Суд ангелов вифлеем как открыть

Обновлено: 19.09.2024

Что-то древнее, безмолвное, находящееся сразу в десятке измерений и предвидящее все твои шаги наперёд.
Нечто, похожее на создателя и одновременно на разрушителя. Нечто, что может причинить тебе вред, но даже не пытается этого сделать.

Честно скажем, что тема библейских бесформенных существ с миллионом глаз захватила нас настолько, что мы начали видеть их везде: в зарисовках античной эпохи, в фотографиях НЛО и даже в теориях палеоконтакта.

Нам показалось правильным, чтобы LC наконец-то пролило свет на тему ветхозаветных ангелов и поэтому сегодня мы публикуем этот текст, который для нас написала Аня Деревняк, лучше всех нас разбирающаяся в библейских вопросах.

Согласно библейскому представлению все бытие состоит из двух сфер: неба и земли. Земля представляет собой область видимого бытия, где обитает все живое. Над нею же высится свод небесный, обиталище Творца. Небо представляет собой не тот космос, который мы способны наблюдать, а мир незримый, противоположный миру видимому, то есть земле. Творца в небесах окружают ближайшие к нему существа, орудия выполнения Его воли в мире. Ангельские чины. Об ангелах, или же, согласно переводу с греческого, посланниках Божественной воли будет наше повествование.

Из этого можно сделать вывод, что ангел не может открыть свою истинную форму человеку, чье существо, чувства и органы восприятия принадлежат только миру земному, в котором нет средств познать ангельскую сущность. Ангелы принадлежат другому измерению, даже когда являются людям в той или иной форме. Тем не менее, ангелы открывают свое естество людям одним из двух способов: первый – через видение пророка, провидца или святого – то есть через опыт человека, принадлежащего высшему уровню; другой – через изолированное откровение обычного человека, внезапно получившего привилегию получать благодать верховных сфер.

Local Crew ждёт тебя

Разветвлённая структура чатов, ежемесячные встречи, мерчендайз, оригинальный контент и твои новые друзья.


https://i.pinimg.com/564x/50/5f/e2/505fe2f3d5c8226056e3aeecff982717.jpg

https://www.pemptousia.ru/wp-content/uploads/2011/12/dionisiat.jpg

http://www.dionisy.com/img/254/frag_lg.jpg


Изображаются Престолы в виде переплетенных огненных колец с крыльями и глазами, и, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, служат Творцу подножием для осуществления верховного правосудия. Поэтому они живут там, где материальные вещи начинают обретать форму. В христианстве тронный ангел помогает низшим ангелам получить доступ к Богу. Следовательно, они являются своего рода посланниками между Богом и ангелами, живущими в нижних сферах, а также восстанавливают и поддерживают божественную справедливость в высшей сфере. Но их самая главная миссия – внушать веру.

https://sun9-31.userapi.com/impf/c637330/v637330643/5dcb3/CR-Ba2QgLxc.jpg?size=489x500&quality=96&proxy=1&sign=2be9448e576498b1a66d7b79ac7f8318

0012677

Файл:Spas v silakh (15th c, Tretyakov gallery).jpg

Вторую триаду ангельских чинов составляют Господства, Силы и Власти. Описание данных ангелов не встречается в Священном Писании, но имеется в труде Псевдо-Дионисия. Иконография ангелов второй триады четко не утверждена.

Последняя триада наиболее приближена к земному миру, поэтому ангельские чины максимально похожи на людей, к ним относятся Начала, Ангелы и Архангелы. Иконография ангелов является наиболее простой – их изображения можно встретить в катакомбных церквях периода раннего христианства. Некоторые ангелы изображались даже без крыльев и были максимально похожи на людей, однако в дальнейшем их символическая атрибутика стала более богатой. Помимо внешности прекрасных юношей и могучих крыльев им добавили зерцало, в котором могли изображать как лик самого Христа, так и его монограмму, а также трубы, свитки, жезлы и так далее.

https://www.pemptousia.ru/wp-content/uploads/2011/12/00.jpg

Следует помнить, что иконографические изображения ангелов формировались постепенно, в некоторых случаях это могло происходить случайно или вследствие неправильного перевода священных текстов. Помимо этого, как уже было сказано ранее, форма представления ангельских чинов в мире земном не является абсолютной, так как истинную сущность божественных посланников не дано постичь ни разумом, ни слабыми и ограниченными человеческими органами чувств.

Мощная молитва на успех в работе и удачу в карьере

Молитва на успех в делах и работе

Эта молитва может произноситься в любой трудной ситуации, связанной с работой. Например, для успеха в поиске подходящей вакансии. Или при желании продвинуться по карьерной лестнице. Обращена она к святому мученику Трифону. Поэтому было бы неплохо, если бы у вас была его икона. Впрочем, это необязательно. Главное в молитве — искренность и вера, а сопутствующая атрибутика играет роль в психологической настройке на процесс.

Мощная молитва на успех в работе и удачу в карьере

Молитва перед началом любой работы, любого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.


Молитва перед тем, как пойти на работу

Перед началом трудового дня неплохо попросить благословения и помощи свыше. Для этого ниже приведена молитва на удачу и успех в работе. Чтение ее каждое утро будет помогать вам в выполнении ваших обязанностей и предотвратит неприятные события. Дополнительно ее можно также произносить перед деловой встречей и, вообще, перед особенно важными и ответственными событиями.

Мощная молитва на успех в работе и удачу в карьере

Зачем нужно читать утренние молитвы

Для православных каждая молитва — это не произнесение привычного набора слов, а возможность напрямую общаться с Богом. Человек имеет возможность просить у Господа все, в чем чувствует нужду, взывать к Его милосердию и надеяться на прощение. В Евангелии Иисус Христос говорил, что молитва должна быть неотступной.

При этом мы должны понимать, что не обладаем всеведением, возможностью знать будущее. Если мы просим что-либо в молитве, но не получаем, это не значит, что Бог нас не любит или гневается. Он знает, что нам будет полезно, а что нет. Господь оберегает нас от искушений и неразумных поступков. Следует просить не столько материальных благ и решения повседневных проблем, сколько возможности обрести мир в душе и попасть в Царство Божие.

В Библии говорится, что Бог знает все наши нужды, ни один волосок с головы не упадет без воли Господа. Поэтому нужно меньше переживать и надеяться только на Господа.

Утренние молитвы

Это не значит, что человек обязан сидеть сложа руки и ничего не предпринимать. Он должен стремиться к выполнению заповедей и жизни в согласии со своим ближними и даже врагами. На Страшном Суде будут оцениваться не только поступки, но и намерения.

Утреннее молитвенное правило дает возможность сохранить благочестивый настрой на весь день. Если у вас не хватает времени полностью вычитывать молитвы, проверьте свое сердце. Дело в нехватке времени, или все можно объяснить банальной ленью? Есть возможность слушать молитвы в аудио формате по дороге на работу. Но прослушивание не может заменить личного обращения к Богу. Лучше поставить перед собой правило: просыпаться на 10-15 минут раньше и все успевать.

Молитвы на каждый день собрали все существенное из духовного опыта Церкви. Утреннее правило состоит:

  • из отрывков из Евангелия;
  • псалмов;
  • текстов, составленных святыми.

Молитвы содержат не только прошение о личном благополучии, но и просьбу помиловать друзей и родственников. Неотъемлемой частью является молитва за усопших, которые, благодаря ежедневному поминанию, могут получать облегчение своей участи.

Молитвы на каждый день

В молитвенном обращении содержится также просьба о прощении за совершенные ранее грехи. Люди могут выразить надежду и попросить помощи в том, чтобы никогда больше не повторять свое падение, вести жизнь по христианским заповедям, не отступая от них ради своих суетных желаний.

Молитва после работы

Когда рабочий день заканчивается, обязательно нужно благодарить Бога. Этим вы выказываете свою признательность и обеспечиваете новые благословения в будущем. Помните, что сильная молитва на успех в работе становится сильной не от того, какие слова вы произносите, а от того, с каким сердцем вы приступаете к высшим силам. Если вы относитесь к небу потребительски, то и к вам будет такое же отношение со стороны коллег и ваших клиентов. Если же вы проявляете искреннюю благодарность, то и к вам впоследствии будут относиться также. Следующие слова помогут вам выразить вашу признательность Небесам:

Мощная молитва на успех в работе и удачу в карьере

К кому обращаться с молитвой перед выходом на работу

  • Уместно вспомнить здесь и Ангела-хранителя, он ведь послан человеку затем, чтобы находиться возле него постоянно. Помогает не только во время духовной работы, но и в повседневной жизни, чему в истории масса примеров.
  • Пресвятая Богородица — покровительница каждого верующего. Она первая, пожалуй, о ком православные вспоминают среди святых. Поскольку в земной жизни Мария была скромной и много трудилась, молитва перед работой вполне может быть адресована к ней.
  • Чудотворец Николай — один из самых известных святых во всем мире, почитается даже представителями нехристианских религий. Он был человеком бесхитростным, хотя занимал высокую церковную должность. Обращение к нему поможет в любом деле.

Можно выбрать любого другого праведника, только никогда не следует забывать Христа. Ведь Его силой помогают людям святые, они не волшебники, а проводники Божьей благодати. Если молитву не помните наизусть — не страшно, обратитесь к небесному покровителю от самого сердца.

Молитва на удачную карьеру

Данная молитва на успех в работе принесет вам гораздо больше, чем вы думаете получить. Секрет в том, что она подразумевает под собой не просто благополучие на работе, но также и гармоничное соотношение профессиональной деятельности и других сфер жизни. Это также молитва на успех, удачу в работе и с начальством. Ведь комфортная атмосфера на рабочем месте зависит не только от хорошей работы, но и от взаимоотношений с руководством, как деловых, так и чисто человеческих.

Мощная молитва на успех в работе и удачу в карьере

Какие молитвы существуют

В разных источниках молитвы разделяют по — разному. И конечно зависит всё от того, какая у Вас религия. Но мы поговорим о типах, которые присутствуют в Библии.

Основные виды молитв в Библии:

  • Хвалебная молитва. Эта молитва в православии стоит на первом месте. В таких молитвах мы прославляем Господа и его деяния. Во время чтения таких молитв нужно полностью проникнуться мыслью о Божьем Величии. Тогда она сможет обладать высокой энергией и её сможет услышать Бог.
  • Просительная молитва. Выражаем Богу свои материальные или духовные нужды. Мы обращаемся к Нему за помощью. Такие молитвы касаются абсолютно разных сфер жизни и для каждой сферы есть отдельные молитвы (как раз дальше мы поговорим отдельно про молитвы о помощи в работе).

Просительная молитва о работе

Молитва — прошение очень помогает разобраться в себе и в своих проблемах. Ведь мы проговариваем вслух все свои страхи, неудачи, огорчения. Соответственно полностью раскрываемся не только перед Господом, но и перед самим собой. А это всегда очень важно.

Иногда после молитвы людям приходит озарение и его проблемы решаются сами по себе. Такое чудо можно рассматривать с разных сторон и по — своему. Со стороны религии это можно рассматривать как Божье благословление. Со стороны эзотерики как ответ Вселенной. А психологи утверждают, что это мобилизация внутренних ресурсов. Как на это не посмотреть, это помогает. И Вы можете попробовать сделать именно так.

  • Покаянная молитва. Эти молитвы часто бывают очень трудны морально. Делая такую молитву, человек осознает все свои грехи и ошибки и просит простить Бога за свои поступки. Такая молитва тоже очень помогает человеку. Человек, во — первых разбирается в том, что он сделал, во — вторых он раскаивается в своём поступке и соответственно прорабатывает это, чтобы больше не допускать подобного и в — третьих, человеку нужно простить себя за свои ошибки, чтобы его смогли простить другие. Но конечно это нужно делать искренне и от чистого сердца, ведь ты ничего не добьёшься, если будешь врать, по крайней мере, себе самому.
  • Благодарственная молитва. В этой молитве мы благодарим Бога за всё, что происходит хорошего и даже нехорошего в нашей жизни. За то, что мы вообще живём и нам подарили такую возможность. За то, что сегодня утром я проснулся и вкусно позавтракал, за то, что сегодня проснулся в тёплой и уютной постели с крышей над головой и т.д. Благодарим за всё, что приходит в голову. И благодарим не только за себя, но и за других. Даже тех людей, с которыми у нас трудные взаимоотношения или мы чувствуем к ним зависть. Мы проработаем эти моменты и сможем примерно понять, что чувствует этот самый человек. А также когда мы благодарим, начинаем ценить все моменты, которые случаются у нас в жизни. Абсолютно любые. Наши трудности и проблемы делают нас сильнее и лучше. За это тоже нужно благодарить.

И большой бонус: мы учимся благодарить. Ведь многие люди не умеют этого делать и мы как раз, таким образом, можем этому научиться. Уверена, что этот навык очень сильно пригодится в жизни.

Сейчас я перечислила основные виды молитв. Можете попробовать прочитать их все и посмотреть, какая Вам больше всего откликнулась и от какой Вы получили больше всего пользы. Самое главное молиться искренне и чувствовать всё то, что Вы говорите. Будто Вы разговариваете с Богом, выражая свои мысли словами.

А сейчас мы отдельно разберём молитвы о помощи в работе и я дам некоторые молитвы, которые подходят для всех людей.

Молитва на удачу в работе

Мощная молитва на успех в работе и удачу в карьере

Молитва на успех в делах и работе святому Георгию Победоносцу

Следующая молитва, как и первая в нашем обзоре, посвящена не Господу, а одному из святых. Великомученик Георгий — вот к кому обращен текст этой молитвы. Георгию Победоносцу на успех в работе также можно молиться, особенно если ваша профессия связана с государственной службой, так как этот угодник Божий считается покровителем России.

Молитвы о помощи в работе

У каждого человека есть разные проблемы, связанные с его работой. И так как чаще всего работа занимает большую часть времени нашей жизни и за счёт неё мы получаем деньги, на которые живём, наши проблемы в этой сфере очень расстраивают нас. Конечно, у разных людей свои индивидуальные проблемы и трудно найти тот способ для всех, который хотя бы немного поможет им. Но такой способ все же существует. И это молитва.

Немного раньше я упоминала о том, что Вы можете молиться по — своему. Как хотите. Соответственно молитва очень разнообразная и разносторонняя и именно поэтому она может помочь всем людям.

А теперь поговорим о том, какие молитвы мы можем использовать для данной сферы нашей жизни.

Есть те молитвы, которые затрагивают все сферы жизни, включая и карьеру. Их есть большое количество. Тоже самое мы сможем сделать, если будем рассматривать эту сферу жизни намного конкретнее. Но как найти те самые подходящие молитвы, ведь их же такое большое количество?

О Рождестве Христове упоминают два евангелиста, Матфей и Лука. Но рассказы их поразительно непохожи! У Матфея Младенцу Христу поклоняются волхвы, а у Луки – пастухи… Согласно Луке, через сорок дней после рождения Христа приносят в Иерусалим, а у Матфея Иосиф и Мария вынуждены бежать с Младенцем в Египет сразу после явления волхвов… Не слишком ли много несоответствий? Как же всё было на самом деле?

Согласовать евангельские рассказы о Рождестве Иисуса Христа не так уж и трудно. Матфей и Лука друг другу не противоречат, они просто рассказывают о разных событиях, происходивших в разное время.

Непосредственно о событии Рождества Христова говорит, как легко убедится внимательный читатель, только евангелист Лука. Матфей же – сперва о том, что Рождеству предшествовало, а затем о случившемся некоторое время спустя.

Впрочем, обо всем по порядку.

Что говорит о Рождестве святой евангелист Матфей?

Очень немногое. Рождению Господа у него посвящен всего-навсего один стих: И родила [Мария] Сына Своего первенца, Иосиф же нарек Ему имя: Иисус (Мф 1:25).

Никаких подробностей, связанных с обстоятельствами появления Спасителя на свет, мы в этом Евангелии не отыщем. Зато найдем перечень прародителей Иисуса Христа (Мф 1:1-17) и узнаем, как Иосиф, расстроенный неожиданной для него беременностью Девы Марии, обрученной ему, хотел было тайно отпустить ее, но передумал, получив во сне откровение от Ангела. Иосиф, сын Давидов! – обратился к нему Ангел. – Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19, 20-21).

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Родословие Иисуса Христа в начале Евангелия от Матфея показывает, что Спаситель был такой же, как и Его прародители, человек из плоти и крови, и что происходил Он из рода царя Давида – в котором, согласно пророчествам, и должен был родиться Мессия Мессия – евр. Помазанник, то есть царь (царей помазывали освященным миром в знак того, что на них почивает Дух Божий), который, согласно пророчествам, должен избавить Израильский народ от всех врагов, включая самую смерть. Все мессианские пророчества исполнились на Иисусе Христе. . А из рассказа о явлении Иосифу Ангела становится ясно, что Христос был не только человек: Сам Бог воплотился и пришел на землю, чтобы спасти созданных Им людей от греха и смерти.

Оба эти фрагмента важные и богословски значимые. Но непосредственно с Рождеством ни тот, ни другой не связаны.

Значит, о самом Рождестве рассказывает только святой Лука?

Да. А Евангелие от Матфея только уточняет некоторые детали его рассказа.

Что же именно сообщает о Рождестве евангелист Лука?

  • Примерное время пришествия в мир Спасителя.

Согласно Луке, Христос родился после того, как вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк 2:1-2).

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Лепта — мелкая монета времени правления Ирода Великого

Но Христос, согласно Евангелию от Матфея, родился еще при Ироде! Так кто же ошибся – евангелист Лука или Матфей? А, может быть, Иосиф Флавий?

Русский богослов и историк Церкви Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) считал, что дело тут не в ошибках, а в недосказанностях. Перепись, о которой упоминает Иосиф Флавий, могла быть не первой. Известно, например, что пограничный с Палестиной Египет подсчитывал свое население каждые 14 лет, и Иудея могла действовать так же. А если принять предположение, что Квириний правил Сирией дважды (так можно истолковать один из документов, обнаруженный в XVIII веке), то легко допустить, что перепись могла проводиться и в первое его правление, еще при жизни Ирода. Не случайно евангелист Лука подчеркивает, что имеет в виду именно первую перепись.

Другое объяснение предложил архиепископ Аверкий (Таушев): Август мог издать указ о переписи еще задолго до Рождества Христова – возможно, даже в 27-23 гг. до н.э., когда в его руках только сосредоточилась вся полнота власти в Риме. Но исполнение этого указа в Иудее затянулось, в том числе из-за смерти Ирода: перепись приостановили и довели до конца лишь 10 лет спустя.

Установить время Рождества точнее помогает Евангелие от Матфея (об этом мы еще поговорим). Но какие-то ориентиры дает и Лука.

  • Место, где Христос появился на свет

Евангелист Лука сообщает, что Рождество Христово произошло в Вифлееме, городе Давидовом. Там, в Вифлееме, Деве Марии наступило время родить… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:6-7).

По преданию, местом Рождества стала пещера (вертеп), но в самом Евангелии этого не говорится: там только сказано, что во временном пристанище святого семейства имелись ясли, то есть кормушка для животных. Может быть, это был даже сарай для скота, который на время переписи, ввиду нехватки мест в гостиницах, был спешно приспособлен для ночлега пришедших из других городов.

Вообще Мария и Иосиф жили в Назарете. Именно там Пречистой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Она обрела благодать у Бога, зачнет во чреве и родит Сына Иисуса, Который наречется Сыном Всевышнегои Царству Его не будет конца (Лк 1:26-33). Но записаться Иосиф и Мария должны были, согласно правилам, в том городе, откуда брал начало их род. То есть в Вифлееме.

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Пещера Рождества. Фото: Усманова Анжела

Место рождения Господа Иисуса исключительно важно. Ведь все иудеи хорошо знали предсказание пророка Михея о том, что долгожданный Мессия – потомок царя Давида – родится в его родном городе Вифлееме: И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2).

Ефрафа – древнее название города Вифлеем. В переводе с древнееврейского значит плодородный. Возможно, так же звали и основателя Вифлеема, жителей которого Библия иногда именует Ефрафянами (Руфь 1:2, 1 Цар 17:12)

Но о том, что Христос действительно родился в Вифлееме, знали, очевидно, только Его Мать и праведный Иосиф обручник. Все прочие считали родиной Господа Иисуса галилейский город Назарет, где Он провел большую часть детства и юность. И это Его мнимое галилейское происхождение многих сбивало с толку. В Евангелии от Иоанна мы видим, например, как смущается будущий апостол Нафанаил, узнав, что Иисус родом из Назарета: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46) А позже первосвященники и фарисеи попытаются убедить Никодима, одного из членов Синедриона (верховного иудейского судилища), что Иисус никак не может быть истинным Мессией: рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин 7:52).

Но благодаря первым главам Евангелия от Луки (написанным, очевидно, со слов Богородицы) мы точно знаем, где родился Христос. Там, где и было предсказано, – в Вифлееме.

  • Обстоятельства Рождества Спасителя

Они известны благодаря тому же евангелисту Луке:

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Ангел будит волхвов. Барельеф на капители собора Сен Лазар в Отене.

Первыми, кто узнал о Рождестве Спасителя – причем в высшей степени необычным образом, от Ангелов, – оказались не высокопоставленные вельможи, не старейшины иудейского народа, не книжники и не первосвященники, а самые что ни на есть простые люди, пастухи. И в ближайшие ученики Господь тоже взял людей простых и неученых – рыбаков. Этим простецам, не отягощенным разными богословскими концепциями и соображениями политической целесообразности, оказалось легче принять Господа, увидеть в Нем Сына Божия. Сам Христос воскликнул однажды: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф 11:25-26).

А как же тогда быть с волхвами, которых привела к Младенцу Христу Вифлеемская звезда?

В самом деле, история о волхвах уже давно и прочно ассоциируется с Рождеством Христовым. Настолько, что сложились даже традиции украшать храмы к Рождеству вертепами с фигурками святого семейства и волхвов, а детям дарить рождественские подарки – так же, как волхвы принесли дары Младенцу Христу.

Но давайте внимательнее перечитаем рассказ о волхвах в Евангелии от Матфея:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском . Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему (Мф 2:1-5, 7-11).

Обратите внимание: волхвы приходят в Вифлеем, но – не в загон для скота, а в дом…

И другой важный момент: когда Ирод понял, что волхвы не известят его, где находится Младенец, то весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16; выделено автором статьи).

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Избиение младенцев. Фреска. Джотто ди Бондоне

Что за время Ирод выведал от волхвов? Очевидно, время появления той чудесной звезды, которая зажглась на небе в момент рождения Спасителя – или, может быть, в преддверии Его рождения. Звезды, увидев которую и разгадав ее значение, волхвы (жившие, как думают многие толкователи Евангелия, в Персии) тронулись в путь. Ясно, что этот путь занял время – возможно, те самые два года. И, значит, от момента Рождества до прихода волхвов в Вифлеем прошло никак не меньше нескольких месяцев, а может быть, и около двух лет!

Скорее, все-таки несколько месяцев. Стих Евангелия от Матфея, с которого начинается история о волхвах, гласит: Когда же Иисус родился в Вифлееме. (Мф 2:1). По-гречески (на языке подлинника) это звучит так: Τοῦ δὲ Ἰησοῦ γεννηθέντος ἐν Βηθλέεμ, буквально: Иисусу родившемуся…, – что, скорее всего, указывает на относительно недавний факт рождения Младенца, возможно, всего лишь за месяц или два до описываемого события. Если бы прошло уже два года, евангелист Матфей наверняка выразился бы иначе: все-таки двухлетний – отнюдь не новорожденный. Так что, очевидно, во время визита волхвов Иисус был нескольких месяцев отроду. И все же визит этот состоялся явно не в день самого Рождества.

И все-таки, почему два рассказа о Рождестве такие разные?

Здесь остается простор для разных версий. Но мы можем предположить, что апостол Матфей, который, скорее всего, писал свое Евангелие первым, хотел выделить прежде всего моменты, особенно значимые для читателей, на которых он ориентировался, – иудеев. Поэтому он сосредоточился не на самом Рождестве, а на происхождении Спасителя от царя Давида; на явлении волхвов, проведавших о рождении Царя Иудейского; и на других подобных вещах.

Лука же, писавший позже и, вероятно, имевший перед глазами Евангелие от Матфея, постарался дополнить его рассказ тем, что слышал от Богородицы.

Так как же развивались рождественские события?

Если сопоставить данные Евангелий от Матфея и Луки с известными сегодня историческими фактами, то вырисовывается примерно следующая картина.

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Перепись в Вифлиеме. Питер Брейгель-старший

За какое-то время до Рождества – может быть, даже двумя десятилетиями ранее – правитель Рима и будущий император Октавиан Август поручает своим подданным провести перепись населения по всем подконтрольным Риму землям. Примерно в 6 или 5 году до н. э. это поручение добирается и до одной из самых дальних окраин Римской империи – Иудеи, царь которой Ирод сохранял номинальную самостоятельность, но де-факто подчинялся Риму.

Повинуясь указу, иудеи идут записываться – каждый в ту местность, откуда происходит его род. Иосифу и Марии приходится предпринять путешествие из Назарета в Вифлеем. Мария пускается в путь, уже нося под сердцем Ребенка. И Она, и Иосиф знают: это не обычный ребенок, а Сын Божий.

В Вифлееме им не сразу удается отыскать гостиницу. Временным пристанищем для них становится помещение, в обычное время используемое как загон для скота. Именно здесь рождается будущий Мессия и Спаситель. Именно сюда в самую ночь Рождества приходят пастухи, извещенные Ангелами, чтобы поклониться Сыну Человеческому. Вскоре после этого Иосиф и Богородица, очевидно, находят в Вифлееме какое-то более пригодное для человека жилище и перебираются с Младенцем Иисусом туда. В восьмой день над Младенцем совершают, как и полагалось по закону Моисееву, обряд обрезания, а в сороковой Мать и названный отец приносят Его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить первенца Богу (Вифлеем находится всего в 10 км от Иерусалима, так что это путешествие не заняло много времени).

В Вифлееме Мария, Иосиф и Младенец Иисус проводят несколько месяцев. Здесь их посещают волхвы и приносят Младенцу дары. Золото – как Царю и Богу. Ладан – как Священнику, который, как и положено священникам, принесет Богу жертву, но Жертву небывалую – Себя Самого. И смирну – специальный ароматный состав для умащения тел усопших; этот дар был предназначен Христу как Человеку, Которому предстоит встретиться со смертью. Поклонившись новорожденному Царю Иудейскому, волхвы уходят. А Иосифу вновь является Ангел и зовет не медля бежать в Египет: царь Ирод намерен убить Младенца, в котором уже видит соперника, стороннего претендента на власть…

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Бегство в Египет. Джентиле да Фабриано

В Египте святое семейство остается все время, пока жив Ирод. А после его смерти Иосиф, Мария и маленький Иисус возвращаются в Палестину и селятся в Назарете…

Но в любом случае ясно, что рассказы евангелистов Матфея и Луки о Рождестве и связанных с ним событиях не вступают ни в какое противоречие друг с другом. Скорее, они друг друга взаимно дополняют.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В Вифлеем мы приехали поздним вечером; из окна гостиницы открывался изумительный вид на город, с башнями колоколен и минаретов. Еще не зная, где именно находится храм Рождества, каким-то внутренним чувством удалось определить его среди ночного пейзажа, как потом оказалось, правильно. Утренние молитвы хотелось читать, обратившись лицом не к маленькой дорожной иконке, а к месту Рождения Спасителя…"

Ночной Вифлеем



Вифлеем ночью

Вифлеем перед рассветом


Вифлеем перед рассветом

Утро в Вифлееме


Утро в Вифлееме

Площадь перед входом в базилику Рождества Христова


Площадь перед входом в базилику Рождества Христова


Площадь имеет вид совершенно невзрачный, и трудно догадаться, что именно здесь находится главный православный храм Вифлеема.


Место Рождества Христова с давних пор освящено храмом. Эта базилика, возведенная в IV веке равноапостольной царицей Еленой, в отличие от большинства палестинских храмов, ни разу не была разрушена, и не случайно. В 614 году нашествие персов опустошило Святую Землю. Персы не щадили ни одного христианского сооружения; и храм Рождества постигла бы та же участь, если бы не фреска, украшавшая фасад здания. Увидев на ней трех волхвов в персидских одеждах, пришедших на поклонение Божественному Младенцу, персы не посмели разрушить базилику, почитая ее отныне и своей святыней. Мусульмане тоже не тронули храм Рождества Христова, в силу того, что почитая Иисуса как пророка Ису, они признают Его Рождество (при этом отрицая Крестную Смерть и Воскресение).


Трудно поверить, что это и есть главный и единственный вход в храм

Колокольня базилики Рождества Христова


Колокольня базилики Рождества Христова


Внутри храм представляет собой пятинефную базилику; деревянный настил пола скрывает древнее мозаичное покрытие. В некоторых местах можно увидеть мозаики, покрывавшие когда-то все стены; на столбах сохранились потемневшие от времени росписи.

Базилика Рождества Христова. Вид внутри

Центральный неф базилики Рождества Христова в Вифлееме

Древние мозаичные полы


Древние мозаичные полы

Древние мозаики на стенах базилики



Византийские мозаики на стенах базилики

Древняя купель для крещения


Древняя каменная купель для крещения

Древние стасидии в базилике Рождества


Старинные стасидии в базилике Рождества


Вблизи алтаря на столбе можно видеть Нерукотворный Образ Спасителя, обладающий удивительной особенностью. Находясь в храме, я видела Его глаза закрытыми, а на фотографии они открыты. Признаться, когда посмотрела на фото, мороз прошел по коже.

Нерукотворный Образ Спасителя


Нерукотворный Образ Спасителя на колонне


Поблизости от спуска в пещеру Рождества поставлена чудотворная икона Вифлеемской Матери Божией. Большинство знакомых нам икон изображают Пресвятую Деву сосредоточенной, погруженной в молитву, тревожащейся о том, что ждет Ее Сына или печалящейся о всех нас, с молитвой припадающих к Ней. Это единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся, ведь именно здесь, в Вифлееме, Она была счастлива.

Икона Вифлеемской Матери Божией


Икона Вифлеемской Матери Божией


Вифлеемская икона Матери Божией. Слева внизу - мраморные ступени, ведущие в пещеру Рождества

Образ был написан в России и пожертвован в базилику Рождества Христова русским императорским домом. Риза иконы изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой), после того, как она исцелилась от тяжёлой болезни, молясь перед ней.

Уже и в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитаема в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.

Спуск с пещеру Рождества Христова

Ступени, ведущие в пещеру, действительно сделаны красиво. Вполне возможно, что это те самые ступени, по которым спускался игумен Даниил в начале 12 века.

Вифлеемская Звезда

В дневное время, когда храм Рождества посещает множество паломников и просто туристов, Престол огорожен, чтобы никто не касался его.

Пещера Рождества Христова

Сама пещера Рождества длинная, узкая и темная. Стены ее черны после одного из пожаров, и частично завешены почерневшими от времени гобеленами.

Вифлеемская звезда

Литургия в Вифлеемской пещере

Ежедневно в 6 часов утра в пещере Рождества Христова совершают Божественную Литургию православные греки и арабы; служба идет на двух языках одновременно. В 7.30 православные уступают место католикам; после них совершают службу армяне.

В 2009 году нам довелось помолиться в этом необычайном месте. Прихожан было очень мало, кроме восьми человек из нашей русской группы, всего два или три человека. К большому сожалению, не удалось причаститься: в четверг Великим Постом Литургии не положено.


А в 2016 году, в праздник 1 и 2 Обретения главы Иоанна Предтечи, мы сподобились, к великой нашей радости, молиться на Литургии и причаститься в пещере Рождества Христова.


Литургия в пещере Рождества Христова

Ясли в пещере Рождества Христова в Вифлееме

Ясли

Иконостас базилики Рождества Христова

Иконостас базилики Рождества Христова

Храм принадлежит Иерусалимскому патриархату, но многие украшения, например, роскошные серебряные паникадила - русского происхождения. Это пожертвования Российского императорского дома.



Над Царскими Вратами помещена Вифлеемская звезда, тоже о 14 лучах.


Слева от православного алтаря есть еще два - армянский и коптский.


Армянский престол. Справа видна арка двери, ведущей в Пещеру Рождества.


Коптский престол в храме Рождества Христова

С северной стороны к базилике Рождества пристроен католический собор св. вкм. Екатерины. Скульптурное изображение Младенца из этого собора в праздник католического Рождества торжественно переносится в пещеру и полагается в ясли; накануне православного Рождества его переносят обратно в собор.

Мадонна и Младенец в католическом соборе Рождества

Из католического собора можно спуститься в западную часть пещеры Рождества, отделенную от восточной перегородкой. Раньше здесь был естественный вход в пещеру; позднее в ней поселился блаженный Иероним Стридонский, просветитель Вифлеема, автор перевода Библии на народную латынь под названием "Вульгата". Тут находится келия святого подвижника, здесь же он был погребен.





Некоторые изображения в пещере св. Иеронима сделаны явно еще до разделения церквей, т.к. содержат раннехристианскую символику.




Вблизи базилики Рождества Христова находится еще одна пещера; ее устройство дает представление о строении и внешнем виде первохристианских катакомбных храмов. Здесь покоились мощи святых мучеников, младенцев, убиенных Иродом в Вифлееме.

Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. (Матф.2:16-18)


Согласно греческой традиции, принятой на Руси, в Вифлееме было убито 14 тысяч младенцев. В Антиохийской Православной Церкви поминают 64000 убиенных младенцев-мучеников. Есть мнение, что так много младенцев в небольшом городке в те времена быть не могло, и число 14 тысяч - условное, означающее множество (как помним, священное число 14 встречается всвязи с Рождеством Христовым неоднократно). По сведениям игумена Даниила, мощи святых младенцев были перенесены в Константинополь.

Пещера избиенных младенцев

В нишах пещеры и сейчас можно видеть множество костей; сообщают, что это святые мощи убиенных Вифлеемских младенцев, их родителей и христианских мучеников, погибших от персов в 614 году.


Современная икона изображает бегство в Египет и избиение младенцев в Вифлееме.

Читайте также: