Саровский монастырь как посетить

Обновлено: 18.09.2024

Канавка Богородицы является главной святыней Серафимо-Дивеевского женского монастыря, а появилась она благодаря желанию самой Пресвятой Девы Марии. Основатель монастыря Святой Серафим Саровский утверждал, что по собственной воле не поставил в Дивеево ни единого камня, но всё делал только по воле Небесной Царицы.

Защита обители от бездушного мира

Если прошение сопровождается сложными обстоятельствами, то обойти монастырь по следовало трижды, каждый раз читая молитву по 150 раз.

Не скоро дело делалось

Явление Богородицы произошло в 1825 году, однако члены женской монашеской общины не сразу решились последовать указу отца Серафима, так как земля вокруг общины не принадлежала им, и женщин страшил объём предстоящих работ.

Не обошлось без чудес: владевшая землёй помещица пожертвовала её монастырю, а начать работы сёстры решились после того, как одна из монашек ночью увидела самого отца Серафима, который копал канавку. Женщина удивилась, ведь она знала, что он должен быть в своей келье в Сарове. Прибежав к сёстрам, она поведала им о старце, и монашки пошли к отцу Серафиму, но стоило им поклониться подвижнику, как он исчез, оставив лопату и мотыгу.

По чудесному стечению обстоятельств, одна из сестёр общины ночевала в эту ночь в Сарове и утром услышала от святого повеление идти в Дивеево и сказать монахиням, чтобы они продолжили дело, которое он начал. Женщина поняла, о чём говорил старец, лишь вернувшись в общину и выслушав сестёр.

После этого они начали обустраивать Канавку и строили её три года, закончив к Рождеству. Буквально через несколько дней после окончания работ Серафим Саровский скончался.

После кончины святого для канавки наступили тяжёлые времена. Сначала её невзлюбил один послушник Иван Тихонович Толстошеев, который строил мосты и перекрытия. С 1842 года за Канавкой перестали ухаживать, крестьяне частично срыли вал, проложили мосты, по которым ездили на телегах.

Вспомнили о святыне спустя 20 лет при игуменье Марии Ушаковой: тогда насельницы обители снесли переходы и мостки, очистили канавку от мусора.

В 1927 году большевики закрыли монастырь и постарались стереть святыню с лица земли, засыпав её, но верующие продолжали ходить и молиться Богородице, их не страшили даже засады НКВД, которое арестовывало молящихся.

Самый большой урон был нанесён святыне после войны, когда в её южной части была проложена канализационная труба, а саму Канавку засыпали мусором.

Чтобы узнать, где именно проходила канавка, в конце XX века пришлось проводить археологические работы. Восстановление святыни началось в августе 1997 года в строгом соответствии с указаниями, данными святому Серафиму.

Ныне канавка проходит именно там, где была построена при отце Серафиме; она имеет форму незамкнутого семиугольника – по замыслам, в промежутке между началом и концом должен был стоять храм.

Старцы сравнивают Канавку с поясом Богородицы и указывают, что лучшее время для молитвы – с трех часов ночи, когда даже можно повстречать Богородицу, обходящую обитель.

Чудеса случаются каждый день

Каждый день по канавке идут тысячи паломников, и каждый чувствует благодать, посетившую его в конце пути. Каждый день здесь происходят чудеса: люди получают духовную и физическую помощь, больные и бесноватые – исцеляются.

В 1927 году Дмитровский епископ Серафим, позже убитый большевиками, видел на канавке Богородицу, обходящую обитель. После вечернего богослужения он находился в келье, увидел Царицу через окно и не смог сдержать восклицаний и слез.

Паломник Антон Жоголев вспоминает, как стал свидетелем исцеления бесноватой женщины, которая накануне хрюкала, прикладываясь к иконам. Её, вырывающуюся и ругающуюся, провели по канавке двое мужчин, под конец пути она затихла и сама легла, прижавшись к святой земле телом. А другая бесноватая сама заставляла себя идти вперёд, мучаясь, но упорно надеясь на исцеление.

Паломница Татьяна Страхова рассказывала о знакомом, который решил переехать в Дивеево, продал квартиру, но обнаружил, что в городе неподъемные цены. Он не знал, куда девать семью, и пришёл на канавку просить заступничества Девы Марии. Он ещё не окончил путь, когда ему позвонили и предложили купить дом с недостроенным вторым этажом. Цена недвижимости равнялась тем деньгам, что он выручил за квартиру.

На канавку часто приезжают бездетные супруги, прожившие в браке по 7, 10 и даже 20 лет, и многие возвращаются сюда снова, но уже с молитвой благодарности.

Некоторые туристы ошибочно считают, что достаточно ознакомиться с общими нормами поездок на религиозные объекты и можно смело направляться в любую обитель. Опытные паломники знают, что на каждом посвященном Господу участке существуют свои тонкости. Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, узнайте о нормах и традициях, установленных на культовых территориях в Дивеево.

Содержание:

На нашем сайте Вы можете снять номер в гостиничном комплексе "Дивеевская слобода".

Советы посетителям религиозных объектов


Даже неверующему и некрещеному человеку нельзя воспринимать посещение православных объектов, как обычную экскурсию. Туристы заходят с познавательными целями, а прихожане или монахи заняты серьезной работой – общением с Отцом Небесным. Мешать или отвлекать их от этого дела запрещено. Запомните несложные советы, и экскурсия оставит только приятные впечатления.

Поведение

В часы службы нельзя ходить по церкви. Когда читаются особо важные молитвы, двери закрываются, не продаются свечи, не принимаются записочки. Можно тихонько подпевать хору, но не отвлекать других прихожан.

Во что одеться?

Культовые сооружения предназначены для обращений к Богу и размышлений, посетители не должны отвлекать внимание верующих неподобающим обличием. Одежда должна быть скромная, но чистая и приятная на вид. Вы идете на встречу с Отцом Небесным, и выглядеть следует, как на серьезном официальном приеме. Женщины обязаны надеть платок или шапку, а мужчинам полагается снимать головные уборы. В храмах возбраняются:

Короткие юбки у женщин и шорты у мужчин;

Выраженное декольте, открытые плечи;


Женщинам не рекомендуется надевать брюки, тем более шорты. Юбка должна закрывать колени. Во многих храмах можно взять юбку и платок напрокат, но лучше надеть свою. По христианским законам нельзя посещать церковь в критические дни и в период беременности. В последнем случае действуют не только религиозные, но и медицинские соображения. Будущей маме не рекомендуется находиться в большом скоплении людей, чтобы избежать нечаянных толчков и инфекций.

Программа посещения Дивеево

Одно из священных мест, которое стараются посетить все паломники – Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Он расположен в живописном уголке Нижегородской области. Объект включает несколько сооружений, их следует не просто осмотреть, а выполнить там определенные действия. Непременно посетите:


Что обязательно нужно сделать в Дивеево

Не забудьте поклониться святым мощам. В Троицком соборе находится рака Серафима Саровского, в других храмах покоятся основательницы обители и блаженные. Доступ к мощам открыт в определенные часы, узнайте у монахинь, когда поклоняться святыням.

В обители раздают священные сухарики из чугунка Серафима и святое масло. Сухарики едят с молитвой, а маслом мажут больные участки тела, предварительно попросив помощи Господа. В руки Божьи дары не дают, желательно иметь с собой:

Пузырек для масла;

Бутылки для воды из источников;

Пакет для сухариков;

Контейнер для земли с Канавки Богородицы.

Обязательно посетите богослужение. Общая молитва в православной церкви обладает огромной благодатной силой. Не забывайте о родных и близких, подайте за них записочки, поставьте свечи, помолитесь.

Что делать на Канавке Богородицы

Земля с Канавки – целебная, лечит различные недуги и очищает пространство от всякой скверны. Наберите ее в контейнер. Дома можете бросить щепотку в емкость с обычным грунтом, и все содержимое наполнится божественной силой.


Правила поведения в Дивеево

Воспитанные люди не почувствуют больших различий между нормами поведения в обители и в мирской жизни. В основном все сводится к требованиям не привлекать к себе излишнего внимания и не мешать окружающим.

Как себя вести в церкви

Внутреннее убранство – настоящее произведение искусства, и туристам хочется осмотреть все подробности. Сделайте это до или после службы, чтобы не мешать молящимся. Во время богослужения лучше не подавать записки, не ставить свечи. Когда молитва закончится, можете приобрести:

Пока идет служба, полагается стоять. Присесть на скамейку разрешается больным и слабым. Выбросьте из головы все мирские мысли, не разглядывайте убранство и верующих. Проникнитесь духом общего обращения к Всевышнему. Священнослужители замечали, что человек, полностью погруженный в разговор с Господом, не чувствует усталости. Переминаются с ноги на ногу те, кто пришел просто из любопытства.

Как себя вести на территории монастыря


Правила поведения на христианских объектах начинают действовать сразу же, как человек прошел через ворота на христианские земли. Переоденьтесь и смойте макияж заранее. Помните, на территории запрещено курение.

Любого человека могут попросить помочь в работе. Часто с таким предложениям к посетителям обращаются в дни православных праздников, когда наплыв посетителей велик, и своих рук не хватает на все дела. Не отказывайтесь, даже если дома ничего подобного не делали, поручали работу прислуге или бытовой технике. Если возьметесь за послушание с душой, даже непривычное дело будет выполнено хорошо, будто сами ангелы направляют ваши неумелые руки.

Как себя вести в трапезной

Существуют платные трапезные для туристов и бесплатные для нищих и паломников. Хотите присоединиться к верующим, смотрите, что делают они и повторяйте. Перед едой надо помолиться. Затем приступайте к трапезе, соблюдая определенные установки:

Пищу выбрасывать возбраняется, не берите больших порций;

Не разговаривайте за едой;

Трапеза не должна быть слишком обильной, чтобы мысли о еде и переполненном желудке не отвлекали от молитв и размышлений. Вкушайте медленно, с мысленным обращением к Отцу Небесному.

В бесплатной трапезной никто не потребует с посетителей денег, но желательно помнить, что продукты с неба не падают. По возможности сделайте пожертвование, приобретите иконы, свечки, это будет богоугодный поступок. Всевышнему ваши деньги не требуется, он ждет от людей добрых дел, а средства пойдут на ремонт зданий, оборудование купален. Вам самим будет приятно в следующий раз увидеть обновленные постройки.

Как себя вести на источниках


В дивеевских источниках святая вода, к которой принято относиться с уважением. Не раздражайтесь, не толкайтесь и не ругайтесь в очереди. Лучше помолитесь, чтобы Господь дал терпения. По преданию каждый из 5 родников помогает при определенных заболеваниях. Проконсультируйтесь с монахинями, чтобы сразу подойти к нужному водоему и не бежать в спешке на другой водоем.

Окунаться в водоем полагается со специальных мостков. Женщинам не позволяется раздеваться до купальника, разрешена длинная ночная рубашка. Купить ее можно в ларьке, но лучше привезти с собой. Набрать воду в бутылки можно в приспособленных для этой цели местах.

Заключение

Даже некрещенные и неверующие люди отмечают положительное воздействие божественных мест. Происходит это только в том случае, если они выбросили из головы суетные мысли, предались созерцанию, молитвам, мысленно попросили прощения за все грехи.

Вы прямо сейчас можете совершить поступок, который не потребует ни сил, ни времени, ни денег, но поможет другим людям. Не каждый человек перед поездкой станет листать страницы сайтов в поисках правил поездки и поведения в Дивеевском монастыре. Помогите друзьям, кликните по кнопкам соцсетей и поделитесь информацией.

На нашем сайте Вы можете забронировать номера гостиницы, для отдыха в Дивеево и посещения местных достопримечательностей.

История Саровской пустыни и города Саров

На юге Нижегородской области в 200-х километрах от Нижнего Новгорода , при слиянии рек Саровка и Сатис, стоит город Саров . В Нижегородском крае это город с самой необыкновенной историей. Многие годы упоминание о нем было запрещено, а местоположение - засекречено.

Первые постройки, обнаруженные археологами в окрестностях Сарова относятся ко второй половине I века до нашей эры. Эти места заселяли тогда Городецкие племена, строившие укрепленные поселения. Называли их городищами. Эта территория стала частью Саровского городища. Позднее эти земли были заселены мордовскими племенами. Все сведения об их образе жизни и традициях основаны на результатах археологических раскопок.

Создание Саровской пустыни

Основателем же Саровской пустыни считается иеросхимонах Иоанн – монах арзамасского Введенского монастыря. В 1705 году он получает в дар от крещеного татарского князя Даниила Кугушева 30 десятин земли на Саровском городище. И сразу пишет в Москву челобитную о разрешении построить церковь. Место было выбрано удачно: вековые леса, изобилие ключевой воды, тишина и покой. И в то же время чуть западнее проходила старинная почтовая дорога, по которой можно было добраться до Нижнего Новгорода через Арзамас , а через Ардатов – до Владимира и Москвы.

Свято-Успенская Саровская пустынь

300 лет назад по специальному указу Петра I дозволялось построить на месте древнего мордовского городища церковь во имя Пресвятой Богородицы и ее Живоносного Источника. Построена эта деревянная церковь была за 50 дней. 29 июня 1706 года – день основания Свято-Успенской Саровской пустыни.

Саровскую обитель прославил великий русский святой Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин). Он родился 19 июля 1754 года в Курске, в купеческой семье. Отец его умер, не успев достроить храм, и его жена Агафья с сыном Прохором продолжили постройку собора. Однажды Агафья взяла на строительство сына, который оступившись, упал вниз с колокольни… Но произошло чудо – он остался в живых. Прохор рано выучился грамоте и с детства искренне верил в Бога. Как-то он тяжело заболел. Во сне ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что она его излечит. Так и вышло.

В уединении только птицы и дикие звери посещали Серафима Саровского. Преподобный батюшка Серафим кормил медведя хлебом, который приносили ему из монастыря.

Иконописное изображение Серафима было написано с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (потом он стал послушником Саровского монастыря) за 5 лет до кончины старца. Основной письменный источник сведений о старце Серафиме – его жизнеописание, составленное саровским иеромонахом Сергием.

Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия

В 1745 году началось строительство храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. В алтаре находился престол, изготовленный руками Серафима Саровского. В 1942 году этот храм был разобран вручную из-за нехватки строительных материалов.

Колокольня Саровского монастыря

Колокольня монастыря строилась 10 лет (1789 – 1799) на пожертвования. Одним из вкладчиков на строительство был отец русского писателя А.Н.Радищева – отставной майор Николай Афанасьевич Радищев.

Саровский колокольный звон имел свою мелодию и ритм. Обычно звонарями в Саровском монастыре были слепые монахи. В праздничные дни колокольный звон Саровской обители разносился на десятки верст по всей округе.

Храм Серафима Саровского

В 1903 году был построен храм во имя преподобного Серафима Саровского. Он накрывал своими сводами келью, в которой жил и преставился старец. В советское время в 1949 году здание храма было отдано под театр со сценой в алтаре.

За монастырской оградой, среди амбаров и гостиниц, была построена кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Храмы за чертой городов и монастырей для погребения умерших от болезней стали строить после страшной эпидемии холеры в 1830 году. После революции храм находился в запустении и был вновь освящен в 1993 году.

Храм Иоанна Предтечи

Пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских с системой подземных галерей – самое древнее монастырское сооружение. Ему более 300 лет. В советское время вход в пещеры был засыпан.

В Саровский монастырь вело 4 дороги. Большинство богомольцев приходили по широкому тракту Арзамас – Темников. Дорога вела к руслу реки Сатис, выходила на красивую тополиную аллею, посаженную монахами. Потом богомольцы проходили через деревянный мост и поднимались по булыжной мостовой на Саровскую гору, к монастырю. Там стояли монастырские гостиницы: дворянская, купеческая, простонародная. У входа в монастырь, перед колокольней, располагалась базарная площадь, на которой можно было запастись всем необходимым в дорогу и купить памятные сувениры. В 1903 году в монастыре проживало 70 монахов и 240 послушников. Во время Первой мировой войны в 1914 году монастырь отправлял послушников в действующую армию, собирал посылки с теплыми вещами. Всего ушли на фронт около 100 человек. Были среди них и погибшие.

Саровский музей ядерного оружия

В апреле 1946 года Советом Министров СССР было принято секретное постановление о создании конструкторского бюро по разработке ядерного оружия. Академики Ю.Харитон и И.Курчатов выбрали для этого Саров. Город стал сверхсекретным объектом и не значился ни на одной карте. Его называли Объект 550, Шатки-1, Кремлев, Москва-центр 300, Арзамас-75, Арзамас-16.

Сюда со всей страны были собраны лучшие ученые и самое современное оборудование. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне была испытана первая атомная бомба, созданная в Сарове.

Академик Юлий Борисович Харитон – один из основателей Сарова и создателей ядерной бомбы.

Саров стал закрытым городом. Чтобы попасть в него теперь, необходимо иметь пропуск, который позволит пройти через КПП (контрольно-пропускной пункт).

Восстановление Саровской пустыни

Сейчас Саровская пустынь восстанавливается. В ноябре 1990 года были обретены мощи Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 1 августа 1991 года они были помещены в Серафимо-Дивеевский монастырь. Были переданы церкви и отреставрированы храмы Всех Святых, Иоанна Предтечи, Серафима Саровского. В декабре 2002 года во время восстановительных работ в храме Серафима Саровского были обнаружены остатки его кельи, которая считалась полностью разрушенной.

В 1999 году на Саровскую колокольню были возвращены колокола, отлитые в Нижнем Новгороде на заводе Красное Сормово.

В 1992 году в Сарове состоялось первое после долгого перерыва богослужение в храме Всех Святых. Сейчас в городе 7 действующих храмов. На Дальней пустынке установлен памятник Серафиму работы В.М.Клыкова. Камень, на котором молился старец в советское время был расколот и его кусочки разошлись по всей России. На его месте установлен похожий камень, над ним построена деревянная сень и поставлен крест.

В 2006 году было принято решение о восстановлении монашеской жизни в Саровской пустыни.

Яровицына Елена (11 лет; Центральная Городская Детская Библиотека им. А.М.Горького; ЦБС Нижегородского района)

В настоящей публикации использованы фотографии и материалы, предоставленные Еленой Яровицыной

Перепечатка материалов - только с согласия Галины Филимоновой при соблюдении авторских прав.
Ссылка на источник обязательна.

[5] Муравьев А.Н. Письма о богослужении. Том 2. М., 1993. С. 32-33.

[6] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006.
С. 209.

[7] Муравьев А.Н. Письма о богослужении. Том 2. М., 1993. С. 34.

[9] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 270.

[10] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 176-177.

[12] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161.

[13] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. С. 161.

[16] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 93.

[17] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 444.

[18] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 448.

[20] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 92.

[21] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 445. См. также ЦГАРМ Ф. 1. Оп. 4. Д. 18. Л. 30об.

[27] Описание Сатисо-градо-Саровской пустыни, выбранное из разных записей и указов, в оной пустыни хранящихся. М., 1866. С. 91.

[28] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Священник Петр Поляков. Под сенью благодати. (Из путевых набросков и впечатлений паломника.) М., 2006. С. 187.

[29] Царевский А. Два дня в Сарове. Очерк из каникулярных наблюдений и впечатлений. // Православный собеседник. Март 1893. СС. 161-162.

[32] Архангелов С.А. Старец Серафим и Саровская пустынь СПб., 1903. СС. 176, 190.

[33] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). С.М.А. Поездка в Саров. М., 2006. С. 444.

[35] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 257.

[37] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. СС. 269, 275.

[38] В жизнеописании иеросхимонаха Иоанна, написанном им в летописи Саровской, автор называл себя так для того, чтобы сокрыть свои подвиги. Смотрите подробно об этом в биографии основателя Саровской пустыни.

[44] К батюшке Серафиму. Воспоминания паломников в Саров и Дивеево. (1823-1927). Д. Деменков. Саровская пустынь в 1823 году. (Из путевых записок). М., 2006. С. 29.

[47] Царевский А. Саровская пустынь в ея прошлом и настоящем // Православный Собеседник. 1893. С. 267.

Ни разу, по-моему, будучи проездом, он не пропускал - посещал непременно.
Вода из источников (там их два) на него очень благостворно действует. И пил, и в купель нырял.

Ну и, как не помянуть добрым словом: какой вкусный хлебный квас он мне оттуда привозил!)))
Прям из детства!
Братья делают и продают. Продавали. Где-то год назад им СЭС запретила это делать (А мало ли что они туда наколубесили?!)
Низя ругаться, а хочется: лучше бы это. СЭС с таким рвением магазины проверяло и запрещало. А то по телевизору говорят, что в магазинах сплошь яды и суррогаты, а органы, которые по идее должны на это реагировать, монастыри инспектируют.
Ну их.

1Борск (92)-12.jpg

Поклонный Крест стоит и часовенка Николая Чудотворца, покровителя путешествующих.

Подъехали к монастырской стене с воротами:

1Борск (93)-1.jpg

Вообще-то Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь - очень юный монастырь.
Да, эта обитель не имеет, как другие монастыри, вековой истории, но зато у неё есть великий покровитель)))

Сразу за воротами стоят коробочки, для таких же бестолковых путешественников, как я - с юбками и головными уборами.
Но сегодня я подготовилась - у меня всё с собой!

Я вам передать не могу, насколько там тихо!
Прям космически!

1Борск (95)-1.jpg

Зелёный храм - Храм Всемирного Светильника Серафима Саровского.
Красный - Храм в честь Святых Царственных Мучеников.

- Ну. Не знаю. Летом здесь гораздо красивше! Я тебя в следующий раз летом сюда привезу. Здравствуй, кот.

1Борск (98)-1.jpg

Кот, между прочим, вынырнул из ниоткуда,

1Борск (96)-1.jpg

Вежливо поздоровался, ничего не просил, просто сопровождал.

1Борск (97)-1.jpg

Вполне возможно, что и рассказывал что-то, только разве ж меня переорёшь?

Димка сказал, что сначала мы пойдём к источникам, а потом уже - как фишка ляжет.

1Борск (98)-2.jpg

Инок (или как оне здесь называются, не имею никакого понятия) от колодца с водичкой в пластиковой бутылке промчался.

1Борск (99)-1.jpg

Я ему: Здрастииии!
А он - глаза в пол и размашистым таким аллюром, тыгыдык-тыгыдык, мимо!

Димка меня в бок: Немедленно прекрати! Это же мо-нас-тырь! Здесь нельзя орать и к монахам цепляться.

Сразу оговорюсь: я хоть и крещена в православной вере, верующей себя не считаю.
Места вот такие, тем не менее, посещать очень люблю, потому что это не запрещено, и потому что чаще всего там очень красиво.
Правила посещения таких мест по мере сил стараюсь соблюдать.
Но беда в том, что у меня чаще всего очень смутные представления об этих правилах.

Вон там, в конце аллейки под крышей - первый источник.
"Святой источник преподобного Серафима Саровского"

1Борск (100)-1.jpg

Там инок водичку набирал. Мы не стали его беспокоить (и фотографировать), и Димка потащил меня к следующему источнику и купели.

(Это всё ещё первый источник. Монах скрылся за деревьями, и я поторопилась сфотографировать)

1Борск (101)-1.jpg

1Борск (102)-1.jpg

Возле каждого источника (колодца) непременно и ведёрко для зачёрпывания, и кружечка, и даже воронки разных калибров. Так приятно.

Воды - полный колодец!

1Борск (104)-1.jpg

Димка говорит: быстро, типа, не пей - холодная жи!

Гыгыгы)) Да она теплее вдыхаемого нами воздуха в десять раз!))

Купель.
Димка говорит, что летом рядом с ней очень красивый цветник. А сейчас я на него подумала, что это "друидские кольца какиита".

1Борск (105)-1.jpg

Димка почему-то сегодня в купель окунаться не хочет!

1Борск (107)-1.jpg

Ух ты ж!
Только сейчас заметила выключатели: в ней (купели) что, электрический свет есть?
Прикольно!
Мне такое очень нравится, и никакого богохульства я здесь не вижу - почему святое место непременно должно быть тёмным и мрачным?
И если электричество может помочь в истреблении тёмности и мрачности, почему бы и нет.
Ведь монастыри совсем не чужды всяких изобретений и цивилизационных удобств))
Вот, например, фотографию про посещённый монастырь нашла:

P7040091.jpg

И я считаю, что это правильно!

Блин.
Он летом реально красивше!

Я тоже залезла в купельный домик для посмотреть: деревянный пол, деревянная купель, вода в ней шумит (потому что проточная), и льдины сверху плавают!
Я как заору: Ничёсе! Здесь лёд сверху плавает толщиной в два пальца - как же среди него купаться?!

Димка выволок меня наружу, шипя: "Сколько раз говорить, какого фига ты орёшь? И куда ты впёрлась в своих армейских ботинках? Там люди вообще-то у порога разуваются и раздеваются!"

Ёлки.
Ну жуть, как стыдно.

Это монастырский пруд.

1Борск 23-1.jpg

Позабавила табличка рядом с ним)))
Какая-то она нелогичная)))

1Борск 22-1.jpg

Фотоаппарат к этому времени давно уже издох, снимали на мой телефон.

- Дим, - говорю, - а сфотографируй меня напамить на этом мостике.

Хорошо, что я захотела посмотреть на результат, а то бы не осталось у меня никакой фото-напамити!

монастырь.jpg

Ну?
Я достаточно прилично для этих мест выгляжу?
(Шарф на голове - не для приличности, а потому что холодно)))

монастырь2.jpg

- Ну тебя! - сказал Димка, но запечатлеть успел.

Этот домик называется забавным словом "пустынька".
Копия домика, в котором Святой Серафим Саровский провел некоторые годы своей жизни.
Там есть "сени" и сама комнатка. В комнатке нет кровати - святой Серафим, оказывается, даже спал на коленках перед иконой.

Нет, однозначно надо сюда летом приехать!
Когда всё цветёт и зеленеет, здесь должно быть просто вос-хи-ти-тель-но!

1Борск 29-1.jpg

И не ТАК тихо!
У меня в такой тишине голова гудеть начинает, правда!
Мне в этом плане в Коренной Пустыни понравилось - там народу много ходило-шумело-работало. И пришлых, и местных.
А здесь как будто умерло всё.

1Борск 30-1.jpg

Красиво, но. грустно.

1Борск-1-1.jpg

В храм. потоптались, но зашли.
В притворе постояли, издалека иконостас поразглядывали и обратно вывалились.
Та ну его.
Там такой грозный батюшка стоял - седой, длинноволосый, бровастый - не сводил с нас какого-то уж очень грозного взгляда.
Думаю: щас замечания делать начнёт - всё попортит же!
И удрала.
А Димка за мной.

- А ты почему ни разу не перекрестилась? Может быть он из-за этого так сердито и смотрел?

А я просто побоялась неправильно как-нибудь это сделать (не по-монастырски).

- А ты почему не перекрестился?

- Здрасти! Забыла что ли? Я же - нехристь! Я в этот храм вообще впервые зашёл, благодаря тебе)))

Там, за храмом ещё всякие хозпостройки были. Общежития для братии и домики для паломников. Мы туда уже не пошли, заробели)))

Читайте также: