В каком курортном немецком городке писатель начинает работу над романом преступление и наказание

Обновлено: 18.09.2024

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных, подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

2. Оформление тетрадей

Роман “Преступление и наказание” (1866 год).

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит…

А.С. Пушкин
(Медный всадник)

3. Вступительное слово учителя

Задача урока – не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования и проникнуться сочувствием к страдающим людям. Но и привести к пониманию неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, к пониманию, что эта “неразрешенность” зависит не от воли людей, а от состояния общества. Общество, в котором живут герои романа, так устроено, что жизнь каждого из них возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.

Необходимо рассмотреть, как изображает писатель гнетущую обстановку безысходности жизни человека, заставляя за судьбами людей увидеть образ преступного мира, где так безмерно унижен и придавлен человек, где человеку “некуда пойти”, и подойти к выявлению основной философской проблемы романа - к конфликту между человеком и миром.

4. Работа с текстом в форме беседы, чтение отрывков, пересказа сцен и комментирование их

К этому уроку студенты перечитали следующие эпизоды:

ч. I, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге),

ч. I, гл. 3 (письмо матери Раскольникова),

ч. I, гл. 5 (сон Раскольникова),

ч. II, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова),

ч. IV, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня),

ч. V, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным),

ч. V, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).

В 1-й и 2-й главах первой части мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Видим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скученности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе. Люди здесь относятся друг к другу с презрением и взаимным недоверием, объединяет их, кажется, только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.

Исповедь Мармеладова, письмо-исповедь матери Раскольникова, изображение Сенной площади и прилегающей к ней “канавы” с многочисленными распивочными и “заведениями” - позволяют говорить о том, что судьбы героев романа обусловлены не какими-то случайными трагическими обстоятельствами или индивидуальными качествами личности, а законами устройства общества.

Наиболее типичные студенческие ответы: “Улица грязная. Всюду известка, кирпич, пыль. Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, и появляется желание поскорее убежать с этой улицы куда-нибудь подальше, подышать свежим воздухом”

“Мы на одной из “серединных” бедных улиц Петербурга Достоевского. Какое-то чувство страшной тесноты все время преследует меня. Тесноту на улице создают “непрерывно” попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпича. Кажется, что сама улица, ее дома надвигаются на прохожего. Все это пробуждает какое-то гнетущее чувство”.

Студенты не столько “рисуют” улицу, сколько говорят о том, чувстве, которое возникает у них, когда они попадают на одну из “серединных” улиц Петербурга. Образ улицы пробудил у них определенные мысли и чувства. Анализ этих мыслей и чувств помогает уяснить, что пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку, что у Достоевского “пейзаж – это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения”. Он никогда не нацелен на простое описание обстановки, он создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображением человеческим миром.

Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. “Серединные улицы” Петербурга, где люди “так и кишат”, вызывают в душе Раскольникова “чувство глубочайшего омерзения”.

“В этом квартале, - говорит один из студентов, - встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. “Оборванец”, “лохмотник” очень часто пишет о них Ф.М. Достоевский. Все они серые и унылые, как и улица, по которой идут”. От встреч с людьми остается ощущение “чего-то грязного, жалкого, безобразного.

“Заходим в трактир. Та же вонь, грязь, духота, что и на улице. Чувствуешь себя каким-то придавленным. Самое сильное ощущение – нечем дышать”. “ Испытываешь чувство отвращения. О трактире хочется сказать словами Раскольникова: “Грязно, пакостно, гадко, гадко!” “Куда бы мы ни вошли: в трактир, в каморку героя или Мармеладовых, самое сильное ощущение: тесно, грязно, душно, давит. Страшно за людей, живущих в этих “каморках”, жалко их”

Делаем вывод, что мотив духоты, тесноты, толкучки, вони и грязи, чего-то неправильного, безобразного, рождаемый пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, “как в комнате без форточек”, его давит и в “густой толпе”, и в трактире, “битком набитом”, и в каморках. Все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Отправившись вместе с Раскольниковым по улицам, мы увидели Петербург Сенной площади, Екатерининского канала, распивочных и “заведений”, каморок и чердаков, услышали исповедь Мармеладова. Картины жизни униженных и оскорбленных произвели очень сильное впечатление и явились главными предметом размышлений.

Эпизоды о страшной нищете, надругательстве над человеком, о невыносимых страданиях униженных и обездоленных. “Сон Раскольникова о замученной кляче, которую секут по самим глазам и забивают до смерти, напоминает страдания людей, которые наблюдаются в течение всего романа.

“Нельзя спокойно читать эти страницы, странная горечь переполняет сердце. Каждая страница из жизни Мармеладовых – крик о помощи: надо немедленно спасать этих людей, что-то сделать для этого, чтобы вытащить их из этой трясины!”

Картины, рисующие трагизм нищеты и безмерных страданий людей, проникнуты тоской по гуманности и справедливости. Поэтому страшная жизнь людей пробуждает сочувствие, и возмущение, и мысль о том, что так жить человек не может.

Герои романа бессильны разрешить противоречия и “тупики”, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей угадывается образ преступного мира, понять, что неразрешимость противоречий, безвыходность тупиков, в которых попадают герои, зависит не от воли людей, а от состояния общества.

Вдумываясь в положение Сонечки: не пойди Соня на улицу, умерли бы с голоду ее сестренки и братишка, чахоточная мачеха и пьяница - отец. Пойти на улицу – значит надругаться над собой, переступить закон морали и совести. Анализируя обстоятельства, в которые попадают Дуня Раскольникова, Катерина Ивановна, мы убеждаются, что они, в общем-то, аналогичны той ситуации, в которую поставлена жизнью Сонечка Мармеладовой.

Обобщая ответы, подчеркиваем следующие моменты: естественные человеческие отношения в обществе искажены: добро по отношению к людям требует зла - по отношению к себе (желание помочь голодным детям привело Соню к преступлению против совести), любовь к людям может проявиться только в форме самоотрицания, понятия “добра” и “зла” принципиально неразделимы.

Жизнь ставит героев Ф.М. Достоевского в такие ситуации, где безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности. Люди вынуждены переступать моральные нормы, чтобы купить право на существование. Можно использовать глубокую мысль Д.И. Писарева о душном мироустройстве, в котором мечутся герои романа. В этом мире “оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. И не только сам человек, подавленный исключительным положением. Но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении, и начинает испытывать такое ощущение, как будто бы он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы”.

Человеку в этом мире “некуда не пойти”. Мармеладов сознает свою беспредельную вину перед семьей и особенно перед Соней. Он пропивает последние вещи, бесчеловечен по отношению к близким людям, обрекая их на голодное существование, а любимую дочь на проституцию. Но трагедия пьяницы - Мармеладова не только в его пороке. Суть дела останется без изменений, если Мармеладов будет не пьяницей, а смиренным титулярным советником. К такой жизни такие понятия, как честный труд, неприложимы (“Много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать. ”). И на службе нет места человеку, там человек всего лишь “штифтик” бюрократической машины.

Слова Мармеладова: “Надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти”, - несут в себе не бытовой, а философский смысл. “Ему некуда пойти, как человеку, поднявшемуся над бессмысленным существованием штифтика в бюрократической “машине”. К неразрешимым противоречиям и тупикам приводят “бедных людей” беспощадно и неумолимо социальные обстоятельства, весь миропорядок.

“К горю людей здесь относятся не только равнодушно, но даже с усмешкой, со злорадством. Беда в доме Мармеладовых, а мы видим, как протягиваются “наглые смеющиеся головы”, слышится “пронзительный визг” хозяйки дома, которая хочет испугать бедную Катерину Ивановну, угрозой выгнать из комнаты. Дикие отношения!”

“Кругом шумно и многолюдно. Дома густо заселены людьми. Комната Мармеладовых проходная. В такой комнате человек не может остаться один на один со своими мыслями и думами. Каждый шаг его видят другие. Человек как бы раскрыт перед всеми. Но человек чувствует себя здесь одиноким, потому что никому нет дела до его несчастья, потому что кругом он видит лишь любопытные лица”.

Больше всего поражает в отношениях людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злоба, злое любопытство, разъединенность. У студентов возникает мысль о духовном одиночестве человека в толпе, они делают первый шаг в понимании конфликта между личностью и обществом.

Текст, над которым работают студенты, позволяет раскрыть одну из важных особенностей художественной манеры Достоевского: в создании образа внешней обстановки и образа самого человека, прослеживается уклон к гротеску. Этот гротеск, усиливающий восприятие безобразия обстановки, мысли, чувства, есть своеобразное выражение патетики Достоевского, как и у Гоголя, - “враждебным словом отрицания”.

Достоевский в письме к Н.Н. Страхову писал: “ У меня свой особенный взгляд на действительность и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного”.

Делаем вывод: тот “жизненный тупик”, в котором “человеку некуда пойти”. “Сгущение красок” помогает держать читателя в страшном напряжении, “не давать отдыха”, заставляет его спросить себя: “А нет ли и в твоей душе стремления к душевной лени, к такому душевному спокойствию, которое означает твое прощение самому себе, безразличие к страданиям людей? Не слабеет ли в самом тебе голос совести? Не поддаешься ли ты соблазнам “жизни в свою утробу”? Нет ли в тебе самом жесткости, жива ли в тебе человеческая душа, не теряет ли она способность болеть за горе, за оскорбления унижения людей, живущих с тобой на этой грешной, стремящейся к счастью земле?”

Таким образом, с первых страниц романа капиталистический уклад жизни предстает как мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, как мир ненависти и вражды, распада моральных устоев.

Потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов 60-х годов века проникнуты болью о человеке. Данное в романе объяснение судеб людских позволяет говорить о преступном устройстве мира, закона которого обрекают человека жить “на аршине пространства”, в каморках, похожих “на гроб”, на невыносимые лишения и страдания. Это и есть конфликт между человеком и обществом.

Записываем в тетради: люди в Петербурге смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. Пейзажные картины города, сцены его уличной жизни – создают общее впечатление Петербурга, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

1. Перечитать эпизоды: размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых, чтение письма матери (2–4-я главы первой части романа).

  • Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?
  • Как вы объясните эти противоречия?
  • Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании этих поступков?

3. Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым.

4. Перечитать разговор студента с офицером в распивочной, о котором вспоминает Раскольников в главе шестой первой части.

1. Белкин А. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание”. Русская классическая литература. Разборы и анализы. – М ., 1969.

2. Белов С.В. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание”. Комментарий. Книга для учителя. Под редакцией Д.С. Лихачева. М., 1971.

3. Волкова Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.


Класс: 11

Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881)

т/л философская и идейно-нравственная проблематика

30.10.1821 . Родился в многодетной семье штаб-лекаря Московской Мариинской больницы для бедных. Отец – дворянского происхождения, мать – из московской купеческой семьи. Начальное образование получил в частном пансионе Чермака.

1837 . Помещается в подготовительный пансион Костомарова с целью дальнейшего поступления в Инженерное училище.

1838. Поступает в Инженерное училище , находящееся в Михайловском замке. Пробует в сочинительстве и художественном переводе.

1849 . Посещает собрания тайного кружка М.Петрашевского. За участие в кружке арестован и посажен в Петропавловскую крепость.

1850 . За участие в распространении сочинений против правительства разжалован в рядовые и сослан на четыре года на каторжные работы. В начале года доставлен в Омский острог.

1854 . После острога зачислен рядовым в линейный Сибирский батальон, расположенный в г. Семипалатинске.

1859. Получает разрешение вернуться в европейскую часть России, переезжает на жительство в Тверь.

28.07 (09.02).1881 . Смерть писателя. Захоронен в Петербурге.

История создания романа.

1) Проблема народного пьянства.

Достоевский выявляет 2 причины:

А) ради счастья близких;

Раскольников – талантливый, мыслящий человек – поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладовых, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным.

Роман завершается явно искусственным эпилогом, изображающим покаявшегося Раскольникова, который под влиянием Сони вступает на путь религиозного искупления своей вины. Искусственным потому, что вся логика образов, весь внутренний смысл романа, беспощадно правдивое изображение несправедливости и неизлечимых зол современного социального строя противоречат этому эпилогу.

3) Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Поэтому убийство старухи стало для Раскольникова своего рода испытанием права на власть, которое завершилось катастрофой, признанием ошибочности своей теории, раскаянием в совершённом нравственном преступлении. Достоевский глубоко разоблачил и осудил в своём романе суть буржуазного индивидуализма, показал несостоятельность анархического бунта.

Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В О

материал для зарождения себе подобных

Во имя идеи могут переступить через трупы, через кровь

1. внутренние качества Раскольникова: доброта, сочувствие, жалость…

1.убийство во имя благородной идеи превращается в убийство ради денег

2.муки и страдания после преступления

2.Раскольников убивает невинную Лизавету и её не рождённого ребёнка

3.герой одинок даже среди близких людей

3.подорения пали на на невинного человека (маляр Миколка)

4.большое зло причиняет самому себе

5.теория Раскольникова схожа с теорией Свидригайлова и Лужина

1. Лужин Петр Петрович

1) Мать Раскольникова о Лужине (ч.1 гл.3)

2) Первая встреча Раскольникова с Лужиным (ч.2 гл.2 и 3)

3) Свидание Лужина с Дуней (ч.4 гл. 2, 3)

4) Размышления Лужина (ч.5 гл.1, 3)

1) Лужин о Свидригайлове (ч.4 гл.2)

2) Встреча Раскольникова и Свидригайлова (ч.4 гл.1)

Поместный дворянин, человек образованный, умный, сладострастник и тайный преступник (подозрения в растлении ребёнка, истязании крепостного, убийстве жены). Его прошлое – мрачная тайна.

Вывод: Свидригайлов – пародийное отражение серьёзных философских построений Раскольникова.

т/л психологизм; полифонизм романов Достоевского

см. отдельный лист

Психологизм – способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека.

7) Библейские мотивы в романе.

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман “Преступление и наказание” тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла — вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия — самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу (“гроб” — каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового — притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице (“если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень”), притча о Марфе — женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Ка-пернаумов — фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя “Лизавета” значит “почитающая Бога”, юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина — “чистая, светлая”. Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в “Преступлении и наказании”. Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит “с работы” 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне “до тридцати”, Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление “в седьмом часу”. А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

8) Мрачный облик Петербурга в романе.

Петербург Достоевского (мир униженных и оскорблённых).

Перед нами типичная картина повседневной жизни мелкочиновного Петербурга:

- трактиры, рестораны, распивочные, огромные здания, публичные дома;


- дворники, уличные девицы, пьяницы, квартирные хозяйки, студенты, бездомные дети

= бедность (повседневная власть медной хозяйки). Нищета рождает преступность.

Падение нравственности, рост преступности – основной мотив романа, к которому писатель возвращается вновь и вновь.

Городская толпа раскрывается в двух аспектах:

1) повседневная стихия, добрая и злая, по обстоятельствам, даже скорее злая, насмешливая;

2) реакционность русского народа как народа богоносца.

Вывод : город не только фон, но и ещё один мотив преступления

Настасья Филипповна – гордая, благородная, страдающая женщина, жертва лицемерия и бесчеловечности окружающего общества. Настасья Филипповна обладает замечательной красотой, физической и душевной. И вместе с тем она глубоко несчастна, её женская честь поругана, она унижена и оскорблена морально развращённым и циничным обществом. Её красота становится предметом гнусного торга. С самого детства она являлась жертвой развращённого эгоиста, богатого барина Тоцкого, воспитавшего для себя из маленькой девочки, поразившей его своей красотой, любовницу, тешившую его тщеславие. Трагизм положения Настасьи Филипповны усугубляется тем, что она презирает и ненавидит всех этих карьеристов и циничных дельцов, которые гонятся за наслаждениями, видят в женщине лишь предмет своих низменных вожделений. Она мечется, мучительно переживает своё падение, переходит от презрения и ненависти к отчаянию. В образе этой героини Достоевский выразил свою излюбленную идею об искажении и поругании в собственническом обществе красоты, женского достоинства, человеческой личности.

Как художник и мыслитель Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показал страшный, бесчеловечный характер самодержавного общества, раздираемого корыстью, честолюбием, чудовищным эгоизмом. Созданные им образы аристократа Тоцкого, купца Рогожина, генерала Епанчина, Гани Иволгина и многих других с бесстрашной верностью запечатлели нравственное разложение, отравленную атмосферу этого общества с его вопиющими противоречиями и безжалостной борьбой всех против всех.

11) Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура 20-го века.

1) романы Достоевского обращены к совести человека и, очищая его душу, призывают к действию во имя жизни;

2) новая жанровая форма – социально-философский роман (полифонизм=многоголосие);

3) обогатил мировую литературу, расширил возможности художественного познания жизни;

4) влияние на творчество писателей С.Маршака, Л.Леонова, Т.Драйзера, К.Федина, А.Блока, Л.Толстого.

13) Темы сочинений:

А) Последняя встреча Свидригайлова и Дуни (ч.6 гл.5);

Б) Знакомство Раскольникова со Свидригайловым (ч.4 гл.1);

В) Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (ч.6 гл.2).

Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем.

В чём причины самоубийства Свидригайлова?

Каковы причины преступления Раскольникова?

В чём противоречия теории Раскольникова?

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского.

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".


Posted By: esenina 30.06.2021

Здравствуйте, дорогие друзья!

2021 год объявлен Годом празднования 200-летия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста.
По данным ЮНЕСКО, Достоевский – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире.


Сегодня мы совершим литературный круиз по местам, связанным с жизнью и творчеством
Федора Михайловича Достоевского.

Ф. М. Достоевский автор таких бессмертных произведений, как:

Федор Достоевский является выразителем национального духа, который уже десятилетия разделяет первые места с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым среди наиболее читаемых за рубежом русских авторов.

Ф. М. Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве в больнице для бедных, ее еще называли Божедомка.


Отец Ф. М. Достоевского Михаил Андреевич из духовного сословия, служил штаб-лекарем в Мариинской больнице для бедных. Мать Ф. М. Достоевского Мария Федоровна, была натурой поэтической и религиозной.

В семье Достоевских было еще 6 детей Михаил, Варвара, Андрей, Вера, Николай, Александра.


Бедные люди с красивыми душами…
Трогает нас их наивность, друзья.
Повесть написана, чтобы мы думали…
Нам без любви жить на свете нельзя.

Добро и Зло… Всегда в единой связке.
Кто победит? Зависит от людей.
Мы верим в чудо, в детстве верим в сказки,
Но в жизни все опасней и сложней.

С января 1850 по 1854 Достоевский отбывал каторгу в Омском остроге, в январе 1854 был зачислен солдатом в Сибирский линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с родными. В 1855 он произведен в унтер-офицеры, 1856 после длительных хлопот сибирских и петербургских знакомых – в прапорщики.
Весной 1857 Достоевскому было возвращено потомственное дворянство, и право печататься.

Автор поднимает вечные проблемы: жизни и смерти, дружбы и любви.
Помимо этого, Ф.М. Достоевский в романе затрагивает проблемы религии, доброты и милосердия, преступления и наказания за него.

Достоевский поднимает проблемы жестокости, вседозволенности, эгоизма и милосердия, веры и неверия.
Основная тема, поднятая писателем в романе, — так называемая карамазовщина, которая олицетворяет нравственную деградацию.

Произведение было опубликовано в 1868 году.

Но Достоевский к нам спешит на помощь,
Он состраданьем лечит души нам.
Чтоб души возродились снова,
Чтоб солнце нас будило по утрам.
Чтоб в мире безобразном и жестоком
Не жили люди больше никогда,
Заверил нас писательским он словом,
Что мир спасет лишь только красота.

Спасибо, что дочитали до конца!

Подготовила: Сукрушева Л.А.

2021 — ГОД НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ

25 декабря президент России подписал указ о том, что 2021 год в стране будет Годом науки и технологий.


Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Цель указа – дальнейшее развитие науки и технологий в Российской Федерации.

Как пользоваться нашим поиском

книги у нас

2

3

4

5

6

snimok

Архив


Copyright 2021 | MH Newsdesk lite by MH Themes

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает. Ok

Читайте также: