Шаолиньский монастырь в китае что посмотреть

Обновлено: 05.10.2024

Алексею Карпову 31 год, он из Санкт-Петербурга. Его биография – цепляющая история, как жить не по шаблону, а следовать внутреннему чувству:

• Раз в полгода он возвращается в Россию. Недавно к нему в Китай приехал отец: жил две недели, тренировался у мастера и проникся атмосферой Шаолиня.

• Сейчас Карпов учится в магистратуре философского факультета университета в Пекине, ведет онлайн-проекты, организует тренировки и экскурсии в Шаолинь и занимается в школе мастера Ши Янчена. Карпов – первый посвященный иностранный ученик мастера Ши Янчена, иностранный тренер школы шаолиньского стиля для подростков в округе Синтай провинции Хэбэй и первое лицо иностранных учеников кунг-фу академии мастера Цань в уезде Синьми провинции Хэнань.

• Прадед Карпова по материнской линии – китаец. Он жил в Красноярске и попал под репрессии. В 1938 году его расстреляли, а через 50 лет реабилитировали. Обращение к корням подтолкнуло Карпова к переезду в Китай.

Дедушка никогда не видел своего отца. Прабабушка по национальности – татарка, поэтому со стороны мамы русских там нет вообще. В 2015 году появилось какое-то ощущение, что если ничего не сделать, то это останется непонятной историей: правда или вымысел. Нет ничего: ни фотографий, ни документов. У детей прадеда даже не указано, кто их отец. И нет доказательств, что они его дети.

Единственный способ не потерять корни – окунуться в культуру Китая. Возможно, кровь потянула.


Алексей с родителями

– Когда приехал в Китай, искал какие-то сведения о прадеде?

– В Китае это сложно. Было бы легко, если бы я знал его имя на китайском языке. Почему у них история в пять тысяч лет? Потому что они все записывают и хранят. У меня нет ни его имени, ни иероглифов. Со слов дочери моего прадеда, его имя произносится как Тя Чан Си. Эти три слога в мартирологе мы нашли. По описанию все подходит, потому что он там один такой. Год рождения тоже подходит. Других вариантов, кто это может быть, у нас нет.

Его имя на русском языке в Китае ничего не значит. Мы произносим и записываем имена не так, как это происходит в Китае. В Китае записываются фамилия и имя, а у нас – имя и фамилия. Когда китаец представляется, он начинает с фамилии.

Иногда китайские имена меняли местами: сначала писали имя, потом – фамилию. Когда мы говорим Тя Чан Си, непонятно, что здесь имя, а что – фамилия. Если Си – фамилия, то она совпадает с фамилией сегодняшнего правителя Китая [Си Цзиньпин].

– Ты учишься в магистратуре в Пекине. Ка-а-ак?

– Я поступил только в сентябре. Это очень легко. Есть специальный сайт. Китайское правительство спонсирует и выделяет стипендии иностранным студентам. Есть несколько вариантов стипендий. Главный – когда все оплачивает правительство: учеба, проживание, ежемесячная стипендия. Вообще ни за что не плачу.

Чтобы ее получить, даже экзамены сдавать не нужно. Основная сложность – попросить преподавателей из университета, который уже закончил, написать рекомендательное письмо. Это письмо необходимо перевести хотя бы на английский язык и разослать. Никаких экзаменов нет.


Моя цель – поступление в университет, чтобы учить китайский язык. В сравнении с другими иностранцами я говорю неплохо. Но не хватает словарного запаса, грамотности. Если делать большую работу с китайцами, неграмотность не помогает.

Университет хороший. Люди хорошие. Все удобно и обустроено. Еда хорошая. Не нужно тратить время на готовку, можно дешево кушать. Не нужно тратить время на стирку. Простые бытовые вещи, но очень облегчают жизнь.

Китайцы говорят, что китайская культура – большая рыба: она никогда не плавает сверху и не плещется на воде, находится в глубине, ее никто не видит. Китайская культура – глубокая, ее можно снимать слой за слоем и открывать новое. Даже на уровне иероглифов. На первом уровне изучения языка иероглиф означает что-то простое. Через 10 лет окажется, что у него очень много смыслов.

– Учеба сильно отличается от нашей?

– Кажется, что намного сложнее, но и намного проще. Наверное, просто по-другому.

Во-первых, американский тип. Я учился в Санкт-Петербурге. Там есть корпуса, есть общаги – все это в разных местах. Здесь же есть кампусы: все в одном месте и живут, и учатся. Студгородок.

Во-вторых, все постоянно учатся. Библиотека используется как читальный зал. Столы все забронированы. В 7 утра библиотека открывается, в 10 вечера – закрывается. Всегда битком набита. Кого куда ни позовешь, все говорят, что учатся. Даже если не так много пар, как у меня.

– В моем вузе учится много китайцев: они сидят с переводчиками, ничего не понимают, но их заставляют учиться. Объясни, как европейцу переместиться в другую среду и не потеряться?

– Моя культура обогащена изначально. Китайцу оказаться за рубежом – вообще шок. Иметь друга-китайца в Европе – считай, что избранный. Может, не все китайцы согласятся с моей формулировкой.


Жизнь в Шаолине: подъем в 5 утра, часы тренировок и работа с оружием, запрет на телефоны

– Есть ли какой-то отбор, чтобы попасть в Шаолинь?

Сначала я занимался в московской школе [2014 год, школа мастера Ши Янбина]. Вместе с ними поехал в Шаолинь. Это центр притяжения определенной энергии. Для футболистов такое место – футбольное поле, для практикующих боевые виды искусств – Шаолинь. Никакой магии здесь нет. Вся магия – заниматься каждый день по несколько лет без остановки и выходных.

Попасть в Шаолинь может каждый. Мы приходим, находим мастера, просим за отдельную плату примкнуть к школе. В первый месяц это стоит 800-1000 долларов. В зависимости от места: чем ближе к Шаолиню – тем дороже. В Шаолине – самое дорогое.

В Шаолине тренируются только туристы. Даже сами монахи больше тренируются не в Шаолине. Там очень много туристов, поэтому мало места для тренировок. Это больше аттракцион. Настоящие тренировки проходят за его стенами.

– Нет такого, что принимают. С любого возраста можно. Это как приехать покататься на сноуборде. Купил билет и пошел кататься с инструктором. Примерно такая штука. Только опыт получаем не как на сноуборде.


Помнишь фильм про Рокки? Он тренировался в деревне, поднимал бревна, возил тележку с грузом, а его напарник занимался в спортивном зале, оборудованном по высоким стандартам. Тут то же самое: в большом городе мы тренируемся в специальном зале, где есть коврики, сменная обувь. Тренируемся ровно 60 минут три раза в неделю.

В школе мы живем в тренировке. Тренировка всегда. Четыре-пять лет потренироваться иностранцу – жизнь не будет прежней. В тело придет опыт, который нигде больше не получить.

– Жизнь в Шаолине – почти армия?

– Можно так сказать. Главное сравнение с армией – режим и дисциплина. Но в армии совершеннолетние, а здесь все до 18 лет. С 6 до 16 в основном. Нет такого, что все приехали из разных мест на год. Все живут по несколько лет разных возрастов. Многие из одних и тех же деревень, поэтому друг друга знают и дружат.

– У тебя есть какие-то обязанности?

– Не опаздывать. Учиться усердно. Тот, кто не учится усердно, нехороший ученик. Быть дисциплинированным – заправлять за собой кровать и не опаздывать со звонком.

– Случались ли драки между учениками?

– Было. Замахивались. Но я не видел. Драка в школе – сурово. Особенно если старший ударяет младшего, просто потому что у него больше сил – сильное нарушение.

– Самое жесткое наказание в школе.

– Их нужно увидеть. На словах не описать. Нужно ощущение. Я на наказания не попадался. У меня другие цели. Они дети, а я уже очень давно не ребенок. Есть место, в котором свои правила. Эти правила нужно соблюдать. Дети этого не понимают. Установка: если ребенок получил двойку, я бью его ремнем – такого нет.

Ребята не убрали за собой после обеда, не договорились. Все ушли, и стол остался грязным. Мастер их позвал. Они прыгали вшестером со столом в руках. Туда и обратно. Они думали, что один раз пропрыгают – и все. Пропрыгали три-четыре раза. Понятно, что они оказались без ног. Можно ли назвать это наказанием?

– Вполне.

– Да. Но они прыгали и накачали себе ноги. Разве это наказание? И ребята благодарны мастеру. Тут же, а не через 10 лет. Завтра они так не сделают, потому что ноги будут болеть три дня. Не от пощечины и не от ремня.


Еще наказание. У нас нельзя использовать мобильные телефоны, потому что все семьи разные, доходы разные. Чтобы дети не мерились телефонами, не делили людей на хороших и плохих по дюймам диагонали экрана, их запрещают. Нужно позвонить – приходи в офис и звони домой. Телефоны на входе отдают. Бывает, что родители втихаря передают ребенку телефон. Но родители не понимают, что на самом деле не помогают.

– Каждый день занятия начинаются в пять утра. Почему так рано?

– Потому что солнце встает. Солнце встает и не спрашивает, хочется выспаться или не хочется. Если я хочу спать с утра, значит, я поздно лег.

Тренировки не ад. Есть поле, его нужно вспахать, чтобы посадить овощи. Разве скажешь, насколько это трудно? Да, это трудно, но по-другому никак. Овощи же должны расти, мы хотим кушать.

– Сколько у тебя было травм?


мастер Ши Янчен

– Кунг-фу – это рукопашные бои, но и овладение оружием. Чем владеешь ты?

– Все зависит от опыта. Я брал в руки и тренировался с палкой, мечом, трехзвенной цепью, копьем, мечом со щитом. Но не думаю, что пока каким-то овладел. Или овладел всеми сразу. Смотря с кем сравнивать.

Считается, что палка – шаолиньский гунь – мама всех оружий. Практика с оружием начинается с палки. Одним из самых сложных считается почему-то копье. Ему уделяется особое внимание, среди оружий оно какое-то мистическое. Кажется простым, но и сложным. Ведет себя и как палка, и как плеть.

Оружие – интересная штука. Когда мы тренируемся без оружия, то овладеваем телом как инструментом. Когда берем в руку оружие, с мастерством продлеваем свое тело. Получается, овладев оружием, мы чувствуем его так же, как и свое тело.

– Есть любимое оружие?

– Наверное, нет. Раньше любил палку, но разлюбил.

– Монахи и ученики бреют головы. Дома ты тоже бреешься или отращиваешь волосы?

Монахи следуют заповедям и живут в монастыре. Есть послушники, монахи в миру. Ученики монахов имеют буддистское имя. В нем можно прочитать поколение. Первый иероглиф означает, что буддист. Второе – поколение. Третье – слово, с которым ты ассоциируешься у мастера.

– Стереотип или нет, что монахи Шаолиня – жесткие бойцы?

– Я думаю, исторически бойцы брали имя Шаолиня, чтобы быть более известными. Как марка. И необязательно, что они проводили все время в монастыре.

Не все монахи владеют боевыми искусствами в совершенстве. Есть те, кто только медитирует. Даже те, кто занимается боевыми искусствами, не владеют ими в совершенстве.


– Чем кормят в Шаолине?

– В плане еды мне все нравится, хотя знаю, что многие иностранцы не любят китайскую кухню. Считают, что там много масла, что нет обычного холодного салата. Сложно найти вегетарианскую еду, потому что везде много мяса.

В основе еды – пшеничная или рисовая похлебка на завтрак и ужин, рис или лапша – на обед. Все это снаряжается тушеными овощами. У нас общий стол. 4-6 человек за столом. В центре – тушеные овощи. У каждого индивидуальная тарелка с похлебкой или рисом/лапшой.

– Мясо?

– Бывает в макаронах немного. Бывает в тушеных овощах. Его не так часто дают, скорее, потому что оно дорогое.

– Набор продуктов каждый раз один и тот же?

– Не могу так сказать. Но, наверное, однообразен. На третьей неделе это чувствуешь, но не у всех. К нам приезжали русские и европейцы. Большинству нравится. Сладкое мы едим на выходных, когда куда-то идем.

Когда живешь в маленьком городе, рис всегда очень вкусный. Я ем рис у нас, и он не сравнится с тем, что есть в Китае.

– Чего сильно не хватает из еды?

– Всем иностранцам в Китае не хватает сладкого, потому что в китайской кухне отдельные десерты не приняты, как у нас. При готовке они добавляют немного сахара в еду, поэтому восполняют этим его нехватку. Не хватает вкусного шоколада, ватрушек, чего-нибудь с повидлом. Часто вспоминаю про творог. Самое интересное, что особенно нечего найти, если с собой не привезти.


– Что для Китая Шаолинь, кроме массового скапливания туристов?

Визуальный навык, как головой разламывают металлические прутья, как иголка пролетает сквозь стекло – это все не фокусы, а отработанные техники. Это все реально.

– После приезда в Китай первое, что ты сделал – научился считать. За сколько времени выучил китайский язык?

– Мне кажется, я не знаю, выучил ли я базу. Не знаю, где она заканчивается. Не считаю, что китайский язык сложный. Проще, чем русский. Китайский язык кажется сложнее, потому что у него другой способ восприятия и передачи. В этом его сложность. Сам язык совсем не сложный, а в изучении очень интересный.

– Что самое тяжелое? Знаю, что в китайском языке очень важно правильно и четко произносить слова, иначе просто не поймут.

– Китайский язык – звуковой, тоновый. Китайцы говорят тонами. Это не проблема. Такое есть во многих иероглифических языках. Есть слоги, есть тоны. На нулевом курсе мы сразу начали говорить. Нам просто поправляли произношение.

Неловкие ситуации из-за языка случаются постоянно. Особенно у новичков. Мы что-нибудь говорим, а китайцы улыбаются и кивают головой, что поняли. Хотя понятно, что мы сказали что-то другое. Нужно пожить и побыть со стороны китайца, чтобы понять, что говорят приезжие.


– Русских в Китае много?

– В университете есть целое комьюнити. У русских есть такая черта: за границей мы друг друга не любим. Нет причин не любить русского. Почему-то по умолчанию человек ведет себя так, как я не хотел бы, чтобы он себя вел со мной. Ощущение, что русский бьет себя в грудь, кричит матом – мне неудобно с ним стоять. Мне хочется, чтобы вне России мы любили, уважали, поддерживали друг друга. Так происходит с любыми малыми народами, которые приезжают в другую страну. Они объединяются.

Как сказать красиво? Мы русскоговорящие.


Мудрость китайской ментальности − единение и подчинение потоку

– Ты говорил, что принцип семейственности и уважения друг к другу – один из главных в Китае. Несколько примеров проявления этого.

– Да, сыновья почтительность. Это основа конфуцианства. Уважение к старшим, к родителям: сначала к отцу, потом – к матери. Вся культура Китая на этом стоит. Помнишь же какие-нибудь фильмы про боевые искусства? Мастер заходит в тренировочный зал, идет к стойке, кланяется, ставит свечку мастеру или отцу.

Мы кланяемся богу, Иисусу – у нас это религия. Мы молимся всевышнему, трансцедентальному. Вера нам помогает. А они кланяются тем, от кого научились, кто передал им знания, на кого они полагались при жизни, кто дал им жизнь физически реальную. В конфуцианстве, даосизме это религия, по-русски – философия.

Уважение к старшим проявляется везде. Обычно дети слушают, куда поступить, куда идти на работу. В 25-30 мы можем работать в другом городе и созваниваться с родителями. Китайцы заботятся, отправляют деньги даже с первой зарплаты. Хотя плохой пример…

Встретить Новый год в Китае без родителей вообще нереально. Это праздник с родителями. Здесь лепят пельмени за одним столом. Лепка пельменей в Новый год – знаковое действие: есть процесс, который всех объединяет. В России нет ощущения, что Новый год – праздник с родителями. У многих из окружения пропадает ощущение праздника.

– Что есть в китайцах, чего нет в нас?

Китайцев так много, что у них нет времени ждать, пока кто-то завяжет шнурок. Они просто обходят молча. Они следуют потоку, как вода. Вода просто обтекает камни. Даже если я стою на входе в метро с большой сумкой. Никто слова не скажет. Нет, они не терпят. Просто у них нет мысли, что я делаю что-то неправильно. Пространство общее. Я человек, я гость – они, скорее, даже уступят.


– Жизнь до и после Китая: что кардинально поменялось?

– Я точно поменялся. Ощущения от тела поменялись значительно. Когда я просто стою, я чувствую, что стою. Когда иду – чувствую, что иду. Что двигается, что не двигается, как двигается. Я тренируюсь, когда стою в очереди. Двигаю телом, чтобы почувствовать инь и ян. Всего этого не было.

– Человек, который изменил тебя больше всего.

Например, заходишь в парк. Есть тропинки, есть трава, есть заборы. А есть тропинки, которые вытоптали люди через забор. Почему так? Большинству людей здесь идти удобно. Это и есть фэн-шуй. Потому что это место сбалансировано – поток концентрируется там. Эту тропинку я вижу в своем теле, сами тропинки мы можем переделывать.


– Китай и Шаолинь для тебя – временная история? Что дальше?

– Они уже не временные. Китай и Шаолинь – основы, на которых я стою. Они не будут в прошлом никогда, даже если я сюда больше не вернусь. Я всегда буду отражать это в себе.

Я бы хотел быть полезным между Россией и Китаем, помогать в налаживании отношений. Чтобы мы учились у китайцев, а китайцы – у нас. У Китая есть большое уважение, что партия Китая научилась у СССР методам, которые вывели страну на новый экономический уровень. Но кто знал, что для этого нужно работать и проявлять усидчивость.

Я думаю, пока мы не ударимся об дно, нас не переубедить, но проблема для русских в том, что дна для нас не существует. Мы в этом смысле безлимитные, потому что можем раствориться среди других культур и принести новые культуры к нам, поэтому момент удара бесконечно оттягивается.

- БИ это "боевые искусства".

- Шаолинь это буддийский монастырь, расположен в центральном Китае в провинции Хэнань в горах Суншань. Полное название Суншань Шаолиньсы, что означает "монастырь Шаолинь в Суншань", в отличии от монастырей Шаолинь из других провинций.

- "Шаолинь" состоит из двух частей: "Шао" - название горы на которой находится монастырь, и "линь" - лес. полное название Суншань Шаолиньсы переводится, как "монастырь в лесу на горе Шао в горах Сун".

- "шаолинь цюань" буквально значит "шаолиньский кулак", это название стиля БИ, зародившегося в монастыре Шаолинь. В настоящее время существует два вида шаолиньцюань - спортивный стиль ушу и традиционная система БИ, чаще называемая просто "шаолинь".

- Ушу и кунфу (часто неправильно произносится - кунгфу, конгфу, конфу, гонгфу, гонфу), в настоящее время это разные слова, означающие практически одно и то же. только "ушу" в основном относится к спортивным системам, а "кунфу" подразумевает традиционные.

- Термин "ушу"(wu shu) - переводится как "воинские искусства", и относится к любому виду воинской деятельности, например, строевая подготовка. "кунфу"(gong fu) - означает "мастерство; уровень владения чем-то, достигнутый в результате долгой практики". Транскипция "gong fu" читается по русски, как "кунфу" или "гунфу". "g" произносится как глухая "к", сочетание "ong" читается как "ун", поэтому прозносится все же ближе к "кунфу". "Кунфу" в настояще время в основном относится к БИ, на западе "кунфу" называют все восточные БИ. в самом Китае "кунфу" может обозначать абсолютно любую, мастерски исполняемую работу.

Интервью с главным наставником по БИ монастыря Шаолинь Учителем Ши Янь Лу.

Интервью было проведено по просьбам и вопросам,
заданным занимающимися и просто интересующимися из разных городов России.

    Известно, что в 1928 году, во время гражданской войны Шаолиньский монастырь был разрушен. Известно, что вновь монастырь был отстроен в 1970-е годы. А что было на территории монастыря в промежутке между этими двумя датами? Сохранились ли какие-нибудь строения, жили ли монахи, велась ли какая-нибудь деятельность?

- После соcжения в 1928 г. осталось только несколько дворов в северной части монастыря. В 30-40-х годах максимальное число монахов едва доходило до 30. Например, В 66 г. в монастыре жило всего 9 монахов. Середина 20-го века - было тяжелое смутное время, японская оккупация Хэнани, голод и разруха. Но Шаолинь жил, и монахи продолжали заниматься кунфу. это время славится такими великими мастерами, как: Дэ Кэнь, Су Си, Чжэн Сюй и др.

- Все монахи в той или иной степени имеют представление о кунфу и цигун. Кунфу помогает медитации, цигун - здоровью. Кулак и чань - одно тело. У этих методов одна цель, но разные способы. Тренировка тела это одна из неприменных практик монастыря Шаолинь, завещанная Дамо. Поэтому можно сказать, что все монахи Шаолиня проходят через нее.

Каждый буддийский монастырь имеет свои специфичные методы тренировки в зависимости от традиций монастыря и учителей, живущих в нем. В Шаолине например такая. Но это не значит, что монахи всех остальных монастырей должны заниматься кунфу. Мир должен быть разным, многоцветным. И методы достижения истины для разных людей различны.

- Можно сказать, что в монастыре существует единая базовая методика обучения, хотя у разных учителей может быть свой стиль обучения. Цзипэньгун (базовая техника), безусловно, одна и та же. Все ученики изучают сяохунцюань, тахунцюань, тунбэйцюань и др. базовые таолу, но у каждого учителя может быть свое применение.
Да, в монастыре существует единая программа обучения. Хотя об этом и нет записей, но методики передаются изустно от учителя к ученику.

- Я слышал, что настоятель был в Москве по рабочим вопросам. По роду своей деятельности он встречается с разными людьми в разных странах, укрепляя авторитет Шаолиня. Но у монахов не принято обсуждать чужие дела, монахи говорят лишь о своих делах, но не о чужих.

- Монаха Янь Вэя я не знаю. знаю лишь, что монах Янь Бинь одно время жил в Шаолине, а теперь по заданию настоятеля он работает в Москве.

- Я слышал, что кто-то занимается сборным тайцзицюань в Шаолине. но на самом деле "шаолиньским тайцзи" называют жоуцюань(мягкий кулак) и цигун, это и есть традиционная шаолиньская методика укрепления здоровья и долголетия. Да и основа тайцзицюань, безусловно, взята из Шаолиня..все комлексы тайцзицюань и приемы анологичны шаолиньским. Сам тайцзицюань, по сравнению с шаолинем, довольно молодой стиль.

- Какой таолу тайцзицюань преподает Янь Бинь, я не знаю.

- прим. - См. выше вопрос №6

- Спасибо, очень хорошо. (прим. переводчика - как сказал г-н Ши Янь Лу, благодаря занятиям цигун, кунфу и ведения чистой монашеской жизни)

- Детей на обучение берут с 6-ти лет. Не очень давно в нашей школе около 2-х лет обучался 6-ти летний ребенок из Германии, но он очень хорошо говорил по-китайски.

- Я считаю, что никиких еретических направлений в БИ не существует. Но существуют "недоделанные" ученики, которые недоучившись пытаются выдумать свою технику. например, некоторые, проучившись в Шаолине неделю, пытаются открыть свою школу. А вообще-то, каждый находит свое направление, главное чтобы помогало в жизни. Если система долго живет, и на протяжении многих лет доказала свою эффективность, то это настоящая традиция. А неправильные системы угасают сами собой.

- Если монах ушел из монахов, а потом снова решил вернуться, то он уже не признается монахом. Такой человек считается послушником в миру.

- Монах не может жениться, есть мясо, пить вино. за нарушение любой из монашеских заповедей монах может быть выгнан.

- Монахом может стать любой, разделяющий буддийскую доктрину, никаких ограничений нет. Но для этого он должен постоянно жить в Китае (прим.- а для этого должен иметь китайское гражданство). При достаточной добродетельности и упорстве в обучениии, монахом можно стать через 2-3 года послушничества, а некоторые и через пол-года становятся монахами. Послушник сначала живет в монастыре, и мы наблюдаем за его поступками, речью и привычками, даем ему различные поручения. главное, чтобы он был склонен к добродетельному образу мысли. А затем он принимает монашеские обеты.

- Все монахи обязательно изучают Дхарму, и вусэны, и вэньсэны.

- Разница между спортивным и традиционным ушу без сомнения есть. но в основном это разница в уровне учеников. В спортивных шаолиньских школах используются, безусловно, упрощенные методики преподавания, поскольку стоит задача быстрого освоения техники для большого количества людей. В традиционном монашеском ушу совсем не так. Традиционная методика требует гораздо большего времени и большей концентрации мысли. Например, один только сяохунцюань тренируют три года. а в спортивной школе сяохун изучают за 1 месяц.

- Женщины есть в шаолиньских школах ушу, есть даже преподаватели-женщины. Разница в обучении не по половому признаку, а в количестве трудолюбия и упорства.

- То, что Дамо 9 лет сидел в пещере, никто из монахов не сомневается. я считаю, что Дамо при этом переодически разминался, и от этого и пошло шаолиньское ушу.

Благодарим уважаемого Учителя Ши Янь Лу за предоставленную нам возможность узнать больше правды о современном Шаолине. Мы признательны Вам за возможность получить информацию из первых рук. Надеемся на дальнейшее сотрудичество в области развития традиционных шаолиньских боевых искусств.
Я знаю, что Вы были во многих странах, но не были еще в России, поэтому приглашаем Вас к нам в гости.
Амитофо!

Благодаря Панде Кунг-Фу, фильмам с Джеки Чаном и Джетом Ли многие мечтают когда-нибудь увидеть Шаолинь. Причем, бытует мнение, что тамошние монахи только и совершенствуют искусство кунг-фу, умеют летать, головой разбивают любые предметы и валят толпы бойцов. И, что простому смертному вряд ли получится вступить в ряды избранных. Где правда, а в чем выдумка и фантазии?!

Команда Travellizy расскажет, чем на самом деле занимаются в комплексе, зачем практикуют кунг-фу и кто попадал в Лабиринт Смерти.

Немного истории

На горе Суншань в Китае расположился буддийский монастырь. Комплекс был основан в 495 году монахом из Индии по имени Бато. Иной индийский монах, Бодхидхарма, значительно повлиял на метод боя, жизнь и мировоззрение живущих в монастыре. Бодхидхарма открыл последователям монастыря медитацию, что и превратило монастырь в центр духовного развития.

Sanhuang Basilica

Здания монастыря 4 раза подвергались сильнейшим пожарам. Лишь в 70х годах прошлого века Шаолинь был снова восстановлен. Современный комплекс раскинут на десятки гектаров. Кроме главного здания, на территории монастыря есть академия, обсерватория, храмы. И сегодня послушники Шаолинь, скрываясь от чужих глаз, учатся, медитируют и предаются практике.

Современный облик монастыря

Сегодня монастырь больше похож на раскрученную достопримечательность в современном китайском стиле. С монастырским комплексом в центре. Вокруг открылось немало ресторанов, гостиниц, сувенирных лавок. Теперь Шаолинь это музей, где не проходят никакие обряды и больше не обучают искусству боя.

Кунг-фу обучаются в боевых школах вокруг монастыря. Это коммерческие спортивные школы. Именно в них иностранцев обучают искусству боя на очень высоком уровне. Здесь мастера и ученики живут постоянно и предаются бесчисленным тренировкам. При этом “монахом” быть не нужно. Все учащиеся школ подстрижены одинаково, и ходят в одежде, напоминающей монашескую, хотя ее используют просто для удобства.

Ушу и Кунг-фу

Боевые искусства Шаолинь часто именуют “ушу” и “кунг-фу”. В чем разница? На самом деле это слова-синонимы. “Ушу” = “боевое искусство” и “кунг-фу”= “мастерство”.

Но в рамках Шаолинь, ушу является более емким понятием, которое включает в себя кунг-фу (самооборона и нападение), гимнастику ушу и цигун, техники владения мечом, копьем и веером.

Обычный день последователя Шаолинь

Обычно в спортивные школы попадают местные дети-сироты от 4 лет. В них делают из детей настоящих бойцов с удивительными способностями. Достигнув совершеннолетия, они решают сами уйти в мир или остаться тут навсегда.

Каждый день у послушников и учеников начинается в 5 утра с медитации, гимнастики, обливаний холодной водой. После обеда проходит обучение религии, праву, медицине и философии. И так 3 года. После, получая пояс воина, бойцы начинают тренироваться еще больше, чем прежде. В рацион учеников входят только травы, злаки, овощи и бобы. День оканчивается в 23:00.

shaolin monks

Ежедневно несколько часов выделяется на досуг. Каждый решает сам, чем заняться медитацией, изучению языкам и наукам или новым тренировкам. В спортивных школах есть и телевизор, компьютеры и библиотека с читальным залом.

Как стать учеником

Так как сегодня приехать в комплекс не составляет труда, то многие гости разочаровываются, имея завышенные ожидания, мечты и кучу стереотипов. Все хотят увидеть монахов-бойцов в деле. Местные рассказывают, что увидеть мастера в деле - значит, лишиться руки, ноги или головы. Но настоящие мастера не развлекают публику, им это чуждо и не нужно.

Чему можно научиться

В Шаолинь получают главное: совершенствование духа и постижение истины путем совершенствования тела и ума. Монахи никогда не начинают бой первыми, всегда лишь защищаются и в реальной жизни не вступают в бой с другими монахами.

Программа в комплексе разработана до средней школы, в том числе с курсом иностранных языков и компьютерной грамотностью. В курс боевого искусства включены теория боя, владение холодным оружием, владение неожиданным оружием, техника болевого захвата, рукопашный бой. Здесь обучают техникам цигун, тренировки дыхания, архат, нень-хуа.

Обучение длится три, пять и восемь лет. Спустя три года разрешается работать тренером и участвовать в соревнованиях. Более долгое обучение уходит на то, чтобы стать инструктором или судьей во время соревнований, актером, постановщиком боев в кино и “Мастером Шаолинь”.

Экзамен на Мастера Боевых Искусств

Легенда гласит, что в те далекие времена, когда курс монаха Шаолинь длился 15 лет, существовал “смертельный экзамен” выпускника. Он принимался поэтапно.

На первом этапе проверяли знания теории духовных практик и боевых искусств, затем переходили к испытаниям физических способностей. Нужно было натянуть тетиву большого лука, бить кулаками и ребрами ладоней кирпичи и камни, поднимать каменные гири.

Следовал этап на реакцию, интуицию и скорость. Монах входил в полутемное помещение, садился посередине комнаты в медитацию. Его задачей было, не двигаясь с места, увернуться или перехватить брошенные в него ножи и копья.

Chinese traditional weapons

Мастерство единоборства проверялось в комнате с десятком вооруженных бойцов. В то время, как у испытуемого была лишь скамья. Финалом экзамена был “Лабиринт смерти” с опасными смертельными ловушками, глубокими ямами, летающими ножами и бревнами. У выхода из лабиринта стояла огромная урна с горячими углями, чтобы сдвинуть нужно было плотно прижаться к ней. После такого испытания на теле оставалось два клейма: дракон и тигр. А выпускник становился Мастером Жизни и Смерти.

Цены на обучение

В каждой спортивной школе цены на пребывание и обучения разнятся. Мы озвучиваем примерную стоимость для общего понимания вопроса.

Обучение в обычной группе стоит от €1000 в год. Полный пансион для детей от 5 до 15 лет обойдется в €2700 в год. VIP группы, в которых нет ограничений по возрасту, от €4000 в год. Каждодневные занятия кунг-фу до 6 часов €4200 в год. Обучение технике цигун - €700 в месяц.

Что посмотреть в долине Шаолинь

Так как монастырь возродился недавно, все постройки являются современными. Единственное историческое место Лес пагод, здесь находили последний покой настоятели.

Pagoda Forest

В храме на территории монастыря хранится камень с отражением основателя. Считается, что его лицо отпечаталось на камне после долгих медитаций.

Приехав сюда ненадолго, постарайтесь попасть и поучаствовать на уроке боевого искусства с мастерами из школ Шаолинь, посетить храм и увидеть спектакль кунг-фу.

Как приехать в монастырь

Чтобы приехать в монастырь, самостоятельному путешественнику нужно добраться до Пекина. Затем на самолете в небольшой городок Дэнфэн. Это в 30 км от монастыря. Отсюда на автобусе отправится к достопримечательности за €2.

На заметку

Монахи не спешат раскрывать иностранцам истинные секреты Шаолинь. Поэтому нужно упорно и долго трудиться, чтобы получить доверие местных мастеров.

Buddhist monks

Сколько нужно заплатить за то, чтобы стать монахом? Мудрые люди отвечают: от 15 лет жизни. Уникальный опыт невозможно получить, заплатив лишь деньгами. На вопрос, где на самом деле находится монастырь Шаолинь, монахи когда-то отвечали: Он там, где ты. Команда Travellizy желает всем найти свой Путь и Истину.

Храм Шаолинь – буддийский монастырь, расположенный на территории провинции Хэнань в Китае. Это одна из самых густонаселённых территорий Поднебесной. Численность жителей Хэнани превышает 94 миллиона. Здесь находится одна из пяти священных гор, значимых для даосизма, буддизма. Её называют Суншань или Сун. Гора имеет несколько пиков, возвышается над морем на 1,5 километра. На ней построен шаолиньский монастырь, известный собственной философией. Путешественники со всего мира могут обучаться древним боевым искусствам, освоить медитативные практики, познакомится с китайской каллиграфией.

Шаолинь

Монастырь Шаолинь

Туристы посещают шаолиньский монастырь как памятник древней архитектуры. Легендарный храм поможет прикоснуться к древней истории китайского народа. Получив приглашение, можно остаться на территории храма. Ученики местной школы осваивают боевые искусства, основанные на установлении гармонии между человеком и природой. Ежедневные тренировки и упорство помогут в совершенстве овладеть самоконтролем, совершать невероятные трюки. Это станет доступно после познания жизненной энергии Ци, основы китайской философии, на которую опирается традиционная медицина.

Важным аспектом является правильное питание, призванное улучшить состояние здоровья, выносливость. Основу рациона должны составлять пять злаков, фрукты, овощи. Пища должна приниматься три раза за день, это обязательное правило для монахов.

Шаолиньский монастырь



История

Монастырь был основан в конце V века индийским монахом по имени Бато. 530 год ознаменовался прибытием Бодхидхарма. Это один из патриархов буддизма. Он поселился в монастыре, начав проповедовать своё учение. Основал школу чань-будддизма, которая привела к формированию дзен, учению о просветлении.

Основные принципы чань-буддизма гласят:

  • карма стоит превыше всего, нет смысла ей противиться, слишком огорчаться или чересчур радоваться, нужно принимать причинно-следственные связи мира
  • действия должны быть освобождены от корысти, любые поступки совершаются исключительно от чистого сердца, благих намерений
  • всегда нужно следовать принципам Дхармы, главного учения, представляющего собой свод правил, предписаний

Важные события для Шаолиня собраны в таблице.

Основатель

Бодхидхарма, так же известный как Дамо, считается основателем Шаолиня. Именно он передал монахам основы учения, повлиявшие на мировоззрение, ставшие истоком целой философии. Изменились не только медитативные практики, люди познали новые способы улучшения, поддержания физического здоровья.

Бодхидхарма

Дамо был наследником принца Китая. Но светская жизнь мало интересовала молодого человека. Он отказался от богатства, посвятив свою жизнь буддизму. Он нашёл отклик в сердцах монахов Шаолиня, проповедовал своё учение. Дамо говорил, что нужно стремиться стать Буддой, найти его внутри себя, реализовать. Он считал, что такого состояния способен достичь каждый.

Дамо 9 лет провёл в пещере, расположенной неподалёку, медитируя, занимаясь самосозерцанием. Он сидел в позе лотоса, лицом к стене, не шевелился. Лишь однажды монах уснул, за что страшно корил себя. Дамо вырвал ресницы со своих глаз, бросил их на землю. Легенда гласит, что на этом месте вырос чай. Он стал необходимой составляющей медитации. Напиток помогал взбодриться, вернуть силы.

Проведя 9 лет в одном положении, Дамо не мог шевелить ногами. Двигательная способность была полностью утрачена. Но благодаря упорству и комплексу упражнений монах вернул способности ходить. Поэтому сочетание молчаливого созерцания и физической активности легли в основу философии Шаолиня.

Комплекс упражнений, представляющий собой целую систему, состоял из:

  • элементов кулачного боя
  • тренировок с посохом монаха
  • дыхательных техник

Связь между внутренним и внешним прослеживается в философии, созданной монахом. Он говорил, что духовное развитие и внутреннее самосовершенствование должны сопровождаться действиями, пронизанными добродетелью.

Где находится монастырь Шаолинь

Провинция Хэнань, где располагается монастырь, находится на востоке центрального Китая. Площадь её 166 тысяч квадратных километров.

Как добраться

Чтобы попасть в храм Шаолинь, нужно добраться до ближайшего города – Чжэнчжоу. Это столица провинции Хэнань. Добраться до города проще всего самолётом. Аэропорт Чжэнчжоу не связан с крупными городами Европы и Азии, поэтому лететь придётся пересадками через Пекин или Шанхай. Уже отсюда предусмотрен транспорт до знаковой достопримечательности Поднебесной:

  • автобус. Туристический транспорт доставит до места назначения за 3 часа. Но, существуют неудобства его использования. Это ограниченное время на территории монастыря
  • автомобиль. Есть два варианта. Первый – использовать туристический транспорт, следующий до города Дэнфен. Это небольшое поселение у подножия священной горы, служащей обителью Шаолиню. Также можно воспользоваться услугами такси, вызвав автомобиль в удобное место

Чжэнчжоу на карте

Путь Шаолиня

Учениками монахов могут стать малыши в возрасте от 4 до 6 лет. При достижении совершеннолетия дети Шаолиня должны определиться с дальнейшей судьбой. Ученики возвращаются к мирской жизни или остаются служить. Раньше считалось, что покинуть монастырь по собственной воле практически невозможно. Существовала легенда о коридоре смерти Шаолинь. За дверью испытуемого ждало множество препятствий, преодолеть которые можно применив только полученные навыки. Например, молниеносно выдернуть руку из гильотины, после того как толкнуть дверь. Иначе орудие пыток сработает.

Также предусматривался своеобразный экзамен, именуемый 36 ступеней Шаолиня. Ученикам необходимо было пройти 36 залов с испытаниями. Результаты оценивались строго, при этом проверялись сила ударов, боевые стойки, ловкость при передвижениях. Такой экзамен появился после реформ Шаолиня, когда возникло беспокойство по поводу большого количества монахов, возвращавшихся к мирской жизни. При этом они приписывали себе несуществующие умения.

Философия Шаолинь

Боевые искусства Шаолиня призваны сохранить человеческую жизнь, обезвредив его на время. Например, можно воздействовать на определённую точку на теле человека и он потеряет сознание. На здоровье же и жизни это не отразится. То есть монахи не должны убивать, их основная задача – защищаться, не навредить.

До распространения философии служители храма были частыми жертвами разбойников. После прихода Дамо репутация монахов изменилась. Их считали опасными и непобедимыми. Разбойники их боялись, старались обходить стороной. Считалось, что последователи дзен буддизма непобедимы, они обладают силой воли и духа, что достигается путём контроля над телом и эмоциями. А для этого необходимы длительные и упорные тренировки.

Секрет уникальных способностей монахов

Уникальные способности монахов создаются после подчинения энергии Ци. После этого человек способен:

  • развивать сверхчеловеческие способности, в том числе небывалую выносливость, так как могут руководить болью
  • подчинять природные силы
  • предвидеть неприятности и опасности, приобретённая мудрость и жизненный опыт не дают застать человека врасплох

Физические упражнения сочетаются с психологическими тренингами, что необходимо для гармоничного развития личности.

Легенда о тринадцати воинах монахах

В первой половине VII века на территории храма появилась монашеское войско. Такая привилегия стала возможной после помощи, оказанной монахами действующему императору. 13 смелых монахов под предводительством Таньцзуна вернули правителю его трон. При этом они сражались, используя лишь посохи. С этого момента храм Шаолинь начал приобретать славу как центр боевых искусств. Влияние монахов в Поднебесной усиливалось.

Современный Шаолинь

Сейчас Шаолинь – популярная достопримечательность, туристы беспрепятственно попадают на территорию монастыря. Здесь оборудованы сувенирные лавки, работают рестораны и закусочные.

Как живут монахи

Считается, что в монастыре проживает около 100 монахов. Они достигли просветления, к которому стремились, но не общаются с мирскими жителями. Каждый день они проходят мучительные и изнуряющие тренировки, которые в итоге приносят им навыки, кажущиеся нереальными. Они разбивают камни и гнут железные пруты, совершают перевороты в воздухе, могут стоять на двух пальцах одной руки. Чтобы достичь таких способностей, необходимо придерживаться дисциплины, даже отдыхать и заниматься своими делами по расписанию и следовать правилам:

  • выполнять ежедневные упражнения, развивать выносливость, силу
  • изучать различные боевые стили
  • медитировать на досуге
  • совершенствовать полученные навыки, участвуя в боях со старейшинами
  • внимать проповедям наставников

Как попасть на обучение

Монахи Шаолиня сотрудничают со специализированными центрами Поднебесной. Именно туда необходимо обращаться, чтобы попасть в монастырь. Организуют групповые поездки, при которых устраивают коллективные медитативные практики и тренировки.

Обучение боевым искусствам можно пройти в одном из учреждений, открытых на территории монастыря. При этом за год придётся заплатить около тысячи долларов. Длительность курса составляет от 3 до 10 лет.

монастырь

Сегодня Шаолинь – туристическая достопримечательность. Боевые искусства монахов, ушу, каратэ, распространились среди стран мира и пользуются популярностью в наши дни. Люди мечтают достичь просветления, прикоснувшись к тайнам и традициям буддистских тренировок.

Читайте также: