Что будет если не сходить на практику в школе

Обновлено: 18.09.2024

В нашей школе проходят практику студенты психологических факультетов разных вузов и студенты педагогического колледжа. Студенты вузов отличаются от студентов педколледжа по многим параметрам — уровню знаний, умению учиться, самооценке, уровню притязаний, ответственности. Но самый главный — мотивация. У студентов педколледжа она может вообще отсутствовать. Надо заметить, что вместе с ребятами из педколледжа на практику ходит и их куратор, который осуществляет контроль за их деятельностью. Учитывая названные параметры, мы осуществляем разный подход к организации практики. Расскажу обо всем по порядку.

Практика у студентов в образовательных учреждениях начинается, когда они учатся на третьем курсе, и длится год. Также у нас проходят практику в течение месяца и студенты 4-го курса. Обо всех особенностях школы мы рассказываем им на установочном собрании, которое проходит в вузе, поэтому к нам практически всегда приходят люди, интересующиеся вопросами гендерной психологии, возрастной психологии, психологии творчества.

К любому студенту можно найти подход. На нашем первом собрании в школе мы говорим студентам, в какой работе мы дадим им возможность попробовать себя. Это может быть:

• подготовка, проведение и обработка результатов диагностики;

• подготовка наглядных материалов для индивидуальных коррекционных занятий и для занятий по психологии (они проходят у нас как в начальной, так и в средней и старшей школе);

• индивидуальные занятия с ребенком (профилактика школьной неуспеваемости);

• проведение исследований (студенту — реферат или курсовая, школе — понимание процессов, происходящих в той или иной группе);

Мы выслушиваем предложения студентов и находим оптимальное для всех решение. Главное для нас, психологов, — мотивация студентов, тогда и голова у них хорошо работает, и энтузиазма много, и работа выполняется быстрей и качественней.

Как вы сами понимаете, психолог играет важную роль консультанта, организатора и контролера. Не буду лукавить, это действительно требует большого терпения, знаний, ответственности, кроме того, необходимо иметь в своем арсенале книги, методики, которыми можно на время поделиться. Но появляются и большие плюсы:

• выполняется большой объем работы;

• у нас появляется время (как правило, спустя три месяца после начала практики) для того, чтобы посетить необходимые семинары, курсы и конференции, рекомендованные методическим центром или интересные нам самим;

• нам приходится постоянно актуализировать наши знания и умения, продолжать учиться;

• происходит постоянный обмен информацией и материалами;

• мы совершенствуемся в коммуникации, так как приходится общаться и договариваться с администрацией, педагогами, студентами, родителями и детьми;

• порой студенты видят проблему иначе, нежели мы, и это дает возможность найти оптимальное решение;

Некоторые работы студентов, проходящих у нас практику, получили признание на факультете, выигрывали конкурсы студенческих исследовательских работ.

С вузами происходит эффективная обратная связь — мы каждый год пишем информационное или благодарственное письмо, в котором перечисляем как положительные моменты практики, так и те трудности, с которыми сталкиваемся: к примеру, пробелы в определенных знаниях по психодиагностике, возрастной дифференциальной психологии. Как правило, к нашим замечаниям стараются прислушиваться.

Первые два месяца прошли очень трудно. У ребят практически ничего не получалось, их авторитет в глазах детей падал, и необходимо было срочно что-то предпринимать. Тогда на осенних каникулах мы провели для них тренинг для раскрытия творческих способностей. Тренинг проводили без куратора группы, и это дало свой результат — сами ребята увидели, что могут больше, появилось желание узнать, почему и как происходят определенные процессы. Следующие занятия с учениками прошли у них гораздо лучше.

Но этого все равно было мало. Даже такие элементарные вещи, как приветствие, установление правил работы и прощание, не всегда получались, что уж говорить о каких-то целях и результатах. И мы стали репетировать каждое занятие, озадачивали неожиданными вопросами или поступками, играя роль детей. Видя, как мы работаем, куратор тоже подключился к нам, мы нашли общий язык, а ребята посмотрели на него с другой стороны. Таким образом, функция контроля стала качественно другой. Мы вместе разрабатывали идеи о том, что и как можно провести, а потом каждый сам прописывал все детали.

У ребят после мероприятия возникли сильные положительные эмоции, появилась уверенность в своих силах, необходимые знания были усвоены. После второго тренинга занятия, которые проводили студенты педколледжа в школе, отличались продуманностью, интенсивностью, завершенностью. Во втором полугодии они должны были работать в средней и старшей школе, но мы за них были уже спокойны, так как на тренинге отработали с ними различные ситуации, которые часто возникают в старших классах.

На следующий год нам, к сожалению, удалось провести только один тренинг, и это сказалось на подготовке ребят — они предлагали стандартные решения, приходилось многое объяснять, заинтересованность в работе появилась не у всех. Большим препятстивем стало отсутствие взаимопонимания с куратором некоторых студентов.

Для организации эффективной практики студентов педколледжа необходимо сделать следующее:

• добиться усвоения ими необходимых знаний по диагностике, общей, возрастной психологии, педагогике;

• обязательно провести курс упражнений по развитию речи и ораторского мастерства;

Главное — всегда с уважением относиться к студентам и способствовать такому же уважительному отношению к ним со стороны педагогов, родителей, учеников. В школе этого можно добиться следующим образом:

• обращаться к ним по имени, отчеству, особенно при учителях, детях, родителях;

• объяснить, как на восприятие человека человеком (особенно ребенком) влияет одежда;

• внимательно выслушивать их предложения и не критиковать и настаивать, а советовать;

• разделять рабочие и нерабочие взаимоотношения (некоторые студенты до сих пор ходят к нам в школу, совершают совместные походы и поездки).

Организация практики студентов педколледжа намного сложнее, чем студентов вузов, но по эмоциональному накалу и переживаниям гораздо интереснее.

Да и мы сами еще молодые специалисты. Первых студентов взяли сразу после окончания института. Сначала боялись, что у нас нет такого авторитета, как у педагогов. Но у нас было и преимущество — мы понимали, что нужно студенту от практики, нам легко было найти общий язык.

Сейчас школам начисляют рейтинговые баллы за организацию студенческой практики, сотрудничество с вузами. Это то, что может заинтересовать администрацию. К большому сожалению, отменили начисление процентов (от 25 до 50) к зарплате специалистам, ответственным за студенческую практику в школе, поэтому основная мотивация теперь — повышение своего профессионального мастерства как психолога и как педагога.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время практики мы проводили уроки практически каждую неделю. У нас добавились новые предметы. Мною были проведены математика, русский язык, изобразительное искусство, музыка. Я проводила уроки и наблюдала уроки других в подгруппе. Было проведено около 20 уроков, план практики был мною выполнен.

На любом виде практики конечно же не обойтись без оформления документации. Так как я анализировала занятия, которые были проведены, и делала самоанализ, то после каждого проведенного занятия я заполняла дневник по практике, а после её завершения написала отчет о нашей деятельности и впечатлениях.

Эта практика, несомненно, принесла мне огромный опыт. Если на 2 курсе мною было проведено всего лишь 3 урока, то за этот период их было проведено около 20. У нас добавились новые предметы: русский язык, математика, изобразительное искусство, технология и даже музыка. В каждом классе разные программы, поэтому я приобрела новый опыт по написанию конспектов. Это очень трудная и кропотливая работа. Без помощи методистов и учителей школы было бы не справится. Теперь я умею учится на чужих и своих ошибках. Во время анализа как своего урока, так и других, я учитывала все замечания и недостатки, стараясь не допускать их на другом уроке.

Но все же, мне еще очень долго нужно учиться различным способам взаимодействия с детьми. Дети бывают разные, и авторитет для них один, это их классный руководитель. Когда ты приходишь в чужой класс, очень сложно оставаться улыбающейся, милой и в тоже время одновременно в меру строгой. Несомненно, нужно так же научиться правильно анализировать других и себя, что для меня всегда было очень трудно.

Но все-таки среди всех видов деятельности самым легким для меня было именно проведение урока. Мне очень нравится работать с детьми, наблюдать за ними. С ними очень интересно работать. Никогда не знаешь, какой вопрос они тебе зададут. В связи с этим приходилось не только изучать тему, которую нужно было объяснить детям, приходилось читать и изучать дополнительную литературу, искать интересную информацию. При подготовке к уроку, порой я для себя открывала много нового.

После проведения урока у меня всегда остается огромное количество впечатлений. Конечно, на 2 курсе я уже имела небольшой опыт работы и общения с детьми, но с практикой в этом году — это никогда не сравнить. Готовясь к проведению урока, я постоянно чувствовала на себе огромную ответственность, как мне подготовить данный материал, чтобы он был понятен детям, но также чтобы он был интересным. Я очень боялась, что, если спрошу у детей было ли им интересно, они ответят нет. К счастью, этого не произошло. Я не знаю, как передать те эмоции, которые меня переполняли после завершения урока, когда дети все хором кричат, что им очень понравился урок, чтобы я пришла к ним еще раз. Вот, что для меня было и остается самым ценным.

Я хочу, чтобы данный вид практики никогда не переставал существовать. Ведь настоящим специалистом становятся, когда преодолевают трудности. Изучая теорию, мало понимаешь всю ответственность, всю сложность работы учителя. Мне кажется, даже один день практики может заменить множество уроков теории. Что хочется пожелать методистам, так это только терпения. Они, несмотря на все, продолжают передавать нам свои знания и умения. За что я очень благодарна. Так же хочется выразить большую благодарность учителям Оршанской школы за то, что не отказывают нам в прохождении практики. Без их помощи было бы достаточно трудно проводить уроки. Спасибо, за то что передаете свой большой опыт нам.

Поскольку отработка - дело это сугубо добровольное, то никакой ответственности и наказаний за отказ быть не может. Школа может просить и предлагать желающим, но не вправе угрожать и наказывать. Это будет прямым нарушением закона.

Можно ли отказаться от летней практики?

За отказ проходить летнюю отработку не должно ничего грозить. В случае, когда на школьника или его родителей оказывается давление, они могут основательно обратиться в суд с жалобой на школу и принуждение к незаконной деятельности.

Сколько длится школьная практика?

Добровольная практика не может длиться более 10 часов в неделю. Об этом указано во 2 сноске таблицы 3 п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. За привлечение школьников к работам во время каникул без согласия родителей могут наказать директора школы.

Для чего нужна летняя практика в школе?

Деятельность летней практики включает привлечение обучающихся к различным работам для своей школы: к труду на пришкольном участке, благоустройству школьной территории, ремонту школьной мебели.

Что такое отработка?

отработка — проработка, шлифовка, отшлифовывание, отшлифовка, обработка, отделка Словарь русских синонимов. отработка см. отцепка Словарь синонимов русского языка.

Можно ли отказаться от отработки в школе?

Отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России. В соответствии с п. . В силу закона школа не может заставить вас приходить отрабатывать летом.

Что будет если не пройти летнюю практику в школе?

Поэтому, когда директор школы начнёт говорить о том, что не переведёт школьника в следующий класс, если тот не будет посещать практику, то смело можете привлекать администрацию учебного заведения к ответственности за принудительную отработку. А это может грозить большим штрафом или вовсе увольнением.

Что будет если не пройти практику в колледже?

Если не пройти на практику без уважительных причин, то можно не приобрести того практического опыта, который очень необходим в получении будущей профессии. Любая практика это закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения.

Что такое трудовая практика?

(working practices) Методы, с помощью которых работники предприятия выполняют поставленные перед ними задачи.

Как проходит практика у учителей?

Во время практики студенты пишут планы уроков, совместно с учителем или самостоятельно проводят их, организуют досуговые мероприятия для детей, проводят классные часы, родительские собрания, психологическую работу, сопровождают детей на различных мероприятиях.

Для чего нужна летняя практика?

Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности. Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника.

Как проходит практика в колледже?

Практика в двух словах:

Две недели/месяц в течение учебного года. Как правило, практика у студентов-бакалавров проходит на двух курсах, третьем и четвертом. На третьем курсе практика должна длиться две недели, а на четвертом — один месяц. Магистры также проходят практику дважды, по месяцу.

Что значит на практике?

на практике — на поверку, по существу, в действительности, по сути дела, в сущности, в конечном счете, реально, практически, оказывается, на деле, фактически, в конечном итоге, действительно, в самом деле, по сути, на самом деле Словарь русских синонимов.

Нужно ли отрабатывать грант в Казахстане?

Также введена норма по возмещению расходов, понесенных государством на обучение грантника, соразмерно фактическому периоду учебы. То есть, если студент отучился два года по гранту и потом перевелся на платную форму, ему все равно придется отработать.

Что такое отработка масла?

Что такое отработка

Отработанное моторное масло – это нефтепродукт, образующийся в результате эксплуатирования двигателя автомобиля. . Такое моторное масло сливают и заменяют свежей порцией смазки, необходимой для оптимальной работоспособности двигателя.

Что такое отработка в школе?

Летом некоторые школы в России практикуют привлечение детей к так называемым отработкам — бесплатному труду на территории школы. . Если детский труд не предусмотрен учебной программой, школа не может заставить ребенка приходить на летнюю отработку, отметила юрист.

Да, можете. Но необходимо заключить договор между вузом и лагерем, на базе которого работает ваш педагогический отряд. Для этого куратору педагогической практики (для студентов Института истории и политики – Н.Н. Глухареву, Н.Ю. Лесконог) нужно предоставить информацию о полном названии лагеря, полное ФИО и должность руководителя лагеря и его контакты (телефон, сайт организации). Проект договора будет направлен вам по электронной почте для дальнейшего согласования (подписания со стороны базы практики).

Кто будет оплачивать медосмотр?

Чаще всего расходы, связанные с медосмотром, оплачивают сами студенты. Медосмотр для работы в лагере очень серьезный, но медицинская книжка, которая формируется в процессе медосмотра, может быть использована студентом в течение года для прохождения других педагогических практик. Наличие медицинской книжки – обязательное условие для допуска к прохождению педагогической практики. Это зафиксировано в Положении об организации практики в МПГУ.

Ряд лагерей, с которыми сотрудничает МПГУ, полностью или частично компенсируют своим вожатым медосмотр. Эту информацию студенты могут узнать у руководства лагеря при выборе базы практики.

Как должен выглядеть отчет по практике?

Отчет по практике оформляется в виде индивидуальной книжки обучающегося. Форма индивидуальной книжки и требования к ее оформлению будут представлены студентам на установочной конференции непосредственно перед началом практики. В индивидуальной книжке есть раздел для заполнения со стороны базы практики – отзыв о работе студента и рекомендуемая оценка за практику. Отзыв о работе практиканта подписывает руководитель или заместитель руководителя, старший вожатый. На подпись ставится печать лагеря. Также в отчете в качестве приложений приветствуются фотографии, методические разработки или другие материалы, отражающие педагогическую деятельность студентов во время практики в лагере.

А если у меня на лето другие планы? Я могу не проходить практику или она обязательна?

Летняя педагогическая (вожатская) практика является обязательной и включена в учебный план. Мы заблаговременно сообщаем вам о необходимости подготовки к практике, чтобы вы смогли скорректировать свои планы на лето. Если ситуация критична, то она решается в индивидуальном порядке через деканат при предоставлении официальных документов, подтверждающих невозможность прохождения практики в летний период. Но необходимо помнить, что вуз предлагает организационно-методическое сопровождение летней педагогической (вожатской) практики единожды. Если практика не пройдена и не предоставлена отчетная документация по ее завершению, то студент будет иметь академическую задолженность. Пройти повторно практику можно будет в короткие сроки в свободное от основного расписания время и на той базе практики, которую студент должен согласовать с руководителем практики и руководителем образовательной программы.

Какие сроки прохождения практики?

В приказе будет указан расширенный период с 01 июня по 30 августа, так как в разных лагерях разные сроки смен. Вы можете пройти практику в этот период в течение одной смены (на выбор студента) продолжительностью не менее 21 дня.

Лагеря активно приглашают наших студентов на первые смены, то есть в начале июня. Студенты, у которых нет задолженностей по обучению и по оплате (если обучается по договору), имеют право на досрочную сдачу сессии. Важно заранее определиться с лагерем, со сменой, чтобы успеть подготовить все документы (написать в деканате заявление о допуске к досрочной сессии), сдать сессию (обычно это происходит в мае, поэтому часть материала по дисциплинам придется изучить самостоятельно).

Я правильно понимаю, что для того чтобы вуз и мой лагерь смогли заключить договор нужно полное название лагеря? Какая еще нужна информация?

Нужно предоставить информацию о полном названии лагеря, полное ФИО и должность руководителя лагеря и его контакты (телефон, сайт организации). В МПГУ есть две формы договора по практике: основной и трехсторонний. По основному договору в лагеря поедет большое количество студентов с разных институтов и факультетов. Такой договор подписывается проректором МПГУ и директором лагеря. Заявку на оформление основного договора отправляет в Учебно-методическое управление руководитель практики от Института / факультета (для студентов Института истории и политики – Н.Н. Глухарев).

Трехсторонний договор оформляется на конкретного студента и на определенный срок – это договоренность между МПГУ, лагерем (предоставить место прохождения практики) и студентом (выполнить в этом лагере программу практики в определенные в договоре сроки). Форма трехстороннего договора имеется в учебном отделе факультета/института (для студентов Института истории и политики – у Н.Н. Глухарева).

Я могу пройти практику в организации, у которой нет договора с МПГУ?

Нет, это является нарушением законодательства. В приказе о направлении обучающихся на практику указывается название конкретной организации, на базе которой каждый из студентов проходит практику.

Как выбрать базу практики, лагерь для практики?

На сайте МПГУ есть презентации баз практик. Вы можете самостоятельно связываться с представителями лагерей, используя указанные на сайте МПГУ контакты (контакты предоставлены представителями лагерей). Информация постоянно обновляется сотрудниками Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров.

Весной в МПГУ состоится Ярмарка вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления. На ярмарку приедут представители лагерей, с которыми студенты МПГУ смогут пообщаться лично и определиться с базой практики.

Студенты также могут подобрать базу практики самостоятельно.

Если я хочу пройти практику в своей школе, в школьном лагере, можно заключить договор со школой?

Да, все верно! Вы можете пройти практику в школьном или городском лагере, если не планируете выезжать на практику в загородный лагерь. Для заключения договора со школой нужно предоставить информацию о ее полном названии, полное ФИО и должность руководителя школы и его контакты (телефон, сайт организации). Договор сформируется автоматически через заявку на сайте МПГУ и передан Вам для дальнейшего подписания. Студенты Института истории и политики предоставляют данную информацию Н.Н. Глухареву и/или Н.Ю. Лесконог.

Какая приблизительная заработная плата у вожатых?

Заработная плата у вожатых колеблется от 4 000 до 20 000 рублей за 21 день. Чем больше зарплата, тем больше требований к вожатому. Эту информацию нужно заранее уточнять у руководителей лагерей, выбирая базу практики. А перед трудоустройством в лагерь необходимо оформить трудовой договор, в котором должны быть прописана ваша заработная плата и условия труда.

Во время практики в лагере наши студенты, с одной стороны – практиканты, но, с другой стороны – сотрудники лагеря, которые несут уголовную ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.

Имеет ли значение, на какой основе (бюджетной или коммерческой) я учусь в вузе, для начисления зарплаты в лагере в период практики?

Нет, это не имеет значения.

А если я получаю социальную стипендию, и зарплата в лагере может помешать мне получать эту стипендию в будущем? Как быть?

Ряд лагерей готовы брать вожатых на практику на основе волонтерского договора, то есть без оплаты труда. При выборе базы практики уточняйте у руководителя лагеря о возможностях работы по волонтерскому договору.

Можно во время работы в лагере в период практики завести трудовую книжку?

Да, желательно это сделать, так как с практики в лагере, которая подразумевает временное трудоустройство, может начаться ваш трудовой стаж. Он поможет вам при трудоустройстве на постоянную работу.

Что делать, если я уже работаю, и моя трудовая книжка находится по месту работы?

По вашему желанию руководство лагеря может внести запись в вашу трудовую книжку о работе в лагере. Заранее уточните этот момент у руководства лагеря при выборе базы практики.

Институт истории и политики

Федеральный координационный центр по подготовке и сопровождению вожатских кадров

Читайте также: