Поехать совершенный или несовершенный вид глагола

Обновлено: 18.09.2024

Вид глагола — это грамматическая категория глагола. С помощью вида можно узнать, как протекает действие глагола и в каком времени.

Различают два вида глагола:

  • совершенный вид: в этом случае глагол отвечает на вопрос что сделал? что сделает? Пример: Он встал с кровати. Она посмотрела фильм. Они пойдут на пляж в субботу.
  • несовершенный вид: глагол отвечает на вопрос что делает? что делал?что будет делать? Пример: Она читает книгу. Он смотрел фильм вчера.

Совершенный вид глагола употребляется в прошедшем и будущем времени и не употребляется в настоящем (посмотрел, построила, посмотрит, нарисует).

Несовершенный вид употребляется в прошедшем, настоящем и будущем (читала, гремит, будет плакать).

Примеры глаголов двух видов

Что сделал? Что сделала? Что сделали?

Дети услышали, как открылась дверь. Снег перестал, небо очистилось. Зачем ты рассказал ему о моём письме? Он обвил рукой мою шею. В комнату вошёл симпатичный молодой человек.

Что делал? Что делала? Что делали?

Мы спрашивали дорогу, но всё равно заблудились. Женщины стояли рядом и смотрели в сторону моря. В последний раз ты называл меня этим именем много лет назад. Шехерезада выдумывала истории тысячу и одну ночь. Отец просил вас не открывать дверь, а вы ослушались. Мы стояли и вдыхали сладкий запах только что испечённого пирога. У причала зимовали лодки.

Что делаю? Что делает? Что делаем? Что делаешь?

Земля нас кормит. Бабушка любит котов. Чувства обладают жизненной силой. Куда это ты так торопишься? Холм отделяет нас от деревни. Сосульки сверкают на солнце. Охотник поджидает добычу, пригнувшись к земле. Ты радуешь меня, когда заходишь в комнату с улыбкой на лице. Свет струится из окна. Я хожу в школу каждый день.

Что сделаю? Что сделает? Что сделаем? Что сделают?

Локомотив сыграет с Зенитом в среду. Я пришью пуговицу, как только куплю нитки. Мы поедем в Италию зимой. Она напишет рассказ о том, как провела лето. Они выключат свет, когда закончат игру. Я поговорю с ним, когда мы останемся вдвоём.

Что буду делать? Что будет делать? Что будем делать?

Мы будем справлять Новый год в деревне. Я буду ходить к тебе в гости каждый день. Он будет приносить ей фиалки каждую среду. Мы будем обсуждать результаты диктанта после каникул. Когда я вырасту, я буду играть на виолончели.

Как определить вид глагола

Прошедшее время

Совершенный вид — действие выражает конкретный факт, оно началось и достигло какого-то финала или результата; оно ограничено временными рамками.

Примеры: Вчера я посмотрел интересный сюжет про пингвинов. (конкретный факт, действие имеет начало и конец)

Он пробежал уже два километра. Я пролистал двести страниц и до сих пор не нашёл ответ.

Действие имеет начало, оно ещё не закончилось, но уже достигло какой-то границы / временной рамки — (на данный момент) он пробежал уже два километра, я пролистал двести страниц.

Несовершенный вид — незавершённый и (возможно) повторяемый процесс/действие.

Примеры: Я смотрел на облака и представлял разные фигуры.

Они играли с мячом и разбили окно (их игра прервалась, но не закончилась). Сравните: Они поиграли с мячом и пошли домой (что сделали? Оба глагола совершенного вида).

Настоящее время

Совершенный вид глаголов не употребляется в настоящем времени.

Несовершенный вид — как правило, употребляется простая форма глагола без приставки.

Действие глагола не ограничено в своём процессе и повторяемости.

Примеры: Я читаю книгу и смотрю в окно. Она каждый год сажает цветы в саду. Они гуляют с собакой.

Будущее время

У глаголов совершенного вида в будущем времени простая форма. Глагол выражает единичность действия.

Примеры: Я поговорю с ним завтра. Он прочитает их доклад. Она приготовит на обед котлеты.

Глаголы несовершенного вида для обозначения будущего времени имеют составную форму (быть + инфинитив): буду делать, будет смотреть, будем гулять.

Глагол несовершенного вида в будущем времени имеет оттенок намерения.

Примеры: Я буду разговаривать с детьми о правилах. Мы будем есть котлеты на обед. Вы будете выходить на этой остановке?

Значение совершенного и несовершенного вида тесно связаны с лексическим значением.

Совокупность глаголов совершенного вида, представляющих ситуацию как событие (хлынуть, понять, сжечь) или, в ряде специальных случаев, ограниченный во времени процесс или состояние (постоять, простоять, поболеть, проболеть), противопоставляется совокупности глаголов несовершенного вида, представляющих ситуацию как длительную или неохарактеризованную в отношении длительности (класть, делать, решать). В отличие от времени, вид не локализует ситуацию на временной оси, хотя в своих неосновных значениях может выражать временную упорядоченность (см. Несовершенный вид / п. 3.2.2. Нарратив).

Несколько иначе, чем для финитных форм, устроено видовое противопоставление в формах причастий и деепричастий, см. п. 2.2, а также статьи Причастие, Деепричастие. В частности, в презенсе совершенного вида причастия (типа пойдущий) не считаются нормативными, а деепричастия отсутствуют.

Видовое противопоставление релевантно также для некоторых отглагольных имён (в основном для имён ситуаций: чтение – прочтение, гораздо реже для имён деятеля: спаситель – спасатель). Тем не менее, число таких отглагольных имен крайне ограниченно, в частности по сравнению с другими славянскими языками, например, польским [Иванникова 1972], [Rozwadowska 1992], [Пазельская 2009].

При описании семантики вида обычно используется понятие видовой пары – пары глаголов совершенного и несовершенного видов, проявляющих значительную общность лексического значения (делать – сделать, прыгать – прыгнуть, обрабатывать – обработать) [Зализняк, Шмелёв 2000: 45–52], [Шатуновский 2009: 11–17], о критериях видовой парности см. п. 3.2. Содержание видового противопоставления при этом различно у различных пар глаголов. Например, сделать – достижение конечного результата действия делать, а прыгнуть – однократное действие в сравнении с многократным прыгать [Маслов 1948], [Гловинская 1982], [Булыгина, Шмелёв 1989], [Падучева 1996], подробнее см. п. 3.3. В связи с этой семантической неоднородностью понятие видовой пары некоторыми исследователями ставилось под сомнение, что вызвало продолжительную дискуссию, см. [Зализняк, Микаэлян, Шмелёв 2010].

Особый статус имеет реликтовая группа т.н. моторно-кратных глаголов – глаголов ненаправленного или повторяющегося движения: ехать – ездить, лететь – летать, бежать – бегать, супплетивное идти – ходить). Моторно-кратные глаголы образуются при помощи тех же механизмов, что и вторичные имперфективы от приставочных глаголов движения совершенного вида (ср. зайти – заходить, вылететь – вылетать), но сохраняют тот же несовершенный вид, что у глаголов направленного движения (идти, лететь). Подробнее о моторно-кратных глаголах см. п. 2.1.2.

Существуют несколько точек зрения на устройство категории вида с точки зрения словоизменения / словообразования (см. Грамматическая категория):

  • элементы любой видовой пары – формы одного глагола; вид – словоизменительная категория (подход В. В. Виноградова [Виноградов 1947]);
  • элементы видовой пары – это разные слова; вид – словоклассифицирующая категория (доминирующая точка зрения; подход, применяемый, хотя и не вполне последовательно, в [Грамматика 1980] или в [Петрухина 2000]);
  • вид – словообразовательная категория (М. В. Всеволодова [Всеволодова 1997], Х. Филип [Filip 1999]);
  • образование глаголов СВ от глаголов НСВ – это словообразование, а образование глаголов НСВ от глаголов СВ – словоизменение (подход С. О. Карцевского [Karcevski 1927], Ю. С. Маслова [Маслов 1984/2004], А. В. Бондарко [Бондарко 1971]).

Лексикографическая традиция реализует элементы видовых пар как разные словарные входы, с описанием лексического значения видовых пар только в одной статье, но с оформлением другого члена видовой пары как отсылочной статьи. В статье [Булыгина, Шмелёв 1989] рассмотрены различные типы семантического соотношения между элементами видовой пары и показано, что такого лексикографического описания для них недостаточно.

Вид имеет как свойства, говорящие в пользу словообразовательной трактовки, так и свойства, говорящие в пользу словоизменительной трактовки:

  • выражение при приставочной перфективации совместно со словообразовательными значениями (в пользу словообразовательной трактовки);
  • отсутствие общих морфологических показателей вида (против словоизменительной трактовки);
  • однозначная охарактеризованность основного массива словоформ по виду (в пользу словоизменительной трактовки);
  • высокая регулярность образования вторичных имперфективов (см. п. 2.1) (в пользу словоизменительной трактовки).

2.1. Морфологическое выражение вида

По виду охарактеризованы все глагольные словоформы русского языка, кроме, возможно, глагола быть, демонстрирующего отдельные свойства обоих видов, и двувидовых глаголов (см. п. 2.3) во многих контекстах.

Определённого показателя (способа выражения) вида в русской морфологии нет. Видовые значения (обычно вместе с другими) выражаются различными средствами:

  • основой (непроизводные глаголы НСВ – печь, спать, СВ – лечь, стать);
  • суффиксом (реш-а-ть – реш-и-ть, крич-а-ть – крик-ну-ть, обработ-а-ть – обрабат-ыва-ть, в последнем случае вместе с чередованием корня);
  • префиксом (делать – с-делать);
  • циркумфиксом (играть – до-играть-ся).

Вид – соотносительная категория (см. Грамматическая категория); сами по себе аффиксы не выражают видового значения, которое маркируется различием между множествами глаголов СВ и НСВ. Изменение вида выражается фактом перехода глагола из одной словообразовательной модели в другую, и этот переход может быть неоднократным (брать – собрать – собирать – насобирать).

Закрытый список непроизводных глаголов относится к совершенному виду (список см. в статье Совершенный вид). Остальные непроизводные глаголы относятся к несовершенному виду.

С морфологической точки зрения как форма НСВ может быть образована от формы СВ (обработать – обрабатывать), так и форма СВ от формы НСВ (делать – сделать). Основные морфологические процессы, выражающие вид – перфективация и имперфективация, то есть, соответственно, образование глагола совершенного вида от несовершенного и образование несовершенного вида от глагола совершенного вида. В том числе возможна и т.н. вторичная имперфективация – образование глагола несовершенного вида от глагола совершенного вида, в свою очередь образованного путем перфективации. Важную роль играет порядок присоединения морфем: так, глаголы побывать и забывать имеют идентичную морфологическую структуру, однако относятся к разным видам; первый образован путём приставочной перфективации бывать, второй – суффиксальной имперфективации забыть.

2.1.1. Перфективация

Префиксальное выражение грамматических значений в целом нетипично для русского языка. Другим примером могут быть разве что приставочные формы степеней сравнения: наи-больший, по-больше от большой (см. Сравнительная степень).

Суффиксальное образование совершенного вида (суффиксы -ну-[2], -ану-) также происходит обычно совместно с выражением словообразовательного значения, присущего суффиксу:

(1) И тут резко дунул ветер. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]

(2) Вождь всё это очень здорово учёл, он десять раз отмерил, а потом уж резанул. [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей (1964)]

2.1.2. Имперфективация

Имперфективация выражается суффиксально. Некоторые глаголы совершенного вида имеют несколько дериватов несовершенного вида, образованных с помощью разных суффиксов: приготовитьприготовлять, приготавливать. См. Несовершенный вид / п. 1.3. Множественная имперфективация.

Имеется два ряда глаголов несовершенного вида, обозначающих движение. Глаголы первого ряда обозначают направленное движение (шел в школу, летели на юг). Глаголы второго ряда (так называемые моторно-кратные) имеют значение повторяющегося движения (итератив: каждый день он ходил по улице), привычности ситуации (он ходил в школу), разнонаправленного движения (он сегодня утром ходил на базар). Всего таких пар тринадцать: бежать – бегать, везтивозить, вести – водить, гнать(ся) – гонять(ся), ехатьездить, идти – ходить, катить(ся) – катать(ся), лезть – лазить, лететь – летать, нести(сь)– носить(ся), плыть – плавать, ползти – ползать, тащить(ся) – таскать(ся).

Моторно-кратные глаголы, сочетаясь с перфективирующими приставками направления, не образуют при этом глаголов СВ, сохраняя несовершенный вид (перелетать, отбега́ть; по А. Д. Шмелёву, они образованы от соответствующих приставочных глаголов СВ: перелететь, отбежать). В сочетании с приставкой с- большинство из них (сбегать, свозить, сводить, съездить, сходить, скататься, слазить, слетать, сплавать, сползать) образуют глаголы СВ со значением двунаправленного движения с возвращением в исходную точку:

Ср. также языковую игру с фразеологизмом выйти замуж:

(4) Она уже, как говорится, сходила замуж один раз. [Г. Я. Бакланов. В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (1995)]

Подробнее о перфективации и имперфективации см. в разделах Морфология в статьях Совершенный вид и Несовершенный вид.

2.2. Набор форм

Набор форм у глаголов несовершенного вида и у глаголов совершенного вида различен и асимметричен с морфологической и семантической точек зрения. Так, морфологически одинаково построенные формы презенса (см. Время) интерпретируются для глаголов НСВ как формы настоящего времени (пишет), а для глаголов совершенного вида – как формы будущего времени (напишет).

Таблица 1. Примеры сочетания вида с различными грамматическими значениями

спрашивать спрашиваю / спрашиваешь / спрашивают 1-е спряжение но спросить - 2-е спряжение

Все формы Несовершенный вид Cовершенный вид Настоящее Прошедшее Будущее Повелительное наклонение Неличные формы

Несовершенный вид, настоящее время

Я спрашиваю
Ты спрашиваешь
Он спрашивает
Мы спрашиваем
Вы спрашиваете
Они спрашивают

Несовершенный вид, прошедшее время

Я спрашивал
Ты спрашивал
Он спрашивал
Она спрашивала
Оно спрашивало
Мы спрашивали
Вы спрашивали
Они спрашивали

Несовершенный вид, будущее время

Я буду спрашивать
Ты будешь спрашивать
Он будет спрашивать
Мы будем спрашивать
Вы будете спрашивать
Они будут спрашивать

Несовершенный вид, повелительное наклонение

Совершенный вид, прошедшее время

Я спросил
Ты спросил
Он спросил
Она спросила
Оно спросило
Мы спросили
Вы спросили
Они спросили

Совершенный вид, будущее время

Я спрошу
Ты спросишь
Он спросит
Мы спросим
Вы спросите
Они спросят

Совершенный вид, повелительное наклонение

Несовершенный вид, инфинитив

Несовершенный вид, причастие

спрашивающий
спрашивавший
спрашиваемый

Несовершенный вид, деепричастие

Совершенный вид, инфинитив

Совершенный вид, причастие

Совершенный вид, деепричастие

спрашивать спрашивает спрашиваем спрашиваете спрашивают спрашивал спрашивала спрашивало спрашивали спрашивая спрашивайте спрашивай спрашиваю спрашиваешь спрашивающий спрашивающего спрашивающему спрашивающий спрашивающего спрашивающим спрашивающем спрашивающая спрашивающей спрашивающей спрашивающую спрашивающей спрашивающей спрашивающее спрашивающего спрашивающему спрашивающее спрашивающим спрашивающем спрашивающие спрашивающих спрашивающим спрашивающие спрашивающих спрашивающими спрашивающих спрашивавший спрашивавшего спрашивавшему спрашивавший спрашивавшего спрашивавшим спрашивавшем спрашивавшая спрашивавшей спрашивавшей спрашивавшую спрашивавшей спрашивавшей спрашивавшее спрашивавшего спрашивавшему спрашивавшее спрашивавшим спрашивавшем спрашивавшие спрашивавших спрашивавшим спрашивавшие спрашивавших спрашивавшими спрашивавших спрашиваемый спрашиваемого спрашиваемому спрашиваемый спрашиваемого спрашиваемым спрашиваемом спрашиваемая спрашиваемой спрашиваемой спрашиваемую спрашиваемой спрашиваемой спрашиваемое спрашиваемого спрашиваемому спрашиваемое спрашиваемым спрашиваемом спрашиваемые спрашиваемых спрашиваемым спрашиваемые спрашиваемых спрашиваемыми спрашиваемых спрашиваем спрашиваема спрашиваемо спрашиваемы спросить спросил спросила спросило спросили спросит спросим спросите спросят спросив спросите спроси спросивший спросившего спросившему спросивший спросившего спросившим спросившем спросившая спросившей спросившей спросившую спросившей спросившей спросившее спросившего спросившему спросившее спросившим спросившем спросившие спросивших спросившим спросившие спросивших спросившими спросивших спрошенный спрошенного спрошенному спрошенный спрошенного спрошенным спрошенном спрошенная спрошенной спрошенной спрошенную спрошенной спрошенной спрошенное спрошенного спрошенному спрошенное спрошенным спрошенном спрошенные спрошенных спрошенным спрошенные спрошенных спрошенными спрошенных спрошен спрошена спрошено спрошены спрошу спросишь спросивши

спрашивать спрашивает спрашиваем спрашиваете спрашивают спрашивал спрашивала спрашивало спрашивали спрашивая спрашивайте спрашивай спрашиваю спрашиваешь спрашивающий спрашивающего спрашивающему спрашивающий спрашивающего спрашивающим спрашивающем спрашивающая спрашивающей спрашивающей спрашивающую спрашивающей спрашивающей спрашивающее спрашивающего спрашивающему спрашивающее спрашивающим спрашивающем спрашивающие спрашивающих спрашивающим спрашивающие спрашивающих спрашивающими спрашивающих спрашивавший спрашивавшего спрашивавшему спрашивавший спрашивавшего спрашивавшим спрашивавшем спрашивавшая спрашивавшей спрашивавшей спрашивавшую спрашивавшей спрашивавшей спрашивавшее спрашивавшего спрашивавшему спрашивавшее спрашивавшим спрашивавшем спрашивавшие спрашивавших спрашивавшим спрашивавшие спрашивавших спрашивавшими спрашивавших спрашиваемый спрашиваемого спрашиваемому спрашиваемый спрашиваемого спрашиваемым спрашиваемом спрашиваемая спрашиваемой спрашиваемой спрашиваемую спрашиваемой спрашиваемой спрашиваемое спрашиваемого спрашиваемому спрашиваемое спрашиваемым спрашиваемом спрашиваемые спрашиваемых спрашиваемым спрашиваемые спрашиваемых спрашиваемыми спрашиваемых спрашиваем спрашиваема спрашиваемо спрашиваемы спросить спросил спросила спросило спросили спросит спросим спросите спросят спросив спросите спроси спросивший спросившего спросившему спросивший спросившего спросившим спросившем спросившая спросившей спросившей спросившую спросившей спросившей спросившее спросившего спросившему спросившее спросившим спросившем спросившие спросивших спросившим спросившие спросивших спросившими спросивших спрошенный спрошенного спрошенному спрошенный спрошенного спрошенным спрошенном спрошенная спрошенной спрошенной спрошенную спрошенной спрошенной спрошенное спрошенного спрошенному спрошенное спрошенным спрошенном спрошенные спрошенных спрошенным спрошенные спрошенных спрошенными спрошенных спрошен спрошена спрошено спрошены спрошу спросишь спросивши Глагол Спряжение Несовершенный вид Cовершенный вид Настоящее Прошедшее Будущее Повелительное наклонение Неличные формы

Презентация: Совершенный и несовершенный вид глагола

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Интересует тема "Совершенный и несовершенный вид глагола"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 21 слайда. Также представлены другие презентации по русскому языку для 6 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

Презентация: Совершенный и несовершенный вид глагола

Добрый день!


Слайд 2

Веселый (ая) Грустный (ая)


Слайд 3

Хорошего настроения и продуктивной работы!


Слайд 4


Слайд 5

Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


Слайд 6

Восемнадцатое апреля. Классная работа. Совершенный и несовершенный вид глагола. 0 3 2 1 4 5 6 7 8 9 10


Слайд 7

Апрель. Апрель - настоящий водолей. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снег первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. заиграли, моросит, разлились, трогаются, идет сов. вид несов. вид сов. вид несов. вид несов. вид


Слайд 8

Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает). Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?. Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть. Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?. Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.


Слайд 9

Коптить - закоптить, подкоптить, накоптить. Манить - … Планируешь - … Расту - … №1


Слайд 10

№2 Завер-я-ть- завер-и-ть Одол-ева-ть- … Увлажн-я-ть- … Толк-а-ть- … Угощ-а-ть- (ст//щ) Укрощ-а-ть- (т//щ)


Слайд 11

№3 Ловить - … Брать - … Класть - …


Слайд 12

№3 Ловить – поймать. Брать – взять. Класть – положить.


Слайд 13

№502 Вы видали штукатура? Приходил он к нам во двор, И, поглядывая хмуро, Он размешивал раствор. Что-то сеял через сито, Головой качал сердито, Был он чем-то озабочен, В ящик воду подливал, В пиджаке своем рабочем Над раствором колдовал. Наконец повеселел он, Подмигнул: — Займемся делом. Мы не курим, не халтурим, Мы на совесть штукатурим.


Слайд 14


Слайд 15

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида? А) поговорить, приезжать, знаю Б) скажет, продолжить, дадут В) сказали, сдают, покататься Г) разыскал, кончаем, продадут


Слайд 16

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида? А) поговорить, приезжать, знаю Б) скажет, продолжить, дадут В) сказали, сдают, покататься Г) разыскал, кончаем, продадут


Слайд 17

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида? А) ухожу, даю, бросаю Б) испугался, шел, прибежал В) ждал, едем, приехать Г) прилетел, рассказывает, жмурится.


Слайд 18

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида? А) ухожу, даю, бросаю Б) испугался, шел, прибежал В) ждал, едем, приехать Г) прилетел, рассказывает, жмурится.


Слайд 19

Восемнадцатое апреля. Классная работа. Совершенный и несовершенный вид глагола. 0 3 2 1 4 5 6 7 8 9 10


Слайд 20

Веселый (ая) Грустный (ая)


Слайд 21

Читайте также: