На что лучше сходить в мариинский театр

Обновлено: 15.09.2024

Мариинский театр в Санкт-Петербурге — это самый старый русский музыкальный театр и если Вы любитель оперы или балета, то, наверняка, мечтаете посетить этот храм искусства. Придя на спектакль, Вы не только насладитесь представлением, но и сможете полюбоваться прекрасными интерьерами исторического здания.

Старое здание расположено на Театральной площади, где Вы также увидите памятники Михаилу Глинке и Римскому-Корсакову. Недалеко находятся такие известные достопримечательности Санкт-Петербурга, как Николо-Богоявленский морской собор и Новая Голландия.

История

Здание, в котором сейчас находится Мариинский театр, было возведено в 1859–1860 годах по проекту итальянско-русского архитектора Альберта Кавоса.

Напротив здания находился цирк, построенный по проекту Альберта Кавоса. В нем выступали акробаты и фокусники, а позже проходили и музыкальные представления.

Во время разрушительного пожара 1859 года деревянное здание цирка сгорело. На его месте под руководством также Кавоса строится новое здание, предназначенное для проведения оперных и балетных спектаклей. В честь супруги Александра II, императрицы Марии Александровны, театр получил своё название.

Большая реконструкция здания была выполнена в конце XIX века под руководством архитектора Виктора Александровича Шрётера. В это время появляются новый корпус, объемный фасад и знаменитая башенка на куполе здания. После этих перестроек Мариинский театр потерял свой парадный облик и перестал быть похожим на дворец или замок, а приобрел деловой вид. Также Шрёдер спроектировал зрительный зал, сохраненный до нашего времени.

С приходом советской власти он стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а в 1935 году ему было присвоено имя революционера и государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова.

Свое историческое название Мариинский театр вновь обрел в январе 1992 года.

Краткое описание

Монументальное здание впечатляет своей красотой. Построенное в неоклассическом стиле оно имеет многофигурный силуэт. Его парадное крыльцо нельзя назвать императорским, а парадная лестница не ведет в царскую ложу. Весь акцент архитектор сосредоточил на зрительском зале.

Зрительный зал по праву считается одним из самых красивых в мире. Необычен цвет его оформления. Если традиционно зал императорского театра оформлялся красным цветом с золотом, то в Мариинском использовался цвет морской волны — голубые стены, дополненные синим бархатом и кресла в этом же тоне.

Интересен занавес, созданный еще в 1914 году по рисункам выдающегося художника Александра Головина. В технике изготовления он соединил живопись и аппликацию, а рисунок занавеса повторяет узор платья императрицы Марии Александровны, имя которой театр и получил.

Люстра является визитной карточкой Мариинского театра. Она была создана в 1860 году и состоит из 23000 хрустальных подвесок и 230 лампочек. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и заменить перегоревшие лампочки.

Обратите внимание на плафон с изображением двенадцати нимф в окружении амуров и двенадцати медальонов с портретами драматургов.

Поясним, что первоначально театр предполагалось использовать для постановки самых разных спектаклей, в том числе и драматических. Именно поэтому внутри мы видим портреты Фонвизина и Островского, Гоголя и других русских драматургов XVIII–XIX века.

Зал рассчитан на 1625 мест, глубина сцены — 22 метра, ширина — 18 метров, высота — 25 метров.

Интересные факты

В настоящее время Мариинский театр в Санкт-Петербурге требует ремонта. Вместе с тем, художественный руководитель Валерий Гергиев подчеркнул, что он сделает все возможное, чтобы этот памятник истории и искусства не превратился в новодел и не лишился своего исторического неповторимого обаяния.

Недавно я побывала в Концертном зале этого знаменитого театра и немного поснимала интерьеры.

Взгляните, возможно, мой пост пробудит в вас желание посетить зал, а возможно, напротив, удержит от сего шага.

DSC02194.JPG

1.

Концертный зал Мариинского театра расположен недалеко от исторического здания, на улице Декабристов, 37.

В пешей доступности, как нынче говорят.

Мариинский-2 (новая сцена) еще ближе.

Концертный зал вкратце именуют также Мариинский-3.

Затрудняюсь, как правильно называть его - новой постройкой или исторической?

DSC02189.JPG

2.

В основу здания вроде бы вошли старинные фундаменты и часть стены, но здание несомненно полностью новое.

Открытие Концертного зала состоялось 29 ноябоя 2006 года в присутствии президента В. Путина, губернатора Петербурга того периода В. Матвиенко и других персон первого ряда российской политики.

Зрительный зал рассчитан на 1110 посадочных мест.

Отделан нарядно, как видите, деревом:

DSC02182.JPG

3.

Сцена-арена хорошо просматривается со всех сторон.

Здесь не только выступают с концертными номерами, но и ставят оперы (в полусценическом варианте), показывают балеты.

Я смотрела оперу.

Как не очень большой знаток оперного искусства, критиковать не смею, но не могу сказать, что получила сильные впечатления.

Без декораций историческая постановка смотрится неубедительно, хотя костюмы артистов яркие, и сами они очень старались.

Участники действия появлялись из разных входов и столь же разнообразно исчезали.

На этом снимке видны два входа-выхода:

DSC02174.JPG

4.

Обратите внимание, что зрители сидят и на нижних местах вокруг арены.

Там же располагались и некоторые участники спектакля.

Впрочем, сама постановка не является темой данного поста.

Сейчас мы еще немного посмотрим зал и перейдем в другие помещения.

В концертном зале есть орган:

DSC02170.JPG

5.

Инструмент французского производства был установлен чуть позже открытия зала и торжественно явлен публике 1 октября 2009 года.

Вроде бы открытие обошлось без президента, губернатора и вице-премьеров.

Здесь орган покрупнее:

DSC02184.JPG

6.

В фойе я видела стенд с фотографиями современных концертных залов других городов мира.

Из этой экспозиции сделала вывод, что "наш", петербургский КЗ - как сейчас говорят, в тренде.

Поскольку залы для прослушивания музыки, вокала и просмотра балетных постановок строят именно такими: циркового, я бы сказала, типа.

Арена внизу, зрители (слушатели) вокруг.

DSC02172.JPG

7.

В антракте я обошла зал.

Сцена видна достаточно хорошо отовсюду:

DSC02182.JPG

8.

Даже из такого, достаточно удаленного места.

Про звук сказать ничего не могу.

Я сидела здесь, и звуки из оркестровой ямы казались приглушенными:

DSC02179.JPG

9.

Зато вокалисты пели вполне громко.

Как им это удается? Без микрофонов.

Покинем зал и поглазеем на места общего пользования, на публику.

Поскольку представление давали в новогодние праздники, в елках недостатка не чувствовалось.

Елочки замечательные - настоящие и удивительно пушистые, наряженные благородно, без излишеств:

DSC02193.JPG

10.

Рискну предположить, что родина этого растения отнюдь не вологодские леса.

Фойе Концертного зала решено интересно: несколько этажей прорезаны сверху донизу:

DSC02188.JPG

11.

И украшены нарядной люстрой:

DSC02207.JPG

12.

Театралы юные и со стажем располагаются на всех этажах:

DSC02190.JPG

13.

DSC02199.JPG

14.

Другие проводят время в театральном буфете:

DSC02204.JPG

15.

Наверное, немалое число посетителей Концертного зала здесь впервые, как и я.

Иначе они знали бы, что еду и напитки отпускают на всех этажах здания, и чем выше, тем короче очередь к стойке:

DSC02195.JPG

16.

DSC02208.JPG

17.

А за печатной продукцией очереди нет совсем.

Надеюсь, вялая торговля - единственная причина грусти этой милой петербургской барышни:

DSC02209.JPG

18.

Стены здания украшают, как и должно быть в храме искусства, картины и рисунки:

DSC02191.JPG

19.

DSC02210.JPG

20.

DSC02198.JPG

21.

Недавно ушедший от нас Дмитрий Хворостовский не раз выступал на сцене Мариинского театра:

DSC02203.JPG

22.

Путь к месту в зрительном зале:

DSC02186.JPG

23.

Спектакль дневной, так что дети до 16 лет допускаются:

DSC02211.JPG

24.

Виды из окон самые петербургские:

DSC02214.JPG

25.

DSC02215.JPG

26.

Ненадолго выглянуло солнце.

В сумрачном январе это радость:

DSC02185.JPG

27.

Цены на билеты в Концертном зале Мариинского театра не слишком возвышенные.

Попсовые исполнители, выступающие во Дворце культуры "Пролетарка" города Твери, оценивают свое "творчество" значительно дороже.

Знаю, что на новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2) по средам случаются совершенно бесплатные концерты.



Одноактные балеты Ивана Васильева

14 июня, Эрмитажный театр


16 и 17 июня (премьера), БДТ, Основная сцена


16 и 18 июня, Михайловский театр


Балет Up & Down

22, 23 июня, Александринский театр


29 июня, Александринский театр



21 июня, БДТ, Основная сцена


26 июня, Новая сцена Александринского театра


15, 16, 17 июня, 30 и 31 июля, Мариинский театр


25 и 26 июня, БДТ, Основная сцена


Ретроспектива Дмитрия Волкострелова

25 и 26 июня, галерея Anna Nova



С 15 июня до 7 августа, место проведения будет объявлено позднее


Фестиваль Open Look

С 1 по 9 июля, Новая сцена Александринского театра


5, 8 июля, Михайловский театр



24 июля, Мариинский театр


24, 25 июля, Мариинский-2


10, 12, 18, 24 июня, 7, 9, 28, 29 июля, Ленинград-Центр


С 4 июня, Цирк Чинизелли



— Аарон, вы — американец, родились в Нью-Йорке, потом проучились несколько лет в Британии, а спустя проведенные в Академии имени Вагановой годы работаете здесь, в Мариинском театре? Очевидно, что была определенная заинтересованность со стороны театра, что и понятно, учитывая очевидную смычку между Вагановкой и Мариинкой, и многих, кто учится в Академии по умолчанию готовят к работе в Мариинском театре, но тем не менее… Кажется, вы сознательно выбрали Мариинку, не так ли?

— Да, после пяти лет в Школе Королевского балета Великобритании и Академии Русского балета имени Вагановой я теперь в Мариинском театре — уже второй сезон. И действительно погрузился в результате обучения в Вагановке в балетный мир Петербурга, наверное можно сказать, что оброс контактами и связями, и в этом смысле работа именно в Мариинском театре — естественное продолжение для меня после Академии. Да и я успел полюбить Санкт-Петербург.

— Даже, несмотря на это. (смеется)


— Сейчас, наверное, этот выбор в пользу Мариинки — если даже допустить мысль, что вы, возможно, колебались, что делать после Академии — вообще кажется крайне дальновидным. Ведь из-за пандемии коронавируса практически все ведущие сцены мира до сих пор закрыты, а в России открыты все театры в Москве, в том числе, конечно, Большой театр… Ну и в Петербурге Мариинский театр на всех трех больших сценах работает крайне интенсивно — на полную мощь, и это мягко говоря. Конечно, благодаря во многом динамичности Валерия Гергиева, который не дает заскучать никому, в хорошем смысле этого выражения… В этом месяце он уже отправился по городам России с традиционным Пасхальным фестивалем, чуть ли не за один день давая концерты в двух разных городах….

— Да, в России ситуация сильно отличается. И в том числе, конечно, в Мариинском театре, где я служу.

Здесь действительно всё буквально бурлит. Работа не останавливается ни на один день.

В Британии, например, те, с кем я учился, только приступили к работе в репетиционных залах. В Америке у людей фактически был потерян год. В этом смысле в Санкт-Петербурге, конечно, все по-другому.


— Поначалу некоторые моменты застают врасплох. Действительно, можно сказать, что балет очень русский.

Кстати, хотя я и не говорю в совершенстве на русском языке, один из моих прадедушек приехал в Америку именно из России, а если выражаться точнее, с территории современной Белоруссии. Так что не так уж все это мне и чуждо.

— Да, в целом я что-то слышал.. Но, честно признаться, особенно особенно не слежу за всем этим. Главным образом, сосредоточен на балете.


— В разговоре с вами нельзя не вспомнить Николая Цискаридзе, у которого вы учились в Академии имени Вагановой. Он в своих частых интервью на YouTube часто о вас стустя года положительно отзывается. Что-то вроде: вот если кому-то и надо объяснять что-то несколько раз, Аарон сразу делает, что требуется…

— Ну мне, наверное, трудно об этом судить. Со своей стороны, отметил бы, что Николай Максимович — человек очень душевный, он очень много сделал для того, чтобы я достиг сегодняшнего уровня мастерства.

Во время учебы он, конечно, не давал нам всем спуска и был очень требовательным.

Вместе с тем он очень много сделал для того, чтобы расширить наш кругозор, много говорил с нами не только о балете или об истории балета, но и о литературе, о музыке в целом, о живописи, архитектуре и так далее. Я очень счастлив, что довелось у него учиться.

Читайте также: