познакомился с людьми из разных сфер, и все они к чему-то стремятся, стараются зарабатывать больше. Я не говорю, что в Петербурге этого нет совсем, но многие там засиживаются на месте. Они много говорят, что было бы круто что-то сделать, но, к сожалению, слова расходятся с делами. Все остаются на своих местах.

Меня удивило, как москвичи отдыхают. Порой тут не знают меры в отдыхе. В моем окружении очень развита тусовочная культура. Люди готовы пропадать на вечеринках. В Петербурге даже близко такого нет.

"К петербуржцам в Москве относятся со стебом"

Я очень часто сталкиваюсь с негативным отношением москвичей к петербуржцам. Когда мы ездили с ребятами туда работать, многие говорили: "Зачем вы едете в это болото, этот серый город?". К петербуржцам относятся со стебом. Москвичи смеются над их снобизмом и внешним видом.

Дарья Зимовщикова

Экстренный психолог МЧС


Фото предоставлено автором

Я окончила бакалавриат по психологии в Москве. Образование меня немного не устраивало, и я решила доучиться в СПБГУ. Какое-то время я адаптировалась, потому что там постоянная серость. В Москве если нет солнца, то просто пасмурно. А в Петербурге это серость, туман, низкое небо без единого проблеска. Но в то же время это очень уютная погода: я прошла какой-то период адаптации и поняла, что в этом городе неважно, есть солнце или нет. Город настолько красивый, и люди открытые и доброжелательные.

О людях и знакомствах

Пока я училась в Москве, у меня были другие интересы, некогда было думать, насколько тут хорошие люди. А, пожив в Петербурге и вернувшись в столицу, и увидела разницу. После Санкт-Петербурга Москва немного грубовата. Там люди действительно живут, а в Москве такое ощущение, что не живут.

В Петербурге частота случайных знакомств выше, потому что незнакомый человек может просто подсесть к тебе на скамейку и заговорить. Без каких-то различий по статусу – петербуржцы относятся к этому проще.

Про стресс и расстояния

В Москве очень много времени отнимает дорога. В Петербурге до работы я добиралась максимум за полчаса. А здесь, как ни крути, трачу на дорогу больше часа.

Арина Мнацаканян

Редактор

"Многие москвичи хотят переехать"

До переезда я никогда не была в Москве. Вся моя связь с Москвой заключалась в том, что когда-то я переходила с одного вокзала на другой, когда ездила к бабушке. В то же время, лет с 16-ти, я начала чувствовать, что мне нужно сюда. И вот, 8 мая прошлого года я приехала сюда, и поняла, что это мое. Когда ты идешь по городу и понимаешь, что он тебя питает. Я очень хотела поступить на театральный, но с первого раза это у меня не получилось, и я устроилась на работу.

О стыде перед Петербургом

Мне стыдно перед своим городом, но к Петербургу я равнодушна. Меня туда не тянет. Я принимаю его как нечто само собой разумеющееся. Я знаю, что есть люди, для которых сам город – это любовь. Такие теплые отношения у меня сложились с Москвой.

В то же время, среди москвичей я такого отношения к городу не встречала. В Петербурге говорят о своем городе с теплотой, как о чем-то живом. Там если сложилась любовь с городом, то это решает все.

Читайте также: