Сийский монастырь как посетить

Обновлено: 18.09.2024

Меня неоднократно посещали мысли о проживании в монастыре. Иной мир я примеряла на себя и осознавала, что не готова к кардинальному шагу в своей жизни. Однажды мне пришлось пожить в обители во время поездки по святыням Ярославской области. Я была гостем в одном из монастырей. Со стороны наблюдала жизнь послушников и монахинь. Своими наблюдениями делюсь с вами в этой статье. Стать монахиней непросто. Для этого нужно пройти испытательный срок. Мало иметь желание. Проверка временем в достаточно суровых условиях отфильтровывает людей. Кто-то остаётся в монастыре навсегда, а некоторые возвращаются в цивилизацию к мирской жизни.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – ПОСЛУШАНИЕ

Попробовать пожить в монастыре и соблюдать правила может любой желающий. Важное условие – соответствующая одежда. У мужчин – это рубашка и брюки.

У женщин – это юбка до пят, платок на голове, закрытые полностью руки и отсутствие косметики на лице. Послушники бесплатно выполняют работу. Причём выбора нет. Могут поручить полоть грядки, убирать в уборной, трудиться на кухне и в трапезной. Никакая грязная работа не должна смущать. Таким образом, человек отсекает свои желания. Мы были в Толгском монастыре с мужем в паломнической поездке. Я тоже хотела потрудиться, но не получилось. В Серафимо-Дивеевском монастыре видела, как послушницы работали на кухне: чистили на улице картошку.

Посещение богослужений в церкви обязательно. Прогуливать службы не рекомендуется. Косо будут смотреть другие послушницы и настоятельница с монахинями. Если уж пришли в обитель, соблюдайте весь устав. Будет плюсом, если часто причащаться и исповедоваться.

Проживание в обители будет трудным из-за присутствия чувства голода. Здесь не получится перекусить и попить чашечку чая с печеньем, когда захочется. Обед и ужин состоят из простой, но питательной пищи. В ином мире скудное пропитание.

Для принятия монашества условия проживания строже. С собой нужно взять минимум вещей, паспорт, автобиографию, справку о семейном положении. К документам приложить заявление на имя настоятельницы обители.

Перед поворотным решением уйти в монастырь должен предшествовать духовный путь. Следует обсудить этот шаг со священнослужителем, чтобы батюшка предостерёг от ошибки и дал советы. Поможет самоанализ психологического портрета себя. Следует ответить на вопрос: зачем нужен новый опыт, перемены в жизни. Кому-то не хватает новых эмоций.

Некоторые бегут от проблем.

Лишь единицы ощущают безграничную любовь к Всевышнему, готовы пожертвовать всем, чтобы посвятить Спасителю жизнь. Перед проживанием стоит утрясти юридические вопросы с недвижимостью и остальным имуществом, погасить долги, предупредить родных и знакомых.

В самом монастыре готовиться к собеседованию. Настоятельница монастыря задаст вопросы, которые могут быть заковыристыми. Они не должны смущать или заставлять сомневаться в выборе. Если же есть колебания, уход в иной мир лучше отложить либо попробовать себя в виде насельницы.

Испытательный срок длится от одного до трёх лет. Человек полностью отсекает волю, отрекается от близких и связей с внешним миром. Свои привычки, увлечения придётся оставить в миру.

Послушание даёт настоятель. Когда мы жили в Толгском монастыре, женщина мыла санузел. Просила нас следить за чистотой туалета после посещения. Помню, говорила паломникам, что она за нами венцы собирает – призывала к совести и чистоплотности.

Жизнь подчинена строгому распорядку. Молитва играет в жизни инока главную роль. В монастыре много молятся. Если дома можно пропустить утреннее правило, то в обители такое не позволительно. Здесь нет выходных. Подъём в 5-6 утра, чтобы успеть прочитать утреннее молитвенное правило и идти на богослужение в храм или нести послушание.

Затем обед и снова за труды.

После ужина вечернее богослужение, молитвенное правило и отбой.

Обычно в 22 часа жизнь в монастыре затихает. Уйти из монастыря по собственной воле нельзя. Пользоваться смартфоном и интернетом запрещается. В келье скромная обстановка. Постель будет не такой мягкой, как дома, да и постельные принадлежности простыми. Вся роскошь остаётся за пределами обители.

Обеты, которые даются в монастыре, на всю жизнь. Это как любить родителей. Нормальный человек никогда не откажет им в помощи. Так и в монастырских стенах придётся хранить верность и преданность Спасителю.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Послушание в монастыре и иночество приравниваются к духовному подвигу, испытанию, к которому нужно быть готовыми.

Придётся много молиться, трудиться, но мало отдыхать.

Скудные жилищные условия, питание, отсутствие ванны усиливают оторванность от мира – готовы ли к сильнейшему испытанию в своей жизни.

Перед принятием решения о проживании в монастыре человеком должна быть сделана оценка причин, побудивших его к этому шагу.

Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров

На Соловках волонтёрских программ нет, но православные мужчины могут приехать трудниками с 1 мая по 30 сентября. В первую очередь монастырь нуждается в малярах, штукатурах, электриках и плотниках. Чтобы записаться в добровольцы, нужно прибыть в качестве паломника и получить благословение. Живут трудники в комнатах по 6–10 человек с удобствами на этаже.

Добраться до Соловков можно из Санкт-Петербурга или Москвы на мурманском поезде до станции Кемь (от 3000 руб.), а дальше на корабле (1600 руб.) либо на самолёте из Архангельска (около 6000 руб.).

Введенский ставропигиальный мужской монастырь (Оптина пустынь), Калужская область

В Оптину пустынь приезжают работать как взрослые, так и дети. Вот уже 27 лет у стен монастыря с середины июня по конец июля размещается детский православный волонтёрский лагерь. Дети живут в палатках, послушаются в монастыре, ставят спектакли, рисуют, участвуют в соревнованиях.

Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров

Оптина пустынь, по преданию, была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта. Фото: Natalia Sidorova / Vostock Photo

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Нижегородская область

Дорога на машине от Москвы – можно сделать остановки во Владимире, Муроме и Арзамасе. Другой способ – поезд: с этого лета введён маршрут Москва–Арзамас–Дивеево по схеме поезд+автобус, цена в одну сторону – 250 руб.

Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров

Свято-Покровский женский монастырь, Свердловская область

От Екатеринбурга до Верхотурья добираются на автобусе (от 800 руб.) или поезде (от 2500 руб.), время в пути – около пяти часов.

Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров

Буддийская община Шедруб Линг, Свердловская область

Двери единственного на Урале буддийского монастыря открыты для всех – туристов, паломников и волонтёров. Сам монастырь расположен на живописной горе Качканар – местами суровой и скалистой, а местами покрытой альпийскими лугами. В монастыре есть две ступы, храм и библиотека. Также здесь проводят образовательные курсы, и можно совместить приятное с полезным: восполнить пробелы в знании буддизма и поработать на стройке храма. В тёплое время года у монастыря можно разбить палатку, в холодные месяцы жить придётся в общей комнате, а ночевать на полу в спальниках.

Добраться до Шедруб Линга непросто. От Екатеринбурга до города Качканар идёт автобус, время в пути – 4,5 часа (от 600 руб.), далее нужно следовать точным указаниям, которые даны на сайте монастыря (придётся преодолеть пеший подъём длиной 8 км).

Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь, Ставропольский край

Монастырь находится в 10 км от Пятигорска неподалёку от города Лермонтов. Между населёнными пунктами курсируют маршрутки и такси, время в пути – 15–20 минут, цена – от 35 руб.

Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров

Пятиглавая гора Бештау, в честь которой назван город Пятигорск, официально объявлена ландшафтным памятником природы. Фото: CSP_zhekos / age / East News

Иволгинский дацан, Бурятия

Добраться до дацана можно от Улан-Удэ на двух маршрутках. Первая – за час и 45 руб. довезёт до села Верхняя Иволга, вторая за 10 мин. и 25 руб. – до монастыря.

Есть, молиться, работать: 9 монастырей, открытых для волонтёров

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковская область

Добираться удобно от автовокзала города Пскова на автобусе за час и 100 руб.

Сурский Иоанновский женский монастырь, Архангельская область

Крошечный монастырь, где сейчас постоянно живут пять сестёр, очень нуждается в помощи. Каким-то чудом эти смелые женщины управляются с большим хозяйством – несколькими полями, двумя коровами, телёнком и курами. Об этом с неподдельной искренностью пишет на сайте монастыря матушка Митрофания. Помимо сельскохозяйственной деятельности здесь ведётся восстановление разрушенного в советские годы монастыря и строительство Дома милосердия для вдовых священников.

Добираются до Суры на перекладных – сначала до Архангельска, потом на поезде до Карпогор, а оттуда на машине, которую может прислать матушка. Помимо работы и общения с сёстрами трудников ждёт знакомство с природой северного края, настоящий отдых от цивилизации и, если они приедут в начале лета, белые ночи.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подборка монастырей разных конфессий, в которых можно пожить вместе с монахами, от редакции журнала National Geographic Traveler.

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь, Архангельская область

На Соловках волонтёрских программ нет, но православные мужчины могут приехать трудниками с 1 мая по 30 сентября. В первую очередь монастырь нуждается в малярах, штукатурах, электриках и плотниках. Чтобы записаться в добровольцы, нужно прибыть в качестве паломника и получить благословение. Живут трудники в комнатах по 6–10 человек с удобствами на этаже.

Добраться до Соловков можно из Санкт-Петербурга или Москвы на мурманском поезде до станции Кемь (от 3000 руб.), а дальше на корабле (1600 руб.) либо на самолёте из Архангельска (около 6000 руб.).

Введенский ставропигиальный мужской монастырь (Оптина пустынь), Калужская область

/upload/iblock/6a0/6a0ed187430e4d6803d4b5ff6d9cbf14.jpg

Natalia Sidorova / Vostock Photo Оптина пустынь, по преданию, была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Нижегородская область

Дорога на машине от Москвы — можно сделать остановки во Владимире, Муроме и Арзамасе. Другой способ — поезд: с этого лета введён маршрут Москва–Арзамас–Дивеево по схеме поезд+автобус, цена в одну сторону — 250 руб.

/upload/iblock/a50/a50fe13d0bf2446054464ad49a51aa72.jpg

Свято-Покровский женский монастырь, Свердловская область

От Екатеринбурга до Верхотурья добираются на автобусе (от 800 руб.) или поезде (от 2500 руб.), время в пути — около пяти часов.

/upload/iblock/cd0/cd00db686040cd3920e0c98be78aea44.jpg

Буддийская община Шедруб Линг, Свердловская область

Двери единственного на Урале буддийского монастыря открыты для всех — туристов, паломников и волонтёров. Сам монастырь расположен на живописной горе Качканар — местами суровой и скалистой, а местами покрытой альпийскими лугами. В монастыре есть две ступы, храм и библиотека. Также здесь проводят образовательные курсы, и можно совместить приятное с полезным: восполнить пробелы в знании буддизма и поработать на стройке храма. В тёплое время года у монастыря можно разбить палатку, в холодные месяцы жить придётся в общей комнате, а ночевать на полу в спальниках.

Добраться до Шедруб Линга непросто. От Екатеринбурга до города Качканар идёт автобус, время в пути — 4,5 часа (от 600 руб.), далее нужно следовать точным указаниям, которые даны на сайте монастыря (придётся преодолеть пеший подъём длиной 8 км).

/upload/iblock/d98/d9887190a6dd3c309c8bfccb008c7839.jpg

Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь, Ставропольский край

Монастырь находится в 10 км от Пятигорска неподалёку от города Лермонтов. Между населёнными пунктами курсируют маршрутки и такси, время в пути — 15–20 минут, цена — от 35 руб.

/upload/iblock/9f7/9f7b14994ae6bf8e65b7575602aa00cc.jpg

CSP_zhekos / age / East News Пятиглавая гора Бештау, в честь которой назван город Пятигорск, официально объявлена ландшафтным памятником природы.

Иволгинский дацан, Бурятия

Добраться до дацана можно от Улан-Удэ на двух маршрутках. Первая — за час и 45 руб. довезёт до села Верхняя Иволга, вторая за 10 мин. и 25 руб. — до монастыря.

/upload/iblock/a44/a44f2aa349628e9af9d37ded999ddad8.jpg

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковская область

Добираться удобно от автовокзала города Пскова на автобусе за час и 100 руб.

/upload/iblock/51c/51cb4d6a6e0d83bc42f7e830037b6857.jpg

/upload/iblock/065/0650048f0516be2201f72ec89fc2a5f4.jpg

Сурский Иоанновский женский монастырь, Архангельская область

Крошечный монастырь, где сейчас постоянно живут пять сестёр, очень нуждается в помощи. Каким-то чудом эти смелые женщины управляются с большим хозяйством — несколькими полями, двумя коровами, телёнком и курами. Об этом с неподдельной искренностью пишет на сайте монастыря матушка Митрофания. Помимо сельскохозяйственной деятельности здесь ведётся восстановление разрушенного в советские годы монастыря и строительство Дома милосердия для вдовых священников.

Добираются до Суры на перекладных — сначала до Архангельска, потом на поезде до Карпогор, а оттуда на машине, которую может прислать матушка. Помимо работы и общения с сёстрами трудников ждёт знакомство с природой северного края, настоящий отдых от цивилизации и, если они приедут в начале лета, белые ночи.

— православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Современное состояние

История Свято-Троицкой обители



Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием, который впоследствии сам же писал для церкви иконы, и получил название в честь своего главного храма – Свято-Троицкий.

С 1599 по 1605 год здесь жил в заключении отец первого русского царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, – Фёдор Никитич Романов, который был пострижен под именем Филарет.

До XVIII века монастырь вёл активную жизнь и был одним из крупнейших центров притяжения верующих, но со временем деятельность в обители стала угасать.

В 1923 году он был закрыт по решению Губернского исполнительного комитета, и прилежащие территории заняли колхоз, дом отдыха и интернат, а в семидесятых годах прошлого века появился пионерский лагерь для детей, родители которых работали на автотранспортных предприятиях региона.

С 1992 года обитель вновь принадлежит Русской православной церкви.В ней время от времени проводится реставрация, работает возрождённая иконописная мастерская, а также ведётся хозяйство – обители принадлежат ферма, конюшня, многочисленные теплицы и пекарня.

Влюбиться в пасторальные холмогорские деревни и посетить одну из самых значимых обителей Севера можно на индивидуальной экскурсии “Из Архангельска в Антониево-Сийский монастырь”

Здесь можно выбрать жилье в Архангельске:

Библиотека


Особого внимания заслуживает местная библиотека, которая насчитывает более 40 тысяч единиц хранения. В библиотеке находится не только духовная литература, но и современные издания, например, книга Архимандрита Тихона “Несвятые святые”. Есть также книги для детей и издания о святыне.

В монастыре ежемесячно выпускается миссионерская газета “Духовный Сеятель”, а также ежегодный церковно-исторический альманах “Сийский Хронограф”.

Некоторые книги оцифрованы и их можно скачать для чтения в разделе “Библиотека” на сайте монастыря.

Упадок Сийского монастыря

Большой проблемой стала необходимость изыскивать средства на поддержание в должном порядке многочисленных монастырских построек. На собственные доходы монастырь не мог их ремонтировать, а на вклады теперешняя знать была куда менее торовата, чем князья и бояре прежних времен.

Отремонтировать Троицкий собор, давно и настоятельно требовавший внимания к себе, удалось только на пожалованные Екатериной II 500 рублей. Но в целом состояние монастыря оставляло желать много лучшего.

В XIX веке состояние Сийского монастыря несколько поправилось — однако о былом величии речи уже не шло. Число монахов не превышало в эту пору двадцати человек, ремонты хотя и производились время от времени, но носили такой безалаберно-ремесленный характер.

Время возрождения

В начале осени 1992 года епископ Архангельский и Холмогорский Пантелеимон добивается у Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ благословения на возвращения уникальной архангельской святыни под лоно православной Церкви.

Назначенный настоятелем попранной обители иеромонах Трифон застал только развалин, но он почувствовал живой дух святителя, основателя святыни преподобного Антония и в октябре 1992 года провел первую Литургию в Сергиево-Радонежской церкви.



Богослужение в Антониево-Сийском мужском монастыре

Так началось возрождение православия в северном крае России.

Прибывшие монахи возобновили работу в иконописной мастерской, начали совершать служения в приходах края, не имеющих своих священников. Монастырская братия с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божью на восстановлении Сийской святыни.

Архангельская епархия

Антониево-Сийский монастырь заслуженно считается одним из наиболее крупных и известных в Архангельской области. Расположенный в Холмогорском районе, он привлекает внимание не только верующих, но и путешественников, желающих познакомиться с историей родного края, а также побыть в месте столь уединенном и живописном.

Считается, что монастырь долгое время был центром культурной, духовной и даже экономической жизни северной части России. Здесь останавливались многие исторические личности, а также активно развивалась рукописная школа, часть из трудов которой в настоящее время хранят крупнейшие архивы нашей страны. Не может ускользнуть от внимания и огромный библиотечный фонд, сформировавшийся в течение долгой жизни монастыря. Стоит также отметить, что именно здесь был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.


В настоящее время к местным святыням организуется паломничество. Помимо участия в храмовом богослужении, паломники смогут посетить места подвигов основателя обители Антония. Также на территории монастыря расположены ферма, конюшня, теплицы, пекарня и даже столярная мастерская, в деятельности которых совершающие паломничество могут принять участие.

Погода в Антониево-Сийском монастыре (по д. Кулига) — Gismeteo

Современное состояние

Подворье Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь включает в себя несколько архитектурных памятников. Основным является четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор, который был заложен в 1589 г., а достроен лишь в 1606. Храм сочетает в себе элементы новгородского и московского зодчества: своды в невысоких арках, аркатурные звенья, широкий антаблемент, расположенный под закомарами. Невооруженным глазом легко определить, что средняя глава значительно доминирует над остальными. Спустя примерно сотню лет после постройки собор перекрыли на четыре ската и изменили форму его центральной главы.

Вторым объектом является шатровая Благовещенская церковь, которая была заложена в 1638 г. с трапезной и келарской палатами. Строительство церкви заняло около пяти лет. Интересным является тот факт, что новое построение было возведено на месте ранее существовавшего деревянного храма и во многом повторяет его архитектуру. Об этом свидетельствует наличие элементов деревянного храмового зодчества. Например, высокий шатер на небольшом восьмигранном построении, двухчастный алтарь, а также две маленькие главки над престолами, которые впоследствии были утрачены.

Позднее, в период с 1661 по 1687 год, были также построены Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь, и Сергиевская церковь с двухэтажными кельями. Целиком все основные строительные работы завершились только к 1699 г.


Из истории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря

Уже прошло почти 20 лет со времени возобновления (1992 г.) регулярного пастырского служения и монашеской жизни в одном из древнейших русских монастырей, находящемся в колыбели средневековой святости — Архангельской земле, прославившей свое Отечество тысячами чтимых и безвестных подвижников веры. Эта знаменательная дата нам кажется весомой еще и потому, что история обители есть не только летопись Русского Севера прошлых веков, но и современная нам жизнь, с ее шатаниями по сторонам, приведшими к апофеозу безверия, с ее трагическими страницами, наконец, с ее духовной нитью, связующей то доброе и светлое, что всегда жило в русском народе. И во всем этом деятельное участие принимал и продолжает принимать Сийский монастырь. Его история, полная легендарных событий и насыщенная подчас никому неизвестными обыденными эпизодами, все же заслуживающими и нашего внимания, по крупицам теперь собираемая, есть и наш общий вклад в дело сохранения и укрепления основ подлинной русскости, коренящихся там, в глубине веков… Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь своим рождением обязан преподобному Антонию, который в 1520 г. вместе с шестью учениками водрузил деревянный Крест и поставил келью на мысу Михайловского озера у реки Сии. Еще до прихода в эти места монахов среди местного населения существовало поверье: одни слышали колокольный звон, другие — церковное пение.

Как добраться самостоятельно?

Добраться в монастырь можно только на автобусе из Архангельска или на собственном автомобиле. Однако стоит учесть, что нет такого автобусного маршрута, который пролегал бы непосредственно до места.

Доехать можно на автобусах, которые идут в Вельск, Березник, Котлас или Коряжму; нужно выйти на автобусной остановке Сия и пройти пешком около восьми километров до обители.

Найти самые выгодные цены на гостиничный номер в Архангельске можно здесь:

Читайте также: