Санаторно курортное лечение как вид социального обеспечения
Обновлено: 18.09.2024
Санаторно-курортное лечение — это самостоятельный вид социального обеспечения, который предполагает обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение бесплатно или со скидкой.
Законодательством указывается круг лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение бесплатно либо со скидкой.
Так, льготами по обеспечению путевками в санатории-профилактории пользуются:
—некоторые категории военнослужащих (приравненные к ним лица) и членов их семей (в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. льготы по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, бывших несовершеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, работавших в годы Вейкой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах, инвалидов всех трех групп (трех степеней), военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, полученных во время прохождения службы, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, а также жертвам политических репрессий стали входить в состав социального пакета и заменяться денежной компенсацией (включая расходы на транспорт и лекарственное обеспечение) в размере 450 руб. в месяц.
—граждане пожилого возраста (по медицинскому заключению);
—дети-инвалиды в возрасте от 3 до 16 лет;
—инвалиды, участники Великой Отечественной войны;
—ветераны боевых действий на территории других стран;
—граждане, работавшие в блокадном Ленинграде;
— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Некоторым категориям из числа указанных граждан вместо предоставления путевок предусматриваются компенсационные выплаты (см. постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004г. № 864).
Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств фонда социального страхования.
О санаторно-курортном лечении застрахованных граждан, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и признанных в установленном порядке инвалидами, см. Письмо Фонда социального страхования от 14 марта 2006г. № 02-18/06.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими нормативными актами регулируются вопросы возмещения вреда, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей?
2. Назовите круг лиц, имеющих право на возмещение вреда.
3. На какие возмещения имеет право работник в связи с наступлением страхового случая? 4. Перечислите нормативные акты, регулирующие право граждан на медицинскую помощь и лечение.
5. Раскройте содержание основных принципов охраны здоровья граждан.
6. Какие виды медико-социальной помощи закреплены действующим законодательством?
7. Раскройте права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья.
8. Каков круг лиц, пользующихся лекарственной помощью бесплатно или на льготных условиях?
9. Каков круг лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение бесплатно либо со скидкой?
В целом ряде ситуаций граждане нуждаются в особенной помощи для организации жизни. И в таких случаях поможет социальный работник. Кто может рассчитывать на него и каковы обязанности такого специалиста, читайте в этой статье.
Кому работник социальной службы положен бесплатно
Многие считают, что социальный работник положен только одиноким пенсионерам и инвалидам. Социальная помощь инвалидам и пенсионерам, конечно, самая распространенная в этой сфере. Но на самом деле круг лиц, которые могут рассчитывать на подобную помощь, шире. Предоставить социального работника могут как на постоянной основе, так и временно, если на какой-то период ситуация в семье того, кто претендует на помощь, меняется. Например, если тот член семьи, который ухаживает за недееспособным родственником, уезжает, заболел, потерял работу и т. д.
Кому положена социальная помощь
На социального работника имеют право:
- Граждане пожилого возраста.
- Инвалиды.
- Семьи с маленькими детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
- Многодетные семьи.
- Семьи с детьми-инвалидами.
- Другие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
То есть закон гарантирует, что социальная помощь малоимущим может быть оказана наравне с другими группами населения, которые испытывают сложности с обслуживанием себя в повседневной жизни. Условия оказания социальной помощи можно уточнить в районном Центре социального обслуживания.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
- Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
- Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
- Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
- Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
- Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
- Оплата жилья и коммунальных услуг.
- Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
- Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
- Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
- Помощь в получении образования и устройстве на работу.
- Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
- Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
- Психологическая поддержка.
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
- Оказание экстренной доврачебной помощи.
- Наблюдение за состоянием здоровья.
- Выполнение некоторых медицинских процедур.
- Кормление.
Куда обратиться для получения услуг социального работника
Какие документы нужно предоставить
Вместе с заявлением потребуется предъявить следующие документы:
- Документ, удостоверяющий личность (чаще всего – паспорт).
- Если заявление подает представитель или родственник – документ, подтверждающий право на совершение подобных действий (например, паспорт, в котором указывается степень родства).
- Документ, подтверждающий место проживания.
- Документы о составе семьи, условиях проживания, доходах каждого из членов семьи.
- Если социальный работник нужен инвалиду – справка об инвалидности и программа персональной реабилитации.
- Заключение о состоянии здоровья.
Если с документами все в порядке и Центр выносит положительное решение относительно вашего случая, между вами и Центром социального обслуживания заключается договор, в соответствии с которым нуждающемуся человеку будет оказываться социальная помощь.
Важно! В договоре должны быть прописаны все обязанности социального работника и условия оказания услуг: то есть что делает социальный работник и с какой периодичностью. С самого начала работы заводится специальный журнал, в него записывается все, что было сделано в рамках договора. Оказание услуг заверяется подписью социального работника и гражданина, который получает социальную помощь. Руководство Центра социального обслуживания ежемесячно проверяет этот журнал, он – документ, по которому можно судить, насколько хорошо выполняется работа. Если случится конфликт, то в первую очередь будут смотреть этот документ.
Тарифы на услуги социального помощника
Социальная помощь населению оказывается бесплатно в тех случаях, когда человек действительно имеет право и основания для их получения. Чтобы исключить ошибки и случаи подлога, все документы гражданина тщательно проверяются перед тем, как с ним будет заключен договор на оказание социальных услуг на дому.
Как часто должен приходить социальный помощник
Социальный работник приходит с той периодичностью, которая требуется в конкретной ситуации. Это могут быть ежедневное посещение или визиты каждые 2–3 дня. То, насколько часто социальный работник будет посещать своего подопечного, прописывается в договоре. Если ситуация со временем меняется, можно изменить и график визитов.
Что делать, если не устраивает работник социальной службы
Если гражданина не устраивает то, как социальный работник помогает ему, необходимо в первую очередь обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой проверить качество работы. Здесь пригодится журнал, о котором мы говорили выше. Именно в него в первую очередь заглянет проверяющий. Так как все действия заверяются подписями работника и гражданина, чаще всего журнал помогает понять реальную картину и оценить, насколько хорошо выполняется работа.
Основания для прекращения государственной социальной помощи
Прекращение социальной помощи возможно как по инициативе гражданина, так и социальной организации.
Так, например, человек теряет право на социального работника в том случае, если выясняется, что при подаче документов он сообщил неверные сведения – о составе семьи, доходах, состоянии здоровья. В этом случае ситуация будет пересмотрена, и, если нет оснований для оказания социальной помощи на дому, договор расторгнут.
Можно отказаться от социального работника и по собственной инициативе: например, если изменилась ситуация, в которой он требовался. Как вы помните, основанием сейчас служит не только возраст и инвалидность, но и попадание в сложную жизненную ситуацию – потеря работы, отсутствие источников дохода, серьезная травма и т. д. Подобные ситуации могут изменяться со временем, и, если гражданин понимает, что ему помощь больше не нужна, он может обратиться в Центр социального обслуживания с просьбой расторгнуть договор по причине того, что теперь он может организовывать свою жизнь и обслуживать себя сам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Рожденная в СССР санаторно‑курортная отрасль долгое время была основным инструментом профилактики и оздоровления трудящихся, а значит – укрепления промышленного потенциала страны. Тогда же, в советские времена, санатории органично встроились в систему медицинской помощи – занялись реабилитацией и плановым лечением пациентов стационаров и поликлиник. В 90‑е некогда единая и эффективная структура развалилась: здравницы, борясь за выживание, принялись играть без правил, сконцентрировавшись на реализации коммерческих услуг. Почти не взаимодействующие с клиническим звеном и разрывающиеся между медициной и туризмом, государственные, ведомственные, корпоративные и частные санатории образовали незрелый, фрагментированный, но все же рынок. Vademecum посчитал важным проследить историю отрасли – от начала прошлого века до наших дней.
ДВОРЦОВЫЙ ОБОРОТ
В начале XX века в стране существовало примерно 35 курортов – лечебных местностей с выведенными на поверхность минеральными водами, грязями, прекрасным климатом, куда приезжали лечиться народившаяся буржуазия и состоятельные помещики, которым не удавалось вырваться в европейские Баден‑Баден или Карловы Вары. Открытые в России санатории предназначались главным образом для лечения детей и больных туберкулезом; предприятия эти существовали на частные средства или пожертвования. О массовом оздоровлении не было и речи – число санаторных учреждений пациентского трафика не предполагало. В Крыму, например, в 1913‑м функционировали всего 12 санаториев и пансионатов общей мощностью 305 мест.
ПРОФСОЮЗ НЕРУШИМЫЙ
В 1960 году власть над индустрией курортного оздоровления трудящихся практически полностью перешла в руки профсоюзов: они получили в свое ведение большую часть санаториев, а кроме того, домов отдыха и пансионатов. Тем не менее Госплану СССР предписывалось закладывать в бюджет финансирование расходов по обслуживанию этих объектов. Профкомы разного уровня распределяли часть путевок бесплатно, часть – за 30% стоимости.
С конца 60‑х по распоряжению Совмина СССР начала развиваться сеть здравниц для обслуживания работников промпредприятий – профилакториев. К 1970 году государственные и кооперативные организации ввели в действие больше 42 тысяч новых коек, а до 1985‑го – еще 215 тысяч. Большая часть санаторных мощностей приходилась на РСФСР. Ведомства, промышленные предприятия, колхозы и совхозы, по согласованию с Центральным советом по управлению курортами профсоюзов, участвовали в развитии здравниц в качестве застройщиков, дольщиков, за что им тоже выделялись путевки. Всего на строительство, благоустройство и оснащение курортных объектов в 1976–1980 годах было израсходовано около 1 млрд рублей.
Развитие санаторно‑курортного комплекса перестало волновать государство, финансирование снизилось. Прямые продажи путевок из‑за обнищания населения оказались невозможны, а опустевшие санатории потенциальным инвесторам – первым российским капиталистам – были неинтересны. Индустрию, по большому счету, сохранили дальновидные энтузиасты – сотрудники санаториев, решившиеся приватизировать разрушающиеся курортные объекты. Наверное, поэтому сейчас среди санаториев самый распространенный юридический статус – акционерное общество. Часть санаторных предприятий осталась на балансе ведомств и Росимущества, департаментов на местах, часть – перешла к новым владельцам промпредприятий как довесок к профильным активам.
Финансовый кризис 2008 года несколько затормозил инвестиционную активность, но это было затишье перед новой волной приобретений. От профсоюзов и частников старались не отставать состоятельные или влиятельные ведомства: в 2010‑м году, например, Управление делами Президента РФ (УПД) получило от Росимущества Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе в Сочи, год спустя этот объект был передан частным инвесторам, но недавно по решению суда вернулся во владение УДП.
КУРСОВКИ ДЛЯ РАЗБЕГА
Принадлежность здравницы к какому‑либо ведомству или компании уже мало влияет на ее деятельность в силу активной коммерциализации отрасли. Государство включается в оплату санаторно‑курортного лечения, только если речь идет о реабилитации в санатории (ОМС) или о льготниках – инвалидах, участниках ВОВ и ветеранах боевых действий и еще нескольких категориях (соцстрахование). В 2015 году в системе ОМС были задействованы 104 санаторно‑курортные организации, ответили на запрос Vademecum в ФФОМС. Фонд соцстрахования направил своих подопечных в 470 санаторно‑курортных учреждений, потратив на это 3,9 млрд рублей, но обеспечить путевками удалось лишь 27,4% льготников, и те, кто ездил в этом году, снова попадут в санаторий лишь через три‑четыре года. На рынке, оцененном Росстатом в 2015 году в 119 млрд рублей, социальные бюджеты погоды не делают.
Совершенно бесплатно в 2021 году попасть в санаторий можно двумя путями. Первый - если человек принадлежит к льготной категории, имеет инвалидность или заболевание, наличие которого требует соответствующего лечения и реабилитации. И второй путь - по медпоказаниям, рассказал "Российской газете" доктор юридических наук, заслуженный юрист России Иван Соловьев.
Он уточнил, что при определённом терпении и наличии медицинских показаний каждый гражданин нашей страны может получить путевку в санаторий по полису ОМС. Для этого необходимо прийти на приём к своему участковому терапевту, который при наличии показаний и отсутствии противопоказаний может дать направление на соответствующую врачебную комиссию.
"Надо сказать, что перечень заболеваний довольно широкий и даже при головных болях и нарушениях сна можно говорить о необходимости санаторно-курортного лечения. Что уж говорить о тяжелых недугах и перенесённых операциях. Для врачебной комиссии необходимо будет собрать целый ряд документов и сдать анализы. После этого, в течение 20 дней, комиссия обязана принять решение о выдаче или невыдаче путевки. При положительном решении гражданин получит направление, по которому и оформит путевку, но только в том санатории, который обслуживают по полису ОМС и в порядке очереди", - рассказал юрист.
Возвращаясь к первой категории граждан - льготников, Соловьев отметил, что безусловным правом на бесплатное санаторно-курортное лечение, осуществляемого за счёт средств федерального бюджета обладают: дети, не достигшие 18 лет со статусом ребенка-инвалида и их законные представители; дети от двух лет при неврологических или психических отклонениях; граждане в возрасте от четырех до восемнадцати лет при хронических болезнях и состояниях, требующих серьезной профильной терапии; дети в возрасте от четырех до восьми лет в послеоперационный период и при необходимости реабилитации и восстановительной терапии; законные представители вышеперечисленных категорий при необходимости сопровождения детей, правда без компенсации проезда; несовершеннолетние, потерявшие одного из родителей в результате боевых действий; если один из родителей погиб при исполнении служебных обязанностей, находясь на службе в Государственной противопожарной службе, органах государственной безопасности, исполнения наказания или ОВД.
Также льготами обладают люди при нарушениях здоровья, связанных с Чернобыльской или другой техногенной катастрофой. Дополнительно из средств региональных бюджетов может быть произведена оплата санаторного лечения для детей: из многодетных семей; потерявших родителей; малообеспеченных семей; семей, пострадавших от ЧС. Кроме того, правом на бесплатное санаторно-курортное лечение имеют следующие льготные категории граждан: инвалиды, независимо от группы; участники ВОВ и лица, к ним приравненные; граждане, проживавшие в период блокады в Ленинграде; инвалиды войны, чернобыльцы.
Читайте также: