Прочитай отрывок как повела себя сарли увидев поведение туристов

Обновлено: 18.09.2024

За это задание ты можешь получить 5 баллов. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 73.7%
Ответом к заданию 8 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.

Алгоритм решения задания 8:

  1. Просмотри все типы ошибок в левом столбце.
  2. Проанализируй каждое предложение: сначала выдели грамматическую основу. Если есть нарушение связи между подлежащим и сказуемым, выбери эту формулировку.
  3. Определи второстепенные члены.
  4. Если есть нарушения, определи, какое правило нарушено, и выбери соответствующую формулировку в левом столбце.
  5. Запиши номера предложений строго под соответствующими буквами.

Чтобы выполнить этот номер на максимальные 5 баллов, необходимо уметь находить следующие типы ошибок:

Теория к 8 заданию: читать

Задачи для практики

Задача 1

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А - 8. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием (верно: "Когда ставишь перед собой посильные задачи, оказывается виден результат".).
Б - 6. Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (на картине "Заросший пруд").
В - 4. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. (кто принимал).
Г - 9. Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (благодаря новОМУ тоннелЮ).
Д - 2. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (по косогорам, густо заросшИМ дубняком и клёном).

Задача 2

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А - 7. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны относиться к одному лицу ("Когда слушаешь сказки А. С. Пушкина, вспоминаются русские предания и былины".).
Б - 5. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом (участвовали в этом соревновании и выиграли его).
В - 9. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в роде и числе (автомобиль пришеЛ).
Г - 3. Верно: объяснить им (что?) роль литературы (В.п.).
Д - 1. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (морская пена, поглощённАЯ мглою).

Задача 3

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задача 4

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Отдыхая летом в Петербурге, меня поразило великолепие дворцов.
2) Все, кто был в походе, получили незабываемые впечатления.
3) Согласно распоряжению директора школы в спортивных играх могут принять участие все учащиеся.
4) Сосед по парте спросил, кто пойдёт со мной на футбол.
5) Под дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшего солнце, улыбалось небу тысячами серебряных улыбок.
6) В письме Иван писал, что он чувствует себя хорошо, живёт в тепле, и просил прислать чеснока и луку.
7) В России Техас благодаря фильмов часто представляется ареной вечных вестернов.
8) Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала.
9) Имя иконописца Андрея Рублёва не только широко известно в России, но и за рубежом.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А - 7. Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (благодаря фильмАМ).
Б - 4. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. (Сосед по парте спросил, кто пойдёт с НИМ на футбол).
В - 9. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов (широко известно не только в России, но и за рубежом).
Г - 1. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны относиться к одному лицу (верно: "Когда я отдыхал летом в Петербурге, меня поразило великолепие дворцов".).
Д - 5. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (рябью, ослепительно ярко отражавшЕЙ солнце).

Задача 5

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А - 6. Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (в рассказе "ПопрыгуньЯ").
Б - 4. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (в возвышенность, исчезающУЮ в лиловой дали).
В - 2. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в роде и числе (крестьянство пыталОСЬ).
Г - 8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами (не только. НО И. ).
Д - 1. Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (благодаря глубокИМ знаниЯМ).

Задача 6

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Все, кто хоть раз побывал в горах, никогда не забудут восхитительный запах цветов с альпийских лугов.
2) По приезду в Таганрог я посетил чеховские места.
3) Старик читал конверт, далеко отставив его от себя и бесшумно шевеля губами.
4) Человек, знающий жизнь растений и который понимает законы растительного мира, счастливее тех, кто не может отличить ольху от осины.
5) Гуманитарные науки должны не только воспитывать понимание искусства и истории, но и учить нравственности.
6) Кто бы ни приезжали в наш город, восхищались его провинциальной стариной.
7) Глядя на символ Олимпийских игр, нас восхищает сила и мужество спортсменов.
8) Существует теория, что вода на Землю попала благодаря бомбардировке её ядрами комет.
9) Горы, поросшими деревьями, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задача 7

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задача 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А - 3. Предлог ВОПРЕКИ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (вопреки прогнозУ).
Б - 9. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (около песчаной осыпи, покрытОЙ хвойным лесом).
В - 1. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица (что ОН не любИТ слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаЕТ их).
Г - 2. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом (по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им).
Д - 8. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны относиться к одному лицу ("Приехав в Таганрог даже на один день, я сохранил самые приятные воспоминания об этом городе".).

Задача 9

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Машина остановилась на большом мосту, тянувшегося через довольно широкую речку.
2) Когда солнце вспыхивает за краем чёрной тучи, все деревья вдруг распускались.
3) На работу Григорий вышел на следующий день по возвращении.
4) На каникулах я очень скучала по друзьям, уехавшим отдыхать.
5) Ученики с нетерпением ждали окончания экзаменов и когда начнутся каникулы.
6) Иногда он подрабатывал на местной пристани, поднося тюки и чемоданы.
7) Дед Ефим был одарён от природы не только голосом, но и талантом художника — он остро чувствовал красоту окружающего его мира, любил цветы, природу.
8) Проходя по залам музея, перед глазами разворачивается история страны.
9) Поезд прибыл согласно расписания.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А - 8. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны относиться к одному лицу (верно: "Когда проходишь по залам музея, перед глазами разворачивается история страны".).
Б - 5. Верно: "Ученики с нетерпением ждали окончания экзаменов и начала каникул" (одноплановые однородные - существительные).
В - 2. Верно: "Когда солнце вспыхивает за краем чёрной тучи, все деревья вдруг распускаЮТСЯ" (несоверш.в., наст.вр.).
Г - 1. Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже (на мосту, тянувшЕМСЯ через довольно широкую речку).
Д - 9. Предлог СОГЛАСНО употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (согласно расписаниЮ).

Задача 10

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задача 11

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задача 12

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

Задача 13

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Решение

А - 9. Действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, должны относиться к одному лицу ("Когда используешь одни и те же слова для выражения своих мыслей, получаются похожие друг на друга фразы".).
Б - 3. Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (в пьесе "Вишневый сад").
В - 5. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. (все знаЮТ).
Г - 7. Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (благодаря глубокИМ знаниЯМ).
Д - 1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом (изучил этот исторический факт и рассказал о нем).

Задача 14

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Видишь ли, опять как Он чужд тщеславия? Другие евангелисты говорят, что Он запрещал демонам сказывать, кто Он; а Матфей говорит, что Он удалял от Себя народ. Делал Он это с одной стороны для того, чтобы научить нас скромности, с другой – для того, чтобы укротить иудейскую зависть и убедить нас ничего не делать из тщеславия.

Он не только исцелял тела, но и исправлял душу, научая благочестию; показывал Себя и в том, что исцелял болезни, и в том, что ничего не делал из тщеславия. Действительно, многие из любви и удивления к Нему, и желая всегда наслаждаться Его лицезрением, неотступно пребывали при Нем. Да и кто бы удалился от творившего такие чудеса? Кто бы и просто не захотел взирать на Его лицо и уста, изрекающие такие слова?

Иначе народ не мог бы перенести этого. Как на горе он не только пребывал с Христом тогда, как Он проповедовал, но и последовал за Ним, когда Он молчал, так и здесь прикреплялся к Нему, не только тогда, когда Он чудодействовал, но и когда перестал чудодействовать, и от самого лица Его получал великую пользу. В самом деле, если Моисей имел прославленное лицо, и Стефан лицо ангельское, то представь, каков тогда должен быть вид общего Владыки!

Может быть, многие воспламенились желанием узреть Его образ; но если мы пожелаем, то узрим и гораздо лучший образ. Если мы с упованием проведем настоящую жизнь, то увидим Его на облаках, встретив в бессмертном и нетленном теле. Смотри, с каким благоразумием Спаситель отсылает народ, чтобы не устрашить. Он не сказал: удалитесь; но повелел переплыть на ту сторону, обнадеживая, что и Он непременно придет туда.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону

Иисус повелевает отплыть на другую сторону только ученикам, чтобы не казалось, будто теснящие Его толпы препятствуют ученикам слушать надлежащие поучения и открываемые им в дальнейшем более непосредственным образом тайны Божьи, которые народу возвещаются притчами. Поскольку только они, оставив все имеющиеся под рукой блага, последовали за Ним по любви к научению, Он повелевает им перейти от временного к вечному, от земного к небесному, от плотского к духовному.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону

См. Толкование на Мф. 8:16

Блаж. Феофилакт Болгарский

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел (ученикам) отплыть на другую сторону

Он не был честолюбив, а вместе с тем уклонился и от зависти иудеев.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Видев же Иисус многи народы окрест Себе, повелел (учеником) ити на он пол

Повелел это ученикам, чтобы не показаться ищущим славы и уврачевать зависть иудеев; кроме того, чтобы научить нас избегать удивления.

Толкование Евангелия от Матфея.

Прот. Иоанн Бухарев

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону

Город Капернаум лежал на западной стороне Галилейского озера, и Иисус Христос удалился на противоположную, восточную. Удалился от множества народа в уединенное место, или для молитвы, как Он иногда делал (Мк. 1, 35), или для того, чтобы научить народ скромности, смирению.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону

(Мк. 4:35-36; Лк. 8:22). По Марку и Луке отправление было вечером того дня, когда Иисус Христос говорил народу притчами. О самом факте передается всеми евангелистами согласно, хотя у каждого и есть различия в подробностях. Простое “велел”, встречающееся у Матфея, у Марка и Луки заменяется подлинной речью Спасителя, с указанием, что это было при наступлении вечера.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону

Миша возвращался на становище, облепленный рыбьей чешуёй, с исколотыми руками, гордый и голодный. Но поесть ему было некогда, и приходилось глотать на ходу большой кусок белоснежной трески, потому что уже ждали новые дела.

— Миша, иди помогай! — звали его со всех сторон. — Миша, идём рыбу солить!

И мальчик бежал помогать солить. Рыбу потрошили тут же, на берегу, и тугими рядами укладывали в яму, вырытую в песке и выложенную дёрном. На кучи брошенных внутренностей слетались чайки. Хитрые птицы часами качались на волне, ждали улова, чтобы потом жадной стаей накинуться на корм.

Но хотя работа кончалась лишь поздним вечером, Мишу ждали ещё новые дела. Он спешил от избушки к избушке навестить не встреченных ещё сегодня друзей. Суровые, усталые рыбаки подвигались, чтобы дать ему место, и говорили:

— Здравствуй, ласковый, хороший наш! — и просили: — Спой нам или стишок прочти!

Под гул моря и крики дерущихся чаек Миша пел тонким голосом песни и говорил:

— Я прочту вам мои любимые стихи. Их придумал Михайло Васильевич Ломоносов.

— Прочти, родимый! — отвечали рыбаки.

И Миша, волнуясь и бледнея, читал:

Когда по глубине неверной К неведомым брегам пловец Спешит по дальности безмерной; И не является конец; Прилежно смотрит птиц полеты, В воде и в воздухе приметы.

Когда в конце августа Миша вернулся домой с промыслов, он бросился на шею матери. Марья Васильевна, смеясь, обнимала его, удивлялась его росту и силе.

— В дядюшку ты пошёл, в Михаилу Васильевича, — говорила она: — такой же статный и высокий.

Но Мишу матушкин смех не обманул. Он видел, как она похудела, и заметил, что тайная забота её не оставила.

Через несколько дней Марья Васильевна сказала ему:

— Едем, Мишенька, на Куростров, с Шубными прощаться.

— Как же прощаться? — спросил Миша. — А ты не ошиблась, маменька? Ведь я только что приехал. Значит, здороваться?

— Ах, сынок, вижу я — ты совсем уж большой стал, если смеешь задавать матери вопросы, — ответила Марья Васильевна.

И Миша смущённо замолчал.

Когда они сели в лодку, Миша попросил:

— Маменька, зачем тебе грести? Я теперь здорово выучился, меня весельщики обучили.

Но мать ответила:

— Не такой ты ещё большой, чтоб я тебе лодку доверила.

У Шубных их встретили радостно. Все были дома. И старик Фома Иванович с внуком Андрейкой и племянник Фомы Ивановича, Иван Афанасьевич Шубный, с вдовой-матерью Евфимией, с сыновьями, с замужней дочкой.

Тотчас начали накрывать большой стол.

— Ой, гости дорогие, чем мне вас угощать? — приговаривала бабушка Евфимия, в то время как дочь, невестка и племянница бегали взад и вперёд, неся блюда, миски и кувшины. — Не чаяла я, что сегодня вас увижу. Недаром кошка всё утро умывалась и хвост у ней на юг указывал. Куда хвост, оттуда и гость. Надо бы мне, глупой старухе, тут же, с утра, тесто поставить, пирогов напечь.

А между тем стол был уже накрыт и заставлен обильной едой. На самой середине стояла диковинная, резная из кости солоница, которую выточил Федот Иванович Шубный, младший сын Ивана Афанасьевича, когда ещё был дома. Теперь он уже несколько лет жил в Петербурге.

— А мы хотим по первому снегу послать Мишеньку в Петербург, в ученье, — сказала Марья Васильевна.

Миша в углу горницы хвастался перед Андрейкой своей силой. Услышав матушкины слова, он ахнул так громко, что все обернулись. Не обращая ни на кого внимания, он бросился к матери и схватился за её сарафан. Марья Васильевна погладила его по голове, но посмотрела строго. Он тотчас присмирел.

— В ученье? Это хорошо! — сказал Фома Иванович. — Превзойдёт там все науки.

— Он у нас уже учён! — похвасталась Марья Васильевна. — Чему могли, всему дома обучили, а дальше и сами не знаем. Уж мы его к дьячку посылали. Походил месяц, а потом дьячок пришёл, говорит — мне его обучать нечему. В Холмогоры в школу отдать бы его, да туда не примут. Все знают: не поповский он сын, а крестьянский. Хоть и не барские мы, не крепостные, а государственные крестьяне, но всё ж в школу его не возьмут. Вот и приходится в Петербург отправлять. Там Михайло Васильевич обещался его всему обучить.

— Ни мы, ни деды наши в школы не ходили, — заговорила бабушка Евфимия. — Наукам не учены, а живём хорошо, богато. Рыбой, солью промышляем, корабли водим, жемчуга добываем. Чего лучше? А псалтырь читать без школы обучится.

Марья Васильевна не посмела спорить с почтенной старухой, только вздохнула и сказала:

— А он у нас уже читает псалтырь, и писать может, и стихи знает наизусть.

— Стихи знает? Это хорошо, — сказал Фома Иванович. — А скажи, скажи стишок! Да погромче, да поотчётливей, — пусть и бабушка Евфимия послушает, а то она у нас глуховата стала.

И сам, приложив руку к уху, подвинулся поближе.

Миша растерянно посмотрел на мать, но она шепнула ему:

Миша, смущённый, вышел на середину избы, обдёрнул рубашку и, крепко держась руками за поясок, медленно начал:

Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха.

Тут он запнулся, набрал дыханье и скороговоркой закончил:

Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.

— Это Михайла Васильевича Ломоносова! — важно ответил Миша и пояснил: — Дяденьки Михайла Васильевича сочинение.

— А я твоего дядюшку Михайла Васильевича грамоте обучал, — заговорил Иван Афанасьевич. — Сам-то я с малолетства писать умел, крупно да старательно. Меня иной раз и взрослые мужики звали вместо них в бумагах расписываться. А Михайло Васильевич с отцом на море ходил много раз, уж велик подрос, а грамоты не знал. Но когда захотел обучиться, то обучился у меня в короткое время совершенно. Охоч был книги читать и притом имел у себя природную глубокую память.

— Глубокую память? Это хорошо, — заговорил Фома Иванович. — А у меня память с чего-то плоха стала: что вчера было или в прошлом году, того я совсем помнить не стал. И какой сейчас год пошёл, и того не помню.

— Год сейчас тысяча семьсот шестьдесят четвёртый, — сказал Иван Афанасьевич, — а месяц кончается август.

— Месяц-то я знаю, — перебил Фома Иванович, — нечего над дядей подшучивать! А годы считать я и вправду забыл. Уж очень много их прожил. Вот что раньше было, то я всё хорошо помню. Помню, как Михайло Васильевич из отцова дома ушёл в Москву. Я ему сам в том помог.

— Расскажи, пожалуйста, Фома Иванович, — попросила Марья Васильевна. — Пусть детки послушают.

— Расскажи, дядюшка, — сказал Иван Афанасьевич. — Про Михайла Васильевича Ломоносова всем послушать полезно.

И старик начал свой рассказ.

— Твой дедушка, Мишенька, а наш сосед — Василий Дорофеевич Ломоносов, — начал Фома Иванович свой рассказ, — был к сиротам милостив, а с соседями обходителен, только грамоте не учён. Как умерла его жена, Михайла Васильевича матушка, он вторично женился. А как та жена тоже вскоре померла, то женился он на третьей, на Ирине Семёновне, твоей бабушке. Всем бы хороша была Ирина Семёновна, но невзлюбила она Михайла Васильевича. Не по нраву ей пришлось, что он ученью больше был предан, чем хозяйству, что за книгами сидит, а в дому от этого занятия прибыли не видать. И теперь из женского полу многие так считают, а в те времена и подавно, и винить её не приходится.

Упражнение 122. Прочитайте приведённые ниже школьные сочинения. Соответствует ли содержание сочинений их заголовку? Обоснуйте ответ.

На рыбалке В воскресенье я с ребятами пошёл на рыбалку. Мы пошли в пять часов утра. Когда мы шли к остановке, было очень темно, мы долго ждали автобус. Наконец автобус приехал. Мы сели и поехали на речку. Когда приехали на речку, уже светало. Мы, положив удочки, стали закидывать. У Саши клюнула рыба. Он подсек её и вытащил на берег. Это был большой карп. И так мы поймали около пяти килограммов. Домой возвращались усталые, но довольные своим уловом.

Один из дней моих летних каникул На каникулах я с мамой ездили в Брест. В Бресте я была в музее, там я видела пушку, фотографии. На улице возле музея мы видели развалины домов. На камнях были написаны имена бойцов. Ещё я видела Вечный огонь. Как входить в Брестскую крепость, были подвалы, они были закрыты решётками, а на этих решётках были привязаны красные галстуки пионеров из разных городов. Ещё я видела памятник: солдат хотел набрать воды в каску, но его убили немцы. Мне эта поездка запомнилась навсегда.

Упражнение 124. Прочитайте школьные сочинения, приведённые в упр. 122. Попытайтесь проанализировать эти речевые произведения по тому же плану, что дан в упр. 123.

Упражнение 125. Прочитайте школьное сочинение. Проанализируйте это речевое произведение с точки зрения требований, предъявляемых к тексту. Найдите речевые ошибки и квалифицируйте их тип.

Живучая память Родился я в том краю, где, благодаря его красоте, жил Левитан. Село было, в сущности, дворов двадцать–двадцать один. Но мы жили с краю. Разлилась река, а перебраться – ни сном, ни духом. Иду по берегу, и радостно так: гляжу на ту сторону, а потуда двое девушек, и смеются: раньше вброд переходили, курице, как говорится, по колено. Да, память осталась весьма впечатлительная. Но тот период времени давно уж канул, а новый не наступил. Все мы, как говорится, из детства вышли. Бывает, и забыл уж, да тут тебя память и настигнула. И получается острая необходимость поехать, посмотреть, подумать. А то получается: жил, жил, и всё коту под хвост – где корни, где моральный аспект?

С внешней стороны Касаткин казался самым обыкновенным молодым блестящим гвардейцем, делающим карьеру, но внутри его сложная и напряжённая работа. Работа с самого его детства шла, по-видимому, самая разнообразная, но в сущности всё одна и та же, состоящая в том, чтобы во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей. Было ли это ученье, науки, он брался за них и работал до тех пор, пока его хвалили и ставили в пример другим. Добившись одного, он брался за другое. Так он добился первого места по наукам, так он, ещё будучи в корпусе, заметив раз за собой неловкость в разговоре по-французски, добился до того, чтобы овладеть французским, как русским; так он потом, занявшись шахматами, добился того, что, ещё будучи в корпусе, стал отлично играть.
Кроме общего призвания жизни, которое состояло в служении царю и отечеству, у него всегда была поставлена какая-нибудь цель, и, как бы ничтожна она ни была, он отдавался ей весь и жил только для неё до тех пор, пока не достигал её. Но как только он достигал назначенной цели, так другая тотчас же вырастала в его сознании и сменяла прежнюю. Это-то стремление отличиться и, для того чтобы отличиться, достигнуть поставленной цели, наполняло его жизнь. Так, при выходе в офицеры, он задался целью наивозможнейшего совершенства в знании службы и очень скоро стал образцовым офицером, хотя и опять с тем недостатком неудержимой вспыльчивости, которая и на службе вовлекала его в дурные и вредные для успеха поступки. Потом, почувствовав раз в светском разговоре свой недостаток общего образования, задался мыслью пополнить его и засел за книги, и добился того, чего хотел. Потом он задался мыслью достигнуть блестящего положения в высшем светском обществе, выучился отлично танцевать и очень скоро достиг того, что был зван на все великосветские балы и на некоторые вечера. Но это его положение не удовлетворяло его. Он привык быть первым, а в этом деле он далеко не был им.

Разбор упражнений

Упражнение 121

Упражнение 122

​​​​​​​Четыре способа реагировать на трудности и испытания – а как поведешь себя ты?

Все вещи в мире созданы с определенной целью. Рай создан для наслаждения им, Ад – для наказания, а земная жизнь дается человеку для испытания и проверки.

В Коране говорится:

وَمَا أَرْسَلْنَا فِي قَرْيَةٍ مِّن نَّبِيٍّ إِلاَّ أَخَذْنَا أَهْلَهَا بِالْبَأْسَاء وَالضَّرَّاء لَعَلَّهُمْ يَضَّرَّعُونَ

Только во время трудностей и страданий можно понять, каков человек на самом деле и какова его истинная сущность. Мы можем сколько угодно предполагать, что хорошо знаем своего друга или родственника, но только жизненные проблемы показывают нам, кто в самом деле находится перед нами. И даже самих себя мы до конца не можем узнать, пока мы не поймем, как мы поведем себя в той или иной сложной ситуации.

Сколько раз бывало, что человек, которого мы считали великодушным, храбрым и мудрым, оказывается жалким, эгоистичным и трусливым скрягой. И наоборот, сколько раз мы поражались поведению людей, которые были не особенно заметными и выдающимися в обычное время, но во время испытаний они проявляли, поистине, безграничную щедрость, стойкость и мужество.

Однако, не все люди умеют сделать правильные выводы из невзгод и трудностей. Наиболее разумные люди обращаются к Всевышнему в такой момент и пересматривают свое поведение, но люди глупые и ограниченные так и продолжают жить, полностью погрузившись в заботы этого мира, не думая о вечности. Это действительно захватывающее наблюдение, особенно актуальное в свете нынешней глобальной пандемии, которая не избавила практически ни одну семью от своих тисков.

В целом, есть четыре различные категории людей, которые ведут себя по-разному в периоды легкости и трудностей. К какой из четырех относимся мы? Давайте проверим себя по следующим параметрам.

1. Первая категория: те, кто обращается к Всевышнему во времена легкости, но забывает о Нем во времена трудностей.

О них сказано так:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَعْبُدُ اللَّهَ عَلَى حَرْفٍ فَإِنْ أَصَابَهُ خَيْرٌ اطْمَأَنَّ بِهِ وَإِنْ أَصَابَتْهُ فِتْنَةٌ انقَلَبَ عَلَى وَجْهِهِ خَسِرَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةَ ذَلِكَ هُوَ الْخُسْرَانُ الْمُبِينُ

Передается, что некий человек пришел к Пророку (мир ему и благословение) и сказал ему:

— Попроси своего Господа дать мне богатство, верблюдов, лошадей и детей, чтобы я уверовал в тебя.

Пророк (мир ему и благословение) сделал это, и Аллах удовлетворил его просьбы, после чего он принял ислам. Однако Аллах захотел испытать его. Эти благословения вскоре были отняты у него, и поэтому он оставил ислам. Затем был ниспослан вышеприведенный аят (Тафсир аль-Куртуби).

Ибн Аббас (да будет доволен им Всевышний) рассказывает:

Таких людей на самом деле очень много. К примеру, это те люди, которые остаются верным своему супругу или супруге, пока они удовлетворяют их потребности — пока муж богат, а жена красива и молода. Как только что-то случается с бизнесом их мужа или с внешностью их жены, они тут же без колебания оставляют их и идут искать другого, более подходящего партнера.

Религиозность этой категории людей имеет определенные условия: они твердо придерживаются ислама до тех пор, пока живут относительно безболезненной жизнью. Любые препятствия на этом пути заставляют их отказаться от религии (или, по крайней мере, от многих ее частей) в кратчайшие сроки.

2. Вторая категория людей, которые ведут себя противоположным образом: они забывают о Всевышнем, когда все хорошо, а вспоминают только во время трудностей.

وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَنْ لَمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَسَّهُ

وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنْسَانِ أَعْرَضَ وَنَأَى بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ فَذُو دُعَاءٍ عَرِيضٍ

И таких людей нам всем приходилось видеть. Именно они осаждают имамов и муфтиев вопросами: какие дуа читать, если болеют дети, если проблемы в бизнесе, если никак не получается вступить в брак, чтобы удачно сдать экзамены и тому подобное. Они самые активные прихожане мечетей, пока у них в семье, на работе или в учебном заведении что-то идет не так, но как только тучи рассеиваются, проблемы разрешаются, их как будто след простыл. Теперь можно опять вернуться к обычной жизни — выпивать с приятелями, посещать вечеринки и дискотеки, смотреть сериалы, в религии больше нет надобности.

Им почему-то не приходит в голову поблагодарить своего Создателя за предоставленные им блага – для них это само собой разумеющиеся вещи. Самый известный пример такого рода - фараон Египта, который всю жизнь притеснял свой народ и призывал к обожествлению самого себя. В час нужды, когда он тонул, он, наконец, в отчаянии обратился ко Всевышнему, говоря:

آمَنْتُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ

Но как мы знаем, было уже поздно, и его раскаяние не было принято.

Аллах не наказывает человека за первый промах. Шансы даются, напоминания посылаются, грехи прощаются, и наказание по милости Всевышнего многократно откладывается.

Передается, что однажды перед халифом Умаром (да будет доволен им Всевышний) поставили вора, и халиф приговорил его к отсечению руки. Желая спастись от наказания, вор закричал:

— Горе мне! Это была моя первая кража!

На что Умар ответил:

Если у вас в семье все здоровы, ваши дела идут успешно, и проблемы вас не касаются, поймите правильно этот намек. Отдалитесь от этой второй категории людей и будьте среди тех, кто прославляет Аллаха во всех обстоятельствах, а не только тогда, когда вы теряете голову от горя, не зная, к кому обращаться за помощью.

3. Третья категория людей – самая худшая. Они отворачиваются от Всевышнего как в хорошие, так и в трудные времена.

Говоря об этой группе - худшей из четырех, Всевышний сказал:

وَإِذَا أَنْعَمْنَا عَلَى الْإِنْسَانِ أَعْرَضَ وَنَأَى بِجَانِبِهِ وَإِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ كَانَ يَئُوسًا

إِنَّ الْإِنْسَانَ خُلِقَ هَلُوعًا (19) إِذَا مَسَّهُ الشَّرُّ جَزُوعًا (20) وَإِذَا مَسَّهُ الْخَيْرُ مَنُوعًا

Независимо от того, каким путем идут эти люди, ничто не может зажечь огонь веры в их сердце. Их уши, глаза и сердца крепко запечатаны.

Это точное описание того, что представляет собой эта третья категория людей: слепые во времена легкостей и беспечные во времена трудностей.

4. Четвертая категория – это самые лучшие люди, которые обращаются ко Всевышнему в любое время - и когда им хорошо, и когда им плохо.

Именно про таких людей говорится в хадисе:

Возьмем, к примеру, пророка Сулеймана (мир ему). Видя силу, которой наделил его Аллах, когда джинны соревновались в том, чтобы служить ему и доставлять ему троны царей с континента на континент, пророк Сулейман провозгласил:

هَذَا مِنْ فَضْلِ رَبِّي لِيَبْلُوَنِي أَأَشْكُرُ أَمْ أَكْفُرُ

Подобные люди полностью осознают, что величайшим гарантом благословений является благодарность.

Вот почему пророк Сулейман был чрезвычайно благодарен Аллаху при воспоминании о каком-либо благословении, зная, что это является гарантией продолжения таких благословений. В один из таких дней он обнаружил, что он настолько одарен, что даже способен слышать и понимать язык муравьев, поэтому он воскликнул:

رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَى وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحًا تَرْضَاهُ وَأَدْخِلْنِي بِرَحْمَتِكَ فِي عِبَادِكَ الصَّالِحِينَ

Коран приводит нам два примера людей, которые испытали бедствие на море. Первый — это фараон Египта, а второй — пророк Юнус (мир ему). Оба одинаково страдали и оба молили одного и того же Бога о помощи. Однако результаты их молитвы были диаметрально противоположными: один утонул, а другой был спасен. Причина проста: во времена легкости они были двумя совершенно разными людьми.

Дуа фараона было отвергнуто, и Аллах сказал ему:

С другой стороны, на дуа пророка Юнуса был дан ответ, и Аллах сказал:

Пророк Юнус был праведным, кающимся и богобоязненным, поэтому, когда для него наступили бедствия, они быстро закончились. Именно о нем было сказано:

فَلَوْلَا أَنَّهُ كَانَ مِنَ الْمُسَبِّحِينَ (143) لَلَبِثَ فِي بَطْنِهِ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ

Таким образом, эта четвертая категория людей отказывается позволить бедствиям — будь то нынешняя пандемия или что-то еще — отвлечь их от приближения к довольству Аллаха путем регулярного совершения намаза и раскаяния. Во время трудностей они проявляют терпение, а в легкости и изобилии – благодарность, вдохновленные примером пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который сказал:

Они следуют наставлению Пророка (мир ему и благословение):

Читайте также: