Как правильно сходить в церковь на причастие

Обновлено: 18.09.2024

Желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а расказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен ко Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует прежде всего прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

ИСПОВЕДЬ С КОММЕНТАРИЯМИ

Я (имя) согрешил(а) перед Богом: слабой верой (сомнением в Его бытии). Не имею к Богу ни должного страха, ни любви, а поэтому: (каяться не умею, грехов не вижу, особо и не стараюсь узнать, что греховно, а что спасительно, не исполняю Его святые Заповеди, не вспоминаю о смерти, не готовлюсь предстать на Суд Божий, и вообще равнодушен(на) в отношении к вере, к Богу и своей горькой участи в Вечности.).

Согрешил(а): не благодарю Бога за Его милости. Приписыванием успехов себе, а не помощи Божией. (В самомнении и гордыне) надеялся на себя и на людей более, чем на Бога. Не покорностью воле Божией (желаю, что бы всё было по-моему). Нетерпением скорбей и болезней (боюсь страданий, попущенных Богом за мои грехи, забывая, что даны они мне для очищения души от них и спасения). Ропотом на свой жизненный крест ("судьбу"), на людей. Малодушием, унынием, печалью, ожесточением сердца, отчаянием в спасении, мыслями о самоубийстве, попыткой самоубийства.

Согрешил (а): оправдываю свои грехи (ссылаясь на житейские нужды, болезнь и телесную слабость, и что меня в молодости никто не научил вере в Бога,). Будучи неверующим(ей), совращал(а) в неверие людей. Хулой на Бога и на всякую святыню. Не ношением нательного креста.

Согрешил(а): редким посещением Церкви в воскресные дни и праздники. Проводил(а) эти дни в работе, торговле, пьянстве, многоспании и развлечениях (от этого бывает помрачение ума, бесстыдство, плотская похоть, ссоры, повреждение здоровья. ). Не хождением в церковь по лености и нерадению. На службе - согрешил(а) разговорами, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума. Во время женской нечистоты дерзала ходить по церкви и прикасаться к святыне.

Согрешил (а): редко исповедуюсь. Совершив грех не укорял(а) себя и не каялся-(лась) сразу (этим доводил(а) душу до окамененного нечувствия). К Причастию дерзал(а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, без поста, во вражде. ). Не читал(а) благодарственных молитв. Не проводил(а) дни Причастия свято (в молитве, в чтении Слова Божия, в благочестивых размышлениях.

Согрешил(а): по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Не всегда молюсь перед едой, работой и после. Молюсь рассеянно. Молилась с непокрытой головой. Небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Господних. Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а): в жизненно важных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам). Находясь под руководством духовного отца, жил(а) по своей греховной воле. Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям. Своими грехами соблазнял(а) окружающих (моим нехристианским поведением хулилось имя Господне).

Согрешил(а): нарушением постов, а также среды и пятницы, (они по важности приравниваются к Великому посту, как дни воспоминания страданий Христовых). Пресыщением в пище и питии, тайноядением. Ел(а) кровь животных (кровянку. ). В постный день праздничный или поминальный стол был скоромным. Усопших поминал(а) с водкой.

Согрешил(а): обращением к "бабкам" (выливание воска, качание яиц, сливание страха. ), экстрасенсам . Пил(а) и ел(а) наговоренное ворожеями и экстрасенсами. Гаданием на картах , ворожением. Боялся(ась) колдунов больше нежели Бога. Кодированием . Увлечением восточными религиями, оккультизмом или сатанизмом . Посещением сектантских, оккультных. собраний. Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову. Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, литературы религий Востока.

** Поклонение духу учителя, зала, языческо-оккультное учение о раскрытии "внутренних возможностей" приводит к общению с демонами, одержимости.

***Православная Церковь предупреждает, что оккультизм с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет, и что сочинения вышеперечисленных и прочих оккультных авторов - это волчья яма, уготованная дьяволом для неопытных и в своей гордыне самонадеянных. Христианин через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу).

Согрешил(а): леностью к труду и ко всякому доброму делу. Не навещал(а) одиноких, больных, детей в детских домах, заключенных. Скорбью, что не могу наслаждаться мирской, греховной, роскошной жизнью. Пристрастием к азартным играм, (картам)* зрелищам и увеселениям . Упиванием до пьяна, сквернословием, курением, употреблением наркотиков.

(*Независимо от вида карточной игры или гадания, богоборческая символика карт призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя.

Согрешил(а): чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах. ) эротического бесстыдства и садизма. Не удалялся(лась) от греховных свиданий и соблазна. Замедлял(а) и услаждался(алась) блудными мечтаниями и воспоминаниями прошлых грехов. Похотным воззрением и вольным обращением с лицами другого пола. Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями рукоблудие , cодомские грехи (гомо. лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блудное сожительство с родственниками). ). Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Бесстыдно одевалась и в таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий. Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке. Сознательным соблазнением на грех .

Согрешил(а): прелюбодеянием (измена в браке). Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях (в посты, воскресные и праздничные дни, при беременности, в дни женской нечистоты). Употреблением противозачаточных* средств. Желая жить в своё удовольствие и избегая жизненных трудностей, убивал(а)"своих детей (аборты). Советом (принуждением**) других на аборт. Был(а) причиной семейных скандалов, оскорблял(а) домашних. Не желанием нести совместные обязанности по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, сдаванием детей в детдом.

(*Спираль и таблетки убивают зачатый плод на самой ранней стадии. Это тот же аборт, только без операции.**Мужчины, принуждавшие женщин делать аборт, или молчаливо согласившиеся, также детоубийцы. Врачи делающие аборты, - убийцы, а ассистенты - соучастники).

Согрешил(а); губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию и другим заповедям Божиим, а также чувство долга, чести, ответственности. не смотрел(а) что читают, с кем дружат, чем занимаются, как ведут себя.). Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу и раздражение, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а). Своими грехами соблазнял(а) детей (руганью, сквернословием, сплетнями, просмотром безнравственных телепередач, интимными отношениями. в их присутствии).

Согрешил(а); непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их. Небрежным уходом за престарелыми (больными) родителями, родственниками. (оставлял(а) без присмотра, пищи, денег, лекарства. сдал(а) в дом престарелых. ). Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием. Леностью к учебе. Небрежно относился(лась) к своей работе (общественной должности). Свои таланты и общественное положение (работу) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод. Расхищал(а) государственную и коллективную собственность. Даванием и принятием взяток, вымогательством. Притеснением подчиненных (с какой целью?). Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении не христианских обычаев.

Согрешил(а): осуждаю живых и мёртвых (а своих грехов не вижу). Празднословием (пустые разговоры о житейской суете. ). Рассказом и слушанием пошлых и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). Неумеренным смехом, хохотом, красованием перед людьми собственным остроумием, приводящем их к смеху. Призыванием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках). Осуждением священников, монахов. Слушанием и пересказом сплетен о священнослужителях и Церковных делах (этим через меня хулилось имя Божие среди людей). Разглашением чужих грехов и слабостей, клеветой, распространением худых слухов, сплетен. Ложью, обманом, неисполнением обещаний, данных Богу (людям). Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде. Несправедливым судом.

Согрешил(а): воровством. Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству). Неуплатой долгов. Жадностью, скупостью на милостыню (а на прихоти, суетные развлечения трачусь не скупясь). Не употреблял(а) излишки своих доходов на душеполезное (милостыню, покупку духовных книг. ). Корыстолюбием (пользование чужим. из всего извлекать пользу). Губил(а) души людей, торгуя водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно.

Согрешил(а): самолюбием, завистью, подозрительностью, злорадством, лестью, лицемерием, лукавством, человекоугодием, неискренностью. Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием. Одобрением и оправданием греховного. Принуждением других ко греху (солгать, украсть, подглядеть, доносить, пересказывать, подслушать, выпить спиртное. ). Участием в худых делах и беседах. Деланием добра напоказ, желанием славы, благодарности, похвал. Исканием первенства и уважения. Хвастовством, любованием собой (внешностью, способностями, одеждой. ). По гордости унижал(а) ближних насмешками (подколки), глупые шутки. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем.

Согрешил(а); гордостью, обидчивостью, злопамятством, мстительностью, ненавистью, непримиримостью, враждой, вспыльчивостью, гневом. Грубым обращением с ближними. Наглостью и дерзостью. Руганью (в том числе матерной, с упоминанием нечистой силы), рукоприкладством, избиванием, убийством. Причинением вреда ближнему . Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия.

В виду обширности перечня грехов, исповедь в них можно разбить на несколько раз, начиная из самых тяжких. Подлинное, перед Богом покаяние предполагает не формальное и равнодушное перечисление каких-то своих плохих поступков, а осуждение своей греховности, искреннее с сокрушением сердца исповедание грехов и решимость исправляться.

Грех - понятие религиозное, и применимо оно только к лицам, принимающим христианский закон, исповедующим веру в Бога и в силу этого находящимся в ограде церковной.

Грех - это нарушение христианского нравственного закона. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие" (1 Ин. 3, 4). А святой апостол Павел дает такое пояснение: "Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришли заповеди, то грех ожил" (Рим. 7, 7-9).


Причастие – Божья благодать и великое Таинство. Через него христиане становятся ближе к Спасителю. Исповедь – обличение в прегрешениях. В Рождественский пост в некоторых православных храмах причащают и исповедуют прихожан. Если человек хочет причаститься в другое время, перед таинством обязательно постится.

В какие дни Рождественского поста проводят причащение


Суть Рождественского поста не в настойчивом попрошайничестве у Бога. В постные дни не нужно чаще обычного причащаться и исповедоваться. Если не получается достойно приобщиться к Всевышнему, то не стоит проходить обряд причастия. Как достойно приобщиться? Перед причащением помириться с близкими людьми, осознать собственную искренность перед Богом, покаяться, исповедоваться.

Причастие в Рождественский пост происходит в дни литургии. Когда именно и в какое время она проходит в том или ином храме, необходимо узнавать у настоятелей, матушек или других церковных служителей. К причащению не приступают опоздавшие к началу литургии и те, кто в течение предшествующей недели не молились.

— Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.

Церковь призывает причащаться перед великими праздниками, и обязательно на Пасху и Рождество Христово.

Прежде чем идти на исповедь и причастие, необходимо поучаствовать в вечерней службе, а затем – утренней литургии.

Как подготовиться к причастию перед Рождественским постом


Считается, что перед причастием держат трехдневный строгий пост. Но, это всего лишь пожелание и касается в основном тех, кто дважды или трижды в год участвуют в Евхаристии. Причастие перед постом не требует дополнительного воздержания.

Священнослужители рекомендуют проходить причащение каждое воскресенье. Так можно оставаться в чистоте и святости. Поститься желательно каждую среду и пятницу. Непосредственно перед Евхаристией постятся, накануне – весь день молятся, отказываются от увеселительных мероприятий, спиртных напитков и плотских утех.

Как подготовиться к исповеди в Рождественский пост


С каждой исповедью человек приближается к Царству Небесному. В Рождественский пост, который будут держать до 6 января, необходимо серьезно подготовиться к ней, открыть тайники зла, таящиеся в душе, рассказать о них Богу и покаяться. Святые отцы говорят:

— Каждый грех требует или соразмерного покаяния, или за каждым грехом последует соразмерная мука.

Чтобы избежать муки, нужно принести покаяние настолько великое, как грех. Если он большой, нужно плакать о нем, просить епитимью, совершать земные поклоны. Если он небольшой, достаточно покаяться и делать все возможное, чтобы опять не согрешить. Без покаяния грехи не будут прощены Богом.

В подготовке к исповеди необходимо вспомнить обо всех прегрешения. Исповедуются перед Рождественским и Великим постом, венчанием, принятием священного сана, операциями. Необходимо вспомнить о действиях, словах, мыслях, которые лишили Божьей благодати. Перед исповедью можно читать книги с заповедями, с описанием состояния человеческой души. На исповеди у священника можно просить совет, как побороть грехи, что нужно сделать. О сказанном священником на исповеди никому не рассказывают.

причастие в церкви

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю. Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься. Что это такое причастие в церкви и как оно совершается - требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становится наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться - да. Душа человеческая - творение Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.

подготовка к причастию

В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь - не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу - неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека - выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.

молитвы перед причастием

Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку - нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать молитвы к причастию – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.

причастие в церкви

Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

Купание в проруби на Крещение, народная традиция, участие в которой за несколько последних лет принимают многие желающие. Что общего у таких ритуалов с церковным праздником, стоит узнать подробнее.

Крещение Господне, традиции и обычаи которого известны с древних времен, является важным праздником для верующих людей. В этот день особой силой обладает вода, которую используют для разных ритуалов, а также просто пьют или омываются.

Что такое ладан известно всем православным христианам. Любое Богослужение проходит с воскурением древесной смолы, ведь это жертва Богу, которую молящийся приносит вместе с молитвой. Его можно разжигать дома при чтении молитвенного правила.

Прошло 40 дней после смерти, как поминать – вопрос, актуальный для близких, поскольку многие люди соблюдают православные традиции и хотят сделать все по правилам. Известно много разных обычаев и примет, связанных с этим днем.


Причастие — церковное таинство, когда можно избавиться от грехов и приблизиться к Богу, присоединить свою душу к жизни вечной. Причащающийся получает частицу Бога, которую надо сохранить в себе. Для этого надо знать, как себя вести после причастия.

Когда появился ритуал?

В истории мало сведений о том, каким образом все происходило в те далекие времена. Но известно, что ритуал причастия был утвержден именно Иисусом Христом во время празднования еврейского праздника — Пасхи, перед скорым Его распятием.

благословение Христа

На Тайной вечере Иисус объяснил своим ученикам новый смысл традиционных, всем привычных, блюд. Взяв приготовленный для празднования хлеб, Он благословил его и назвал Телом Своим, предложил им отведать вина, назвав ее Своей Кровью.

Здесь высказано желание Христа к регулярному проведению Таинства Причастия.

Значение Таинства

Причастие в христианстве представляет собой Таинство освящения пресного хлеба и вина для применения их при проведении церковной службы. В храмах оно занимает основную часть богослужения. Таинство дает возможность приблизиться к Богу, присоединиться к Нему.

чаша и хлеб

Нельзя понимать слова Христа про кровь и плоть, потребляемые в пищу, в прямом смысле этих слов — поедать. Ведь говорил Он это будучи живым. Понимать надо так: Иисус Христос соединился с продуктами, став с ними единым целым, и съедать их надо осознанно, понимая, что это частица Бога, которая будет в нас, при этом души наши словно присоединяются к жизни вечной в Царствии Небесном.

При причастии создаются условия для единения природы Творца с Его творением. Это единство было до вкушения запретного плода. Евхаристия — попытка снова оказаться в когда-то утраченном раю. Желательно каждому христианину чаще причащаться, чтобы присоединиться к Божеству, принять жизнь вечную и спастись — это есть высшая цель таинства.

Кто допускается к причастию?

Христианские заповеди являются подарком церкви всем людям, а не тяжкой ношей. Благодаря им становятся смиренными и терпеливыми. В Церкви раздавать этот дар Божественной Литургии всем христианам, кто хотел бы приблизиться к этой благодати, обладающей сильным действием на душу и тело, призваны священники.

благословение даров

Но есть случаи, когда священнослужитель может, а иногда обязан, наложить епитимию, а в особых условиях и отлучить от причащения на длительное время, что делается ради духовного возрождения человека.

Главной причиной для отлучения является тяжкий грех (блуд, убийства, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь). Раньше люди жили в общинах и отлучение за особо тяжкие прегрешения могло длиться до двадцати лет. Но прегрешившие люди вместе со всеми приходили в церковь и молились все эти годы о прощении.

В современном мире, когда все разобщены, это будет означать совсем оставить человека без Бога. Сейчас раскаявшегося человека могут отлучить от причастия на несколько месяцев, вменив ему чтение молитв. Делается это для того, чтобы дьявол не смог увести раскаявшегося от веры. Ведь священник не карает, а помогает подготовиться к принятию тайного обряда. Прилагая неимоверные усилия для изменений в лучшую сторону, человек получает достойное причащение.

Лишаются причастия прихожане, нравственное состояние которых просто несовместимо с этим ритуалом, — это люди в гражданском браке, что считается блудом, а также затаившие обиду, которые не хотят простить раскаявшегося человека.

Могут не допустить человека, не присутствовавшего на вечерней службе, так как богослужебный день начинается вечером, или тех, кто плохо подготовился к причастию, или еще по каким причинам.

Самостоятельно принимать решение здесь нельзя, надо исповедаться. Ведь только по покаянию священник может понять тяжесть грехов, моральное состояние человека, его жизненные ситуации. И только батюшка, по своему усмотрению, может допустить к исповеди или запретить на какое-то время, или наложить епитимию на некоторый срок. И решение будет разным в каждом конкретном случае.

Впервые в Церкви

К человеку, впервые пришедшему в храм, отношение менее строгое, чем к церковному. Долгое время прожив с грехами, без Бога, под старость лет можно раскаяться, захотеть улучшить себя, изменить жизнь, покаяться. Такой человек приходит за спасением к Богу, и запретив причастие на длительный срок, можно потерять его совсем. Ведь он просто не доживет до конца запрета, или, посчитав себя отвергнутым Церковью, будет жить прежней жизнью, забыв о Боге.

Исповедь и причастие в первый раз часто разрешаются священником даже без соответствующей подготовки. Все зависит от тяжести грехов этого человека. Молитвы человек почитает потом, получив все наставления и разъяснения о том, как себя вести после причастия. Здесь всю ответственность за этого человека священник берет на себя.

Перед причастием

Причастие совершается только после исповеди. Исповедь, или покаяние, — это церковное таинство, когда человек осознанно раскрывает все грехи перед Богом, имея намерение расстаться с ними навсегда, и свидетелем здесь является священник, который молится о помиловании исповедующегося.

исповедь на коленях

Глубоко осознав свое греховное поведение, полностью раскаявшись, надо сразу приступать к изменениям, соблюдая правила поведения после исповеди и причастия. Только так можно получить Божью милость.

Как правильно причащаться?

Право на причастие в Церкви имеет крещенный священником православный христианин, обязательно принимающий Священное Писание.

Для правильного причастия человек должен заранее хорошо подготовиться. Он обязан несколько дней поститься, читать молитвы ко Святому Причастию и исповедаться.

исповедь в храме

Поститься — значит не принимать в пищу мясо животных, молочные продукты, яйца, а иногда и рыбу. Надо отказаться от всех видов развлечений, также и от супружеской близости, воздерживаться от злости, ругани. Посвятить свое время изучению церковной литературы, Евангелия, хождению в Церковь и домашнему чтению молитв.

Обязательным считается чтение молитв утром и вечером, включая специальные тексты перед проведением причастия. Прочитать каноны можно за несколько дней, а Последование читается перед причастием.

Без покаяния причастие недопустимо. Грехом является все, что направлено против решений Бога. Господь дал заповеди с выражением воли Его. Готовясь к исповеди, желательно вспомнить притчу о Страшном Суде и Нагорную Проповедь Иисуса. Надо вспомнить все тяжелые и мелкие грехи, не отпущенные ранее, а идущим впервые — начиная с семи лет. Прося прощения себе, самим простить всех обидевших вас.

Церковь рекомендует мирянам исповедаться каждый месяц. Это позволяет осознанно относиться к окружающему миру, находиться в христианской вере.

Ритуал причастия

Причащаться надо в два дня: вечером — исповедь, а утром — причастие, но можно и в один день. На Литургию нельзя опаздывать, а когда идете к Чаше, перекрестить на груди руки, чтобы правая была сверху. После принятия даров выдается антидор (кусочки агничной просфоры), которые нужно съесть, выпить предлагаемую в храме запивку. После этого рекомендуется съесть еще и просфору.

Как себя вести после причастия?

Причастившись, человек получил Божий дар, удержать который в себе очень сложно. Пренебрежительное отношение к нему может обернуться неприятностями. Надо просить Бога помочь удержать в себе этот дар как можно дольше, не вернуться к бывшим грехам.

В этот день надо особо следить за своими словами и мыслями, беречь свое сердце от всевозможного зла. Благодарить Бога за допущение к причастию. Мы не всегда довольны всем в жизни. Но ведь Всевышний всегда делает то, что лучшее для нас, поэтому надо чаще благодарить его за все, что имеем в этой жизни.

Весь день надо поддерживать в себе чувство любви, умиротворения, спокойствия. Лучше отказаться от тех дел, которые нарушают ваше мирное душевное состояние. Если возможно, надо, уединившись, заняться чем-то полезным для души, ведь дьявол именно в этот день прилагает больше усилий к введению человека в искушение. Желательно несколько раз в день читать молитвы после причастия. Они не длительные и не займут много времени, но увеличивают чувство благодарности Богу, способствуют желанию причаститься снова.

Бывают случаи, когда ребенок после принятия святого таинства срыгивает, тогда надо салфеткой убрать все и потом сжечь и закопать в землю. То же надо сделать и с одеждой, на которую попали капли Крови Господней, чтобы никто не смог осквернить их. Можно это сделать, принеся вещи в Церковь, и там их сожгут. Это повод для покаяния.

исповедь девушки

Существует множество суеверий по поводу правильности своего поведения в день причастия. Дело в том, что издано немало литературы о том, как подготовиться, а вот что делать после причастия, — практически нет.

Некоторые считают недопустимыми поцелуи, даже детей и икон, в боязни потерять благодать. Этого нет в церковных книгах. В день причастия можно целовать и иконы, и руку священника, и детей, и родителей.

Земные поклоны лучше оставить до вечера, но если на церковной службе надо становиться на колени, причастившийся тоже имеет право и даже должен делать это. В Священных Писаниях нет ограничений на домашние дела. Важно сохранять в себе радость и благодарность Всевышнему.

Надо постараться до обеда отстраниться от дел и посвятить это время своему душевному состоянию, но если причащались в рабочий день, то должны трудиться.

Много суеверий связано с едой. Что есть, как и вообще можно ли есть после причастия? Существует поверье, что нельзя есть рыбу, так как придется вынимать кости изо рта, нельзя грызть семечки, дабы не плеваться. Относится это к плодам и ягодам с косточками. Просто люди боятся с шелухой выплюнуть и частицу Тела Господня.

причастие ребенка

Все это не имеет никакого смысла. Частички Святых Тайн нельзя выплюнуть, растерять. Ведь, причастившись, вы съели антипод, выпили запивку и еще съели просфору, во рту нет уже частичек Тела и Крови Христовой. Если человек очень уж опасается, то может воздержаться от еды с косточками.

Некоторые считают невозможным после принятия Святых Тайн употреблять мясо. Перед причастием Церковью назначен пост для того, чтобы мы через воздержание смогли настроиться на благоговейное принятие величайшей святыни. Если нет поста, то после причастия можно есть всю пищу, данную Богом. В церковных правилах имеется ограничение только на количество пищи и вина, чтобы не стошнило в этот день. Надо быть умеренным в еде и вине.

От чего надо воздержаться?

Что нельзя делать после причастия, чтобы не навредить своей душе, не навлечь на себя беды? Православная церковь советует сохранять чистоту телесную и занять мысли молитвами.

Придя из церкви, не стоит спать, ведь нам надо сохранить полученную благодать. Надо бодрствовать, читать Священные книги, занять свои мысли думами о Боге, ведь это самое благодатное время для восприятия нашим умом тайн Господних. Так чувство душевного праздника останется в нас на больший срок.

Молитвы после

Вечером читаются Благодарственные молитвы после причастия. Установлена важная последовательность при чтении этих пяти молитв, это дает возможность верно освободиться от греховности, поможет в следующих прошениях, верно поблагодарить святых.

В начале идет прошение к Всевышнему, которое позволяет полностью исцелиться и оградит от недоброжелателей. Можно читать молитву после причастия и на русском языке.

Следующей читать надо молитву Святому Василию. Она благодарит Бога за все нам данное. Третьей читается молитва Симеону Метафрасту. Он обращается к Всевышнему с просьбой защитить православных от греха и оградить от дурного.

Следующей молитвой идет прошение с глубоким смыслом. В ней просят Бога быть милостивым к нам на Страшном Суде и даровать душам нашим вечную жизнь.

Заключительная молитва посвящена Пресвятой Богородице. Дева Мария считается символом праведности и основной нашей заступницей. Только она может сделать невозможное, упросив сына своего простить грешных.

Заключение

Для всех верующих совершение таинства Святого Причастия является особой радостью души, не похожей на радость повседневной жизни. Чтобы быть в мире с собой и окружением, надо всегда хранить себя от всего осуждающего, чаще причащаться и исповедоваться и помнить, как вести себя после причастия.

Читайте также: