Разрешено ли многоженство в казахстане

Обновлено: 18.09.2024

Статус светского государства

Запад нас не поймет

Мол, примем закон о многоженстве, и Запад сразу же отвернется от Казахстана. Очень сомнительный довод, считает блогер. Вряд ли из-за этого западные партнеры буду обрывать связи с нами, потому как здесь главную роль играет выгода от сотрудничества, а не форма брака в стране-партнере.
Возможно, наш авторитет слегка и упадет. Но на кого мы ровняемся? У них однополые браки и легальная проституция - это норма, а если у нас многоженство легализовано, то мы - дикари и пережитки феодализма.
Хотя, между прочим, вопрос многоженства поднимался и в США, и в Китае. Туркмения, например, сегодня одна из стран СНГ, где такие браки легализованы.

Нарушение прав женщин

Возможно, многих феминисток легализация многоженства и не обрадует, потому как такая форма нарушает женские права. Но какие права? Ведь никто не станет загонять женщин насильно в такие браки.
Например, в самой Саудовской Аравии муж не может завести вторую жену без согласия первой. Более того, на Востоке промусульманские политики и общественные деятели продвигают идею о том, что мусульманские женщины чаще всего сами изъявляют желание быть в полигамном браке или, по крайней мере, не имеют ничего против этого.
Хотя, конечно, кто-то из женщин не пожелает разделять своего мужчину с другой женщиной и это может стать причиной ссор между женами.
Нурмаков предлагает подумать, что, если мужчина будет обязан по закону обеспечить каждую жену отдельным хозяйством, жилплощадью и супруги нигде не будут пересекаться, кроме как на совместных фотографиях дня рождения общего мужа, то, мне кажется, такая проблема сойдет на нет спустя некоторое время.
Часто феминистки твердят, что если есть многоженство, то почему бы не легализовать многомужество. Да, пожалуйста! Только вот, как полагает блогер, многие женщины сами не будут рады такому балансу прав.
Просто потому, что в нашей стране женщин, спящих с несколькими мужчинами, именуют не очень-то и лестно. А к мужчине, имеющему несколько половых партнерш, относятся более-менее спокойно. Да и прецедентов многомужеству в нашей, пока еще патриархальной стране, не было.
Однако, всегда есть риск того, что некоторые мужчины начнут использовать количество жен как статусный маркер своего положения в обществе. Это возможно, но когда женщина, хоть и одна, не играла такой роли.
Затем Нурмаков предлагает порассуждать, почему бы все-таки стоит легализовать многоженство в нашей стране.

Демография

Права токалок, или Защита материнства и социальные гарантии

О многоженстве спорить можно долго и нудно. Это в какой-то степени гендерный спор, а такие, зачастую, не утихают долгое время. Но подумайте вот над чем: в эпоху безнравственности, однополых, гражданских и гостевых браков, неполноценных семей, безбрачия, внебрачных отношений называть многоженство аморальностью или пережитком феодализма – это, как минимум, лицемерно.
Конечно, если будем легализовать такие браки, надо будет учесть все острые моменты. Ввести, например, минимальный доход, при котором мужчина сможет завести вторую, третью и последующую жену. Обязать мужчину получать согласие жен, заставить обеспечивать их отдельными квартирами и удовлетворять другие важные условия.
Вот тогда, когда будет составлен нормальный, адекватный закон о многоженстве, почему бы в качестве эксперимента на временных условиях не легализовать этот вид брака.


Блогер Адильбек Нурмаков изложил свои мысли по поводу многоженства в посте на странице Modern Kazakh в Yvision.

Он отметил, что, как гласит Конституция, Казахстан – правовое, светское государство. Поэтому ни о какой государственной религии или религиозной партии в правительстве не может идти и речи.

Он отмечает, что этого довода уже вроде бы должно быть достаточно, чтобы закрыть тему многоженства. Мы же стремимся войти в тридцатку самых развитых стран к 2050 году и достигнуть уровня западного развития, а эти рассуждения нас в феодализм тянут.

При этом Нурмаков задался вопросом, что, если свобода уже не радует, а желание быть женой достойного и надежного мужчины, способного прокормить свою семью, не пропало.

Поскольку таких мужчин сегодня очень мало, блогер решил, разобрать эту спорную тему и попытаться привести аргументы, говорящие, почему бы сейчас стоило легализовать многоженство в Казахстане.

Начал он с контраргументов.

Статус светского государства

Определения в данном кодексе говорят, что брак – это союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи и рождения детей. Здесь я полностью согласен: для чего же создавать семью, если потом не иметь детей. Но вот загвоздка — там не указано точное количество супругов. То есть, предела нет.

Но в то же время в законодательстве прямо указано, что человек не может жениться, если уже является женатым. Значит, многоженство остается в двойственном положении, согласно нашим законам.

Законопроект о многоженстве внес бы конкретику в этот вопрос, но такой правовой нормы в Казахстане не существует. А то, что не запрещено, то де-факто разрешено. И мы это видим на примерах из реальной жизни: в стране нет ни запрета, ни какого-либо наказания за многоженство.

Запад нас не поймет

Мол, примем закон о многоженстве, и Запад сразу же отвернется от Казахстана. Очень сомнительный довод, считает блогер. Вряд ли из-за этого западные партнеры буду обрывать связи с нами, потому как здесь главную роль играет выгода от сотрудничества, а не форма брака в стране-партнере.

Возможно, наш авторитет слегка и упадет. Но на кого мы ровняемся? У них однополые браки и легальная проституция — это норма, а если у нас многоженство легализовано, то мы — дикари и пережитки феодализма.

Хотя, между прочим, вопрос многоженства поднимался и в США, и в Китае. Туркмения, например, сегодня одна из стран СНГ, где такие браки легализованы.

Нарушение прав женщин

Возможно, многих феминисток легализация многоженства и не обрадует, потому как такая форма нарушает женские права. Но какие права? Ведь никто не станет загонять женщин насильно в такие браки.

Например, в самой Саудовской Аравии муж не может завести вторую жену без согласия первой. Более того, на Востоке промусульманские политики и общественные деятели продвигают идею о том, что мусульманские женщины чаще всего сами изъявляют желание быть в полигамном браке или, по крайней мере, не имеют ничего против этого.

Хотя, конечно, кто-то из женщин не пожелает разделять своего мужчину с другой женщиной и это может стать причиной ссор между женами.

Нурмаков предлагает подумать, что, если мужчина будет обязан по закону обеспечить каждую жену отдельным хозяйством, жилплощадью и супруги нигде не будут пересекаться, кроме как на совместных фотографиях дня рождения общего мужа, то, мне кажется, такая проблема сойдет на нет спустя некоторое время.

Часто феминистки твердят, что если есть многоженство, то почему бы не легализовать многомужество. Да, пожалуйста! Только вот, как полагает блогер, многие женщины сами не будут рады такому балансу прав.

Просто потому, что в нашей стране женщин, спящих с несколькими мужчинами, именуют не очень-то и лестно. А к мужчине, имеющему несколько половых партнерш, относятся более-менее спокойно. Да и прецедентов многомужеству в нашей, пока еще патриархальной стране, не было.

Однако, всегда есть риск того, что некоторые мужчины начнут использовать количество жен как статусный маркер своего положения в обществе. Это возможно, но когда женщина, хоть и одна, не играла такой роли.

Затем Нурмаков предлагает порассуждать, почему бы все-таки стоит легализовать многоженство в нашей стране.

Демография

А сколько у нас в стране одиноких девушек и женщин того же возраста, которые не заводят семью из-за отсутствия достойных кандидатур. Сколько неполноценных семей, где женщины воспитывают детей одни. Статистика гласит, что каждый пятый ребенок в Казахстане растет в неполноценной семье.

Многоженство могло бы отчасти решить эту проблему. Лучше такой отец, чем его полное отсутствие. А ведь нам нужны крепкие самодостачные семьи, которые смогут улучшить нашу демографическую ситуацию. Как ни крути, а 17 млн очень мало на такую территорию, чтобы защищать ее и уверенно развиваться в мировом пространстве.

Права токалок, или Защита материнства и социальные гарантии
Знаете, многие женщины уже разочаровались найти того самого, единственного, желанного, подходящего если не по всем, то хотя бы по многим критериям. И вместо того, чтобы жить и делить одной какого-нибудь пьяницу или безработного, они идут на отчаянный шаг – заводят отношения с надежными, обеспеченными женатыми мужчинами. Те, как правило, начинают спонсировать своих новоиспеченных любовниц, конечно же, в тайне от жены.

Вывод

О многоженстве спорить можно долго и нудно. Это в какой-то степени гендерный спор, а такие, зачастую, не утихают долгое время. Но подумайте вот над чем: в эпоху безнравственности, однополых, гражданских и гостевых браков, неполноценных семей, безбрачия, внебрачных отношений называть многоженство аморальностью или пережитком феодализма – это, как минимум, лицемерно.

Конечно, если будем легализовать такие браки, надо будет учесть все острые моменты. Ввести, например, минимальный доход, при котором мужчина сможет завести вторую, третью и последующую жену. Обязать мужчину получать согласие жен, заставить обеспечивать их отдельными квартирами и удовлетворять другие важные условия.

Вот тогда, когда будет составлен нормальный, адекватный закон о многоженстве, почему бы в качестве эксперимента на временных условиях не легализовать этот вид брака.

Стоит ли законодательно разрешить многоженство? Социолог считает, что это вполне приемлемо. Но с такой позицией категорически не согласны адвокаты.

В этой статье отражены мнения женщин и мужчин.

Мы стремимся в развитые страны!

Адвокат Гульнара Жуаспаева напомнила:

– По Конституции у нас демократическое государство! А институт многоженства противоречит демократическим принципам.

Мы же не мусульманское древнее государство, где иметь токал разрешается официально. Мы стремимся в 30-ку развитых стран. Вообще, я считаю, это противоречит курсу развития нашей страны.

– Все апеллируют к традициям времен Чингисхана…

– Понятно, но мы же не назад возвращаемся в древний мир! Мы стремимся в число развитых стран.

– И вы полагаете, статус токал как законной жены этому помешает?

— Конечно. Это же не демократично. Наверное, это лоббируют наши агашки, которым деньги девать некуда. Если бы мой супруг выступил с такой инициативой, я была бы категорически против. И вообще,у нас 90 процентов мужчин не могут даже одну жену содержать,не то что две. Знаете, сколько наших женщин не могут получить даже нормальные алименты и в результате добиваются выплаты минимальных 3-4 тысяч тенге. Это же издевательство!

Семья – прежде всего

Точку зрения Жуаспаевой полностью разделяет Абдримжан Заипов. Член Алматинской городской коллегии адвокатов столь же категорически против.

– Извечная тема наших мужчин, – рассмеялся адвокат. — Я тоже против, — добавил он уже серьезно.

– Что касается прежде всего семьи — это фундаментальность нашего общества.

Поэтому я приемлю только союз одного мужчины и одной женщины

И я сужу об этом не только по своей семье. Для меня многоженство – это отсутствие внимания не супруга, а именно отца к своим детям.

Следовательно, есть большая вероятность, что без этого внимания дети будут расти с определенными комплексами. А в последующем это обязательно нарушит их психологические устои по отношению к своей модели семьи. В этом ничего хорошего нет,— пояснил он.

Материальная сторона медали

– Есть и финансовая составляющая этого вопроса.

К созданию семьи, на мой взгляд, необходимо подходить абсолютно обдуманно. Как показывают наша статистика и практика, в Казахстане распадается около одной трети браков.

– А если допустить, что финансовое положение мужчины позволяет иметь вторую жену?

– Даже если он может себе позволить это в финансовом плане, мы снова возвращаемся к моральным устоям. И в данном вопросе это главное.

Я не буду говорить о непрозрачности нашей экономики и о том, как жены бегают потом за своими мужчинами в поисках достойного содержания хотя бы ребенка, не говоря уж о самой женщине, родившей много детей. Это другая сторона.

Равноправие перед законом

Что касается юридической составляющей многоженства, здесь, по словам Заипова, не все так просто.

– Казахстан – демократическое и светское государство. Основные базовые принципы и права человека – это равноправие перед законом.

Если мы представим закон о многоженстве, в таком случае в условиях равноправия сторон мы должны ставить и вопрос о многомужестве.

Многоженство в Казахстане: преимущества и недостатки средневековой традиции

Все попытки узаконить многоженство в Казахстане до сих пор наталкиваются на непримиримую позицию женской части казахстанского парламента. Между тем большая часть жительниц республики, как свидетельствуют соцопросы, скорее готовы стать второй или даже третьей женой состоятельного мужчины, чем вступать в гражданский брак или самой содержать мужа. И это не единственный средневековый обычай, который приобретает популярность в современном Казахстане

35-летняя Айганым выросла в сельской глубинке и воспитывалась в казахских традициях. Она готова стать 2-й или 3-й женой у состоятельного мужчины. Только в этом случае она сможет купить квартиру и приобрести, наконец, долгожданную машину. Родные, говорит Айганым, смогут ее понять и смириться с ее статусом – младшей жены (по-казахски – токал). Гражданский брак не для нее. Он не дает гарантий. А официальное замужество может стать обузой для женщины, которая из жалости и любви вынуждена сама содержать всю семью.

"Мне уже 35. Хочу замуж, родить детей. Но вот достойного жениха найти не могу. В этом возрасте хорошие парни уже женаты. За мной ухаживает состоятельный мужчина в возрасте. И если он мне предложит стать токал с разрешения, конечно же, его первой жены, я соглашусь. Его дочери уже взрослые, сына у него нет. А я ему рожу наследника. Ради сына он готов все сделать для меня. Чем не вариант", - рассказала Айганым.

В Казахстане много хороших невест, но мало достойных женихов. По мнению специалистов, именно эта проблема стала причиной того, что в стране снова заговорили о таком явлении, как многоженство. Кроме того, усугубляет ситуацию и высокая смертность среди мужчин. Впрочем, эксперты уверены, что многоженство для цивилизованного общества в ситуации с острой нехваткой мужского населения - не панацея. По словам известного ученого-демографа Макаша Татимова, именно за гражданскими браками решение проблемы:

"Для мужчины многоженство – очень тяжело. Юридическая, материальная ответственность. И не все на это пойдут. Вот богатые, состоятельные могут пойти. Новая цивилизованная форма – это гражданский брак. Иногда бывает, что гражданский брак намного плодовитее, крепче, чем официальный брак".

Инициатива депутатов-мужчин - это политика двойных стандартов, считает председатель правления "Лиги женщин творческой инициативы" Асия Хайрулина:

"Сами они, точно знаю, в жизни не отдадут своих дочерей во вторые и третьи жены. Уж наши парламентарии сделают все, чтобы жена или дочка была самой счастливой женой, единственной, была королевой. А так, говорить можно о чем угодно. Но если мы движемся в сторону цивилизованного государства, которое все уважает международные нормы и законы, то о многоженстве речи не должно быть. Потому что это будет прямое нарушение прав не просто мужчины и женщины. Это будет касаться будущих детей".

Между тем многоженство не единственный средневековый обычай, который сегодня становится популярным в Казахстане. В стране вновь начали красть невест. Правда, по большей части этот обычай носит символический характер – только по согласию невесты и по финансовой необходимости: украв девушку, жених может не платить условный калым, а сторона невесты – не играть свадьбу. Любой другой вариант вызывает в обществе единодушное осуждение.

Неудивительно, что недавняя видеозапись насильственного похищения невесты на юге Казахстана, выложенная в сети, вызвала серьезный общественный резонанс. Теперь активисты даже требуют ввести за такое похищение уголовное наказание. Автор же нашумевшего видео сообщил, что похищенная девушка осталась в доме жениха и сейчас воспитывает сына.

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram

Читайте также: