Туристы берегли спички как зеницу ока одним словом

Обновлено: 18.09.2024

Фразеология

Задание 1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Задание 2. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя , а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки , и я проиграл лыжную гонку.

7. Все слушали его раскрыв рот .

8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

Задание 3. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.

Задание 4. Вместо точек вставь нужное слово.

Как . вода (с курицы, с утки, с гуся) ; как . на голову (снег, дождь, град) ; намылить . (руки, шею, голову) ; убить . зайцев (трех, четырех, двух) ; . соли съесть (пуд, фунт, килограмм) ; выеденного . не стоит (огурца, яйца, яблока) ; как за . стеной (деревянной, глиняной, каменной) ; как . на сене (овца, собака, корова) ; сказка про . бычка (белого, черного, рыжего) ; как . лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).


Задание 5. Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы.

1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.

Подсказки: а ) не договоришься, дела не сделаешь; б ) очень медленно; в ) добиваться полного взаимопонимания; г ) очень вкусный, аппетитный; д ) очень мало; е ) ловко, хитро обмануть.

1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.

Подсказки: а ) бессвязно, непоследовательно; б ) хорошенько запоминать; в ) все нипочем, ничто не страшно; г ) отстаивать всеми силами; д ) очень быстро, вмиг; е ) обманывать, запутывать.

1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на пожар.

Подсказки: а ) ничего не делая; б ) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в ) быстро, поспешно, торопливо; г ) совсем близко; д ) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е ) хитрить, лукавить.

Задание 6. Замени выделенные фразеологизмы одним словом.

1. Все бежали как на пожар .

2. Туристы берегли спички как зеницу ока .

3. Рыбы в нашем озере пруд пруди .

4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть .

5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом .

6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу .

7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки .

8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.

9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями .

10. Пуговица на куртке держалась на честном слове .


Подсказки: а ) много; б ) повсюду; в ) убежали; г ) радушно; д ) усердно; е ) непрочно; ж ) медленно; з ) быстро; и ) легко; к ) тщательно.

Задание 7. Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их.

Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.

1. Исчезнуть
2. Постепенно
3. Обдумать
4. Неторопливо, вяло
5. Проучить, наказать
6. Сплетничать
7. Необыкновенно
8. Небрежно
9. Стремительно
10. Неразлучны

а ) Сломя голову
б ) Водой не разольешь
в ) Спустя рукава
г ) Чудеса в решете
д ) Как сквозь землю провалиться
е ) Пораскинуть умом
ж ) Как сонная муха
з ) Чесать языком
и ) Шаг за шагом
к ) Показать, где раки зимуют

Задание 8. О каком человеке так говорят в народе?

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.
Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.


Задание 9. Объедини фразеологизмы, имеющие близкое значение, в три группы. Укажи значение каждой группы.

1. Во весь дух. 2. Одного поля ягода. 3. Яблоку негде упасть. 4. Во все лопатки. 5. Одним миром мазаны. 6. На всех парах. 7. Шагу негде ступить. 8. На одно лицо. 9. Иголку негде воткнуть. 10. Как на пожар. 11. На один покрой. 12. Только пятки засверкали. 13. Как две капли воды. 14. Пушкой не прошибешь.

Задание 10. Найди в правом столбике фразеологизмы с противоположным значением (антонимы). Напиши фразеологизмы парами.

1. С легким сердцем
2. Водой не разольешь
3. От горшка два вершка
4. Засучив рукава
5. Язык плохо подвешен
6. Рукой подать
7. Одержать победу
8. Воспрянуть духом
9. Себе на уме
10. Рта не закрывает
11. Выйти из себя
12. Во все лопатки

а ) упасть духом
б ) слова не вытянешь
в ) за тридевять земель
г ) взять себя в руки
д ) потерпеть поражение
е ) как кошка с собакой
ж ) спустя рукава
з ) с тяжелым сердцем
и ) черепашьим шагом
к ) ростом в косую сажень
л ) язык хорошо подвешен
м ) олух для царя небесного

Задание 11. Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.

. носа не подточит; как . в воде; делать . слона; когда . на горе свистнет; . на смех; как . на сене; биться как . об лед; . съел; как сонная . ; морской . ; . отпущения; стреляный . ; как . в бочке; куда . костей не заносил; как угорелая . ; дразнить . ; пускать . в огород; делить шкуру неубитого . ; не в . корм; брать . за рога; черная . пробежала; . в павлиньих перьях; куда Макар . не гонял; белая . ; . в овечьей шкуре; вертеться как . в колесе; подложить . ; как . дробина; показать где . зимуют; драть как сидорову . ; писать как . лапой

Задание 12. Посмотри на рисунки. (см. Приложение 1 ). Вспомни известные фразеологизмы. Напиши их.

Задание 13. Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?

. мороз; кричать . матом; . друг; . воробей; . враг; . кусок; . на язык; . лепет; . молодец; . лето; . девица; . сынок; … руки; как . муха; . барышня; . орешек; . бочка; на . руку; шито . нитками

Задание 14. Какой глагол пропущен?

. в сорочке; . духом; . на часах; . уши; . впросак; . животики; . глаза; . мозгами; язык . ; . на задних лапах

Подсказки : быть удачливым, счастливым; находиться в карауле; оказаться в неловком, невыгодном положении; просыпаться; очень вкусный; приходить в уныние; надоесть постоянными разговорами об одном и том же; хохотать до изнеможения; думать, соображать, размышлять; угодничать, прислуживаться.

Задание 15. Вставь пропущенные числа.

Без . минут
. пядей во лбу
гнуть в . дуги
как свои . пальцев
опять .
гнать в . шеи
сгонять . потов
. пятниц на неделе

от горшка . вершка
с . короба
за . земель
в . счета
. верст до небес
книга за . печатями
за . верст киселя хлебать
. потов сошло

Задание 16. В каждой паре один из рисунков соответствует фразеологизму. (См. Приложение 2 .) Напиши фразеологизм под выбранным тобой рисунком.

Задание 17. Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.

1. Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил. ( К. Чуковский )

2. Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися. ( К. Чуковский )

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступая,
Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. ( С. Маршак )

Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.

Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. ( М. Родина )

Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица:
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком,
А глаза горят, как плошки, –
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух,
Он забился под лопух. ( С. Маршак )

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.

Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. ( С. Баруздин )


Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, крынки,
В боты, валенки, ботинки.
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. ( Ю. Тувим )

А над этой белизной,
Зимней, сказочной, лесной,
Как в избе оконце,
В небе тлеет солнце.
И так близко-близко,
И так низко-низко
Над ветвями и землей,
Что легко в него рукой,
Если постараться,
Можно постучаться –
Попроситься на часок
Заглянуть на огонек. ( И. Мазин )



ОТВЕТЫ

1) Грибной дождь, белая ворона, маменькин сынок, золотые руки, повесить голову;

2) перемывать косточки, злые языки, щелкать зубами, хлопать глазами, в ежовых рукавицах;

3) рубить сплеча, молочные реки, расхлебывать кашу, ломать голову, белые мухи.

Без году неделя, на седьмом небе, наступать на пятки, раскрыв рот.

Семи пядей во лбу, проще пареной репы, как рыба в воде, считать ворон.

Как с гуся вода, как снег на голову, намылить шею, убить двух зайцев, пуд соли съесть, выеденного яйца не стоит, как за каменной стеной, как собака на сене, сказка про белого бычка, как осиновый лист дрожит.

I группа : 1 в , 2 д , 3 е , 4 г , 5 а , 6 б .

II группа : 1 г , 2 а , 3 б , 4 в , 5 е , 6 д .

III группа : 1 б , 2 е , 3 д , 4 г , 5 а , 6 в .

1 з , 2 к , 3 а , 4 и , 5 ж , 6 б , 7 в , 8 д , 9 г , 10 е .

1 д , 2 и , 3 е , 4 ж , 5 к , 6 з , 7 г , 8 в , 9 а , 10 б .

Искусный в любом деле, умеющий делать все; робкий, скромный, незаметный; непохожий на других; средний, посредственный, ничем не выдающийся; очень широкоплечий, могучего телосложения; наивный, простодушный, бесхитростный; очень опытный, бывалый; пышущий здоровьем; слабый, изнеженный; много знающий, разносторонне образованный; очень умный, мудрый, выдающийся; ничего не стоящий, не значащий; добрый, кроткий, безобидный; прикидывающийся несчастным, обиженным, беспомощным; находчивый в разговоре, в споре; первый помощник; хитрый, пронырливый; опытный; молчаливый; хитрый; очень глупый; трусливый; не хуже других; нерасторопный, недотепа.

а) 1, 4, 6, 10, 12 – очень быстро;

б) 2, 5, 8, 11, 13 – очень похожи;

в) 3, 7, 9, 14 – очень много.

1 з , 2 е , 3 к , 4 ж , 5 л , 6 в , 7 д , 8 а , 9 м , 10 б , 11 г , 12 и .

Комар, рыба, из мухи, рак, курам, собака, рыба, собаку, муха, волк, козел, воробей, сельдей, ворон, кошка, гусей, козла, медведя, коня, быка, кошка, ворона, телят, ворона, волк, белка, свинью, слону, раки, козу, курица.

Кот наплакал, как собаке пятая нога, спустя рукава, как с гуся вода, черепашьим шагом, как рыба в воде, покупать кота в мешке, медведь на ухо наступил, как корова языком слизнула, тянуть кота за хвост.

Трескучий, благим, закадычный, стреляный, заклятый, лакомый, острый, детский, добрый, бабье, красная, маменькин, золотые, сонная, кисейная, крепкий (твердый), бездонная, скорую, белыми.

Родиться (родился), падать (упасть), стоять, прожужжать, попасть, надрывать (надорвать), продирать, шевелить, проглотить, ходить.

Пяти, семи, три, пять, двадцать пять, три, семь, семь, два (три), три, три девять, три, семь, семью, семь, семь.

Грибной дождь, стоять на часах, сесть в лужу, намылить голову.

В обморок упали – потеряли сознание; дали стрекача – пустились наутек, поспешно убежали; совал нос – вмешивался не в свое дело; руки золотые – мастер своего дела: человек, очень искусный в своем деле; был таков – удрал, сбежал, скрылся; замер дух – сильно испугался; без сучка-задоринки – без помех, без затруднений и осложнений; вверх дном перевернула – привела в беспорядок; (заглянуть) на огонек – мимоходом (зайти, заглянуть к кому-либо).

Задание 1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Задание 2. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.

7. Все слушали его раскрыв рот.

8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

Задание 3. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.

1. Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.

Задание 4. Вместо точек вставь нужное слово.

Как . вода (с курицы, с утки, с гуся); как . на голову (снег, дождь, град); намылить . (руки, шею, голову); убить . зайцев (трех, четырех, двух); . соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного . не стоит (огурца, яйца, яблока); как за . стеной (деревянной, глиняной, каменной); как . на сене (овца, собака, корова); сказка про . бычка (белого, черного, рыжего); как . лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Задание 5. Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы.

1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.

Подсказки: а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть.

1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.

Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать.

1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на пожар.

Подсказки: а) ничего не делая; б) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в) быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е) хитрить, лукавить.

Задание 6. Замени выделенные фразеологизмы одним словом.

1. Все бежали как на пожар.

2. Туристы берегли спички как зеницу ока.

3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.

4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.

5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.

6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу.

7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.

8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.

9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.

10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.

Подсказки: а) много; б) повсюду; в) убежали; г) радушно; д) усердно; е) непрочно; ж) медленно; з) быстро; и) легко; к) тщательно.

Задание 7. Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их.

Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.

1. Исчезнуть
2. Постепенно
3. Обдумать
4. Неторопливо, вяло
5. Проучить, наказать
6. Сплетничать
7. Необыкновенно
8. Небрежно
9. Стремительно
10. Неразлучны

а) Сломя голову
б ) Водой не разольешь
в ) Спустя рукава
г ) Чудеса в решете
д ) Как сквозь землю провалиться
е ) Пораскинуть умом
ж ) Как сонная муха
з ) Чесать языком
и ) Шаг за шагом
к ) Показать, где раки зимуют

Задание 8. О каком человеке так говорят в народе?

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.
Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.

Задание 9. Объедини фразеологизмы, имеющие близкое значение, в три группы. Укажи значение каждой группы.

1. Во весь дух. 2. Одного поля ягода. 3. Яблоку негде упасть. 4. Во все лопатки. 5. Одним миром мазаны. 6. На всех парах. 7. Шагу негде ступить. 8. На одно лицо. 9. Иголку негде воткнуть. 10. Как на пожар. 11. На один покрой. 12. Только пятки засверкали. 13. Как две капли воды. 14. Пушкой не прошибешь.

Задание 10. Найди в правом столбике фразеологизмы с противоположным значением (антонимы). Напиши фразеологизмы парами.

1. С легким сердцем
2. Водой не разольешь
3. От горшка два вершка
4. Засучив рукава
5. Язык плохо подвешен
6. Рукой подать
7. Одержать победу
8. Воспрянуть духом
9. Себе на уме
10. Рта не закрывает
11. Выйти из себя
12. Во все лопатки

а) упасть духом
б ) слова не вытянешь
в ) за тридевять земель
г ) взять себя в руки
д ) потерпеть поражение
е ) как кошка с собакой
ж ) спустя рукава
з ) с тяжелым сердцем
и ) черепашьим шагом
к ) ростом в косую сажень
л ) язык хорошо подвешен
м ) олух для царя небесного

Задание 11. Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.

. носа не подточит; как . в воде; делать . слона; когда . на горе свистнет; . на смех; как . на сене; биться как . об лед; . съел; как сонная . ; морской . ; . отпущения; стреляный . ; как . в бочке; куда . костей не заносил; как угорелая . ; дразнить . ; пускать . в огород; делить шкуру неубитого . ; не в . корм; брать . за рога; черная . пробежала; . в павлиньих перьях; куда Макар . не гонял; белая . ; . в овечьей шкуре; вертеться как . в колесе; подложить . ; как . дробина; показать где . зимуют; драть как сидорову . ; писать как . лапой

Задание 12. Посмотри на рисунки. Вспомни известные фразеологизмы. Напиши их.

Задание 13. Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?

. мороз; кричать . матом; . друг; . воробей; . враг; . кусок; . на язык; . лепет; . молодец; . лето; . девица; . сынок; … руки; как . муха; . барышня; . орешек; . бочка; на . руку; шито . нитками

Задание 14. Какой глагол пропущен?

. в сорочке; . духом; . на часах; . уши; . впросак; . животики; . глаза; . мозгами; язык . ; . на задних лапах

Подсказки: быть удачливым, счастливым; находиться в карауле; оказаться в неловком, невыгодном положении; просыпаться; очень вкусный; приходить в уныние; надоесть постоянными разговорами об одном и том же; хохотать до изнеможения; думать, соображать, размышлять; угодничать, прислуживаться.

Задание 15. Вставь пропущенные числа.

Без . минут
. пядей во лбу
гнуть в . дуги
как свои . пальцев
опять .
гнать в . шеи
сгонять . потов
. пятниц на неделе

от горшка . вершка
с . короба
за . земель
в . счета
. верст до небес
книга за . печатями
за . верст киселя хлебать
. потов сошло

Задание 16. В каждой паре один из рисунков соответствует фразеологизму. Напиши фразеологизм под выбранным тобой рисунком.

Задание 17. Прочитай. Найди фразеологизмы. Определи их значение.

1. Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил. (К. Чуковский)

2. Но, увидев усача (Ай-ай-ай!),
Звери дали стрекача (Ай-ай-ай!),
По лесам, по полям разбежалися,
Тараканьих усов испугалися. (К. Чуковский)

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступая,
Снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу,
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес. (С. Маршак)

Говорят, у мамы
Руки не простые.
Говорят, у мамы
Руки золотые.

Погляжу внимательно
Погляжу поближе.
Маме руки глажу –
Золота не вижу. (М. Родина)

Долго ждали еж с ежихой,
А мышонок меж кустов
Прошмыгнул – и был таков!
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица:
Вся рябая, клюв крючком,
Перья пестрые торчком,
А глаза горят, как плошки, –
Вдвое больше, чем у кошки.
У мышонка замер дух,
Он забился под лопух. (С. Маршак)

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.

Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки. (С. Баруздин)

Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головою залезала
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, крынки,
В боты, валенки, ботинки.
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. (Ю. Тувим)

А над этой белизной,
Зимней, сказочной, лесной,
Как в избе оконце,
В небе тлеет солнце.
И так близко-близко,
И так низко-низко
Над ветвями и землей,
Что легко в него рукой,
Если постараться,
Можно постучаться –
Попроситься на часок
Заглянуть на огонек. (И. Мазин)




ОТВЕТЫ

Задание 1

1) Грибной дождь, белая ворона, маменькин сынок, золотые руки, повесить голову;

2) перемывать косточки, злые языки, щелкать зубами, хлопать глазами, в ежовых рукавицах;

3) рубить сплеча, молочные реки, расхлебывать кашу, ломать голову, белые мухи.

Задание 2

Без году неделя, на седьмом небе, наступать на пятки, раскрыв рот.

Задание 3

Семи пядей во лбу, проще пареной репы, как рыба в воде, считать ворон.

Задание 4

Как с гуся вода, как снег на голову, намылить шею, убить двух зайцев, пуд соли съесть, выеденного яйца не стоит, как за каменной стеной, как собака на сене, сказка про белого бычка, как осиновый лист дрожит.

I группа : 1 в , 2 д , 3 е , 4 г , 5 а , 6 б .

II группа: 1 г, 2 а, 3 б, 4 в, 5 е, 6 д.

III группа: 1 б, 2 е, 3 д, 4 г, 5 а, 6 в.

Задание 6

1 з, 2 к, 3 а, 4 и, 5 ж, 6 б, 7 в, 8 д, 9 г, 10 е.

Задание 7

1 д, 2 и, 3 е, 4 ж, 5 к, 6 з, 7 г, 8 в, 9 а, 10 б.

Задание 8

Искусный в любом деле, умеющий делать все; робкий, скромный, незаметный; непохожий на других; средний, посредственный, ничем не выдающийся; очень широкоплечий, могучего телосложения; наивный, простодушный, бесхитростный; очень опытный, бывалый; пышущий здоровьем; слабый, изнеженный; много знающий, разносторонне образованный; очень умный, мудрый, выдающийся; ничего не стоящий, не значащий; добрый, кроткий, безобидный; прикидывающийся несчастным, обиженным, беспомощным; находчивый в разговоре, в споре; первый помощник; хитрый, пронырливый; опытный; молчаливый; хитрый; очень глупый; трусливый; не хуже других; нерасторопный, недотепа.

Задание 9

а) 1, 4, 6, 10, 12 – очень быстро;

б) 2, 5, 8, 11, 13 – очень похожи;

в) 3, 7, 9, 14 – очень много.

Задание 10

1 з, 2 е, 3 к, 4 ж, 5 л, 6 в, 7 д, 8 а, 9 м, 10 б, 11 г, 12 и.

Задание 11

Комар, рыба, из мухи, рак, курам, собака, рыба, собаку, муха, волк, козел, воробей, сельдей, ворон, кошка, гусей, козла, медведя, коня, быка, кошка, ворона, телят, ворона, волк, белка, свинью, слону, раки, козу, курица.

Задание 12

Кот наплакал, как собаке пятая нога, спустя рукава, как с гуся вода, черепашьим шагом, как рыба в воде, покупать кота в мешке, медведь на ухо наступил, как корова языком слизнула, тянуть кота за хвост.

Задание 13

Трескучий, благим, закадычный, стреляный, заклятый, лакомый, острый, детский, добрый, бабье, красная, маменькин, золотые, сонная, кисейная, крепкий (твердый), бездонная, скорую, белыми.

Задание 14

Родиться (родился), падать (упасть), стоять, прожужжать, попасть, надрывать (надорвать), продирать, шевелить, проглотить, ходить.

Задание 15

Пяти, семи, три, пять, двадцать пять, три, семь, семь, два (три), три, три девять, три, семь, семью, семь, семь.

Задание 16

Грибной дождь, стоять на часах, сесть в лужу, намылить голову.

Задание 17

В обморок упали – потеряли сознание; дали стрекача – пустились наутек, поспешно убежали; совал нос – вмешивался не в свое дело; руки золотые – мастер своего дела: человек, очень искусный в своем деле; был таков – удрал, сбежал, скрылся; замер дух – сильно испугался; без сучка-задоринки – без помех, без затруднений и осложнений; вверх дном перевернула – привела в беспорядок; (заглянуть) на огонек – мимоходом (зайти, заглянуть к кому-либо).

фразеологизмы

Фразеологизмом называют устойчивое и неделимое сочетание слов. Его можно заменить синонимом, выразиться каким-нибудь по-другому или же выразиться одним словом. Но только в целом фразеологизм имеет лексическое значение.

Благодаря фразеологизмам наша речь становиться более яркой, выразительной и эмоциональной.

Фразеологизм – это такое сочетание слов, которое невозможно перевести дословно, так как при этом теряется весь смысл выражения и его эмоциональная окраска.

Можно уверенно сказать, что фразеологизмы являются такими крылатыми выражениями, которые не имеют автора.


фразеологизмы

Непонятные для человека фразеологические значения можно найти в соответствующих словарях или справочниках крылатых выражений и слов. Значение часто употребляемых словосочетаний предоставлены в толковых словарях. Их можно легко найти под обозначенным таким значком <>.

Фразеологизмы воспроизводятся уже в целостном виде и являются одним членом предложения.


фразеологизмы

А теперь давайте попробуем разобраться, какие из этих выражений и словосочетаний относятся к фразеологизмам:

1. Заварить кашу;
2. язык заплетается;
3. говорить, как прирожденный оратор;
4. Тихий океан;
5. как слон в посудной лавке.

Признаки фразеологизмов

Типы фразеологизмов

Фразеологизмы бывают нескольких разновидностей.

К ним относятся фразеологические: 1. сращения,
2. единства,
3. сочетания.

Ко второму типу относится такой устойчивый оборот, значимость которого можно вынести из выражения составляющих слов, но слова этого оборота при объединении могут приобрести переносный смысл. То есть, это такие неделимые сочетания, понять смысл которых можно лишь благодаря входящим в них словам.


фразеологизмы

Как найти фразеологизм в предложении

Мы с вами уже узнали основные признаки фразеологизмов и теперь благодаря им, мы легко можем находить эти устойчивые словосочетания в предложениях.

Вам уже известно, что фразеологизмы состоят из не менее двух слов. Естественно, что фразеологизмом не может быть каждое словосочетание, а лишь образное. Ведь такие словосочетания, как троллейбусное депо или железная дорога, называют предметы и понятия, но фразеологизмами они быть не могут. Также, не каждое необычное сочетание слов является фразеологизмом. Это может быть обычное слово, которое имеет переносный смысл.

Благодаря тому, что фразеологизм имеет устойчивый состав, то чтобы проверить, относится ли к нему словосочетание, необходимо попробовать произвести замену слов в этом выражении.

Если вы решите проверить перед вами фразеологизм или обычное словосочетание, то для этого необходимо попробовать заменить одно из слов этого выражения на другое. То есть, если в выражении после замены какого-то слова, получилась полная бессмыслица, то оно относится к фразеологизму.

Но существуют такие словосочетания, в которых все-таки есть возможность замены некоторых слов. Такие сочетания слов также являются фразеологизмами.

Ну и последнее, что нужно помнить при поиске этих устойчивых словосочетаний, что фразеологизм не является названием. К этим выражениям не относятся никакие географические названия, ни названия учреждений и т.д.


фразеологизмы

Прочитайте внимательно предложения и скажите, в каком из них присутствуют фразеологизмы?

1. Ну что ты молчишь, словно воды в рот набрал?
2. Твоя история потрясла меня до глубины души.
3. Лена с Таней сидели на лавочке и оживленно щебетали.
4. Наконец-то лед тронулся, и Сережа решил задачку.
5. Коля закинул удочку и поймал крупную рыбу.

Крылатые выражения, не имеющие автора


фразеологизмы

Фразеологизмы со своеобразной изюминкой, прочно вошли в нашу повседневную жизнь и стали восприниматься как естественный элемент нашей речи, идущий еще с глубины веков и созданный народом.

Эти своеобразные выражения стали украшением нашей речи, добавив в нее образность и народность, которая легко воспринимается нами, но непонятна для иностранных граждан, так как не поддается переводу.

И хотя фразеологические сочетания имеют какую-то двусмысленность, а некоторые их слова давно устарели, но для нас они все равно понятны, так как эта языковая модель передается из поколения в поколение.

Употребляя фразеологизмы в своей речи, мы не всегда задумываемся в точном значении каждого слова этого словосочетания, но прекрасно понимаем его смысл.

Крылатые слова, идиомы или фразеологизмы являются ярко выраженными средствами образной речи. Говоря о фразеологизмах, великий поэт Древней Греции Гомер, подчеркивал, что это крылатые выражения, которые легко срываются из уст говорящего и мгновенно долетают до ушей слушателя.

Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно предложения и замените слова и выражения в них фразеологизмами, которые бы соответствовали по смыслу:

• Эти два котенка очень похожи друг на друга.
• Виталик был мальчиком легкомысленным и никогда не выполнял свои обещания.
• Дети, идите поиграйте во двор и не мешайте мне убирать.
• Таня сказала маме, что выучила уроки, но при этом сильно покраснела.
• Петя долгое время не признавался, что посещает кружок рисования.

2. Посмотрите внимательно на проиллюстрированные фразеологизмы и объясните, как вы понимаете их смысл.


фразеологизмы

3. Рассмотрите внимательно внизу картинки и назовите нарисованные фразеологизмы. Запишите их в тетради. Объясните, как вы понимаете их смысл.


Жил-был на белом свете очень пожилой джинн. Он уже давно освободился из рабства лампы. Но лампу эту хранил и берег, как зеницу ока. Каждое ли слово и выражение понятно вам в этой истории? Необходимо разобраться с этим подробнее.

Что такое зеница?

Зеница — это нарицательное и неодушевленное существительное женского рода. Существительные женского рода, оканчивающиеся на букву "а", относятся к первому склонению и, в соответствии с этим, изменяется по падежам и числам.

Как зеницу ока: синоним

Зеница — это то же самое, что и зрачок.

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
Именительный падеж Что? Знаете ли вы, что зеница — это современное название зрачка? Зеницы глаз молодого офицера сузились от злости.
Родительный падеж Чего? Какое буквальное значение у "зеницы"? Кто мне ответит, сколько зениц у человека?
Дательный падеж Чему? К зенице художник еще не приступил, поэтому изображение жутко смотрело на зрителей темными бессмысленными ямами глаз. По зеницам можно судить о состоянии человека: если они очень расширены, вероятнее всего, что их владелец находится в крайней степени возбуждения.
Винительный падеж Что? Когда меня не станет, береги доченьку, как зеницу ока, защищай ее, не давай в обиду. Учитель биологии Дмитрий Вячеславович Пруденский прочел статью про зеницы.
Творительный падеж Чем? Зеницей оказался обыкновенный зрачок. Влюбленный Алешка любовался девушкой: глазами, руками, волосами, даже зеницами.
Предложный падеж О чем? Андрей, что ты можешь рассказать о зенице? В зеницах отражались сполохи огня.

Что такое око?

Как и существительное "зеница", "око" относится к устаревшей, редко употребляемой в современной речи лексике. Его значение можно уточнить в специальном словаре устаревших слов. "Око" — это современное название органа зрения, то есть обычного глаза.

выражение зеница ока

Око — это нарицательное и неодушевленное существительное среднего рода, второго склонения, как и все склоняемые существительные среднего рода на "о".

Выражение "зеница ока"

Рассмотренные выше существительные входят в состав известного фразеологического оборота. Итак, что означает фраза "зеница ока"?

Из написанного выше очевидно, что полученное словосочетание имеет современный эквивалент - "зрачок глаза".

Как зеницу ока

А что обозначает фразеологизм "беречь или хранить, как зеницу ока"? А это значит — "относиться к чему-либо очень бережно".

Как зеницу ока: синонимы

Изучаемое в данной статье выражение имеет несколько синонимов:

  • Бережно. Маленький Павлушка Кротов бережно хранил фотографии и письма с фронта, которые писал ему погибший отец.
  • Ответственно. К сохранности имущества кладовщик подходил очень ответственно.
  • Хорошо. Хорошо следи за сестренкой.
  • Хорошенько. Хорошенько охраняй вход в крепость.
  • Тщательно. Молодая няня тщательно следила за ребятишками.
  • Строго. Ангелина Михайловна строго следила за сыновьями, как бы кто-нибудь из них не сбежал на озеро.
  • Как ценность. Десятилетний Ромашка Шматков берег камень с берега моря, как великую ценность.
  • Как сокровище. Относись к Кристине, как к сокровищу, она нам еще пригодится.
  • Надежно. Здесь все проверено и надежно, ребята никуда не пропадут.

Идеи словосочетаний

Как вы думаете, что можно беречь, как зеницу ока?

беречь как зеницу ока

Ребенка, сына, дочь, младенца, отца, мать, родителей, письмо, тайну, шкатулку, монетку, сувенир, книгу, тетрадь, дневник, счастье, память, воспоминания, клад, сейф, листок, драгоценности, кошелек, мемуары, рукописи, огонь, костер, девушку, невесту, пленницу, раба, отношения, уважение, любовь, воду, подарок, цветок, травинку, котенка, щенка.

Примеры предложений

Лексическое значение слов и особенности их употребления лучше всего понятны в контексте предложений.

Читайте также: