Разрешено ли в индии многоженство

Обновлено: 18.09.2024

Относительно дозволенности многоженства в Исламе существует единогласное мнение (иджма). Одним из очевидных доказательств является аят:

وَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تُقْسِطُوا فِي الْيَتَامَى فَانكِحُوا مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُكُمْ ذَلِكَ أَدْنَى أَلَّا تَعُولُوا

В этом аяте Аллах дозволяет мужчинам брать в жены единовременно вплоть до 4 жен, обусловливая это разрешение обязательностью соблюдения справедливости между ними.

Посланник Аллаха ﷺ говорил:

أتزوج النساء، فمن رغب عن سنتي فليس مني

تزوجوا الودود الولود فإني مكاثر بكم الأمم

Этот хадис также указывает на желательность многоженства, поскольку именно в этом случае удается завести большее количество детей.

От Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими передаются слова:

فإن خير هذه الأمة أكثرها نساء

Нам достоверно известно, что посланник Аллаха ﷺ, как и большинство сподвижников, имели по нескольку жен, что однозначно указывает на достоинство многоженства.

Но давайте вернемся к условию, которое поставил Аллах: беря в жены несколько жен, мужчина должен относиться справедливо к каждой из них!

Аллах говорит в Кур’ане:

وَلَن تَسْتَطِيعُوا أَن تَعْدِلُوا بَيْنَ النِّسَاءِ وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلَا تَمِيلُوا كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِن تُصْلِحُوا وَتَتَّقُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا

В этом аяте Аллах разъясняет, что сердцу не прикажешь, и как бы мужчина не старался, одну из своих жен он будет скорее всего любить больше. Однако, мужчина не должен выявлять это так, чтобы другие жены с очевидностью это поняли и почувствовали себя ненужными. Подобной ситуации допускать ни в коем случае нельзя!

Если мужчина чувствует, что не сможет должным образом соблюдать справедливость между несколькими женами как в финансовом аспекте, так и в плане отношений, то тогда ему не дозволено брать себе вторую жену, поскольку Аллах сделал условием для многоженства соблюдение справедливости между женами.

Хочется сделать братьям напоминание о том, что необходимо относиться к вопросу никях ответственно!

Прежде чем принять решение о том, брать ли себе ещё одну жену, внимательно проанализируйте текущую ситуацию: довольна ли ваша супруга семейной жизнью? Хватает ли ей внимания? Обеспечена ли она и дети всем необходимым?

Принимайте решение о женитьбе только если на все предыдущие вопросы вы искренне ответили сами себе утвердительно. Ведь если вашей супруге итак не хватает внимания или финансового обеспечения, то очевидно, что после ещё одной женитьбы, ситуация станет только сложнее.

Помимо этого, необходимо обратить внимание и на свои дела: хватает ли вам времени на выполнение своих обязательств перед Аллахом, а именно — на изучение и распространение Ислама?

Нельзя допускать, чтобы жены и дети стали единственным помыслом у мужчины так, что он не занимается ничем, кроме своих семейных вопросов. Именно о такой ситуации Аллах сказал в Кур’ане следующее:

وَاعْلَمُوا أَنَّمَا أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ وَأَنَّ اللَّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ مِنْ أَزْوَاجِكُمْ وَأَوْلَادِكُمْ عَدُوًّا لَّكُمْ فَاحْذَرُوهُمْ وَإِن تَعْفُوا وَتَصْفَحُوا وَتَغْفِرُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

Помните, что семья — это средство к достижению довольства Аллаха, а не самоцель. Поэтому принимайте только взвешенные и обдуманные решения!


Ассаляму аляйкум, дорогой читатель. Видя сегодняшнее отношение мусульман и немусульман к теме многоженства, мы решили немного раскрыть эту тему, привести доказательства на его дозволенность и разъяснить ситуации, когда оно бывает желательным, нежелательным или же запретным. А также рассказать о мудрости предписания многоженства.

Доказательство дозволенности многоженства в Исламе

Справедливость

Что же подразумевается под справедливостью, которая требуется в Священном Писании от мужчины, желающего жениться более чем на одной женщине? И в чем она должна проявляться?

• Равное обеспечение

• Предоставление отдельного жилья для жен

А также, муж не имеет права предоставить роскошный дом одной из жен, а другую поселить в старую хибарку.

• Справедливость в делении дней и ночей

Муж обязан одинаково делить дни и ночи, которые проводит со своими супругами, кроме случая, когда одна из жен дает разрешение, проводить у нее меньше времени, чем у другой. Имам Аш-Шафии сказал: “Сунна посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. Он должен быть справедливым и не имеет права ущемлять их в этом”. См. “Аль-Умм” 5/110.

Шариатские решения относительно многоженства

Положение многоженства в Исламе различается в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться больше чем на одной женщине. Иногда оно бывает желательным, порой нежелательным, а порой и запретным. Рассмотрим каждую из ситуаций более подробно.

• Если мужчина нуждается в двух супругах по причине того, что одна жена не оберегает его целомудрия, или его первая жена тяжело больна, бесплодна и так далее, а муж желает ребенка. Это при условии, что он предполагает, что сможет проявлять справедливость между ними. В таком случае, ему желательно женится на другой, как были женаты многие из сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, более чем на одной женщине.

• Если мужчина желает жениться на другой женщине без нужды, или же для увеличения почета в обществе или же для него это просто предмет роскоши, а при этом он еще и сомневается в том, что сможет проявлять справедливость между ними, то в этом случае многоженство является для него нежелательным. Как говорится в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Оставь то, что внушает тебе сомнения и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает” (Ат-Тирмизи, Ан-Насаи).

Мудрость предписания многоженства

Ислам дозволил многоженство, так как в этом есть большая мудрость и польза для людей, даже если это и не очевидно на первый взгляд. Рассмотрим эту мудрость через ситуации, которыми переполнена наша реальность. Мы увидим, как Шариат решает эти ситуации и как сегодняшнее мировое сообщество зачастую поступает в этих случаях.

• Оберегание мужчины от прелюбодеяния

Природное естество многих мужчин таково, что одна жена зачастую не может сохранить его целомудрие и поэтому они прибегают к супружеским изменам, что в свою очередь ведет к распространению венерических заболеваний, абортов и увеличению разводов, число которых, например, в России около 50% . Исходя из этого, возникает вопрос: что лучше? Запретить мужчине многоженство, и тем самым подтолкнуть его на удовлетворение своих потребностей запретным путем, либо дозволить ему женится еще на одной женщине?

• Защита женщины

На сегодняшний день мы наблюдаем такую статистику, что количество женщин в мире во многом превосходит количество мужчин. В США, к примеру, соотношение полов 1:4 в пользу женщин. В Советском Союзе это соотношение равнялось 1:5, в Йемене 1:6, а в некоторых округах Китая это соотношение доходит до 1:10, в части стран Африки 1:5. К тому же во всех странах смертность среди мужчин выше, чем среди женщин. Так что же лучше, чтоб все эти женщины оставались вдовами, сохраняли свою девственность до конца жизни, стали причиной внебрачных половых связей, на которые они идут зачастую в надежде на замужество, или же лучше будет разрешить им стать законными, пусть и не единственными, женами и находиться под опекой и обеспечением мужа?

• Потомство

• Сохранение народа от нечестия и болезней

Нет сомнений в том, что с запретом многоженства, в обществе появляется множество недугов, как физических, так и социальных. Это и распространение разврата, венерических заболеваний, увеличение количества абортов и рост числа беспризорных. Дозволенность же многоженства, способствует излечению общества от этих болезней.
То, что было упомянуто в этой статье это всего лишь малая часть из всех тех мудростей, явных и скрытых, которые содержатся в многоженстве.

Президент Ингушетии Руслан Аушев своим указом легализовал регистрацию многоженства: мужчина вправе иметь до 4-х законных жен. 9 из 10-ти жителей Ингушетии - мусульмане. Семейный кодекс Российской Федерации полигамию, точнее полигинию, многоженства не допускает. Коран допускает при определенных условиях. В ряде мусульманских стран - Турция, Тунис - многоженство прямо запрещено. В Египте и Сирии крайне затруднено. Легально многоженство не допускается в Азербайджане, Узбекистане, Туркмении, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане. В Чечне разрешено, но ей дела до российских законов нет. Как относиться к указу Аушева? Почти половина опрошенных россиян считает многоженство для мусульман допустимым, но мужчины говорят "да" в три раза чаще, чем женщины. Наш предстоящий разговор о многоженстве. Участвуют: Радий Фиш, Москва; Эльмира Ахундова, Баку; Джованни Бенси, Прага.

Легализовав многоженство в Ингушетии, Руслан Аушев пояснил, что поскольку в республике женщин много больше, чем мужчин, то они не могут устроить свою судьбу, а заниматься, как он выразился, "блудом", не каждая женщина хочет, кроме того, это категорически запрещает Коран. Замечу, что Коран не запрещает проведение референдума, а конституция Ингушетии его даже предусматривает. И вот теперь с вопросом к Радию Фишу, Москва: Радий Геннадиевич, вы - востоковед, тюрколог, так вот, в Турции многоженство запрещено с 26-го года, Турция просто приняла тогда швейцарский гражданский кодекс, но огромное большинство населения в Турции - это мусульмане. И вот вопрос: чем был вызван запрет многоженства?

Радий Фиш:

Запрещение многоженства в Турции было связано с реформами Ататюрка - руководителя турецкой республики и победителя в национально-освободительной войне против европейских держав. Ататюрк революционным путем в течении 10-ти лет провел целый ряд реформ, в том числе и гражданского кодекса. Было запрещено ношение одежды, запрещены дервишевские ордена, было предоставлено право голоса женщинам в 34-м году, на 12 лет раньше, чем во Франции и право выбирать и быть избранными. Таким образом, была ликвидирована и статья в Конституции, которая говорила о том, что государственной религией в Турции является ислам, и была отменена присяга президента и всех должностных лиц на Коране, была заменена гражданской присягой. Целый ряд реформ, в том числе и связанные с многоженством. Хотя старые пары и многоженцы, которые были до этого указа, они продолжали существовать легально. Это была попытка европеизации страны.

Лев Ройтман:

И на сегодняшний день, как в Турции решается реально проблема многоженства?

Радий Фиш:

Реально многоженство не существует легально, оно существует на практике, так же как во Франции, так же как в России, но оно не легализовано и никогда не может быть легализовано до сих пор. Те пары, которые, или тройки, или четверки, которые живут, и если они остались живы после 20-х годов, они продолжают в многоженстве жить, никакого многоженства официального в Турции не бывает.

Лев Ройтман:

Спасибо, радий Фиш. И Джованни Бенси, вы автор книг, автор статей об исламе многоженства, это ведь не абсолютное религиозное право мусульманина, есть ведь и в самом Коране достаточно жесткие ограничения и жесткие условия, при которых многоженство допускается?

Джованни Бенси:

Лев Ройтман:

Я хочу сказать, что в Тунисе именно этот стих был интерпретирован таким образом, что поскольку не возможно равное отношение ко всем женам, то следует многоженство запретить, и в конституции Туниса прямо написано - многоженство не допускается.

Джованни Бенси:

Лев Ройтман:

Кроме того, он должен всех обеспечивать, он должен обо всех заботится. И в Сирии пошли следующим путем: это не решение мужчины, что он может заботиться, он должен это доказать. И доказывает он это в суде, куда он обращается за разрешением на прибавку в женской части семейства, и сплошь и рядом в современных условиях он этого разрешения не получает. Таким образом, вроде бы и Коран соблюден, и в то же самое время страны эти отошли от средневековой практики, к которой возвращаются в Ингушетии сегодня, где, как мы понимаем, не может быть того уровня обеспечения каждой жены, которая имелась в виду пророком, и предполагалось, что каждая из них будет иметь отдельное жилище. Где вы сегодня в городской квартире обеспечите отдельное жилище для каждой жены? Но, тем не менее, многоженство допущено. И теперь с вопросом в Баку: Эльмира Ахундова, вы наш бакинский корреспондент, так вот в Азербайджане, где так же большинство населения мусульмане, несомненно проблема обсуждалась на официальном уровне, как она, впрочем, обсуждалась во всех мусульманских регионах России и во всех мусульманских республиках бывшего Советского Союза. Каково решение легальное в Азербайджане?

Эльмира Ахундова:

Лев Ройтман:

Спасибо, Эльмира Ахундова, Баку.

Радий Фиш:

Указ Аушева не прошел через референдум, это ясно, поэтому не опрошено все население. Но я думаю, что это обосновывается другим обстоятельством. Во-первых, адатом, обычным правом, существовавшем на Кавказе, внебрачная связь, даже освященная муллой, для чеченской женщины вообще позор и хуже позора смерть может быть, клановое общество там. А главное, Аушев обосновывает тем геноцидом, который провела российская армия против вайнахского народа, в том числе и чеченцев, и ингушей, которые входят в вайнахский народ, и заботой о детях-сиротах в том числе, и о невестах, которые не могут найти себе мужа. Это реальное обоснование. Мне кажется, в этом есть смысл, но только нужно провести, на мой взгляд, референдум было бы. Хотя в Турции это было сделано без референдума.

Лев Ройтман:

Спасибо, Радий Фиш. Теперь вновь с вопросом к Джованни Бенси: в чем смысл, в чем суть запрета для христиан состоять в полигамном браке?

Джованни Бенси:

Но это для многих может показаться любопытным или новым, но в христианстве такого запрета нет. Мы знаем, что многоженство существовало в разных формах у евреев в эпоху Ветхого завета, то есть в христианское время.

Лев Ройтман:

Простите, Джованни, для точности: до 10-го века, когда оно и теологически было признано непотребным, так сказать.

Джованни Бенси:

Но в Библии есть много примеров многоженства или наложничества и так далее. В христианстве, в Новом завете говорится, конечно, о разных условиях брака, заключения брака, совместной жизни мужчины и женщины, там есть много спорного, но там не сказано открыто, откровенно, четко, ясно, что жена должна быть только одна. Конечно, эта моногамная семья установилась у христиан главным образом на основе не еврейского наследия, библейского наследия, а на основе римского юридического наследия. В Риме, в Древнем Риме не допускалось многоженство по закону. Надо сказать и другое, что отношения принципиальные к женщине в исламе и в христианстве немножко иное, с точки зрения богословского. Потому что, согласно всей христианской традиции, первая женщина Ева была тем элементом, тем фактором, так сказать, который ввел в заблуждение, в грех Адама. Значит, сначала согрешила Ева, и она заставила согрешить Адама (история с запрещенным плодом). Но в исламе этого нет. Конечно, Мохаммед знал Библию, но знал, очевидно, не очень хорошо и знал тексты Нового завета, но, это тоже очень любопытно, видно из Корана, он знал прежде всего апокрифические тексты Нового завета, то есть те Евангелия, которые не признаются как канонические вселенской церковью. В исламе есть много библейских рассказов, которые там пересказываются каким-то образом, и Мохаммед или Аллах, согласно интерпретации мусульман, вводит какие-то изменения, что-то добавляет или что-то отнимает и так далее. И поэтому в рассказе о сотворении мира нет этого элемента. Есть элемент, что Адам и Ева согрешили, но согрешили вместе, там не сказано, что более виновата Ева или менее виноват Адам. В еврействе это тоже не играет очень большую роль, потому что вся эта история, этот рассказ о сотворении мира, который есть в начале Библии, в Книге Бытия, но потом во всем тексте Библии это практически забывается, не играет потом никакой определенной роли. И это христиане снова открыли этот элемент и превратили его в первородный грех: все грешат, все рождаются грешными, потому согрешили прародители. Но у Корана этого первородного греха нет, поэтому женщина и мужчина как будто бы, говорят апологеты ислама сегодня, женщина и мужчина более равны, чем в христианстве.

Лев Ройтман:

Но, простите, какое это имеет отношение к институту полигамии или к институту моногамии?

Джованни Бенси:

Но это имеет отношение к положению женщины и отношению к женщине как к вещи, так сказать. Есть в некоторых формах семейных отношений, что женщина считается второстепенной тварью. Вы знаете, что в посланиях апостола Павла, например, говорится: "пусть женщина молчит на собрании или в церкви".

Лев Ройтман:

Но, простите, Джованни, это по-прежнему не отвечает на мой вопрос, вы в чем-то и противоречите себе. В том случае, если женщина считается вещью, если она считается не вполне чистым существом, если она искусительница, почему в этом случае.

Джованни Бенси:

Я хочу привести здесь точку зрения мусульман, которые отрицают, что многоженство это унижение для женщины. Между тем, как в западной цивилизации, несмотря на эти отрицательные элементы, которые находятся в духовном наследии христиан, Западной Европы и так далее, на основе римского права, многоженство считается унижением для женщины. Это в римском праве унижение для женщины, поэтому мужчина и женщина равноправны. Но это наследие в христианстве - это наследие римского права, это не наследие Нового Завета.

Лев Ройтман:

Спасибо, Джованни Бенси. Ну что ж, будем читать, что Валентина Матвиенко, заместитель председателя Совета министров России стоит на позиции римского права, когда говорит, что решение президента Ингушетии Аушева является для нее, как для женщины, унизительным. Эльмира Ахундова, Баку: а как у вас обстоит дело реально? Юридическую сторону вопроса в Азербайджане вы осветили, а на практике?

Эльмира Ахундова:

Вы знаете, у жизни свои законы. Ни один, даже самый совершенный документ не может подсказать, что делать, если живут супруги хорошо, дружны, весьма довольны друг друг, но есть одно очень существенное "но": женщина не способна родить мужчине детей. А понимаете, для мусульманина не иметь наследника - это большая трагедия. И вот не так давно по азербайджанскому телевидению показали сюжет об одной азербайджанской семье, живущей в каком-то отдаленном горном районе, вот одна из таких бездетных женщин сама привела в дом за руку вторую жену. И сейчас, прошло уже много лет, они вдвоем воспитывают появившихся детей, и дети обоих женщин называют мама. Вообще в азербайджанской глубинке и больших городах нередки случаи, когда состоятельный мужчина заводит еще одну семью на стороне. Свои отношения со второй семьей он особенно не афиширует, однако о ее существовании знают и родные, и близкие, и часто сама законная жена. И вот я узнавала, в азербайджанском законодательстве еще сохранилась специальная статья Ѕ 130, по которой за двоеженство полагается до трех лет лишения свободы. Однако профессиональные юристы, с которыми я разговаривала, не могли припомнить ни одного подобного дела, которое дошло бы до суда. Дело в том, что азербайджанское общество достаточно терпимо относится к нарушителям семейных устоев. Лично я знаю по меньшей мере нескольких очень известных людей из мира литературы и искусства, которые долгие годы жили на две семьи, и там, и там имели детей, которых записали на свою фамилию. То есть у жизни свои законы.

Лев Ройтман:

Спасибо, Эльмира Ахундова. Но о законах в той же Ингушетии: в 93-м году была отменена уголовная ответственность за многоженство, эта уголовная ответственность предусматривалась действовавшим тогда Уголовным Кодексом Российской Федерации в разделе, который именовался "Преступления, составляющие пережитки местных обычаев". Там же был запрещен и калым, и умыкание невесты. Но в Российском уголовном законодательстве, в новом Уголовном Кодексе более вообще нет такого раздела и нет такой статьи, таким образом, ни двоеженство, ни многоженство более в уголовном порядке не преследуется. Ну что ж, законы это одно, а жизнь, как сказала Эльмира Ахундова, это другое, и не судите, да не судимы будете.

В данной теме мы разбираем вопрос о многоженстве в Иудаизме: все-таки, согласно законам Торы, многоженство разрешено или запрещено?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Предисловие [↑]

В Торе сказано об обязанности жениться. Но что говорит Тора о многоженстве?

Чтобы получить правильное представление об этой области, необходимо учесть, что на протяжении истории еврейского народа алахический подход к этому вопросу не оставался статичным, он изменялся. Кроме того, сефардские и ашкеназские общины также имеют различные традиции в этой области.

Давайте попробуем разобрать все по порядку.

Женитьба на нескольких женщинах во времена Талмуда [↑]

В Гемаре (Йевамот 65а) сказано: человек может иметь несколько жен при условии, что он может обеспечивать их всем необходимым. При этом в качестве доброго совета (Йевамот 44а) мудрецы рекомендуют не жениться более чем на четырех женщинах (таким образом, мужчина сможет обеспечить супружескую близость каждой жене, как минимум, раз в месяц).

Кроме того, в тех общинах, где установился обычай не жениться больше чем на одной женщине, запрещено брать еще одну жену, поскольку в этом случае считается, что при заключении брака супруги как бы условились, что женщина останется единственной женой (Нимукей Йосэф, Йевамот 14 б).

Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:9) приводит все вышеуказанные условия. При этом, если женщина готова выйти замуж даже без того, чтобы муж ее обеспечивал, или не возражает, чтобы муж взял еще одну жену, то нет запрета жениться на нескольких женщинах, даже в тех местах, где принято жениться только на одной женщине.

Все сказанное верно — до того момента, как был установлен херем (запрет) Рабейну Гершома жениться на нескольких женщинах, о чем см. ниже.

Херем Рабейну Гершома [↑]

Рабейну Гершом был одним из учеников Рабейну Хананэля и учителем учителя Раши. Он известен своими постановлениями, которые были приняты в большинстве ашкеназских общин. К этим постановлениям относится запрет разводиться с женой без ее согласия, читать чужие письма, а наиболее известное постановление — запрет жениться на нескольких женщинах.

Среди причин, побудивших Рабейну Гершома принять такое постановление, приводят: желание предотвратить возможные ссоры в семье, защитить права женщины в случае, если муж бросает жену и желает взять другую, не предоставив гет (разводное письмо) первой, тяжелое материальное положение, которое не позволяет обеспечивать достойным образом несколько жен и др.

Срок действия херема Рабейну Гершома [↑]

Некоторые ришоним (ранние комментаторы) утверждают, что Рабейну Гершом ограничил действие херема концом пятого тысячелетия (сейчас мы находимся в шестом тысячелетии — 5775 г. ), поскольку это была временная мера, необходимая в тех поколениях (респонс Маарика 101:4 от имени Рашба). И Шулхан Арух (Эвен а-Эзер 1:10) приводит это мнение.

Другие полагают, что херем остается в силе и сейчас (Маарам ми-Ротенбург и др. ). Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) устанавливает закон в соответствии с этим мнением.

Какие общины приняли данное постановление [↑]

Рамо (Эвен а-Эзер 1:10) говорит, что херем Рабейну Гершома был принят всеми общинами, кроме тех, о которых точно известно, что они не приняли. Поэтому большинство ашкеназских общин следуют этому постановлению.

Что касается сефардов, то большинство, сефардских алахических авторитетов считают, что постановление Рабейну Гершома не было принято сефардскими общинами (респонс Рашба 3:446, Кнесет а-Гдола, Эвен а-Эзер 1:53, респонс Йабиа Омер 7:2). И даже если нет полной уверенности в том, что постановление не было принято сефардскими общинами, в любом случае, в соответствии с мнением Шулхан Аруха, данное постановление утратило законную силу в конце пятого тысячелетия, как было сказано выше.

Женитьба на нескольких женщинах в наше время [↑]

Как мы уже говорили, ашкеназским евреям запрещено жениться на нескольких женщинах даже в наше время, т. к. херем Рабейну Гершома актуален и сегодня.

Что касается сефардов, то, даже если они не приняли данное постановление, традиционный текст сефардской ктубы (брачного контракта) в любом случае содержит клятву жениха — исполнять все условия, приведенные в ктубе; при этом одно из условий — запрет жениться на другой женщине без специально разрешения бейт-дина (раввинского суда). Так выполняется рекомендация Шулхан Аруха (Эвен а-Эзер 1:11) ввести специальные постановления, запрещающие жениться на нескольких женщинах, даже там, где не был принят херем Рабейну Гершома.

Кроме того, во многих странах гражданское законодательство запрещает жениться на нескольких женщинах. Получается, что, поскольку евреи обязаны соблюдать законодательство тех государств, в которых проживают (дина дэ-малхута), то жениться на нескольких женщинах будет запрещено и по этой причине.

На какие случаи не распространяется херем Рабейну Гершома [↑]

Существуют несколько случаев, на которые не распространяется действие херема Рабейну Гершома, когда разрешено взять вторую жену. Перечислим некоторые из них, которые могут быть актуальны в наше время и приводятся Рамо (Эвен а-Эзер 1:10):

— Женщина сошла с ума, и нет возможности дать ей гет (разводное письмо).

— Муж обязан дать гет жене (вследствие ее недостойного поведения и т. п. ), но женщина отказывается брать его.

— Жена оставила Иудаизм, и нет возможности дать ей гет.

Разрешение 100 раввинов [↑]

В определенных случаях, когда возникает вопрос о том, чтобы взять вторую жену, необходимо получить разрешение от 100 раввинов (этэр мэа рабаним) (Бах, Эвен а-Эзер 1). Разрешение выносится ведущими раввинами, и к ним должны присоединиться люди, которые имеют право выносить алахические решения и понимают, на чем основывалось разрешение. Кроме того, они должны быть из трех разных стран, трех разных общин. Во многих случаях от мужа требуют написать гет первой жене и передать его в бейт дин, чтобы при первой возможности суд мог вручить его первой жене.

Читайте также: